Глина номер 4 автор

Автор объяснил значение скандальной скульптуры на Болотной

Фото: Annie Roff (mr keet)

Споры о скульптуре «Большая глина № 4», расположенной недалеко от Храма Христа Спасителя, по-прежнему не утихают. В интервью «РБК Стиль» художник Урс Фишер рассказал, почему не все люди видят красоту в его творении

Швейцарский художник Урс Фишер, создавший скульптуру «Большая глина № 4», которая вызвала шквал негодования и неоднозначных отзывов среди москвичей, рассказал в интервью «РБК Стиль», что цель любого произведения искусства — вызывать бурные и порой ожесточенные дискуссии, так как вопросы красоты всегда спорны.

Художник отметил, что в городах много уродливого (здания, машины, одежда), мимо которого мы ежедневно проходим, не обращая никакого внимания, а вот предмет искусства — излюбленный объект для критики. Так, Эйфелева башня не раз подвергалась нападкам со стороны парижан.

«Но вот, скажем, если вы думаете про Париж, вы же моментально представляете себе Эйфелеву башню, правда? А это просто металлическая штуковина, так если разобраться-то, даже не объект искусства. Когда ее строили, это была просто колоссальная железная хреновина, абсолютно возмутительная — и в 1889-м, когда башню строили, она казалась парижанам дикостью. А сейчас это символ Парижа», — рассказал скульптор в интервью.

Так и «Большая глина № 4» со временем может быть переосмыслена обществом, поэтому, по словам творца, нет никакого смысла пытаться оценить искусство здесь и сейчас.

Несмотря на то что большая часть критики исходит от религиозного сообщества, так как скульптура расположена в непосредственной близости к Храму Христа Спасителя, Фишер многократно в интервью повторяет, что никакого религиозного подтекста его творение не содержит. «Глина» — олицетворение первобытного голода, о котором он вспомнил, глядя на свою новорожденную дочь.

«Хорошо помню, как моя первая дочь родилась и ее вынесли ко мне. И я протягиваю ей палец, вкладываю в ее маленькую ладошку, а она так — оп! Это жест, первобытный, первородный, жест хватания. «Большая глина», если угодно, своего рода запись этого жеста», — сказал Урс Фишер.

Также создатель скульптуры попытался объяснить феномен картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», заключив, что весь секрет кроется в законе сохранения энергии, ведь картину просмотрели миллионы людей, поэтому ее сила с каждым годом возрастает, так как «Джоконда» впитывает их чувства и переживания. Но самое главное — спустя более 500 лет картина продолжает вызывать споры и дискуссии, что продлевает жизнь любому предмету искусства.

48-летний Урс Фишер — швейцарский художник и скульптор, создающий инсталляции из глины, фруктов, воска, хлеба и других материалов. Фишер исследует процесс трансформации и саморазрушения материала, поэтому многие его арт-объекты буквально исчезают во время выставок. Работы художника неоднократно экспонировались на Венецианской биеннале (2003, 2007, 2011) и выставлялись в крупнейших мировых музеях и галереях. В 2016-м году скульптор уже приезжал в Москву с выставкой «Маленький топор», проходившей в Музее современного искусства «Гараж». 

На Болотной набережной Москвы установили скульптуру «Большая глина № 4». Арт-объект стал предметом бурных обсуждений в интернете: жители столицы спорят о его «привлекательности». Разбираемся, почему современное искусство вызвало у горожан неоднозначную реакцию и как оценивают искусствоведы это творение.

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев

Искусство на Болотной набережной

Необычная скульптура появилась на Болотной набережной 15 августа. Она представляет собой 12-метровый арт-объект в виде бесформенного куска глины. Автор и создатель инсталляции – швейцарский художник Урс Фишер. Идея скульптуры родилась у него, когда он разминал в руках комок глины. Теперь застывший в необычной форме и увеличенный в 50 раз комок могут наблюдать москвичи в центре города.

В фонде современного искусства V-A-C объяснили смысл арт-объекта как знак незавершенности и становления.

Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы – знак незавершенности, преображения и становления.

фонд современного искусства V-A-C

Скульптура останется на Болотной набережной не навсегда, она временная. Однако некоторые горожане уже выступают против ее нахождения в центре столицы и сравнивают внешний вид инсталляции с экскрементами.

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев

Особо бурные обсуждения развернулись на странице в Instagram телеведущего Максима Галкина, который одним из первых негативно высказался и высмеял этот арт-объект.

Это кошмар. Но это как бы современное искусство.

К негодованию Галкина присоединилась актриса и юмористка Елена Воробей. «Мать моя! Навалил от души!» – написала она со смайлами в комментариях под фото скульптуры. «Без смысла, но, слава богу, без запаха», – подхватила подписчица Светлана.

Однако сформировался и лагерь тех, кто встал на сторону художника и смог по достоинству оценить необычные формы. «На глину тоже можно смотреть по-разному: можно как на грязь, а можно как на шедевр в процессе рождения. Кто что видит», – отмечает пользовательница Мария.

«Дело не в плохом искусстве, а в плохом взгляде», – присоединяется Артем. Защитники современного искусства рекомендуют критикам прочитать историю создания скульптуры и попытаться понять, что хотел сказать автор.

