Игры с дарами фребеля номер 1

Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля».

  1. Дидактическая игра «Волшебный мяч»

Возраст от 3 лет.

Цель: Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности; становление саморегуляции в двигательной сфере, мелкой моторики.

Используемые материалы: набор № J1

Ход игры: Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает от воспитателя шар из набора. Команды встают в две шеренги. По сигналу воспитателя дети каждой команды передают друг другу шар, перекатывая его из ладошек, сложенных чашечкой, в ладошки следующему игроку. Перекидывать друг другу и ронять шар нельзя. Ребенок, кинувший шар или уронивший его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков. 

Модификация – вместе с мячом передавать улыбку, для более старших — «передавать» хорошие пожелания.

  1. Дидактическая игра «Ловец жемчуга»

Возраст от 5 лет.

Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Используемые материалы: наборы № 10, J1

Предварительная работа: Рекомендуется кратко рассказать детям о том, что это за профессия – ловец жемчуга.

Ход игры: С помощью считалочки из детей выбирают «ловца жемчуга». Все остальные дети становятся «раковинами». «Жемчужина живет в раковине. Раковина – это ваш кулачок. Но не во всех раковинах есть жемчужины.» С этими словами воспитатель кладет детям в согнутую ладошку кому «жемчужину» (шары из на бора №J1), а кому «песок» (точки из набора №10). «Ловец жемчуга» не видит, что делает воспитатель, так как в этот момент стоит спиной к «раковинам». По команде воспитателя «Ныряем!» «Ловец» поворачивается и пытается угадать, в какой из раковин есть жемчужина. «Раковины» держат кулачки за спиной. Если ловец ошибся и указал на раковину с песком, то ему выдается задание со словами: «В следующий раз повезет, иди тренируйся…» (дальше следует задание, что тренировать, например, прыгнуть или покружиться). Когда «ловец» находит «раковину с жемчужиной», он сам становится «жемчужиной», а «жемчужина» становится «ловцом».

Модификация – в игре могут участвовать несколько «ловцов жемчуга». 

  1. Дидактическая игра «Охрана зрения»

Возраст от 3 лет.

Цель: Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Используемые материалы: набор №10

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что такое зрение, для чего оно нам, и что нужно делать, чтобы его сохранить. Предлагает детям выложить круг из точек и несколько раз обвести его глазами (сначала по часовой стрелке, потоми против часовой стрелки).

Модификация – Воспитатель предлагает детям выложить «восьмерку» (знак «бесконечность») и несколько раз обвести ее глазами; воспитатель предлагает детям выложить квадрат и обвести его глазами: перевести взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, затем в левый верхний и в правый нижний. Повторить действия.

  1. Дидактическая игра «Боулинг»

Возраст от 4 лет.

Цель: Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, правильное, не наносящее ущерб организму, выполнение основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

Используемые материалы: набор №2, 3, 4, 5, 5р, J1

Ход игры: Ведущий расставляет фигуры, которые необходимо сбить шаром. Дети по очереди кидают шар, стараясь сбить фигуру. Побеждает ребенок, сбивший наибольшее количество фигур.

Модификация – дети делятся на две команды. Одна команда расставляет фигуры, вторая команда с одного удара разбить их. Если после броска фигура не выбита, то ход переходит к команде – строителю.

  1. Дидактическая игра «Веревочка»

Возраст от 4 лет

Цель: Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности; становление саморегуляции в двигательной сфере; развитие игровой деятельности.

Используемые материалы: наборы № 1, J2

Ход игры: два участника садятся на стулья спиной друг к другу. Под стульями лежит веревка. По сигналу воспитателя каждый играющий обегает стул другого, садится на свой стул и старается быстрее схватить конец веревки и вытянуть ее. Играть могут до 6 пар одновременно.

Модификация – разбить группу на две команды и устроить эстафету.

  1. Дидактическая игра «Лови – лови»

Возраст от 3 лет

Цель: Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, правильное, не наносящее ущерб организму, выполнение основных движений, становление саморегуляции в двигательной сфере, развитие игровой деятельности.

Используемые материалы: наборы №1, 2

Ход игры: к палочке из набора №2 привязывается мячик из набора №1. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку, опуская и поднимая ее, при этом кому-то из детей предлагается поймать предмет на шнурке. Заинтересовав таким образом детей самой задачей- ловить мячик, воспитатель собирает вокруг себя всю группу и предлагает встать в кружок. Затем воспитатель становится в центре и говоили по очереди пробегая мимо палки с подвешенным мячиком.рит: «ЛОВИ – ЛОВИ!», приближая подвешенный на палочке мячик к рукам то одного, то другого ребенка. Когда ребенок пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ловящий подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в игру всех. Допустимо, чтобы предмет ловили одновременно несколько детей. Поймавший мячик становится позади воспитателя, обхватив его обеими руками. Так постепенно вырастает целая цепочка из детей, поймавших мячик. Сделав несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «Беги на место!» рассыпается. Дети садятся на свои места.

Модификация – дети ловят мячик, двигаясь друг за другом или по очереди пробегая мимо палки с подвешенным мячиком.

  1. Дидактическая игра «Настольные спортивные игры»

Возраст от 3 лет

Цель: Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение спортивными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей.

Используемые материалы: наборы №3, 4, 5, 5р, 8, 9, 10, J1

Ход игры: Мини-футбол. На столе из деталей наборов № 8, № J1 строятся ворота. Дети получают «мяч» из набора J1 и стараются задуть его в ворота противника 9руки у детей находятся за спиной).

Модификация: Мини-хоккей. Строятся ворота, дети получают шайбу из набора №10 и клюшки из набора №8. Необходимо забить шайбу в ворота противника.

  1. Дидактическая игра «Сборщики»

Возраст от 4 лет

Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Используемые материалы: наборы № 3, 4, 8, 9, J1, J2

Ход игры: Мелкие детали наборов разбросаны по полу. Участники игры разбиваются на пары и берутся за руки (один-левой, другой-правой). По сигналу ведущего каждая пара должна собрать как можно больше предметов, действуя только свободными руками.

Модификация игры: дети собирают детали по заданному признаку (например по форме или цвету)

  1. Дидактическая игра «Тише, мыши» 

Возраст от 3 лет

Цель: Овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей.

