Мало кто из постоянных клиентов «РЖД» знает, что номера поездов различного назначения — пассажирских, грузовых, технических — присваиваются не в случайном порядке. Современная система нумерации поездов сформировалась в 2004 году. В 2014 году ОАО «РЖД» выпустило новое распоряжение, которое и утвердило актуальный «Порядок присвоения номеров поездам». А предыдущие правила присвоения номеров утратили свою силу.
Фото: thirdculturenomads.com
От чего зависит номер поезда
Любопытно, что нумерация зависит не только от типа поезда, но и от направления его движения — составы, следующие на север или восток, получают чётные номера, а курсирующие на юг или запад — нечётные. Конечно, направление следования поезда может меняться, а с ним меняется и номер.
Если говорить о каких-то общих правилах, то номер поезда может включать от одной до четырёх цифр — и это зависит от типа поезда и его назначения.
Нумерация пассажирских поездов «РЖД»
- 1-150 — скорые поезда, которые курсируют круглогодичного. Как правило, они развивают небольшую скорость (до 90 км/ч) и следуют на дистанции от 150 км.
- 151-298 — сезонные поезда. В их число входят дополнительные железнодорожные составы, которые везут пассажиров на юг России. Иногда их выводят на маршрут к праздникам: Новому году, 23 февраля, 8 марта. Такие поезда обслуживают популярные направления.
- 301-450 и 601-698 — поезда круглогодичного отправления. Скорость железнодорожных составов с данными номерами, зачастую, не превышает 50 км/ч.
- 451-598 — такие же медленные поезда, как и предыдущие. Однако на маршрут составы выходят только в случаях острой необходимости, например, на праздники.
- 701-750 — скорые поезда, которые могут ехать более 90 км/ч.
- 751-788 — высокоскоростные (самые быстрые, их скорость достигает 160 км/ч и выше).
- 801-898 — составы высокой комфортности и поезда без дополнительного сервиса, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом.
- 921-940 — туристические (круизные, экскурсионные). Такие поезда возили пассажиров в Суздаль и Рязань на Масленицу 2020 года.
- 941-960 — людские поезда, перевозящие большую группу пассажиров в определённое место назначения. Перевозка производится по грузовым документам.
- 961-970 — грузо-пассажирские. В таких составах могут находиться как пассажирские, так и грузовые вагоны.
- 971-998 — составы, имеющие пассажирские и грузобагажные вагоны.
Нумерация пригородных поездов «РЖД»
- 6001-6998 — электрички (пригородные направления).
- 7001-7198 — скоростные электрички.
- 7201-7598 — скорые городские и региональные электрички.
- 7601-7628 — пригородные поезда, обслуживающие ж/д пути.
Нумерация других поездов «РЖД»
Товарные, грузовые, тяжеловесные поезда также имеют собственный номер.
Например, железнодорожный состав, в котором есть вагоны-рефрижераторы, имеют номера 1001-1020. В них перевозят продукты питания, которые быстро портятся.
Жидкости в контейнерах перевозят составы с номерами 1021 — 1420. А автомобили, фуры, прицепы путешествую поездами 1421-1440.
Даже локомотивам и толкачам присваивают номера. Пассажирские вагоны тянут машины под номерами 4151–4188 или резервные 4961-4990.
Каждому железнодорожному составу присвоен индивидуальный номер. Но не все знают, что по этим цифрам можно узнать вид и маршрут поезда. Номер может состоять из одной или нескольких цифр, быть четным или нечетным. Давайте разберемся в этих числах.
Как определить тип поезда по номеру?
Если состав направляется на север или восток, ему присваивается четный номер, а если на юг или запад — нечетный. Из-за привязки нумерации к маршруту следования поезда, цифры могут меняться с четных на нечетные, и наоборот. Помимо направления, номер зависит от типа состава.
Номер поезда | Тип состава |
от 1 до 148 | скорый, курсирует весь год |
от 151 до 178 | скорый круглогодичный или сезонный |
от 181 до 298 | скорый сезонный |
от 301 до 398 | пассажирский круглогодичный |
от 401 до 498 | пассажирский сезонный |
от 501 до 598 | «одноразовый» |
от 601 до 698 | межобластной |
от 701 до 798 | служебный |
от 801 до 848 | скорый поезд, работающий на электричестве или дизельном топливе |
от 851 до 898 | скорый электро- или дизельный поезд, в котором не предусмотрены дополнительные удобства для пассажиров |
от 971 до 988 | туристический |
Помимо туристических поездов, цифрами от 900 и далее маркируются почтово-багажные и грузовые составы. Четырехзначные номера имеют хозяйственные и грузовые поезда. Исключение — пригородные электрички. Они нумеруются от 6000 до 7500.
Номер поезда указывает на его направление и тип состава.