Следует отметить, что «Большая глина № 4» ранее уже выставлялась во Флоренции на площади Синьории.

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев

Новое всегда критикуют

Бурные обсуждения вокруг современных арт-объектов в столице поднимаются не впервые. Ранее критике подверглась скульптура Романа Ермакова «Стабильная композиция», выставленная на Красной площади. Горожане сравнили ее с огромными белыми горошинами, непонятно зачем установленными в центре столицы.

По мнению искусствоведа, директора Музея имени Андрея Рублева Михаила Миндлина, проблема в восприятии современного искусства может крыться в том, что многие «воспитаны на традиционной структуре».

«Вообще доминируют вкусы XIX века. Хотя то, что устанавливалось в XIX веке, казалось тоже эпатажным. Когда в Париже была построена Эйфелева башня, выдающиеся деятели мировой культуры, такие как Виктор Гюго, считали, что это ужас и позор. А сегодня это символ Парижа во всем мире», – пояснил Миндлин в интервью Москве 24.

Это было всегда. Все новое, что предлагается широкому, неподготовленному зрителю, вызывает отторжение, совершенно невообразимые сравнения и неадекватные реакции.

Михаил Миндлин

искусствовед, директор Музея имени Андрея Рублева

Искусствовед отметил, что в России «наблюдается некая деградация общественного вкуса». Однако есть и те, кто по достоинству может оценить современное искусство, добавил он. «Есть бесконечное множество отзывов представителей новой генерации, молодого поколения, которые только приветствуют это. Им хочется жить в современном городе, а не в среде, от которой пахнет нафталином, как из бабушкиного сундука», – подчеркнул Миндлин.

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев

Развитие визуальной культуры

Россиянам пока сложно воспринимать такие современные скульптуры из-за низкой визуальной культуры, считает галерист, член Ассоциации искусствоведов Сергей Попов. «Общество так неоднозначно воспринимает, потому что оно все еще чудовищно образованно у нас в России. Это основная причина», – отметил он в диалоге с Москвой 24.

Галерист подчеркнул, что с темой неоформленной глины, из которой лепится скульптура, лучшие художники и скульпторы работают последние несколько десятилетий.

Это большое счастье, что в Москву привезена огромная вещь художника такого уровня. Урс Фишер – это мировая звезда, с ним почитают за счастье работать все крупнейшие музеи мира.

Сергей Попов

галерист, член Ассоциации искусствоведов

По мнению Попова, «Большая глина № 4» напоминает именно пластичный, неоформленный материал – глину. «Тем людям, которым эта форма напоминает экскременты, наверное, лучше обратиться к психологу», – добавил эксперт.

Попов также отметил, что установка скульптуры в центре Москвы «показывает нашу близость к европейским столицам, в которых раньше эта вещь выставлялась». И если бы арт-объект был выставлен где-то в другом месте, парке, то это бы не было так выразительно, считает галерист.

По мнению специалиста, благодаря таким временным инсталляциям у горожан, которые никогда не интересовались подобным искусством, может появиться желание больше об этом узнать и увидеть другие эксперименты современных художников.

Москвичам рассказали, надолго ли в центре города задержится новый арт-объект

Читайте также

  • «Больше чем просто горошины». Автор скульптуры на Красной площади ответил критикам
  • Скульптуру «Большая глина № 4» установили на Болотной набережной в Москве

«Большую глину №4» установили 15 августа на Болотной Набережной в Москве. С тех пор обсуждение этого произведения в соцсетях и среди экспертов не прекращается. О том, почему Москве повезло с работой Урса Фишера — рассуждают культуролог Настя Четверикова и архитектурный критик Григорий Ревзин

Скульптура «Большая глина №4» швейцарского скульптора Урса Фишера

12-метровая алюминиевая скульптура «Большая глина №4» появилась на Болотной набережной 15 августа. Произведение швейцарского художника Урса Фишера — увеличенная копия комка глины, которую он сначала размял в руках, а затем разломил на несколько кусков и выложил их один на другой. Инсталляция приурочена к открытию «ГЭС-2» — центра современного искусства, который курирует фонд Леонида Михельсона V-A-С.

Москва — не первый город, где выставляется это произведение. В 2015 году «Большая глина» стояла на Манхеттене в Нью-Йорке, а в 2017-м — в итальянской Флоренции. Как пишут СМИ, москвичи, так же, как ранее американцы и итальянцы, скульптуру не оценили. В соцсетях ее сравнивают с кучей мусора, мороженым, а Максим Галкин назвал произведение «стопкой не очень аккуратного дерьма».

Другого мнения придерживается автор и ведущая подкаста «Искусство для пацанчиков», лектор «Прямой речи», культуролог Настя Четверикова. В разговоре со «Снобом» она отмечает, что тот факт, что работу всемирно известного художника Урса Фишера привезли в Москву, — большая честь для города и «всех нас» — скульптура уже выставлялась в крупнейших центрах современного искусства. Как говорит Четверикова, глину в качестве объекта искусства Урс Фишер выбрал неслучайно: «Это мощный культурный символ, основа основ. И хотя в момент замешивания глина выглядит некрасиво — этот процесс прекрасно отражает мысль о том, что шедевр можно сделать буквально из “ничего”». Культуролог напоминает, что людям поначалу не нравились ни Эйфелева башня, ни Нотр-Дам-де-Пари: «если идти “за массой” мы никогда не будем двигаться вперед, развиваться».  