Используемые материалы: набор № 1

Ход игры: Дети получают шарики на веревочках из набора №1 и прикрепляют их в виде хвоста к брюкам и юбкам. По сигналу ведущего – «кота» дети начинают перемещаться по игровой комнате или игровой площадке на заранее определенной территории. Задача «кота» не только поймать мышь, но и стащить у нее хвост. Мышь, лишившаяся хвоста, становится котом.

Модификация: Кот ловит мышей с завязанными глазами; мыши перемещаются под музыку, а кот имеет право ловить их только тогда, когда музыка останавливается.

  1.  Дидактическая игра «Эстафета»

Возраст от 3 лет

Цель: Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, правильное не наносящее ущерб организму, выполнение опорных движений.

Используемые материалы: наборы №1, J1

Ход игры: В одном конце комнаты стоят два стула, на одном – кубики из набора №1, на другом – от набора №J1. Дети должны положить один кубик на крышку от коробки, перенести его и положить в коробку. Выигрывает тот, кто быстрее перенесет таким образом все фигуры и сложит их в коробку так, чтобы она закрылась.

Модификация: усложнить задачу с помощью нескольких фигур (например шаров и цилиндров), разбить детей на две команды и утроить соревнование между ними.

  1.  Дидактическая игра «Тайные агенты»

Возраст от 4 лет

Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Используемые материалы: наборы № J1, J2

Ход игры: Участники и ведущий договариваются об условном значении каждой фигуры. Например, шар-руки вверх, куб – ходьба на месте, цилиндр – приседание и т.п. Дети делятся на несколько команд, и ведущий дает им зашифрованные послания (нанизанные на веревочку шары, цилиндры и кубы). Команды должны в соответствии с кодовыми обозначениями «прочитать» послание, то есть сделать те движения, которые обозначает каждая фигура, столько раз, сколько таких фигур нанизано на веревочке.

Модификация: команды сами шифруют задания, вводятся дополнительные цифры цветом 9например, красный – движение надо повторить один раз, зеленый – два и т.д.)

  1.  Дидактическая игра «Спрятанная игрушка»

Возраст от 4 лет

Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Используемые материалы: наборы №1, 2, 10, J1

Ход игры: Дети считалочкой выбирают кота, он прячет на себе мячик-мышку из набора №1. Остальные голодные коты пытаются рассмешить кота с мышкой, чтобы он не смог его на себе удержать. Для этого они становятся в круг и делают по очереди различные физические упражнения, например прыгают, бегают на месте, машут руками и т.п. Если мышка вываливается у кота, то ребенок, который поймал укатившийся мячик, становится новым сытым котом.

Модификация: использовать фигурки из набора № J1, или №10. Все дети становятся на мостик в одну шеренгу, ребенок, который стоит первый, запускает шар из набора №2 под мост, а сам бежит в конец шеренги, чтобы и под ним прокатился шар. Тот, под кем не прокатывается шар, выбывает из игры.

  1.  Дидактическая игра «Карусели»

Возраст от3 лет

Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Используемые материалы: набор №1

Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие аттракционы есть в парках и на площадках. Рассказывает о правилах поведения в парке и мерах безопасности во время посещения аттракционов. Затем детям предлагается «покататься на каруселях». Дети становятся в круг, одной рукой берутся за мячики из набора, связанные друг с другом концами. Воспитатель рассказывает стихотворение, а дети выполняют основные движения.

Модификация: дети могут двигаться в разные стороны, дети могут аккомпанировать себе во время игры, используя бубны и ложки.

  1.  Дидактическая игра «Умею – не умею»

Возраст от 3 лет

Цель: Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, развитие грамматически правильной речи.

Используемые материалы: Набор №1

Ход игры: Воспитатель бросает мяч и произносит: «Я умею…» или «Я не умею…» Ребенок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он что-то умеет или не умеет. Например: «Я умею смотреть, так как у меня есть глаза». Или «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

Модификация: заранее оговаривается какой-либо признак (например, это съедобно или несъедобно), затем ведущий называет предмет, а ребенок определяет, походит названный предмет под условие игры или не подходит. Если подходит – лови мяч, если нет – отбрасывает.

  1.  Дидактическая игра «Ручеек»

Возраст от 3 лет

Цель: Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, правильное не наносящее ущерб организму, выполнение опорных движений, развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкальными образами в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей.

Используемые материалы: наборы № 1, 9

Ход игры: Дети становятся в круг и выкладывают рядом с собой большое кольцо из набора №9 (синее, фиолетовое) – это лужица. Воспитатель запевает песню про ручеек, а дети в это время передают друг другу синий мячик из набора №1 – ручеек. Ребенок, в руках которого оказался ручеек при произнесении «Лежал, лежал, лежал…», старается опустить его точно в лужу. Затем передает его дальше. На словах «И сразу утонул!» ребенок кидает мячик тому, кому захочет.

Модификация: лужицы располагаются за спиной у детей; каждый ребенок получает ручеек для индивидуальной инсценировки песни; изменение ритма и громкости песни.

  1. Дидактическая игра «Точки»

      Возраст: от 4 лет

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для укрепления и развития руки ребёнка, координации мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из точек, для формирования сенсорных эталонов (накопление представлений о цвете, форме, величине), развития у детей аналитического восприятия — умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

Используемые материалы: набор №10, раскраска – пальчиковая дорожка.

Ход игры: Для этого упражнения понадобится заготовленная дорожка для пальчиков с раскраской. Ребенок проходит путь пальчиками по дорожке, затем выкладывает дорожку и картинку раскраски точками из набора. Например, гусеница не может добраться до дерева с листиками, помоги гусенице, покажи дорогу. Теперь гусеница может добраться до дерева, мы показали ей дорогу. Но наша картинка скучная, на ней нет красок, давай раскрасим ее.

Модификация: Со временем ребёнок научится сам придумывать и выкладывать узор из точек.

  1. Дидактическая игра «Маленькие пекари» 

      Возраст: с 4 лет

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития мелкой моторики, координации движений; развития памяти, внимания, развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, умение быстро и чисто говорить.

Используемые материалы: набор №8, 9, 10

Ход игры: Выразительное чтение стихотворения с одновременным выполнением указанных действий. Чтобы увеличить силу пальчиковых движений и закрепить полученные знания, предложите ребенку выложить несколько сушек, баранок, пирожков.

