Где указывается номер шины

Маркировка шин

Также о классификации шин смотри в главе ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН

Обозначения на шинах российского и европейского производства:
1 — максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 — номер ТУ;
3 — количество слоев и тип кода каркаса и брекера;
4 — государственный знак высшей категории качества (до 1992 г.);
5 — ширина профиля;
6 — серия «70» (отношение Н/В);
7 — обозначение радиальной шины;
8 — обозначение бескамерной шины;
9 — диаметр обода (13);
10 — индекс грузоподъемности;
11 — индекс скорости («S» — до 180 км/ч);
12 — условное обозначение износостойкости шины (по стандарту США);
13 — условное обозначение показателей термостойкости шины (по стандарту США);
14 — условное обозначение кода завода (по стандарту США);
15 — номер сборщика (15);
16 — номер сертификата официального утверждения на соответствие шин Международным правилам № 30 ЕЭК ООН (1247);
17 — условное обозначение кода размера (по стандарту США);
18 — дата изготовления (28 неделя 1987 г.);
19 — знак официального утверждения шины на соответствие Международным правилам № 30 ЕЭК ООН (Е);
20 — условный номер страны, выдавшей сертификат утверждения (5 — Швеция);
21 — серийный порядковый номер шины;
22 — радиальная шина;
23 — наименование модели

На боковины современных шин нанесена буквенная, цифровая и другая маркировка, несущая необходимую информацию (рис. 4. 15).
Любая шина имеет на боковине обозначение производителя, а также торговую марку данной модели шины.
Очень важной является надпись, нанесенная крупными символами и указывающая на размерность шины. Например:
185/70 R14 83 S
Первая цифра в размерности шины указывает на ширину профиля шины (исключение составляют широкопрофильные шины, у которых первая цифра обозначает наружный диаметр шины). В приведенном примере 185 — это ширина профиля, выраженная в миллиметрах. Этот параметр проверяется на шине, накачанной до номинального давления.
Если шина низкопрофильная или сверхнизкопрофильная, то через косую черту указана цифра, указывающая отношение высоты профиля к ширине, выраженное в процентах (в нашем примере 70). Эту цифру называют серией шины. Если в обозначении шины отсутствует серия, то шина имеет обычный профиль и отношение высоты профиля к ширине составляет 80–82%.
Буква R указывает, что шина имеет радиальную конструкцию. Если буквы R нет — шина диагональная.
Следующая цифра (в нашем случае 14), указывает посадочный внутренний диаметр шины, т. е. Соответствует диаметру обода колеса. Посадочный диаметр выражается в дюймах. Один дюйм равен 25.4 мм, значит, в приведенном примере посадочный диаметр равен: 14 * 25, 4 = 355,6 мм.
Следующие затем число и буква латинского алфавита являются соответственно индексами нагрузки и скорости. Индекс нагрузки является условным, и для определения максимальной нагрузки для конкретной шины необходимо обратиться к таблице в справочнике и найти весовой эквивалент, относящийся к определенному индексу. Например, максимальная нагрузка для шины с индексом 83 составляет 483 кг. Иногда максимальная нагрузка на шину расшифровывается. В этом случае имеется надпись MAX LOAD (максимальная нагрузка) и указывается масса сначала в килограммах, а затем в фунтах.
И, наконец, последний буквенный индекс указывает на максимально допустимую скорость движения автомобиля, для которой предназначена данная шина.
Таблица индексов скорости.
Индекс Скорость
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
VR >210
W 270
Y 300
ZR >240

Скорость движения автомобиля, соответствующая конкретному индексу, является максимально допустимой для данной шины. Например, для шины с индексом S максимальная скорость составляет 180км/ч, и превышать ее недопустимо.
Некоторые производители шин указывают в надписи размерности шины ее назначение. Например, латинская буква Р (Passenger) перед значением ширины профиля шины означает, что шина предназначена для легкового автомобиля. Буквы LT (LightTruck) указывают, что шина для малотоннажного грузового автомобиля.
Обозначение DOT указывает на соответствие шины стандартам США, а индекс Е22, расположенный в круге, —на соответствие европейским стандартам. Цифровой индекс указывает на страну, проводившую сертификацию (в нашем примере22—Россия).
Согласно нормативным документам США на шине должны быть указаны: индекс износостойкости; TREAD WEAR INDEX (TWI); индекс, указывающий на сцепные свойства (TRACTION INDEX); температурный индекс (TEMPERATURE INDEX). Соответствующие надписи имеются для обозначения материала и числа слоев корда в конструкции шины.
Максимально допустимое давление воздуха в шине указывается в килопаскалях (кПа) и фунтах на квадратный дюйм после надписи MAXPRESSURE. Это давление измеряется при холодном состоянии шины.
Некоторые латинские буквы, нанесенные на шине, указывают на соответствие условиям эксплуатации.
Буквы «M+S» (Mud+Snow — грязь+снег) указывают на то, что шина может использоваться при движении по грязи и снегу.
WINTER (зима)—зимние шины.
AQUATRED или AQUA CONTACT — шины, предназначенные, в основном, для движения по мокрым дорогам.
AS (AllSeasons — все сезоны) или AW (Any Weather — любая погода) — всесезонные шины, пригодные к использованию на твердых дорогах в любое время года на любом, в том числе мокром и скользком покрытии. Иногда назначение шины указывается пиктограммами.
Слово tubeless указывает на бескамерную шину. TWI (treadwearindicator — индикатор износа протектора) — знак на боковине шины показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка в канавках протектора. Знак наносят по боковине у самого края протектора равномерно в шести местах по окружности с каждой стороны шины. Метка может представлять собой либо упомянутую выше аббревиатуру (TWI), либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв.
Овал с тремя цифрами на одной из сторон шины указывает на время ее изготовления. Первые две цифры обозначают неделю изготовления, а третья—год изготовления. Шины, выпущенныес2000г., имеют четырехзначное обозначение даты изготовления.
На шинах с асимметричным рисунком протектора можно встретить одну из следующих надписей:
ROTATION — направление вращения (применяется со стрелкой);
LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля;
RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля;
OUTSIDE или Side Facing Out — внешняя сторона установки;
INSIDE или Side Facing Inwards — внутренняя сторона установки.
Ведущие производители автомобильных шин постоянно совершенствуют их конструкцию и применяют новейшие материалы. Технические разработки направлены в основном на повышение долговечности шин, снижение сопротивления качению, улучшение сцепных свойств шин, особенно на скользких дорожных покрытиях, снижение шума и создание «безопасных» шин.

Источник

Что и как фотографировать для проверки качества шины

К Заявке на проверку качества товара должны быть приложены фотографии объекта проверки, т.е. фотографии шины или нескольких шин, для которых требуется проверка качества.

Обязательный комплект для каждой проверяемой шины:

Список фотографий, прилагаемых к заявке на проверку качества шины

К Заявке на проверку качества товара должны быть приложены фотографии объекта проверки, т.е. фотографии шины или нескольких шин, для которых требуется проверка качества.

Обязательный комплект для каждой проверяемой шины:

  1. Фотография серийного номера шины.
  2. Фотография даты производства шины*.
  3. Фотография замера остаточной глубины протектора.
  4. Фотография маркировки типоразмера шины.
  5. Фотография маркировки марки (бренда) и модели шины.
  6. Фотографии дефекта. 2-3 снимка, сделанные с разных ракурсов.
  7. Копия товарно-транспортной накладной или чека, по которой продавалась шина (желательно).

