Появление мобильных телефонов здорово облегчило нашу жизнь – мы не только круглосуточно можем быть на связи со своими родными, друзьями и коллегами по работе, но благодаря огромной функциональности смартфонов можем работать, управлять домашней техникой и совершать покупки. Отсутствие мобильной связи может причинить массу неудобств, особенно если предстоит долгое путешествие.
В случае, если ваш телефон разрядился во время поездки на поезде, то вы без проблем можете зарядить его в вагоне. В старых плацкартных вагонах искать розетку следует в определенных местах – возле туалета, рядом с кипятильником, а также во втором и восьмом купе (места 39–40 и 51–52), а старые купейные вагоны оснащены розетками в коридорах, в местах между третьим и четвертым, а также между седьмым и восьмым купе. Если же вы путешествуете в новом современном поезде, то вероятность найти свободную розетку здесь гораздо выше – они имеются в каждом купе.
В том случае, когда все розетки в вагоне заняты, вы можете обратиться за помощью к проводнику – в его купе розетка всегда работает, да и ваш телефон будет под его присмотром.
А вообще, при сборе чемодана, возьмите с собой тройник – с помощью него, даже если все розетки будут заняты, вы гарантировано сможете «подзарядиться» на все 220!
Автор: Артем Григорьев
Проблема поиска доступной точки электропитания в поезде становится все актуальнее с возрастанием времени следования железнодорожного состава. Чтобы не сталкиваться с подобной задачей во время дальнего путешествия, следует хорошо знать расположение розеток в плацкартном вагоне. Неплохо будет также иметь представление, где розетки в купейном вагоне, так как точки их расположения могут разниться в вагонах различного типа.
Розетки в купейном вагоне – расположение и выбор места
Если вы едете в вагоне еще советского образца, то, согласно схеме расположения мест, розетки можно найти между третьим и четвертым купе, а также в коридоре между седьмым и восьмым купе. Лучшими местами купейного вагона, согласно размещению розеток в поездах, считаются следующие:
- 3 купе – 9 и 11 внизу, 10 и 12 вверху;
- 4 купе – 13 и 15 внизу, 14 и 16 вверху;
- 7 купе – 25 и 27 внизу, 26 и 28 вверху;
- 8 купе – 29 и 31 внизу, 30 и 32 вверху.
Так как точки питания располагаются ближе к четвертому и восьмому купе, то рекомендуется выбирать 13, 15, 29 и 31-е нижние места, как наиболее удобные. Следующие по рейтингу идут верхние 14, 16, 30 и 32 места.
Восьмое купе, по мнению многих пассажиров, считается самым лучшим – близко к тамбуру, но нет большой суеты и хождения, так что старайтесь выбирать места именно там.
В купейных вагонах современного образца розетки есть практически в каждом купе.
Где в плацкартном вагоне расположены розетки
Путешествуя в старых плацкартных вагонах прошлого века, помните, что приоритет следует отдавать следующим номерам мест:
- внизу – 51, 39, 5, 7, 29, 31;
- вверху – 52, 40, 6, 8, 30, 32.
Номера представлены в порядке убывания показателя удобства. Именно рядом с этими местами можно отыскать розетки в плацкартном вагоне.
Еще две розетки на 220 В в плацкарте старого типа вы можете найти в туалетах в обоих концах вагона. В прошлом они предназначались в основном для подключения электробритвы. Так как эти плацкартные вагоны уже довольно долго находятся в эксплуатации, то обычно розетки в их туалетах оказываются либо вышедшими из строя, либо бывают попросту отключены.
Если вам необходимо зарядить телефон, то можете сделать это у проводника. Рекомендуется выключить его перед зарядкой.
Некоторые проводники отказываются заряжать смартфоны и ноутбуки по причине нестабильности электрического тока в поезде, поэтому можно посоветовать брать с собой аккумуляторную батарею. С помощью самой простой и дешевой модели емкостью в 10 000 mAh можно несколько раз подзарядить свой смартфон.
