Использование телефона за рулем штраф

Автомобилисты начали получать постановления за использование телефона во время движения. Причем даже когда устройство находится не рядом с ухом, а в руке, выяснил Autonwes.ru.

Об одном из таких штрафов изданию рассказал водитель из Москвы: он за рулем своего Mercedes-Benz E-класса использует громкую связь, но был вынужден взять телефон в руку, чтобы настроить навигатор. В этот момент его и сфотографировала камера — согласно ст. 12.36.1. КоАП за использование во время движения телефона без системы «свободные руки» водителя оштрафовали на 1,5 тыс. руб. Такое наказание стало для автомобилиста полной неожиданностью: ранее штраф получали только те водители, кто держал телефон у уха.

Штраф придет даже за навигатор или запись сообщения

За разъяснениями Autonews.ru обратился в Центр организации дорожного движения Москвы (ЦОДД). Однако там смогли лишь повторить те же данные, которые предоставляли изданию при запуске системы в 2020 году. Тогда журналисты для эксперимента проехали под камерами и при нахождении телефона в руке перед лицом штрафы не пришли. В ЦОДД тогда отмечали, что окончательное решение об оформлении постановления за разговоры по телефону выносят в ГИБДД. На вопрос, может ли само наличие телефона в руках быть основанием для штрафа, в ЦОДД во время презентации системы не ответили.

«По моему личному мнению, если водитель держит телефон в руках, это однозначно нужно толковать как использование устройства за рулем. И неважно, что он там делает — сидит в соцсетях, читает сообщения, проверят навигатор или, что самое отвлекающее, пишет сообщение. В этот момент все внимание уходит в телефон, и риск ДТП возрастает в 6–10 раз. Ведь даже если вы отличный водитель, нужно быть готовым к тому, что вокруг едут те, кто может допустить грубую ошибку», — заявил в 2020 году заместитель руководителя дирекции фото- и видеофиксации ЦОДД Москвы Егор Чернов.

Autonews.ru обратился за разъяснениями по поводу штрафов за телефон в руке в ГИБДД по Москве. Там сначала сообщили, что вопрос о наличии состава правонарушения по ст. 12.36.1 КоАП РФ может быть разрешен только в рамках производства по конкретному делу. Но позже сообщили, что даже если водитель просто будет держать телефон перед собой, а не рядом с ухом, то это будет считаться нарушением. При этом неважно, что делает водитель — смотрит в навигатор или диктует сообщение.

«Такое поведение отвлекает водителя от управления транспортным средством и подвергает опасности его и окружающих не меньше, чем разговор по телефону без hands free», — заявили в ГИБДД Москвы.

ПДД нужно доработать: юристы

Между тем опрошенные Autonews.ru юристы указали на отсутствие в текущей версии ПДД конкретного признака нарушения. Так, адвокат Сергей Радько заявил: никаких утончений по поводу того, что подпадает под определение «пользование», ни КоАП, ни ПДД не дают. По его словам, если подойти к нормам буквально, то само нахождение телефона в руке уже подпадает под штраф. Но при этом в каждом телефоне есть функция hands free, и тогда штрафа быть не должно. Как отметил эксперт, устаревшие нормы не учитывают текущих возможностей использования телефона и, прежде чем фиксировать разговоры за рулем с помощью камер, ПДД нужно доработать.

С такой позицией согласен и автоюрист Сергей Смирнов. В беседе с Autonews.ru он отметил, что текущая формулировка в ПДД позволяет ее по-разному трактовать как со стороны водителей, так и со стороны ГИБДД.

«В правилах написано, что запрещено пользоваться телефоном во время движения, за исключением тех случаев, когда есть система hands free. Речь не только про разговоры, но и про поиск пути в навигаторе, фотографии, соцсети, сообщения. Но с другой стороны, выходит, если такая функция в телефоне есть, можно пользоваться им как угодно», — считает Сергей Смирнов.


Фото: Autonews.ru

Эксперт также указал, что у водителя есть возможность обжаловать штраф, если, к примеру, в этот момент он использовал наушники.

«Статья написана «коряво». Пока Верховный суд не пропишет, что такое «использование», будут возникать вопросы. Чтобы не было дискуссий по поводу трактовок, надо убрать упоминание о системах, позволяющих использовать телефон без рук, и написать, что телефон полностью запрещен. Неважно как. Просто нельзя — чесать уши, настраивать навигатор, диктовать. Нельзя. После этого уже можно обсуждать, насколько штрафы вообще оправданны, учитывая, что и на системы в автомобиле водители отвлекаются точно так же», — заключил Смирнов.