_________
*- иногда маркировка даты производства наносится вместе и рядом с серийным номером

Также необходима информация о транспортном средстве:

  1. Фотографии транспортного средства. 2 снимка: спереди-слева и справа-сзади.
  2. Фотография заводской таблички транспортного средства.
  3. Копия инструкции по эксплуатации (Руководство по эксплуатации, Руководство оператора, Operator’s Manual) или раздела, который касается шин и давления в шинах (желательно).

Как снимать и требования к фотографиям

Предполагается, что Вы заинтересованы, чтобы проверка прошла, как можно быстрее, и её результат был точным и объективным. Будьте готовы к тому, что с Вашей стороны придётся приложить определённые усилия и затратить время.

Перечисленные фотографии – это не формальное приложение к Вашей заявке, а источник информации для специалиста, который будет делать проверку. Нет необходимости объяснять, что для того, чтобы можно было провести исследование дефекта шины по фотографиям, они должны быть резкими и иметь большое разрешение (не менее 300 dpi). Тогда изображение можно увеличить при просмотре на экране компьютера и разглядеть детали. Перед съёмкой проверьте, какое качество выбрано в настройках фотоаппарата или камеры мобильного телефона. Не надо снимать в режиме низкого качества, VGA и т.п.

Должно быть достаточное освещение. Вспышку желательно отключить, т.к. она будет давать блики на чёрной поверхности. Если погода позволяет, нет осадков или яркого солнца, лучше всего выкатить или вынести шину на улицу для съёмки.

Перед тем, как браться за фотоаппарат, позаботьтесь о подходящей одежде и обуви, перчатки могут оказаться не лишними. Также неплохо найти себе помощника, который придержит шину или измерительные инструменты в нужном положении, когда Вы будете фотографировать.

Маленькие очевидные рекомендации:

  • Всегда делайте по 2-3 снимка для каждой фотографии по списку, потом просмотрите их и выберите лучший для отправки, остальные удалите.
  • Если надо фотографировать несколько шин, то фотографируйте шины по очереди, сначала сделайте полную серию снимков одной, только потом переходите к следующей. В каждой серии придерживайтесь одинаковой очерёдности снимков, такой же, как в списке обязательных фотографий: 1-й снимок — серийный номера и т.д. Если шины стоят на машине, начинайте с левого переднего колеса и далее по часовой стрелке правое переднее и т.д. Тогда Вы всегда легко разберётесь с отснятыми фото.

Если вышеизложенное показалась Вам чересчур сложной задачей, то не могу согласиться с Вами, т.к. практически каждый может сделать качественный снимок, если захочет, конечно. Подтверждение тому — мегабайты фотографий себя любимого или своих домашних питомцев, выложенных в сеть.

В любом случае фотографии необходимы, без них невозможно даже предварительное рассмотрение дефектной шины. Если Вы не готовы или не хотите делать их сами, то, конечно, эксперт приедет к Вам сам, это его работа. Где бы Вы или Ваша шина не находились, он обязательно доберётся, но уже — за Ваши деньги.

Фотография серийного номера шины

Маркировку с серийным номером наносят только на одну из боковин шины. На первый взгляд простая операция прочитать и сфотографировать серийный номер может оказаться достаточно трудоёмкой в случае, если шина установлена на транспортном средстве, а серийный номер оказался на внутренней боковине шины. То же самое — в случае, если мы имеем дело с тяжёлой шиной, например, тракторной или крупногабаритной, когда она лежит на боку, и вдобавок не снята с колеса. Вот теперь нам и пригодится подходящая одежда, обувь и перчатки, о которой писалось выше.

В любом случае надо напрячься: найти эстакаду, смотровую яму, подъёмник, помощников, и сфотографировать его, т.к. серийный номер – один из важнейших объективных признаков шины. В первую очередь он необходим для идентификации объекта проверки, т.к. серийный номер каждой шины уникальный, нет второй шины с таким же номером, а во-вторых он нужен непосредственно для целей проверки, т.к. несёт в себе важную информацию, например, номер завода, смены, личный номер сборщика или прессовщика-вулканизаторщика и т.п.

Если шина демонтирована с обода колеса, то следует поискать её внутренний номер, сфотографировать его, если он есть. К сожалению, он есть не всегда. Внутренний номер представляет собой текстильную ленточку с нанесёнными на неё цифрами и буквами. Его наклеивает сборщик шины на «зеленую» шину. Можно сказать, что это своего рода его личное клеймо. Надо искать номер внутри шины на внутренней поверхности (гермослое бескамерной шины) в зоне, обратной протектору.

В редких случаях серийный номер может отсутствовать. Причины могут быть разные:

  • не все производители маркируют свои шины серийными номерами;
  • ошибка или недобросовестность оператора, который не положил алюминиевую закладку с серийным номером в пресс-форму;
  • серийный номер записан на RFID-метке шины, без специального считывателя его не прочитать, метка клеиться изнутри шины на гермослой.

Серийный номер шины не следует путать с другими маркировками, которых на шине может быть великое множество:


  • номер пресс-формы шины (молда);

  • различные служебные надписи или обозначения.

Фотография даты производства (DOT кода)

Как и серийный номер, маркировку даты производства надо искать на одной из боковин шины. Кстати на той же, где и серийный номер.

Как правило, маркировка даты производства представляет собой четырёхзначное число,

в котором 2 первые цифры – это номер недели, а 2 остальные – последние цифры года.

Реже маркировка даты содержит сокращённое наименование месяца – три первый буквы: DEC, MAR и т.п., за которыми следуют последние 2 цифры года выпуска.

С обозначением года не всегда все однозначно. Например, шины, изготовленные в Таиланде, могут маркироваться последними цифрами года по тайскому календарю.

Иногда маркировка даты производства наносится вместе или рядом с серийным номером.

Если на шине есть DOT код (код завода-изготовителя, выданный Департаментом транспорта США), а он обязательно будет на автомобильной шине (конечно, если это не уникальный экземпляр, выпущенный какой-нибудь малоизвестной фабрикой для внутреннего рынка) и на некоторых индустриальных или специальных, то дату производства легко найти в правой части маркировки DOT кода.


Дата производства будет последней группой цифр в маркировке, которая собственно начинается с трёх прописных букв «DOT».


Редко, но бывает, когда буквы «DOT» отсутствуют, и DOT код начинается непосредственно с кода завода.

Следует иметь ввиду, что обычно собственно DOT код имеется на обеих боковинах, а дата производства добавлена к нему только на одной из боковин, на той, где находиться серийный номер шины.

Фотография замера остаточной глубины протектора

Пожалуй, это самое сложное, что надо сделать самостоятельно. Вряд ли у Вас имеется возможность воспользоваться шинным или универсальным глубиномером, но, вероятно, в хозяйстве найдётся штангенциркуль. Совсем в крайнем случае можно обойтись обычной линейкой. Желательно, чтобы это была не школьная линейка, у которой начало шкалы с «0» начинается не от края линейки, а где-то в 3-5 мм от него.

Для замера щуп штангенциркуля (глубиномера) или измерительная линейка устанавливается в канавку протектора рядом с индикатором износа шины. Постарайтесь, чтобы в кадр вошли, как канавка протектора, так и показания прибора. Отключите вспышку, она будет давать блик на металлическом инструменте или на стекле индикатора цифрового прибора. Понятно, что показания штангенциркуля (глубиномера) или линейки должны быть разборчивые на фотографии. Поэтому, сделав снимки, сразу просмотри их, как получились, при необходимости повторите съёмку. Попросите помощника подержать измерительный инструмент в нужном положении.

