На чтение 3 мин Просмотров 4.5к. Обновлено 05.11.2016
Содержание статьи
- Кому нужно заполнять CMR
- Ответственности сторон
- Как заполнять CMR
Как заполнять CMR -пошаговое руководство для каждой из сторон международной перевозки грузов автотранспортом.
Кому нужно заполнять CMR
Заполнить CMR могут:
- отправитель,
- перевозчик
- сторонний экспедитор
Заполненный бланк CMR становится доказательством договора перевозки между отправителем и перевозчиком после того, как на него поставлены печати или подписи отправителя и перевозчика.
Отправитель заполняет графу 22. Перевозчик -графу 23. Только после заполнения этих граф к CMR может по праву применяться 9 статья конвенции КДПГ: «Накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза транспортером».
Ответственности сторон
Ответственность, за полноту и достоверность указанных в CMR данных несет, прежде всего отправитель.
Ответственность перевозчика -косвенная. Согласно 8 статье КДПГ, при принятии груза он «обязан проверить точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров».
Получатель не является стороной договора о международной перевозке груза по CMR. Он — прямой выгодоприобретатель. Более того, согласно статье 12 КДПГ, отправитель имеет право распоряжаться грузом и изменять место доставки и получателя, если при составлении CMR не было сделано соответствующей оговорки.
По прибытии груза на место, получатель имеет право потребовать передачи оригинала CMR. После чего, в соответствии со статьей 13 пункт 2, получатель оплачивает фрахт. Кроме того, получатель должен подтвердить получение груза. Для этого, он ставит свою печать и подпись в 24 графе.
Поскольку большинство международных грузовых перевозок происходит по схеме, когда за перевозку платит российский заказчик, в CMR должно стоять три печати: отправитель, перевозчик и получатель. Для перевозчика печать получателя — доказательство доставки груза и документально зафиксированное обязательство получателя оплатить фрахт.
Важно не только правильно заполнять CMR, но и уметь читать этот документ. В CMR вписывают номера контейнеров, пломб и транзитных деклараций, указывают сроки доставки груза на таможню, время прибытия, дата выгрузки и многое другое.
Как заполнять CMR
Графы 1 и 2 соответствуют параметрам «отправитель» и «получатель». В большинстве случаев, пара «отправитель-получатель» = «продавец-покупатель». Сведения о них берутся из инвойса.
Самый простой способ неправильно заполнять CMR — указывать отправителем того, кто по факту отправляет груз, а получателем — того, кто фактически его получает. Это ошибка.
Для указания, кем и откуда на самом деле был отправлен груз, а также куда прибыл и кто его принял, есть другие инструменты. Для «откуда» и «куда» предусмотрены графы: 4 (место забора) и 3 (место доставки). Фактические отправитель и получатель, несущие ответственность за отправку/получение, определяются по печатям в графах 22 (груз отправил) и 24(груз принял).
Если отправитель и фактический отправитель совпадают, то в 22 графе стоит печать компании-продавца из инвойса.
Если фактический отправитель — не продавец, а сторонняя организация (экспедитор), ничего менять не надо. Указывают все, как в инвойсе, и лишь дополняют именем фактического отправителя с формулировкой «по поручению такого-то».
1. Назначение и роль автомобильной накладной CMR
CMR (международная товарно-транспортная накладная) — основной документ международной автомобильной перевозки грузов, представляющий собой договорное соглашение между отправителем, автотранспортным предприятием (перевозчиком) и грузополучателем.
Бланк международной автомобильной накладной СМR унифицирован для всех государств, если страна отправителя или получателя ратифицировала Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г.) в части договора о международных автомобильных грузоперевозках.
Нормы Конвенции закрепляют правила и порядок, по которому осуществляются перевозки автомобильным транспортом, в том числе и для государственных (муниципальных) учреждений (п. 3 ст. 1 Конвенции).
Действующие условия не распространяются на транспортировку:
· грузов почтового назначения, так как регламентируются международными почтовыми Конвенциями;
· мебели, бытовой техники, прочего движимого имущества и утвари при переезде (смене места жительства, местонахождения);
· тела усопших родственников, членов семьи.
В Российской Федерации форма и порядок заполнения регламентирует письмо ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006.
Данные правила заполнения применяется при международных автомобильных грузоперевозках как с дальним зарубежьем, так и между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Перевозки Россия — Казахстан оформляются аналогично. При заполнении важно учитывать, что данные бланки CMR являются фактом, подтверждающим ввоз-вывоз товара при экспорте-импорте стран-участников Таможенного Союза «Россия-Беларусь-Казахстан» и используются в качестве приложения при налоговой и статистической отчетности.
При экспорте-импорте в страны-участников Таможенного Союза/ЕАЭС «Россия-Беларусь-Казахстан-Армения-Киргизия» документ CMR заполняется на русском языке.
При экспорте-импорте в страны дальнего зарубежья документ CMR заполняется на национальном языке стран (английский, немецкий, итальянский и пр.)., где пройдет перевозка или на английском. Однако обязательно придется предоставить в российский налоговый и таможенный орган вариант CMR с переводом на русский язык.
Данный документ обеспечивает стандартные условия перевозки грузов в международных направлениях. Документ имеет непосредственное применение в области прочих прилагаемых документов и ответственности перевозчика, чтобы упростить автоперевозку и международную торговлю.
спользование СМR предполагает вовлечение в международную транспортную процедуру хотя бы одну из стран контрагентов (страна отправления или назначения) к подписанию Конвенции СМR.
Оформлять CMR для перевозки груза внутри России нет никакой необходимости, перевозку вполне можно выполнить по ТТН.
2. Нормативное регулирование заполнения CMR в России
1. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г.).
2. Письмо ФТС России от 02.05.2012 N 04-30/22006 «О направлении информации» (вместе с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»)
• Приложение. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11
• Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR»
• Глава 1. Общие положения
• Глава 2. Заполнение международной товарно-транспортной накладной «CMR» у отправителя груза
• Глава 3. Заполнение международной товарно-транспортной накладной «CMR» у перевозчика (экспедитора)
• Глава 4. Заполнение международной товарно-транспортной накладной «CMR» у получателя груза
• Приложение. Международная товарно-транспортная накладная (CMR) (Форма)
3. Письмо ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров» (вместе с «Порядком замены (корректировки) существенных сведений (товар, грузополучатель, пункт…» Товарно-транспортная накладная международного образца CMR (International Waybill)
См. пункт 8.1.2 Товарно-транспортная накладная международного образца CMR (International Waybill). Регламентируется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г.).
1. Для каких видов транспорта применяется
2. Каким субъектом применяется •
3. Сколько экземпляров составляется •
4. Кем из работников составляется •
5. Обязательные реквизиты документа •
9. Использование в смешанном сообщении •
10. Использование в международном сообщении
12. Дополнительные документы
13. Ошибки в оформлении документа
3. Кто должен заполнять CMR
Заполнять бланк международной товарно-транспортной накладной CMR могут:
· транспортная компания (если её представитель находится рядом с местом погрузки),
· водитель (что практически никогда не используется , но право такое он имеет и правила заполнения CMR знать обязан),
· экспедитор (самая распространенная форма)
· отправитель груза (как никто другой, он заинтересован в правильности оформления всех товаро-сопроводительных документов). Например, в случае экспорта товара с территории России, оригинал CMR, с отметками всех границ и таможен, является одним из важнейших документов, подтверждающих право на возврат экспортного НДС.
