Гимназия в казани номер 175

Фотоистория «БИЗНЕС Online»: за два месяца место трагедии изменили до неузнаваемости

Накануне президент Татарстана Рустам Минниханов ознакомился с результатами капитального ремонта в гимназии №175, который был проведен после трагедии 11 мая. Обновление начали сразу после окончания следственных действий. Практически за два месяца был изменен облик школы: пристроена новая входная группа, появился бассейн, реорганизованы образовательные пространства, обновлены столовая и актовый зал. Полностью реорганизована система безопасности. О том, что изменилось к 1 сентября, — в материале «БИЗНЕС Online».

  1. К новому учебному году готова гимназия №175: накануне ее осматривали президент РТ Рустам Минниханов, замминистра строительства РФ Никита Стасишин, мэр Казани Ильсур Метшин. В ходе встречи с коллективом школы президент вновь поблагодарил учителей за оперативные действия во время нападения. Напомним, что 11 мая 19-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу, жертвами стали 9 человек, более 20 пострадали. «Вы повели себя очень самоотверженно. Я считаю, что все вы герои, — обратился президент республики к собравшимся. — Мы никогда не забудем про эту трагедию. Но нужно жить будущим. Здесь прекрасный коллектив, очень достойная школа». Оценивая результаты ремонта, Минниханов отметил новые проектные решения: условия созданы комфортные.

  2. Работы начали сразу после окончания следственных действий, в конце июня. О деталях рассказала журналистам помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова. Полностью изменили облик школы: пристроили новую входную группу, построен бассейн. Проект капремонта был разработан ГУП «Татинвестгражданпроект», автором концепции архитектурного обновления здания гимназии выступила московская архитектурная компания AKVK& Partners. Как отмечал один из собеседников «БИЗНЕС Online», инженерам-проектировщикам ТИГП пришлось крепко поработать, придумывая решения по изменению панельно-блочного конструктива типовой школы к новому дизайн-проекту. Да еще и сделать это в максимально сжатые сроки. Получившийся фасад, кстати, понравился не всем.

    «У нас такая интересная статистика: люди старше 30, где-то примерно четверть, сомневаются [в том], нравится ли им новый фасад. А вот люди младше 30 — 100-процентное попадание, не было ни одного человека, которому фасад не показался бы привлекательным. Это важно, потому что пространство организовано таким образом, чтобы быть привлекательным для детей, учащихся школы», — поделилась помощник президента РТ.

  3. После трагедии в ходе реконструкции полностью изменилась система безопасности. Из кабинета охраны широкий обзор на территорию. По периметру стоит забор, а на входе располагается зона ожидания для родителей по типу амфитеатра. Для тех, кто захочет встретиться с любым из педагогов или представителем администрации гимназии, выделена специальная переговорная. Дальше зоны ожидания смогут попасть только ученики и работники учебного заведения. Для этого и была пристроена входная группа.

  4. Актовый зал полностью переоборудован. Его оснастили новой акустической системой, увеличили количество посадочных мест, а также сделали доступным для маломобильных групп. «Та техника, которая сейчас здесь находится, — это минимальный райдер для выступления наших артистов, в том числе и российского масштаба. Зал полностью соответствует всем современным требованиям», — отметил глава администрации Советского района Роман Фатхутдинов.

  5. В обновленной столовой, куда завезли новое оборудование, увеличилось количество посадочных мест — с 200 до 240. «Многих смущает, что цвет стен белый. Мы, когда советовались, поддержали архитекторов: белый цвет проще всего подобрать. У нас во всех школах, если вспомните, коричневая стена, подкрашена чуть темнее или светлее. Белый цвет универсальный, наиболее практичный в плане того, что можно оперативно отремонтировать», — пояснил Фатхутдинов.

  6. Кроме внешнего облика здания, изменена и логистика внутри школы. Расширена и отделена зона начальных классов, сгруппированы физико-математический, химико-биологический и лингвистический блоки, есть также универсальные учебные классы.

  7. Из двух спортивных залов архитекторы оставили только один, где был проведен косметический ремонт.

  8. А вот второй спортивный зал перепрофилировали в многофункциональное библиотечное и образовательное пространство. Это, кстати, позволило высвободить пять учебных кабинетов, за счет которых в том числе расширили и отделили зону для младших классов.

  9. Мобильные парты здесь можно расположить как по рядам, так и поставить в круг, что позволяет организовать разный формат образовательного процесса. Этот зал, по сути, представляет собой настоящий трансформер, который легко приспособить под любые нужды, от лектория и мини-театральных постановок до коворкинга.

  10. Кабинет ОБЖ, который показали журналистам, оснащен антибактериальными установками, интерактивной и обычной досками. Парты выглядят как одно целое, но их половинки можно двигать. Фишман-Бекмамбетова отметила, что отдельной большой задачей для подрядчика было в кратчайшие сроки найти в наличии мебель и оборудование на целую школу.

    «Подрядчик рассказывал, как искали кабель: его нет — минимум три недели поставка! На заводе в Ивановской области мы выяснили, кто последний заказывал такой объем. Человек, который сделал тот заказ, добровольно отказался от него, уступив очередь в пользу нашей гимназии», — вспомнил глава Советского района.

  11. Так теперь выглядит учебный класс на третьем этаже, где развернулась трагедия 11 мая. Учиться здесь дети не будут: кабинет полностью реконструирован. Он превратился в свободное пространство с пуфиками и диваном. А на потолке смонтированы круглые светильники, количество которых совпадает с числом жертв трагедии.

  12. Длина бассейна, строительство которого спонсировала компания «Татнефть», — 25 м, и разделен он на четыре дорожки.

  13. Серебряный призер Олимпийских игр в Токио – 2020 Александр Красных будет оказывать методологическую поддержку учителям физкультуры и тренерам школы, а также иногда проводить открытые занятия в новом бассейне гимназии, рассказал Фатхутдинов.

  14. Во дворе гимназии располагается спортивная площадка — футбольное поле, тренажеры и детская зона для младшеклассников.

  15. В зимнее время рядом со школой также будет стоять хоккейная коробка, а летом на этом же месте расположится баскетбольная площадка.

  16. Как рассказала Фишман-Бекмамбетова, по итогам встречи с родственниками погибших было принято решение не делать мемориал и не ставить памятник на территории школы. Вместо этого решили организовать сад памяти. «Мы выбрали с каждой семьей деревья, они подобрали цветы, которые у этих деревьев растут, некоторые семьи приняли участие в их посадке», — добавила она. Внешний вид сада не финальный — работы здесь планируют завершить до конца октября. У каждого дерева появятся бетонные ограждения с именами тех, в память о ком они были выбраны.

    Отметим, что пространство это не транзитное, а имеет отдельный вход. По договоренности с администрацией гимназии сад смогут посещать родственники погибших.

  17. В этом учебном году гимназия приняла 145 первоклашек и открыла для них пять классов (в прошлом году таких было четыре). В целом количество детей, которые придут 1 сентября, также увеличилось до 1 054, отметила и. о. директора Гульгенэ Багавиева. Четверо учащихся, пострадавших при стрельбе, переведены на домашнее обучение по медицинским показаниям.

  18. «Когда только начали заниматься проектом, мы общались с психологами МЧС, которые помогали родственникам погибших. Они сказали очень важную вещь: „Ни в коем случае нельзя школу сносить, потому что это будет выглядеть так, что у стрелка получилось сделать то, чего он хотел, он добился своего“. Жизнь должна продолжаться. Жизнь, школу и детей он победить не должен. Да, нужно изменить внешний вид, конфигурацию, территорию. Но школа должна остаться школой, она должна жить, и самое важное — чтобы 1 сентября новая школа открылась и дети пошли учиться. И все мы работаем, чтобы это произошло», — рассказала помощник президента Татарстана.




























