Использование телефона за рулем статья коап

Использование телефонной связи во время управления транспортным средством так, что одна рука водителя оказывается занятой, создаёт крайне высокий риск совершения ДТП. В определённый период развития сотовой телефонии чуть ли каждое третье нарушение правил, повлекшее за собой столкновение, наезд или другие тяжелые последствия, было совершено из-за того, что водитель отвлекался на телефонные переговоры, а телефон занимал его руку.

Эта проблема стала столь серьёзной, что в КоАП РФ была добавлена отдельная статья 12.36.1. Она имеет всего одну часть и устанавливает наказание за использование во время движения телефона, не оборудованного специального устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, в виде штрафа в размере 1500 руб.

Объективная и субъективная сторона правонарушения

Объектом правонарушения остаются единые для всей главы 12 КоАП РФ общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Объективная сторона связана с нарушением п. 2.7 ПДД. В нём перечисляется всё то, что запрещается делать водителю, а в списке есть и ведение телефонных переговоров с помощью телефона, который требует использования рук. Субъектом может быть только водитель, который нарушает ПДД, а субъективная сторона выражается в умысле или неосторожности.

Судебная практика по ст. 12.36.1 КоАП РФ

В судебной практике в равном объёме имеются дела, в которых судьи соглашаются с мнением инспекторов ДПС и водителей. Многое здесь зависит от последовательности поведения последних.

К примеру, решение № 12-14/2019 от 27 июня 2019 г. по делу № 12-14/2019 Лешуконского районного суда Архангельской области полностью поддерживает сторону водителя. Тот же с самого начала утверждал, что телефонных разговоров не вёл. Водитель заявил, что в момент, когда на него обратил внимание инспектор ДПС ему на самом деле позвонил приятель, но он не стал тому отвечать. Инспектор же составил протокол и оштрафовал водителя на 1500 руб., однако тот стал оспаривать свою вину сразу и точки зрения не менял.

Судья указал, что водитель не обязан доказывать свою невиновность, а инспектор не предъявляет никаких существенных доказательств его вины. В результате жалоба гражданина была удовлетворена, а постановление инспектора отменено.

Примером обратного решения суда может служить то, что имеет № 7-486/2019 от 19 июня 2019 г. по делу № 7-486/2019 Суда Ханты-Мансийского автономного округа. Гражданин был оштрафован по рассматриваемой статье, но впоследствии стал отрицать свою вину. Однако это не нашло понимания ни в одном суде, включая окружной. Водитель предоставил распечатку телефонных переговоров, которая по его мнению подтверждает, что он не отвечал на входящие звонки.

Суд же не увидел необходимости переоценивать имеющуюся доказательную базу в силу того, что объяснения сотрудников ГИБДД подтверждаются в полном объеме видеозаписью, показывающей водителя, который во время движения держит руку возле уха. Указанные доказательства полностью согласуются между собой и в своей совокупности в полном объеме подтверждают его вину в совершении правонарушения.

Из показаний сотрудников полиции следует, что водитель объяснил им, что ищет по телефону друзей, чтобы они объяснили ему, куда двигаться дальше. Из предоставленной же распечатки видно, что им все же осуществлялись телефонные разговоры в период с 22.11 – 22.34, что также косвенно подтверждает его вину в совершении правонарушения.

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 12.36.1 КоАП РФ

Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Использование телефона во время вождения запрещено во многих странах, в том числе в России. Пунктом 2.7 ПДД РФ водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 1500 рублей.

Вместе с тем, как показывает практика, многие водители, осознавая опасность использования гаджетов при участии в дорожном движении, все же не готовы отказаться от наушников или смартфонов в пользу безопасности, недооценивая возможные последствия.

Проведенные исследования использования телефона во время движения как для звонков, так и для набора смс-сообщений показывают, что в 100% случаев водитель не способен быстро и качественно вести машину, соблюдая все требования Правил дорожного движения.