Постарайтесь брать с собой в дальнюю железнодорожную поездку также удлинитель как минимум на 2 м, так как желающих подключиться к розетке может оказаться довольно много.
В новых вагонах не нужно выяснять на каких местах в плацкарте есть розетки – они есть практически в каждом отсеке.
Напряжение в сети поезда
Не удивляйтесь, что в расположенной поблизости электрической розетке напряжение может быть меньше, чем привычные 220 В. Дело в том, что раньше в поездах источники электроснабжения не предназначались для зарядки гаджетов, поэтому напряжение в розетке могло быть равным 54, 110 и 220 В.
Расположенные в туалете источники питания имели напряжение 220 В, а остальные – 110 и 54 В. Поэтому неудивительно, что телефон, подключенный к близлежащей розетке, может заряжаться намного дольше. Следует учесть и нестабильность напряжения в поездах.
Большинство зарядных устройств предназначены для подключения к 110-вольтовым розеткам, но при попытках подключить их к 54 В могут возникнуть сложности. Правда, многие утверждают, что китайские зарядные устройства могут справиться и не с такой проблемой. Но на всякий случай лучше брать с собой переносной внешний аккумулятор для подзарядки.
Рекомендации по зарядке смартфонов в поезде:
- подключив устройство, несколько минут понаблюдайте за процессом зарядки;
- не оставляйте гаджет без присмотра;
- когда зарядка будет окончена, необходимо отключить прибор от сети;
- выбрать в мобильном устройстве режим «в самолете», отключить все энергоемкие приложения перед зарядкой;
- при проблемах с подключением необходимо обратиться к начальнику поезда.
Полезные лайфхаки, если не удалось подключиться к розетке в плацкарте
Иногда даже знание расположения розеток в плацкартном вагоне РЖД может не помочь по причине неисправности доступных точек электропитания.
Тогда вам не останется ничего другого, как подключиться к светильнику. Для этого вам понадобятся:
- отвертка;
- плоскогубцы;
- знание техники безопасности.
Итак, вам нужно, разумеется, незаметно от проводника, снять стеклянный колпак и лампу, а затем подключить переходник для розетки к контактам светильника. Некоторые «народные умельцы» даже берут с собой лампу с проводом для зарядки, потом незаметно подключают ее так, что проводник даже не замечает – и свет в купе есть, и гаджеты работают.
Но следует предупредить, что при «поимке на месте преступления» за это могут и высадить с поезда, поэтому без крайней необходимости делать этого не нужно.
В современных поездах электрические розетки имеются в каждом купе и отсеке, но все же не стоит подключать к ним ноутбук – слишком велик риск его выхода из строя. И главное, напряжение в 220 В – опасно для жизни, будьте осторожны.
В следующем видео можно увидеть не только, где можно найти розетки в плацкартном вагоне, но и почерпнуть оттуда много другой интересной информации.
Разбираемся, есть ли в поезде розетки, где их искать и можно ли ими пользоваться.
Начнём с главного — розетки есть абсолютно во всех поездах! Но в поездах старого типа их обычно 1-2 на весь вагон. Если розетка не работает, уточните у проводника, включена ли она.
И не забудьте, что пользоваться розетками в вагонах можно бесплатно. Проводник не имеет права препятствовать пассажиру в пользовании электрическими розетками 220В для зарядки телефонов и брать за это плату.
У каждого вагона своя собственная система электроснабжения. Напряжение в сети может быть 54В, 110В или 220В.
220В. Показатель бытового напряжения, которое используется дома. Такой источник подключения к сети вполне пригоден для дозарядки устройства.
110В. Для многих зарядных устройств приемлем диапазон напряжения от 90В до 250В. Поэтому для подзарядки гаджета такого показателя напряжения может быть достаточно.
54В. При таком низком показателе скорее всего подзарядиться не получится.
Итак, где же искать розетки в поездах.