Место, где находится индикатор износа шины, легко найти по маркировке в виде стрелки-треугольника с надписью «T.W.I.» (tyre wear indicator) в плечевой зоне протектора. Вершина треугольника указывает направление, где надо искать индикатор износа. Эта маркировка обязательно есть на автомобильных шинах, иногда на индустриальных и др.

Индикатор износа может выглядеть по-разному:

На массивных («солидах», «цельнолитых», «гусматиках») шинах для погрузчиков глубина протектора замеряется в плечевой зоне. Щуп надо упереть в пояс на боковине, т.н J линию, который является границей между протекторным и демфирующим слоем массивной шины.

Фирма Ал. чтобы облегчить жизнь себе и клиентам, нашла замечательное решение, остаточная глубина протектора точно видна по индикатору износа без всяких замеров. Так и фотографируем грунтозацеп, чтобы было видно чётко индикатор износа.

Если индикаторы износа отсутствуют, например, у шин для сельскохозяйственной и строительной техники, замер делается по центральной оси симметрии протектора, который обычно совпадает с линией разъёма пресс-формы.

Фотография маркировки размера шины

Фотография маркировки марки (бренда) и модели шины

Фотографии дефекта

Фотографии дефекта должны быть резкими и высокого разрешения.

Фотографии транспортного средства

Должно быть, как минимум, 2 снимка: спереди-слева и сзади-справа, как на примере, с фотографиями легковым Пежо 207.
Когда снимаете, обратите внимание, что транспортное средство находится целиком в кадре, ничто не обрезано, не так, как можно видеть на некоторых приведенных примерах.

Фотография заводской таблички транспортного средства

Перед съемкой бывает не лишним протереть табличку от пыли или грязи. После съемки таблички, проверьте, что данные ясно читаются, т.к. материал таблички может давать блики, а выбитые на ней буквы и цифры сливаться с фоном. Табличка несет важную информацию. Во-первых, она позволяет точно идентифицировать траспортное средство (рабочую машину), во-вторых, она содержит точные данные изготовителя по весу. Также могут быть данные по распределению веса по осям, о размерах и типах применяемых шин (на табличках вилочных погрузчиков). Дата выпуска машины в некоторых случаях также предстваляет интерес для проверки шин.

Копия товарно-транспортной накладной или кассового чека, по которой продавалась шина

Проверку качества не будет интересовать цена, по которой Вы приобрели шину. Поэтому, если по каким-то соображениям Вы не хотите или не можете по условиям покупки её показывать, закройте её при съёмке / сканировании или сотрите её на фото в любом графическом редакторе, например, Paint.

По этой причине не надо прикладывать копии счета-фактуры.

Проверке важно знать в первую очередь дату продажи, способ поставки, возможно, потребуются другие сведения, содержащиеся в ТТН или чеке.

Источник

Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин

На каждой шине, как российского, так и зарубежного производства, имеется маркировка, соответствующая стандарту российскому, международному, американскому и т. д. Информация на боковинах шин позволяет выбрать наиболее подходящее изделие для конкретных условий эксплуатации. В этой статье мы познакомим читателя с наиболее часто встречающимися обозначениями. Следует отметить, что многие производители вводят собственные обозначения, дополняющие стандартные.

1) Наименование или товарный знак изготовителя (рис. 1, поз. 1).

2) Обозначение шины (см. рис. 1): первое число 195 (поз. 2) указывает ширину профиля (в миллиметрах или дюймах); дробь с числом /60 – серия (отношение высоты профиля к ширине в %); буква R – радиальная конструкция каркаса (тире вместо R означает диагональную конструкцию); следующее число 14 (поз. 3) – посадочный диаметр обода в миллиметрах или дюймах; Н (поз. 4) в данном обозначении – высота шины.

Ширина профиля и посадочный диаметр на некоторых шинах выражаются двойным обозначением – и в миллиметрах, и в дюймах, например 9,00-20 (260-508).

Для обозначения широкопрофильной шины используют три числа, указывающие соответственно на наружный диаметр, ширину профиля и посадочный диаметр в миллиметрах (1500х600х635). В обозначении арочных шин присутствуют два числа, выражающие наружный диаметр и ширину профиля в миллиметрах (1500х840). Важнейшие геометрические характеристики пневмокатков определяют три цифры, обозначающие те же параметры, как и для широкопрофильных шин, в миллиметрах (1000х1000х250).

3) Модель шины (рис. 2, поз. 1) – Бл-85.

4) Заводской (порядковый) номер шины (на рис. 2, поз. 2). Заводской номер может включать дату изготовления и индекс изготовителя.

5) Индекс скорости (рис. 2, поз. 3) – условное обозначение максимально допустимой скорости в км/ч: S – 180, Q – 160, P – 150 и т. д.

Если обозначение имеет такой вид: 195/70 НR14, то Н – индекс допустимой максимальной скорости.

6) Норма слойности – условное обозначение прочности каркаса, у грузовых шин обозначается HC или PR с числом через тире и соответствующим этой норме слойности коэффициентом нагрузки (в странах, где действуют стандарты TRA) или индексом грузоподъемности – в соответствии с требованиями стандартов ETRTO и ISO. Например, норме слойности НС-6 соответствует коэффициент нагрузки С, норме слойности 18 – коэффициент нагрузки J и т. д.

На американских шинах просто указывается материал и число слоев корда (см. рис. 1, поз. 5) или, например, TREAD: 4 PLUES (2 PLUES RAYON+2 PLUES STEEL) и SIDEWALL: PLUES RAYON (брекер шины состоит из двух слоев металлокорда, а каркас (боковины) – из двух слоев вискозного корда).

7) Индекс грузоподъемности – цифровой код, соответствующий определенной максимальной нагрузке на шину в кг. Для шин грузовых автомобилей индекс грузоподъемности указывается как для одинарных, так и для сдвоенных колес (через дробь). Например, индексу грузоподъемности 117 соответствует максимальная нагрузка на шину 1285 кг, индексу 151 – 3450 кг и т. д. На американских шинах просто пишется MAX LOAD; MAX PRESS («максимальная нагрузка»; «максимальное давление» – рис. 1, поз. 6).

8) Балансировочная метка в виде круга диаметром 5…10 мм над закраиной борта, с которой должен совмещаться вентиль, обозначает самое легкое место шины.

9) Номер ГОСТ или ТУ, по которым изготовлена шина.

10) Штамп ОТК с указанием сорта шины.

11) Знак направленного вращения (стрелка).

Надписи:

12) «Radial» – для радиальных шин.

13) «Tubeless» – для бескамерных шин.

14) «Т» – для радиальных шин с текстильным брекером и каркасом.

15) «Steel» – для шин с металлокордным брекером.

16) «All steel» – для цельнометаллокордных шин.

17) «Север» – для морозостойких шин.

18) «Ш» – для шин, предназначенных для ошиповки.

19) «М+S» или «М(.)S» (грязь и снег) – для шин с зимним рисунком протектора.

20) «Regroovable» – для шин, пригодных для восстановления нарезкой канавок протектора.

21) «Reinforced» – для усиленных шин (по ГОСТ 4754–97).

22) «All seasons» – для всесезонных шин (по ГОСТ 4754–97).

23) TWI или другой символ, указывающий место расположения индикаторов износа в плечевой зоне протектора.

24) Индекс давления PSI – значение испытательного давления.

25) Знак официального утверждения «Е» с номером страны, выдавшей сертификат.

26) Страна-изготовитель, на английском языке (например, Made in Russia).

27) Индекс назначения, который проставляется на шинах США и Канады: LT (Light Truck) – указывает, что шина предназначена для легких грузовых автомобилей и микроавтобусов.