4. Как оформлять бланк СМR
Бланк СМR (международная транспортная накладная) составляется не менее чем в 4-х (четырех) экземплярах:
— для фирмы перевозчика / для фрахтовщика;
— для расчетов: в некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля.
Бывают ситуации, когда груз должен быть перевезен несколькими автомобилями или в одном автомобиле перевозят грузы разного вида. Тогда количество накладных должно соответствовать количеству транспортных единиц или количеству видов груза. Это правило действует и в случае, если перевозят несколько партий одинакового груза.
Если перевозимые товары предназначены нескольким фирмам-получателям, то CMR выписывается на каждую.
Бланки должны быть подписаны ответственными сторонами от руки, либо штампами или факсимиле. Проставить печати или факсимиле вместо подписи можно, только если это не запрещает законодательство страны отправителя.
Отправитель заполняет графы 1-15, 21-22.
Перевозчиком заполняются графы 16-19, 23, 25-29.
Получатель груза ставит отметку в графе 24 «Груз получен».
ВНИМАНИЕ! Бланк подписывают грузоотправитель и перевозчик!
5. Правила заполнения бланка автомобильной накладной CMR
Подробнее назначение основных пунктов накладной:
Пункт 1 — основные реквизиты грузоотправителя (наименование, адрес, страна). Указываем полное наименование стороны-отправителя, юридический адрес. Сокращения недопустимы. Если товар отправляется по поручению другой организации, после сведений об отправителе пишем данные стороны-получателя.
Пункт 2 — основные реквизиты грузополучателя (наименование, адрес, страна): полное (юридическое) наименование и адрес, ИНН. Если получателем является таможенный представитель, делается примечание «для фирмы…».
Пункт 3 — адрес места осуществления фактической выгрузки. Этот пункт можно дополнить пунктом 13, где обычно указываются все дополнительные условия по организации доставки и выгрузки груза. Указывается именно конечный адрес доставки товара. Перемещение груза на другой адрес недопустимо.
Пункт 4 — место и дата погрузки груза. Указывают время и дату погрузки, а также точный адрес места отгрузки.
Пункт 5 — перечень основных прилагаемых документов. Конвенция КДПГ точно их не определяет, при этом водитель должен проверить, совпадают ли указанные номера документов с их фактическими номерами. К указываемым документам относятся: счет-фактура (Invoice), ТТН, сертификаты о происхождении (Certificate of origin form «A», form «CT-1» и др.), упаковочные листы (Packing list), книжка МДП (TIR Carnet), сертификаты качества для товаров промышленного производства; ветеринарные сертификаты для продукции животного происхождения; карантинные сертификаты для грузов растительного происхождения; акт загрузки товара. В графе это может быть описано сокращениями с номерами и датами документов: INV, P/List, TIR , Vet Certif и прочие.
Однако, например, если у отправителя не было сделки (ввоз имущества как вклад в уставной фонд СП и подобное…) инвойса может не быть, а поэтому он не «должен» , а именно — «может» указываться в графе 5, в зависимости от особенности сделки. Так же это справедливо для ситуации, когда ИП купил за границей товары для себя и соответственно в графе будет номер чека.
Пункт 6 – знаки и номера. Контейнер, перевозимый на автомобильной площадке, относится к оборудованию (таре) для перевозки груза, поэтому номер контейнера указывается в графе 6 CMR «Знаки и номера».
Правила заполнения CMR при осуществлении контейнерных перевозок, ничем не отличаются от обычного порядка. Кроме того, что некоторые данные в CMR должны обязательно соответствовать данным морского коносамента и дополнительно вносятся данные в графу 14 – «место возврата порожнего контейнера».
При перевозке опасных грузов в графе 6 заполняются знаки и номера и классификация перевозимого товара по ДОПОГ (ADR), а также класс опасности.
Пункт 7 — количество мест груза. При наличии большого количества наименований желательно указывать расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД.
При контейнерных перевозках количество транспортных мест должно соответствовать данным, указанным в морском коносаменте.
Пункт 8 — вид упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.).
Пункт 9 — общее наименование груза, при невозможности поместить наименования в графу 9 допустимо сокращение: смотри расшифровку в счет-фактуре (инвойсе).
Это бывает, когда в одном транспортном средстве перевозятся товары разных наименований или групп товаров, например «сборный груз» . В таких случаях в графе 9 пишется название подгруппы товара, например, «бытовая электроника» и перечисляются коды ТНВЭД (через запятую), а затем делается запись: «see in invoice» — смотри в инвойсе. Соответственно, вся информация должна полностью соответствовать перечню товаров в прилагаемом инвойсе (счете). Инвойс может содержать и 20-ть, и 30-ть страниц, что конечно невозможно уместить в графу 9 CMR.
Пункт 10 — код товара по Гармонизированной системе или классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС. Для данной графы достаточно указать не менее 6 знаков кода.
Пункт 11 — общий вес брутто (в килограммах). При контейнерных перевозках данная графа должна соответствовать данным, указанным в морском коносаменте.
Пункт 12 — объем, занимаемый грузом (в м3). Заполняется обычно в случае перевозки сборных грузов. В остальных случаях – необязательно.
Пункт 13 — дополнительные указания отправителя (таможенная и прочая обработка). Это может быть — уточнения по месту доставки или таможенной очистки груза, условия выгрузки и т.д.). Так же может указываться государственный номер полуприцепа или контейнера.
На практике в графе 13 указываются полные реквизиты таможенного терминала (склада СВХ), на который должен быть доставлен груз для таможенной очистки. Обязательно должны быть указаны: код таможенного поста и номер действующего Свидетельства склада (СВХ), адрес. Здесь же могут быть указаны инструкции Отправителя, например, о необходимости помещения груза на транзитный склад и прочие указания по обработке груза. В нижней части поля указываем стоимость.
Пункт 14 – возврат, заполняем при условии перевозки контейнером. Указываем место возврата контейнера после разгрузки.
Пункт 15 — условия оплаты за товар по контракту купли-продажи. В этом графе указывается сокращенная аббревиатура международного термина базиса поставки, принятый по «Инкотермс».
Пункт 16 заполняется транспортным предприятием: реквизиты транспортной компании (наименование, адрес, код ОКПО, телефон, факс, регистрационный номер в АСМАП), как правило, в виде штампа и заверяется печатью организации.
Пункт 17 — реквизиты последующего перевозчика. Заполняется только в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками и планируется перегрузка товара с одного транспортного средства на другое. Прописывается информация об экспедиторе (агенте), контролирующем грузоперевозку. Данные графы заверяются печатью агента.