Зачем нужна буква?
Из цифр от 1 до 3 и буквы состоят номера пассажирских составов. Объясняется это просто — если использовать только цифры, получится около 1000 номеров, а поездов на нашей железной дороге намного больше.
Составы с идентичной цифровой маркировкой, но разными буквами, не ходят с одного вокзала. Например поезд 002А едет с Ленинградского вокзала в Москве, а состав 002М отправляется тоже из Москвы, но с Ярославского вокзала. Такая система позволяет избежать возможной путаницы в числах. На вокзале диктор называет только номер поезда без буквы.
В некоторых случаях составы имеют аналогичный номер, но в зависимости от вида (фирменный или обычный) у них меняется буква. Чаще всего буква в номере поезда зависит от его маршрута, однако бывают исключения. Иногда встречается вторая буква. Она указывает на маршрут поезда в общем расписании.
Благодаря букве, номер каждого состава уникален.
Система нумерации поездов на Российских железных дорогах (РЖД) сформировалась в 2004 г.. Каждый поезд имеет свой номер и по нумерации можно определить вид и направление поезда.
Поезда на сети дорог преимущественно имеют нечётные номера, если следуют направлении на юг и на запад, четные — в обратных направлениях. Смена с четного на нечетный или наоборот производится по станциям, где это предусмотрено графиком движения поездов. При смене четного номера на нечетный его номер должен быть уменьшен на единицу, а при смене нечетного номера на четный — увеличен на единицу.
Кому интересно, тут предоставлены не только пассажирские/пригородные/грузовые поезда.
С 5 апреля 2014 года по распоряжению N 859р действует следующая нумерация поездов РЖД
Нумерация пассажирских поездов РЖД
1–150 — Скорые круглогодичные (скорость маршевая от 50 км/час (вкл.) до 91 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км)
151–298 — Скорые сезонного и разового обращения (скорость маршевая от 50 км/час (вкл.) до 91 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км)
301–450 и 601–698 — Пассажирские круглогодичные (скорость маршевая до 50 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км)
451–598 — Пассажирские сезонные, разового назначения и детские (скорость маршевая до 50 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км)
701–750 — Скоростные (скорость маршевая 91 км/час и более)
751–788 — Высокоскоростные (скорость маршевая 161 км/час и более)
801–898 — Скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом (кроме скоростных и высокоскоростных)
901–920 — Служебного (специального) назначения
921–940 — Туристические (коммерческие)
941–960 — Людские (грузовой поезд, в котором десять и более вагонов занято людьми. Вагоны с людьми должны иметь прикрытие от вагонов с грузами, требующими особой осторожности.)
961–970 — Грузопассажирские
971–998 — Почтово-багажные
Нумерация пригородных поездов ржд
6001–6998 — Пригородные, приграничные пригородные (региональные) поезда
7001–7098 — Скоростные пригородные поезда с резервированием мест
7101–7598 — Скорые пригородные и городские поезда
7601–7628 — Поезда служебного (специального) назначения
Нумерация технических поездов ржд
5001–5398 — Состоящие из цельнометаллических вагонов без пассажиров из пассажирских вагонов, следующих со станций высадки (посадки) пассажиров или пассажирских технических станций в пункты формирования, оборота, на станции для межрейсового отстоя и обратно. Данная нумерация применяется для составов поездов, предусмотренных графиком движения. Данная нумерация присваивается также в тех случаях, когда межрейсовый отстой состава пассажирского поезда согласован причастными на путях базы отстоя
5401–5498 — Состоящие из цельнометаллических вагонов без пассажиров из пассажирских вагонов, следующих для межоперационного перестоя до (после) подготовки состава в рейс на пассажирской (пассажирской технической) станции и обратно. Данная нумерация применяется для составов поездов, назначаемых отдельными указаниями ОАО «РЖД»
5501–5598 — Состоящие из цельнометаллических вагонов без пассажиров из пассажирских вагонов, следующих на вагоноремонтные предприятия для всех видов ремонта, покраски и обратно.
5601–5798 — Состоящие из цельнометаллических вагонов без пассажиров, передислокация вагонов новой постройки к месту приписки, подсылка составов под перевозку пассажиров и их возврат к месту приписки, из одного пункта приписки вагонов в другой.
5801–5998 — Состоящие из цельнометаллических вагонов без пассажиров из пассажирских вагонов, следующих на базы отстоя и обратно.