Фото на анонсе: president.tatarstan.ru

Сделать БО основным источником новостей в Яндексе

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Утром 11 мая 19-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу в казанской гимназии №175. Погибли девять человек, в основном дети. Мотивы преступника неизвестны. Пока местные жители несут к школе цветы, трагедия в очередной раз поставила вопрос о доступности оружия и безопасности в школах. Как Казань переживала первые сутки после стрельбы в школе и что там происходило — в репортаже Forbes из столицы Татарстана

Утро 11 мая — первый учебный день после долгих майских выходных. Недалеко от гимназии №175 в Советском районе Казани в камеры видеонаблюдения попадает высокий молодой человек в черном плаще. У него на плечах рюкзак, в правой руке длинный продолговатый предмет, левой он машет проходящей мимо женщине. Она не отвечает ему и, кажется, даже не поворачивает голову. Спустя несколько минут он войдет в гимназию и начнет стрелять. Этот молодой человек — 19-летний Ильназ Галявиев, бывший ученик этой школы, который два месяца назад, по его собственным словам, понял, что он бог, а летом в нем «начал пробуждаться монстр». Именно это он расскажет следователям после задержания, убив девятерых человек и ранив более 20.

По словам очевидцев и комментариям правоохранительных органов, Галявиев зашел на территорию школы около 9:30 утра. Сначала он стрелял по зданию школы. Выстрелив в вышедшего ему навстречу 62-летнего охранника Мулланура Мустафина, Галявиев зашел в здание гимназии. Тревожную кнопку нажала вахтер. Больше охраны в школе не было. На госзакупках нет данных о тендерах на охрану школы.

«У нас окна выходят на школу. Я в этот момент разговаривал с сестрой. Время помню точно — 9:27. Дети начинают кричать. Я выхожу из дома, вижу соседей, которые собираются куда-то. Они говорят — «Террористы». Вижу, что к школе все сбегаются. Мы собрались и уехали отсюда», — рассказал Forbes один из выпускников школы. Первые звонки в полицию поступали именно от очевидцев. Первым был звонок от мужчины, который услышал выстрелы внутри школы, рассказал РБК источник в МЧС. Также звонили очевидцы, рассказывающие, что дети выпрыгивают из окон школы, и родители, которым смогли дозвониться учащиеся гимназии.

Что именно происходило в школе, до конца неясно. Очевидцы сообщали о взрывах. Один из детей, пострадавших при атаке, как передавал ТАСС, рассказывал, что от взрыва в его классе выбило окна. «Я была тогда в столовой на первом этаже. Я услышала взрывы, два взрыва. <…> Нам сказали эвакуироваться за пределы школы. Мы были в столовой, там был выход. Мы оттуда пошли, побежали», — рассказала «Медиазоне» ученица пятого класса. О том, что в здании школы была заложена бомба, которая взорвалась и привела к частичному обрушению стен, вечером рассказала журналистам уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова.

Руза Малина·Forbes

Водитель такси Хукмиддин Гадоев живет в одном из соседних со школой домов. Двое его племянников учатся в гимназии. Как рассказывали племянники Гадоеву, сначала их завели в классную комнату и попросили не выходить. Они, почувствовав запах дыма, подумали, что, возможно, произошла утечка газа, и начали закрывать полотенцами щели. Вышли они только в сопровождении полицейских, когда Галявиев был задержан.

«Сначала был хлопок. Я подошел к балкону. Потом услышал пять выстрелов. Были слышны крики детей, которые вырвались. Они кричали «Террористы!», «Убивают!» Потом приехала скорая, им начали оказывать первую медицинскую помощь. Их выводили на задний двор, где проходят уроки физкультуры», — рассказала Forbes выпускница школы, пришедшая на место трагедии.

Жительница ближайшего дома рассказала Forbes, как проходила эвакуация: «Все бежали к школе. Один ребенок рассказывал, что они прыгали из окна, их ловили. Учителя собрали детей за забором и стояли группами, ждали, пока родители их забирают, дети плакали. Родители бежали с работы, на такси очень многие приехали, с автобусов выбегало много, все бежали к детям». На многочисленных видео с камер близлежащих домов видно, как некоторые ученики действительно выпрыгивают из окон второго и третьего этажа.

Руза Малина·Forbes

Всего, по данным Минздрава, был госпитализирован 21 человек, в том числе 18 детей. Восемь школьников получили огнестрельные ранения, остальные были травмированы осколками стекла и при эвакуации. Двое детей находятся в крайне тяжелом состоянии.

Вечером 11 мая у Детской республиканской больницы (ДРКБ) по-прежнему много машин и сотрудников правоохранительных органов. Иногда во двор выходят врачи. В сумерках вокруг двух врачей стоят около десятка уставших взрослых. Как можно понять из разговора, увидеть детей им разрешили совсем недавно. «Она у вас — во!» — говорит врач, обращаясь к маме. И просит ее ехать домой поспать, настоятельно давая рекомендации остальным присмотреть и за мамой.

Из больницы выходит вторая мама. Родственники, ожидавшие ее снаружи, срываются и бегут к ней. Женщина виснет у них на руках и рыдает.

Приемное отделение

Приемное отделение·Руза Малина·Forbes

Большинство погибших — ученики 8 «А» класса. Шел ли Галявиев именно туда, пока неизвестно. Как вечером 11 мая заявил министр просвещения России Сергей Кравцов, вылетевший в Казань, явных мотивов у стрелка не было. В ходе допроса он говорил лишь, что понял, что всех ненавидит.

Галявиеву 19 лет. Он бывший студент четвертого курса колледжа ТИСБИ по специальности «программирование в компьютерных системах», в апреле был отчислен из-за академической задолженности. «За время учебы показал себя тихим и неконфликтным студентом. Всегда был опрятным и спокойным, уважительно относился к сокурсникам и преподавателям», — рассказали РБК в пресс-службе колледжа. Оружие, с которым Галявиев напал на школу, —  ружье Hatsan Escort PS — было зарегистрировано на него официально. Лицензию, по данным советника главы Росгвардии и депутата Госдумы Александра Хинштейна, он получил 28 апреля. Такое же ружье было у напавшего на колледж в Керчи в октябре 2018-го Владислава Рослякова. Сразу после нападения на казанскую школу президент России Владимир Путин поручил проработать вопрос ужесточения правил оборота гражданского оружия.

4 мая Галявиев предположительно создал Telegram-канал «Бог», в котором написал о нападении на школу. В этом канале до нападения на гимназию было четыре сообщения, в том числе фотография стрелка. Сейчас он заблокирован.

Все опрошенные Forbes очевидцы не знали Галявиева лично. Те, кто общался с его выпуском, пересказывают, что он был тихим мальчиком, от учителей жалоб на него не было. Он выпустился из школы в 2017 году, окончив девять классов. Жил недалеко от школы, на улице Туганлык, 10. По информации источника РБК, он проживал на улице Брюсова.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК (убийство двух и более лиц). Расследование поручено следователям центрального аппарата ведомства. 12 мая объявлено в Татарстане днем траура. У школы появился стихийный мемориал, вечером почтить память погибших там собрались десятки человек.

Стрельба в школе Казани. Фоторепортаж

Что известно о стрельбе в школе Казани

Фотогалерея «Что известно о стрельбе в школе Казани»

8 фото

В результате стрельбы в казанской школе погибли девять человек

Стрельба в казанской гимназии № 175 унесла жизни девяти человек. В республике введен режим контртеррористической операции. Эксперты уверены, что казанский стрелок — классический представитель субкультуры «колумбайн»

Сотрудники правоохранительных органов у школы № 175 в Казани

Сотрудники правоохранительных органов у школы № 175 в Казани

Во вторник, 11 мая, в Казани около 9 утра неизвестный открыл стрельбу по ученикам гимназии № 175, расположенной в Советском районе на улице Джаудата Файзи. В результате погибли девять человек — семь учеников, учитель и сотрудница школы, сообщил глава Татарстана Рустам Минниханов.