Скульптура «Большая глина №4» швейцарского скульптора Урса Фишера
Фото: Киселев Сергей /Агентство «Москва»

С Четвериковой согласен архитектурный критик Григорий Ревзин. По его словам, «Большая глина №4» появилась на Болотной набережной перед «ГЭС-2» не просто так: «<…> это центр искусств, то есть там художники. Скульптура перед фасадом репрезентирует то, чем в здании занимаются. Скульптор вот мнет глину, что-то видать слепит. Могли тюбик краски положить. <…>». «В замысле <…> это не было памятником, но здесь, в Москве, эта вещь, которая успела постоять в Нью-Йорке, а потом во Флоренции, неожиданно им стала — памятником единению в ненависти, которую мы выливаем на страницы социальных сетей», — заключает Ревзин.

В Нью-Йорке «Большая глина №4» простояла ровно полгода, во Флоренции — четыре месяца. Организаторы московской инсталляции говорят, что скульптура в столице надолго не задержится, но конкретных сроков не называют.

Фишер не первый раз эпатирует московскую публику. Выставку 2016 года в центре «Гараж» москвичи запомнили по одному экспонату — фаянсовому унитазу, заполненному фруктами: клубникой, виноградом, яблоками и грушами. В одном из арт-обзоров ту работу швейцарца назвали «радикальной интерпретацией классического натюрморта».

Подготовили Дмитрий Толстошеев, Кристина Боровикова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале«Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Что горожане думают о скульптуре в виде кома глины на Болотной набережной?

На Болотной набережной перед готовящимся к открытию Домом культуры «ГЭС-2» появилась скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4». У горожан она вызвала неоднозначную реакцию, высказался даже пародист Максим Галкин. «Афиша Daily» собрала мнения людей, а также спросила у представителя «ГЭС-2», что они думают о критике.

Катерина Чучалина

Главный куратор V-A-C (фонда, который открывает «ГЭС-2»)

О чем эта скульптура? Есть в русском языке хорошее слово «начаток» — это начало начал. Любой предмет когда‑то был пластичной материей, который со временем обрел форму, цвет, функцию. Глина — податливый материал, который художник мнет в руках, и он может превратиться в соответствии с его замыслом во все что угодно. «Большая глина» — метафора творчества.

Не стоит рассматривать эту скульптуру как отдельную работу. Наша первая художественная интервенция — увертюра в трех действиях. Она состоит из двух инсталляций и публичной программы, включающей в себя телесные практики, медиаторские туры и художественное оформление территории у «ГЭС-2». Кроме того, работа Урса Фишера не случайно установлена по соседству со зданием, которое реконструировал Ренцо Пьяно. Твердая структура, четкая геометрия представляет идеальный контраст с первоначальной формой, которую олицетворяет эта скульптура.

Мы получили разрешение на временное экспонирование на этом месте работ современного искусства, так что они будут регулярно меняться.

Критика была ожидаема. Любая работа художника — объект для критики. Тем более когда она не спрятана за стенами музея или культурного пространства. Вынесенная на улицу, она обнажена и беззащитна, обречена на пристальное внимание зрителей и оценочные суждения. В этой ситуации нет ничего плохого. Что же касается шуток — меня обескураживает то, что они совершенно несмешные. Я посмотрела комментарии в социальных сетях и удивилась скудости аналогий. Это действительно печально.

Максим Галкин, юморист и ведущий

Григорий Ревзин, архитектурный критик, партнер КБ Стрелка

Соня Соколова, интернет-продюсер, соосновательница сайта «Звуки.ру»

Антон Хитров, театральный критик

Анатолий Капустин, блогер

Илья Клишин, сооснователь медиаконсалтингового агентства KFConsulting

Дмитрий Пиликин, искусствовед

Александр Пелевин, писатель

Александр Евсин, заместитель руководителя центра организации дорожного движения Правительства Москвы

Сабина Чагина, куратор проектов в области уличного искусства

Авдей Тер-Оганьян, художник

Иван Давыдов, журналист

Егор Михайлов, редактор «Афиши Daily»

Константин Коновалов, дизайнер

В минувшие выходные на Болотной набережной произошло, пожалуй, самое громкое культурное событие года: перед фасадом ГЭС-2 установили 12-метровую скульптуру швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4». Сборка скульптуры осуществлялась по частям и завершилась 15 августа.

Скульптуру установили лишь на время: предполагается, что она проведёт в Москве несколько месяцев. До прибытия в столицу она уже успела побывать в других городах мира, в частности, в Нью-Йорке (2015) и Флоренции (2017).

«Большая глина № 4» представляет собой гигантскую копию комка глины, размятого руками автора и разломанного на небольшие кусочки, которые затем были уложены один на другой. Отлитый из алюминия «комок» увеличен примерно в 50 раз и выполнен очень детально: если подойти к нему поближе, на поверхности скульптуры можно увидеть бороздки отпечатков пальцев. Издалека же «Глина» выглядит как то ли стела, то ли обелиск, выполненный в крайне динамичной и живой форме, которая резко контрастирует с привычной глазу застройкой исторического центра Москвы.

