Дело номер 39 описание

Этот фильм я уже смотрела несколько лет назад, потому примерно понимала, что происходит. Но в первый раз смотрится реально необычно. Особенно родители, пытающиеся зажарить собственного ребенка в духовке.

На самом деле перед нами вполне себе качественный ужастик, не страшный совсем, но логичный и без дыр в сюжете. Если не заморачиваться каким-то тайным смыслом, как это сделала я, очень даже смотрибельный. Если заморачиваться, смотрится совсем по-другому.

Девочка и нож
Кадр из фильма «Дело №39»

Новое дело Эмили Дженкинс

Эмили Дженкинс работает в службе опеки и занимается семьями, где родители плохо обращаются с детьми. У нее полнейший завал на работе, целых 38 дел. Но несмотря на это начальник подбрасывает еще одно 39-е. Новая подопечная Эмили — девочка, которая не общается с одноклассниками, плохо учится, спит на уроках и прочее.

Наша героиня отправляется узнать, как живет девочка и что способствует такому поведению. В доме Салливанов ее встречает женщина, которая очень странно себя ведет. Ее муж ведет себя еще более странно, при этом он не желает разговаривать с Эмили, а лишь шепчет что-то на ухо жене и уже та озвучивает его слова. Может быть Саливаны не лучшие родители, но по утверждению самого Эдварда они очень любят дочь.

Тогда Эмили решает поговорить с самой Лили и та сообщает, что родители ее ненавидят и собираются отправить в Ад. Звучит довольно ужасно, но как доказать, что для ребенка существует угроза? Самое удивительное, что родители реально собирались убить дочь и даже успели запихнуть ее в духовку. Но Эмили успела спасти девочку, после этого Лили стала жить в ее доме.

Разговор с родителями
Кадр из фильма «Дело №39»

Лили – демон в теле маленькой девочки

Для десятилетней девочки Лили (Джодель Ферланд «Сайлент Хилл») слишком умна и проницательна. Она прочла своего психолога буквально за несколько сеансов терапии. Когда ей уже не нужно было бояться своих родителей, она сильно изменилась. Стала уверенной в себе и словно бы немного снисходительной к окружающим.

На вопрос, чего она боится, ответила — себя. Удивительно слышать такое от маленькой девочки. А ведь она сказала правду! По словам отца Лили, она не человек, точнее в ее теле живет не человеческая душа, а настоящий демон, который убивает всех, кто находится рядом. Демон узнает, что для человека Ад и показывает ему это.

Интересно, может ли демоническая сущность не вселяться в тела живущих, а рождаться? Может все немного проще и душа Лили это не совсем демон, а душа какого-то черного колдуна? Он переродился в новом теле со своими прошлыми способностями. Душа настолько сильная, что ей не пришлось вспоминать свои прошлые воплощение и чему-то учиться заново. Что ж, вполне возможно.

У школьного автобуса
Кадр из фильма «Дело №39»

Есть только один выход

Да, очень хороший специалист из службы опеки. Эмили ужасно боится Лили и придумывает простой выход — отдать ее в другую семью. Правда, героиня вовремя одумалась. Как разрушить счастливую семью с двумя детьми? Кстати, семейство было из города Кловерфилд. Почему в фильме используется именно это название. Совпадения? Возможно.

Собственно, Лили уже полностью подчинила Эмили себе. Она так напугала взрослую женщину, что поставила условия, которые та должны была безропотно исполнять. Тогда с Эмили ничего не случится. В общем, у героини остается единственный выход — довести до конца то, чему она сама же и помешала. То есть убить Лили. 

Главное — не бояться, тогда демон не причинит вреда. Что ж избавиться от девчонки не удалось, та выбралась из дома и скорее раньше, чем Эмили устроила пожар. Лили даже не обиделась и не разозлилась, а словно даже повеселилась. Увы, нашей героине придется и дальше жить с демоном в образе милой девочки.

разговор с другом
Кадр из фильма «Дело №39»

Кино про детей и родителей

Что сказать по итогу. Мне показалось, что фильм совсем не про демонов, а скорее про родителей и детей. О том, что детям нужно только, чтобы их любили. О том, что родителям стоит решать проблемы до тех пор, когда становится уже слишком поздно. И еще, что взрослые заводят детей, как игрушки, а когда те надоедают, забывают о них.

Вроде бы благие посылы, но по ходу небольшая программка — если выполнять все капризы детей, они не станут монстрами. Хотя на деле-то получается совсем наоборот. Чем больше балуешь ребенка, тем хуже он становится. В этом и заключается ловушка. Есть, конечно, и исключения, но очень редкие.

Мать и приемная дочь
Кадр из фильма «Дело №39»

Что еще скрывает фильм «Дело №39»

Под конец я обратила внимание еще на одну деталь, может и бред, но я ее все же озвучу. Эти мысли, кстати, навеяны каналом Цельнозор, хотите понять, о чем я, смотрите. Так вот. Имя девочки Лили — Лилит. По преданиям она не только первая жена Адама, но и Демоница, насылающая бесплодие, провоцирующая выкидыши и убивающая младенцев. Довольно симпатичная характеристика. Не правда ли?