7631–7898 — Состоящие из моторвагонного подвижного состава без пассажиров, в т.ч. от скоростных и высокоскоростных, моторвагонный подвижной состав, следующий со станций высадки (посадки) пассажиров в депо приписки и обратно, на станции для межрейсового отстоя и обратно, а также на другие станции посадки (высадки) пассажиров
(в приказе здесь пропущено, но сделано отдельной строкой) — Состоящие из моторвагонного подвижного состава без пассажиров, в т.ч. от скоростных и высокоскоростных
7901–7988 — Состоящие из моторвагонного подвижного состава без пассажиров, в т.ч. от скоростных и высокоскоростных, используемого в пригородном сообщении
7989–7998 — Состоящие из моторвагонного подвижного состава без пассажиров, в т.ч. от скоростных и высокоскоростных используемого в дальнем следовании
Специализированные грузовые поезда, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания
1001–1020 — Рефрижераторные
1021–1420 — Контейнерные поезда
1421–1440 — Для перевозок груза в контрейлерах
1441–1450 — Специализированные для перевозки грузов в универсальном подвижном составе
1451–1460 — Для перевозки живности
1461–1810 — Для перевозки угля, руды, удобрений в кольцевых маршрутах
1811–1998 — Для перевозки наливных грузов в кольцевых и технологических маршрутах
Грузовые поезда
9201–9248 — Соединенные поезда, следующие на один и более диспетчерских участков: первому
9251–9248 — Соединенные поезда, следующие на один и более диспетчерских участков: второму
9301–9498 — Для составов из порожних вагонов в количестве 350-520 осей с одним локомотивом в голове, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания
9501–9798 — Тяжеловесные поезда, в том числе
9701–9750 — Тяжеловесные поезда весом 8000 т
9751–9798 — Тяжеловесные поезда весом 9000 т и более
2001–2998 — Сквозные, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания
3001–3398 — Участковые
3401–3468 — Сборные
3471–3498 — Сборно-участковые
3501–3598 — Вывозные — для уборки и подачи вагонов на отдельные промежуточные станции участка и подъездные пути
3601–3798 — Передаточные — для передачи вагонов с одной станции на другую
3801–3898 — Диспетчерские локомотивы — для уборки и подачи вагонов на промежуточные станции
3901–3978 — Подача вагонов рабочего парка на перегон для выгрузки в «окно» при производстве путевых работ
3981–3998 — Подача вагонов по перевозочным документам под погрузку или выгрузку на примыкание к главным путям на перегоне, внутристанционные передачи, подача вагонов по договорам на пути (подъездные пути) станций, закрытых для грузовых операций
Локомотивы
Толкачи-резервные локомотивы, следующие для подталкивания или после подталкивания поездов:
4001–4148 — грузовых
4151–4188 — пассажирских
4191–4198 — хозяйственных
Резервные локомотивы, следующие без вагонов, а также локомотивы с прицепленными к ним не более 10-ти физическими вагонами:
4201–4228 — от подталкивания грузовых поездов
4231–4258 — от подталкивания вывозных и передаточных поездов
4261–4298 — от подталкивания хозяйственных поездов
4301–4398 — от (к) пассажирских, людских, пригородных, почтово-багажных и грузопассажирских поездов
4401–4698 — от (к) поездов: ускоренных, соединенных, сквозных, участковых, сборных, сборно-участковых
4701–4778 — от (на) хозяйственных работ
4779–4798 — рельсосмазыватели
4801–4878 — от (к) вывозных и передаточных поездов
4881–4898 — от (к) маневровых работ
Сплотки резервных локомотивов, находящиеся в эксплуатации:
4901–4960 — грузовых
4961–4990 — пассажирских
4991–4994 — хозяйственных
4995–4998 — маневровых
Хозяйственные поезда
8001–8048 — Восстановительные
8051–8098 — Пожарные
8101–8198 — Снегоочистители и снегоуборочная техника всех наименований
Для выполнения работ по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту сооружений и устройств железной дороги:
8201–8248 — щебнеочистительные машины
8251–8298 — выправочно-подбивочно-отделочные и рихтовочные машины
8301–8348 — путеукладочные и путеразборочные машины
8351–8398 — хоппер-дозаторные
8401–8448 — рельсовозные
8451–8498 — рельсошлифовальные
8501–8548 — остальные машины и агрегаты
8551–8598 — Путеизмерители, дефектоскопы и вагоны-лаборатории
8601–8698 — Автодрезины, мотовозы и специальный самоходный подвижной состав
8701–8748 — Для перевозки воды по хозяйственным документам
8751–8798 — Для перевозки работников пути, контактной сети и т.д. к месту работы и обратно в моторвагонном или специальном самоходном подвижном составе
8801–8848 — Для перевозки работников пути, контактной сети и т.д. к месту работы и обратно в вагонах с локомотивной тягой
8851–8868 — Работа маломощных диспетчерских локомотивов на перегоне
8871–8898 — Работа с поездами по договорам с транспортными организациями железных дорог
8901–8918 — Локомотивы и сплотки локомотивов, моторвагонный подвижной состав и вагоны в ремонт и из ремонта по грузовым документам
8921–8928 — Вагоны в ремонт и из ремонта по грузовым документам. Присвоение нумерации 8921-8928 составам из пассажирских вагонов, следующих в ремонт и из ремонта запрещается
8931–8948 — Обкатка локомотивов и вагонов
8951–8988 — Обкатка составов из порожних пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава
8991–8998 — Для проведения опытных поездок
9001–9098 — Из порожних вагонов, негодных под погрузку, следующих на заводы и в депо для ремонта и модернизации по специально оформленным документам
Примечание к нумерации поездов
790–799 — Нумерация для тестирования системы «Экспресс-3»
941–970 — Для назначении поездов для осуществления пробега вагонов пассажирского парка между станциями, открытыми для выполнения пассажирских операций в Московском и Санкт-Петербургском узлах
Вспомогательному локомотиву, направляемому на перегон с целью оказания помощи в соответствии с пунктом 5 приложения 7 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России 4.06.2012 г. N 162, присваивается нумерация резервного локомотива, а при вывозе им остановившегося поезда — номер этого поезда.