По информации Национального антитеррористического комитета (НАК), также ранены 16 человек из числа учащихся и сотрудников школы. Минздрав республики сообщил, что в больницы доставлен 21 человек, в том числе 18 детей, шестеро из которых находятся в реанимации.

Источник РБК, близкий к ФСБ, сообщил, что первая информация о нападении на школу поступила дежурному Росгвардии с тревожной кнопки гимназии. «Первыми на место событий приехали бойцы этой структуры», — отметил он.

Большое количество звонков поступило в экстренные службы от жителей города. Первый звонок был от мужчины, который услышал выстрелы внутри школы, рассказал РБК источник в МЧС. Также звонили очевидцы трагедии, которые рассказали, что дети выпрыгивают из окон школы и разбегаются. Кроме того, были звонки от родителей школьников, которым смогли дозвониться дети и сообщить о случившемся.

Как оказалось, стрельбу открыл 19-летний Ильназ Галявиев, который пришел к школе с ружьем в руках и начал стрелять по зданию еще на подходе. Об этом РБК рассказал источник, близкий к ФСБ. Он также сообщил, что на выстрелы выбежал сотрудник гимназии — он был ранен первым. Затем Галявиев прошел на первый этаж и продолжил стрелять. Собеседник добавил, что смертельные ранения получили учитель начальных классов Венера Айзатова и преподаватель английского языка Эльвира Игнатьева. Они погибли.

На место происшествия прибыли члены правительства Татарстана во главе с Миннихановым. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК (убийство двух и более лиц). Расследование поручено следователям центрального аппарата ведомства.

Глава ФСБ Александр Бортников доложил президенту России о ситуации в казанской гимназии. Владимир Путин обсудил произошедшее по телефону с премьер-министром Михаилом Мишустиным, вице-премьером Татьяной Голиковой и главой МЧС Евгением Зиничевым. В Казань вылетели министр здравоохранения Михаил Мурашко и министр просвещения Сергей Кравцов.

Блок видео рекомендаций

Что известно о нападавшем

Полиция задержала Галявиева. По информации источника РБК, он проживает в Казани на улице Брюсова.

Галявиев окончил гимназию № 175 в 2017 году и поступил в колледж ТИСБИ на специальность «программирование в компьютерных системах». В его характеристике говорится, что за время учебы он «показал себя тихим, спокойным, опрятным и неконфликтным», не имел вредных привычек. С 15 февраля по 11 апреля Галявиев проходил производственную практику, после чего пропустил три экзамена в колледже и не явился на защиту производственной практики. 26 апреля Галявиев был отчислен из колледжа. 28 апреля он получил разрешение на хранение гладкоствольного ружья Hatsan Escort PS.

Источник РБК сообщил, что также был задержан 41-летний мужчина, предполагаемый пособник стрелка. Кроме того, собеседник РБК отметил, что отрабатываются связи преступников. «Проводятся мероприятия по установлению всех задействованных в стрельбе лиц», — сообщил источник, близкий к ФСБ. Позднее в МВД опровергли информацию о том, что у Галявиева были пособники. В полиции сообщили, что он действовал в одиночку.

О нападении на школу Галявиев сообщил в Telegram-канале «Бог», который был создан 4 мая. В этом канале до нападения на гимназию было четыре сообщения.

Каким может быть мотив преступления

Проживающий в Казани эксперт в области терроризма Раис Сулейманов считает, что это пример индивидуального терроризма. «Перед нами классический случай «колумбайна», в Казани сейчас все напуганы, но вряд ли это нападение имеет религиозный подтекст», — отметил он в разговоре с РБК.

Политолог, автор монографий о «колумбайнах» в российских школах Яна Амелина считает, что в казанском случае налицо много признаков, которые характерны для последователей субкультуры «колумбайн». «Само название его Telegram-канала «Бог» и высказывание молодого человека о биомусоре — это отсылка к мировоззрению Эрика Харриса, одного из участников безмотивного расстрела в американской школе «Колумбайн» 20 апреля 1999 года, с которого, собственно, и началось это деструктивное движение», — говорит Амелина. По ее словам, в основе этой субкультуры лежит безмотивная ненависть и насилие ради насилия: неслучайно на видеозаписи допроса Галявиев кричит, что ненавидит всех. Он также заявляет, что «осознал себя богом», а летом в нем «начал пробуждаться монстр», что дает основания предполагать психическое заболевание или увлечение сатанизмом.

Эрик Харрис — старшеклассник, который вместе со своим товарищем Диланом Клиболдом устроил в 1999 году массовое убийство в школе «Колумбайн». Тогда погибли 13 человек и 23 были ранены. Подростки совершили самоубийство на месте преступления.

Эксперт считает, что попытки оправдания массовых убийств в школах буллингом неуместны, поскольку это не подтверждается имеющимися фактами. «Деструктивная субкультура «колумбайн» должна быть признана террористической, чтобы за принадлежность к ней и оправдание действий «колумбайнеров» следовало соответствующее уголовное наказание», — убеждена Амелина.

Случаи применения учениками оружия в российских школах и колледжах

3 февраля 2014 года старшеклассник пришел с ружьем в московскую школу № 263 и выстрелил в учителя географии, который скончался на месте. Услышавший шум школьный охранник незамедлительно сообщил о случившемся в полицию. Когда на место прибыли сотрудники правоохранительных органов, подросток начал стрелять в них. При этом был убит сотрудник полиции, еще один получил ранение. Подростку было предъявлено обвинение в захвате заложников, убийстве и посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов. По результатам проведенной экспертизы старшеклассника признали невменяемым, суд отправил его на принудительное лечение. Этот инцидент был первым в России случаем стрельбы в школе из гражданского оружия по «американскому сценарию».

В декабре 2014 года в раздевалке спортивного зала одной из школ Брянска 15-летний подросток достал пневматический пистолет и несколько раз выстрелил в стены и пол. Одна из пуль рикошетом попала в ногу его одноклассницы. Изначально школьница умолчала об инциденте: она обратилась в травмпункт, где рассказала, что травму получила на улице по пути из школы. Врачи диагностировали у несовершеннолетней касательное пулевое ранение мизинца стопы и сообщили в полицию.

18 марта 2016 года в Находке молодой человек ударил ножом 15-летнюю ученицу в кабинете директора школы, а затем совершил самоубийство. Девушка умерла. 19-летний юноша хотел выяснить отношения со своей возлюбленной.

В марте 2017 года в одной из гимназий подмосковного города Люберцы во время урока физкультуры ученик активировал устройство для отпугивания собак, в результате чего контузии получили четыре человека. Устройство было украдено у другого школьника.

24 апреля 2017 года в компьютерном зале школы дагестанского села Агвали произошел взрыв. В СК сообщили, что причиной взрыва стала принесенная одним из школьников граната. В результате два человека погибли, 11 пострадали. Подросток нашел гранату на улице.

5 сентября 2017 года ученик школы № 1 в подмосковной Ивантеевке напал на учительницу с кухонным топориком, устроил стрельбу из пневматического пистолета и разбросал дымовые шашки. Пострадали учительница и три школьника.

25 октября 2017 года в одной из школ Волгограда в туалете обнаружили тело 14-летнего мальчика с ножевым ранением. Одноклассник погибшего написал явку с повинной. По его словам, на перемене он показывал друзьям свой нож и, когда оружие находилось в руках у погибшего мальчика, неосторожно толкнул его. Меру пресечения подростку не избирали из-за обстоятельств происшествия и положительной характеристики.

1 ноября 2017 года в одном из московских колледжей нашли тела преподавателя ОБЖ и студента. Тот убил учителя, опубликовал во «ВКонтакте» фото, сделанные после преступления, а затем покончил с собой.

29 ноября 2017 года в школе подмосковного Высоковска ученик несколько раз ударил ножом одноклассника. В качестве причины назывались издевки в отношении напавшего.