Ими можно угостить кукол.

Посмотрите, из муки

Испекли мы пирожки.

(изображаем лепку пирожков)

Валюшке — две сушки,

Анке — три баранки,

(баранки)

Ну а мамочке любимой

Вот такой пирог с малиной!

(руки в стороны)

  1. Дидактическая игра «Яркие краски»

Возраст от 3 лет

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития умений различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), закреплять и называть величину фигуры; учить сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать в речи; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, правильное не наносящее ущерб организму, выполнение опорных движений.

Используемые материалы: набор № J1

 Ход игры: Дети к нам сегодня в гости пришла кукла «Катя». Она хочет с вами поиграть. Катя пришла к нам с волшебной коробочкой. Давайте посмотрим, что же находится в коробочке.

— Какие фигуры?

— Какие по цвету?

Дети рассматривают фигуры и называют цвет. Разделить детей на команды разных цветов (синий, красный, желтый). Задание: каждая команда должна перенести шарики своего цвета в тазик на другом конце комнаты, соответствующий цвету команды.

Модификация:

— «все фигуры красного цвета»

— «только треугольники, только шарики, только кубики»

-Посмотрите, а кукла Катя принесла нам ещё красивые веревочки. Давайте сделаем кукле Кате бусы. Задание, отсортировать фигуры своего цвета и нанизать их на веревочки.

  1.  Дидактическая игра «Вязаные мячики»

Возраст от 3 лет

Цель: Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития ориентации в пространстве, развития сенсорных способностей, закрепления пространственных представлений: «право», «лево», «верх», «низ», «сзади»,» спереди».

Используемые материалы: набор № 1

Ход игры: участникам раздаются мячики из набора №1. Держа мячик в вытянутой вперед руке на уровне глаз, участники должны воспринимать команды воспитателя на слух. Например: опустить мячик вниз, поднять вверх, при этом необходимо следить за мячиком глазами.  Повторить, держа мячик в левой руке.

Модификация: Взять мячики в обе руки и делать противоположные действия руками, в данном случае следить глазами не надо.

  1.  Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Возраст от 3 лет

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности навыков, ЭМП, кругозора; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности.

Используемые материалы: наборы № 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, J1

Ход игры: В мешок кладется набор предметов. Ребенок на ощупь пытается определить, какой предмет ему достался. Каждому предмету присваивается то или иное действие. Например, ребенок вытаскивает мяч из набора один – ребенок должен подбросить его и поймать.

Модификация: разделиться на команды — необходимо одному человеку от вашей команды нащупать один предмет, описать какой он, например, «длинный», а потом назвать предмет, после чего выполнить действие и передать мешочек другой команде; поиск в мешке осуществляется по названному действию (например: подкинуть мяч – ребенок должен найти в мешочке мяч); поиск предмета осуществляется по описанию, затем выполняется действие.

  1.  Дидактическая игра «Автобус»

Возраст от 5 лет

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности навыков, ЭМП, кругозора; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности.

Используемые материалы: наборы № 7, 8, 9

Ход игры:

 — Мы отправляемся в путешествие на автобусе.

 Улыбается водитель:

— Проходите! Проходите!

У окошка место есть,

Не желаете присесть?

На нашем автобусе

Полоски, как на глобусе!

Мы объедем целый свет!

Вы садитесь или нет?

Стоят стулья по количеству участников в два ряда – это автобус. У каждого участника в руках цветная фигурка, на каждом стуле их изображение. Детям необходимо найти и занять свое место.

Модификация: Дети рассаживаются под команды воспитателя. В автобусе будет 2 ряда. 

— Слушайте инструкцию: пассажир «красный треугольник» сидит в правом ряду на 2 месте… (дать время).

Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в левом ряду на 3 месте……

Пассажир «зелёное кольцо» сидит в правом ряду на 1 месте……

Пассажир «синий квадрат» сидит в левом ряду на 1 месте……

Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в правом ряду на 3 месте……

Пассажир «белый круг» сидит в левом ряду на 2 месте……

  1.  Дидактическая игра «Музей»

Возраст от 4 лет

Цель: Развивает вне ситуативно-познавательную формы общения и расширяет систему вербальных средств общения; правильное не наносящее ущерб организму, выполнение опорных движений, развитие крупной и мелкой моторики рук, развитие и обогащение умений импровизировать в процессе совместной деятельности педагога и детей; воспитывает уважение к другому человеку, продуктам его труда, формирует самооценку и развивает воображение на основе имеющегося опыта; стимулирует развитие связной речи и познавательного интереса.

Используемые материалы: наборы № 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2

Ход игры: Воспитатель рассказывает, что такое музей (для чего он нужен, что в нем хранится и т.д.), и предлагает детям организовать свой музей и провести по нем экскурсию. Необходимо предложить детям материалы всех наборов и предоставить им возможность самим выбирать материал для экспоната, регламентируя время работы, например, звуком колокольчика. Предварительно рекомендуется проговорить с детьми замысел экспоната, а уже затем отправляться за материалом.

Модификация: Для расширения возможностей игры можно в будущем предложить детям также использовать и другой дополнительный материал.

Важно, чтобы создалась тихая и спокойная музейная атмосфера, а в организации пространства приняли участие сами дети.

Разделить детей на несколько команд. Предложить детям создать из наборов экспонаты (картины, скульптуры) и дать им названия. Затем организовать музей и по очереди проводить экскурсии в нём, стараясь придумывать историю каждого экспоната.

  1.  Дидактическая игра «Угадай, для чего?»

Возраст от 4 лет

Цель: Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; правильное не наносящее ущерб организму, выполнение опорных движений; развитие и обогащение умений импровизировать в процессе совместной деятельности педагога и детей; развивает ситуативно-деловые формы общения и обогащает систему вербальных средств общения; развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой и крупной моторики, развитие игровой деятельности.

Используемые материалы: наборы № 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2

Ход игры:

Когда у нас свободный час,

Мы зря не бьём баклуши –

Ведь в детской комнате у нас

Есть множество игрушек:

Петрушка, «Лего», грузовик,

Железная дорога…

К тому же в детской детских книг

На полке очень много!