28) Некоторые низкопрофильные шины обозначаются индексом L (Low Section Tyre).

29) «DOT» – знак сертификации шин по стандартам США, включает несколько кодов: код изготовителя, кодовый номер размера шины, дата производства.

30) На американских шинах указываются индексы TRACTION INDEX и TEMPERATURE INDEX – сцепных качеств и температурный.

«Обувь» Е, L, G

Шины для тяжелой техники – КГШ (крупногабаритные шины), или по-английски OTR (Off The Road), обычно с посадочным диаметром более 24 дюймов (610 мм) имеют особые обозначения. Для классификации шин по назначению и условиям эксплуатации используются коды TRA (Tire and Rim Association). WD – означает «Wide Base», широкое основание.

Шины для мобильной техники Нigh Speed Service

NHS – Non Highway Service – для эксплуатации на бездорожье.

TG – Tractor Grader – тракторный грейдер.

ML – Mining Logging – горные работы, трелевка, с периодической эксплуатацией на дорогах.

DT – Desert Tire – шина для пустыни, для песчаной поверхности. Также часто используется на асфальтовых катках.

MCS – Mobile Crane Service – шины для мобильных кранов.

Шины для землеройных машин

Буквы Е, L, G обозначают тип техники, для которой используются шины. Цифра после буквы обозначает тип и глубину рисунка протектора.

E Шины для землеройных машин (Earthmovers)
L Шины для погрузчиков и бульдозеров (Loaders & Dozers)
G Шины для грейдеров (Graders)

Шины Е применяются, как правило, на машинах, выполняющих земляные работы: самосвалах, скреперах и мобильных кранах. Эти шины используются для транспортировки грузов по бездорожью на короткие расстояния до 4 км в один конец при скорости до 65 км/ч.

Глубина протектора шин типа Е может обозначаться с использованием числового рейтинга. Обычная глубина имеет рейтинг 100, глубокий – 150, что означает глубину в 1,5 раза больше обычной, мелкий – 60, что составляет 60% от обычной глубины.

Примеры рисунков протекторы шин E

Примеры рисунков протекторы шин E: E-1 (Good Year HRR-1A), E-2 (Michelin XGC), E-3 (Bridgestone VMT)

Примеры рисунков протекторы шин E: E-4 (Bridgestone VMTP), E-7 (Marcher W-11)

Код Тип рисунка Глубина рисунка протектора Применение
E-1 Ребристый Обычная На не ведущих колесах, чаще всего устанавливается на управляемых мостах самосвалов
E-2 Повышенного сцепления Обычная Может устанавливаться на любые оси и чаще всего применяется на скреперах с элеваторной загрузкой
E-3 Для каменистой поверхности Обычная Обладает хорошей устойчивостью к повреждениям камнями и хорошим сцеплением. Преимущественно используется на самосвалах с задней разгрузкой и с разгрузкой через дно, скреперах и мобильных кранах. Может устанавливаться на любых осях. Имеет хорошую теплостойкость и применяется на машинах, транспортирующих грузы на большие расстояния и с высокой скоростью
E-4 Для каменистой поверхности Глубокая Имеет глубину протектора в 1,5 раза больше, чем шины Е-3 с обычной глубиной протектора. Благодаря большой массе протектора эта шина имеет более длительный срок службы и повышенную стойкость к повреждениям. Преимущественно используется на любых осях транспортных средств в горной промышленности и в карьерах, где преобладают короткие перевозки по скалистому грунту
E-7 Для сыпучей поверхности Мелкая С ребристым рисунком протектора, предназначена для техники, которая работает на мягких песчаных грунтах

Шины L используются для погрузчиков и бульдозеров, работающих в условиях бездорожья. Большая часть шин из-за своей тяжелой конструкции имеет ограничения по скорости (8 км/ч) и расстоянию перевозки грузов (76 м). Шины L-2 и L-3 также устанавливаются на грейдеры.

Глубина протектора L-4 составляет примерно 150% от глубины протектора L-3, а глубина протектора L-5 – 250% от глубины L-3.

Примеры рисунков протекторы шин L

Примеры рисунков протекторы шин L: L-2 (Michelin XTL), L-3 (Michelin XHA), L-4 (Bridgestone VCHS)

Примеры рисунков протекторы шин L: L-4S (Nokian HTS L-4S), L-5 (Michelin XMINE D2), L-5S (Bridgestone STMS)

Код Тип рисунка Глубина рисунка протектора Применение
L-1 Повышенного сцепления Обычная Обладает максимальным сцеплением на песчаных и мягких грунтах
L-3 Для каменистой поверхности Обычная Обладает хорошим сцеплением и сопротивлением воздействию горной породы; предназначена для погрузчиков
L-4 Для каменистой поверхности Глубокая Благодаря утяжеленному протектору обладает более высоким сопротивлением повреждениям от воздействий горной породы, протектор также служит дольше по сравнению с шинами для погрузчиков
L-4S Гладкий Глубокая В горнорудной промышленности для техники, эксплуатирующейся под землей в тяжелых условиях; обладает исключительно прочным протектором
L-5 Для каменистой поверхности Сверхглубокая Для погрузчиков, работающих на скалистых поверхностях; благодаря утяжеленному протектору обладает повышенным сопротивлением воздействию горных пород
L-5S Гладкий Сверхглубокая Имеет высокую устойчивость к повреждениям; применяется на скалистых поверхностях и на подземных машинах в горнорудной промышленности; более всего подходит для эксплуатации с защитными цепями на горячем шлаке и в тяжелых условиях засыпных работ

Шины G применяются в основном на автогрейдерах всех типов при скоростях до 40 км/ ч без ограничения расстояния. Они также могут устанавливаться и на погрузочную технику.

В настоящее время шины одного типоразмера часто используются для разных типов техники и поэтому имеют двойное обозначение (L-2/G2, E-3/L-3).

Примеры рисунков протекторы шин G

Примеры рисунков протекторы шин G: G-2 (Michelin XMPS), G-3 (Michelin XR)

Код Тип рисунка Глубина рисунка протектора
G-2 Повышенного сцепления Обычная
G-3 Для каменистой поверхности Обычная

Вы хотите выбрать шину для вашего авто, но плохо разбираетесь в маркировке шин? Это не проблема! В данном разделе, мы поможем вам разобраться: какие бывают параметры шины, что они означают, и какая именно покрышка подходит для вашего автомобиля.

Подобрать шины / каталог шин

Расшифровка маркировки шин.

Маркировка шин

195/65 R15 91 T XL

195 — это ширина шины в мм.

65 — Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль».

Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).

Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

15 — диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

91 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 91 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.

Таблица индексов нагрузки шины:

Таблица индексов нагрузки шины

T — индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

Таблица индексов скорости:

Таблица индексов скорости

Маркировка американских шин:

Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger — для легковой машины) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.

Например: 31×10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)

31 — внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 — ширина шины в дюймах.
R — автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
15 — внутренний диаметр шины в дюймах.

Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера — внешний диаметр, вторая — ширина, третья — внутренний диаметр.

Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:

XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).

M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) — Любая погода.

Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.

Outside и Inside; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.

RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.

Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure; максимально допустимое давление в шине. Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.

Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).

Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.

Treadwear; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

DOT — Закодированный адрес производителя, код размера шины, сертификат, дата выпуска (неделя/год).