15 января 2018 года в одной из школ Перми ученик вместе со знакомым напали с ножами на учащихся четвертого класса. Пострадали девять детей и учительница. Нападавшие также ранили друг друга. Им предъявили обвинения в покушении на убийство двух и более лиц.

19 января 2018 года в школе поселка Сосновый Бор в Бурятии ученик напал с топором на детей и учительницу, а также попытался поджечь здание. Пострадали шесть детей и преподаватель. После задержания нападавший предпринял попытку самоубийства.

18 апреля 2018 года в одной из школ Стерлитамака в Башкирии ученик коррекционного класса напал с ножом на учителя и одноклассницу. Затем он разлил бензин и поджег кабинет. Пострадали четыре человека. Нападавшего арестовали.

17 октября 2018 года студент Керченского политехнического колледжа взорвал на первом этаже здания самодельную бомбу, а после этого начал расстреливать людей из помпового ружья. Погибли 20 человек, сам нападавший покончил с собой.

14 ноября 2019 года студент применил огнестрельное оружие в Амурском колледже строительства и ЖКХ в Благовещенске. Погиб один учащийся, нападавший покончил с собой, после того как его заблокировали в одной из аудиторий.

11 мая 2021 года на школу № 175 в Казани совершили нападение с огнестрельным оружием. Один из нападавших — бывший ученик этой школы. Его задержали, второго злоумышленника ликвидировали, сообщали ТАСС и «Интерфакс» со ссылкой на источники. Власти сообщали, что известно только об одном стрелке. Погибли по меньшей мере девять человек, среди них семеро детей и одна учительница. Пострадали 20 человек.

Автор:
Дмитрий Серков.

Описание

Первый шаг
маленького человека
по дороге к взрослению — это получение образования.
От выбора места обучения зависит дальнейший образовательный
маршрут ребенка. В гимназии № 175 вас ждут квалифицированные
педагоги, которые серьезно и
терпеливо относятся к своему делу.
Актуальные образовательные стандарты
способствуют развитию у учеников аналитических
способностей, раскрытию
личных и творческих талантов, формированию стойких
знаний и умений.

Учреждение
располагается по адресу
Республика Татарстан, Джаудата Файзи, 8.

График работы: Пн-сб: 08:00 — 18:00.

Более подробную информацию
вы можете
получить по телефону 78432768484
или
найти на сайте edu.tatar.ru.

Адрес

Республика Татарстан, Казань, Джаудата Файзи, 8, 4 этаж

Метро:

На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться

Время работы

Пн-сб: 08:00—18:00

Компания в сети

Похожие образовательные учреждения поблизости

Похожие образование

Часто задаваемые вопросы

о Гимназии №175




  • 📍 По какому адресу можно найти Гимназию №175?



    Данная организация располагается по адресу Россия, Республика Татарстан, Казань, Джаудата Файзи, 8.




  • ☎️ Какой номер телефона у Гимназии №175?



    С компанией можно связаться
    по номеру +7 (843) 276-84-84.




  • 🕖 Какой режим работы Гимназии №175?



    Режим приёма посетителей: Пн-сб: 08:00 — 18:00.




  • ⭐ Как клиенты заведения
    оценивают его уровень на Zoon.ru?



    Средняя оценка заведения от пользователей Zoon.ru – 2.7.
    Вы можете написать свой отзыв о Гимназии №175!




  • ✔️ Можно ли доверять информации, размещённой на данной странице?



    Zoon.ru старается размещать максимально
    точные и свежие данные о заведениях.
    Если вы видите неточность и/или являетесь
    владельцем данного заведения,
    то можете воспользоваться формой обратной связи.

Средняя оценка — 2,7 на основании 24 оценок

В конце 2021 года фанаты расстрелявшего казанскую гимназию № 175 Ильназа Галявиева объявили о роспуске своей группы и пообещали вернуть жертвователям деньги, собранные на адвоката. Сам Галявиев вернулся в Казань — в 2022 году его ожидает суд. До которого могло не дойти, если бы общество сумело избежать этой трагедии.

Галявиев начал готовиться к нападению за 1 месяц. Получил разрешение на покупку оружия и приобрел ружье. Тогда он не вызвал подозрения у психиатра, потому что готовился к беседе со специалистом. Нападавший нашел в интернете инструкцию по созданию бомбы и там же заказал селитру. Несмотря на то, что подобная информация, как сообщается, регулярно блокируется.

Все это время рядом с ним не было родственников — они жили раздельно из-за агрессивного поведения Галявиева. Но не обратились к специалистам. 11 мая он с ружьем пешком дошел до гимназии № 175, которую закончил несколько лет назад. Никто его не остановил. И открыл стрельбу, в результате которой погибли 9 человек, 23 получили ранения, а пострадавшими были признаны более 600 свидетелей трагедии.

Избежать большего количества жертв удалось благодаря директору гимназии Амине Валеевой. Она по громкой связи приказала всем забаррикадироваться в классах. Только в одном кабинете не оказалось ключа — там обнаружили наибольшее количество жертв. В октября следствие изменило ее статус со свидетеля на обвиняемую в халатности, что стало неожиданностью.

Трагедия вызвала цепную реакцию. В России ужесточили правила оборота оружия: теперь купить его можно только с 21 года, усилена ответственность за незаконный оборот. Развернулась дискуссия о работе психиатров, которые выдали Галявиеву справку, позволяющую купить ружье. Она ни к чему не привела. А его самого сначала признали невменяемым, но повторная экспертиза диагноз не подтвердила.

Больше всего вопросов вызвала охрана школ. Деньги на охрану гимназии из бюджета не выделялись, родители платить за нее отказывались — позже их в этом упрекнет глава российского следкома Александр Бастрыкин. Впрочем, скидываться на охрану родители не обязаны. Уже после трагедии власти начали искать деньги на эту статью расходов, чтобы заменить вахтеров-пенсионеров на профессионалов.

В Татарстане на это выделили 1,1 млрд рублей, хотя региональный министр образования Ильсур Хадиуллин заявлял — нужно 5,4 млрд. Поэтому даже после введения единого стандарта охраны образовательных учреждений, избавиться от пожилых людей на входе не удастся. Родители в республике продолжают жаловаться на них или на отсутствие охраны вовсе.

Вопросы появились и к системе «Безопасный город»: в Казани установлено почти 2 тысячи камер — региональное МВД регулярно отчитывается о том, как они помогают в раскрытии преступлений. Под их взором Галявиев дошел до гимназии и не был задержан. Поражает и людское равнодушие — человека с оружиев видели прохожие и автомобилисты. Ни один из них не позвонил в полицию.

«В нашем обществе крайне высокий уровень недоверия полиции. <…> Люди довольно часто становятся жертвами разных преступлений, но стараются не взаимодействовать с полицией. Они боятся полиции, в том числе „низовых“ сотрудников. Позвонить в полицию или вызвать патрули, обратить внимание участкового — это психологически довольно неприятное и сложное дело. Поэтому мы видим человека, который идет непонятно в чем одет. И моя хата с краю, я ничего не знаю. Вот как устроена логика среднестатистического россиянина», заявила антрополог Александра Архипова в интервью You-Tube каналу «Редакция».

Впрочем, после трагедии число обращений в полицию выросло — поводом мог стать любой подозрительный человек, замеченный у образовательного учреждения. В свою очередь, правоохранительные органы оперативно реагировали на происходящее — порой детей и родителей пугали люди с автоматами на входе в школу. Поводы были: стрельба увеличила число случаев «телефонного терроризма» по всей стране.

Куда более странным эффектом стало появление поклонников Галявиева. Они объединялись в группы в социальных сетях — иногда их блокировали, посвящали нападавшему романтические эссе и собирали деньги на адвоката нападавшему — его нашли, но родители Галявиева от помощи отказались. Часть общества это явление возмущало, психологи говорили, что оно свидетельствует о жестокости самих фанатов.