Напомним, что автомобилисты получат «письма счастья» за такие нарушения только в том случае, если автомобиль будет находиться в движении.

«Система определяет нарушение по характерным признакам. Один из таких обязательных параметров — это движение», — пояснял заместитель руководителя дирекции фото- и видеофиксации ЦОДД Москвы Егор Чернов.

Поэтому если автомобиль стоит на светофоре или в глухой пробке, то штраф не придет. Но стоит тронуться — телефон нужно отложить в сторону.

Отметим, что в Москве с начала года оформили почти 600 тыс. штрафов на водителей за непристегнутый ремень безопасности. С помощью комплексов фотовидеофиксации выявлено 564 107 нарушений. Кроме этого, самими сотрудниками ГИБДД пресечено 27 857 таких нарушений.

  • Власти Москвы назвали условия для выписки штрафа за телефон за рулем
  • Штрафы по камерам за телефон и ремень: власти раскрыли все подробности
  • Телефон в руке и собака в салоне: за что можно получить штраф от ГИБДД

Актуально на 2022 год

Штраф за использование телефона за рулем

За разговор по телефону за рулем штрафуют. Если водитель отвлекается на телефон, есть опасность вовремя не среагировать — случится авария. Но можно говорить по телефону за рулем и не нарушать закон. Рассказываем о разрешенных устройствах, штрафах за телефон за рулем и о том, как избежать наказания.

Штраф за использование телефона за рулем

1500 рублей

Статья 12.36.1 КоАП

Свидетельство о регистрации ТС

Водительское удостоверение

spinner

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Какой штраф за разговор по телефону в 2022 году

По ПДД управлять машиной и одновременно пользоваться телефоном без специального устройства нельзя. Законно использовать гарнитуру или другое приспособление, которое позволяет говорить по телефону без помощи рук. Обычно это наушник с проводом или без, так называемый hands free — с английского «свободные руки».

Штраф за разговор по телефону за рулем без специального устройства — 1500 рублей.

Почему использовать телефон за рулем опасно

Снижает внимание. Чтобы перефокусировать внимание с дороги на телефон, требуется большая работа мозга. Для пожилых или уставших водителей смена фокуса может закончиться аварией.

Замедляет реакцию. ГИБДД говорит, что использование телефона замедляет реакцию на 3 секунды. За это время машина проезжает почти 50 метров. На этой дистанции водитель может встретить любую преграду: от пешехода до многотонной фуры.

Увеличивает смертность. В Японии на дорогах стало гибнуть на 20% меньше людей после того, как приняли закон о запрете использования телефонов во время вождения. Количество пострадавших также упало — на 53,3%. Это данные того же исследования RoSPA.

Как можно использовать мобильный телефон за рулём

Проводная гарнитура. Это обычные проводные наушники с микрофоном. Штекер наушников вставляется в аудиоразъем телефона, и можно разговаривать. Настройки телефона позволяют сделать «автоответ» — когда зазвонит телефон, через 3 или 5 секунд аппарат сам «отвечает» на звонок. Нажимать ничего не нужно.

Режим громкой связи. Если под рукой нет гарнитуры, а отпускать руль ради звонка не хочется, можно включить громкую связь и положить телефон на панель машины. Чтобы при маневрах телефон не скользил по панели или не упал, водители кладут на панель резиновый коврик.

Беспроводная гарнитура. Голос собеседника передается через Bluetooth — это цифровой канал связи, типа Wi-Fi, только работает не дальше 10 метров. Бывает, что версии Bluetooth у телефона и гарнитуры разные — тогда качества связи может быть плохим. Перед покупкой уточните у консультанта версию Bluetooth на гарнитуре и сверьте ее с версией на телефоне.

Мультимедийная система машины со встроенным Bluetooth. Почти во всех современных авто можно подключить телефон к мультимедийной системе. Для этого включите Bluetooth на телефоне — устройство покажет ближайшие аппараты, у которых также активирована связь через этот канал. Выберите из списка нужный пункт — часто это название марки или модели машины.