Подобрать шины / каталог шин

Содержание

  1. Зачем нужна маркировка шин
  2. Основная информация о шинах
  3. Индексы нагрузки и скорости
  4. Маркировка условий эксплуатации шины
  5. Обозначения конструкции и свойств
  6. Указания к процессу монтажа шины
  7. Другая полезная маркировка
  8. Выводы о маркировках шин

Зачем нужна маркировка шин

При первом взгляде на маркировки кажется, что производители разрисовывают боковины для красоты. Расписанная боковина – горы, снежинки, капли тумана, размашистые логотипы и цепочки непонятных цифр, бегущие по окружностям. Рельефы протекторов в мускулистых ромбах, квадратах, бровастых канавках и продольных разрезах. Прикосновение к «телу» шины открывает взаимоотношения резины с дорогой  – мягкие, жестче, уверенные, предусмотрительно шипованные.

Читайте также: Хранение шин

Есть даже записи о дне рождения и правила монтажа. В действительности каждое обозначение рассказывает о возможностях и пределах использования шины. Маркируются они затем, чтобы из множества изделий выбрать модель в такой комбинации параметров, при которых автомобиль будет везти груз или пассажиров на хорошей скорости, напевая колесами бодрую мелодию, а водитель – чувствовать управляемость и устойчивость движения на заданном им курсе.

Единые стандарты маркировки шин распространяются на основные параметры – типоразмеры, показатели допустимой нагрузки и скорости. Характеристики второго уровня маркируются разными производителями по-разному, даже по маркам автомобилей, поэтому стремиться узнать все расшифровки, пожалуй, невозможно. Встречаются буквенные, цифровые и символьные обозначения.

Сегодня мы раскроем секрет, как расшифровать маркировку шины, как воспользоваться, чтобы выбрать при покупке оптимальную комплектацию для автомобиля. Разберем маркировки по характеристикам, в порядке подбора покупателем шин для машины.

Основная информация о шинах

Маркировка шин

Типоразмеры автошин

Первое, в чем нужно разобраться – обозначения размерности автошин. Есть два типа записи размеров.

  1. Европейский типоразмер. Обозначаются в метрическом формате вида XXX/YY RZZ, где
  2. XXX — ширина шины,

YY — высота профиля, в %% к ширине шины. Высота профиля в маркировке указывается не всегда. Если показателя нет, это значит, что резина полнопрофильная, ее размер равен 80-82% ширины шины.

  • R – вид конструкции каркаса (радиальный, то есть круглый). Кроме радиального, встречается диагональный каркас, для тяжелых грузовиков и спецтехники с низкой скоростью движения. У них маркировка D (диагональная).
  • ZZ — диаметр диска.

Пример. В типоразмере 195/55/R16   195 – ширина в миллиметрах /55 – высота профиля в процентах от ширины /16 – посадочный диаметр шины в дюймах.

  • Американский типоразмер. Имеет дюймовый формат записи, вида XX×YY RZZ, где
    • XX — полный диаметр шины,
    • YY — ширина шины,
    • ZZ — диаметр диска. Все размеры в дюймах.

Американский тип записи встречается в шинах для внедорожников. Несмотря на непривычный дюймовый формат размерности, пользоваться им легче. Для перевода типоразмеров из одного вида записи в другую используют шинные калькуляторы из сети.

Типоразмеры дополняются буквенными обозначениями, поясняющими особенности использования данной модели шины. Наиболее часто встречаются:

Символ Назначение Символ Назначение
LT   Light Truck Для внедорожников, лёгких грузовиков T   Temporary Временное запасное колесо-докатка
P    Passenger Для легковых втомобилей XL   Extra Load Усиленная, повышенной грузоподъёмности
C    Commercial или Cargo Для грузовиков и фургонов RF   Reinforced Усиленная, с дополнительными слоями корда
ST   Special Trailer Для прицепов и трейлеров ZR   Rapid Высокоскоростная, более 240 км/ч

Посадочный диаметр шины должен совпадать с диаметром диска, на который она будет установлена. Соответствие покрышек автомобилей профилю обода колеса определяется по таблице.

Индексы нагрузки и скорости

Два важнейших параметра работы автошины – индексы нагрузки и скорости. Нагрузка и скорость тесно взаимосвязаны и влияют на производительность транспорта в целом, будь то грузовой или легковушка, тем более легкие мопеды и мотоциклы. Перегруз и превышение скорости по отдельности ухудшают эксплуатационные показатели работы шины, а действуя совместно, влияют на управляемость транспортом и комфортабельность движения.

Маркировка шин

Индекс нагрузки обозначен на боковине цифрой, он расположен следующим за типоразмерами. Грузоподъемность определяется по таблице индексов нагрузок, единой для всех автошин мира. Нагрузка указывается производителем в килограммах и обозначает максимально возможный вес, который перевозит колесо без потери качества резины. Сумма нагрузок колес равна грузоподъемности автомобиля, что, как известно, является ключевым показателем эффективности транспорта.

Индекс скорости имеет буквенное обозначение. Физическое значение скорости в км/ч определяют по таблице индекса скорости. Значение в таблице указывает максимальную скорость покрышки в км/ч, с которой она может перевозить груз указанного веса. Скорость является вторым ключевым показателем работы автомобиля.

При замене родных шин следуйте рекомендациям производителя, или выбирайте характеристики выше рекомендованных, с учетом условий, в которых эксплуатируется автомашина.

Читайте также: Что такое индекс скорости и нагрузки шин

Дата производства обязательно выбита на боковине, имеет важное значение для свойств резиновой покрышки. Дата указывается в овальной рамке цифровым обозначением, состоящим из четырех (с 2000 года) чисел: первые два обозначают неделю, а вторые – год выпуска.

Например, 1620 в овале значит, что шина произведена в 16ю неделю 2020 года и на сегодня находится в рабочем состоянии. Изделия с датой маркировки более, чем 5летней давности, могут быть непригодны для работы под нагрузкой. Как известно, резина со временем рассыхается, каучук крошится, использование ее для езды на любой скорости небезопасно.

Данные о производителе

Для определения производителя шин в американском транспортном законодательстве установлен стандарт DOT  (U.S. Department of Transportation). Это зашифрованный код производителя с указанием адреса, размера шины и подтверждения ее сертификации согласно требованиям стандарта безопасности PMVSS № 109. Например, МКR4 AJOR.

К коду производителя добавляется дата выпуска шины согласно общепринятому стандарту.

Соответствие качества шины европейским транспортным стандартам подтверждается маркировкой E27. Значение указывает код страны, подтверждающей соответствие покрышки требованиям качества ECE (Economic Commission for Europe). Шины европейских производителей маркируются обычным «made in» с указанием страны происхождения.

Логотипы брендов и производителей расположены на каждом колесе с легким прочтением названия.

Маркировка условий эксплуатации шины

Сезонность

Маркировка сезонности имеет как общепринятые буквенные, так и символьные обозначения.

M&S, M+S (Mud + Snow — грязь плюс снег) маркировка означает зимний тип шины. Согласно стандартам некоторых стран, все шины (летние, всесезонные либо зимние) должны иметь эту маркировку.

AS (All seasons ) – обозначение ставят на всесезонных шинах, которые можно использовать круглый год

Кроме общих указаний, производитель маркирует возможности конкретных шин в сезонных условиях. В основном они зависят от композитного состава материала покрышки и профиля протектора.

TEMPERATURE A – способность шины противостоять температурным воздействиям. Он подразделяется на категории А, В и С. Категоря А лучше переносит температуры, чем категория С.

TRACTION А – коэффициент сцепления, обозначается буквами в категориях A, В, С. Категория А имеет лучшее сцепление с поверхностью, чем категория С, в своем классе.