В конце концов стало ясно: само нападение могло бы не случиться, если бы ему вовремя оказали помощь родители, знакомые или психологи в гимназии, где когда-то учился этот неконфликтный и застенчивый человек, как его характеризовали в ТИСБИ, где он учился на программиста. Одноклассники признаются — в школе его травили. Буллинг — не редкость для татарстанских школ.

Мэр Казани Ильсур Метшин замечал, что дети бывают жестоки, но при правильной работе всех — от классного руководителя до школьных психологов — трагедий можно избежать. Сразу после стрельбы в Татарстане пообещали реформировать структуру оказания такой помощи. В восстановленной гимназии действительно появился кабинет психологической поддержки. О массовости этого явления говорить не приходится.

«Преступником человека делает общество и окружение. Семья и школа могут только смягчить какие-то криминальные наклонности», заявлял казанский психиатр Владимир Менделевич.

#Новости#Итоги 2021 года#Эксклюзив#Общество

У большинства детей возникло ощущение, что 1 сентября они пришли в новую школу / Даниил Шведов/МБОУ Гимназия №175

У большинства детей возникло ощущение, что 1 сентября они пришли в новую школу / Даниил Шведов/МБОУ Гимназия №175

Корреспондент «РГ» выяснил, как можно возродить школу после шутинга, продумав при этом все: от безопасности до цветовой гаммы в классах.

В России подобного опыта не было

11 мая 2021 года в казанскую гимназию №175 ворвался ее выпускник Ильназ Галявиев с оружием в руках. Он убил семерых учеников и двух преподавателей, еще 24 человека пострадали. Сейчас казанскому киллеру зачитывают обвинительное заключение. Всего в уголовном деле насчитывается 310 томов…

Как показывает мировая практика, после таких трагедий школы, как правило, сносят или они годами пустуют. В Казани решили поступить по-другому и провести в гимназии капитальный ремонт, учитывая рекомендации психологов и международный опыт трансформации подобных объектов.

Архитектурной компании AKVK&Partners предложили провести капремонт гимназии в конце мая. Однако ситуация осложнялась тем, что в школе в тот момент велись следственные действия и доступ в здание был открыт не всегда. Тем не менее первого сентября школьники уже должны были сесть за парты в обновленном учебном заведении, так что времени было мало. За сто дней нужно было не только создать новый эскиз, но и воплотить его в жизнь. Куратором проекта стала Наталия Фишман-Бекмамбетова совместно с Фондом «Институт развития городов РТ».

Цветовые решения и оборудование классов выбирались таким образом, чтобы поддерживать внимание и образовательную активность учеников. Фото: Даниил Шведов/МБОУ Гимназия №175

— Подготавливая концепцию, мы провели большое исследование мировых практик и подходов к работе с объектами образования, которые подверглись нападениям, — вспоминает Андрей Калинин, креативный директор архитектурной компании AKVK&Partners. — Психологи МЧС России рекомендовали не сносить здание гимназии и сохранить его функцию образовательного объекта.

Обычно на разработку концепции проекта требуется полгода, а в этом случае пришлось создать и воплотить ее за три месяца. Тут архитекторы столкнулись с первой проблемой. По сути, школа — это едва ли не самый нормированный объект. Действует множество строительных норм и правил в возведении подобных зданий.

При этом было ясно, что после трагедии школьная среда будет восприниматься иначе, с особой настороженностью.

В России подобного опыта обновления школы с трагическим прошлым, как за рубежом, еще не было. Коллектив учебного заведения, несмотря на случившееся, был открыт к обсуждению и совместной выработке проектных решений. Переговоры проводились с педагогами и родителями в оффлайн- и онлайн-форматах, в том числе на строительной площадке.

Вместо памятников — аллея памяти

Что же в итоге поменялось и какие это дало результаты?

— Мы в значительной степени изменили фасады, а благодаря пристройке новой входной группы и бассейна здание школы внешне изменилось кардинально. Перемены эти для того, чтобы у школьников и учителей было ощущение нового места без привязки к трагическим событиям. Фасад обновился полностью: от цветовых решений, окон и отделки до символики школы, — говорит Владислава Калинина, генеральный директор AKVK & Partners.

Ключевым элементом в создании притягательной атмосферы и обновлении внешнего вида школы стала новая входная группа. Это большое светлое пространство. Внутри — амфитеатр и уютная зона ожидания, далее — переговорная для встреч учителей с родителями.

С поста охраны видны все пути к главному входу в школу. Вход оборудован металлодетекторами. Вестибюль отделен от основного пространства дверями с электронным запиранием. Все двери контролируются дистанционно и оснащены устройствами для электронной блокировки.

Появилось футбольное поле, детская игровая площадка, воркаут-зона, а рядом 25-метровый бассейн с четырьмя дорожками. Это позволило освободить некоторые школьные пространства. Таким образом уже ненужный второй спортзал трансформировали в библиотеку-медиатеку.

Учителя начали осваивать и внедрять новые подходы в преподавании, используя пространство библиотеки-медиатеки. Фото: Даниил Шведов/МБОУ Гимназия №175

Совместно с педагогическим коллективом полностью изменена и логистика школы. Все специализированные учебные классы объединены в функциональные группы — «кластеры». Цветовые решения и оборудование классов выбирались так, чтобы поддерживать внимание и активность учеников.

В учебном классе на третьем этаже, где произошла трагедия, теперь открытое пространство. По совету психологов конфигурация помещения изменена, и оно расширено. На потолке круглые светильники, количество которых совпадает с числом жертв трагедии.

По итогам встречи с родственниками погибших было принято решение не ставить на территории школы традиционные памятники.

В гимназии решили не создавать мемориал, а организовали ландшафтную зону «Сад памяти». Фото: Даниил Шведов/МБОУ Гимназия №175

— Часть родителей хотела классический мемориал, но мы предложили оформить его в виде ландшафтной зоны «Сад памяти», — говорит Владислава Калинина. — Эту идею поддержали психологи и большинство родителей. Они совместно со специалистами по ландшафтному озеленению выбрали деревья и цветы, которые потом высадили на клумбы. Как символ памяти о тех, кого не стало 11 мая.

В школе и стены помогают

По прошествии учебного года можно было сделать выводы, как обновление повлияло на развитие школьного сообщества, как используются пространства и что нужно сделать еще. Поэтому компания AKVK&Partners провела постпроектный анализ, подготовив анкеты для двух фокусных групп: школьников и учителей. Каждая анкета содержала около 30 вопросов.

В итоге выяснилось, что у большинства детей и педагогов возникло ощущение, что 1 сентября 2021 года они пришли в новую школу. Таким образом удалось минимизировать тревожные воспоминания о трагедии.

В школе стало больше внеучебных занятий. А пространства, по мнению 78% опрошенных учителей, способствует усилению коммуникации между школьниками. 80% преподавателей отметили, что у ребят повысилась мотивация к учению после обновления гимназии.

50% учеников ответили, что после обновления школы у них пробудился интерес к современной архитектуре и дизайну.

— Да, это был непростой проект с психологической точки зрения. Осознание произошедшего создавало сильнейшее эмоциональное напряжение у всех, кто над ним работал, — говорит Андрей Калинин.

Кстати

Проект реконструкции казанской гимназии 175 получил гран-при на архитектурном смотре-конкурсе Build School Project в этом году. Авторы поделились уникальным опытом Казани в посттравматической трансформации типовой школы.

Казанскую гимназию № 175 перестроили, учитывая рекомендации психологов и новые требования безопасности. Это первый подобный опыт в России

Что происходит

Казанскую гимназию № 175 перестроили, учитывая рекомендации психологов и новые требования безопасности. Это первый подобный опыт в России

опубликовано — 08.09.2021

Как избавиться от ощущения угрозы


11 мая в казанскую гимназию №175 ворвался ее бывший ученик с оружием. При нападении пострадали больше 20 человек, девять — погибли. Как показывает мировая практика, после таких событий школы, как правило, сносят или они годами пустуют. В Казани решили по-другому: сделать в гимназии капитальный ремонт, учитывая рекомендации психологов и международный опыт по трансформации подобных объектов. «Инде» поговорил с авторами концепции обновления гимназии о том, как создать ощущение безопасности и легкости, работая с пространством, а не только выставляя заборы.