Большая глина № 4 - скульптура Урса Фишера на Болотной набережной

Скульптура действительно выглядит очень необычно, причём с разных сторон воспринимается совершенно по-разному. В ней нет ни симметрии, ни прямых линий. Вечером вокруг неё работает подсветка.

Большая глина № 4 на Болотной набережной

Большая глина № 4 на фоне городской застройки МосквыБольшая глина № 4 - скульптура Урса Фишера на Болотной набережной

Большая глина № 4 - вид на скульптуру снизу

Однако, вовсе не смысловое наполнение скульптуры принесло ей славу среди москвичей и сделало её открытие настолько громким. Горожан задела за живое её форма: многие сочли, что «Большая глина № 4» своим видом напоминает экскременты, и ей не место в центре столицы.

Реакция горожан

В соцсетях и СМИ вот уже несколько дней не утихают дискуссии о форме скульптуры, в ходе которых москвичи высказали множество критики в её адрес. Высказались о ней и публичные люди. Одно из самых откровенных критических мнений о «Большой глине № 4» высказал известный российский артист Максим Галкин, который в публикации на своей страничке в Instagram сравнил её со «стопкой дерьма».

«Двенадцатиметровая скульптура, да простит меня Урс Фишер и фонд, который это ставит. Я так понимаю, это не за деньги налогоплательщиков, это частные инвестиции в развитие современного искусства, но это не отменяет того, что это просто выглядит как двенадцатиметровая стопка не очень аккуратного дерьма. Просто… Это кошмар! Но это как бы современное искусство» — Максим Галкин

Шквал критики и шуток можно обнаружить и в комментариях под фотографиями скульптуры на развлекательном портале «Пикабу», которые опубликовал пользователь портала под ником aloha1.

«Хорошо, это говно, но что они хотели этим показать изначально?» — AbadBezrukij

«У меня был лабрадор, так вот он мог навалить один-в-один макет такого монумента. Не каждый день, разумеется, но раз в месяц запросто, если ландшафт территории благоволил. Так я всё в пакет и выбрасывала, а нужно было запечатлевать» — Natky

«Фекалоид?» — Phibus

«Видимо я и сам изготовитель своего рода скульптур» — jumberca

«Такое ощущение, что это стилизованное изображение говна…» — NetuNikaUMenya

«Лучше бы памятник ЖОПЕ поставили! Был бы символ этой эпохи. А так куча и куча… по всей стране таких куч насрано — вовек не уберёшь!» — Mavedi

Некоторые комментаторы отнеслись к новости об установке «Большой глины № 4» позитивно и отметили, что она выглядит нестандартно и не так скучно, как обычные скульптуры. Однако, одобрительные комментарии оказались в меньшинстве.

Большая глина № 4 на фоне памятника Петру I

Как долго скульптура останется в Москве — не сообщается, но одно можно сказать с уверенностью: её появление — это, пожалуй, самое громкое культурное событие года, о котором москвичи будут помнить ещё очень долго. Сложно представить, какой перформанс должен произойти или какой арт-объект должен появиться в столице, чтобы резонанс от него перекрыл эффект, произведённый «Большой глиной № 4». Провоцировать общество на дискуссию — одна из задач современного искусства, и в случае со скульптурой Урса Фишера это определённо удалось.

Если вы ещё не успели увидеть «Большую глину № 4» собственными глазами, но хотели бы посмотреть на неё лично, сделать это проще простого: просто отправляйтесь на Болотную набережную Водоотводного канала. Скульптура установлена перед фасадом ГЭС-2 вблизи Патриаршего моста.

Франческо Бонами: «„Большая глина“ Урса Фишера — это памятник потребности человека творить»

Куратор, арт-критик Франческо Бонами. Фото: Milestone Media/Legion Media

Куратор, арт-критик Франческо Бонами.

Фото: Milestone Media/Legion Media

Еще до открытия арт-объект «Большая глина № 4» Урса Фишера у ГЭС-2 наделал много шума. Куратор, арт-критик Франческо Бонами, работавший с этим проектом во Флоренции, поделился с нами своим мнением о нем, а также о смыслах и назначении паблик-арта

16.08.2021

Пространство вокруг Дома культуры «ГЭС-2», открытие которого запланировано фондом V–A–C на осень, продолжает меняться. С Патриаршего моста видно березовую рощу, из разных точек города — устремленные ввысь синие трубы, теперь на спуске к реке у главного входа смонтировали «Большую глину № 4» швейцарского художника Урса Фишера, а в роще за зданием — «Пространство света» классика арте повера Джузеппе Пеноне.

Работа Пеноне представляет собой бронзовый полый ствол поваленной лиственницы, Фишера — отлитый в алюминии 12-метровый слепок с куска глины, который он мял в ладони. Почему были выбраны конкретно эти два произведения?