Плацкартный вагон
В большинстве плацкартных вагонов зарядить гаджет можно у боковых мест. Имейте это в виду, когда будете покупать билет на поезд. Итак, чаще всего места с розетками в плацкарте это:
второе «купе» (нижние 5, 7 и верхние 6,
восьмое «купе» (нижние 29, 31 и верхние 30, 32)
боковые нижнее 49 / верхнее 50 (в старых вагонах может найтись на нижнем 51 и верхнем 52)
боковые нижнее 41 / верхнее 42 (в старых вагонах – нижнее 39 и верхнее 40)
Купе
В купейных вагонах, как правило, розетки расположены в проходе:
— между третьим и четвертым купе
— между седьмым и восьмым купе
В купе фирменных поездов как минимум есть одна розетка в самом купе.
В двухэтажных вагонах поездов есть две розетки в каждом купе.
В вагонах СВ со спальными местами розетки так же есть у каждого пассажирского места.
Совет UFS.Travel: Рекомендуем взять с собой в поездку удлинитель — «тройник»: так вы сможете избежать очереди и пользоваться розеткой в любое время, а еще доступ к электричеству будет сразу у нескольких пассажиров, что существенно облегчит поездку. И, кстати, о провод вашего зарядного устройства никто не будет спотыкаться.
В скоростных поездах Стриж, Сапсан, Аллегро
В самых быстрых поездах есть как минимум одна розетка в каждом ряду, ищите их рядом с местами для багажа, если едите в эконом-классе. В вагонах бизнес и первого класса розетки встроены в каждое кресло.
В поездах Ласточка
Поезда Ласточка бывают двух видов: пригородные (Ласточка) и междугородние (Ласточка-Премиум)
Розетки в таких поездах расположены в каждой четверти вагона. Как правило, у пассажиров не возникает трудностей с доступом к ним.
В пригородной «Ласточке»:
в головных вагонах – в трех местах.
в промежуточных вагонах – в четырех местах.
В междугородней «Ласточке-премиум» розетки находятся:
в головных вагонах – в четырех местах.
в промежуточных вагонах – в четырех местах.
Мобильные телефоны прочно вошли в жизнь современных людей и многие вообще не представляют своего существования без них. Но если вы не хотите остаться без связи во время длительного путешествия поездом, нужно заранее позаботиться о том, как вы будете там заряжать телефон.
Возможности для подзарядки аккумулятора в пути
Если в телефоне вдруг села батарея, решить эту проблему можно довольно легко. В устаревших плацкартных вагонах розетки располагаются около санузлов, около титана с горячей водой, а также во втором и восьмом отсеках. Если вы едете в купейном вагоне старого образца, там розетки находятся в коридоре, между 3-им и 4-ым, а также между 7-ым и 8-ым купе. Ну а те, кому удалось купить билет на поезд нового образца, обнаружат розетку в любом купе.
Нередко бывает так, что в вагонах старого типа оказываются заняты все имеющиеся розетки. Если вам нужно срочно зарядить свой телефон, можно попросить проводника подключить его в своем купе и заодно присмотреть за ним. Будьте готовы к тому, что он может потребовать за это дополнительную плату. Чтобы не стоять возле розетки, пока телефон заряжается, и не оставлять его без присмотра в коридоре вагона, желательно иметь при себе тройник и удлинитель. Для подключения к работающей розетке в коридоре понадобится провод до 5 м длиной. Чтобы он не мешал другим пассажирам и проводнику перемещаться по вагону, можно спрятать его под ковровой дорожкой, которая обычно располагается на полу в коридоре.
Если вы хотите не так сильно зависеть от розеток, желательно брать с собой в дорогу мобильный аккумулятор. Это очень распространенные и доступные по цене устройства. Чем больше будет его емкость, тем лучше. Если же у вашего телефона съемная батарея, вы можете взять с собой запасную, предварительно зарядив ее дома. Но будьте готовы к тому, что вследствие перепадов температуры или из-за несоблюдения условий хранения батарея может потерять часть заряда.