Воссоздать атмосферу доверия — в сжатые сроки и с нормативными ограничениями

Архитектурной компании AKVK & Partners предложили участвовать в капремонте гимназии в конце мая. Из-за следственных действий доступ к объекту в то время был закрыт, и попасть в само здание получилось только 1 июня. Тогда представители компании узнали, что гимназия должна принять учеников наравне со всеми остальными, 1 сентября. Меньше чем через две недели появился первый эскиз, 20 июня его презентовали Рустаму Минниханову. Курировала проект помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова.

Владислава Калинина

генеральный директор архитектурной компании AKVK & Partners

В тот же день, когда в СМИ разошлась информация о трагедии в 175-й гимназии в Казани, мы были и взволнованы, и профессионально озадачены, поскольку передовая архитектура школы — наш профессиональный интерес. Возникла уйма вопросов: насколько безопасны наши школы? что случившееся означает для архитектуры школ будущего? Ведь школа будущего — место развития, пространство, свободное от страхов, насилия и буллинга. И это обязательные темы для любого ответственного проектировщика. Конечно, мы подумали: а чем мы могли бы быть полезны, можем ли как-то помочь? Даже без всяких перспектив быть вовлеченными в разрешение ситуации вокруг школы в Казани, для нас это сработало как виртуальный вызов. Поэтому, когда нас пригласили подумать об участии, внутренне и психологически мы были готовы.

Обычно на разработку концепции проекта требуется полгода, а в этом случае пришлось создать и воплотить ее за три месяца. Важнее всего для архитекторов было преобразить гимназию, воссоздав в ней атмосферу доверия.

Владислава Калинина

генеральный директор архитектурной компании AKVK & Partners

При этом мы ведь знаем, что школа — едва ли не самый занормированный объект. Действует множество строительных норм, правил и ограничений в построении школьных зданий. Возник огромный разрыв — между нашим пониманием, что и как делать для преобразования атмосферы и архитектурно-педагогической трансформации школы, и реальными сроками, организационными и техническими ограничениями. С самого начала мы понимали, что все — и коллектив школы, и родители, и администраторы, и школьное сообщество города и даже страны после трагических событий окажутся в новой реальности. Что школьная среда будет восприниматься иначе, с особой настороженностью. На всю архитектуру и системы безопасности школ будут накладываться особые требования. Можно даже сказать, что все системы безопасности будут рассматриваться как «до трагедии в гимназии 175 в Казани» и «после».

Мировой опыт и соучаствующее проектирование

Перед началом работы архитекторы изучили похожий опыт — например, как решались вопросы при проектировании начальной школы в Сэнди-Хук после трагедии (в декабре 2012 года местный житель убил там 20 учеников). В 2018 году в США появилась специальная президентская комиссия из министров и генерального прокурора, которая занималась школьной безопасностью. Впервые к работе на таком уровне привлекли архитекторов — они разбираются, как спроектировать школу в эпоху массовых расстрелов. За 20 лет работы американские архитекторы доказали, что при проектировании безопасных школ надо опираться на инновационные архитектурные и дизайнерские решения. Эти рекомендации легли в основу нового федерального закона по созданию безопасных школ. Но в Штатах он еще не принят, дебаты продолжаются. Сторонники комплексного архитектурно-средового подхода спорят с корпорациями, которые лоббируют точечные технические и технологические решения (рынок оборудования для школьной безопасности оценивается в сумму около трех миллиардов долларов в год, вместе с расходами на эксплуатацию это несколько десятков миллиардов). До 2030 года в повышение безопасности школ через архитектурно-строительные решения в США планируют инвестировать от 75 до 125 миллиардов долларов.

Владислава Калинина

генеральный директор архитектурной компании AKVK & Partners

Обсуждения, как сделать школы более безопасными, слишком сосредоточены на дополнительных технических мерах: устанавливать металлоискатели? или системы распознавания и камеры слежения за территорией и поведением учеников? вооружать учителей? оборудовать пуленепробиваемые окна и двери? Но все эти меры усиления безопасности, эффективны они или нет, не затрагивают фундаментальных принципов работы школы, обустройства ее среды. Чтобы они работали, важен баланс. Нужна среда, в которой дети будут чувствовать вдохновение, ощущать уверенность и заботу, черпать позитивную энергию для обучения.

В России подобного опыта обновления школы с трагическим прошлым, как за рубежом, еще не было. В этом случае применяют соучаствующее проектирование — то есть учитывают и новые требования к безопасности, и пожелания учеников, педагогов, родителей. Но первые встречи проектировщиков с ними обычно проходят только через год после трагических событий. Здесь сроки сильно сократились. На демонтаж, перепроектирование и строительно-монтажные работы отводилось 100 дней.

Сложность была и в том, что школьный коллектив и родители находились в посттравматическом состоянии, а детей отправили на отдых или в санатории для реабилитации. Но с некоторыми педагогами удалось переговорить и вместе решить, как переделать функциональные блоки школы, высвободить кабинеты, скомпоновать новое пространство библиотеки-коворкинга: территория гимназии использовалась неэффективно и требовала благоустройства.

Ощущение нового места

Из-за ограниченности по срокам многие поставщики материалов и оборудования не могли принять заказы. Пришлось оперативно искать замену отделочным материалам, мебели, адаптировать проектные решения. К работе над гимназией подключился Татинвестгражданпроект. Предприятие стало генеральным проектировщиком и заменило все инженерные сети, включая отопление и вентиляцию.

Фасад обновился полностью (от цветовых решений, окон, отделки до символики гимназии), плюс его утеплили, что в будущем снизит затраты на отопление. Все сделано и для того, чтобы у школьников и учителей появилось ощущение нового места, без привязки к трагическим событиям. Ученикам фасад понравился больше, чем педагогам, — школьники говорят: он похож на космический корабль, рассказывают архитекторы.

При капремонте советовались с психологами — именно они предложили не сносить школу. Вместо этого добавили гимназии функциональности, создали новые места, опираясь на исследования. Например, при выборе цветовой гаммы ориентировались на исследование, специально проведенное для этого проекта.

Андрей Калинин

креативный директор архитектурной компании AKVK & Partners

Специалисты исследовали, как разные возрастные группы детей воспринимают те или иные цвета. Детям младшего возраста нравятся более яркие оттенки, поэтому мы использовали их в начальных классах. А старшеклассники предпочитают сдержанные цвета, и исходя из этого преобразованы кабинеты, в которых они учатся. В целом мы подобрали нейтральную цветовую гамму, чтобы не отвлекать от занятий. А заднюю стену в классах сделали яркой.

Преобразовали входную группу: в вестибюль теперь можно попасть с уровня земли, никаких лесенок, внутри — амфитеатр, зона ожидания, выше находится переговорная комната для общения родителей с учителями. Дальше нее просто так никто не пройдет. Пост охраны расположен у входа так, чтобы было видно всю улицу. Благодаря новому рисунку оконных переплетов теперь в помещениях больше света, и создается ощущение, что окна стали шире. Зону ожидания называет еще и зоной памяти — здесь висят девять светильников, количество символично. А вытянутые светильники в холле символизируют движение людей — параллельное друг другу. В классах поставили стеклянные двери: так у детей не возникнет чувство заточения и ограниченности пространства.