До недавнего времени считалось, что запрет на разговор по телефону за рулем призван, прежде всего, бороться с посторонним предметом в руках водителя, — одной рукой сложнее управлять машиной, особенно на поворотах, и быстро реагировать на стремительно развивающуюся нестандартную ситуацию на дороге. Сейчас эксперты сходятся во мнении, что не менее опасным фактором является отвлечение внимания от дороги.

Исследования, проведенные как с использованием симуляторов, так и в реальной дорожной обстановке, показали, что водители, смотрящие на экран гаджета, сокращают визуальный обзор дороги и с большей вероятностью выезжают на встречную полосу на поворотах, а также медленней реагируют на непредвиденные ситуации.

Телефонные разговоры, написание смс-сообщений, пользование другими возможностями смартфонов за рулем специалисты называют рассеянным вождением, когда человек, отвлекаясь от дороги, не всегда может вовремя заметить опасность. Кроме того, часто невозможно предсказать степень воздействия негативной информации, получаемой по телефону, — например, сообщения о неприятностях, случившихся с родственниками, пожарах, авариях и прочих стрессовых ситуациях могут заблокировать самоконтроль даже опытного автолюбителя.

Исследования показывают, что разговор по мобильному телефону во время вождения увеличивает шанс попасть в ДТП в четыре раза.

Наиболее критичными, по мнению экспертов, являются ситуации, когда водители транспортных средств пишут смс-сообщения во время движения. Большинство из них считает, что может работать в многозадачном режиме, но ученые пришли к выводу, что водители ездят гораздо более хаотично, когда они пишут текстовые сообщения, чем когда пьют, едят или слушают музыку за рулем.

В действительности, возможность работы в многозадачном режиме является большим заблуждением. Как правило, водители, которые считают, что могут делать несколько дел сразу, импульсивны и излишне самоуверенны. Они считают, что в состоянии полностью контролировать ситуацию на дороге, но это не так.

Человеческий мозг при выполнении нескольких действий одновременно может воспринимать только небольшую часть окружающей обстановки. Фактически, как показывают исследования, когда водитель пишет смс-сообщение в своем телефоне, он видит пустую дорогу только потому, что она была таковой несколько секунд назад, но проблема может возникнуть в любой момент.

Решить проблему отвлечения внимания на смартфон в процессе участия в дорожном движении в разных странах пытаются не только за счет ограничений, закрепленных законодательно, но и посредством социальных кампаний. Так. В частности, в ряде европейских стран была инициирована кампания #ParkYourPhone, направленная, прежде всего, на молодежную аудиторию. Кампания призывает молодых людей отказаться от использования смартфонов во время движения, причем не только в качестве водителей, но и в качестве пешеходов и велосипедистов.

Социальная кампания #ParkYourPhone нашла поддержку и в России. В частности, международный опыт был адаптирован в Тюменской области, где кампанию #ПаркуйСмартфон поддержали студенты, медицинские работники, выпускники автошкол, водители. Разъяснительные мероприятия состоялись в местах массового притяжения людей – в торговых центрах, на наиболее оживленных перекрестках областного центра. Большинство участников акции согласились с доводами волонтеров и выразили намерение отказаться от использования телефона при переходе проезжей части или управлении транспортом.

Госавтоинспекция МВД России подчеркивает, что использование смартфонов в процессе дорожного движения не может быть безопасным. Единственным приемлемым вариантом общения по мобильному телефону для водителя является только разговор в спокойной обстановке в автомобиле, припаркованном на обочине, а для пешехода – вне зоны проезжей части.

Актуально на 2022 год

Штраф за использование телефона за рулем

За разговор по телефону за рулем штрафуют. Если водитель отвлекается на телефон, есть опасность вовремя не среагировать — случится авария. Но можно говорить по телефону за рулем и не нарушать закон. Рассказываем о разрешенных устройствах, штрафах за телефон за рулем и о том, как избежать наказания.