Нумерация поездов до 2014 года
До 2014 года применялась другая нумерация поездов:
1-148 — Скорые круглогодичного обращения
151-168 — Скоростные круглогодичного и сезонного обращения
171-178 — Ускоренные круглогодичного и сезонного обращения
181-298 — Скорые сезонного обращения
301-398 — Пассажирские круглогодичного обращения
401-498 — Пассажирские сезонного обращения
501-598 — Пассажирские разового назначения, вывозные
601-698 — Местные (межобластные)
701-748 — Служебного (специального) назначения
801-848 — Скорые составами дизель-поезда или электропоезда
851-898 — Скорые составами дизель-поезда или электропоезда без предоставления дополнительных услуг
971-988 — Туристско-экскурсионные
Пригородные
6001-6998 — Пригородные
7001-7398 — Скорые пригородные
7481-7498 — Пригородные служебного назначения (по билетам)
Почтово-багажные, грузо-пассажирские и людские поезда
901-948 — Почтово-багажные
951-968 — Грузо-пассажирские
991-998 — Людские (общие)
Специализированные (ускоренные) грузовые поезда:
1001-1098 — Рефрижераторные
1101-1128 — Для перевозки молока
1131-1198 — Поезда из порожних вагонов в количестве до 350 осей с одним локомотивом в голове
1201-1298 — Контейнерные
1301-1398 — Для перевозки грузов в контрейлерах
1401-1488 — Контейнерные
1491-1498 — Специализированные для перевозки грузов в универ-сальном подвижном составе
1501-1518 — Для перевозки живности
1519-1598 — Для поездов операторских компаний
1601-1698 — Для перевозки угля и рудно-металлургического сырья и удобрений в кольцевых маршрутах
1701-1798 — Для перевозки наливных грузов в кольцевых и технологических маршрутах
Грузовые поезда
1801-1898 — Для составов из порожних вагонов в количестве 350-520 осей с одним локомотивом в голове
1901-1918 — Соединенные поезда, следующие на один и более диспетчерских участков первому (головному)
1921-1938 — Соединенные поезда, следующие на один и более диспетчерских участков второму
1941-1958 — Соединенные поезда, следующие на один и более диспетчерских участков третьему
2001-2998 — Сквозные
3001-3398 — Участковые
3401-3448 — Сборные
3451-3488 — Сборно-участковые
3491-3498 — Сборные со сборно-раздаточными вагонами
3501-3598 — Вывозные – для уборки и подачи вагонов на отдельные промежуточные станции участка и подъездные пути
3601-3798 — Передаточные – для передачи вагонов с одной станции узла на другую
3801-3898 — Диспетчерские локомотивы – для уборки и подачи вагонов на промежуточные станции с прицепкой к ним более 10 физических вагонов
3901-3998 — Подача вагонов на примыкание к главным путям на перегоне по перевозочным документам под выгрузку или погрузку и уборка их обратно
Локомотивы
4001-4028 — Толкачи — резервные локомотивы, следуемые для подталкивания грузовых поездов
4031-4058 — Толкачи — резервные локомотивы, следуемые для подталкивания вывозных и передаточных поездов
4061-4098 — Толкачи — резервные локомотивы, следуемые для подталкивания хозяйственных поездов
4101-4128 — Резервные локомотивы, следующие без вагонов, а также локомотивы с прицепленными к ним не более 10-ти физическими вагонами от подталкивания грузовых поездов
4131-4158 — Резервные локомотивы, следующие без вагонов, а также локомотивы с прицепленными к ним не более 10-ти физическими вагонами от подталкивания вывозных и передаточных поездов
4161-4198 — Резервные локомотивы, следующие без вагонов, а также локомотивы с прицепленными к ним не более 10-ти физическими вагонами от подталкивания хозяйственных поездов
4201-4298 — Резервные локомотивы, следующие без вагонов, а также локомотивы с прицепленными к ним не более 10-ти физическими вагонами от (к) пассажирских, почтово-багажных и грузопассажирских поездов
4301-4398 — Резервные локомотивы, следующие без вагонов, а также локомотивы с прицепленными к ним не более 10-ти физическими вагонами от (к) грузовых поездов: людских, специализированных, соединенных, сквозных, участковых, сборных
4501–4598 — Резервные локомотивы, следующие без вагонов, а также локомотивы с прицепленными к ним не более 10-ти физическими вагонами от (на) хозяйственных работ