Часто встречаются символы в виде солнца, дождя, снежинки на фоне гор, или все вместе. Они обозначают, что резина разработана для указанных погодных условий. Стоит обращать внимание на дополнительную информацию производителя, для какого климатического пояса дана рекомендация, так как высота выпадения осадков и вид осадков различны в земных широтах.

Индикаторы износа протектора Tread Wear Indicator

В канавках протектора шины можно видеть небольшие выступы, в виде небольшой стрелки или треугольника, иногда с маркировкой буквами TWI (Tread Wear Indicator). Выступ показывает изношенность протектора. Стандартами предусмотрена минимально допустимая высота протектора 1,6мм для легковых и 4мм для грузовиков. Указатели TWI находятся именно в этих точках. На плечевой части колеса их должно быть не меньше шести. Если износ на уровне указателя – вашему автомобилю срочно нужна новая резина.

Индекс устойчивости к износу Treadwear

Маркировка TW обозначает фактическую устойчивость шины к износу по сравнению с базовой моделью. Он показывает, что при испытаниях производителя износ протектора был определен как 100 единиц, в условиях фактических перевозок, при соблюдении остальных параметров эксплуатации, коэффициент износа =450. Чтобы подтвердить значение индекса, производитель провел специальные испытания и подтвердил его практикой экспертов.

Шина Run Flat

Маркировка надписью Run Flat обозначает, что шина в случае прокола или пореза проедет на жестких боковинах около 100км, не повредив диски. Производители маркируют шины Run Flat разными буквами. Самые визуально понятные имеют вид RFT (Run Flat Tyres), ROF (Run On Flat), или просто RF. Если вам встретятся аббревиатура из списка HRS, XRP, TRF, PAX, MOE, AOE, RSC, ZP, ZPS, DSST, SSR, их расшифровка обозначает резину, которая может спущенной доехать без повреждений диска до ближайшей мастерской.

SUV шины

Sport Utility Vehicles  – шины предназначены для спортивных автокаров и внедорожников. Обеспечивают хорошее сцепление с дорогой в любых погодных условиях.

Обозначения конструкции и свойств

Tubeless – бескамерная шина. Эта надпись означает, что шина используется без камеры, герметично закрывая диск.

Tube tyрe – обозначение камерной шины. Использовать шину можно только с камерой. Если надписи нет, значит шина бескамерная.

MAX. PRESS – максимальное давление в шинах. Маркировка указывает давление в кПа. Для перевода в другие единицы измерения давления применяются таблицы. Давление в шинах связано с индексом нагрузки, при выборе оптимальных параметров необходимо учитывать оба показателя. Данные о значениях брать по таблицам.

MAX. LOAD – максимальная нагрузка на шину. Данная нагрузка указывается в фунтах и килограммах.

Traction – путь торможения шины на влажном асфальте. Для обозначения применяются  буквы А, В, С, где А указывает лучший показатель, а С –худший.

Steel – надпись на боковине, означающая что в составе резины присутствуют армирование металлическими нитями.

Указания к процессу монтажа шины

На боковинах покрышек производители дают указания по установке. Например, при монтаже шины важно проверить, учтено ли направление движения колес. Направление движение колеса указывает направление рисунка протектора, однако вероятность ошибок не исключается. Специально для работников СТО размещаются маркировки с рекомендациями по правильному монтажу:

  • Направление движения

Rotation и стрелочка указывает в направлении движения автомобиля.

  • Для колес с ассиметричным рисунком есть указания

Outside (монтаж с внешней стороны) и

Inside (монтаж с внутренней стороны).

  • В асимметричных шинах встречаются также указания

Left – монтировать с левой стороны,

Right – монтировать с правой.

Желтая точка на боковине – самый легкий участок шины. При монтаже точка совмещается с самым тяжелом местом на диске – обычно вентилем, для оптимизации балансировки.

Красная точка или треугольник стоит в самом жестком месте на боковине покрышки. 

Белая точка стоит у самого гибкого места боковины, напротив буквы L на ободе диска.

Обязательно строго придерживаться указаний по монтажу. Дело в том, что неправильная установка колес против направления движения разбалансирует систему автомобиля, портит протектор, приводит к аварийным ситуациям.

Другая полезная маркировка

Классы моделей шин:

А++ – ультра премиум. Абсолютно надежная резина предназначена для работы мощных автомобилей в самых сложных условиях. Модели применяются для городской езды и вне города. Вас будут сопровождать в поездке самые приятные ощущения.
А+ – премиум плюс. Улучшенные экономические характеристики по топливу, тормозному пути, уровню комфорта. Отличные отзывы экспертов во всех сферах применения.

А – премиум. Применяются при монтаже первичных шин для многих автомобилей. Имеют прекрасные экономические показатели, высокий уровень комфорта.
B+ — стандарт плюс. Изделия 2го эшелона лучших мировых производителей шин. Достойный уровень экономичности, уверенные дорожные качества.
B – стандарт. Продукция стандартного европейского качества с надежными эксплуатационными параметрами.
С+ — эконом плюс. Среднее качество, умеренная цена.
C – эконом. Базовые характеристики основных показателей, экономия.
D – бюджет. Низкая цена достигается отсутствием внедрений новых технологий в производстве, не в ущерб качеству продукции подобного класса.

Рекомендованные шины

M0 – предназначены для установки на автомобили марок  Мерседес, протестированы и рекомендованы компанией. Это значит, что владельцы автомобилей Мерседес сохраняют возможность получения страховых и гарантийных обязательств при установке моделей с такой маркировкой.

M3 – рекомендованы для установки на автомобили компании БМВ.

N1, N2, N3 – протестированы и рекомендованы для установки на автомобили Порш.

Цветные полоски. На протекторе многих шин присутствуют цветные полоски, предназначенные только для визуальной идентификации продукции на хранении .

Этикетки, которыми снабжены шины, поступающие из Евросоюза, содержат информацию об основных показателях эксплуатации, типоразмерах, дате выпуска, наименовании производителя или названии бренда. Этикетки очень удобны для сравнения параметров шин одного класса и предназначения. Начиная с 2022 года, этикетки содержат информацию о летних и зимних шинах из Евросоюза.

от 3 000 до 5 000 руб.

28.05%

от 5 000 до 8 000 руб.

27.15%

от 8 000 до 13 000 руб.

18.4%

от 13 000 до 20 000 руб.

10.11%

Проголосовало: 663

Недостатком информации на этикетках является отсутствие единого стандарта их заполнения, его дополняет отсутствие единого стандарта на проведение испытаний шин. По этим причинам одинаковые параметры на этикетке необязательно подразумевают одинаковый уровень качества шины в условиях ее эксплуатации.

Маркировка шин

Выводы о маркировках шин

Маркировка автомобильных шин предоставляет водителям много полезной и необходимой информации о шине, расширяет понятие о рабочих характиристиках шины в различных условиях эксплуатации. Маркировка поможет выбирать лучшие показатели скорости и нагрузки на шину, но не обеспечит идеальной езды. Производители работают над оптимизацией шин, им приходится учитывать действие реальных законов природы. На практике улучшение одного показателя объективно приводит к ухудшению связанных с ним других. Разбираясь в маркировке шин, гарантированно получится выбрать оптимальную шину для безопасного движения автомобиля по дороге.

маркировка шин

Маркировкой шины называются сведения указанные в виде буквенных и цифровых обозначения и пиктограмм производителем шины на ее боковине. В состав маркировки шины обязательно входят ее типоразмер, индексы скорости и нагрузки, дата изготовления, кроме этого в состав маркировки шины может входить информация о технических особенностях шины, тип транспортного средства, для которого шина предназначена, сезон и погодные условия ее эксплуатации, километраж пробега до износа, класс качества сцепления шины с дорожным покрытием и другие параметры. Знание системы маркировки автомобильных шин позволяет автовладельцу правильно подобрать шины для своего автомобиля.