Такая гарнитура часто идет в комплекте со смартфонами

Такая гарнитура часто идет в комплекте со смартфонами

ozon.ru

Bluetooth-гарнитура передает голос собеседника без проводов. Обе руки — на руле

Bluetooth-гарнитура передает голос собеседника без проводов. Обе руки — на руле

ozon.ru

Пример подключения к системе Лады Весты

Пример подключения к системе Лады Весты

Когда телефон зазвонит, достаточно нажать зеленую кнопку ответа. Телефон может лежать в любом месте салона

Когда телефон зазвонит, достаточно нажать зеленую кнопку ответа. Телефон может лежать в любом месте салона

Как сотрудники ГИБДД фиксируют правонарушение

Фото- и видеофиксация нарушения. Если инспектору удалось заснять, как водитель во время езды говорит по телефону, это послужит доказательством нарушения.

Показания свидетелей. Если водитель попал в ДТП и перед столкновением свидетели заметили, как тот говорил по телефону, это может стать отягчающим обстоятельством. Вина водителя будет доказана, и он будет платить пострадавшим за имущественный и физический вред.

Через компанию сотовой связи. Сотрудники полиции могут запросить детализацию разговоров у мобильного оператора. Это список звонков за определенный период, например, за сутки. Эту меру сотрудники полиции используют, если нужно доказать вину водителя в суде. Обычно в суде разбирают серьезные нарушения: пьяную езду или ДТП со смертельным исходом пострадавших.

Камеры в Москве. С 2020 года в столице фиксируют нарушения на дороге, которые раньше мог заметить только инспектор. Среди них использование телефона за рулем. Камеры фиксируют такой штраф, даже если водитель отвечает на сообщение или просто берет телефон в руки во время движения.

Эти штрафы инспекторы на дороге выписывают крайне редко — только когда идет «штрафная кампания». Инспекторы штрафуют по статье за мобильный за рулем почти всегда, когда есть «разнарядка» на такой штраф. Например, 5 000 штрафов до конца года. Точно так же пешеходов штрафуют за пересечение дороги в неположенном месте, только если необходимо выполнить план.

Как избежать штрафа за пользование телефоном за рулем

Чтобы у инспектора не было повода выписать штраф за использование телефона во время вождения:

  • купите любую удобную гарнитуру;
  • остановитесь и поговорите на обочине или стоянке.

Это поможет избежать не только штрафа, но и аварии.

Штраф за планшет, электронные часы, видеозвонки и мессенджеры

Такого штрафа нет. В законе написано лишь про «телефон» и «переговоры». Если водитель пользуется планшетом, умными часами или пишет сообщение в мессенджере, сотрудник ГИБДД не имеет права штрафовать.

Запомнить

  1. Штраф за использование телефона за рулем авто — 1 500 рублей.
  2. Чтобы не получить штраф, используйте гарнитуру или мультимедийную систему авто, чтобы обе руки были на руле.
  3. Чтобы не отвлекаться от дороги, лучше остановиться и продолжить разговор после этого.
  4. Сотрудник ГИБДД может выписать штраф на основании данных с камеры фотовидеофиксации, собственных фото- или видеоматериалов, показаний свидетелей или с помощью детализации звонков водителя.
  5. Такие штрафы выписывают редко, но они возможны, если ГИБДД нужно выполнить план.
Штраф за непристегнутый ремень в 2023 году

Использование телефона во время вождения запрещено во многих странах, в том числе в России. Пунктом 2.7 ПДД РФ водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 1500 рублей.

Вместе с тем, как показывает практика, многие водители, осознавая опасность использования гаджетов при участии в дорожном движении, все же не готовы отказаться от наушников или смартфонов в пользу безопасности, недооценивая возможные последствия.

Проведенные исследования использования телефона во время движения как для звонков, так и для набора смс-сообщений показывают, что в 100% случаев водитель не способен быстро и качественно вести машину, соблюдая все требования Правил дорожного движения.

До недавнего времени считалось, что запрет на разговор по телефону за рулем призван, прежде всего, бороться с посторонним предметом в руках водителя, — одной рукой сложнее управлять машиной, особенно на поворотах, и быстро реагировать на стремительно развивающуюся нестандартную ситуацию на дороге. Сейчас эксперты сходятся во мнении, что не менее опасным фактором является отвлечение внимания от дороги.

Исследования, проведенные как с использованием симуляторов, так и в реальной дорожной обстановке, показали, что водители, смотрящие на экран гаджета, сокращают визуальный обзор дороги и с большей вероятностью выезжают на встречную полосу на поворотах, а также медленней реагируют на непредвиденные ситуации.

