Ура, дождались. Московский мэр наконец-то отозвался на резонансное событие и высказался по поводу установки скульптуры Урса Фишера «Большая глина №4» в самом центре Москвы.
Если кратко, то градоначальнику нравится.
Переходим к прямой речи (иногда весьма заковыристой) нашего дорогого Сергея Семёновича.
«Мне сложно провести грань между креативным и не креативным музеем. «Третьяковка», вот, например, креативная или нет? Или у нас только «Гараж» креативный? Или, например, Пётр Первый, который стоит с рулём, это креативный памятник или это только «Глина» — креативный памятник? Что из них креативнее? Я думаю, что «Глина». Потому что, как мне сказали, «Глина» через девять месяцев будет востребована в другом городе мира, а Пётр Первый так и будет плыть на своём корабле«, — отметил Сергей Собянин в ходе пленарной сессии Russian Creative Week/Российской креативной недели.
Далее мэр поделился подробностями о том, каким образом 12-метровое художество оказалось на Болотной набережной: «Он (миллиардер Леонид Михельсон, хозяин центра современного искусства «ГЭС-2» в здании бывшей электростанции — Прим.) подошёл ко мне и спросил: «Сергей Семёнович, а можно что-то такое сделать, чтобы привлечь внимание к этому объекту, иначе так долго не будут замечать? Давай поставим вот такую скульптуру?«
Собянин уточнил, что ответил тогда Михельсону: «Ну, хорошо, москвичи оценят, но боюсь, что ассоциации будут разные«.
В конце концов градоначальник рассыпался в благодарностях олигарху: «Я Леониду хочу сказать огромное спасибо, потому что то, что он сделал, — это <…> мирового уровня объект. Поверьте, ничего подобного в ближайшие десятилетия не вводилось в Европе, это просто уникальный объект, просто реально супер«.
Занавес.
двойной клик — редактировать изображение
Russian Creative Week проходит с 26 по 29 августа в ЦПКиО имени Горького. Действо под девизом «Меняем креативный ландшафт России» приурочено к Международному году креативной экономики в целях устойчивого развития. На сайте мероприятия оно названо «витриной достижений российских организаций в области креативной экономики, единым пространством для открытого диалога всех вовлечённых в развитие креативного сектора страны«.
Директор «Российской креативной недели» — глава ФГБУ «Роскультцентр» (подведомственное учреждение Росмолодёжи), член правления Федерации креативных индустрий Марина Абрамова; цитаты из интервью журналу «Университетская книга»: «Очень важный вопрос — новая этика. Мы переходим в цифровую жизнь, но как мы там будем существовать, по каким моральным законам? Понять и сформулировать их — задача креативного сообщества… Наша цель — стать частью сетевого сообщества ведущих мировых креативных недель… Креативные индустрии — тот универсальный язык, для которого не существует границ, они не могут развиваться без коллабораций«.
В программной дирекции Russian Creative Week мы видим гендиректора михельсоновского фонда V-A-C (и ключевого идеолога михельсоновских проектов в сфере дегенер… современного искусства), куратора корпоративной коллекции современного искусства «Газпромбанка» Терезу Мавику; цитаты из вчерашнего интервью ТАСС насчёт пресловутой глины: «Реакция вызвана тем, что, видимо, есть проблема с осознанием себя в современной ситуации. Часто люди хотят оставаться в прошлом. Это же удобно, там уже всё знакомо. И когда человек хочет сохранить себя в зоне комфорта, в его голове всплывают так называемые объективные критерии оценки, как, например, «красота»… Красота — не совсем однозначное понятие. Наша задача — утвердить разносторонность оценок, взглядов… Культурная институция всегда должна быть впереди. Мы же не можем стоять на якоре в прошлом, в этом случае у нас не будет будущего, которое является нашей целью… Я же не платила, поэтому не знаю о стоимости. Финансировал проект Леонид Викторович Михельсон. Если он это сделал, значит, мог себе позволить, но самое главное — он захотел это сделать, значит, он в это верит… Кому-то не нравится, а кому-то очень нравится. Есть и те, кто спрашивает, нельзя ли написать Сергею Семёновичу Собянину, чтобы скульптура осталась навсегда«.
Генеральный партнёр «Российской креативной недели» — грефовский Сбер, представляющий на форуме «арт-инсталляцию «Сбереги планету», созданную промышленным дизайнером и инженером в области устойчивого развития Буляш Тодаевой и художником Димой Ребусом«.