Далее Лили в конце появляется в красном пальто — Красная королева. Она еще совсем юна, но уже очень коварна. Те, кто относятся к ней лояльно и во всем угождают, получают плюшки и как минимум жизнь. Те, кто выступают хоть немного против, лишаются всего и даже жизни.

Она лжет, притворяется, но при этом все и про всех знает, умеет заглянуть в самую душу. После подстраивает то, что человека пугает больше всего. Причем это не совсем наяву, это скорее наваждение в измененном состоянии сознания. И да, уничтожить Лилит красную королеву можно только, когда она спит.

Вот такие вот у меня появились наблюдения по ходу просмотра этого, кажется, вполне безобидного кино. В любом варианте, в этом фильме под пеленой мистики скрыто нечто большее. А эти утверждения, что зло в природе человека, лично мне уже надоели. Нам так давно об этом твердят, что мы уже верим безоговорочно. Но мы можем быть лучше, ведь в нас есть часть Творца!

Case 39
Case 39 poster.jpg

Theatrical film poster

Directed by Christian Alvart
Written by Ray Wright
Produced by Lisa Bruce
Steve Golin
Alix Madigan
Kevin Misher
Starring
  • Renée Zellweger
  • Jodelle Ferland
  • Ian McShane
  • Bradley Cooper
Cinematography Hagen Bodanski
Edited by Mark Goldblatt
Music by Michl Britsch

Production
companies

Paramount Vantage
Misher Films
Anonymous Content

Distributed by Paramount Pictures

Release dates

  • August 13, 2009 (New Zealand)
  • November 5, 2009 (Australia)
  • October 1, 2010 (United States)

Running time

109 minutes
Countries United States
Canada
Language English
Budget $26 million[1]
Box office $28.2 million[2]

Case 39 is a 2009 American supernatural horror film directed by Christian Alvart, and starring Renée Zellweger, Jodelle Ferland, Bradley Cooper and Ian McShane.

Plot[edit]

Emily Jenkins (Renée Zellweger) is a social worker living in Oregon who is assigned to investigate the family of Lillith Sullivan (Jodelle Ferland), a troubled ten-year-old whose school grades have declined due to an emotional rift with her parents, Edward and Margaret Sullivan (Callum Keith Rennie and Kerry O’Malley). Emily suspects that the parents have been abusing Lillith for her lack of obedience and begins to investigate the family further, questioning Lillith about her parents and planning a visit at the family’s home. When Lillith is interviewed by Emily’s boss and is too intimidated to answer his questions honestly, Emily visits Lillith at her school and gives the girl her home phone number, telling her to call if she is being hurt or needs help.

Her suspicion is later confirmed when Lillith calls Emily in the middle of the night, informing her that her parents are coming to kill her. With the help of Detective Mike Barron (Ian McShane), Emily intercepts and captures Edward and Margaret before they can incinerate Lillith by trapping her in their home oven and baking her alive.

Lillith is originally going to be sent to the children’s home, but she begs Emily to look after her instead, and with the agreement of the board, Emily is assigned to take care of Lillith until a suitable foster family comes along. Two weeks after Lillith moves in with Emily, a boy named Diego (Alexander Conti), another one of Emily’s cases, brutally murders his parents in the middle of the night, and Detective Barron informs Emily that somebody phoned Diego the night before the crime, and that the call originated from her home.

As she is suspected of involvement in the incident, Lillith undergoes a psychiatric evaluation by Emily’s best friend, Douglas J. Ames (Bradley Cooper). However, during the session, Lillith asks Douglas what his fears are and begins to subtly threaten him by turning the questions around and beginning to evaluate him. Douglas conveys his discomfort to Emily and says that he will call a specialist in the morning to help with Lillith’s evaluation. During the night Douglas receives a strange phone call at his home. A mass of hornets, which Douglas had previously told Lillith that he was afraid of, begin to fly out of his body, and he grows hysterical and kills himself.

After speaking to Diego and attending Douglas’ funeral Emily becomes more suspicious of Lillith than her parents, and visits the asylum where Edward and Margaret are being kept under custody for their attempted murder of Lillith. Margaret is hysterical and unable to see visitors but Edward reveals to her that Lillith is far from human and is actually a succubus-like demon who feeds on emotion, and is capable of causing deadly hallucinations based on her victims’ fears. Their attempt to kill her had been an attempt to save themselves and others, and that she is now feeding off of Emily’s kindness and goodness and that Lillith will bleed her dry before moving on to her next victim.

Edward also informs Emily that the only way to kill Lillith is to get her to sleep, which she rarely does. Shortly after Emily leaves the asylum, Margaret hallucinates that she is on fire while inside a large oven, while Edward is stabbed in the eye after attacking a fellow inmate who spoke to him in the voice of Lillith. After Detective Barron receives a strange phone call in his home from Lillith he arms himself to help Emily. However, as he is on his way to Emily, Lillith makes him hallucinate that he is being attacked by dogs and he fatally shoots himself in the head with his shotgun.

After realizing that her closest colleagues have been eliminated and that the rest of her cases will be next, Emily serves Lillith tea spiked with a sedative pills and waits for her to fall asleep. While Lillith is asleep, Emily douses her home in gasoline and sets it ablaze, hoping to kill Lillith. However, Lillith, upon discovering Emily’s plot, escapes unharmed.