Телефонные разговоры, написание смс-сообщений, пользование другими возможностями смартфонов за рулем специалисты называют рассеянным вождением, когда человек, отвлекаясь от дороги, не всегда может вовремя заметить опасность. Кроме того, часто невозможно предсказать степень воздействия негативной информации, получаемой по телефону, — например, сообщения о неприятностях, случившихся с родственниками, пожарах, авариях и прочих стрессовых ситуациях могут заблокировать самоконтроль даже опытного автолюбителя.

Исследования показывают, что разговор по мобильному телефону во время вождения увеличивает шанс попасть в ДТП в четыре раза.

Наиболее критичными, по мнению экспертов, являются ситуации, когда водители транспортных средств пишут смс-сообщения во время движения. Большинство из них считает, что может работать в многозадачном режиме, но ученые пришли к выводу, что водители ездят гораздо более хаотично, когда они пишут текстовые сообщения, чем когда пьют, едят или слушают музыку за рулем.

В действительности, возможность работы в многозадачном режиме является большим заблуждением. Как правило, водители, которые считают, что могут делать несколько дел сразу, импульсивны и излишне самоуверенны. Они считают, что в состоянии полностью контролировать ситуацию на дороге, но это не так.

Человеческий мозг при выполнении нескольких действий одновременно может воспринимать только небольшую часть окружающей обстановки. Фактически, как показывают исследования, когда водитель пишет смс-сообщение в своем телефоне, он видит пустую дорогу только потому, что она была таковой несколько секунд назад, но проблема может возникнуть в любой момент.

Решить проблему отвлечения внимания на смартфон в процессе участия в дорожном движении в разных странах пытаются не только за счет ограничений, закрепленных законодательно, но и посредством социальных кампаний. Так. В частности, в ряде европейских стран была инициирована кампания #ParkYourPhone, направленная, прежде всего, на молодежную аудиторию. Кампания призывает молодых людей отказаться от использования смартфонов во время движения, причем не только в качестве водителей, но и в качестве пешеходов и велосипедистов.

Социальная кампания #ParkYourPhone нашла поддержку и в России. В частности, международный опыт был адаптирован в Тюменской области, где кампанию #ПаркуйСмартфон поддержали студенты, медицинские работники, выпускники автошкол, водители. Разъяснительные мероприятия состоялись в местах массового притяжения людей – в торговых центрах, на наиболее оживленных перекрестках областного центра. Большинство участников акции согласились с доводами волонтеров и выразили намерение отказаться от использования телефона при переходе проезжей части или управлении транспортом.

Госавтоинспекция МВД России подчеркивает, что использование смартфонов в процессе дорожного движения не может быть безопасным. Единственным приемлемым вариантом общения по мобильному телефону для водителя является только разговор в спокойной обстановке в автомобиле, припаркованном на обочине, а для пешехода – вне зоны проезжей части.

По правилам дорожного движения разговаривать по мобильнику или писать sms за рулем запрещено. Рассказываем, какие штрафы за телефон ждут водителей в 2022 году, кто будет фиксировать нарушения и как избежать наказания за использование мобильника.

Размер штрафа за телефон

Во время движения автомобиля разрешено пользоваться «громкой связью», а также проводными или беспроводными устройствами «hands free». Главное, чтобы водитель держал в руках руль, а не мобильник, ведь по статистике разговор по телефону является одной из основных отвлекающих водителя причин и повышает риски возникновения ДТП в 4 раза.

Изначально штраф за телефон был введен в 2007 году и составлял всего 300 рублей. В настоящее время эта сумма увеличена до 1500 рублей (ст. 12.36.1 КоАП РФ). Под статью попадает любое использование мобильника за рулем – разговор, общение в чате, sms и т.п.

Проверить, есть ли у вас штрафы за телефон за рулем, можно через сервис «ОплатаГИБДД.рф». Оплатить автоштраф со скидкой 50% в первые 20 дней после вынесения постановления можно с помощью любой банковской карты.

Если вам кажется, что сумма за такое мелкое нарушение завышена, посмотрите на опыт европейских стран. Так, например, в Англии за разговор по телефону штрафуют на 200 фунтов стерлингов (19 579 рублей), в Голландии – на 230 евро (19 150 рублей), в Испании – на 200 евро (16 652 рубля), в Италии – на 160 евро (13 320 рублей).