Ребята, посмотрите, сколько предметов нас окружает. Я предлагаю поиграть в игру «Угадай, для чего?». Мы разделимся на две команды и будем отгадывать, для чего можно использовать предметы, которые сделала другая команда. Выигрывает команда, которая угадает больше предметов.

Модификация: дети не рассказывают, а показывают, как используется данный предмет; одна команда разыгрывает небольшой сюжет с использованием наборов, другая команда отгадывает.

  1.  Дидактическая игра «Отражение». 

Возраст от 4 лет

Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности.

Используемые материалы: наборы № 1, 2, 9

Ход: Я предлагаю вам поиграть в очень интересную и веселую игру «Отражение». Для этого вам нужно разбиться на пары, встать друг напротив друга. Одному участнику необходимо изобразить какое-либо действие с предметами из набора, в это время второй участник внимательно наблюдает за своим партнером, затем повторяет с максимальной точностью.

Модификация: можно усложнить большим количеством предметов или движений; можно добавить рассказ или сюжет.

  1. Дидактическая игра «Декораторы»

Возраст от 4 лет

 Цель: Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу, приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать интерес к драматизации литературных произведений, развивать воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности. Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Используемые материалы: наборы № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, J1

Ход игры:

Воспитатель читает детям сказку «Колобок» (или любую другую сказку). Предлагает проиграть сказку, но для этого необходимо сделать декорации. Создание декораций «Дом бабушки»«Лес» (с применением игровых наборов №№ 2,3,4,5,6,7,8,9, J1).

Модификация: Детям предлагается изменить сюжет сказки и проиграть ее на новый лад, построить новые декорации.

  1.  Дидактическая игра «Волшебные палочки»

     Возраст от 3 лет

Цель: развивать сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, творческое воображение, фантазию, формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, воспитывать усидчивость, самостоятельность в создании творческого продукта.

Используемые материалы: набор № 8

Ход игры: В пособии предлагаются образцы различной тематики, выполнить которые можно с помощью модуля №8 «Палочки». После уверенного освоения предложенных сюжетов, ребёнок может составлять самостоятельные композиции, подбирая необходимый размер и цвет.

https://3.bp.blogspot.com/-cagpbAhNLa4/WLxQRClNMRI/AAAAAAAAAe0/FDkY9R-sxXs6SIFmxd9toDEFvIhDr9fRwCEw/s320/DSCN9333.JPGhttps://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1492255967369/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/vXXsCPEl2xs.jpg?height=137&width=200     https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1494329863841/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/sUl7RiRkus8.jpg?height=200&width=144https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1492255967369/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/kuDdUBMwx4I.jpg?height=200&width=136https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1494329863839/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/404687_640.jpg?height=200&width=138https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1494329863841/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/c0HURWZW81o.jpg?height=200&width=143  https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1494329863840/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/TYNaMu5ipcU.jpg?height=200&width=139https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1492255967368/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/2py2S19SQnk.jpg?height=200&width=139https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1494329863599/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/0DTeZgQ3te4.jpg?height=200&width=139https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1492255967369/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/ZtcYr8t3oAc.jpg?height=200&width=139

Также это пособие можно использовать и для развития физических качеств.

https://2.bp.blogspot.com/-Egy1g8sXaLo/WLxQVmUJzcI/AAAAAAAAAe0/UCsOEkAlDtQ55Qp8tG5dtLCzXg_5NM7-ACEw/s320/DSCN9345.JPGhttps://2.bp.blogspot.com/-FGJWKeROwk0/WLxpGB-sJXI/AAAAAAAAAfw/tAVJqmBdKlcJ0Y5QC7mUxuyjEFbJiQLuACLcB/s320/DSCN9368.JPG

https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1492255967369/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/lsCXFlh7spM.jpg?height=200&width=141https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1492255967367/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/-nx_TlmwC2g.jpg?height=200&width=141https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1492255967368/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/QKoeNYxdu48.jpg?height=200&width=141https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1494329863599/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/-SEEatpBRQw.jpg?height=200&width=141https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1494329863840/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/Yfsfwpq6SNk.jpg?height=200&width=141https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1494329863841/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/ngv0Rne2N9Q.jpg?height=200&width=141https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1494329863841/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/ngv0Rne2N9Q.jpg?height=200&width=141https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1492255967369/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/a0DcmOwF4uU.jpg?height=200&width=141

https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1492255967368/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/Ngz4p6Y1hGY.jpg?height=200&width=141https://www.sites.google.com/site/melentevairina90/_/rsrc/1494329863840/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/tehnologia-dary-freebela/TJtI9BLsxRM.jpg?height=200&width=141

Картотека
игр с 1 набором «Дары Фрёбеля»

Дидактическая игра «Воздушные шарики»

Цель: Создание условий, игровых и
проблемных ситуаций для развития умений различать и называть основные цвета
(красный, желтый, зеленый, синий, закреплять и называть величину фигуры; учить
сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и
различия и отражать в речи; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: набор № J1, набор № 1-
шарики разные по цвету и величине, ленточки разные по ширине и цвету.

Ход игры: Дети к нам сегодня в
гости пришла кукла «Катя». Она хочет с вами поиграть. Катя пришла к нам с
волшебной коробочкой. Давайте посмотрим, что же находится в коробочке.

-Посмотрите, здесь воздушные
шарики!

— Какие шарики?

— Какие по цвету?

Дети рассматривают шарики и
называют цвет и величину.

-«Разложите шарики по цвету»

— «Соберите все большие шарики
(маленькие, средние)»

— «Найдите все красные (желтые,
синие, зеленые) шарики.

-Посмотрите, а кукла Катя
принесла нам ещё красивые ленточки. Рассматриваются ленточки, дети называют
цвет, величину (длинная, короткая). Подберите к каждому шарику ленточку по
цвету, размеру.

Дидактическая игра «Спрячь в ладошке»

Цель: Создание условий, игровых и
проблемных ситуаций для развития умений соотносить предметы по величине

Материал: Маленький и большой
шарики (наборы № J1 и № 1).