Появилась навигация по школе, ее напечатали с помощью робота-принтера. Новое расположение кабинетов поменяло траектории движения по гимназии, это тоже создает впечатление совершенно иного места. Все специализированные учебные классы объединены в тематические кластеры: физико-технический, химико-биологический и так далее. Каждый из них обозначен особым цветом, что помогает не потеряться на этажах. Вместо привычного звонка теперь играет ненавязчивая мелодия, чтобы этот звук не ассоциировался с чем-то раздражающим и неприятным. На этажах появились урны для раздельного сбора мусора: стекла, пластика и несортируемых отходов.

Тихая зона и усиление безопасности

На первом этаже расположены начальные классы, столовая, бассейн и актовый зал, где установили акустическую систему, новые кресла и избавились от перегородки, которая мешала вошедшим в помещение сесть на любое место, не спускаясь вниз по лестнице. Профиль архитектуры формирует правильное рассеивание звуковой волны в зале. В столовой стало больше посадочных мест, а светлые оттенки подобраны так, чтобы создать воздушность пространства, несмотря на низкий потолок.

Спортзал находится на втором этаже, там же — библиотека-коворкинг. Массивные стеллажи в помещении на самом деле очень легко передвигаются, благодаря колесикам. Так освобождается место под разные занятия. Библиотека разделена на зоны для отдыха и учебы: есть лекторий, большие и маленькие столы, а позже здесь появится вендинговый аппарат. Лестница в библиотеке ведет на третий этаж, где расставлены столики и обустроено (пока не до конца) выставочное пространство.

Оттуда можно попасть в тихую зону, где раньше находился тот самый класс. Сейчас там белые стены, большие окна и девять светильников — по числу жертв майской трагедии. Такие символы архитекторы старались сделать незаметными, чтобы у детей не возникло чувства тревоги. Сюда приходят родители погибших — просто посидеть в тишине.

Особое внимание при ремонте школы уделили системам безопасности, они многоуровневые. За калиткой с электронным замком следит охрана, чей пост теперь расположен у самого входа в здание и оснащен металлодетекторами. Вестибюль входной группы от других кабинетов отделяют двери с системой контроля и управления доступом. По периметру здания установлены камеры дистанционного наблюдения.

Владислава Калинина

генеральный директор архитектурной компании AKVK & Partners

Проблема в том, что многие родители хотят видеть школу за высокими заборами и замками — они ассоциируют безопасность именно с таким форматом. Но мы при консультации с психологами старались создать обратный эффект — чтобы у детей не было ощущения, будто они в закрытом пункте, не было дополнительной нервозности. Мы старались создать противоположную, легкую атмосферу, ощущение спокойствия и защищенности, потому что если применить слишком явные защитные барьеры, будет казаться, что опасность присутствует постоянно и она в буквальном смысле где-то рядом. Система безопасности должна быть надежной, но не навязчивой, как бы незаметной.

Благоустройство территории и Сад памяти

До благоустройства территория гимназии была полупустой, отсутствовали современные детские и спортивные площадки, хоккейная коробка была в запустении. Ее решили сделать универсальной — зимой использовать по прямому назначению, а летом как баскетбольную площадку. Футбольную площадку покрыли резиновой крошкой, рядом сделали беговую дорожку, площадку для воркаута и детскую игровую зону.

Недалеко от них — Сад памяти, созданный AKVK & Partners вместе с казанскими коллегами из «Архдесанта» и «Парк-Сервиса». Здесь семьи погибших высадили деревья, на каждом — ленточка с фамилией. Среди них петляет дорожка, а позже появятся бетонные ограждения. Сад заменяет мемориал и остается не слишком явным и травмирующим напоминанием для школьников, но важным местом для родителей, которые потеряли в здании гимназии своих детей. Деревья они выбирали сами — кто-то посадил кедр в память о дочери, любившей кедровые орехи.

Как все эти преобразования отразятся на учениках и педагогах, еще предстоит выяснить специалистам. В рабочую группу вошли учителя, родители, архитекторы-разработчики, психологи, представители сферы школьной безопасности. Они проанализируют терапевтический эффект от обновления гимназии, удачные и неудачные решения, что позволит и дальше совершенствовать школьную среду.

Андрей Калинин

креативный директор архитектурной компании AKVK & Partners

Мы видим развитие школ в том, чтобы дети, вырастая в такой обстановке, понимали, как выглядит красивое пространство, и хотели делать так же в будущем. На примере этой школы 1000 детей получат опыт нахождения в современном пространстве и будут транслировать его дальше. Надеюсь, он поможет им обновить страну в плане благоустройства, поиска новых архитектурных решений и эстетики. Чтобы дать им этот опыт, вся команда — проектировщики, архитекторы, строители — работала здесь круглосуточно. Да, это был непростой проект с психологической точки зрения. Осознание произошедшего создавало сильнейшее эмоциональное напряжение у всех участников проекта на протяжении всего периода работы. Пришлось сквозь себя пропустить все события, прочувствовать, проанализировать, как все было. Но такое масштабное преобразование школы показывает общественное внимание, солидарность с семьями и проявление заботы.

Школьники, учителя хоть и адаптировались после страшных событий к привычной жизни, но вспоминать о том трагичном дне не хотят.


Общество

17:38 | 1 сентября 2021

Артём Дергунов/KazanFirst

Автор материала:
Ляйсан Кадырова

Школьники, учителя хоть и адаптировались после страшных событий к привычной жизни, но вспоминать о том трагичном дне не хотят.

— До неузнаваемости изменилась что внешне, что внутренне, — бурно обсуждали ученики казанской гимназии №175 внешний облик своей школы, пока стояли и ждали начало Дня знаний.

Новый учебный год в школе, несмотря на трагические события в мае этого года, когда бывший ученик гимназии Ильназ Галявиев пришел в образовательное учреждение с автоматом и устроил массовый расстрел, решили начать в обычном формате – с традиционной линейки.

Совершенно новой для детей была только школа. Чтобы пострадавшим ничего не напоминало о трагедии, власти республики приняли решение за лето полностью изменить облик гимназии. Особое задание было для проектировщиков – изменить внутреннее пространство школы так, чтобы в ней все было совершенно иначе.

— В такую школу уже не так страшно возвращаться. Хотя волнение какое-то все-таки есть, — призналась в беседе с журналистом KazanFirst старшеклассница Аня.

Тем временем школьников, преодолевших свой страх и вернувшихся за парты, во дворе гимназии становилось все больше.

«Создадим мемориальный камень в честь погибших»

Торжественная линейка началась с почтения памяти погибших во время трагедии. В этот момент многие из взрослых не могли сдерживать слезы, некоторые дали волю эмоциям и им потребовалось время, чтобы успокоиться.

— 1 сентября 2021 года — день рождения нашей новой гимназии, но нельзя забывать о событиях, которые разделили нашу жизнь на до и после. Потому что пока мы помним, есть шанс, что подобная боль больше не повторится, — сказал один из ведущих праздника, в этот момент под лирическую музыку в небо выпустили девять шаров, олицетворяя жизни погибших.

На территории школы создали аллею памяти, где каждый саженец олицетворяет символ жизни. Чуть позже во время разговора с журналистом KazanFirst врио директора гимназии Гульгена Багавиева рассказала, что каждое дерево в саду было выбрано родителями.

«Кабинета, где произошла трагедия, сейчас не существует»: как встретили начало нового учебного года в казанской гимназии №175

— Под каждым деревом разбита клумба, цветы для которой также выбирали родители. В дальнейшем планируется создать камень, на котором будут подписаны фамилия, имя и отчество ребенка. Он будет продуман таким образом, что на нем можно будет посидеть. Наверное, будут приходить родственники, а за садом будут ухаживать наши дети, — отметила она.

Праздничное настроение для публики пришлось возвращать гостям линейки. Первой выступила секретарь Госсовета Татарстана Лилия Маврина. После всех поздравлений и напутствий она обратилась к родителям первоклассников:

— Спасибо вам большое, что выбрали именно эту школу. Посмотрите, за три месяца школа преобразилась до неузнаваемости. Вам повезло, потому что вы передаете детей в руки сплоченного, надежного коллектива педагогов, которые на деле показали приверженность своей профессии к вашим детям.