В наблюдательном совете мероприятия — сплошь мегастатусные фигуры: от Кириенко и Чернышенко до Мантурова и Любимовой, от того же Михельсона до того же Грефа. Среди информационных партнёров видим немало СМИ «с душком», в частности Euronews, RTVI, «Сноб», «Такие дела», «Искусство кино».
Что касается остальных тезисов из речи московского мэра. Он пообещал всемерную поддержку проектам креативной отрасли («Вообще такая отрасль — это же не отрасль, это, мне кажется, больше образ мышления, жизненные установки«), ведь «экономика города претерпевает серьёзные изменения. Москва была промышленным городом на 80 %. А сегодня по структуре экономики мы чисто европейский город, большая часть — это услуги и торговля«. Собянин: «Мы сейчас начали проект по комплексной реорганизации — по сути дела, это один из самых масштабных проектов по реорганизации города«. Представители креативной индустрии, по его мнению, составляют значительную часть горожан, и поэтому особое внимание будет уделено развитию в Москве креативных пространств и креативных кластеров, причём «эти процессы должны протекать быстро — от идеи до реализации должны проходить не десятилетия, а месяцы или годы«. Широчайшее поле для креативных экспериментов, то есть всё новых и новых экскрементов.
двойной клик — редактировать изображение
Вернёмся к глине (типа глине).
Политолог Герман Куликовский: «Новость, достойная ИА Панорама. Мэр похорошевшей Москвы С. С. Собянин рассказал о скульптуре «Глина номер 4», что установлена на Болотной набережной. После того, как большое число людей, в том числе и известных, раскритиковало эту художественную находку, сказав, что она похожа на большую кучу г**на, Собянин заявил, что куча будет лежать в Москве 9 месяцев, а потом поедет с гастролями по Росиии. И, по его словам, такой уникальной скульптуры, больше нет нигде в Европе. То, что скульптура уникальна и не имеет аналогов, меня совершенно не удивляет. Более того я бы удивился, если бы кто-то подобное повторил. Знаете, что мне интересно. Наверняка, когда московские культурологи предложили это установить в Москве, то и сам мэр немного смутился. Мол, смахивает на испражнения. И те, закатив глаза, картавя и шмыгая носом начали говорить: «Да вы что, это же уникальный скульптор! Просто находка и большая радость, что он согласился сотрудничать с нами. У него заказы на 25 лет вперёд расписаны, еле убедили». Ну то есть произошло ровно то, что происходит на аукционах по современному искусству. Когда хитрые дельцы впаривают очень богатым, но не очень далёким людям откровенную дичь, за огромные деньги. Полено там какое-нибудь или пустую бутылку. Человеку становится стыдно от того, что он не понимает в безвкусной мазне или идиотской инсталляции. Потому делает вид, что ему очень нравится и вытаскивает кошелёк, под одобрительные кивки «настоящих искусствоведов»«.
ТГ-канал MOS_NEWS: «К культуре и искусству, даже креативному, это, конечно же, не имеет никакого отношения. Это политический акт публичного измазывания в том самом… креативе«.
Напомним, что ранее арт-объект по требованию жителей в скоростном порядке вышибли из Нью-Йорка и исторического центра Флоренции. Несмотря на всю тамошнюю толерантность, двеннадцатиметровая куча вызвала лишь определённые ассоциации, посему власти отправили Фишера с его скульптурой в пешее эротическое. А теперь нас кормят репликами о том, что мы углядели фекалии вместо глины, так как сильно отстаём от восприятия мировых тенденций.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов (председатель Градостроительного совета Фонда Сколково), давший фонду V-A-C разрешение на установку работы Фишера, сообщил Forbes Life: «Искусство не обязано ни нравиться, ни быть красивым. На мой взгляд, его главная функция — быть интересным и вызывать размышления и дискуссии. Данный объект выполняет эту функцию на все 100 %, поэтому как работающее и справляющееся со своей задачей произведение искусства он мне очень нравится«. В ходе Russian Creative Week Кузнецов подытожил (цитата по ТАСС): «Это классная история«.
О скульптуре «Большая глина» я узнала неделю назад и мне сразу захотелось ее увидеть. Последнее время новые памятники и выставки меня не радуют, и я безумно хотела посмотреть очередную новинку, что б написать негативный отзыв.
Увидела и сразу изменила свое мнение. Скульптура потрясающая. Подробности ниже.
Свой отзыв я разделила на две части.
1 «Большая глина № 4» на Болотной набережной, как добраться, ближайшее метро и как дойти от метро.
Если вы не собираетесь посетить это место, можете смело пропускать эту часть, однако если вы собираетесь туда поехать, поверьте-это очень нужная информация. Ближайшее метро-Кропоткинская, а у него куча выходов, и еще идти от выхода 750 метров. Так я вам расскажу, как идти и куда.