Компания-производитель и марка шины

маркировка шины

Самыми крупными буквами на боковине шины указываются название компании-производителя шины и название модели шины. Большинство компаний-производителей размещают рядом с названием свой фирменный логотип.

Размерность шины

Самым главным параметром шины является ее размерность. По размерности шина должна подходить к вашему автомобилю и колесным дискам. К размерности шины относятся три параметра:

  • Ширина шины
  • Высота профиля шины
  • Посадочный размер шины

На шине эти параметры указываются в виде крупных последовательных цифр, каждая из которых отвечает за определенный параметр.

индекс нагрузки шин

Например: 205/55 R16

  • 205 — ширина шины 205 мм
  • 55 — высота профиля шины в процентах от ширины, в данном случае высота профиля шины 55% от 205 мм, что составляет 112,75 мм, на некоторых шинах предназначенных для легких грузовиков и микроавтобусов высота профиля может не указываться, (например: 185/R14С), высота профиля такой шины составляет 80-82%, такие шины называются полнопрофильными.
  • R — указывает на тип конструкции шины, по расположению внутреннего корда шины разделяют на шины с радиальным расположением корда (R) и шины с диагональным расположением корда (D), большинство современных шин легковых автомобилей имеют радиальное расположение корда, шины с диагональным кордом выпускаются для сельскохозяйственной и строительной техники
  • 16 — посадочный диаметр шины (размер отверстия под колесный диск) 16 дюймов

шина

На автомобиль следует устанавливать только шины, размерность которых предусмотрена заводом-изготовителем. Установка неподходящих данному автомобилю шин ведет к ухудшению ездовых качеств автомобиля, снижению безопасности и повышенному износу деталей ходовой части.

Размер шин, которые подходят вашему автомобилю, можно найти в инструкции по эксплуатации или на стикере наклеенном в проеме водительской двери или на лючке бензобака. На стикере указаны размерность допустимых для данного автомобиля шин и давление, до которого рекомендуется их накачивать.

Индекс скорости

Индексом скорости называется параметр шины, указывающий на максимально допустимую скорость, с которой можно ездить на данной шине при максимальной нагрузке. Индекс скорости и индекс нагрузки тесно связаны между собой. В маркировки шины индекс нагрузки и индекс скорости указываются следом за типоразмером шины. Например: шина 185/75R14 82S 82 — индекс нагрузки (в данном случае 475 кг на колесо) S — индекс скорости (в данном случае 180 км/час).

Индекс скорости обозначается латинскими буквами от А (минимальный, А1 = 5 км/ч) до Y (максимальный, 300 км/ч). Для легковых автомобилей наиболее распространенными являются индексы скорости: T (до 190 км/час), Н (до 210 км/час), V (до 240 км/час), W (до 270 км/час) и Y (до 300 км/час).

индекс скорости

Шины для внедорожников и легких грузовиков обычно имеют меньший индекс скорости. Для внедорожников и легких грузовиков наиболее распространёнными являются индексы скорости: Q (до 160 км/ч), R (до 170 км/ч) и S (до 180 км/ч).

Индекс скорости и индекс нагрузки тесно связаны между собой. Например: на шине указаны индексы нагрузки и скорости 98Т, что означает максимальную нагрузку до 750 кг на колесо при максимальной скорости 190 км/час. При более низкой скорости движения нагрузку на колесо можно чуть превысить, а при уменьшении нагрузки на колесо можно чуть повысить максимальную скорость.

индекс скорости шин

Индексы скорости и нагрузки являются важными показателями, которые обязательно должны учитываться при подборе шин. При установке на автомобиль шин, следует устанавливать только шины, индекс скорости которых не ниже чем у шин, устанавливаемых на конвейере. Например: на автомобиле на заводе установлены шины с индексом скорости H (до 210 км/час), это означает что на данный автомобиль нельзя устанавливать шины с индексом скорости T (до 190 км/час), но можно устанавливать шины с более высокими индексами скорости V (до 240 км/час), W (до 270 км/час) или Y (до 300 км/час).

Получить более подробную информацию об индексе скорости, ознакомиться с таблицей индексов скоростей и их значений вы можете в нашей статье: Индекс скорости шин.

Индекс нагрузки

Индекс нагрузки (индекс грузоподъёмности или индекс несущей способности) — предельно допустимый вес, под воздействием которого шина способна нормально выполнять свои функции.

Индекс нагрузки указывается на боковине шины вместе с индексом скорости, например: 98Т (где 98 – индекс нагрузки, Т – индекс скорости).

Индексы нагрузок шин обозначаются цифрами от 0 до 230 единиц, что означает нагрузку на одну шину от 45 до 33500 кг.

индекс нагрузки шин

Индекс нагрузки указывает на величину предельной нагрузки на одно колесо, для расчета максимально допустимого веса автомобиля нужно умножить вес нагрузки одного колеса на количество колес.

При подборе шин для автомобиля лучше всего выбирать шины имеющие такой же индекс нагрузки, как и шины устанавливаемые на заводе.

Получить более подробную информацию об индексе нагрузки шин, ознакомиться с таблицей индексов нагрузки и их значений вы можете в нашей статье: Индекс нагрузки шин.

Маркировка технических свойств

маркировка шин

Производители шин указывают на шинах их технические свойства и особенности:

  • XL (Extra Load) — усиленная шина, индекс нагрузки шины на на 3 единицы выше, чем у обычной шины такого же типоразмера
  • RF (Reinforced) — указывается в конце типоразмера (например 195/70 R15RF) усиленных шин (6 слоев)
  • С (Cargo) — указывается в конце типоразмера (например 195/70 R15C) шин с увеличенной грузоподъемностью (8 слоев), используемых для легкого коммерческого транспорта
  • VR или ZR — указываются на шинах предназначенных для спортивных автомобилей, дублируют индекс скорости (VR — более 210 км/час, ZR — более 240 км/час)
  • Tubeless (TI) — бескамерная шина
  • Tube Type (TT) — камерная шина
  • Steel — указывается на шинах имеющих в конструкции стальной корд
  • RunFlat — указывается на шинах изготовленных по особой технологии, на которых можно после прокола или пореза и полной потери давления проехать от 50 до 150 км на скорости до 80 км/час. Разные производители автошин по разному обозначают эту технологию: Pirelli RunFlat, Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Dunlop EMT, Nokian Run Flat, Michelin ZP, Toyo TFR, Kumho XRP, Yokohama ZPS.
  • Max Pressure — указывает на максимально допустимое давление в шине, в кПа
  • Max Load — указывает на максимально допустимую нагрузку на каждое колесо автомобиля, в кг.