A police officer offers to escort Emily and Lillith to a temporary place to sleep but as Emily is following the police cars, she suddenly takes a different route. She drives recklessly and at a high speed to scare Lillith but the girl forces Emily to relive her childhood memory of her mother-(who was killed in a car accident when Emily was a child) driving fast in a rainstorm and a truck overturning in their path. Emily fights the memory, telling herself that it is not real and the image fades, leaving Lillith herself confused that her illusions no longer scare Emily.

Emily crashes through a gate and drives the car off a pier into a lake. As the car sinks, Emily struggles to lock Lillith (now in full demon form) in the trunk by folding the rear seats back against her and drowning her. Emily exits the car and swims away but Lillith grabs her leg through a hole in the car’s tail light section. Eventually Emily breaks free and Lillith lets go as the car continues to sink. Emily climbs back ashore and watches the water to assure she is really gone. The film ends with Emily smiling, relieved to finally be rid of Lillith.

Alternate ending[edit]

On the DVD as a deleted scene in the Special Features section, Emily careens through the harbor gate and drives the car off the pier into the bay just as in the theatrical ending. The car sinks to the bottom and fills with water. Suddenly, a man swims down to the car, opens Lillith’s door, and carries her to the surface, leaving Emily behind. Emily tries unsuccessfully to open her door but begins to pass out. Then the man reappears and frees her too. As an ambulance carries Emily away, a news broadcast details the event, and Margaret Sullivan can be seen watching it. In the final scenes, Emily can be seen in handcuffs, frantically pleading with her lawyer to tell her where Lillith is. However, her lawyer refuses to answer, and instead orders for her to be shipped off to the asylum for schizophrenia. Meanwhile, Lillith arrives at the home of her new foster family.

Cast[edit]

  • Renée Zellweger as Emily Jenkins
  • Jodelle Ferland as Lillith «Lily» Sullivan
  • Ian McShane as Detective Mike Barron
  • Bradley Cooper as Dr. Douglas J. Ames
  • Callum Keith Rennie as Edward Sullivan
  • Kerry O’Malley as Margaret Sullivan
  • Adrian Lester as Wayne
  • Georgia Craig as Denise
  • Cynthia Stevenson as Nancy
  • Alexander Conti as Diego

Production[edit]

On October 31, 2006, a fire started on the film’s set in Vancouver. None of the cast were on the set at the time and nobody was seriously injured, though the set and studio were destroyed.[3] The film was shot in Vancouver in late 2006 and was released theatrically in the UK, other European, and in Latin American countries on August 13, 2009. The film was initially scheduled for U.S. release in August 2008, but was delayed twice before its final release date on October 1, 2010.

Reception[edit]

Box office[edit]

Case 39 was released to New Zealand cinemas on August 13, 2009 and in its opening weekend ranked #12, with NZ$35,056.[4] It averaged a low NZ$1,845 at the 19 cinemas it was released. The film opened at a small wide release in Australia, being shown on 85 screens, and ranked #12 in its opening weekend, with a screen average of AU$2,077 and a gross of AU$176,526. Negative local reviews and its poor opening were followed by a 70% second weekend decrease. The film grossed a total of AU$332,956. It had a total of US$14,926,149 from its international run ahead of its U.S. release.[5]

In its debut weekend in the United States, the film opened at #7, with an estimated US$5,350,000 in 2,211 theaters, averaging US$2,420 per cinema.[6]

Critical response[edit]

Case 39 received mostly negative reviews from critics. On Rotten Tomatoes, the film holds a 21% approval rating based on 76 reviews, with an average rating of 4/10. The critics consensus states, «Director Christian Alvert has a certain stylish flair, but it’s wasted on Case 39′s frightless, unoriginal plot.»[7] On Metacritic, the film has a score of 25 out of 100, based on 15 critics, indicating «generally unfavorable reviews.»[8]

Gareth Jones of Dread Central gave the film 2 out of 5 «knives,» saying, «I’m sure it will do decent business among the undemanding weekend-horror crowd and Zellweger fans when it eventually sees the light of day. Nobody else need apply.»[9] Margaret Pomeranz of the Australian version of At the Movies gave the film one out of 5 stars, calling it «one of the least scary, dumbest movies I’ve seen in a long time.» Her co-host David Stratton gave it 1½ out of 5, commenting that «once it sort of kicks into the plot – once it really gets down to the nitty gritty, like so many horror films it just becomes really ridiculous and silly.»[10]

See also[edit]

  • List of ghost films

References[edit]

  1. ^ Fritz, Ben (September 30, 2010). «Movie projector: ‘Social Network’ looks strong; ‘Let Me In’ and ‘Case 39’ will struggle». Los Angeles Times. Retrieved September 30, 2010.
  2. ^ «Case 39 (2010)». Box Office Mojo. Retrieved October 3, 2010.
  3. ^ Robert Matas (2006-11-02). «Special-effects fire destroys movie set». The Globe and Mail. Archived from the original on September 30, 2007. Retrieved 2008-04-07.
  4. ^ Box Office Mojo — Case 39 New Zealand Box Office
  5. ^ Case 39 (2010) — Box Office Mojo
  6. ^ «‘Social Network’ No Wallflower in Its Debut». Box Office Mojo. Retrieved October 3, 2010.
  7. ^ «Case 39». Rotten Tomatoes. Retrieved November 13, 2022.
  8. ^ metacritic.com
  9. ^ Dread Central — Case 39 Review
  10. ^ «At the Movies (Australia): Case 39». Australian Broadcasting Corporation. Archived from the original on 2016-05-11. Retrieved 2010-02-09.