4601-4698 — Резервные локомотивы, следующие без вагонов, а также локомотивы с прицепленными к ним не более 10-ти физическими вагонами от (к) пригородных поездов
4701-4898 — Резервные локомотивы, следующие без вагонов, а также локомотивы с прицепленными к ним не более 10-ти физическими вагонами от (к) вывозных и передаточных поездов
4901-4998 — Резервные локомотивы, следующие без вагонов, а также локомотивы с прицепленными к ним не более 10-ти физическими вагонами от (на) маневровых работ
4401-4438 — Сплотки резервных локомотивов, находящихся в эксплуатации грузового движения
4441-4468 — Сплотки резервных локомотивов, находящихся в эксплуатации пассажирского движения
4471-4498 — Сплотки резервных локомотивов, находящихся в эксплуатации хозяйственного движения
Хозяйственные поезда
5001-5098 — Обкатка составов из порожних пассажирских вагонов, пробные пассажирские поезда и электросекции, обкатка и следование в ремонт локомотивов
5101-5198 — Автодрезины, мотовозы и специальный самоходный подвижной состав
5301-5398 — Для перевозки воды по хозяйственным документам
5401-5698 — Из порожних пассажирских вагонов, следующие в пункты посадки пассажиров, на технические станции и в пункты отстоя
8001-8048 — Восстановительные
8051-8098 — Пожарные
9001-9098 — Из порожних вагонов, негодных под погрузку, следующих на заводы и в депо для ремонта и модернизации по специально оформленным документам
Путевые
5201-5248 — Щебнеочистительные машины (ЩОМ)
5251-5298 — Выправочно-подбивочно-отделочные и рихтовочные машины (ВПО и ВПР)
5701-5748 — Путеукладочные и путеразборочные
5751-5798 — Хоппер-дозаторные
5801-5848 — Рельсовозные
5851-5898 — Рельсошлифовальные
5901-5948 — Остальные машины и агрегаты
5951-5998 — Путеизмерители, дефектоскопы и вагоны-лаборатории
7901-7998 — Снегоочистители и снегоуборочная техника всех наименований
Нумерация пассажирский поездов до 2004 года
До 2004 года применялась другая нумерация пассажирских поездов:
1-99 — скорые
101-156 — скорые летние
171-299 — пассажирские
301-399 — пассажирские летние
401-599 — разового назначения
501-599 — пассажирские летние
801-899 — туристские
Нумерация поездов на российской железной дороге началась в 2004 году. Согласно с ней, у каждого железнодорожного подвижного состава есть свой собственный вагонный номер. Мало кто знает, что по этому номеру, можно узнать вид и направление поезда.
Кроме того, эта информация необходима для правильного и четкого функционирования железных дорог и координирования маршрутов. При чем, номер подвижного состава может состоять из одной или из нескольких цифр, а также, быть нечетным или четным.
Определение типа поезда по его номеру
Четный номер подвижному составу дается тогда, когда он направляется на север либо восток, а если на юг либо запад, то назначается нечетный. По причине того, что номер связан с направлением поезда, они могут изменяться. Кроме маршрута, нумерация зависит от типа подвижного состава:
- 001-148 являются скоростными и курсируют целый год;
- 151-178 присваиваются скоростным поездам, которые ездят круглогодично или сезонно;
- 181-298 принадлежат скорым поездам, которые ходят сезонно;
- 301-398 являются пассажирскими поездами и курсируют круглый год;
- 401-498 считаются пассажирскими и курсируют только по сезонам;
- 501-598 принадлежат поездам разового назначения;
- 601-698 присваиваются местным поездам, которые проходят не более 700 км;
- 701-798 принадлежат служебным составам;
- 801-848 дают фирменным поездам, с особым комфортом для пассажиров;
- 851-898 являются скорыми электро- или дизельными поездами, в которых нет дополнительных услуг для пассажиров;
- 971-988 принадлежат туристическим поездам.
Для чего необходима буква?
Подвижной состав поезда нумеруется с помощью цифр от 1 до 3 и букв. Это связано с тем, что поездов на железной дороге очень много, и если использовать только цифры, в итоге получиться около 1000 номеров, а это намного меньше чем подвижных составов.