То, что Фонд V–A–C решил установить к открытию ГЭС-2 именно эти произведения, — очень сильный ход. По сути дела, и у Пеноне, и у Фишера схожая цель — запечатлеть некий простой жест, импульс, идущий от природы. А то, что они выставлены одновременно, только усиливает эту идею. Работа Пеноне ведет диалог с рощей позади него, а у Фишера — с окружающей ее архитектурой.

Процесс установки скульптуры «Большая глина №4» Урса Фишера у Дома культуры «ГЭС-2». Скульптура представляет собой отлитую из алюминия 12-метровую композицию — это копия комка глины, который автор разминал в руках. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Процесс установки скульптуры «Большая глина №4» Урса Фишера у Дома культуры «ГЭС-2». Скульптура представляет собой отлитую из алюминия 12-метровую композицию — это копия комка глины, который автор разминал в руках.

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

«Большая глина № 4» Фишера установлена на спуске к Водоотводному каналу, у всех на виду, и потому ожидаемо стала предметом обсуждения еще до своего официального открытия. Как бы вы объяснили обычным людям, далеким от современного искусства, ее смысл, почему она должна им нравиться?

До Москвы «Большая глина № 4» временно была установлена в Нью-Йорке и во Флоренции и, конечно, вызвала много разных, в том числе и негативных оценок, как и любое произведение искусства в публичном пространстве, неизбежно создающее напряжение с уже существующими контекстом и архитектурой. Но вспомним, что очень негативная реакция была и на фонтан Бернини, когда тот появился на площади Навона в Риме, а против установки «Давида» Микеланджело на площади Синьории во Флоренции возражал сам Леонардо да Винчи. Конечно, реакция общества важна, как позитивная, так и негативная. К ней надо внимательно прислушиваться, но и относиться к ней с определенной долей скептицизма. Над выходом на корт в Уимблдоне висит знаменитая цитата из Киплинга: «И будешь тверд в удаче и в несчастье, // Которым в сущности цена одна» (перевод Самуила Маршака. — Прим. ред.). Я думаю, что и художники, и институции современного искусства, чтобы быть эффективными, тоже должны помнить об этом.

Что же касается смысла этой работы, то, если хотите, это памятник потребности человека творить, которой он наделен с самого раннего детства. Если вы дадите ребенку кусок глины, он тут же захочет превратить его во что-то другое. Почему? Разве кто-то ему это подсказал? Нет, конечно! Эта потребность творить присуща человеку с самого рождения, что и символизирует «Большая глина № 4». Простота человеческого жеста, который в итоге приведет его к культуре, искусству, религии и духовности. И это трудно отрицать. Работа Фишера, как и «Пространство света» Пеноне, символизирует первые шаги человека к творчеству, которые в конечном итоге привели к нашей культуре со всей ее сложностью и многообразием.

Дом культуры «ГЭС-2». 2021. Фото: Глеб Леонов

Дом культуры «ГЭС-2». 2021.

Фото: Глеб Леонов

В своих книгах и публичных выступлениях вы уделяете много внимания паблик-арту, современной скульптуре, критикуя ее «уродливые» образцы на площадях Италии, без оглядки на звездные имена их авторов, такие как Игорь Миторай, Фернандо Ботеро, Джулиано Ванджи. Чем они так плохи, если нравятся публике или по крайней мере не раздражают?

Потому что упомянутые вами художники делают прямо противоположное тому, к чему стремятся Пеноне и Фишер. Они представляют публике не универсальную идею природы и творчества, а пытаются навязать свою собственную, очень ограниченную ее интерпретацию. И речь здесь не о плохом или хорошем вкусе. Произведение в городском пространстве должно быть простым, в некотором роде безликим и абстрактным, чтобы любой из нас смог сформировать о нем свое личное мнение или эмоционально на него прореагировать. Этого не происходит с работами тех, кого вы упомянули, например того же Ботеро, которого явно преследуют чьи-то конкретные избыточные формы тела и веса. И это, если хотите, даже оскорбительно.

Биография

Франческо Бонами

Куратор и арт-критик

Родился в 1955 году. Учился в Академии художеств во Флоренции на сценографа и историка искусств. После недолгой карьеры художника в начале 1990-х переехал в Нью-Йорк, где стал корреспондентом Flash Art в Нью-Йорке.
Параллельно начал карьеру куратора. С 1999 по 2008 год — главный куратор чикагского Музея современного искусства. Из его выставок — «Экспонирование живописи» (галерея Уайтчепел, Лондон, 1999), «Универсальный эксперимент» (галерея Хейворд, Лондон, 2005), «Курсив. Итальянское искусство между традицией и революцией, 1968–2008» (Фонд Пино, палаццо Грасси, Венеция, 2008), первая персональная выставка Джеффа Кунса (Музей современного искусства, Чикаго, 2008) и другие.
В 2002 году курировал Manifesta-3 в Любляне, в 2003-м — директор и куратор основного проекта «Диктатура зрителя» 50-й Венецианской биеннале, в 2010-м — куратор биеннале в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке.
В настоящее время — художественный директор Фонда Сандретто Ре Ребауденго в Турине. Автор книг и эссе о современном искусстве, таких как «Я тоже так могу! Почему современное искусство — это искусство» (2009, переведена на русский), «Он думает, что он Пикассо. Как отличить настоящего современного художника от того, кто им не является» (2010), «Маурицио Каттелан. Неавторизованная биография», (2011), «Искусство в сортире» (2017), «Post. Произведение искусства в эпоху его социальной воспроизводимости» (2019).