Пункт 18 — оговорки (замечания) перевозчика. Этот пункт заполняется при передачи груза перевозчику в случае нарушения внешнего состояния груза и его упаковки. Если CMR не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии (в момент принятия груза перевозчиком), а также число грузовых мест, их маркировка и нумерация мест соответствовали заявленному в сопроводительных документах. Замечания перевозчика вписываются во все экземпляры, первый из которых остается у грузоотправителя. В случае применения самокопирующихся бланков CMR, замечания могут быть вписаны только в первый лист (остается у грузоотправителя).
ВНИМАНИЕ! При заполнении графы 18 обратите особое внимание. Если в графе 18 CMR оговорки отсутствуют, считается, что товар был принят в надлежащем состоянии, число мест, вес, упаковка соответствует указанным в накладной. Если не вписать оговорки и указания в первый экземпляр для грузоотправителя, то доказать несоответствие будет невозможно.
Пункт 19* — особые согласованные условия перевозки. Здесь может быть указано ограничение скорости движения (при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов), запрещение перегрузки товара или мойки полуприцепа. В этом пункте указывается температура камеры рефрижератора, при которой должен доставляться скоропортящийся груз. Здесь же может быть указана согласованная с перевозчиком дата доставки груза. Перевозчик обязан знать, что в случае просрочки в доставке перевозчик обязан возместить ущерб (который не может превышать провозных платежей), если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб.
Пункт 20* заполняется отделом расчетов после завершения перевозки. В настоящее время размер фрахта устанавливается на договорных началах. Допустимо не заполнять это поле.
C 2018 г установлено при выгрузке груза в местах временного хранения товаров для осуществления заявленной таможенной процедуры либо для совершения иных действий представитель склада временного хранения указывает в графе 20 СМR-накладной:
• время прибытия автомобиля под разгрузку в часах и минутах,
• время убытия после окончания разгрузки также в часах и минутах.
Материально ответственное лицо склада временного хранения ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), а также указывает номер и дату складского документа, подтверждающего принятие товара на хранение.
Пункт 21 — наименование населенного пункта в котором составлялась CMR, и дата ее заполнения.
Пункт 22 – указывается точное фактическое время и дата прибытия транспортного средства под погрузку и убытие из-под погрузки, заверяются штампом отправителя и подпись ответственного лица.
Пункт 23 — номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика. Подписывая этот пункт накладной CMR, водитель тем самым подтверждает, что он принимает условия договора перевозки.
Пункт 24— фактическое время и дата прибытия-убытия в место выгрузки. Фактом сдачи груза является проставление даты, подписи и печати грузополучателя. В случае обнаружения при выгрузке и приемке несоответствия количества мест и веса заявленному в CMR, а также порча или повреждение груза, в данном пункте CMR проставляются соответствующие отметки с составлением акта приема товара. В акте указываются количества недостающего либо испорченного груза. Акт подписывается в течение первых суток с момента обнаружения комиссией в составе незаинтересованных лиц (представителя таможенного органа, эксперта торговой палаты), а также грузополучателя и перевозчика.
___________________________________________
*- пункты, необязательные к заполнению.
В пункте 25 отмечаются государственные номера тягача и полуприцепа, загрузившего груз, а в пункте 26 — их марки и модели.
Пункты 27, 28 и 29 оформляются при передаче CMR в отдел расчетов экспедитора.
Кроме того есть интересный сервис — заполнение CMR on-Line, http://5g.su/cmr/ На сайте можно заполнить CMR в режиме онлайн.
После внесения данных в форму, на почту отправляется заполненный файл Excel.
Бланки CRM можно купить у наших партнеров, со скидкой, напиши нам и ответим по запросу.
6. Ошибки в оформлении документа
Внесение изменений в документ. Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.
7. Где купить бланк CMR
Форма бланка CMR стандартная, унифицированная конвенцией, но форма она не относится ни к ценным, ни к именным документам. CMR могут продаваться в специализированных магазинах бланков или транспортной литературы. Их можно приобрести в магазинах или сервисных центрах АСМАП и прочих ассоциаций международных перевозчиков.
Вполне допустимо применение форм CMR, попросту распечатанных из специализированных программ для заполнения транспортных и таможенных документов, или из интернета на простой офисной белой или самокопирующейся бумаге формата А4.
Некоторые Экспедиторы и Перевозчики печатают свои тиражи фирменных бланков CMR с нанесением своих фирменных знаков и небольшой корректировкой полей для удобства заполнения. Важно соблюдение только двух условий: содержание и названия граф CMR должны быть по стандарту Конвенции КДПГ, все страницы одного комплекта CMR должны иметь одинаковый порядковый номер. Количество страниц в CMR выбирается от типа груза, количества грузополучателей и прочих условий конкретной перевозки на усмотрение Перевозчика. Страниц может быть 4, 6, 12.
Кроме того есть интересный сервис — заполнение CMR on-Line, http://5g.su/cmr/ На сайте можно заполнить CMR в режиме онлайн. После внесения данных в форму, на почту отправляется заполненный файл Excel.
Бланки CRM можно купить у наших партнеров по 1 шт. или коробкой от 500 шт., напишите нам, ответим по запросу.
8. Образец Бланка СМR международной товарно-транспортной накладной
ГЛАВА 2
ЗАПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ
«CMR» У ОТПРАВИТЕЛЯ ГРУЗА
6. Графы 1 — 15, 21, 22 CMR-накладной заполняются отправителем груза.
7. В графах 1, 2 CMR-накладной указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
8. В графе 3 CMR-накладной указываются страна и место, предназначенные для доставки груза. В графе 4 CMR-накладной указываются страна, место и дата принятия груза к перевозке.
9. Графа 5 CMR-накладной содержит перечень прилагаемых документов.
10. В графе 6 CMR-накладной указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
11. В графе 7 CMR-накладной указывается количество мест груза.
12. В графе 8 CMR-накладной указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее). Вид тары может указываться сокращенно.
13. В графе 9 CMR-накладной указывается наименование груза.
14. В графе 10 CMR-накладной указывается код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
15. В графе 11 CMR-накладной указывается вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой), а в графе 12 CMR-накладной указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах (если груз измеряется в кубических метрах).
16. При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов со сведениями о них в соответствии с графами 6 — 12 CMR-накладной прилагать к CMR-накладной.
В этом случае в графах 6 — 12 CMR-накладной необходимо указывать сведения о прилагаемых документах (наименование, номер, дата), в которых содержатся необходимые сведения о товарах, а в соответствующих прилагаемых к CMR-накладной документах должна содержаться ссылка на эту CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.
17. Графа 13 CMR-накладной содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будут совершаться таможенные операции.
В нижней части графы 13 CMR-накладной может указываться объявленная стоимость груза.
18. В графе 14 CMR-накладной указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
19. В графе 15 CMR-накладной указываются условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс) в действующей редакции.
20. В графе 21 CMR-накладной указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
21. Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в графе 22 CMR-накладной и заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.
Добавить в «Нужное»
CMR (международная транспортная накладная)
В документах, которые являются подтверждающими факт заключения договоров на автомобильную перевозку грузов, отражается вся необходимая информация, в частности указываются сведения об отправителе и получателе грузов, их телефоны, описываются груз, его вес и условия оплаты. Для этого предназначена и оформляется CMR (международная транспортная накладная).