External links[edit]

  • Official website Edit this at Wikidata
  • Case 39 at IMDb
  • Case 39 at AllMovie
  • Case 39 at Box Office Mojo
  • Case 39 at Rotten Tomatoes
  • Case 39 full production notes
Case 39
Case 39 poster.jpg

Theatrical film poster

Directed by Christian Alvart
Written by Ray Wright
Produced by Lisa Bruce
Steve Golin
Alix Madigan
Kevin Misher
Starring
  • Renée Zellweger
  • Jodelle Ferland
  • Ian McShane
  • Bradley Cooper
Cinematography Hagen Bodanski
Edited by Mark Goldblatt
Music by Michl Britsch

Production
companies

Paramount Vantage
Misher Films
Anonymous Content

Distributed by Paramount Pictures

Release dates

  • August 13, 2009 (New Zealand)
  • November 5, 2009 (Australia)
  • October 1, 2010 (United States)

Running time

109 minutes
Countries United States
Canada
Language English
Budget $26 million[1]
Box office $28.2 million[2]

Case 39 is a 2009 American supernatural horror film directed by Christian Alvart, and starring Renée Zellweger, Jodelle Ferland, Bradley Cooper and Ian McShane.

Plot[edit]

Emily Jenkins (Renée Zellweger) is a social worker living in Oregon who is assigned to investigate the family of Lillith Sullivan (Jodelle Ferland), a troubled ten-year-old whose school grades have declined due to an emotional rift with her parents, Edward and Margaret Sullivan (Callum Keith Rennie and Kerry O’Malley). Emily suspects that the parents have been abusing Lillith for her lack of obedience and begins to investigate the family further, questioning Lillith about her parents and planning a visit at the family’s home. When Lillith is interviewed by Emily’s boss and is too intimidated to answer his questions honestly, Emily visits Lillith at her school and gives the girl her home phone number, telling her to call if she is being hurt or needs help.

Her suspicion is later confirmed when Lillith calls Emily in the middle of the night, informing her that her parents are coming to kill her. With the help of Detective Mike Barron (Ian McShane), Emily intercepts and captures Edward and Margaret before they can incinerate Lillith by trapping her in their home oven and baking her alive.

Lillith is originally going to be sent to the children’s home, but she begs Emily to look after her instead, and with the agreement of the board, Emily is assigned to take care of Lillith until a suitable foster family comes along. Two weeks after Lillith moves in with Emily, a boy named Diego (Alexander Conti), another one of Emily’s cases, brutally murders his parents in the middle of the night, and Detective Barron informs Emily that somebody phoned Diego the night before the crime, and that the call originated from her home.

As she is suspected of involvement in the incident, Lillith undergoes a psychiatric evaluation by Emily’s best friend, Douglas J. Ames (Bradley Cooper). However, during the session, Lillith asks Douglas what his fears are and begins to subtly threaten him by turning the questions around and beginning to evaluate him. Douglas conveys his discomfort to Emily and says that he will call a specialist in the morning to help with Lillith’s evaluation. During the night Douglas receives a strange phone call at his home. A mass of hornets, which Douglas had previously told Lillith that he was afraid of, begin to fly out of his body, and he grows hysterical and kills himself.

After speaking to Diego and attending Douglas’ funeral Emily becomes more suspicious of Lillith than her parents, and visits the asylum where Edward and Margaret are being kept under custody for their attempted murder of Lillith. Margaret is hysterical and unable to see visitors but Edward reveals to her that Lillith is far from human and is actually a succubus-like demon who feeds on emotion, and is capable of causing deadly hallucinations based on her victims’ fears. Their attempt to kill her had been an attempt to save themselves and others, and that she is now feeding off of Emily’s kindness and goodness and that Lillith will bleed her dry before moving on to her next victim.

Edward also informs Emily that the only way to kill Lillith is to get her to sleep, which she rarely does. Shortly after Emily leaves the asylum, Margaret hallucinates that she is on fire while inside a large oven, while Edward is stabbed in the eye after attacking a fellow inmate who spoke to him in the voice of Lillith. After Detective Barron receives a strange phone call in his home from Lillith he arms himself to help Emily. However, as he is on his way to Emily, Lillith makes him hallucinate that he is being attacked by dogs and he fatally shoots himself in the head with his shotgun.

After realizing that her closest colleagues have been eliminated and that the rest of her cases will be next, Emily serves Lillith tea spiked with a sedative pills and waits for her to fall asleep. While Lillith is asleep, Emily douses her home in gasoline and sets it ablaze, hoping to kill Lillith. However, Lillith, upon discovering Emily’s plot, escapes unharmed.

A police officer offers to escort Emily and Lillith to a temporary place to sleep but as Emily is following the police cars, she suddenly takes a different route. She drives recklessly and at a high speed to scare Lillith but the girl forces Emily to relive her childhood memory of her mother-(who was killed in a car accident when Emily was a child) driving fast in a rainstorm and a truck overturning in their path. Emily fights the memory, telling herself that it is not real and the image fades, leaving Lillith herself confused that her illusions no longer scare Emily.

