Глина номер 4 скульптура на болотной

На Болотной набережной Москвы установили скульптуру «Большая глина № 4». Арт-объект стал предметом бурных обсуждений в интернете: жители столицы спорят о его «привлекательности». Разбираемся, почему современное искусство вызвало у горожан неоднозначную реакцию и как оценивают искусствоведы это творение.

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев

Искусство на Болотной набережной

Необычная скульптура появилась на Болотной набережной 15 августа. Она представляет собой 12-метровый арт-объект в виде бесформенного куска глины. Автор и создатель инсталляции – швейцарский художник Урс Фишер. Идея скульптуры родилась у него, когда он разминал в руках комок глины. Теперь застывший в необычной форме и увеличенный в 50 раз комок могут наблюдать москвичи в центре города.

В фонде современного искусства V-A-C объяснили смысл арт-объекта как знак незавершенности и становления.

Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы – знак незавершенности, преображения и становления.

фонд современного искусства V-A-C

Скульптура останется на Болотной набережной не навсегда, она временная. Однако некоторые горожане уже выступают против ее нахождения в центре столицы и сравнивают внешний вид инсталляции с экскрементами.

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев

Особо бурные обсуждения развернулись на странице в Instagram телеведущего Максима Галкина, который одним из первых негативно высказался и высмеял этот арт-объект.

Это кошмар. Но это как бы современное искусство.

К негодованию Галкина присоединилась актриса и юмористка Елена Воробей. «Мать моя! Навалил от души!» – написала она со смайлами в комментариях под фото скульптуры. «Без смысла, но, слава богу, без запаха», – подхватила подписчица Светлана.

Однако сформировался и лагерь тех, кто встал на сторону художника и смог по достоинству оценить необычные формы. «На глину тоже можно смотреть по-разному: можно как на грязь, а можно как на шедевр в процессе рождения. Кто что видит», – отмечает пользовательница Мария.

«Дело не в плохом искусстве, а в плохом взгляде», – присоединяется Артем. Защитники современного искусства рекомендуют критикам прочитать историю создания скульптуры и попытаться понять, что хотел сказать автор.

Следует отметить, что «Большая глина № 4» ранее уже выставлялась во Флоренции на площади Синьории.

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев

Новое всегда критикуют

Бурные обсуждения вокруг современных арт-объектов в столице поднимаются не впервые. Ранее критике подверглась скульптура Романа Ермакова «Стабильная композиция», выставленная на Красной площади. Горожане сравнили ее с огромными белыми горошинами, непонятно зачем установленными в центре столицы.

По мнению искусствоведа, директора Музея имени Андрея Рублева Михаила Миндлина, проблема в восприятии современного искусства может крыться в том, что многие «воспитаны на традиционной структуре».

«Вообще доминируют вкусы XIX века. Хотя то, что устанавливалось в XIX веке, казалось тоже эпатажным. Когда в Париже была построена Эйфелева башня, выдающиеся деятели мировой культуры, такие как Виктор Гюго, считали, что это ужас и позор. А сегодня это символ Парижа во всем мире», – пояснил Миндлин в интервью Москве 24.

Это было всегда. Все новое, что предлагается широкому, неподготовленному зрителю, вызывает отторжение, совершенно невообразимые сравнения и неадекватные реакции.

Михаил Миндлин

искусствовед, директор Музея имени Андрея Рублева

Искусствовед отметил, что в России «наблюдается некая деградация общественного вкуса». Однако есть и те, кто по достоинству может оценить современное искусство, добавил он. «Есть бесконечное множество отзывов представителей новой генерации, молодого поколения, которые только приветствуют это. Им хочется жить в современном городе, а не в среде, от которой пахнет нафталином, как из бабушкиного сундука», – подчеркнул Миндлин.

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев

Развитие визуальной культуры

Россиянам пока сложно воспринимать такие современные скульптуры из-за низкой визуальной культуры, считает галерист, член Ассоциации искусствоведов Сергей Попов. «Общество так неоднозначно воспринимает, потому что оно все еще чудовищно образованно у нас в России. Это основная причина», – отметил он в диалоге с Москвой 24.

Галерист подчеркнул, что с темой неоформленной глины, из которой лепится скульптура, лучшие художники и скульпторы работают последние несколько десятилетий.

Это большое счастье, что в Москву привезена огромная вещь художника такого уровня. Урс Фишер – это мировая звезда, с ним почитают за счастье работать все крупнейшие музеи мира.

Сергей Попов

галерист, член Ассоциации искусствоведов

По мнению Попова, «Большая глина № 4» напоминает именно пластичный, неоформленный материал – глину. «Тем людям, которым эта форма напоминает экскременты, наверное, лучше обратиться к психологу», – добавил эксперт.

Попов также отметил, что установка скульптуры в центре Москвы «показывает нашу близость к европейским столицам, в которых раньше эта вещь выставлялась». И если бы арт-объект был выставлен где-то в другом месте, парке, то это бы не было так выразительно, считает галерист.

По мнению специалиста, благодаря таким временным инсталляциям у горожан, которые никогда не интересовались подобным искусством, может появиться желание больше об этом узнать и увидеть другие эксперименты современных художников.

Москвичам рассказали, надолго ли в центре города задержится новый арт-объект

Читайте также

  • «Больше чем просто горошины». Автор скульптуры на Красной площади ответил критикам
  • Скульптуру «Большая глина № 4» установили на Болотной набережной в Москве

Автор объяснил значение скандальной скульптуры на Болотной

Фото: Annie Roff (mr keet)

Споры о скульптуре «Большая глина № 4», расположенной недалеко от Храма Христа Спасителя, по-прежнему не утихают. В интервью «РБК Стиль» художник Урс Фишер рассказал, почему не все люди видят красоту в его творении

Швейцарский художник Урс Фишер, создавший скульптуру «Большая глина № 4», которая вызвала шквал негодования и неоднозначных отзывов среди москвичей, рассказал в интервью «РБК Стиль», что цель любого произведения искусства — вызывать бурные и порой ожесточенные дискуссии, так как вопросы красоты всегда спорны.