Поезда с одинаковыми цифрами, но различными буквами, не отъезжают с одного и того же железнодорожного вокзала. Такая система нумерации позволяет держать под контролем рейсы и избегать неразберихи в цифрах. Голос на вокзале озвучивает лишь номер поезда, без буквы.
Бывают случаи, когда подвижные составы имеют схожие номера, но учитывая обычный или фирменный вид, у них изменяется буква. Зачастую, буквенное значение в номере подвижного состава поезда зависит от его направления, но, возможны исключения. Бывает, можно увидеть 2 буквы в номере поезда, вторая показывает его направление в общем графике.
Загрузка…
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 апреля 2014 г. N 859р
О НУМЕРАЦИИ ПОЕЗДОВ ДЛЯ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ
В соответствии с пунктом 2 Протокола пятьдесят девятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, состоявшегося 19 — 20 ноября 2013 г. в г. Кишиневе:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2014 г. прилагаемый «Порядок присвоения номеров поездам».
2. Порядок присвоения номеров поездам, установленный распоряжением ОАО «РЖД» от 7 июня 2004 г. N 2485р считать утратившим силу.
3. Начальникам департаментов и управлений, руководителям филиалов и структурных подразделений обеспечить соблюдение порядка присвоения номеров поездам всеми причастными работниками.
4. Начальнику Департамента информатизации Павловскому А.А., Директору Главного вычислительного центра Лыкову Р.Ю., начальнику Управления анализа и статистики Филипченко С.А. обеспечить с 1 июня 2014 г. формирование статистической отчетности в соответствии с утвержденным настоящим распоряжением порядком присвоения номеров поездам.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на старшего вице-президента ОАО «РЖД» Краснощека А.А.
Первый вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Н.МОРОЗОВ
Приложение
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 5 апреля 2014 г. N 859р
ПОРЯДОК
ПРИСВОЕНИЯ НОМЕРОВ ПОЕЗДАМ
1. Номера поездам присваиваются в соответствии со следующим перечнем:
1.1. Пассажирские поезда в международном, дальнем и местном сообщении | ||
1.1.1. | Скорые круглогодичные | 1 — 150 |
1.1.2. | Скорые сезонного и разового обращения | 151 — 298 |
1.1.3. | Пассажирские круглогодичные | 301 — 450 |
601 — 698 | ||
1.1.4. | Пассажирские сезонные, разового назначения и детские | 451 — 598 |
1.1.5. | Скоростные | 701 — 750 |
1.1.6. | Высокоскоростные | 751 — 788 |
1.1.7. | Скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом (кроме скоростных и высокоскоростных) | 801 — 898 |
1.1.8. | Служебного (специального) назначения | 901 — 920 |
1.1.9. | Туристические (коммерческие) | 921 — 940 |
1.1.10. | Людские | 941 — 960 |
1.1.11. | Грузопассажирские | 961 — 970 |
1.1.12. | Почтово-багажные | 981 — 990 |
1.2. Пригородные поезда | ||
1.2.1. | Пригородные | 6001 — 6998 |
1.2.2. | Скорые пригородные поезда с резервированием мест | 7001 — 7098 |
1.2.3. | Скорые пригородные и городские поезда | 7101 — 7598 |
1.2.4. | Скоростные пригородные поезда | 7901 — 7964 |
1.2.5. | Поезда служебного (специального) назначения | 7601 — 7628 |
1.3. Технические поезда | ||
1.3.1. | Состоящие из цельнометаллических вагонов без пассажиров: | |
1.3.1.1. | из пассажирских вагонов, следующих со станций высадки (посадки) пассажиров или пассажирских технических станций в пункты формирования, оборота, на станции для межрейсового отстоя и обратно. Данная нумерация применяется для составов поездов, предусмотренных графиком движения. Данная нумерация присваивается также в тех случаях, когда межрейсовый отстой состава пассажирского поезда согласован причастными на путях базы отстоя | 5001 — 5398 |
1.3.1.2. | из пассажирских вагонов, следующих для межоперационного перестоя до (после) подготовки состава в рейс на пассажирской (пассажирской технической) станции и обратно. Данная нумерация применяется для составов поездов, назначаемых отдельными указаниями ОАО «РЖД» | 5401 — 5498 |
1.3.1.3. | из пассажирских вагонов, следующих на вагоноремонтные предприятия для всех видов ремонта, покраски и обратно | 5501 — 5598 |
1.3.1.4. | передислокация вагонов новой постройки к месту приписки, подсылка составов под перевозку пассажиров и их возврат к месту приписки, из одного пункта приписки вагонов в другой | 5601 — 5798 |