Штраф за использование телефона за рулем

1500 рублей

Статья 12.36.1 КоАП

Свидетельство о регистрации ТС

Водительское удостоверение

spinner

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Какой штраф за разговор по телефону в 2022 году

По ПДД управлять машиной и одновременно пользоваться телефоном без специального устройства нельзя. Законно использовать гарнитуру или другое приспособление, которое позволяет говорить по телефону без помощи рук. Обычно это наушник с проводом или без, так называемый hands free — с английского «свободные руки».

Штраф за разговор по телефону за рулем без специального устройства — 1500 рублей.

Почему использовать телефон за рулем опасно

Снижает внимание. Чтобы перефокусировать внимание с дороги на телефон, требуется большая работа мозга. Для пожилых или уставших водителей смена фокуса может закончиться аварией.

Замедляет реакцию. ГИБДД говорит, что использование телефона замедляет реакцию на 3 секунды. За это время машина проезжает почти 50 метров. На этой дистанции водитель может встретить любую преграду: от пешехода до многотонной фуры.

Увеличивает смертность. В Японии на дорогах стало гибнуть на 20% меньше людей после того, как приняли закон о запрете использования телефонов во время вождения. Количество пострадавших также упало — на 53,3%. Это данные того же исследования RoSPA.

Как можно использовать мобильный телефон за рулём

Проводная гарнитура. Это обычные проводные наушники с микрофоном. Штекер наушников вставляется в аудиоразъем телефона, и можно разговаривать. Настройки телефона позволяют сделать «автоответ» — когда зазвонит телефон, через 3 или 5 секунд аппарат сам «отвечает» на звонок. Нажимать ничего не нужно.

Режим громкой связи. Если под рукой нет гарнитуры, а отпускать руль ради звонка не хочется, можно включить громкую связь и положить телефон на панель машины. Чтобы при маневрах телефон не скользил по панели или не упал, водители кладут на панель резиновый коврик.

Беспроводная гарнитура. Голос собеседника передается через Bluetooth — это цифровой канал связи, типа Wi-Fi, только работает не дальше 10 метров. Бывает, что версии Bluetooth у телефона и гарнитуры разные — тогда качества связи может быть плохим. Перед покупкой уточните у консультанта версию Bluetooth на гарнитуре и сверьте ее с версией на телефоне.

Мультимедийная система машины со встроенным Bluetooth. Почти во всех современных авто можно подключить телефон к мультимедийной системе. Для этого включите Bluetooth на телефоне — устройство покажет ближайшие аппараты, у которых также активирована связь через этот канал. Выберите из списка нужный пункт — часто это название марки или модели машины.

Такая гарнитура часто идет в комплекте со смартфонами

Такая гарнитура часто идет в комплекте со смартфонами

ozon.ru

Bluetooth-гарнитура передает голос собеседника без проводов. Обе руки — на руле

Bluetooth-гарнитура передает голос собеседника без проводов. Обе руки — на руле

ozon.ru

Пример подключения к системе Лады Весты

Пример подключения к системе Лады Весты

Когда телефон зазвонит, достаточно нажать зеленую кнопку ответа. Телефон может лежать в любом месте салона

Когда телефон зазвонит, достаточно нажать зеленую кнопку ответа. Телефон может лежать в любом месте салона

Как сотрудники ГИБДД фиксируют правонарушение

Фото- и видеофиксация нарушения. Если инспектору удалось заснять, как водитель во время езды говорит по телефону, это послужит доказательством нарушения.

Показания свидетелей. Если водитель попал в ДТП и перед столкновением свидетели заметили, как тот говорил по телефону, это может стать отягчающим обстоятельством. Вина водителя будет доказана, и он будет платить пострадавшим за имущественный и физический вред.

Через компанию сотовой связи. Сотрудники полиции могут запросить детализацию разговоров у мобильного оператора. Это список звонков за определенный период, например, за сутки. Эту меру сотрудники полиции используют, если нужно доказать вину водителя в суде. Обычно в суде разбирают серьезные нарушения: пьяную езду или ДТП со смертельным исходом пострадавших.