Пусть эти 750 метров вас не пугают, по дороге будет много интересного, идти скучно не будет.
2 «Большая глина № 4», что за памятник, мои впечатления, что удалось узнать о художнике, его создавшем.
Итак, если вы собрались посмотреть этот монумент вживую, вперед, за мной. Выбирайте хороший, погожий денек, что б сделать по дороге и у монумента красивые фото и селфи, пейзажи изумительные.
1 «Большая глина № 4», как добраться.
Ближайшее метро-Кропоткинская, указателей к памятнику нет, выходов много, поэтому сразу находите выход из метро номер 3 и выходите из него.
Вам надо будет спуститься по лесенке.
Вы выйдете в очень красивый, живописный сквер, где множество цветов и мест для отдыха.
Этот сквер вам надо пересечь по полукруглой дорожке, мимо памятника императору.
Сквер не велик, тут вы не заблудитесь. По дороге можно сделать красивые фото у памятника и у цветочных композиций.
Выйдя из сквера, вы увидите мост. Вам надо на него подняться вот по этой лестнице и пройти по нему над Москва-рекой на другой берег.
Дивные пейзажи по обе стороны моста. По правую сторону-знаменитый памятник Петру Первому, но вам в эту сторону идти не надо, если вы хотите дойти до «Большой глины № 4».
Вам нужно будет обратить внимание на левую сторону моста, потому что именно туда вам нужно будет спуститься по лестнице к монументу. Ориентир-вот эти синие трубы.
«Большая Глина» на Болотной набережной, вид с моста.
2. «Большая глина № 4», мои впечатления.
Еще издалека разглядывая памятник вживую, я подивилась самому популярному сравнению этого памятника пользователями соц сетей.
Первое, что увидели в этой инсталляции, — фекалии. Тут же — рванули с места в карьер, опережая друг друга: «Моя собака сделает лучше», «Моя собака делает больше», «Большая куча искусства»
Между тем, монумент со всех ракурсов выглядит по разному, и рассматривать его очень интересно.
Рядом много лавочек с видом и на статую, и на Москва-реку. Можно прекрасно проводить время в хорошую погоду, отличная зона отдыха.
Приятное место для отдыха, замечательные пейзажи Москвы открываются от монумента с набережной.
Прежде чем вернуться именно к этой статуе, я хочу вам рассказать о знаменитом швейцарском художнике Урсе Фишере, ее создавшем.
Для меня очень важна личность создателя произведения, то есть, кто его делал-Вася Пупкин для хайпа и что б бабла срубить, или зарекомендовавший себя художник.
Конечно, Вася Пупкин тоже может оказаться непризнанным талантом, однако в данном случае речь идет о самобытном художнике Фишере, который постоянно отступает от общепризнанных форм, разрушает стереотипы.
Известные работы Урса Фишера.
1 В серии работ, созданных в 2000-х гг., Фишер соединил вместе половину груши и половину яблока, половину огурца и половину банана, половину луковицы и половину баклажана. Каждая пара была подвешена на нейлоновой нити и оставлена гнить, побуждая природу в каждом союзе поочередно привлекать или отталкивать.
2 «What if the phone rings» (2004) — три скульптуры обнаженных женщин в натуральную величину, сделанные из воска. Скульптуры были с фитилями, которые были зажжены. На протяжении выставки фигуры таяли и цветные потеки воска растекались на полу. Что характерно для произведений Фишера, работа продолжала трансформироваться со временем без вмешательства и контроля художника.
3 Memories of a Blank Mind (2004) состояла из коллекции сделанных вручную стульев, «тень» каждого из которых проектировалась на стену за ним. В действительности, «тень» — большая структура из дерева и стекла, которая вызывает вопросы о реальности, репрезентации, масштабе и перспективе.
4 Bread House (2004) — строение в натуральную величину из буханок и дерева. Строение было населено четырьмя попугаями, которые ещё не научились летать. Со временем дом разрушался, роняя крошки на пол и испуская всюду проникающий запах.
5 «You» — одна из самых известных работ художника. В полу галереи была создана огромная яма. Этот рукотворный кратер был заполнен землей. На создание инсталляции ушло 10 дней и $250000.
6 «Большая глина № 4» — 12-метровая алюминиевая копия увеличенных в 50 раз и положенных друг на друга кусков глины, которые когда-то разминал в руках автор; была установлена в Нью-Йорке, Флоренции, в августе 2021 года — в Москве.