1.3.1.5. | из пассажирских вагонов, следующих на базы отстоя и обратно | 5801 — 5998 |
1.3.2. | Состоящие из моторвагонного подвижного состава без пассажиров, в т.ч. от скоростных и высокоскоростных | |
1.3.2.1. | моторвагонный подвижной состав, следующий со станций высадки (посадки) пассажиров в депо приписки и обратно, на станции для межрейсового отстоя и обратно, а также на другие станции посадки (высадки) пассажиров | 7631 — 7898 |
1.3.2.2. | из моторвагонного подвижного состава, следующих на вагоноремонтные предприятия для всех видов ремонта, покраски и обратно, передислокация вагонов новой постройки к месту приписки, подсылка составов под перевозку пассажиров со станций других железных дорог и их возврат к месту приписки, из одного пункта формирования (пункта приписки вагонов) в другой | |
1.3.2.2.1. | используемого в пригородном сообщении | 7965 — 7988 |
1.3.2.2.2. | используемого в дальнем следовании | 7989 — 7998 |
1.4. Специализированные грузовые поезда, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания | ||
1.4.1 | Рефрижераторные | 1001 — 1020 |
1.4.2 | Контейнерные поезда | 1021 — 1570 |
1.4.3 | Для перевозок груза в контрейлерах | 1571 — 1590 |
1.4.4 | Специализированные для перевозки грузов в универсальном подвижном составе | 1591 — 1640 |
1.4.5 | Для перевозки живности | 1641 — 1650 |
1.4.6 | Для перевозки угля, руды, удобрений и других насыпных и навалочных грузов в маршрутах | 1651 — 1910 |
1.4.7 | Для перевозки наливных грузов в маршрутах | 1911 — 1998 |
1.5. Грузовые поезда | ||
1.5.1. | Соединенные поезда, следующие на один и более диспетчерских участков: | |
1.5.1.1. | первому | 9101 — 9148 9201 — 9248 |
1.5.1.2. | Второму | 9151 — 9198 9251 — 9298 |
1.5.2. | Для составов из порожних вагонов | |
1.5.2.1 | в количестве 330 — 348 осей с одним локомотивом в голове, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания | 9301 — 9398 |
1.5.2.2 | в количестве 350 — 520 осей с одним локомотивом в голове, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания | 9401 — 9498 |
1.5.3. | Тяжеловесные поезда, поезда в том числе: | 9501 — 9798 |
1.5.3.1. | весом от 8000 т до 9000 т | 9701 — 9750 |
1.5.3.2. | весом 9000 т и более | 9751 — 9798 |
1.5.4. | Сквозные, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания | 2001 — 2998 |
1.5.5. | Участковые | 3001 — 3398 |
1.5.6. | Сборные | 3401 — 3468 |
1.5.7. | Сборно-участковые | 3471 — 3498 |
1.5.8. | Вывозные — для уборки и подачи вагонов на отдельные промежуточные станции участка и подъездные пути | 3501 — 3598 |
1.5.9. | Передаточные — для передачи вагонов с одной станции на другую | 3601 — 3798 |
1.5.10. | Диспетчерские локомотивы — для уборки и подачи вагонов на промежуточные станции | 3801 — 3898 |
1.5.11. | Подача вагонов рабочего парка на перегон для выгрузки в «окно» при производстве путевых работ | 3901 — 3978 |
1.5.12. | Подача вагонов по перевозочным документам под погрузку или выгрузку на примыкание к главным путям на перегоне, внутристанционные передачи, подача вагонов по договорам на пути (подъездные пути) станций, закрытых для грузовых операций | 3981 — 3998 |
1.5.13. | Контейнерные поезда, не имеющие договора на перевозку по графику с согласованным временем отправления и прибытия, назначаемые по ниткам графика грузовых поездов с присвоением номера из настоящего диапазона при отправлении поезда без изменения его в пути следования (кроме случаев смены направления движения) | 9801 — 9988 |
1.6. Локомотивы | ||
1.6.1. | Толкачи — резервные локомотивы, следующие для подталкивания: | |
1.6.1.1. | — грузовых | 4001 — 4148 |
1.6.1.2. | — пассажирских | 4151 — 4188 |
1.6.1.3. | — хозяйственных | 4191 — 4198 |
1.6.2. | Резервные локомотивы, следующие без вагонов, а также локомотивы с прицепленными к ним не более 10-ти физическими вагонами: | |
1.6.2.1. | — от подталкивания грузовых поездов | 4201 — 4228 |
1.6.2.2. | — от подталкивания вывозных и передаточных поездов | 4231 — 4258 |
1.6.2.3. | — от подталкивания хозяйственных поездов | 4261 — 4298 |
1.6.2.4. | — от (к) пассажирских, людских, почтово-багажных и грузопассажирских поездов | 4301 — 4388 |