Камеры в Москве. С 2020 года в столице фиксируют нарушения на дороге, которые раньше мог заметить только инспектор. Среди них использование телефона за рулем. Камеры фиксируют такой штраф, даже если водитель отвечает на сообщение или просто берет телефон в руки во время движения.

Эти штрафы инспекторы на дороге выписывают крайне редко — только когда идет «штрафная кампания». Инспекторы штрафуют по статье за мобильный за рулем почти всегда, когда есть «разнарядка» на такой штраф. Например, 5 000 штрафов до конца года. Точно так же пешеходов штрафуют за пересечение дороги в неположенном месте, только если необходимо выполнить план.

Как избежать штрафа за пользование телефоном за рулем

Чтобы у инспектора не было повода выписать штраф за использование телефона во время вождения:

  • купите любую удобную гарнитуру;
  • остановитесь и поговорите на обочине или стоянке.

Это поможет избежать не только штрафа, но и аварии.

Штраф за планшет, электронные часы, видеозвонки и мессенджеры

Такого штрафа нет. В законе написано лишь про «телефон» и «переговоры». Если водитель пользуется планшетом, умными часами или пишет сообщение в мессенджере, сотрудник ГИБДД не имеет права штрафовать.

Запомнить

  1. Штраф за использование телефона за рулем авто — 1 500 рублей.
  2. Чтобы не получить штраф, используйте гарнитуру или мультимедийную систему авто, чтобы обе руки были на руле.
  3. Чтобы не отвлекаться от дороги, лучше остановиться и продолжить разговор после этого.
  4. Сотрудник ГИБДД может выписать штраф на основании данных с камеры фотовидеофиксации, собственных фото- или видеоматериалов, показаний свидетелей или с помощью детализации звонков водителя.
  5. Такие штрафы выписывают редко, но они возможны, если ГИБДД нужно выполнить план.
Штраф за непристегнутый ремень в 2023 году

Век развития мультимедийных технологий, беспроводных гарнитур и всех видов связи в автомобилях должен был свести на нет необходимость держать телефон у уха, но этого не произошло: водители продолжают разговаривать «по старинке». При этом все знают, что делать это запрещено, но сознательно идут на нарушение. Давайте вспомним, какое наказание за него предусмотрено, можно ли получить это наказание без участия инспектора ГИБДД и как поговорить по телефону, не нарушая ПДД.

Почему нельзя говорить по телефону за рулем?

Для начала напомним, почему водителю нельзя говорить по телефону за рулем. Помимо очевидных причин вроде опасности отвлечения от дороги и занятости одной руки есть и требования ПДД. Пункт 2.7 Правил помимо прочего уточняет, что «водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук». Обратите внимание на слово «пользоваться»: правила не уточняют, что запрещено именно говорить по телефону, а запрещают пользоваться телефоном вообще. То есть набирать текстовые сообщения или проверять почту фактически тоже нельзя, ведь это не подпадает под тезис «без использования рук». Разрешено только разговаривать по телефону, оборудованному устройствами hands-free – гарнитурой, громкой связью и так далее. В этом случае обе руки водителя остаются свободными, и разговор меньше влияет на безопасность движения.

Какое наказание предусмотрено за разговор по телефону за рулем?

Санкции за разговор по телефону за рулем предусмотрены статьей 12.36.1 КоАП. Согласно ей, «пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей».

Можно ли получить штраф без участия инспектора?

Стоит помнить, что штраф за разговор по телефону уже давно можно получить даже без участия инспектора ГИБДД. Дело в том, что распознавать использование телефона водителями обучили дорожные камеры автоматической фиксации нарушений. В 2020 году ими уже было зафиксировано и наказано более 2,5 тысяч водителей, и с тех пор число камер, способных фиксировать такие нарушения, растет. С ростом числа расширяется и география их присутствия – раньше такое умели делать только московские комплекты автоматической фиксации. Так что не стоит думать, что достаточно просто спрятать телефон перед инспектором, чтобы избежать штрафа.