Emily crashes through a gate and drives the car off a pier into a lake. As the car sinks, Emily struggles to lock Lillith (now in full demon form) in the trunk by folding the rear seats back against her and drowning her. Emily exits the car and swims away but Lillith grabs her leg through a hole in the car’s tail light section. Eventually Emily breaks free and Lillith lets go as the car continues to sink. Emily climbs back ashore and watches the water to assure she is really gone. The film ends with Emily smiling, relieved to finally be rid of Lillith.

Alternate ending[edit]

On the DVD as a deleted scene in the Special Features section, Emily careens through the harbor gate and drives the car off the pier into the bay just as in the theatrical ending. The car sinks to the bottom and fills with water. Suddenly, a man swims down to the car, opens Lillith’s door, and carries her to the surface, leaving Emily behind. Emily tries unsuccessfully to open her door but begins to pass out. Then the man reappears and frees her too. As an ambulance carries Emily away, a news broadcast details the event, and Margaret Sullivan can be seen watching it. In the final scenes, Emily can be seen in handcuffs, frantically pleading with her lawyer to tell her where Lillith is. However, her lawyer refuses to answer, and instead orders for her to be shipped off to the asylum for schizophrenia. Meanwhile, Lillith arrives at the home of her new foster family.

Cast[edit]

  • Renée Zellweger as Emily Jenkins
  • Jodelle Ferland as Lillith «Lily» Sullivan
  • Ian McShane as Detective Mike Barron
  • Bradley Cooper as Dr. Douglas J. Ames
  • Callum Keith Rennie as Edward Sullivan
  • Kerry O’Malley as Margaret Sullivan
  • Adrian Lester as Wayne
  • Georgia Craig as Denise
  • Cynthia Stevenson as Nancy
  • Alexander Conti as Diego

Production[edit]

On October 31, 2006, a fire started on the film’s set in Vancouver. None of the cast were on the set at the time and nobody was seriously injured, though the set and studio were destroyed.[3] The film was shot in Vancouver in late 2006 and was released theatrically in the UK, other European, and in Latin American countries on August 13, 2009. The film was initially scheduled for U.S. release in August 2008, but was delayed twice before its final release date on October 1, 2010.

Reception[edit]

Box office[edit]

Case 39 was released to New Zealand cinemas on August 13, 2009 and in its opening weekend ranked #12, with NZ$35,056.[4] It averaged a low NZ$1,845 at the 19 cinemas it was released. The film opened at a small wide release in Australia, being shown on 85 screens, and ranked #12 in its opening weekend, with a screen average of AU$2,077 and a gross of AU$176,526. Negative local reviews and its poor opening were followed by a 70% second weekend decrease. The film grossed a total of AU$332,956. It had a total of US$14,926,149 from its international run ahead of its U.S. release.[5]

In its debut weekend in the United States, the film opened at #7, with an estimated US$5,350,000 in 2,211 theaters, averaging US$2,420 per cinema.[6]

Critical response[edit]

Case 39 received mostly negative reviews from critics. On Rotten Tomatoes, the film holds a 21% approval rating based on 76 reviews, with an average rating of 4/10. The critics consensus states, «Director Christian Alvert has a certain stylish flair, but it’s wasted on Case 39′s frightless, unoriginal plot.»[7] On Metacritic, the film has a score of 25 out of 100, based on 15 critics, indicating «generally unfavorable reviews.»[8]

Gareth Jones of Dread Central gave the film 2 out of 5 «knives,» saying, «I’m sure it will do decent business among the undemanding weekend-horror crowd and Zellweger fans when it eventually sees the light of day. Nobody else need apply.»[9] Margaret Pomeranz of the Australian version of At the Movies gave the film one out of 5 stars, calling it «one of the least scary, dumbest movies I’ve seen in a long time.» Her co-host David Stratton gave it 1½ out of 5, commenting that «once it sort of kicks into the plot – once it really gets down to the nitty gritty, like so many horror films it just becomes really ridiculous and silly.»[10]

See also[edit]

  • List of ghost films

References[edit]

  1. ^ Fritz, Ben (September 30, 2010). «Movie projector: ‘Social Network’ looks strong; ‘Let Me In’ and ‘Case 39’ will struggle». Los Angeles Times. Retrieved September 30, 2010.
  2. ^ «Case 39 (2010)». Box Office Mojo. Retrieved October 3, 2010.
  3. ^ Robert Matas (2006-11-02). «Special-effects fire destroys movie set». The Globe and Mail. Archived from the original on September 30, 2007. Retrieved 2008-04-07.
  4. ^ Box Office Mojo — Case 39 New Zealand Box Office
  5. ^ Case 39 (2010) — Box Office Mojo
  6. ^ «‘Social Network’ No Wallflower in Its Debut». Box Office Mojo. Retrieved October 3, 2010.
  7. ^ «Case 39». Rotten Tomatoes. Retrieved November 13, 2022.
  8. ^ metacritic.com
  9. ^ Dread Central — Case 39 Review
  10. ^ «At the Movies (Australia): Case 39». Australian Broadcasting Corporation. Archived from the original on 2016-05-11. Retrieved 2010-02-09.