Глава администрации Советского района Роман Фатхутдинов отметил, после трагических событий обновление школы было просто необходимо. Здание собрали по крупицам, за что он выразил благодарность строителям, проектировщикам и всем причастным.

— Эти люди сделали буквально невозможное, день и ночь трудясь для того, чтобы сегодня эта замечательная школа распахнула свои двери для вас, дорогие ученики, — проговорил он, и слова его поддержали громкими аплодисментами.

«Кабинета, где произошла трагедия, сейчас не существует»: как встретили начало нового учебного года в казанской гимназии №175

Праздник продолжился своим чередом. Первоклассники робко зачитывали стихотворения, то и дело путая слова, выпускники, переминаясь с ноги на ногу, терпеливо слушали. Были и танцы и, конечно же, первый звонок, который увел всех на первый урок.

«Сын говорил, что больше не пойдет в школу»

Тем временем родители дожидались своих детишек за забором. На территорию школы никого из них не впускали, кроме мам и пап первоклассников и выпускников. Многие из них по несколько раз пытались пробраться за калитку, но строгие полицейские быстро разворачивали их назад.

— Да что же это такое, мы с работы отпросились, чтобы на детей своих посмотреть! — возмущалась женщина, пристраиваясь к решетке, чтобы было лучше видно сына, но правоохранители остались невозмутимыми.

Разговорившись, выяснилось, что это была Татьяна. В этом году ее ребенок идет в третий класс.

— Хочется верить, что наши дети отныне всегда будут под такой защитой. Вот только слишком поздно за это дело спохватились, — сказала она во время нашей беседы.

Женщина была заметно взволнованна, впрочем, как и все другие родители. Мало кто из взрослых хотел говорить о произошедшем здесь в мае. Все разговоры и воспоминания об этих страшных днях до сих пор даются  им с трудом. Одна женщина начала плакать от одного лишь нашего вопроса:

— Не страшно ли возвращаться в родную гимназию?

А вот Полина ведет себя гораздо сдержаннее.  

«Кабинета, где произошла трагедия, сейчас не существует»: как встретили начало нового учебного года в казанской гимназии №175

— Внутренние переживания еще остались. Очень волнительно возвращаться в школу. Но самое главное — дети настроены продолжать учебу именно здесь, не захотели переводиться в другое место, поэтому сегодня у нас праздник, —  сказала она.

Мама первоклассницы Ралины говорит, что с выбором школы для дочери они с мужем определились давно, но после произошедшего в мае в одно время стали сильно сомневаться в правильности своего решения.

— Переживали, конечно. Думали… Но по большому счету выбора-то не было. Это тоже значимо, — объяснила она.

О том, как сейчас в школе устроена система безопасности, родители еще не знают. В школу не пускают, родительского собрания по этому поводу еще не было. Один из тех немногих, кто уже имеет хоть какое-то представление о новых мерах защиты, – Рустам хазрат Хайруллин. Ему уже успели представить все обновки и нововведения в учреждении. Двое его сыновей в тот злополучный день находились в школе. Одного из них серьезно ранило. Он благополучно поправился и пришел в школу с двумя братьями. Один из них поступил в первый класс.

— Слава богу, сегодня все трое моих сыновей в школе. Сначала сын (пострадавший) говорил, что больше не пойдет в школу, но со временем стал понимать, что это его родная школа. И друзья, и учителя – все здесь уже родные для него стали, — рассказал наш собеседник.

— А вы сами не рассматривали для перевода другие школы? — спросили мы у него.

— Сначала были такие мысли, но когда дети сами приняли решение остаться здесь, мы не стали возражать, — ответил хазрат.  

«Кабинета, где произошла трагедия, сейчас не существует»: как встретили начало нового учебного года в казанской гимназии №175

Врио директора гимназии рассказала, что сейчас в школе работает двойной контур безопасности.

— У нас появилась новая система контроля и управления доступом. Эта система у нас работает с уличных ворот и в основных входах в школу. То есть дети будут проходить по карточкам, школа будет закрыта, — объяснила Багавиева журналисту KazanFirst.

Кроме того, за безопасность учеников с этого года будет отвечать сотрудник частного охранного предприятия, с которым гимназия заключила договор.

Детей после трагедии в гимназии стало только больше

Учеников в гимназии меньше не стало. Наоборот, их количество только увеличилось, говорит врио руководителя. Дать однозначное объяснение этому трудно. Собеседница предполагает, что для того есть несколько причин. Во-первых, это сильный педагогический коллектив, который не только грамотно обучает, но еще и хорошо защищает детей. Нельзя исключать и тот факт, что родителей привлекает недавний ремонт, который означает улучшение условий образования. Однако решающую роль могла сыграть проработанная система безопасности.

— В этом году мы сформировали пять первых классов. На сегодня у нас обучается 1 045 детей. Это больше, чем в прошлом году, но эта цифра выросла не за счет первоклассников, а за счет переводов. Сейчас мы вынуждены писать официальные отказы в приеме даже по микрорайону, потому что классы переполнены, детей сажать некуда. На каждого учителя приходится по 30 с лишним детей, — рассказала Багавиева.

«Кабинета, где произошла трагедия, сейчас не существует»: как встретили начало нового учебного года в казанской гимназии №175

Ушедших из школы насовсем или на дистанционное образование после сильного эмоционального потрясения, по словам врио директора, не было.

— Радует то, что класс, в котором произошло событие (8 «А»), в полном составе остался у нас. Однако будут дети, которые по состоянию здоровья пока будут обучаться на дому, — пояснила она.

Адаптироваться к прежней жизни многим помог летний  санаторно-курортный отдых, который для пострадавших организовали благотворительный фонд Красный крест и Сбер. Тогда стараниями татарстанцев и всех неравнодушных к случившемуся собрали около 70 млн рублей.

— Возможностью отдыха воспользовались и педагоги, и дети, и родители. Огромное спасибо за это руководству нашей республики, Красному кресту. С каждым специалисты работали в индивидуальном порядке. Каждый сам мог выбрать, куда поехать. Это было необходимо для многих. Коллеги прошли реабилитацию, — рассказала Багавиева.

Кроме отдыха жертвы трагедии были обеспечены и психологической поддержкой. На этот учебный год у психологов так же большие планы на работу с гимназистами. Специально на эти цели обустроен кабинет психолога и сенсорный кабинет, где будут работать специалисты Красного креста.

«Кабинета, где произошла трагедия, сейчас не существует»: как встретили начало нового учебного года в казанской гимназии №175

Кабинета, где произошла трагедия, сейчас не существует. Его трансформировали в зону рекреации.

— Мы оставили это место зоной памяти. Мы там сделали красивые девять светильников и организовали зону отдыха, расширив ее площадь за счет параллельного кабинета. Получились места для отдыха детей, — объяснила Багавиева.

Осмотреть школу лично нам так  и не удалось. В нее не впускали и журналистов. В этом плане родителям остается доверять лишь фотографиям, отзывам детей и оценке президента республики Рустама Минниханова, который накануне оценил проделанные работы.

— Мы никогда не забудем про эту трагедию. Но нужно жить будущим. Здесь прекрасный коллектив, очень достойная школа, — отметил он.

ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ:
320 материалов в сюжете

Массовое убийство в школе Казани

Гимназия №175 подверглась нападению 19-летнего Ильназа Галявиева. Он пришел в школу с ружьем, зашел в класс и открыл беспорядочный огонь по детям. Погибли 7 учеников и 2 взрослых. Стрелок объяснил свой поступок тем, что ненавидит всех людей и считает себя богом.

  • Гимназия 9 березники телефон
  • Гимназия 7 мурманск телефон
  • Гимназия 6 оренбург телефон
  • Гимназия 5 рязань телефон
  • Гимназия 4 бухгалтерия телефон