Порядок заполнения
В таблице 1 представлены порядок заполнения пунктов международной транспортной накладной.
Таблица 1. Порядок заполнения пунктов международной транспортной накладной
Пункт | Пояснения к заполнению | Кто заполняет |
---|---|---|
1 | Отражается информация об отправителе груза (указываются полное наименование компании, отправляющей груз, юридический адрес и страна); указываются ФИО контактного лица и номер телефона. | отправитель груза |
2 | Отражается информация о получателе груза (указываются полное наименование компании, получающей груз, юридический адрес и страна); указываются номер телефона грузополучателя. | отправитель груза |
3 | Пункт содержит данные о месте разгрузки груза. Отражается информация о месте и стране для осуществления разгрузки транспорта обозначенного груза. | отправитель груза |
4 | Пункт отражает информацию о месте погрузки груза с указанием страны, города и даты осуществления погрузки. | отправитель груза |
5 | Пункт отражает информацию о тех документах, которые прилагаются к CMR. | отправитель груза |
6 | Отражаются номера, знаки, которыми обозначают опасные грузы в перевозке (указывают класс, подкласс). | отправитель груза |
7 | Пункт содержит информацию о количестве мест перевозимого груза. | отправитель груза |
8 | Пункт отражает информацию о роде упаковке перевозимого груза. | отправитель груза |
9 | Здесь указывается наименование перевозимого груза. | отправитель груза |
10 | Пункт содержит информацию о статистических кодах перевозимых грузов, которые указываются по отдельным группам товаров. | отправитель груза |
11 | Содержит указания на вес брутто перевозимого груза (в килограммах). | отправитель груза |
12 | В случае перевозки сборных грузов заполняется этот пункт, отражающий информацию об объеме перевозимого груза в м. | отправитель груза |
13 | Пункт содержит информацию об указаниях отправителя. Отображаются сведения о таможенной и прочей обработке (реквизиты таможенного терминала, на котором будет осуществляться таможенная очистка перевозимого груза). Здесь же проставляются сведения об объявленной стоимости груза. | отправитель груза |
14 | В случае осуществления перевозок в контейнерах здесь указывается адрес контейнерного депо. После освобождения контейнеров от перевозимого груза и таможенной очистки их возвращают по указанному адресу. | отправитель груза |
15 | В этом пункте указывается информация об условиях оплаты в соответствии с заключенными договорами. | отправитель груза |
16 | Этот пункт заполняется перевозчиком грузов. Обычно информация вносится с помощью проставления штампа компании, осуществляющей перевозку грузов. Штамп должен содержать все необходимые реквизиты. Среди реквизитов отражаются сведения о полном наименовании перевозчика груза, его адрес, факсы и телефоны. | перевозчик (экспедитор) |
17 | Заполнение данного пункта осуществляется в случае привлечения последующих (других) транспортных компаний для перевозки груза. Информация о следующей транспортной компании, осуществляющей перевозку грузов, должна содержать все необходимые реквизиты для ее идентификации. | перевозчик (экспедитор) |
18 | При наличии каких-либо замечаний или оговорок заполняется этот пункт международной транспортной накладной. В качестве замечаний могут выступать сведения о температурном режиме, качестве упаковочного материала и другие сведения. Отсутствие информации в пункте 18 накладной свидетельствует об отсутствии замечаний и оговорок. | перевозчик (экспедитор) |
19 | Может быть заполнен только отделом расчетов после завершения перевозки. | перевозчик (экспедитор) |
20 | Особые согласованные условия перевозки оговариваются в CMR-накладной. | отправитель груза |
21 | Указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения. | отправитель груза |
22 | В данном пункте отражаются сведения о дате и времени, когда транспортное средство фактически прибыло для осуществления погрузки груза и когда убыло. Эти сведения заверяются отправителем подписью и штампом. | отправитель груза |
23 | Пункт содержит сведения о номере путевого листа, его дате, фамилии водителей, которые будут осуществлять перевозку грузов. Все сведения заверяются подписью перевозчика и его штампом. | перевозчик (экспедитор) |
24 | Пункт содержит информацию о дате и времени прибытия под разгрузку и убытия транспортного средства перевозчика. Отметка о получении груза делается на третьем и четвертом экземплярах CMR. | получатель груза |
25 | В пункте отражается информация о регистрационных номерах полуприцепа и тягача, в которые загрузили перевозимый груз. | перевозчик (экспедитор) |
26 | Отражается информация о марках полуприцепа и тягача, которые осуществили загрузку транспортируемого груза. | перевозчик (экспедитор) |
27-29 | Информация отражается при передаче накладной в отдел расчетов экспедитора. | перевозчик (экспедитор) |
Скачать бланк формы CMR (международной транспортной накладной)
Скачать образец заполнения формы CMR (международной транспортной накладной)
Более полную информацию по теме вы можете найти в
КонсультантПлюс
.
Бесплатный доступ к системе на 2 дня.
- Определение транспортной накладной CMR
- Для чего нужна CMR?
- Кто и когда заполняет CMR?
- Основные пункты транспортной накладной CMR (ЦМР) по порядку
- Как получить бланк CMR?
- Порядок заполнения CMR-накладной согласно конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ)
- Образец заполнения бланка накладной CMR
- Часто встречающиеся ошибки при заполнении CMR-накладной
- Сколько листов CMR-накладной должно быть у водителя на руках?
- CMR страхование
Определение транспортной накладной CMR
В 1961 году была принята и вступила в действие Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ). Среди ее участников 55 государств. В основном это европейские страны и республики бывшего СССР.
Конвенция регулирует автомобильные перевозки, во время которых место отправления или место получения груза находится на территории одной из стран-участниц КДПГ. Подтверждением договора о перевозке является транспортная накладная CMR.
Аббревиатура CMR — это сокращение от официального названия Конвенции на французском языке (Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route).
Таким образом, CMR — накладная, подтверждающая заключение договора международной перевозки грузов автомобильным транспортом, в соответствии с которым место отправки или место получения товара находится на территории государства, присоединившегося к КДПГ.
Конвенция не применяется (следовательно оформления накладной CMR не требуется) при перевозке:
- почтовых отправлений;
- личных вещей граждан при переезде;
- тел умерших.
Оформление транспортной документации
Заполните форму обратной связи, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Для чего нужна CMR?
Автотранспортная накладная CMR гарантирует, что в случае возникновения спора между отправителем, получателем и перевозчиком, разрешен он будет с применением норм Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. CMR-накладная выполняет следующие функции:
- Является универсальным товаросопроводительным документом. Накладная содержит информацию об отправителе, перевозчике и получателе груза, наименование и количественные показатели о товаре, данные о перевозчике, транспортном средстве, размере и условиях оплаты по договору и другую информацию, без которой невозможно заключить договор о перевозке.
- В ЦМР по мере осуществления перевозки, делаются отметки о передаче товара от отправителя перевозчику или экспедитору и от перевозчика получателю. Отметки имеют значение в определении лиц, которые несут ответственность как за доставку груза, так и за выполнение условий договора перевозки в целом.
- Накладная CMR, оформленная должным образом, служит подтверждением того, что перемещение груза от отправителя к покупателю осуществляется на законных основаниях. Это значит, что стороны при заключении договора перевозки предусмотрели в нем все существенные условия предусмотренные действующим законодательством.