External links[edit]

  • Official website Edit this at Wikidata
  • Case 39 at IMDb
  • Case 39 at AllMovie
  • Case 39 at Box Office Mojo
  • Case 39 at Rotten Tomatoes
  • Case 39 full production notes

Дело 39

Социальный работник Эмили подозревает, что родители маленькой славной девочки Лилит собираются свою крошку убить. Девочка смотрит печальными глазами, родители смотрят упырями, но работница не дремлет и когда упыри засовывают ребенка в духовку и включают газ, доблестно врывается в помещение и спасает дитя. Родители отправляются в тюремный дурдом, пережившая травму девочка – в дом работницы, решившей приютить бедняжку. Но когда вокруг начнут умирать люди, добрая женщина поймет, что духовка – это довольно остроумная идея, если речь заходит о демонах в обличье детей.

Вообще говоря, учитывая фильмографию главных героев, «Дело 39» можно описать как «очаровательная Бриджит Джонс попадает в Сайлент Хилл». Лицо Рене Зельвегер за минувшие годы приобрело еще более встревоженно-овечье выражение, Жоделль Ферланд, игравшая в «Сайлент Хилл» /Silent Hill/ (2006) и «Стране приливов» /Tideland/ (2005), продолжает оставаться невероятно красивым ребенком, при взгляде на которого хочется быстро сказать «я тут ни при чем, просто мимо шел», ждем не дождемся ее в третьих «Сумерках» /The Twilight Saga: Eclipse/ (2010). Вместе они вполне могли придать новое звучание старой теме «тетя Мотя из пригорода на краю мрачной бездны».

И, между прочем, почти придали. Кровавая баня, которую устраивает малышка, демонические осы, демонические собаки и прочие маленькие помощники черта, нападающие на тех, кого девочка выбрала своей жертвой – все это довольно мило и пугает ровно на столько, на сколько может пугать после сотен похожих хорроров. Действительно страшно становится на сцене, когда нежная Жоделль объясняет симпатичному и участливому детскому психологу, что тот крайне поверхностный тип. Поверхностный – значит легко постигаемый, поясняет девочка и в этот момент фильм превращается во что-то занятное: насмешку над туповатым оптимизмом, свойственным чрезмерной вере в психологию, и не менее туповатой надменностью, с которой мир взрослых отказывает детям в праве быть такими же, как они – опасными.

Энтузиазма, впрочем, хватило не надолго и фильм быстро превращается в историю о том, что одно дело – любить детей за зарплату, и совсем другое – готовить хлопья с молоком исчадью ада. Обычное плаксивое выражение лица Зельвеггер сменяется откровенной истерикой и смотреть на это действительно приятно. Сделав виктимность основой своего амплуа, актриса добилась странного эффекта – до тех пор, пока ее действительно не прижмут обстоятельства (будь то ссора с негодным мистером Дарси или нападение порождения тьмы), удовлетворение не наступает. Чтобы вспомнить, что она умеет что-то еще, нужно пересмотреть даже не«Чикаго» /Chicago/ (2002), а «Сестричку Бетти» /Nurse Betty/ (2000) и бессердечное удовольствие от того, как энергично гоняет девочка свою благодетельницу, в итоге остается главным впечатлением от фильма.

А то, что внутри каждой девочки-подростка черт сидит, мы и без «Дела 39» знаем.

Всем привет. Сегодня посмотрела фильм Дело № 39. Фильм не новый, 2009 года, но я почему-то ни разу о нем не слышала и нигде в подборках он мне не попадался. Его нашел муж где-то в постах ВК и предложил посмотреть.

Из аннотации к фильму понятен весь сюжет. Сразу понятно, что ребенок, о котором будет говориться в фильме, не простой, и является настоящей проблемой для всех окружающих.

Соцработница Эмили считается высококлассным специалистом в семейных вопросах. У неё нет личной жизни, и своё призвание она видит в помощи детям, попавшим в сложные жизненные ситуации. Очередной вызов позволяет Эмили спасти от беды маленькую девочку. В её руки попадает дело №39 малолетней Лилит, которая боится своих родителей. Эмили решает взять девочку к себе. Сначала всё идёт прекрасно, но несколько недель спустя начинают происходить необъяснимые и страшные события.

Конечно, сюжет не оригинален, и уже снято не мало фильмов про «проблемных» детей. Дело номер 39 мне напомнило всем известный и уже переснятый минимум раза три фильм Омен про мальчика, который извел всю семью.

Несмотря на банальность и предсказуемость сюжета, фильм держит от начала до конца, потому что он довольно логичный, динамичный и игра актеров просто великолепна.

Дело № 39 / Case 39 (2009, фильм) фото

Первая героиня фильма — соцработница Эмили, которую сыграла Рене Зеллвегер. Рене вообще мне очень нравится именно, как актриса. В этом фильме она мастерски передавала все эмоции с экрана, начиная от флирта с коллегой, заканчивая ужасом и тотальным безразличием ко всему. В фильме ей реально пришлось проиграть очень большой спектр эмоций по нарастающей.