Еще…

В чем причина, что в Италии предпочитают ставить на улицах городов более консервативные произведения? Ну и у нас в России тоже? Мы в этом соревновании не отстаем от итальянцев.

Я думаю, что и в Италии, и в России при всех отличиях проблема более или менее одинаковая — ни у вас, ни у нас никогда не было настоящей культуры музеев современного искусства. Были музеи и институции, которые делали отдельные проекты, но никогда не было музейной культуры работы с современным искусством. И потому оно воспринималось как нечто с другой планеты, вызывая к себе настороженное отношение. В Италии, где ситуацию я знаю намного лучше, свою печальную роль в этом сыграли мэры городов, чиновники муниципальных департаментов культуры, которые, конечно, хотят быть современными, но не понимают, что такое качественное современное искусство. Поэтому и выбирают для установки на центральных площадях проекты, которые вроде бы про современное искусство, но должны напоминать нам и о нашем классическом прошлом, как в случае Ванджи или Миторая, например. То есть выбирают то, что должно соответствовать «хорошему итальянскому вкусу».

И каким может быть выход? Как нужно работать, чтобы в городе появлялось больше качественных произведений современного искусства? Что конкретно надо делать?

Все очень просто — надо работать, не боясь реакции широкой публики. На мой взгляд, этот страх — лишь удобное оправдание и для тех художников, кто не готов делать слишком сложные вещи, изначально исключающих эту неподготовленную публику, которая, по их мнению, ничего не поймет, и для тех, кто делает то, что, как им кажется, должно ей понравиться. Я думаю, что истина, как всегда, посередине — надо делать работы, которые интересны концептуально, но будут пользоваться и большим успехом. Удачный пример тому — Джефф Кунс, так ненавидимый элитарной публикой, или, как бы у вас сказали, «интеллигенцией». Первую персональную выставку Кунса в чикагском Музее современного искусства в 2008 году, которую я имел честь курировать, посещали и коллекционеры, один из которых, очень крупный, просто влюбился в собачку Кунса из воздушных шаров, и люди с улицы, которым тоже там все страшно нравилось. Кунс понял важную вещь, которую всегда понимали художники Возрождения, когда брали свои сюжеты из обычной жизни и наделяли их божественной природой. Он догадался, что надо брать банальные вещи из нашего окружения и превращать их в искусство. Кунс вовсе не проходимец, как думают некоторые, он действительно большой художник, как и Уорхол, и в какой-то степени Дэмиен Херст и Маурицио Каттелан. То же самое можно сказать об Урсе Фишере — универсальном, «ренессансном» художнике в современном понимании, постоянно экспериментирующем с новыми материалами и технологиями, но не для того, чтобы кого-то провоцировать, а чтобы рассказать непосредственно зрителю очередную простую историю.

Джузеппе Пеноне. «Пространство света». Фото: Tadzio

Джузеппе Пеноне. «Пространство света».

Фото: Tadzio

Что вы тогда скажете про памятник Петру I Зураба Церетели, который стоит не так далеко от ГЭС-2? Споры вокруг него не утихают со времени его установки, хотя прошла уже почти четверть века.

Это действительно выдающийся памятник, абсолютно сюрреалистический. Но он все еще на своем месте, и это хорошо, потому что тем самым поддерживается живая дискуссия на тему памятников и паблик-арта вчера и сегодня. Я бы не стал его куда-то перемещать, он должен оставаться там, где стоит, как ориентир, как точка отсчета для понимания того, что можно делать, а что нельзя. Городское пространство — это место не только для удачных решений, но и для ошибок, которые со временем становятся ориентиром для других вещей, иногда удачных, иногда неудачных. Проблема современного искусства, возможно, и в том, что мы боимся совершать ошибки и потому не делаем то, что было бы правильно сделать.

Как работа Фишера, установленная на стрелке, в самом сердце города, взаимодействует со своим историко-культурным контекстом?

Моя роль в установке «Большой глины № 4» в Москве заключалась как раз в том, чтобы поделиться своим опытом установки ее во Флоренции, на главной площади. Мне очень нравится, как эта монументальная работа перед ГЭС-2 сочетается с красотой самого здания и с пространством вокруг — уже упомянутым Петром I, то есть историей, храмом Христа Спасителя, этим собором с золоченым куполом в конце моста, то есть религией, и наконец, с самой ГЭС-2 и культурой в широком смысле. Роль «Большой глины № 4» в этом диалоге — стать символом первобытного импульса к жесту, от которого начинался путь человеческой цивилизации.

То есть объективно существуют все причины, чтобы и монументальное произведение Фишера стало московской достопримечательностью?