- ЦМР предъявляется на таможне в процессе оформления экспорта, импорта или транзита товара. По результатам таможенного досмотра сотрудник пункта пропуска ставит на накладной соответствующий штамп. По таможенным штампам легко отследить весь путь, который преодолел товар в процессе перевозки.
Не смотря на то, что CMR — важнейший документ, сопровождающий груз на протяжении его международной доставки, повреждение, утеря или неправильное заполнение накладной не влечет за собой прекращение действия или изменение условий договора перевозки.
Кто и когда заполняет CMR?
Оформление накладной ЦМР требуется в том случае, если соблюдены все из нижеперечисленных условий:
- осуществляемая перевозка является международной;
- груз доставляется автомобильным транспортом;
- транспортировка производится на платной основе;
- место отправки или место получения товара происходит на территории страны-участницы КДПГ.
В случае несоблюдения хотя бы одного из этих пунктов сторонами договора о перевозке оформляются другие товаротранспортные документы, отвечающие целям и задачам контрагентов.
Так как CMR оформляется перед отгрузкой товара, обязанность по ее заполнению возлагается на грузоотправителя и перевозчика. Отправитель заполняет графы с информацией о себе, получаете, характеристиках груза, условиях оплаты, местах погрузки и разгрузки и так далее (графы с 1 по 15, а также 21 и 22).
Перевозчик указывает информацию о себе, других перевозчиках (если их участие необходимо), транспортном средстве своих замечаниях к грузу, если таковые имеются (графы с 16 по 19, 23, 25-29). Получатель товара лишь ставит отметку о дате и месте получения товара в 24 графе накладной.
Ответственность за правильность заполнения накладной в большинстве случаев несет отправитель груза. Однако несоответствие фактического положения дел с информацией, содержащейся в CMR, вызовет проблемы непосредственно у перевозчика при досмотре груза и транспортного средства.
Поэтому на практике за правильностью заполнения накладной внимательно следят как представители отправителя, так и представители перевозчика (или экспедитора), тщательно проверяя друг друга.
Основные пункты транспортной накладной CMR (ЦМР) по порядку:
- Наименование, юридический адрес грузоотправителя.
- Наименование, юридический адрес получателя груза.
- Адрес разгрузки товара.
- Место и дата погрузки.
- Список документов, прикрепленных к CMR.
- Символы и номера, которые обозначают класс перевозимого груза.
- Количество мест, занимаемых грузом.
- Тип упаковки.
- Наименование груза, переданного к перевозке.
- Код перевозимого груза.
- Вес груза вместе с упаковкой.
- Объем груза в кубических метрах.
- Название и адрес пункта таможенного контроля, на котором будет производится оформление товара.
- Государственный номер контейнера или полуприцепа. Заполняется в случае, если таковой ввозится из-за рубежа после кратковременного пребывания там.
- Условия оплаты за поставленный товар в соответствии с Инкотремс.
- Наименование и юридический адрес перевозчика груза.
- Реквизиты последующего перевозчика, если транспортировка осуществляется несколькими транспортными компаниями.
- Замечания перевозчика, которые касаются состояния самого груза или его упаковки.
- Стоимость доставки и дополнительных услуг (погрузка, разгрузка, применение специальных инструментов и транспорта). Заполняется после окончания перевозки.
- Особые условия, касающиеся тарифа за перевозку.
- Название населенного пункта, в котором была составлена накладная и дата ее составления.
- Дата и время прибытия транспортного средства под загрузку и его отправки с места погрузки.
- Реквизиты путевого листа, по которому осуществляется перевозка, а также данные водителя и/или экспедитора.
- Отметка получателя о прибытии груза в конечный пункт назначения.
Название компании, юридический адрес, номер телефона и другие реквизиты отправителя, перевозчика и получателя могут вноситься в ЦМР путем проставления штампов. Это не только позволяет сэкономить время на оформление документа, но и помогает избежать ошибок и опечаток.
Как получить бланк CMR?
Для перевозки партии товара одним автомобилем требуется несколько экземпляров накладной. Обычно заполняется 6 или 7 бланков:
- Один оставляет у себя отправитель.
- Три предназначаются перевозчику для сопровождения груза. Все они в конце должны быть подписаны получателем, который оставит у себя одну копию, а перевозчику вернет две.
- Три бланка необходимы для прохождения таможенного оформления груза и транспортного средства.
Бланки накладных CMR можно купить в специализированных магазинах. Такие бланки продаются на специальной тонкой бумаге, которая одновременно выполняет роль копирки. Кроме того, бланки можно скачать и распечатать на обыкновенной офисной бумаге.
- БЛАНК НАКЛАДНОЙ CMR
На практике бывали ситуации, когда сотрудники таможни не хотели принимать CMR, выполненные на офисной бумаге, и требовали у водителей или экспедиторов накладную на тонкой.
Это требование является абсолютно незаконным и пресекается указанием на то, что Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом не требует заполнения накладной на специальной бумаге.
Порядок заполнения CMR-накладной согласно конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ)
В первую очередь в накладную вносится вся информация, которая известна до момента отправки груза, а именно:
- данные всех сторон договора перевозки (отправителя, перевозчика и получателя);
- география перевозки (места составления ЦМР, пункты отправки, назначения и прохождения грузом таможенного контроля);
- все известные характеристики груза и его упаковки;
- перечень прилагаемых к накладной документов.
Следующей по порядку вносится информация на таможенном пункте пропуска (о прохождении таможенного контроля, выпуска груза и так далее).
Далее свою лепту в заполнение ЦМР вносит получатель груза, делая отметку в 24 графе о принятии груза в пункте назначения.
В последнюю очередь к заполнению приступают представители перевозчика. От них требуется указать в накладной конечную стоимость доставки груза по соответствующему договору.
О языке заполнения CMR. Если транспортировка груза осуществляется в пределах границ стран СНГ, накладную можно заполнять на русском языке. Почти всегда этого достаточно. Если одной из сторон договора является европейская или азиатская компания, ЦМР следует заполнять по-английски.
Образец заполнения бланка накладной CMR
Компании-перевозчики, работающие на международном рынке, могут без проблем предоставят пример CMR накладной (образец заполнения). Также можно ознакомиться с образцом транспортной накладной CMR ниже.
- ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НАКЛАДНОЙ CMR
Оформление транспортной документации
Заполните форму обратной связи, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Часто встречающиеся ошибки при заполнении ЦМР-накладной
CMR — сложный документ, ответственность за правильность заполнения которого могут нести все стороны договора перевозки. Ошибки при его оформлении встречаются нередко. Разберем самые распространенные из них.
Неверно указан адрес
В накладной указываются юридические адреса отправителя и получателя грузов, а также фактические адреса загрузки и выгрузки товара. Безусловно, это совершенно разные локации. В результате ошибки при заполнении адресов грузовик может привезти товар не на склад, а прямо под дверь офиса получателя.