Ну а если вы хотите купить билет РЖД, это можно сделать на нашем сайте.
Электронные устройства – один из немногих способов скрасить длительное путешествие на поезде. Все испортить может только внезапно севший аккумулятор, который потребует подзарядки. Поэтому перед дальними поездками многие пытаются узнать, есть ли в плацкарте розетки для пассажиров, и подобрать места поближе к ним.
Содержание статьи
- Зачем нужны розетки
- Розетки в купе
- Розетки в плацкартном вагоне
- Обеспечение питания
- Характеристики розеток
- Для чего используются разные напряжения
- Если розетка не работает
- Правила безопасности
- Недостатки расположения розеток
Зачем нужны розетки
В большинстве случаев розетки нужны для зарядки личных электронных гаджетов пассажиров, которые используют для более интересного или полезного времяпрепровождения в пути. Например, мобильный телефон, планшет или ноутбук. Иногда от розеток заряжают и другие устройства, включая наушники, умные часы или портативные консоли.
Чуть реже пассажиров интересует, есть ли зарядка в поезде плацкарта для переносных устройств, предназначенных для ухода за собой. Например, электрической зубной щетки.
Изредка наличием розетки озадачиваются с целью подзарядить аккумуляторы из другого прибора с помощью специального устройства, чтобы не приобретать и не менять батарейки. Подобная эксплуатация источника энергии не предусмотрена, но проблем она не вызывает, хотя некоторые проводники могут сделать замечание.
Рядом с розетками внутри поезда обычно присутствует предупреждение, что они предназначены только для маломощных приборов. Поэтому включать бытовую технику с повышенным потреблением нельзя.
Длительность использования розеток человеком никак не ограничивается, что будет особенно важным при поездках в плацкарте или купе на дальние расстояния. Однако решающее значение может сыграть количество источников электроэнергии на борту. Если их недостаточно, то пассажир не может единолично использовать общую розетку, не предоставляя к ней доступа другим людям.
Розетки в купе
Наиболее важно выяснить, где находятся розетки в купейных вагонах, если предстоит поездка на составе старого образца. В таких поездах источники питания расположены в общем коридоре. На весь вагон имеется две розетки в противоположных частях салона.
Размещение розеток внутри купейных вагонов старого образца:
- напротив 3 и 4 купе;
- напротив 7 и 8 купе.
Удобными местами на таких поездах будут нижние полки из близких к розеткам купе: 3, 4, 7 или 8.
В последнем случае пассажиры получают повышенный комфорт, так как близость к тамбуру минимизирует хождение посторонних.
Современные и фирменные вагоны имеют большее количество розеток. Обычно они установлены внутри каждого купе, причем иногда четыре штуки для всех пассажиров, включая находящихся наверху. Аналогичная ситуация с двухэтажными поездами. Задумываться, есть ли розетки в СВ вагоне, вообще не приходится. Там всегда имеются индивидуальные источники электроэнергии для человека.
Розетки в плацкартном вагоне
Точное расположение розеток внутри салона плацкарты можно узнать, если найти схему для конкретной модели вагона из состава поезда. Также их наличие можно уточнить у проводников после посадки. Есть ли розетка в поезде плацкарта на конкретном месте, зависит от даты производства вагона и его последней модификации.
Где могут располагаться источники питания:
- 2 и 8 отсеки;
- некоторые боковушки;
- рядом с санузлом;
- возле выхода из салона;
- внутри купе проводника.
В поездах с сидячими местами тоже имеются розетки. Внутри салонов эконом-класса «Сапсана» и «Стрижа» питание для заряда мобильных установлено возле каждого ряда.
Вагоны категории бизнес отличаются наличием розеток, встроенных во все сидения.
На «Ласточке» источники электроэнергии есть для каждой четверти салона. Вагоны обычных электричек пригородного назначения подобных условий не предусматривают. Поэтому там заряжать технику не получится.