Во Флоренции оно простояло всего шесть месяцев. Можете не верить, но многие флорентинцы до сих пор скучают по нему, потому что оно за короткое время стало местом встреч и коллективного общения. Искусство и культура состоят из контрастов и противоречий. Если взять ту же площадь Синьории, где стояла «Большая глина № 4», то здесь и палаццо Веккьо, и Лоджия деи Ланци, и фонтан Нептуна, и куча невзрачных построек XIX века. Вам может нравиться Персей Челлини или не нравиться неуклюжая статуя Нептуна. Но они свидетельствуют о динамике общества на его пути преобразований и смены вкусов. Вот почему в конечном итоге и «Большая глина», надеюсь, станет «гением места», а еще через 100 лет, как и ГЭС-2, настолько сольется с ДНК города, что одно лишь поползновение убрать ее вызовет большой скандал. В искусстве, как и в жизни, лучше никогда не торопиться.

Гигантскую скульптуру швейцарского художника Урса Фишера закончили монтировать только в понедельник, а разговоры о новой достопримечательности на Болотной не утихают уже несколько дней. Пока строительная команда возводила 12-метровую «Большую глину № 4», москвичи и гости столицы (и, громче всех, Максим Галкин) обсуждали, достойна ли эта работа называться произведением искусства, или это не самый удачный паблик-арт.

Что хотел сказать автор

«Большая глина № 4» — это отлитая из алюминия 12-метровая копия куска глины, который Урс Фишер разминал в ладони почти десять лет назад. Кусок был, само собой, поменьше — примерно в 50 раз. В 2013 году швейцарский художник (и частый гость Венецианской биеннале) превратил кусок глины в скульптуру. Идею «Большой глины № 4» Фишер объясняет следующим образом: скульптура демонстрирует, как материя преображается в руках человека. А еще символизирует «незавершенность, преображение и становление» и олицетворяет суть творчества, с помощью которого художники создают новый облик окружающего мира.

Впрочем, Фишер не отрицает того, что «Большая глина № 4» может вызывать неоднозначные ассоциации. «Искусство — это то, что вы в него вкладываете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, то это кусок дерьма», — говорил в 2017-м художник.

Нью-Йорк—Флоренция—Москва

Болотная набережная, дом 15, — уже третий адрес «Большой глины № 4». В свое первое путешествие скульптура Урса Фишера отправилась в 2015 году. Тогда увеличенную копию куска глины установили прямо посреди стеклянных небоскребов на Манхэттене. В 2017-м скульптура переехала во Флоренцию на площадь Синьории и только через четыре года отправилась в Москву. Надо отметить, что ни в США, ни в Италии особого возмущения работа не вызвала. И только в Гонконге, куда Урс приехал с выставкой, авторитетная газета South China Morning Post без колебаний назвала его работу тринадцатиметровой кучей «того самого».

Центр треугольника

Площадка напротив дома культуры «ГЭС-2», который должен открыться уже этой осенью, не таких впечатляющих размеров, как площадь Синьории и Сигрем-билдинг. Однако куратор проекта Франческо Бонами уверен, что московская локация выбрана идеально. «Памятник Петру I Церетели олицетворяет историю, храм [Христа Спасителя] — религию, а „ГЭС-2“ — культуру. Скульптура Урса [Фишера] расположилась в центре всего этого и отлично вписалась в городское пространство. Пока что скульптура вызывает разные реакции, что естественно — искусство может казаться либо красивым, либо уродливым. Но я уверен, что со временем [скульптура] приживется», — рассказал Франческо Бонами The Blueprint.

Едва ли Болотная набережная станет для скульптуры-путешественницы местом последней стоянки. Пусть она и понравилась архитектору и автору проекта «ГЭС-2» Ренцо Пьяно. «Вчера я разговаривал с ним [Ренцо Пьяно] по телефону, — сказал Франческо Бонами. — Он сказал, что скульптура похожа на рассеченный камень и хорошо сочетается с общим ландшафтом. Хотя поначалу Ренцо говорил, что она похожа на кучу дерьма».

{«width»:1200,»column_width»:75,»columns_n»:16,»gutter»:0,»line»:40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}
{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}

Скульптура «Большая глина №4» напротив будущего дома культуры «ГЭС-2»

Глеб Леонов

Скульптура известного швейцарского скульптора Урса Фишера в центре Москвы вызвала шквал эмоций у горожан. Почему жителей столицы так раздражает современное искусство?

Уже не первый год в Москве ожидают открытия «ГЭС-2», нового Центра искусств фонда современного искусства V–A–C, принадлежащего российскому миллиардеру Леониду Михельсону. Под него еще в 2014 году он купил здание выведенной из эксплуатации электростанции в самом центре Москвы на Болотной площади. Реконструировать постройку и окружающую территорию взялся автор Центра Помпиду в Париже и многих других музеев по всему миру, притцкеровский лауреат Ренцо Пьяно. Проект был одобрен и лично мэром Москвы Сергеем Собяниным.

Открытие Центра из-за пандемии переносят уже год, но в качестве своеобразного анонса организаторы решили установить объект паблик-арта на уже отреставрированной набережной. Им стала 12-метровая скульптура «Большая глина №4» известного швейцарского художника Урса Фишера, гипертрофированно увеличенный кусок глины, смятый в руках скульптора. Однако жителям столицы и хейтерам в соцсетях работа ужасно не понравилась.

Что не так со скульптурой «Большая глина»?