Почему использовать телефон за рулем опасно?

Английское Королевское общество по предотвращению несчастных случаев рассмотрело последствия использования мобильного телефона за рулем. Они подробно изучили исследования и пришли к выводу, что использование телефона во время вождения отрицательно влияет на внимание водителя. Разговор по телефону мешает:

  • Поддерживать текущую скорость движения (чаще всего, водители снижают скорость, что может привести к лишним перестроениям, а значит, более высокому уровню рисков).
  • Правильно оценивать и соблюдать безопасную дистанцию до других автомобилей.
  • Следить и своевременно прогнозировать изменения дорожной ситуации (использование телефона замедляет реакцию водителей на 3 секунды. При скорости 100 км/ч машина за это время преодолевает почти 100 метров. На таком расстоянии может появиться любое препятствие – от перебегающего пешехода до многотонного грузовика).

Большая часть исследований проводилась с использованием телефонов с громкой связью. Тем не менее, даже такое использование мобильного отвлекает водителя и ухудшает возможность безопасного вождения.

Особенно опасно использование телефона в темное время суток. После яркого экрана, зрачкам требуется время на то, чтобы перестроиться и воспринимать объекты вдали.

Имеются также данные о том, что использование мобильного телефона за рулем создает большие проблемы для водителей из так называемой “категории риска”, а именно молодых (до 20 лет), начинающих и пожилых (старше 65 лет) водителей.

Использование телефона значительно повышает риски аварии, поскольку мозгу приходится концентрироваться сразу на двух действиях – разговору по телефону и вождению. Когда умственные задачи выполняются одновременно, мозг быстрее устает, и концентрация снижается.

Согласно одному из исследований, при использовании телефона риск попасть в аварию увеличивается в 4 раза! Отвлекают водителя не только разговоры, но и другие действия с телефоном:

  • Написание смс;
  • Переписка в мессенджерах;
  • Просмотр видео;
  • Мобильные игры;
  • Съемка селфи и видео и т.д.

Таким образом, водитель, который отвлекается за рулем, становится потенциальной угрозой на дороге (при этом неважно, говорит ли человек по телефону или через беспроводную гарнитуру). Чтобы безопасно ответить на звонок, лучше прекратить движение, припарковаться в положенном месте и перезвонить абоненту.

Кто фиксирует нарушение?

Уже сейчас за разговор по мобильному во время движения автомобиля могут оштрафовать не только сотрудники ГИБДД, но и дорожные камеры. За первые 2 месяца такой практики в Москве «письма счастья» получили 247 автомобилистов. Пока новые дорожные камеры установлены только в столице, но в будущем планируется их использование и в других городах России.

В настоящее время госавтоинспекторы фиксируют нарушения несколькими способами:

  • Фото- или видеосъемка. Если сотрудник ГАИ снимет, как автомобилист держит в руке телефон, это будет доказательством нарушения.
  • Показания очевидцев. Если машина попала в аварию, а перед ДТП автомобилист отвлекся на телефон и это заметили свидетели, это станет отягчающим обстоятельством.
  • Детализация звонков. Представители ГИБДД могут заказать детализацию звонков у сотового оператора. Если время разговора совпадает с нахождением водителя за рулем, его накажут на 1500 рублей.

Важно! За телефон за рулем штрафуют довольно редко, однако такие штрафы возможны, если сотрудникам ГИБДД нужно выполнить поставленный план.

Как избежать наказания за разговор по мобильнику?

Вот несколько способов, как законным образом использовать мобильник за рулем:

  • Проводная гарнитура ‒ это могут быть обычные наушники со встроенным микрофоном;
  • Громкая связь ‒ включите этот режим и разместите смартфон на панели. Чтобы устройство не соскользнуло с панели и не улетело вниз, используйте специальное крепление или резиновый коврик;
  • Bluetooth-гарнитура ‒ например, беспроводные наушники;
  • Мультимедийная система ‒ есть не во всех автомобилях.

Подключить телефон к мультимедийной системе автомобиля можно через Bluetooth

Лучший способ избежать штрафа – это использовать удобную гарнитуру во время движения. Еще лучше – остановиться и поговорить по телефону на парковке. Это меры помогут избежать не только денежных взысканий, но и аварий!

  • Использование телефона за рулем статья коап
  • Использование телефона во время зарядки
  • Использование телефона во время движения
  • Использование телефона в качестве модема
  • Использование телефона в качестве микрофона