Обеспечение питания
Большинство пассажирских вагонов, включая плацкарту и купе, оборудовано автономной системой электроснабжения. Она управляется из служебного купе с помощью распределительного щитка. Такие системы включают три основных компонента: источник питания, потребители и устройства распределения электричества. Именно первый отвечает за получение электроэнергии.
На борту поезда и внутри вагонов категории плацкарта могут использоваться генераторы постоянного либо переменного тока. На новых моделях выбор делают в пользу последнего.
Источник питания состоит из двух элементов: генератора и аккумулятора. Во время движения поезда электричество производится от первого. Когда состав разгоняется до 35 км/ч, механическая передача заставляет вал генератора вращаться и производить энергию.
Если поезд замедляется, то выработка электричества прекращается. В этот момент происходит переключение на аккумулятор. Если бы не он, то независимо от того, есть ли розетки в купе поезда РЖД или обычной плацкарте, электричество бы получить не удалось.
Плацкартные вагоны также могут оборудоваться смешанной системой электроснабжения. Она идентична автономной, но включает еще высоковольтную магистраль, применимую для обеспечения электричеством комбинированного отопления.
Реже встречаются поезда с централизованной системой снабжения. В таких случаях к составу добавляется вагон-электростанция либо используются специальные блоки электроснабжения, как на «Невском экспрессе».
Характеристики розеток
Каждый вагон категории плацкарта снабжается электроэнергией индивидуально. Внутри салона присутствуют розетки разных типов. Они отличаются по напряжению.
При этом электроснабжение может быть нестабильным и зависит от многих факторов, что требует осторожности при эксплуатации.
Используемые в плацкарте мощности напряжения:
- 54 В;
- 110 В;
- 220 В.
Розетки из плацкарты получится использовать только со стандартной вилкой зарядных устройств. Специализированных источников для подключения приборов иностранного производства не предусмотрено. Например, технику с китайской вилкой зарядить не удастся. Хотя на некоторых поездах повышенного уровня комфорта или купе имеются встроенные ЮСБ. К ним можно подключать электронику без блока питания, используя только провод.
Для чего используются разные напряжения
Пассажирам нужно интересоваться не только тем, есть ли розетки в купе поезда или плацкарте, но и напряжением. На табличках рядом с источниками питания указывается этот параметр. От него будет зависеть возможность зарядки конкретного устройства в вагоне.
Если пассажир воспользуется розеткой, которая не подходит для зарядки устройства, что приведет к его поломке, то ОАО «РЖД» или проводники ответственности за это не несут.
Изначально на борту поездов старого типа не существовало большой потребности в 220 В. Такие источники устанавливались только внутри санузла, чтобы пассажиры могли подключать электробритвы, требующие достаточного напряжения. Остальным розеткам соответствия такому стандарту не требовалось.
Поэтому источники питания из салона вагона имели напряжение 110 либо 54 В. Параметр также зависел от наличия кондиционера на борту. Современные поезда не отличаются по этому показателю и предлагают три варианта напряжения, хотя последний встречается реже.
Использование розеток с разными напряжениями:
- 220 В – базовое бытовое напряжение, подходящее для зарядки устройств, но не всегда пригодное для этого на борту поезда, так как недостаточно стабильное;
- 110 В – оптимальный вариант для зарядки некоторых устройств или питания ноутбуков малой мощности;
- 54 В – такой низкий показатель напряжения делает источник питания малопригодным для зарядки мобильных и ограничивает его применение.
Если розетка не имеет никаких обозначений или возникают сомнения по поводу ее совместимости с устройством, то стоит обратиться к проводнику для уточнения вопроса. Иначе есть риск испортить электронику.
Если розетка не работает
Независимо от того, какие розетки и USB разъемы устанавливают в пассажирских вагонах, они могут не работать. Если после подключения устройства к сети ничего не происходит, то нужно попробовать воспользоваться иным источником питания.
Например, в плацкарте придется пройти к ближайшей розетке на другом конце вагона. В случаях, когда и там устройство не получает энергию, стоит попробовать подключить иной гаджет или попросить помощи с проверкой у соседей по плацкарте. Возможно, проблема связана с используемой зарядкой.