Как видите, пятое произведение искусств Фишера, «You», было еще более загадочное, чем «Большая глина», однако в Москве его не выставляли. Хотя недолго догадаться, с чем бы его тут сравнили пользователи наших соцсетей, которые не поднимут свою пятую точку с дивана, что б посмотреть объект вживую, зато подберут самые похабные эпитеты.
«Большая Глина» мне понравилась. Ее интересно рассматривать в разных ракурсах. Как я поняла, Фишер хотел показать, что обычные куски глины могут быть предпосылкой шедевра.
Вот скульптор мнет в руках куски глины, делает заготовку. Что из этого получится, не знает пока никто.
Все зависит от таланта и задумки скульптора.
Возможно, Фишер хотел показать, как важна обычная глина. Не было бы глины, многие великие шедевры не появились бы на свет.
А может быть, Фишер хотел сказать совсем другое, и я все это себе нафантазировала.
А вас, возможно, посетят совсем другие мысли, когда вы увидите Большую Глину на Болотной набережной.
Наше путешествие было бы неполным, если я вам не рассказала про объекты рядом, про то, что можно посмотреть еще и где перекусить.
Рядом с «Большой глиной», находящейся на Болотной набережной, дом 15, нет ларьков, магазинов и кафе. И туалетов нет. Но все это в избытке есть на Болотной набережной, дом 3, совсем рядом.
Там находится Арт Пространство «Красный Октябрь», то есть, что то типа скопления кафе, баров и ресторанов. Это совсем рядом с «Большой глиной», не более пяти минут пешком. Там есть еще популярный музей «Восстания машин», но билет туда стоит 800 рублей, так что думайте, хотите ли вы его посетить. Я пока отложила его посещение и это будет уже другой отзыв.
Кроме того, рядом вы увидите знаменитый памятник Церетели Петру Первому, но пройти к нему не пытайтесь, вы только потратите время и силы на пустую беготню, так как набережная в этом месте перекрыта, от «Большой глины» вам туда не пройти.
Вот теперь, думаю, наше путешествие закончено. Я рада, что съездила и посмотрела этот монумент вживую. И я рада, что в Москву стали привозить такие интересные произведения искусства.
Раньше в Москве до пандемии было очень много интересного, множество замечательных выставок, бесплатных фестивалей. Возможно, «Большая Глина» на Болотной набережной-предвестник того, что это замечательное время скоро вернется.
Вот еще мои отзывы на объекты в Москве.
Музей трупов. Мой негативный отзыв.
Эротический музей. Шварценеггер в эротическом виде.
Новый памятник Есенину, или жесть, как она есть.
Опрошенные жители Москвы теряются в догадках, зачем все-таки поставили нашумевшую скульптуру на Болотной набережной. Менее 1% опрошенных знают, что новая инсталляция размещена на набережной в связи с открытием нового арт-пространства в здании ГЭС-2, остальные респонденты даже не догадываются об этом.
20,1% опрошенных не понимают логики установки нового для города арт-объекта и признаются, что так и не знают цели его создания.
9,4% видят в установке скульптуры корыстные цели: кто-то мог нажиться на новом арт-объекте. По их мнению, материальный интерес со стороны городской власти, а также самого создателя композиции является одним из факторов появления «Большой глины» в Москве.
6,1% и вовсе считают установку «Большой глины №4» провокацией и актом издевательства над Москвой и ее жителями. Часть респондентов подчеркивают, что новая скульптура резко контрастирует с российскими культурными ценностями, является чуждым и вредным объектом. Особо радикально настроенные участники опроса убеждены, что данная инсталляция установлена с целью подрыва российского общества, а главными инициаторами являются отечественные либералы, которые не любят Россию.
Однако 19% опрошенных москвичей отмечают, что «Большая глина №4» – это, прежде всего, современное искусство, которое имеет место быть. Респонденты склонны замечать, что данный арт-объект несет в себе глубинные смыслы, является неким символом и призывом к действию – он определенно не лишний в московском ландшафте.
3% подмечают, что «Большая глина» призвана эпатировать публику, шокировать ее. Это такой объект, который призван привлекать к себе внимание, даже не неся определенного глубинного смысла.
Скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина №4» появилась в прошлом месяце на Болотной набережной в Москве. Ее установили перед новым культурным центром «ГЭС-2», принадлежащим фонду современного искусства V-A-C. Социологическая компания Russian Field провела исследование о том, как москвичи воспринимают новую инсталляцию и как в целом оценивают потенциал современного искусства в публичном пространстве Москвы.