Дело № 39 / Case 39 (2009, фильм) фото

Единственное, что меня волновала весь фильм — это вопрос, что она сделала со своим лицом? Такое ощущение, что ее дико покусали пчелы, лицо сильно опухло и его перекосило.

Дело № 39 / Case 39 (2009, фильм) фото

Читала давно еще, что Рене увлекается уколами красоты и поэтому ее внешность притерпела изменение, но я лично не увидела на лице маски, которая появляется у любителей колоть препараты в лицо. Такая, к примеру, есть у Николь Кидман. Лицо Рене живое и подвижное, но все равно что-то с ним не так.

Дело № 39 / Case 39 (2009, фильм) фото

Сама героиня Эмили меня подбешивала своим поведением. Не замужняя, не имеющая своих детей, она направо и налево всем раздавала советы, как обращаться с детьми и как жить. Да, конечно, есть семьи в которых дети страдают и с ними нужно работать, но не таким людям, а людям с личным опытом общения с детьми и их воспитанием, а не вот такой сапожник без сапог. Стремление спасти всех, при чем не зная даже от чего, завело героиню в тупик и привело в такую плачевную для нее ситуацию.

Дело № 39 / Case 39 (2009, фильм) фото

Вторая героиня фильма — девочка Лилит, которую сыграла Джодель Ферланд. Роль девочке удалась замечательно.

Ярко прослеживается превращение Лилит из безобидного милого ребенка с оленьими напуганными глазами:

Дело № 39 / Case 39 (2009, фильм) фото

в самого настоящего чертенка с горящим взглядом и чрезмерной самоуверенностью:

Дело № 39 / Case 39 (2009, фильм) фото

По сюжету у Лилит несколько личин, которые Джодель смогла передать очень точно. Я редко вижу фильмы в которых дети смогли так хорошо сыграть. Обычно детская игра в кино мне напоминает дешевый спектакль и так и хочется закричать: «Не верю!»

Дело № 39 / Case 39 (2009, фильм) фото

Еще один персонаж, которого сыграл не маловажную роль в фильме — это Дуглас— коллега Эмили по работе, психолог, который по совместительству является ее любовником без обязательств. Только секс — нечего личного) Играет его не любимый мной Брэдли Купер. Знаю, что многие просто без ума от Купера и считают его жутко красивым, но я рассматриваю его, как актера и как актер он мне не нравится. У него абсолютно пустые глаза. И эти глаза у него во всех фильмах одинаковые. Выражение лица меняется, а глаза остаются пустыми. Именно за эту пустоту ему хорошо удаются роли наркоманов или людей под чем-то))) Для обычных ролей он не годен.

Дело № 39 / Case 39 (2009, фильм) фото

Как итог я рекомендую фильм к просмотру всем любителям триллеров. Я думаю, что вы по достоинству оцените отличную актерскую игру и динамичный сюжет фильма, который с самых первых минут начинает постепенно, по нарастающей, нагнетать напряжение, и заставляет погружаться в фильм и сопереживать героям.

delo39

Фильм примечателен уже тем, что в нём играют Рене Зельвегер (aka «Бриджет Джонс») и Джодель Ферланд (aka «странная девочка из Страны Приливов»). Интересно, что одиннадцатилетнюю девочку Джодель играла в свои четырнадцать, притом очень убедительно; Рене же, двадцать лет назад — ходячая кукла Барби, с каждым фильмом всё лучше раскрывается как актриса и уже давно, по счастью, не стесняется корчить некрасивые гримасы, когда того требует сцена.

Фильм мне было смотреть по-настоящему страшно и интересно; то есть, очень хороший триллер, рекомендую. Работник социальной службы, наставляющая на путь истинный трудных детей и трудных родителей, Эмили с помощью друга-полицейского спасает одиннадцатилетнюю девочку Лилит в тот момент, когда родители пытаются живьём запечь её в духовке. Затем она добивается того, чтобы Лилит жила с ней, а затем… начинает разделять желание её родителей зажарить девочку.

Помню, когда-то давно, читая рецензию на фильм «Юленька», я «зацепилась» наблюдением автора рецензии о том, что как-то странно стали снимать много фильмов о Страшных Маленьких Девочках, испорченных из глубины, опасных для окружающих по своей сути и изначально.

Сперва я мысленно предположила, что, должно быть, когда милая маленькая девочка оказывается монстром, это — страшнее любой другой ситуации со спрятанным монстром.

Однако с тех пор утекло немало воды. Я видела немало фильмов с монструозными маленькими девочками и… познакомилась с показаниями и оправданиями мужчин и женщин (обычно я против этого словосочетания, но тут не могу сказать: людей), практикующих сексуальное и физическое (вплоть до изощрённых убийств) насилие по отношению к своим дочкам и внучкам. Вот что удивительно: то, какими показывают своих маленьких жертв насильники, истязатели и убийцы, и то, какими показывают юных героинь эти фильмы, не просто очень похоже… де факто, это совершенно одинаковые взгляды на них и рассказы о них. «Она была настоящее маленькое чудовище… дьявольской хитрости, всё делала назло, изводила меня… все беды в моей жизни случались из-за неё, все, любого масштаба… она сама желала мне смерти / меня соблазняла / провоцировала!» В конце таких фильмов, заметим, девочку, как правило, зверски убивают (Юленька тут всё же исключение), что только добавляет ощущения некоторой общности.