Как можно легально разговаривать по телефону за рулем?

Вернемся к пункту 2.7 ПДД. Он гласит, что «водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук». То есть, после остановки говорить по телефону можно как угодно и сколько угодно – разумеется, при условии, что остановка выполнена там, где это разрешено.

Можно ли оплатить штраф со скидкой 50%?

Как мы помним, большинство штрафов за нарушение ПДД можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней с момента вынесения постановления о правонарушении. Штраф по статье 12.36.1 тоже относится к этой категории – то есть, в течение 20 дней после вынесения постановления о штрафе вместо 1500 рублей можно заплатить 750.

Будет ли ужесточение за повторное нарушение?

За повторение некоторых серьезных нарушений ПДД предусмотрено ужесточение наказания. Однако разговор по телефону за рулем к ним не относится – то есть, вне зависимости от числа нарушений каждое последующее будет наказываться тем же штрафом в 1500 рублей. Правда, стоит помнить, что получать такие штрафы можно по несколько штук каждый день – каждый случай нарушения будет рассматриваться отдельно.

Новые дорожные камеры зафиксировали 82 водителей, которые в дороге разговаривали по телефону. Всего за два месяца таких автомобилистов было 247. Штраф за нарушение составляет 1500 рублей, его можно оплатить со скидкой 50%. О такой статистике рассказали в департаменте транспорта Москвы — пока новые комплексы работают лишь в столице. В дептрансе также ответили на самый популярный вопрос автомобилистов: существует ли какой-то способ для использования телефона, чтобы не получить штраф? Оказалось, что такая возможность есть, если, например, устройство выполняет роль навигатора. Но в руках его держать все равно нельзя.

«Разговоры во время вождения повышают риск аварий в четыре раза, а если водитель читает или пишет сообщения, то он возрастает в 20 раз. Если вы используете телефон как навигатор, то установите специальный держатель, который позволит не отвлекаться в пути», — объяснили в департаменте транспорта.

Что говорят про телефон правила и ГИБДД

Согласно КоАП 12.36.1, пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечет наложение административного штрафа в размере 1,5 тыс. рублей. Никаких утончений по поводу того, что подпадает под определение «пользование» ни КоАП, ни ПДД не дают. То есть, если подойти к нормам буквально, то само нахождение телефона в руке уже подпадает под штраф. При этом, если в нем установлено устройство hands-free, то штрафа быть не должно.

При этом в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы считают, что наказывать надо вообще за любое использование гаджета — так Autonews.ru говорил заместитель руководителя дирекции фото- и видеофиксации ЦОДД Москвы Егор Чернов. Тем не менее, окончательное решение оставляют за ГИБДД — ведь в ЦОДД только фиксируют и составляют материалы, на основании их в ГИБДД принимают решение о том, наказывать водителя или же забраковать сделанную фиксацию.

В МВД России на запросы Autonews.ru по поводу того, что же считать признаком нарушения — непосредственный разговор по телефону с устройством у уха, или просто сам факт нахождения телефона в руках, не ответили. Корреспондента Autonews.ru направили за разъяснениями в ГУ МВД России по Москве, где пока тоже молчат.

Однако в конце 2020 года глава ГИБДД Михаил Черников в письме на имя первого заместителя министра внутренних дел Александра Горового объяснил, каким образом будет происходить процедура наказания водителей, которые за рулем пользовались телефоном. Соответствующий документ есть в распоряжении Autonews.ru, а его подлинность подтверждал РБК источник в центральном аппарате МВД. В ГИБДД признали, что существует угроза того, что система будет неверно отождествлять какой-либо предмет в руках водителя с телефоном. Чтобы решить эту проблему, система, по словам Черникова, будет делать не менее десяти фотографий высокого качества.