1.6.2.5. | — от (к) пригородных поездов | 4391 — 4398 |
1.6.2.6. | — от (к) поездов: ускоренных, соединенных, сквозных, участковых, сборных, сборно-участковых | 4401 — 4698 |
1.6.2.7. | — от (на) хозяйственных работ | 4701 — 4778 |
1.6.2.8. | — рельсосмазыватели | 4779 — 4798 |
1.6.2.9. | — от (к) вывозных и передаточных поездов | 4801 — 4878 |
1.6.2.10. | — от (к) маневровых работ | 4881 — 4898 |
1.6.3. | Сплотки резервных локомотивов, находящиеся а эксплуатации: | |
1.6.3.1. | — грузовых | 4901 — 4960 |
1.6.3.2. | — пассажирских | 4961 — 4990 |
1.6.3.3. | — хозяйственных | 4991 — 4994 |
— маневровых | 4995 — 4998 | |
1.7. Хозяйственные поезда | ||
1.7.1. | Восстановительные | 8001 — 8048 |
1.7.2. | Пожарные | 8051 — 8098 |
1.7.3. | Снегоочистители и снегоуборочная техника всех наименований | 8101 — 8198 |
1.7.4. | Для выполнения работ по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту сооружений и устройств железной дороги: | |
1.7.4.1. | — щебнеочистительные машины | 8201 — 8248 |
1.7.4.2. | — выправочно-подбивочно-отделочные и рихтовочные машины | 8251 — 8298 |
1.7.4.3. | — путеукладочные и путеразборочные машины | 8301 — 8348 |
1.7.4.4. | — хоппер-дозаторные | 8351 — 8398 |
1.7.4.5. | — рельсовозные | 8401 — 8448 |
1.7.4.6. | — рельсошлифовальные | 8451 — 8498 |
1.7.4.7. | — остальные машины и агрегаты | 8501 — 8548 |
1.7.5. | Путеизмерители, дефектоскопы и вагоны-лаборатории | 8551 — 8598 |
1.7.6. | Автодрезины, мотовозы и специальный самоходный подвижной состав | 8601 — 8698 |
1.7.7. | Для перевозки воды по хозяйственным документам | 8701 — 8748 |
1.7.8. | Для перевозки работников пути, контактной сети и т.д. к месту работы и обратно в моторвагонном или специальном самоходном подвижном составе | 8751 — 8798 |
1.7.9. | Для перевозки работников пути, контактной сети и т.д. к месту работы и обратно в вагонах с локомотивной тягой | 8801 — 8848 |
1.7.10. | Работа маломощных диспетчерских локомотивов на перегоне | 8851 — 8868 |
1.7.11. | Работа с поездами по договорам с транспортными организациями железных дорог | 8871 — 8898 |
1.7.12. | Локомотивы и сплотки локомотивов, моторвагонный подвижной состав в ремонт и из ремонта по грузовым документам | 8901 — 8918 |
1.7.13. | Вагоны в ремонт и из ремонта по грузовым документам. Присвоение нумерации 8921 — 8928 составам из пассажирских вагонов, следующих в ремонт и из ремонта запрещается | 8921 — 8928 |
1.7.14. | Обкатка локомотивов и вагонов | 8931 — 8948 |
1.7.15. | Обкатка составов из порожних пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава | 8951 — 8988 |
1.7.16. | Дан проведения опытных поездок | 8991 — 8998 |
1.7.17. | Из порожних вагонов, негодных под погрузку, следующих на заводы и в депо для ремонта и модернизации по специально оформленным документам | 9001 — 9098 |
2. Для тестирования системы «Экспресс-3» используются номера в диапазоне 790 — 799.
3. При назначении поездов для осуществления пробега вагонов пассажирского парка между станциями, открытыми для выполнения пассажирских операций, включая Московский и Санкт-Петербургский узлы, используются номера в диапазоне 961 — 980.
4. Номер поезда присваивается на станции формирования (или оборота пассажирских поездов) и сохраняется на всем пути следования до станции назначения (расформирования). Изменение нумерации поезда в пути следования разрешается только в случаях, предусмотренных инструкцией по учету выполнения графика движения поездов.
5. В соответствии с пунктом 4 Приложения N 6 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления — нечетные. Смена с четного на нечетный или наоборот производится по станциям, где это предусмотрено графиком движения поездов. При смене четного номера на нечетный его номер должен быть уменьшен на единицу, а при смене нечетного номера на четный — увеличен на единицу.
6. Вспомогательному локомотиву, направляемому на перегон с целью оказания помощи в соответствии с пунктом 5 приложения 7 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России 04.06.2012 г. N 162, присваивается нумерация резервного локомотива, а при вывозе им остановившегося поезда — номер этого поезда.
7. Запрещается присваивать поездам нумерацию, не соответствующую категории и назначению данных поездов.