Если розетки не работают также у других пассажиров, то придется обратиться к проводникам. Иногда они отключают питание по разным причинам, но по просьбе пассажиров должны его включить. Исключением будет ситуация, когда в плацкарте имеются неисправности.
Они могут касаться конкретной розетки или всей электроэнергии на борту. В подобных случаях проблему решить смогут только техники из депо, а на время поездки над источником питания должны повесить табличку, уведомляющую о неработоспособности прибора.
В крайне редких случаях отключение розеток может быть связано с недобросовестностью отдельных проводников.
Если причиной, почему нет электропитания, они называют необходимость оплатить такую услугу, то стоит обратиться к начальнику поезда. Розетки из плацкарты и других вагонов доступны всем пассажирам с любой полки.
Иногда подобная речь ведется об источнике питания внутри служебного помещения, но даже тогда проводники не могут требовать оплаты.
Правила безопасности
При использовании розеток в вагонах купе или плацкарте пассажиры обязаны придерживаться базовых правил безопасности. Они обеспечат работоспособность заряжаемого устройства, а также сохранят жизнь и здоровье окружающим. Поэтому важность их соблюдения очень высока.
Пассажир понесет ответственность, если нарушит правила безопасности, спровоцировав поломку систем поезда или возгорание. Ему могут назначить наказание в рамках КоАП или даже УК.
Основные правила безопасности:
- нельзя самостоятельно разбирать источник питания, пытаться выполнить его ремонт, а также пользоваться электрощитом внутри служебного помещения;
- пассажир не имеет права пытаться воспользоваться источником электроэнергии, если над ним висит табличка, предупреждающая о неисправности;
- запрещено подключать устройства и приборы, требующие большого количества энергии, например, обогреватели или микроволновки;
- если при эксплуатации проявляются признаки неисправности, включая треск, искры или легкий дым, то нужно незамедлительно отключить устройство и оповестить проводника;
- к розеткам запрещено подключать какие-либо удлинители, протягивая их до своего отсека плацкарта, тем самым нарушая технику пожарной безопасности;
- не оставлять заряжающиеся устройства без присмотра, а после окончания зарядки незамедлительно отключать их от сети.
Важно учитывать не только, есть ли зарядка в плацкарте и работает ли она, но и как происходит процесс. Поэтому нужно поставить устройство и сразу проследить за скоростью наполнения аккумулятора. Если она слишком медленная или стоит на месте, то имеет смысл попробовать установить зарядку в другую розетку.
Если розетка рядом с местом в плацкарте неисправна, то не стоит нарушать правила безопасности и пытаться с ней разобраться. Правильнее будет обратиться к проводнику и попросить помочь с проблемой. Возможно, пассажиру разрешат воспользоваться источником питания внутри служебного купе либо предложат другое место на поезде.
Недостатки расположения розеток
Розетки на борту поездов с вагонами категории плацкарта расположены не так удобно, как могли бы. Поэтому на пути следования пассажирам приходится столкнуться с целым рядом недостатков расположения источников питания, несмотря на плюс от их наличия.
Основные недостатки:
- дефицит розеток, так как их количество намного меньше числа пассажиров;
- зарядка будет находиться далеко от пассажирского места, особенно от верхних полок;
- людям из середины плацкарты обе розетки одинаково далеки и неудобны;
- наличие проводов от мобильных в коридоре повышает риск получения травм.
Установка розеток в каждом купе избавляет от подобных проблем тех, кто путешествует внутри соответствующих вагонов. А для пассажиров из новых составов обеспечиваются еще более комфортные условия, включая индивидуальные источники питания.
Перед покупкой билетов нужно обязательно узнавать, есть ли зарядки в поезде и где они расположены, чтобы правильно выбрать места и минимизировать потенциальные сложности. Наиболее важным такой момент будет для путешествующих в плацкарте.