Особенно подчёркнуто это сходство, пожалуй, именно в деле номер 39. Чего хочет ОНО, которое демон в обличье маленькой девочки с армянским именем? ОНО говорит само: «Красивые платья. Есть мороженое. Общаться с другими детьми. Не оставаться дома одной, особенно ночью. Я хочу того же, чего ты хотела от своей мамы: чтобы мама любила.» Заметим, ОНО говорит это, когда Эмили находится в состоянии крайнего ужаса и кажется, что сейчас будут инфернальные откровения. Это и подаётся, как инфернальные откровения. Но высказываемые желания свидетельствуют: ОНО по сути и есть обычная маленькая девочка, о которой зачем-то рассказали очень страшную историю с мучительной смертью в качестве хэппиенда.

Наверное, тут надо сделать какой-нибудь вывод (даже в статье по электроснабжению, как недавно я узнала, требуется мораль), но я скажу только, что меня пугает, насколько распространены фильмы, совпадающие в описании девочек и оправдании насилия над ними с рассказами детоубийц, домашних истязателей и мужчин, насилующих своих дочерей.

Эмили, сотрудница социальной службы (Рене Зеллвегер), спасает десятилетнюю Лилит (Джоделль Ферланд) от жестоких родителей, пытавшихся запечь девочку в духовке. Вскоре выяснится, что родители всего лишь отчаянно пытались спастись, а Эмили придется столкнуться с неведомым злом. Слава «Звонка» не дает покоя голливудским фильмоделам – на экраны вышел тридевятый фильм про демоническое дитя, впервые несущий в себе нечто большее, чем нерво-щемящее «Бойся меня!».

Немец Кристиан Алверт, снявший «Дело № 39», прославился мощным триллером «Антитела», после которого его призвал Голливуд. Как и наш Бекмамбетов, Альверт оказался многостаночником – в октябре на российские киноэкраны выйдет еще один его фильм «Пандорум» про зло в космосе.

«Дело № 39» — триллер неровный, усыпляющий нудноватой завязкой и держащий потом до конца в нервном напряжении серией жутковатых убийств, кошмаров и пугающих внезапностей. Начиная с сюжетной завязки, фильм слеплен словно целиком из заимствований, которые один-два второсортных ужастика отделяют от превращения в штампы. Семья, которую тиранил ребенок-демон – это, прежде всего, «Звонок». Кошмары позаимствованы из целой серии фильмов от «Константина» до «Пункта назначения». Исполненные повторно, они перестают пугать, и заставляют лишь придирчиво сравнивать, где было страшнее – часто не в пользу «Дела № 39».

От всего этого фильм Алверта производит неожиданный эффект, на который создатели не рассчитывали, – он пугает теми сценами, которые должны были нагнетать атмосферу, и нагнетает атмосферу тем, чем рассчитывал напугать. Одной из самых жутких сцен в итоге оказывается та, где героиня Зеллвегер приходит в пустой дом родителей Лилит и у нее в руках там неожиданно начинает звонить будильник.

Поскольку страшилки – преимущественно компьютерные – в фильме не сыграли, кроме пугающих «тут-тук», «бу!» и «бэмс!», играть в «Деле № 39» пришлось актерам. Более всего впечатляет юная Джоделль Ферланд (Алесса из «Сайлент-Хилла» и Джелиза-Роуз из «Страны приливов»), чья фильмография в четырнадцать лет уже насчитывает 45 картин и сериалов (больше, чем у Рене Зеллвегер). Ферланд в фильме удается удивительно перевоплощаться из милой девочки в непостижимое инфернальное зло, заставляющее сползать под кресло.

Запоминающиеся образы изводимых девочкой-демоном родителей создали Каллум Кейт Ренни и Керри О’Мэлли, актеры малоизвестные, но с впечатляющими фильмографиями (особенно Кейт Ренни). Прочувствованный монолог отца Лилит — Эдварда Салливана в психушке – один из самых мощных и драматических моментов «Дела № 39».

Рене Зеллвегер, несмотря на то, что ничем не удивила, — отличный выбор актрисы на главную роль в этой картине. Ей удаются самые обыкновенные – хрупкие, слабые, нерешительные героини, в чью реальность зрителям легче всего поверить. «Делу № 39», чтобы донести свой «мессадж» до зрительного зала, требовалась как раз такая реалистичная героиня.

Несмотря на штампы в сюжете и страшилках, «Дело № 39» сообщает нечто новое жанру, который представляет. Современные голливудские триллеры по мотивам азиатских ужастиков, как и фильмы, которыми порождены, до сих пор пугали ради того, чтобы напугать – пощекотать нервы западному зрителю, заскучавшему в своей стерилизованной жизни.

Фильм европейца Алверта стремится не пугать, а учить. «Дело № 39» — о том, что ненависть и злость сильнее страха, и если разъяриться и взглянуть на пугающее злыми покрасневшими глазами, оно съеживается. Поэтому никогда не дергайтесь, если в старом доме внезапно зазвонит ржавый будильник – даже если он звонит по вам.

Автор: Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов

  • Дело номер 39 2009
  • Дело номер 39 2 часть
  • Дело номер 306 википедия
  • Дело номер 128 144
  • Дело номер 10 джейси