Ход игры: Раздать малышам шарики.
Сказать: «Сейчас я покажу вам фокус!» Взять маленький шарик и спрятать его в
ладошке. Попросить детей сделать то же самое. Предложить ребятам повторить
фокус с большим шариком. Объяснить, почему большой шарик нельзя спрятать в
ладошке. Сравнить шарики между собой, затем с ладошкой малыша. Можно
проделывать подобные фокусы с любыми мелкими предметами.

Дидактическая игра «Вязаные мячики»

Цель: Создание условий, игровых и
проблемных ситуаций для развития мелкой моторики рук, координации движений,
закрепления пространственных представлений: «право», «лево», «верх», «низ»,
«сзади»,» спереди».

Материал: Набор № 1 (шерстяные
мячики).

МОДУЛЬ №
«ТЕКСТИЛЬНЫЕ
МЯЧИКИ»

Рекомендуемый возраст : с 2-3 лет

Материал:
текстиль.

Количество: 12
штук, 6 пар мячиков одинаковых по цвету и обвязанных цветной нитью. 6 мячиков
имеют нить-петельку для подвеса.

Цвета: синий,
фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый.

Размер: все
мячики одинакового размера, примерно 50 мм, мягкие и приятные на ощупь.

Хранение:
индивидуальная деревянная коробка с задвижной крышкой.

Назначение:

• Тренировка мелкой моторики рук.

• Развитие речевых способностей и самостоятельной игровой
деятельности ребенка.

• Изучение цвета и формы.

• Обучение ребенка рассматривать
один и тот же предмет, выделяя его различные качества (величину, цвет,
материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.).

• С
помощью мячиков, подвешенных на нитях, обучаем ребенка направлению движения
предмета в различные стороны (используем подставку
из модуля №2)
.


Подобные занятия закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперед, назад,
вверх, вниз)
 и формируют у ребенка пространственную ориентацию.

Начинать
работу по использованию наследия Фребеля можно с 1
младшей группы. Цветные мячики на ниточках – первый дар Фребеля, который используют для сенсорного воспитания детей раннего возраста, начиная уже с 2-3-х месяцев. Обосновывая,
почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель
правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый
предмет (например,
кубик)
.

Мячик
можно изготовить из поролона, надев на него цветную сетку, связанную крючком.
Размер мячика по диаметру должен соответствовать детской ладошке, чтобы ребёнок
мог хорошо обхватить мяч пальчиками. Набор состоит из 6 пар мячей (по цветам спектра).
У 6 мячиков разного цвета должен быть шнурок соответствующего цвета.

Мячи
могут быть использованы на
занятиях по физкультуре, по развитию речи, по
ознакомлению с окружающим и в свободной деятельности детей в процессе игр.

1. ЗНАКОМСТВО — МАНИПУЛЯЦИИ С
МЯЧОМ

Цель:
познакомить детей с мячами и
возможными действиями с ними.

Упражнение 1 :
сжимание мяча

Ребенку
предлагается взять в руки мяч и сжать его. Проговариваем: «Сожми мячик, смотри, он сжался, стал
маленьким; разожми руку – мячик снова стал большим и круглым».

Вывод: мяч
круглый, мягкий, его можно сжать, после манипуляций принимает исходную форму.

1. ЗНАКОМСТВО — МАНИПУЛЯЦИИ С
МЯЧОМ

Цель:
познакомить детей с мячами и
их свойствами

Упражнение 2 :
подбрасывание, метание, ловля мяча

Ребенку предлагается взять мячик
и бросить его вдаль. Можно предложить сбить игрушку, перекидывать мячик друг
другу. Далее. Предложить ребенку подкинуть мяч вверх и поймать его.

Вывод: с мячом
можно играть, его можно подкидывать, ловить, бросать вдаль.

1. ЗНАКОМСТВО — МАНИПУЛЯЦИИ С
МЯЧОМ

Цель:
познакомить детей с мячами и
их свойствами

Упражнение 3 :
катание мяча

Ребенку предлагается взять мяч и
покатать его.

Вывод: мяч
катится.

2. ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

Цель:
формирование сенсорного эталона – цвет. Знакомство с основными цветами.

Упражнение 1 :
сортировка мячей по цвету

Упражнение можно
проводить индивидуально и с подгруппой детей

1. Ребенку предлагается взять
мячик любого цвета и положить рядом с мячиком такого же цвета;

2. Каждый ребенок берет себе по 1
мячику и по предложению воспитателя находит и встает в пару с ребенком, у
которого мячик такого же цвета.

2. ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

Цель:
формирование сенсорного эталона – цвет. Знакомство с основными цветами.

Упражнение 2 :
найди мяч нужного цвета, цветной мячик.

Упражнение можно
проводить индивидуально и с подгруппой детей

1.
Воспитатель показывает ребенку мяч и предлагает найти мяч такого же цвета (найти дружочка, братика);

2. Воспитатель называет цвет и
предлагает показать мяч такого же цвета

2. ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

Цель:
формирование сенсорного эталона – цвет. Знакомство с основными цветами.

Упражнение 3 :
какого мяча нет

Упражнение можно
проводить индивидуально и с подгруппой детей

Воспитатель выкладывает 6 мячей
разного цвета. Поочередно с детьми называют все цвета мячей, затем предлагает
детям закрыть глаза и убирает один мяч. Предлагает открыть глаза и сказать,
мяча какого цвета не стало. Если дети не разговаривают, то им предлагается
принести или показать в ряду оставшихся мячей, мяча какого цвета не стало.

2. ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

Цель:
формирование сенсорного эталона – цвет. Знакомство с основными цветами.

Упражнение 4 :
путешествие цветных мячиков

Упражнение можно
проводить индивидуально и с подгруппой детей

1.
Воспитатель берет мячик и говорит детям, что он очень любит путешествовать (гулять) и
находить себе «дружочков» такого
же цвета. Предлагает погулять вместе с ним, взяв один из мячиков.

2.
Воспитатель предлагает детям выбрать себе мячик любого цвета и самостоятельно
погулять с ним по группе и найти мячику «дружочков» (игрушки такого же цвета)

В процессе выбора мячика и
нахождения игрушек закрепляется знание цветов.