<p>На этой фотографии видно, что водитель держит телефон. Но штраф выписывать не стали, поскольку один из признаков нарушения&nbsp;&mdash; местонахождение устройства непосредственно у уха.</p>

На этой фотографии видно, что водитель держит телефон. Но штраф выписывать не стали, поскольку один из признаков нарушения — местонахождение устройства непосредственно у уха.
(Фото: Autonews.ru)

Почему ПДД устарели и что нужно менять

Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов проанализировал текущие ПДД — он также считает, что устройствами с hands-free по правилам пользоваться не запрещено. Однако при обжаловании таких штрафов в судах могут принимать совершенно разные решения. И причина — «в устаревших и нечетких положениях ПДД».

«Сейчас в автомобилях современные мультимедийные системы, их функционал даже шире, чем у телефонов — на них и видео смотрят, и сообщения читают, это настоящие гаджеты. Поэтому проблема использования мобильных телефонов гораздо шире, а у нас получается, что неактуальные формулировки ПДД пытаются натянуть на современность. Оштрафуют за телефон, а видео смотреть в автомобиле получается нормально, ведь в ПДД про это ничего нет. Нужно учитывать развитие отрасли, а также систем безопасности в виде противодействия гаджетам. Но вся система очень инерционна, чтобы поменять ПДД сейчас нужно соответствующее постановление правительства, поэтому проще собирать штрафы, чем что-то менять», — отметил Шкуматов.

Пользование телефоном — субъективная норма

Анализируя явление разговоров по телефону за рулем, член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман пришел к выводу, что само нарушение состоит в мысленном переключении от контроля окружающего пространства на разговор.

«То есть человек уходит в себя при разговоре по телефону, — рассуждает Шухман в беседе с Autonews.ru. — Если водитель пользуется смартфоном, то происходит утрата визуального контроля за окружающей дорожной обстановкой, из-за того, что водитель смотрит на экран смартфона/кнопки и меню телефона, а не на дорогу. Также играет роль занятость одной руки, что существенно при необходимости манипуляций с органами управления».


Фото: Global Look Press

Шухман указал и на раздражающий других водителей фактор, который создает помехи движения и провоцирует лишние перестроения: человек, отвлекшись на набор, чат, разговор, обычно заметно сбрасывает скорость относительно потока. При этом эксперт признает: контролировать факт нарушения «извне по фото-видеоматериалам» получится только на субъективном уровне.

«При фиксации должностное лицо считает, что водитель нарушил, далее идет встреча с судьей, у которого есть свои внутренние убеждения. Объективно установить и доказать факт нарушения при таком виде контроля очень трудно. Как вообще установить и доказать, что это телефон? Это основной вопрос. Без ответа на этот вопрос появится либо бумажная норма, наказывать будут всех подряд. А текущая норма в ПДД устарела с тех пор, как появился режим спикерфона», — считает Шухман.

Эксперт, который участвовал в оценке проекта нового КоАП, предложил следующие возможные формулировки.

«Управление транспортным средством с удержанием в руке технического средства в целях его использования для поиска, набора, передачи или приема информации, включая передаваемую голосом», — уточнил Шухман, добавив, что нет возможности установить, включен телефон в момент фиксации или нет.

Шухман предложил и более радикальные формулировки: «Управление транспортным средством с удержанием в руке устройства, предназначенного для поиска, набора, передачи или получения информации, включая передаваемую голосом». Или «Управление транспортным средством с удержанием в руке устройства, предназначенного для поиска, набора, передачи или получения аудиовизуальной информации».

В предложенных ситуациях, по словам эксперта, получается не важен сам факт использования устройства в конкретный момент. «Но шоколадку от телефона не отличить. И также будут вопросы о том, что еще можно держать в руках. Например, книга — это не устройство, но внимание тоже отвлекает», — моделирует возможные сложности эксперт.

  • Использование телефона в качестве модема
  • Использование телефона в качестве микрофона
  • Использование сотовых телефонов в школе
  • Использование сотового телефона в школе
  • Использование прибыли отчетного года номер счета