Отсутствие отметки о дате или времени загрузки
Нередко встречаются ситуации, когда отгрузка товара задерживается по совершенно разным причинам. Из-за такой задержки нарушаются сроки поставки. Обычно ответственность за нарушение сроков поставки в тексте договора прописывается весьма значительная.
Сторона, вины которой в запоздалой отгрузке нет, должна следить за точным указанием даты и времени фактической загрузки товара на транспортное средство.
Неверный код товара
Ошибка в указании кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) непременно вызовет проблемы на этапе таможенного оформления груза.
В этом случае нужно будет вносить изменения в документацию. Кроме того, что время, затраченное на исправление ошибки, может вызвать нарушение сроков поставки товара, все это время груз и транспортное средство должны находится на складе временного хранения, и за это также нужно будет заплатить.
Если есть сомнения в правильности указания кода товара, его можно проверить у любого таможенного представителя или напрямую обратившись в Федеральную таможенную службу.
Сколько листов CMR-накладной должно быть у водителя на руках?
Если у перевозимого груза один получатель, то водителю следует иметь прим себе шесть страниц CMR-накладной:
• одна страница предназначается получателю товара;
• две страницы нужны для конечного расчета стоимости услуг по перевозке (оба экземпляра остаются у перевозчика);
• для прохождения таможенного оформления требуется три страницы накладной.
В том случае, если получателей груза несколько, ЦМР-накладная заполняется на каждого получателя.
CMR страхование
Среди страховщиков и предприятий, участвующих в международной перевозке грузов автотранспортом, под CMR-страхованием понимают добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика, выполняющего международный рейс. Этот вид страхования не стоит путать со страхованием груза.
CMR страхование позволяет защитить перевозчика от необходимости возмещения убытков, связанных с повреждением или полной утратой груза в таких случаях:
- в результате дорожно-транспортного происшествия, в том числе опрокидывания автомобиля;
- намокание товара или повреждение его огнем;
- порчи груза в результате допущение его перегрева или переохлаждения;
- потеря всего или части груза во время кражи или ограбления;
- угона автотранспорта вместе с перевозимым им товаром;
- причинения грузом вреда третьим лицам (попадание ядовитого груза в окружающую среду, причинение вреда здоровью в результате падения груза и тому подобное).
Минусом такого вида страхования является то, что доказать вину перевозчика не всегда просто. Делать это нужно будет в судебном порядке. Дело в том, что страховые компании, защищая собственные интересы, запрещают перевозчику, заключившему с ними договоры страхования, признавать себя виновным в утере или повреждении груза.
Также стоит заметить, что страховая сумма, указанная в полисе CMR страхования, не всегда достаточна для покрытия полной стоимости груза.
Полис ЦМР-страхования также может включать в себя пункт о возмещении убытков, связанных с нарушением сроков поставки груза по вине перевозчика.
- Опубликовано 08.04.2022 14:17
- Автор: Administrator
- Просмотров: 18970
Огромное количество запросов от наших читателей было именно на эту тему! Как заполняются эти документы? Кто где ставит свою печать? Как вносить исправления? Где они спрятаны в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0? В сегодняшней статье мы и поговорим о двух видах товарно-транспортной накладной: российской — ТТН и международной — CMR. Уверены, что после прочтения данного материала вопросов у вас не останется!
Итак, товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т — это первичный учетный документ, изначально использовавшийся как документ движения товарно-материальных ценностей и документ расчета за их перевозку автомобильным транспортом (Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78), в сущности, два документа, ТОРГ-12 и ТН, в одном.
В настоящее время обязательным документом, подтверждающим перевозку грузов, является транспортная накладная. А продажа товара оформляется товарной накладной (ТОРГ-12) или УПД. Поэтому необходимости в применении ТТН уже нет.
Кроме одного исключения! При перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции любыми видами транспорта обязательно составляется ТТН.
При этом не имеет значения, кто перевозит такую продукцию – сам продавец, перевозчик или покупатель. Это связано с тем, что ТТН – это один из основных сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота этой продукции (пп. 1 п. 1 ст. 10.2 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ, Информация Росалкогольрегулирования от 10.08.2021, Письмо МФ РФ от 07.09.2021 № 27-05-16/72440). Причем, ТТН нужно составлять при любом перемещении такого груза, даже при перевозке между обособленными подразделениями самой организации (п. 2 Письма Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 № 2148/03-04, Письмо МФ РФ от 03.05.2018 № 03-14-07/29684).
Перевозка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без ТТН грозит конфискацией этой продукции и наложением штрафа (ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ):
— на должностных лиц в размере от 10 000 руб. до 15 000 руб.;
— на организацию — от 200 000 руб. до 300 000 руб.
Следует отметить, что оформленная при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ТТН не освобождает от оформления транспортной накладной, если заключен договор на перевозку груза автомобильным транспортом.
Чтобы не заполнять одни и те же данные в двух документах сразу (в ТОРГ-12 и в товарном разделе ТТН), организация при отгрузке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может применять только форму № 1-Т (ТТН), утвердив ее в учетной политике в качестве первичного учетного документа, подтверждающего отгрузку (ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 4 ПБУ 1/2008).
В остальных случаях применять ТТН в качестве отгрузочного документа не рекомендуется, так как имеющийся в ней транспортный раздел полностью дублируется в обязательной к применению транспортной накладной.
1. Заполнение ТТН
Заполнение заголовка ТТН
В табличной части заголовка ТТН нужно указать номер и дату составления документа.
В строке «Грузоотправитель» ТТН нужно указать полное наименование и адрес организации – грузоотправителя (продавца) в соответствии с учредительными документами, номер телефона.
В строке «Грузополучатель» нужно указать сведения о грузополучателе. Им может быть покупатель, иное указанное покупателем лицо или даже организация — грузоотправитель (при перевозке из одного ее обособленного подразделения в другое).
В строке «Плательщик» указывается полное наименование организации-покупателя, ее юридический адрес и банковские реквизиты (Письмо УФНС России по г. Москве от 25.07.2008 № 20-12/070321).
В табличной части напротив каждой из этих строк указываются коды ОКПО.
Если товар транзитом поступает сразу на склад покупателя, минуя склад поставщика, ТТН заполняется так:
— грузоотправителем будет организация, которая фактически отгружает ТМЦ;
— грузополучателем будет организация, которая будет фактически принимать ТМЦ;
— плательщиком будет выступать покупатель.
Заполнение товарного раздела ТТН
Товарный раздел ТТН является основанием для списания ТМЦ у организации -продавца и для их оприходования у покупателя, если организация — продавец использует ТТН в качестве отгрузочного документа (Указания по применению и заполнению ТТН).