Класс транспортного средства

маркировка шин

На шинах может указываться класс транспортного средства для которого они предназначены:

  • P — шины для легковых пассажирских автомобилей
  • SUV — шины для полноприводных внедорожников
  • C или LI — шины для небольших грузовых машин и микроавтобусов
  • ST — шины для специальных трейлеров
  • M/C — шины для мотоциклов
  • T — шины для временного использования
  • CMS — шины для горно-строительной техники
  • HCV — шины для тяжелой строительной техники
  • LCM — шины для лесозаготовительной техники
  • LPT — шины для прицепов

Маркировка сезонности шины

маркировка сезонности шин

Шины могут иметь маркировку указывающую на сезон и погодные условия для которых они предназначены:

  • Зимние шины — маркируются значком в виде снежинки в треугольнике или снежинки на фоне трех горных пиков
  • Летние шины — не имеют единой маркировки, шины с маркировками Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или со значком в виде зонтика хорошо подходят для езды в дождь, M+T (Mud and Tarrain) летние шины предназначенные для езды по грязи и бездорожью
  • Всесезонные шины — могут маркироваться обозначениями M+S, M+SE, R+W, AW, AS, AGT или All Season

Обозначения помогающие монтировать шины

маркировка направления вращения шины

Ixora-auto

На шинах могут быть нанесены специальные надписи помогающие выполнить правильный монтаж шин:

  • Надпись Rotation или стрелка — наносятся на направленные шины, указывают на правильное направление вращения колеса
  • Надпись Inside — указывается на внутренней боковине ассиметричных шин, подсказывая работникам шиномонтажа, как правильно монтировать шину на колесный диск
  • Надпись Outside — указывается на внешней боковине ассиметричных шин, при правильно установленных колесах, владелец автомобиля должен видеть только надписи Outside на всех колесах и не должен видеть надписи Inside

Если надписей Inside/Outside на шине нет, шина симметричная, ее можно ставить любой стороной.

Шины установленные неправильно не могут обеспечить хорошего сцепления с дорогой, хуже отводят воду и сильнее шумят.

Цветные метки используемые для маркировки шины

цветные метки на шине

Метки в виде кружочков, точек и треугольников красного, желтого, белого цвета являются балансировочными метками и предназначены для обеспечения более точной балансировки. Нанесенная краской метка имеет временный характер и используется до первого монтажа шины на диск.

  • Желтая круглая или треугольная метка на боковине шины — указывает на самое легкое место на шине, при монтаже новой шины на колесный диск желтую метку следует совместить с самым тяжелым местом на диске, чаще всего это место где находится ниппель, такое совмещение позволяет улучшить балансировку колеса и поставить балансировочные грузики наименьшего веса.
  • Красная круглая или треугольная метка на шине — обозначает место с максимальным отклонением радиальной силы, которое является самым жестким местом боковой поверхности шины, при монтаже шины на диск красную метку совмещают с меткой L на колесном диске.
  • Белая точка или круг на шине — обозначает место с минимальным отклонением радиальной силы, которое является самым гибким местом боковой поверхности шины, при монтаже шины на диск белая метка должна быть смещена на 180° от метки L на колесном диске.

цветные полоски на протекторе шины

Euro-diski

Разноцветные полоски, нанесенные на протектор шины, предназначены для визуального различения шин при хранении на складе или в магазине. Каждая модель и каждый типоразмер автошин обладает своими уникальными цветами полосок, что помогает отличать их друг от друга при хранении в стопке.

Запас износостойкости

запас износостойкости шины

Индекс запаса износостойкости указывает на относительный ожидаемый километраж пробега шины до ее износа. Индекс запаса износостойкости указывается в виде цифры стоящей за словом treadwear, например: treadwear 400. Для того чтобы вычислить ожидаемый километраж пробега шины до ее износа, нужно цифру индекс умножить на 480 км. Например: на шине указано treadwear 400, умножаем 400 на 480, получаем, что для данной шины ожидаемый пробега до износа составляет 192000 км.

Класс качества сцепления

класс сцепления шины с дорогой

Класс качества сцепления шины указывает на способность шины к торможению на влажном дорожном полотне. Класс качества сцепления указывается в виде буквенного индекса следом за словом Traction. Класс качества сцепления автомобильных шин может быть от AA (самый лучший) до CC (худший). Большинство шин легковых автомобилей имеют класс качества сцепления A, шины предназначенные для спортивных и гоночных машин имеют класс качества сцепления AA.

Индекс температуры

индекс температуры шины

Индекс температуры указывает на способность шин выдерживать нагрев при езде на определенной скорости. Индекс температуры указывается в виде буквенного индекса следом за словом Temperature. Индекс температуры может иметь три значения:

  • A — более 184 км/час
  • B — 160-180 км/час
  • C — 130-160 км/час

Большинство шин современных легковых автомобилей имеют индекс температуры A.

Указатели индикаторов износа протекторов

Многие современные автомобильные шины оснащаются индикаторами износа протектора, такие шины маркируются надписью TWI (Tread Wear Indiration). Индикаторы износа шин могут быть разных типов:

  • Индикаторы износа могут иметь вид вставок определенной высоты расположенных в углублениях протектора (чаще всего в водоотводящих канавках), при износе протектора вровень с высотой вставки шина подлежит замене.

индикатор износа шины

  • Индикаторы износа шины могут иметь вид контрольных цифр или символов расположенных на протекторе и выдавленных на определенную глубину, при износе протектора они исчезают один следом за другим, при исчезновении последнего шина подлежит замене.

индикатор износа шины

Маркировка омологированных шин

Производители шин выпускают шины специально предназначенные для определенных моделей автомобилей, такие шины называют омологированными.

омологированная шина

Омологированные шины предназначены для первичной комплектации автомобилей на конвейере или продаются через официальных дилеров автопроизводителя. Омологированные шины доработаны под требования определенного автопроизводителя, могут иметь другое внутреннее устройство корда или другой состав резиновой смеси.

Шины выпущенные для определенного автопроизводителя маркируются особым значком на боковине шины: М0, M01 — Mercedes-Benz, A0, R01 — Audi, «звездочка» — BMW, J — Jaguar, N0 (N1, N2, N3) — Porsche.

Маркировка сертификации

Автомобильные шины проходят процедуру обязательно международной сертификации, маркировка о прохождении такой сертификации указывается на шине:

  • E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe), за буквой следует цифра от 1до 48 соответствующая коду страны, где шина проходила сертификацию

знак сертификации шины

  • DOT — шина соответствует американским стандартам качества (Department of Transportation— Министерство транспорта США), следом за обозначением DOT идет цифровой код, в котором зашифрованы завод-изготовитель, пресс-форма и партия производства

знак dot на шине

Маркировка даты изготовления

Дата изготовления шины является важным параметром. При правильных условиях хранения резина из которой изготовлены автомобильные шины сохраняет свои свойства в течение 4-5 лет, в дальнейшем начинает терять свои свойства. Перед покупкой шин следует обязательно проверить дату их изготовления и воздержаться от покупки старой резины.

дата изготовления шины

Дата изготовления шины указывается в виде четырех цифр заключенных в овал. Первые две цифры указывают на порядковый номер недели в году, следующие две цифры указывают на год изготовления. Например: на шине указаны цифры даты изготовления 0421, что расшифровывается как 4 неделя 2021 года.

Наклейки на шинах

Производители шин, в соответсвии с международными требованиями, клеят на протектор новой шины наклейку (стикер), на которой в виде специальных значков указывают к какому классу относится данная шина по топливной экономичности, шумности и водоотведению для обеспечения устойчивости автомобиля на мокрой дороге.

наклейки на шине

С 2020 года в России на каждую шину в обязательном порядке клеится наклейка (стикер) со специальным QR-кодом, который подтверждает что шина зарегистрирована в системе мониторинга товаров. Покупатель может просканировать QR-код с помощью мобильного приложения «Честный знак» и получить сведения о производителе и импортере данной шины, ее характеристиках и о дате ввода ее в оборот.

наклейка честный знак на шине

  • Где указывается номер страхового медицинского полиса
  • Где указывается номер сертификата о вакцинации
  • Где указывается номер свидетельства о рождении
  • Где указывается номер рейса в авиабилете
  • Где указывается номер постановления судебных приставов