По мнению искусствоведов, скульптура воспевает сырой материал и все будущие произведения, которые могут из него получится. «Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы — знак незавершенности, преображения и становления», — рассказали представители фонда V-A-C в интервью ТАСС.

Трактовки произведений современного искусства могут быть разные, однако, многие пользователи соцсетей углядели в «глине» кучу экскрементов. «Это просто выглядит как 12-метровая стопка не очень аккуратного дерьма», — заявил еще до установки монумента в своем инстаграме юморист и телеведущий Максим Галкин. Сотни подобных комментариев появились в соцсетях после открытия объекта. 

Скульптура «Большая глина №4» посвящена осмыслению акта созидания и преображения материи в руках человека

Скульптура «Большая глина №4» посвящена осмыслению акта созидания и преображения материи в руках человека

Сергей Киселев/Moskva agency

В основном недовольство выражали «обыватели», однако, негативную реакцию вызвала скульптура и у людей из мира искусства. «В Москве навалили кучу говна!» — не стала стесняться в выражениях известный фотограф и художник-модельер Екатерина Рождественская. «Автор — некий Фишер, который назвал свою какашку «Большая глина номер 4», типа, разминал глину в руках и ему тааааак понраааавилась композиция! Ну и вот результат, сами видите», —  написала Рождественская у себя на фейсбуке. Правда, вживую скульптуру она не видела, потому что находилась в этот момент за рубежом.

Претензию всех недовольных иронично сформулировал у себя на фейсбуке архитектурный критик Григорий Ревзин: «Нас обос*али! Всех! Кто? По какому праву? Куда смотрит правительство?»

Ревзин также считает, что скульптура довольно банальна, но скандал — часть замысла, и с этой точки зрения, работа удалась. Он также напомнил обывателю про скандальный русский авангард. «Чуть больше века назад искусство открыло стратегию «пощечины общественному вкусу». Ну то есть оно начало специально провоцировать обывателя на отрицательные эмоции, и их сила стала критерием качества произведения».

Сергей Киселев/Moskva agency

Ажиотаж вокруг произведения, по мнению экспертов, это вообще неотъемлемая составляющая современного искусства. «Конечно, это намеренная (и весьма удачная провокация) от Урса Фишера, она уже доводит до ярости комментаторов и это говорит о точности выбора», — написал на фейсбуке искусствовед Дмитрий Пиликин. «То, что она так злит обывателя так же ее качественное слагаемое». 

Почему в России не любят современное искусство

Организатор крупнейшего фестиваля лэнд-арт объектов «Архстояние» в Никола-Ленивце, Иван Полисский считает, что фонд V-A-C выбрал неправильную стратегию. «Нельзя не учитывать свой народ. Пусть он вот такой вот и ему лишь бы устроить срач, но он должен хотеть ходить в музеи, а не проповедовать антихудожественные идеологии», — написал Полисский на фейсбуке.

Работа Урса Фишера стала настоящей лакмусовой бумагой отношения к современному искусство в России. Ведь ранее скульптура стояла в Нью-Йорке, а также во Флоренции, прямо рядом с копией «Давида» Микеланджело, но местные жители не устраивали истерик. 

У культурного обозревателя Анны Наринской нашелся ответ, почему именно москвичей так задела «Большая глина». Она совершенно не удивилась хейту, и по ее мнению, работа перекликается с памятником Петру I работы Зураба Церетели на той же Болотной — одному из самых ненавистных монументов москвичей. «Скульптура покойно становится в ряд и так ненавидимых предметов», — пишет она в своей статье в Новой Газете.

Сергей Киселев/Moskva agency

Полемика на тему «Большой глины» вышла за пределы комментариев в соцсетях. Общество буквально разделилось, а волна хейта заставила отреагировать даже власти. 

«Все, что оскорбляет чувства жителей — москвичей и гостей [столицы], не должно быть выставлено напоказ», — сказал Глава Общественного Совета при Министерстве культуры Михаил Лермонтов в интервью ТАСС. Он также пообещал вынести вопрос на обсуждение в Общественной Палате Москвы.

Случай с глиной Фишера не единственный скандал, связанный с современным искусством за последнее время. В России, воспитанной долгими годами советским соцреализмом с предельно понятными образами, все новое и требующее трактовки и анализа вызывает, как правило, нездоровый ажиотаж. (Впрочем, как заметил Резвин критикуют в России любой крупный скульптурный проект — будь то мемориал Ржевскому солдату или памятник создателю автомата АК-47 Михаилу Калашникову). 

Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты» прошла в 2016 году в Эрмитаже

Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты» прошла в 2016 году в Эрмитаже

Сергей Коньков/TASS

Один из самых громких скандалов последних лет — выставка в Эрмитаже бельгийского классика Яна Фабра, чьи работы выставлялись в Лувре, на Венецианской биеннале и в сотнях других престижных мест. Петербуржцев тогда оскорбило, что среди классических картин Эрмитажа появились «трупы животных» Фабра.

  • Глент что в телефоне у сереги
  • Глент что в телефоне у кобякова
  • Глент топ 10 игр на телефон
  • Глент номер телефона настоящий
  • Глент лайфхаки для телефона