Немного о скульптуре и ее авторе
«Большая глина №4» представляет собой отлитую из алюминия 12-метровую увеличенную в 50 раз копию комка глины, который автор разминал в руках. По задумке создателя скульптура отражает «саму суть творчества и осмысливает акт созидания и преображения материи в руках человека». Все скульптуры в серии «Большая глина» сделаны по одной технологии: сначала художник разминает куски глины, а потом делает из алюминия их увеличенные копии.
Швейцарский художник Урс Фишер знаменит тем, что создает свои скульптуры, живопись, инсталляции, используя необычные материалы — фрукты, хлеб, воск, различные повседневные предметы. А ключевая черта творчества Фишера — постоянное разрушение стереотипов и привычного восприятия. Например, художник соединял половинки груши и яблока, баклажана и луковицы, огурца и банана, подвешивал на нейлоновый шнур и оставлял гнить. Создавал скульптуры людей из воска в натуральную величину и поджигал их во время выставки. А одна из известных инсталляций художника — большая яма, сделанная в полу галереи и заполненная землей. Для работ Фишера характерны изменение и трансформация во время выставки, без контроля и вмешательства художника.
«Большая глина №4» в России проездом — на девять месяцев. Ранее она выставлялась в Нью-Йорке (2015 год) и Флоренции (2017). После Москвы скульптура отправится в другой город мира.
Экскременты, глина или бегемот?
Скульптура современного швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина №4» появилась в Москве месяц назад и сразу вызвала большие споры и получила неоднозначную оценку. Одни увидели в арт-объекте нестандартное творческое решение с тайными смыслами, другие — кучу фекалий. Какое мнение популярно среди москвичей и что же на самом деле видят в скульптуре, выяснила социологическая компания Russian Field.
Для этого Russian Field опросили 800 москвичей. Первый вопрос был об ассоциациях. Самой распространенной является ассоциация с экскрементами — респонденты по-разному называют продукт жизнедеятельности людей и животных. Треть опрошенных уверены, что «Большая глина №4» вовсе не глина, а куча д***ма или г**на. Причем и мужчины, и женщины всех возрастов солидарны в своем выборе.
Однако 11,5% горожан все-таки подчеркивают, что скульптура представляет собой именно глину, а 6,3% увидели вместо глины пластилин. 7,5% опрошенных москвичей ассоциируют скульптуры с крупными животными (бегемотами, крокодилами, слонами и тиграми), а также змеями и рыбами. Причем представительницы женского пола находят в «Большой глине» черты животных несколько чаще, чем мужчины.
Арт-объект не оценили.
Большинству — 77,4% скульптура не понравилась. Однако москвичи хотели бы разобраться в таинственном смысле «Большой глины». Так, 31,4% участникам исследования интересно узнать, что именно означает новая московская инсталляция. По результатам исследования Russian Field, москвичи имеют тягу к пониманию современного искусства — пусть даже из любопытства. Нельзя говорить о тотальном непринятии новых, относительно непонятных инсталляций, которые все чаще появляются в столице.
74% участников опроса не считают инсталляцию на Болотной площади произведением искусства. Лишь 17,5% считают «Большую глину» произведением искусства. Доля «ценителей» современного искусства невелика среди опрошенных москвичей — для большинства жителей столицы такого рода объекты по-прежнему в диковинку и ассоциируются с чем-то совершенно непонятным и неестественным.
Искусство должно быть красивым
У москвичей высокие требования к произведениям искусства. Основным критериям стала красота, привлекательность. Так, 20% опрошенных полагают, что любое произведение искусства обязано быть красивым. Для 17,5% респондентов наиболее важным является критерий понятности и наличия смысла. Если же смысл произведение искусства непонятен респондентам или слишком тяжел, то сам объект перестает быть причастным к «прекрасному».
6,9% участников исследования обращают внимание, что настоящее искусство должно развивать в человеке чувство прекрасного. 2,6% считают, что критериев для произведений искусства быть не может. А 2% опрошенных москвичей уверяют, что основной критерий для творчества — это его уникальность и оригинальность. Любая художественная работа должен быть неповторимой, непохожей на все то, что было создано до нее.
Современное искусство и москвичи
Несмотря на негативный опыт, большинство горожан готовы видеть объекты современного искусства в таком популярном общественном пространстве как Болотная набережная. Горожане не против, чтобы данное место стало сосредоточением современного искусства в Москве, а может и во всей России.
Негативно настроены к такой идее заметно меньшее число опрошенных. Более консервативны граждане, неготовые воспринимать современное искусство вообще: его форму, а также замысел. Традиционные картины и памятники для них привычнее новых форматов искусства — «Большая глина №4» для них всего лишь «еще один сорт г***на».
Автор: Екатерина Тимофеева
Автор иллюстраций: kosmobro