3.
ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ШАРА (через действия с мячами)

Цель:
ознакомление детей с
основными свойствами шара. Пополнение пассивного словаря детей словом «шар»

Упражнение 1 :
мячик спит

состояние покоя на горизонтальной
поверхности

Воспитатель кладет мячик на стол и
говорит
: «Мячик не двигается, он лежит спокойно. Мячик спит. Стол
прямой и если мячик не трогать, то он будет лежать не подвижно»

3.
ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ШАРА (через действия с мячами)

Цель:
ознакомление детей с
основными свойствами шара. Пополнение пассивного словаря детей словом «шар»

Упражнение 2 :
мячик катится по дорожке

движения по поверхности

Воспитатель кладет шар на стол и
толкает его. Обращает внимание на то, что мячик катится. Предлагает детям
толкнуть мяч и посмотреть, как он будет катиться. Далее, можно сделать прямую
дорожку из кубиков, конструктора ЛЕГО и т. п. и прокатит мячик по ней.

3.
ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ШАРА (через действия с мячами)

Цель:
ознакомление детей с
основными свойствами шара. Пополнение пассивного словаря детей словом «шар»

Упражнение 3 :
мячик катится с горы

движения по наклонной поверхности

Воспитатель
вместе с детьми строит небольшую горку из конструктора, ставит мячик наверх
горки и отпускает. Обращает внимание на то, что мяч катится с горки вниз.
Предлагает детям повторить то же самое. Вывод: мячик катится с горки вниз. Предлагает положить
мячик под горку. Обращает внимание на то, что мяч самостоятельно по горке вверх
не катится.

3.
ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ШАРА (через действия с мячами)

Цель:
ознакомление детей с
основными свойствами шара. Пополнение пассивного словаря детей словом «шар»

Упражнение 4 :
мячик катится по тропинке

движение по кривой поверхности

воспитатель
вместе с детьми строит из конструктора, шнурков и т д. кривую дорожку. Кладет
мячик на дорожку и толкает его. Мяч катится по кривой дорожке. Вывод: мячик может
катиться не только по прямой дорожке, но и по кривой.

4. ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ
ДВИЖЕНИЯ

Цель:
ознакомление детей с некоторыми параметрами
направления движения
: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя,
плавательные движения, летательные движения.

Упражнение 1 :
пила

движения вперёд-назад

Воспитатель
берет мячик, кладет его на горизонтальную поверхность и начинает катать
вперед-назад. Проговаривая
стихотворение
:

«Я пила, пила, пила,

Всё пилю, пилю, пилю,

Перепиливаю! Вперёд-назад,
вперёд-назад»

Далее, упражнение предлагается повторить детям

4. ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ

Цель:
ознакомление детей с некоторыми параметрами
направления движения
: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя,
плавательные движения, летательные движения.

Упражнение 2 :
скачут мячики

движения вверх-вниз

Воспитатель
берет мячик и бросает его на любую горизонтальную поверхность. Мячик
отскакивает. Можно
действия сопровождать словами
«Мячик скачет: прыг-скок»

Далее
повторить упражнение предлагается детям.

4. ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ
ДВИЖЕНИЯ

Цель:
ознакомление детей с некоторыми параметрами
направления движения
: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя,
плавательные движения, летательные движения.

Упражнение 3 :
часики

маятниковые
движения (используется мячик на веревочке)

Воспитатель
берет мячик за веревочку, опускает вниз и начинает раскачивать в воздухе из
стороны в сторону, приговаривая«Часики идут: тик-так, тик-так»

Далее
повторить упражнение предлагается детям.

4. ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ
ДВИЖЕНИЯ

Цель:
ознакомление детей с некоторыми параметрами
направления движения
: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя,
плавательные движения, летательные движения.

Упражнение 4 :
я весёлая лиса

круговые
движения вокруг себя (используется
мячик на веревочке
)

Воспитатель
берет мячик за веревочку, опускает вниз и начинает раскручивать в воздухе, приговаривая:

«Я весёлая лиса, мне вцепилась в
хвост оса,

Я, бедняжка так вертелась, что на
части разлетелась…»

Дети
могут выполнять упражнение одновременно
с воспитателем, после его показа или самостоятельно.

4. ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ
ДВИЖЕНИЯ

Цель:
ознакомление детей с некоторыми параметрами
направления движения
: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя,
плавательные движения, летательные движения.

Упражнение 5 :
рыбка

плавательные
движения (используется мячик на веревочке)

Воспитатель
берет мячик за веревочку, кладет на вертикальную поверхность и тащит: сначала по
прямой, потом зигзагообразно, приговаривая:

«Рыбка плавает в пруду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Рыбка плавает всегда.

Да-да-да, да-да-да!»

Дети
могут выполнять упражнение одновременно
с воспитателем, после его показа или самостоятельно.

4. ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ
ДВИЖЕНИЯ

Цель:
ознакомление детей с некоторыми параметрами
направления движения
: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя,
плавательные движения, летательные движения.

Упражнение 6 :
голуби

летательные
движения (используется мячик на веревочке)

Воспитатель берет мячик за
веревочку, и подбрасывает вверх. Веревочку не отпускает. Мячик летит.

Дети
могут выполнять упражнение одновременно
с воспитателем, после его показа или самостоятельно.

5. ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ

Цель:
закрепление в игровой форме знания детьми своего имени и имен сверстников;
ознакомление со словесным обозначением местонахождение предмета; развивать координацию движений.

Упражнение 1 : «Как меня зовут?»

имя
собственное ребёнка (используется
мяч без веревочки
)

Дети
стоят или сидят полукругом/в кругу. Воспитатель поочередно бросает ребенку
мячик, спрашивает
при этом
«как тебя зовут?». Ребенок бросает мяч обратно, называя
свое имя.

5. ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ

Цель:
закрепление в игровой форме знания детьми своего имени и имен сверстников;
ознакомление со словесным обозначением местонахождение предмета; развивать координацию движений.

Упражнение 2 : «Как тебя зовут?»

имя
сверстников (используется мяч без веревочки)

Дети
стоят или сидят полукругом/в кругу. Воспитатель берет мяч, дает в руки одному
из детей и говорит : «Дай мяч (например) Саше».
Ребенок с мячом подходит к Саше и отдает ему мяч. Воспитатель при этом
спрашивает
: «как зовут мальчика, которому ты отдал мячик? Ребенок называет имя:
Саша. Далее, предлагается Саше передать мяч другому ребенку. Упражнение повторяется.

5. ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ

Цель:
закрепление в игровой форме знания детьми своего имени и имен сверстников;
ознакомление со словесным обозначением местонахождение предмета.

Упражнение 3 : «Скажи, где я спрятался»

местонахождение
предмета (используется мяч без веревочки)

Воспитатель
берет игрушку, например
домик и совершает манипуляции с мячиком
: прячет мячик за домик,
кладет перед домиком, на домик, под домик, рядом с домиком. Проговаривает свои
действия. Затем спрашивает детей : «Где спрятался мячик?» Дети,
по возможности, повторяют за воспитателем.

6.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧЕЙ

Игра «Ловишки»,

Мяч на ниточку прицепляется сзади
каждому игроку, а цель догоняющего поймать и отобрать шарик.

Игра «Попади в цель».

Фишками отмечаются места, откуда
должен быть совершён бросок, а напротив цель, в которую нужно попасть мягким
шариком.

Дары Фребеля: первые в мире развивающие и обучающие игрушки для детей. Первый детский сад. Система развития ребенка Ф. Фребеля. Игры с дарами Фридриха Фребеля.

Дары Фребеля.

Дары Фребеля: первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Дары Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. Что это за система? Кто ее создатель? Как играть с дарами Фребеля? Ответы на эти вопросы Вы найдете в статье.

Чтобы понять идеи человека, созданную им систему, надо  хорошо знать его биографию и его жизнь, ту почву, в которой эти идеи возникли и выросли. Поэтому немного поведаю об этом человеке. И очень прошу всех вас – дорогие читатели «Родной тропинки» —  внимательно прочитать историю жизни Ф. Фребеля, потому что нам всем есть чему у него поучиться!  А идея детского сада и обучающих игр с детьми дошкольного возраста пришла к нему отнюдь не в молодости. Итак, с чего же всё началось?

Биография Ф. Фребеля

«Я хочу развивать людей, стоящих своими ногами на Божьей земле, пуская корни в Природу, чья голова возвышается до самого неба «. Фридрих Фребель,  1806 г.

Фридрих Фребель.

Фридрих  Фребель родился в 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь 9 месяцев!

Бедный малыш! В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы? Ведь сам Фридрих в детстве рос сам по себе, никто им не занимался. И наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя – ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Ф. Фребеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад».

 Затем Фридриха  забрал к себе дядя, и он стал  ходить в школу. Он очень любил это время своей жизни и одновременно не очень любил школу за сухость и оторванность от жизни. И чаще убегал на природу, где «природа была мне школой, деревья, цветы – учителями».

Небольшое отступление: Очень интересный факт:впоследствии созданную Фребелем систему обучения детей  критиковали за то же самое, за что он сам критиковал школы того времени – за оторванность от реальной жизни. В чем причина? Человек, который в детстве вырос на природе, а в юности убегал из школы на природу и считал природу своим учителем, создал оторванную от природы систему обучения детей? Очень мало верится в это! Что-то произошло в его жизни? На него кто-то повлиял? Нет! Когда  позже в зрелом возрасте Фребель создавал детский сад, он писал, что детский сад  должен быть местом общения детей с природой. Значит, его взгляды остались неизменными. Может быть, дело в том, что его идею по-другому воплотили в жизнь и интерпретировали? Или он сам не смог найти средство воплощения своей новой для того времени и передовой идеи? Ведь он был первопроходцем. Очень хочется узнать истину, но на этот вопрос я пока не могу дать однозначного ответа, хотя хорошо знакома с нашей отечественной литературой по этому вопросу. Скорее всего, ответ можно найти в подлинных книгах Фребеля, но, к сожалению, я немецким языком я не владею. А на русский язык переведено лишь немногое из его наследия. Но противоречие это очень явно вижу! А значит, не всё так однозначно в его системе! Если у Вас есть ответ на этот вопрос – большая просьба написать его в комментарии после статьи.

Когда Фридрих вернулся к отцу, он работал учеником лесничего и занимался самообразованием. Затем поступил учиться в Йенский университет, но денег хватило лишь на два года обучения, и он вернулся к отцу. Кем он только не работал – лесничим, библиотекарем, секретарем. Но Фребель чувствовал, что это не  его дело жизни.

И вот – счастливый, очень счастливый поворот в его судьбе.  Фридрих Фребель получает наследство после смерти дяди и становится обеспеченным человеком. Он может искать дело по душе, увлекается архитектурой. И чуть позже меняет архитектуру на педагогику. Знакомится с Песталоцци, встречается с ним. Это предопределило созданную им в дальнейшем систему воспитания и обучения детей.

Еще один факт из биографии.  Ф. Фребель снова поступает в университет, наконец есть деньги на учебу, но… уходит из него в армию в 1813 году, говоря: «Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклоняюсь от этой обязанности» — шаг, говорящий о многом в характере этого человека.

В 1816 году открывается школа Фребеля – «Универсальный германский воспитательный институт», в которой обучаются мальчики.

За 40 лет педагогической деятельности Фребель написал несколько трудов – «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», создал различные учебные заведения, причем все из них имели отделения для маленьких детей, пропагандировал свою идею, выступал с лекциями о детских садах.

Еще одна черта этого человека, связанная уже  с «черной полосой» в его жизни. По стечению обстоятельств и идеологическим причинам детские сады, придуманные и созданные Фребелем, были вскоре запрещены! И все они были закрыты! Это случилось при жизни Фребеля! Какой это был бы удар для многих – дело всей жизни закрыто! Для многих, но не для Фребеля!!! Ф. Фребель принял это мужественно и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром!». Да, многому можно нам научиться у этого человека!

Ф. Фребель умер в г. Мариентале. Его надгробие выполнено в виде трех фигур – куба, цилиндра и шара. Это выражение его идеи об единстве и многообразии мира и одновременно это памятник первым  в мире дидактическим игрушкам для дошкольников.

Мы теперь немного проникли в жизнь и характер этого человека, а значит, нам легче будет понять и его систему – первую в мире методически выстроенную и специально созданную  систему обучения маленьких детей в детском саду.

Кто создал первый в мире детский сад? Каким был первый детский сад Ф. Фребеля?

Игры Фребеля

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда  «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемле­мую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждают­ся в умелом уходе».

Эта фраза Фребеля была цитирована впоследствии в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона 1902 года при объяснении происхождения слова «детский сад»: «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Фребель придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода».

  • Еще одна моя ремарка: И вот тут у меня как у человека любознательного и вдумчивого  возникает еще одно противоречие с тем, что я  знаю из педагогических словарей и учебников. В наших словарях и учебниках говорится, что ознакомление с окружающим миром в детском саду Фребеля было оторвано от жизни и представлено только дарами (цитирую: «системой даров заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром», «жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом»). А как же указанные в источниках того времени «играть и знакомиться с жизнью растений»? Это разве не ознакомление с окружающим миром? Значит, мы знаем отнюдь не всё о первых детских садах???!!! Возможно, кто-то скажет: «Какая разница!» А разница очень большая – ведь важно знать первоисточник и те нюансы, которые были заложены самим автором в свою систему, а не пересказы его идей или чужие интерпретации!

Кстати, в каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.

Я с удовольствием делюсь с Вами фотографией макета первого в мире детского сада Ф. Фребеля. Этот макет сделан старшими дошкольниками вместе с воспитателем (детский сад 2523 г. Москвы). Дети вместе с воспитателем  изучали, каким был первый детский сад, какие были помещения и изобразили их в масштабе в этом макете. Использованы кусочки бумаги. А для изображения деревьев в макете использовались засушенные растения.

Первый детский сад Фребеля

Этот макет первого детского сада был представлен на первой московской биеннале творческих проектов молодых педагогов, посвященной 150-летию первого детского сада в России (а он работал по системе Фребеля).

Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор. Не верите? Посмотрите это видео о современном детском садике и играх Ф. Фребеля в нем.

Узнали многое из того, что и Вы делаете в занятиях со своими детьми, считая это современными занятиями? А занятиям таким уже 150 лет!!! Давайте поговорим подробнее о системе Ф. Фребеля.

Система Фребеля.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали.

Система Ф. Фребеля.

Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! (О! Как этого не хватает современным деткам, сидящим за компьютером, с которыми мы, взрослые разговариваем часто в спешке или даже бурча себе под нос!) Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком (они прилагались к игре).

Какие же игры входили в систему Ф. Фребеля?

Игры Фребеля.

Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь и вовремя откорректировать.

Ф. Фребель писал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» (книга «Воспитание человека»)

В его учебном заведении изготавливались существующие и сегодня развивающие игры и игрушки и рассылались по адресам с инструкциями.

Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Давайте рассмотрим, что это за игры. Они называются «дарами». Даров шесть.

Дары Фребеля и игры с ними.

Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Игры Фребеля.

Первый дар Фребеля.

Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх – вниз, влево-вправо. Она прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик – нет мячика»).

Игры с дарами Ф.Фребеля.

Я попробовала поиграть с мячиками Фребеля. И очень удивилась своим впечатлениям! Раньше я, конечно, видела эти мячики и хорошо знала эти упражнения по учебникам истории зарубежной дошкольной педагогики, но никогда не держала их в руках. Ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть!

Первое впечатление – оказывается, действительно, нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для меня! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.

Игры с дарами Фребеля.

Могу сказать, что совершенно необязательно покупать готовые мячики Фребеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики или использовать лоскутные мячи для этой игры. Причем играть с мячиками с малышом можно уже на первом году жизни. На рисунке Вы видите перечень движений с мячом и песенку, которую поют при игре с этим даром.

Дары Фребеля.
Игры с дарами Фребеля.
Игры с дарами Фребеля.

Второй дар Фребеля.

Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр  одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.
Дары Фребеля. Второй дар.

Другие дары Фребеля.

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей.  Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.

Игры Ф. Фребеля.

Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинке.

А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии. Один из вариантов  упражнения с формой красоты Вы видите на рисунках  ниже.

Система Ф. Фребеля.
Система Фребеля.
Система Фребеля.
Такой конструктор – «дар Фребеля» позволяет и сейчас научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной.  И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб  — символом покоя, «единства в многообразии» ( он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

Интересные факты о дарах и играх Ф.Фребеля:

  • Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!
  • Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.

Система Фребеля.

Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Были созданы фребелевские курсы и фребелевские общества. Но при применении в детских садах игры с дарами Фребеля стали формальными, отнюдь не радостными для детей упражнениями, в которых малыш был лишь наблюдателем действий взрослых. И нарушилась первоначальная идея детской активности в игре. Именно за это Фребеля много критиковали в дальнейшем, отмечая излишнюю сухость его игр, отсутствие в них  жизни, чрезмерную регламентацию действий детей. А его воспитательниц  в России называли «фребеличками». Поэтому в полной мере система Фребеля сейчас не применяется. Но до сих пор используются многих находки и идеи Фребеля, доработанные и измененные в соответствии с современными данными о развитии детей дошкольного возраста. И даже до сих пор выпускается для игр с детьми в детских садах полный набор материалов для игр с дарами Фребеля, который Вы увидели на фото в этой статье и в видео выше.

Если эта статья была интересна для Вас и Вы нашли в ней то новое, что является хорошо забытым старым, то я буду благодарна за комментарии к статье. Расскажите о Ваших впечатлениях, что Вас больше всего заинтересовало, что еще хочется узнать об истории дошкольной педагогики в России и за рубежом?

До новых встреч на «Родной тропинке»! И я уже готовлю для Вас приятный сюрприз, ведь Ф. Фребель придумал еще один просто гениальный конструктор для детей, который можно легко сделать своими руками. О нем я уже рассказала в статье «Конструктор для детей за 1 минуту своими руками» 

Интересную и полезную информацию по истории дошкольной педагогики Вы также найдете  в статьях цикла «Детский сад 100 лет назад»:

Овощи: беседы с маленькими детьми Л.К. Шлегер.

Развитие стиля речи у детей. Е.И. Тихеева.

О развитии детей дошкольного возраста Вы также можете почитать:

Развитие мелкой моторики: мифы и правда, упражнения и массаж.

Игры с песком — развивающие игры в песочнице.

Учимся ориентироваться в пространстве.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

  • Игры роблокс для телефона
  • Имидж клуб железнодорожный маяковского телефон
  • Игры про джоджо на телефон
  • Именные чехлы на телефон
  • Игры про венома на телефон