Художник отметил, что в городах много уродливого (здания, машины, одежда), мимо которого мы ежедневно проходим, не обращая никакого внимания, а вот предмет искусства — излюбленный объект для критики. Так, Эйфелева башня не раз подвергалась нападкам со стороны парижан.

«Но вот, скажем, если вы думаете про Париж, вы же моментально представляете себе Эйфелеву башню, правда? А это просто металлическая штуковина, так если разобраться-то, даже не объект искусства. Когда ее строили, это была просто колоссальная железная хреновина, абсолютно возмутительная — и в 1889-м, когда башню строили, она казалась парижанам дикостью. А сейчас это символ Парижа», — рассказал скульптор в интервью.

Так и «Большая глина № 4» со временем может быть переосмыслена обществом, поэтому, по словам творца, нет никакого смысла пытаться оценить искусство здесь и сейчас.

Несмотря на то что большая часть критики исходит от религиозного сообщества, так как скульптура расположена в непосредственной близости к Храму Христа Спасителя, Фишер многократно в интервью повторяет, что никакого религиозного подтекста его творение не содержит. «Глина» — олицетворение первобытного голода, о котором он вспомнил, глядя на свою новорожденную дочь.

«Хорошо помню, как моя первая дочь родилась и ее вынесли ко мне. И я протягиваю ей палец, вкладываю в ее маленькую ладошку, а она так — оп! Это жест, первобытный, первородный, жест хватания. «Большая глина», если угодно, своего рода запись этого жеста», — сказал Урс Фишер.

Также создатель скульптуры попытался объяснить феномен картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», заключив, что весь секрет кроется в законе сохранения энергии, ведь картину просмотрели миллионы людей, поэтому ее сила с каждым годом возрастает, так как «Джоконда» впитывает их чувства и переживания. Но самое главное — спустя более 500 лет картина продолжает вызывать споры и дискуссии, что продлевает жизнь любому предмету искусства.

48-летний Урс Фишер — швейцарский художник и скульптор, создающий инсталляции из глины, фруктов, воска, хлеба и других материалов. Фишер исследует процесс трансформации и саморазрушения материала, поэтому многие его арт-объекты буквально исчезают во время выставок. Работы художника неоднократно экспонировались на Венецианской биеннале (2003, 2007, 2011) и выставлялись в крупнейших мировых музеях и галереях. В 2016-м году скульптор уже приезжал в Москву с выставкой «Маленький топор», проходившей в Музее современного искусства «Гараж». 

Что горожане думают о скульптуре в виде кома глины на Болотной набережной?

На Болотной набережной перед готовящимся к открытию Домом культуры «ГЭС-2» появилась скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4». У горожан она вызвала неоднозначную реакцию, высказался даже пародист Максим Галкин. «Афиша Daily» собрала мнения людей, а также спросила у представителя «ГЭС-2», что они думают о критике.

Катерина Чучалина

Главный куратор V-A-C (фонда, который открывает «ГЭС-2»)

О чем эта скульптура? Есть в русском языке хорошее слово «начаток» — это начало начал. Любой предмет когда‑то был пластичной материей, который со временем обрел форму, цвет, функцию. Глина — податливый материал, который художник мнет в руках, и он может превратиться в соответствии с его замыслом во все что угодно. «Большая глина» — метафора творчества.

Не стоит рассматривать эту скульптуру как отдельную работу. Наша первая художественная интервенция — увертюра в трех действиях. Она состоит из двух инсталляций и публичной программы, включающей в себя телесные практики, медиаторские туры и художественное оформление территории у «ГЭС-2». Кроме того, работа Урса Фишера не случайно установлена по соседству со зданием, которое реконструировал Ренцо Пьяно. Твердая структура, четкая геометрия представляет идеальный контраст с первоначальной формой, которую олицетворяет эта скульптура.

Мы получили разрешение на временное экспонирование на этом месте работ современного искусства, так что они будут регулярно меняться.

Критика была ожидаема. Любая работа художника — объект для критики. Тем более когда она не спрятана за стенами музея или культурного пространства. Вынесенная на улицу, она обнажена и беззащитна, обречена на пристальное внимание зрителей и оценочные суждения. В этой ситуации нет ничего плохого. Что же касается шуток — меня обескураживает то, что они совершенно несмешные. Я посмотрела комментарии в социальных сетях и удивилась скудости аналогий. Это действительно печально.

Максим Галкин, юморист и ведущий

Григорий Ревзин, архитектурный критик, партнер КБ Стрелка

Соня Соколова, интернет-продюсер, соосновательница сайта «Звуки.ру»

Антон Хитров, театральный критик

Анатолий Капустин, блогер

Илья Клишин, сооснователь медиаконсалтингового агентства KFConsulting

Дмитрий Пиликин, искусствовед

Александр Пелевин, писатель

Александр Евсин, заместитель руководителя центра организации дорожного движения Правительства Москвы

Сабина Чагина, куратор проектов в области уличного искусства

Авдей Тер-Оганьян, художник

Иван Давыдов, журналист

Егор Михайлов, редактор «Афиши Daily»

Константин Коновалов, дизайнер

  • Глина номер 4 москва
  • Глина номер 4 где
  • Глина номер 4 адрес
  • Глина номер 4 автор
  • Глент что в телефоне у сереги