В табличной части товарного раздела нужно заполнить данные о каждом отгружаемом товаре:
— в графе 1 указать номенклатуру товара или его код (при наличии);
— в графы 2, 3 внести соответствующие данные, если в организации утвержден прейскурант цен и товарам присвоены артикулы;
— в графах 4, 5 указать по каждому наименованию товара его количество и цену за единицу. Цену можно указать с учетом НДС и акциза с оговоркой «в т.ч. НДС — …, акциз — …»;
— в графе 6 — наименование товара;
— в графе 7 — единицу измерения по ОКЕИ (м3, кг, л, шт., бут. и т.п.);
— в графе 8 — вид тарной (транспортной) упаковки (коробка, ящик, бочка, пакет и проч.). Если груз не упакован, то можно сокращенно указать «н/у»;
— в графе 9 — количество грузовых мест; если груз перевозится навалом, насыпью или наливом, то количество мест указывать не надо;
— в графе 10 — общий вес каждого наименования товара в тоннах;
— в графе 11 — общую стоимость каждого наименования товара. Стоимость можно указать с учетом НДС и акциза с оговоркой «в т.ч. НДС — …, акциз — …»;
— в графе 12 — порядковый номер записи, по которому отпуск товара отражен в складской картотеке;
— в строке «Всего к оплате» укажите общую сумму к оплате с учетом НДС и акциза. Можно сделать оговорку «в т.ч. НДС — …, акциз — …»;
— в пустой строке перед строкой «Всего к оплате» рекомендовано указать «НДС» и его общую сумму и «Акциз» и его общую сумму, если в графах 5 и 11, а также в строке «Всего к оплате» нет оговорок о сумме НДС и акциза (п. 4 ст. 168, п. 2 ст. 198 НК РФ).
Если оформляется внутреннее перемещение между подразделениями, НДС и акциз в ТТН указывать не нужно.
При совершении операций с подакцизными товарами, которые от налогообложения освобождены, нужно указать «Без акциза» (п. 3 ст. 198 НК РФ).
Также не обязательно указывать в ТТН суммы НДС и акциза, если ТТН не используется в качестве первичного учетного документа (п. 4 ст. 168, п. 2 ст. 198 НК РФ).
Если товарный раздел оформлен на нескольких листах, под таблицей цифрами нужно указать количество листов, следующих в продолжение первого листа.
Под таблицей приводятся следующие итоговые сведения о грузе и документах на него:
— прописью указывается количество порядковых номеров записей на всех листах ТТН;
— прописью указывается количество наименований;
— прописью указывается количество мест;
— масса груза в нетто- и брутто-оценке в тоннах с точностью до 0,01 т заполняется прописью и цифрами только в случае перевозки товара в весовом измерении, если товар измеряется в других единицах измерения или информация о единицах измерения отсутствует, то ставятся прочерки;
Масса нетто — это масса продукции без упаковки и элементов упаковки (п. 98 разд. 3 ГОСТ 17527-2020 «Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 02.10.2020 № 737-ст)).
— прописью указывается количество листов, на которых оформлены паспорта качества, сертификаты и пр.;
— прописью указывается итоговая стоимость товаров.
Также необходимо вписать данные доверенности, выданной покупателем (получателем) ТМЦ, если ТМЦ со склада забирает его представитель.
Образец заполнения товарного раздела товарно-транспортной накладной:
Заполнение транспортного раздела ТТН
Транспортный раздел в ТТН изначально служил для учета работы транспорта и расчетов за перевозки грузов автотранспортом, причем ТТН составлялась для каждого грузополучателя отдельно, если их было несколько (Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»).
В настоящее время при перевозке грузов в обязательном порядке применяется транспортная накладная, являющаяся первичным учетным документом и подтверждением заключения договора перевозки грузов автомобильным транспортом (ч. 1, 2 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). ТН оформляется как на бумаге, так и в электронном виде (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 20 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, п. 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).
И здесь у нас возникает дилемма. Оформить транспортный раздел ТТН нужно, но практического смысла в его заполнении нет. Ведь для расчетов за перевозку груза все равно оформляется ТН. А еще, перевозка алкогольной и спиртосодержащей продукции может осуществляться без привлечения перевозчика. А если и с его привлечением, то заполнять транспортный раздел ТТН он не обязан. Поэтому, транспортный раздел можно заполнить исходя из той информации, которая имеется у лица, отгружающего ТМЦ, и у покупателя (получателя) ТМЦ.
Заполнение реквизитов ТТН не может служить основанием для расчетов с перевозчиком.
Такие расчеты производят на основании договора перевозки груза и транспортной накладной (в виде бумажного или электронного документа), которая подтверждает заключение договора с перевозчиком (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта).
Как заполнить транспортный раздел ТТН лицу, отгружающему ТМЦ?
В заголовочной части транспортного раздела при наличии информации нужно заполнить:
— строки «Организация» и «Заказчик (плательщик)», указав в них наименования, адреса, телефоны и банковские реквизиты организации-перевозчика и организации-плательщика за услуги перевозки;
— строки «Пункт погрузки» и «Пункт разгрузки», указав в них фактические адреса и номера телефонов этих пунктов;
— в строке «ТТН №» — номер ТТН;
— в строке «Автомобиль» — марку и государственный номерной знак автомобиля, который повезет груз;
— в строке «Водитель» — Ф.И.О. водителя;
— в строке «Удостоверение №» — номер водительского удостоверения водителя;
— в строке «Лицензионная карточка» — слова «стандартная, ограниченная» зачеркните — лицензионных карточек сейчас не выдают;
— строку «Регистрационный № _______ Серия _______ № _______» можно заполнить, указав в ней регистрационный номер, серию и номер карточки допуска (нужна только для международных перевозок);
— в строке «Прицеп» — марку и государственный номерной знак прицепа.
В таблице «Сведения о грузе» нужно указать:
— в графе 1 — краткое наименование товаров;
— в графе 2 — документы, прилагаемые к грузу (наименования и номера паспортов качества, сертификатов и проч.);
— в графе 3 — вид упаковки (например, «ящик», «коробка», «корзина», «бочка», «пакет» и т.д.). При перевозке неупакованного груза укажите сокращенно «н/у»;
— в графе 4 — количество мест (при перевозке груза навалом, насыпью или наливом количество мест указывать не надо);
— в графе 5 — способ определения массы груза. Если масса определена на весах, нужно указать тип весов («тов. весы», «авт. весы» и т.п.). Если вес груза определен по стандарту, замеру или расчетным путем, в графе 5 сделайте соответствующую запись;
— в графе 6 — код товара (при наличии);
— в графе 7 — номера контейнеров, если товар перевозится в контейнерах;
— в графе 8 — класс опасного груза (при перевозке опасного груза);
— в графе 9 — массу груза в брутто-оценке в тоннах с точностью до 0,01 т по видам наименований товаров и общую массу груза.
Под таблицей «Сведения о грузе» нужно указать прописью общее количество грузовых мест и массу груза (брутто) в тоннах с точностью до 0,01 т, а также другие имеющиеся сведения, касающиеся транспортных услуг и погрузочных операций (кто выполнил погрузку, с применением каких механизмов, дополнительные операции при погрузке, дата и время прибытия/убытия транспортного средства и т.п.).
Как заполнить транспортный раздел ТТН получателю (покупателю) ТМЦ?
После доставки и разгрузки ТМЦ нужно внести данные в строку «Разгрузка» в разделе «Погрузочно-разгрузочные работы». Туда включаются сведения о том, кто выполнил разгрузку, какие погрузочно-разгрузочные механизмы применялись, о дополнительных операциях при разгрузке, о дате и времени прибытия/убытия транспортного средства и т.п.
