На Болотной набережной Москвы установили скульптуру «Большая глина № 4». Арт-объект стал предметом бурных обсуждений в интернете: жители столицы спорят о его «привлекательности». Разбираемся, почему современное искусство вызвало у горожан неоднозначную реакцию и как оценивают искусствоведы это творение.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Искусство на Болотной набережной
Необычная скульптура появилась на Болотной набережной 15 августа. Она представляет собой 12-метровый арт-объект в виде бесформенного куска глины. Автор и создатель инсталляции – швейцарский художник Урс Фишер. Идея скульптуры родилась у него, когда он разминал в руках комок глины. Теперь застывший в необычной форме и увеличенный в 50 раз комок могут наблюдать москвичи в центре города.
В фонде современного искусства V-A-C объяснили смысл арт-объекта как знак незавершенности и становления.
Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы – знак незавершенности, преображения и становления.
фонд современного искусства V-A-C
Скульптура останется на Болотной набережной не навсегда, она временная. Однако некоторые горожане уже выступают против ее нахождения в центре столицы и сравнивают внешний вид инсталляции с экскрементами.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Особо бурные обсуждения развернулись на странице в Instagram телеведущего Максима Галкина, который одним из первых негативно высказался и высмеял этот арт-объект.
Это кошмар. Но это как бы современное искусство.
К негодованию Галкина присоединилась актриса и юмористка Елена Воробей. «Мать моя! Навалил от души!» – написала она со смайлами в комментариях под фото скульптуры. «Без смысла, но, слава богу, без запаха», – подхватила подписчица Светлана.
Однако сформировался и лагерь тех, кто встал на сторону художника и смог по достоинству оценить необычные формы. «На глину тоже можно смотреть по-разному: можно как на грязь, а можно как на шедевр в процессе рождения. Кто что видит», – отмечает пользовательница Мария.
«Дело не в плохом искусстве, а в плохом взгляде», – присоединяется Артем. Защитники современного искусства рекомендуют критикам прочитать историю создания скульптуры и попытаться понять, что хотел сказать автор.
Следует отметить, что «Большая глина № 4» ранее уже выставлялась во Флоренции на площади Синьории.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Новое всегда критикуют
Бурные обсуждения вокруг современных арт-объектов в столице поднимаются не впервые. Ранее критике подверглась скульптура Романа Ермакова «Стабильная композиция», выставленная на Красной площади. Горожане сравнили ее с огромными белыми горошинами, непонятно зачем установленными в центре столицы.
По мнению искусствоведа, директора Музея имени Андрея Рублева Михаила Миндлина, проблема в восприятии современного искусства может крыться в том, что многие «воспитаны на традиционной структуре».
«Вообще доминируют вкусы XIX века. Хотя то, что устанавливалось в XIX веке, казалось тоже эпатажным. Когда в Париже была построена Эйфелева башня, выдающиеся деятели мировой культуры, такие как Виктор Гюго, считали, что это ужас и позор. А сегодня это символ Парижа во всем мире», – пояснил Миндлин в интервью Москве 24.
Это было всегда. Все новое, что предлагается широкому, неподготовленному зрителю, вызывает отторжение, совершенно невообразимые сравнения и неадекватные реакции.
Михаил Миндлин
искусствовед, директор Музея имени Андрея Рублева
Искусствовед отметил, что в России «наблюдается некая деградация общественного вкуса». Однако есть и те, кто по достоинству может оценить современное искусство, добавил он. «Есть бесконечное множество отзывов представителей новой генерации, молодого поколения, которые только приветствуют это. Им хочется жить в современном городе, а не в среде, от которой пахнет нафталином, как из бабушкиного сундука», – подчеркнул Миндлин.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Развитие визуальной культуры
Россиянам пока сложно воспринимать такие современные скульптуры из-за низкой визуальной культуры, считает галерист, член Ассоциации искусствоведов Сергей Попов. «Общество так неоднозначно воспринимает, потому что оно все еще чудовищно образованно у нас в России. Это основная причина», – отметил он в диалоге с Москвой 24.
Галерист подчеркнул, что с темой неоформленной глины, из которой лепится скульптура, лучшие художники и скульпторы работают последние несколько десятилетий.
Это большое счастье, что в Москву привезена огромная вещь художника такого уровня. Урс Фишер – это мировая звезда, с ним почитают за счастье работать все крупнейшие музеи мира.
Сергей Попов
галерист, член Ассоциации искусствоведов
По мнению Попова, «Большая глина № 4» напоминает именно пластичный, неоформленный материал – глину. «Тем людям, которым эта форма напоминает экскременты, наверное, лучше обратиться к психологу», – добавил эксперт.
Попов также отметил, что установка скульптуры в центре Москвы «показывает нашу близость к европейским столицам, в которых раньше эта вещь выставлялась». И если бы арт-объект был выставлен где-то в другом месте, парке, то это бы не было так выразительно, считает галерист.
По мнению специалиста, благодаря таким временным инсталляциям у горожан, которые никогда не интересовались подобным искусством, может появиться желание больше об этом узнать и увидеть другие эксперименты современных художников.
Москвичам рассказали, надолго ли в центре города задержится новый арт-объект
Читайте также
- «Больше чем просто горошины». Автор скульптуры на Красной площади ответил критикам
- Скульптуру «Большая глина № 4» установили на Болотной набережной в Москве
О скульптуре «Большая глина» я узнала неделю назад и мне сразу захотелось ее увидеть. Последнее время новые памятники и выставки меня не радуют, и я безумно хотела посмотреть очередную новинку, что б написать негативный отзыв.
Увидела и сразу изменила свое мнение. Скульптура потрясающая. Подробности ниже.
Свой отзыв я разделила на две части.
1 «Большая глина № 4» на Болотной набережной, как добраться, ближайшее метро и как дойти от метро.
Если вы не собираетесь посетить это место, можете смело пропускать эту часть, однако если вы собираетесь туда поехать, поверьте-это очень нужная информация. Ближайшее метро-Кропоткинская, а у него куча выходов, и еще идти от выхода 750 метров. Так я вам расскажу, как идти и куда.
Пусть эти 750 метров вас не пугают, по дороге будет много интересного, идти скучно не будет.
2 «Большая глина № 4», что за памятник, мои впечатления, что удалось узнать о художнике, его создавшем.
Итак, если вы собрались посмотреть этот монумент вживую, вперед, за мной. Выбирайте хороший, погожий денек, что б сделать по дороге и у монумента красивые фото и селфи, пейзажи изумительные.
1 «Большая глина № 4», как добраться.
Ближайшее метро-Кропоткинская, указателей к памятнику нет, выходов много, поэтому сразу находите выход из метро номер 3 и выходите из него.
Вам надо будет спуститься по лесенке.
Вы выйдете в очень красивый, живописный сквер, где множество цветов и мест для отдыха.
Этот сквер вам надо пересечь по полукруглой дорожке, мимо памятника императору.
Сквер не велик, тут вы не заблудитесь. По дороге можно сделать красивые фото у памятника и у цветочных композиций.
Выйдя из сквера, вы увидите мост. Вам надо на него подняться вот по этой лестнице и пройти по нему над Москва-рекой на другой берег.
Дивные пейзажи по обе стороны моста. По правую сторону-знаменитый памятник Петру Первому, но вам в эту сторону идти не надо, если вы хотите дойти до «Большой глины № 4».
Вам нужно будет обратить внимание на левую сторону моста, потому что именно туда вам нужно будет спуститься по лестнице к монументу. Ориентир-вот эти синие трубы.
«Большая Глина» на Болотной набережной, вид с моста.
2. «Большая глина № 4», мои впечатления.
Еще издалека разглядывая памятник вживую, я подивилась самому популярному сравнению этого памятника пользователями соц сетей.
Первое, что увидели в этой инсталляции, — фекалии. Тут же — рванули с места в карьер, опережая друг друга: «Моя собака сделает лучше», «Моя собака делает больше», «Большая куча искусства»
Между тем, монумент со всех ракурсов выглядит по разному, и рассматривать его очень интересно.
Рядом много лавочек с видом и на статую, и на Москва-реку. Можно прекрасно проводить время в хорошую погоду, отличная зона отдыха.
Приятное место для отдыха, замечательные пейзажи Москвы открываются от монумента с набережной.
Прежде чем вернуться именно к этой статуе, я хочу вам рассказать о знаменитом швейцарском художнике Урсе Фишере, ее создавшем.
Для меня очень важна личность создателя произведения, то есть, кто его делал-Вася Пупкин для хайпа и что б бабла срубить, или зарекомендовавший себя художник.
Конечно, Вася Пупкин тоже может оказаться непризнанным талантом, однако в данном случае речь идет о самобытном художнике Фишере, который постоянно отступает от общепризнанных форм, разрушает стереотипы.
Известные работы Урса Фишера.
1 В серии работ, созданных в 2000-х гг., Фишер соединил вместе половину груши и половину яблока, половину огурца и половину банана, половину луковицы и половину баклажана. Каждая пара была подвешена на нейлоновой нити и оставлена гнить, побуждая природу в каждом союзе поочередно привлекать или отталкивать.
2 «What if the phone rings» (2004) — три скульптуры обнаженных женщин в натуральную величину, сделанные из воска. Скульптуры были с фитилями, которые были зажжены. На протяжении выставки фигуры таяли и цветные потеки воска растекались на полу. Что характерно для произведений Фишера, работа продолжала трансформироваться со временем без вмешательства и контроля художника.
3 Memories of a Blank Mind (2004) состояла из коллекции сделанных вручную стульев, «тень» каждого из которых проектировалась на стену за ним. В действительности, «тень» — большая структура из дерева и стекла, которая вызывает вопросы о реальности, репрезентации, масштабе и перспективе.
4 Bread House (2004) — строение в натуральную величину из буханок и дерева. Строение было населено четырьмя попугаями, которые ещё не научились летать. Со временем дом разрушался, роняя крошки на пол и испуская всюду проникающий запах.
5 «You» — одна из самых известных работ художника. В полу галереи была создана огромная яма. Этот рукотворный кратер был заполнен землей. На создание инсталляции ушло 10 дней и $250000.
6 «Большая глина № 4» — 12-метровая алюминиевая копия увеличенных в 50 раз и положенных друг на друга кусков глины, которые когда-то разминал в руках автор; была установлена в Нью-Йорке, Флоренции, в августе 2021 года — в Москве.
Как видите, пятое произведение искусств Фишера, «You», было еще более загадочное, чем «Большая глина», однако в Москве его не выставляли. Хотя недолго догадаться, с чем бы его тут сравнили пользователи наших соцсетей, которые не поднимут свою пятую точку с дивана, что б посмотреть объект вживую, зато подберут самые похабные эпитеты.
«Большая Глина» мне понравилась. Ее интересно рассматривать в разных ракурсах. Как я поняла, Фишер хотел показать, что обычные куски глины могут быть предпосылкой шедевра.
Вот скульптор мнет в руках куски глины, делает заготовку. Что из этого получится, не знает пока никто.
Все зависит от таланта и задумки скульптора.
Возможно, Фишер хотел показать, как важна обычная глина. Не было бы глины, многие великие шедевры не появились бы на свет.
А может быть, Фишер хотел сказать совсем другое, и я все это себе нафантазировала.
А вас, возможно, посетят совсем другие мысли, когда вы увидите Большую Глину на Болотной набережной.
Наше путешествие было бы неполным, если я вам не рассказала про объекты рядом, про то, что можно посмотреть еще и где перекусить.
Рядом с «Большой глиной», находящейся на Болотной набережной, дом 15, нет ларьков, магазинов и кафе. И туалетов нет. Но все это в избытке есть на Болотной набережной, дом 3, совсем рядом.
Там находится Арт Пространство «Красный Октябрь», то есть, что то типа скопления кафе, баров и ресторанов. Это совсем рядом с «Большой глиной», не более пяти минут пешком. Там есть еще популярный музей «Восстания машин», но билет туда стоит 800 рублей, так что думайте, хотите ли вы его посетить. Я пока отложила его посещение и это будет уже другой отзыв.
Кроме того, рядом вы увидите знаменитый памятник Церетели Петру Первому, но пройти к нему не пытайтесь, вы только потратите время и силы на пустую беготню, так как набережная в этом месте перекрыта, от «Большой глины» вам туда не пройти.
Вот теперь, думаю, наше путешествие закончено. Я рада, что съездила и посмотрела этот монумент вживую. И я рада, что в Москву стали привозить такие интересные произведения искусства.
Раньше в Москве до пандемии было очень много интересного, множество замечательных выставок, бесплатных фестивалей. Возможно, «Большая Глина» на Болотной набережной-предвестник того, что это замечательное время скоро вернется.
Вот еще мои отзывы на объекты в Москве.
Музей трупов. Мой негативный отзыв.
Эротический музей. Шварценеггер в эротическом виде.
Новый памятник Есенину, или жесть, как она есть.
Что горожане думают о скульптуре в виде кома глины на Болотной набережной?
На Болотной набережной перед готовящимся к открытию Домом культуры «ГЭС-2» появилась скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4». У горожан она вызвала неоднозначную реакцию, высказался даже пародист Максим Галкин. «Афиша Daily» собрала мнения людей, а также спросила у представителя «ГЭС-2», что они думают о критике.
Катерина Чучалина
Главный куратор V-A-C (фонда, который открывает «ГЭС-2»)
О чем эта скульптура? Есть в русском языке хорошее слово «начаток» — это начало начал. Любой предмет когда‑то был пластичной материей, который со временем обрел форму, цвет, функцию. Глина — податливый материал, который художник мнет в руках, и он может превратиться в соответствии с его замыслом во все что угодно. «Большая глина» — метафора творчества.
Не стоит рассматривать эту скульптуру как отдельную работу. Наша первая художественная интервенция — увертюра в трех действиях. Она состоит из двух инсталляций и публичной программы, включающей в себя телесные практики, медиаторские туры и художественное оформление территории у «ГЭС-2». Кроме того, работа Урса Фишера не случайно установлена по соседству со зданием, которое реконструировал Ренцо Пьяно. Твердая структура, четкая геометрия представляет идеальный контраст с первоначальной формой, которую олицетворяет эта скульптура.
Мы получили разрешение на временное экспонирование на этом месте работ современного искусства, так что они будут регулярно меняться.
Критика была ожидаема. Любая работа художника — объект для критики. Тем более когда она не спрятана за стенами музея или культурного пространства. Вынесенная на улицу, она обнажена и беззащитна, обречена на пристальное внимание зрителей и оценочные суждения. В этой ситуации нет ничего плохого. Что же касается шуток — меня обескураживает то, что они совершенно несмешные. Я посмотрела комментарии в социальных сетях и удивилась скудости аналогий. Это действительно печально.