Образец заполнения транспортного раздела товарно-транспортной накладной:
Подписи в ТТН
ТТН обязательно должны подписать:
— работник отгружающей организации, уполномоченный давать разрешение на отпуск ТМЦ (например, руководитель организации, начальник склада и пр.), — в строке «Отпуск разрешил» товарного раздела ТТН;
— главный (старший) бухгалтер отгружающей организации — в товарном разделе ТТН;
— работник отгружающей организации, непосредственно отгрузивший ТМЦ, — в строке «Отпуск груза произвел» товарного раздела ТТН;
— представитель организации — получателя, непосредственно принявший ТМЦ — в строке «Груз получил грузополучатель» товарного раздела ТТН, если ТМЦ передаются представителю в месте отгрузки ТМЦ. В этом случае ему следует в товарном разделе ТТН указать наличие или отсутствие у него претензий;
— представитель организации — получателя — в строке «Принял» транспортного раздела ТТН — при поступлении ТМЦ на склад получающей стороны.
ТТН подписывается всеми работниками собственноручно. Использование факсимиле в первичных документах не допускается. Рядом с каждой подписью необходимо указать должность лица, подписавшего ТТН, а также его фамилию и инициалы (п. п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 58 ГОСТ Р 7.0.8-2013, Письма Минфина России от 10.06.2021 № 03-11-11/45946, от 08.12.2017 № 03-03-06/1/81951).
Как исправить ошибку в ТТН?
При допущении ошибки в ТТН ее исправляют следующим образом (ч. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. п. 19, 21 ФСБУ 27/2021, Информационное сообщение Минфина России от 10.06.2021 № ИС-учет-33):
1. ошибочная запись зачеркивается одной чертой так, чтобы ее можно было прочитать;
2. вносится верная запись;
3. вносится примечание «исправлено» и указывается дата исправления;
4. исправления заверяются подписями уполномоченных лиц отгружающей и получающей ТМЦ организаций, подписавшими документ.
Нужно ли проставлять печать в ТТН?
Проставление в ТТН печати (штампа) предусмотрено самой формой № 1-Т. Поэтому если учетной политикой предусмотрено использование формы № 1-Т и в уставе содержатся сведения о наличии печати, ее оттиск нужно проставлять в ТТН (Письмо Минфина России от 06.08.2015 № 03-01-10/45390, п. 5 ст. 2 Закона об ООО, п. 7 ст. 2 Закона об АО).
В то же время отсутствие печати в ТТН не несет никаких налоговых рисков, так как этот реквизит отсутствует в перечне обязательных реквизитов первичного учетного документа (Письма ФНС России от 13.01.2016 № СД-4-3/105@, Минфина России от 12.12.2016 № 07-01-09/74291).
2. Международная ТТН – CMR
Каким же документом подтверждается международная перевозка грузов, когда место погрузки находится в одной стране, а место разгрузки – в другой?
В этом случае заполняют CMR.
CMR – это международная товарно-транспортная накладная, которая регламентируется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов автомобилями (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г).
В ней указывают информацию о перевозимом грузе, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике, месте погрузки и разгрузки груза и каким транспортным средством осуществляется перевозка. CMR составляет грузоотправитель и подписывают перевозчик и грузополучатель. Она применяется российскими сторонами сделки (Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ).
CMR является обязательным документом в рамках договора перевозки грузов, заключенным между перевозчиком и грузоотправителем, она служит доказательством, что товары к перевозке приняты, условия согласованы и является основанием для получения выручки по международному договору перевозки.
Согласно п. 1 ст. 1 названной Конвенции положения CMR применяются в случаях, когда место принятия к перевозке груза находится на территории одной страны, а место сдачи груза находится на территории другой страны. Поэтому, если груз перевозится по территории одной страны, даже если пересекается граница РФ, как в случае Москвы и Калининграда, перевозка будет считаться внутренней, следовательно, правила оформления перевозочных документов в этой ситуации будут регулироваться Уставом автомобильного транспорта РСФСР и гл. 40 ГК РФ.
На CMR должна стоять отметка российской таможни «Товар вывезен», которая подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ.
Если груз доставляется в страну — участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной ТТН (форма № 1-Т) или CMR.
CMR составляется в 3 экземплярах. Первый оригинал — для отправителя, второй — для получателя, третий — для фрахтовщика. В некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля.
Если груз перевозится несколькими автомобилями, то количество оформленных CMR должно быть равным количеству транспортных единиц. Если в одном автомобиле перевозят грузы разного вида или несколько партий одинакового груза, то количество CMR должно быть равным количеству видов груза.
В CMR заполняются следующие данные:
1. дата и место составления накладной;
2. наименование и адрес грузоотправителя, его подпись;
3. наименование и адрес перевозчика;
4. подпись перевозчика или агента, действующего от его имени;
5. штемпель или другое обозначение, подтверждающее принятие груза к перевозке;
6. место отгрузки, место назначения и путь следования;
7. наименование и адрес получателя груза;
8. общепринятое обозначение характера груза и род его упаковки, а в случае перевозки опасных грузов — их обычно принятое обозначение;
9. вес груза брутто или выраженное в других единицах измерений количество груза;
10. число грузовых мест, наличие их специальной маркировки нумерация мест;
11. платежи, связанные с перевозкой (провозные платежи, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора перевозки и до момента сдачи груза получателю;
12. сведения о наличии инструкций, требуемых для выполнения процедуры таможенного оформления и других процедур.
CMR может содержать также дополнительные данные:
1. указание, что перегрузка в процессе перевозки не разрешается;
2. платежи, которые обязан осуществить отправитель;
3. сумма, подлежащая оплате при сдаче груза к перевозке;
4. объявленная стоимость груза;
5. инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
6. согласованный сторонами договора срок, в течение которого осуществляется перевозка;
7. перечень документов, переданных перевозчику отправителем груза.
Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем перевозчика.
Образец этой формы можно скачать тут.
Такой печатной формы в типовой программе 1С: Бухгалтерия предприятия ред. 3.0 на текущий момент нет.
Можно доработать эту форму самостоятельно с помощью программистов или приобрести готовую доработку в компаниях 1С.
3. Как вывести ТТН в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?
Чтобы ТТН можно было сформировать и распечатать, в программе необходимо сделать нужные настройки.
Для этого нужно зайти в меню «Главное», в настройках зайти во вкладку «Функциональность», а затем во вкладке «Торговля» установить галочку в поле «Доставка товара автотранспортом»:
Сам бланк ТТН выводится из документа «Реализация товаров» по кнопке «Печать»:
Все данные о грузоотправителе, грузополучателе, плательщике и товаре в ТТН заполняются автоматически по данным из реализации товаров.
Но для того, чтобы заполнить транспортный раздел ТТН, в нее нужно внести необходимые данные о перевозчике и грузе.
Для этого нужно кликнуть на вкладку «Доставка», поставить галочку в поле «Перевозчик» — «Другой», далее поставить галочку «Перевозка автотранспортом» и заполнить в полях данные о грузе, водителе и автомобиле:
Далее уже в ручном режиме необходимо дополнить разделы ТТН необходимой информацией.
Заполненная ТТН будет выглядеть следующим образом:
Автор статьи: Светлана Дубовик
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов