«Большую глину №4» установили 15 августа на Болотной Набережной в Москве. С тех пор обсуждение этого произведения в соцсетях и среди экспертов не прекращается. О том, почему Москве повезло с работой Урса Фишера — рассуждают культуролог Настя Четверикова и архитектурный критик Григорий Ревзин
12-метровая алюминиевая скульптура «Большая глина №4» появилась на Болотной набережной 15 августа. Произведение швейцарского художника Урса Фишера — увеличенная копия комка глины, которую он сначала размял в руках, а затем разломил на несколько кусков и выложил их один на другой. Инсталляция приурочена к открытию «ГЭС-2» — центра современного искусства, который курирует фонд Леонида Михельсона V-A-С.
Москва — не первый город, где выставляется это произведение. В 2015 году «Большая глина» стояла на Манхеттене в Нью-Йорке, а в 2017-м — в итальянской Флоренции. Как пишут СМИ, москвичи, так же, как ранее американцы и итальянцы, скульптуру не оценили. В соцсетях ее сравнивают с кучей мусора, мороженым, а Максим Галкин назвал произведение «стопкой не очень аккуратного дерьма».
Другого мнения придерживается автор и ведущая подкаста «Искусство для пацанчиков», лектор «Прямой речи», культуролог Настя Четверикова. В разговоре со «Снобом» она отмечает, что тот факт, что работу всемирно известного художника Урса Фишера привезли в Москву, — большая честь для города и «всех нас» — скульптура уже выставлялась в крупнейших центрах современного искусства. Как говорит Четверикова, глину в качестве объекта искусства Урс Фишер выбрал неслучайно: «Это мощный культурный символ, основа основ. И хотя в момент замешивания глина выглядит некрасиво — этот процесс прекрасно отражает мысль о том, что шедевр можно сделать буквально из “ничего”». Культуролог напоминает, что людям поначалу не нравились ни Эйфелева башня, ни Нотр-Дам-де-Пари: «если идти “за массой” мы никогда не будем двигаться вперед, развиваться».
Фото: Киселев Сергей /Агентство «Москва»
С Четвериковой согласен архитектурный критик Григорий Ревзин. По его словам, «Большая глина №4» появилась на Болотной набережной перед «ГЭС-2» не просто так: «<…> это центр искусств, то есть там художники. Скульптура перед фасадом репрезентирует то, чем в здании занимаются. Скульптор вот мнет глину, что-то видать слепит. Могли тюбик краски положить. <…>». «В замысле <…> это не было памятником, но здесь, в Москве, эта вещь, которая успела постоять в Нью-Йорке, а потом во Флоренции, неожиданно им стала — памятником единению в ненависти, которую мы выливаем на страницы социальных сетей», — заключает Ревзин.
В Нью-Йорке «Большая глина №4» простояла ровно полгода, во Флоренции — четыре месяца. Организаторы московской инсталляции говорят, что скульптура в столице надолго не задержится, но конкретных сроков не называют.
Фишер не первый раз эпатирует московскую публику. Выставку 2016 года в центре «Гараж» москвичи запомнили по одному экспонату — фаянсовому унитазу, заполненному фруктами: клубникой, виноградом, яблоками и грушами. В одном из арт-обзоров ту работу швейцарца назвали «радикальной интерпретацией классического натюрморта».
Подготовили Дмитрий Толстошеев, Кристина Боровикова
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале«Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Автор объяснил значение скандальной скульптуры на Болотной
Споры о скульптуре «Большая глина № 4», расположенной недалеко от Храма Христа Спасителя, по-прежнему не утихают. В интервью «РБК Стиль» художник Урс Фишер рассказал, почему не все люди видят красоту в его творении
Швейцарский художник Урс Фишер, создавший скульптуру «Большая глина № 4», которая вызвала шквал негодования и неоднозначных отзывов среди москвичей, рассказал в интервью «РБК Стиль», что цель любого произведения искусства — вызывать бурные и порой ожесточенные дискуссии, так как вопросы красоты всегда спорны.
Художник отметил, что в городах много уродливого (здания, машины, одежда), мимо которого мы ежедневно проходим, не обращая никакого внимания, а вот предмет искусства — излюбленный объект для критики. Так, Эйфелева башня не раз подвергалась нападкам со стороны парижан.
«Но вот, скажем, если вы думаете про Париж, вы же моментально представляете себе Эйфелеву башню, правда? А это просто металлическая штуковина, так если разобраться-то, даже не объект искусства. Когда ее строили, это была просто колоссальная железная хреновина, абсолютно возмутительная — и в 1889-м, когда башню строили, она казалась парижанам дикостью. А сейчас это символ Парижа», — рассказал скульптор в интервью.
Так и «Большая глина № 4» со временем может быть переосмыслена обществом, поэтому, по словам творца, нет никакого смысла пытаться оценить искусство здесь и сейчас.
Несмотря на то что большая часть критики исходит от религиозного сообщества, так как скульптура расположена в непосредственной близости к Храму Христа Спасителя, Фишер многократно в интервью повторяет, что никакого религиозного подтекста его творение не содержит. «Глина» — олицетворение первобытного голода, о котором он вспомнил, глядя на свою новорожденную дочь.
«Хорошо помню, как моя первая дочь родилась и ее вынесли ко мне. И я протягиваю ей палец, вкладываю в ее маленькую ладошку, а она так — оп! Это жест, первобытный, первородный, жест хватания. «Большая глина», если угодно, своего рода запись этого жеста», — сказал Урс Фишер.
Также создатель скульптуры попытался объяснить феномен картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», заключив, что весь секрет кроется в законе сохранения энергии, ведь картину просмотрели миллионы людей, поэтому ее сила с каждым годом возрастает, так как «Джоконда» впитывает их чувства и переживания. Но самое главное — спустя более 500 лет картина продолжает вызывать споры и дискуссии, что продлевает жизнь любому предмету искусства.
48-летний Урс Фишер — швейцарский художник и скульптор, создающий инсталляции из глины, фруктов, воска, хлеба и других материалов. Фишер исследует процесс трансформации и саморазрушения материала, поэтому многие его арт-объекты буквально исчезают во время выставок. Работы художника неоднократно экспонировались на Венецианской биеннале (2003, 2007, 2011) и выставлялись в крупнейших мировых музеях и галереях. В 2016-м году скульптор уже приезжал в Москву с выставкой «Маленький топор», проходившей в Музее современного искусства «Гараж».
На Болотной набережной Москвы установили скульптуру «Большая глина № 4». Арт-объект стал предметом бурных обсуждений в интернете: жители столицы спорят о его «привлекательности». Разбираемся, почему современное искусство вызвало у горожан неоднозначную реакцию и как оценивают искусствоведы это творение.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Искусство на Болотной набережной
Необычная скульптура появилась на Болотной набережной 15 августа. Она представляет собой 12-метровый арт-объект в виде бесформенного куска глины. Автор и создатель инсталляции – швейцарский художник Урс Фишер. Идея скульптуры родилась у него, когда он разминал в руках комок глины. Теперь застывший в необычной форме и увеличенный в 50 раз комок могут наблюдать москвичи в центре города.
В фонде современного искусства V-A-C объяснили смысл арт-объекта как знак незавершенности и становления.
Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы – знак незавершенности, преображения и становления.
фонд современного искусства V-A-C
Скульптура останется на Болотной набережной не навсегда, она временная. Однако некоторые горожане уже выступают против ее нахождения в центре столицы и сравнивают внешний вид инсталляции с экскрементами.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Особо бурные обсуждения развернулись на странице в Instagram телеведущего Максима Галкина, который одним из первых негативно высказался и высмеял этот арт-объект.
Это кошмар. Но это как бы современное искусство.
К негодованию Галкина присоединилась актриса и юмористка Елена Воробей. «Мать моя! Навалил от души!» – написала она со смайлами в комментариях под фото скульптуры. «Без смысла, но, слава богу, без запаха», – подхватила подписчица Светлана.
Однако сформировался и лагерь тех, кто встал на сторону художника и смог по достоинству оценить необычные формы. «На глину тоже можно смотреть по-разному: можно как на грязь, а можно как на шедевр в процессе рождения. Кто что видит», – отмечает пользовательница Мария.
«Дело не в плохом искусстве, а в плохом взгляде», – присоединяется Артем. Защитники современного искусства рекомендуют критикам прочитать историю создания скульптуры и попытаться понять, что хотел сказать автор.
Следует отметить, что «Большая глина № 4» ранее уже выставлялась во Флоренции на площади Синьории.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Новое всегда критикуют
Бурные обсуждения вокруг современных арт-объектов в столице поднимаются не впервые. Ранее критике подверглась скульптура Романа Ермакова «Стабильная композиция», выставленная на Красной площади. Горожане сравнили ее с огромными белыми горошинами, непонятно зачем установленными в центре столицы.
По мнению искусствоведа, директора Музея имени Андрея Рублева Михаила Миндлина, проблема в восприятии современного искусства может крыться в том, что многие «воспитаны на традиционной структуре».
«Вообще доминируют вкусы XIX века. Хотя то, что устанавливалось в XIX веке, казалось тоже эпатажным. Когда в Париже была построена Эйфелева башня, выдающиеся деятели мировой культуры, такие как Виктор Гюго, считали, что это ужас и позор. А сегодня это символ Парижа во всем мире», – пояснил Миндлин в интервью Москве 24.
Это было всегда. Все новое, что предлагается широкому, неподготовленному зрителю, вызывает отторжение, совершенно невообразимые сравнения и неадекватные реакции.
Михаил Миндлин
искусствовед, директор Музея имени Андрея Рублева
Искусствовед отметил, что в России «наблюдается некая деградация общественного вкуса». Однако есть и те, кто по достоинству может оценить современное искусство, добавил он. «Есть бесконечное множество отзывов представителей новой генерации, молодого поколения, которые только приветствуют это. Им хочется жить в современном городе, а не в среде, от которой пахнет нафталином, как из бабушкиного сундука», – подчеркнул Миндлин.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Развитие визуальной культуры
Россиянам пока сложно воспринимать такие современные скульптуры из-за низкой визуальной культуры, считает галерист, член Ассоциации искусствоведов Сергей Попов. «Общество так неоднозначно воспринимает, потому что оно все еще чудовищно образованно у нас в России. Это основная причина», – отметил он в диалоге с Москвой 24.
Галерист подчеркнул, что с темой неоформленной глины, из которой лепится скульптура, лучшие художники и скульпторы работают последние несколько десятилетий.
Это большое счастье, что в Москву привезена огромная вещь художника такого уровня. Урс Фишер – это мировая звезда, с ним почитают за счастье работать все крупнейшие музеи мира.
Сергей Попов
галерист, член Ассоциации искусствоведов
По мнению Попова, «Большая глина № 4» напоминает именно пластичный, неоформленный материал – глину. «Тем людям, которым эта форма напоминает экскременты, наверное, лучше обратиться к психологу», – добавил эксперт.
Попов также отметил, что установка скульптуры в центре Москвы «показывает нашу близость к европейским столицам, в которых раньше эта вещь выставлялась». И если бы арт-объект был выставлен где-то в другом месте, парке, то это бы не было так выразительно, считает галерист.
По мнению специалиста, благодаря таким временным инсталляциям у горожан, которые никогда не интересовались подобным искусством, может появиться желание больше об этом узнать и увидеть другие эксперименты современных художников.
Москвичам рассказали, надолго ли в центре города задержится новый арт-объект
Читайте также
- «Больше чем просто горошины». Автор скульптуры на Красной площади ответил критикам
- Скульптуру «Большая глина № 4» установили на Болотной набережной в Москве
Скульптура «Большая глина №4» напротив будущего дома культуры «ГЭС-2»
Глеб Леонов
Скульптура известного швейцарского скульптора Урса Фишера в центре Москвы вызвала шквал эмоций у горожан. Почему жителей столицы так раздражает современное искусство?
Уже не первый год в Москве ожидают открытия «ГЭС-2», нового Центра искусств фонда современного искусства V–A–C, принадлежащего российскому миллиардеру Леониду Михельсону. Под него еще в 2014 году он купил здание выведенной из эксплуатации электростанции в самом центре Москвы на Болотной площади. Реконструировать постройку и окружающую территорию взялся автор Центра Помпиду в Париже и многих других музеев по всему миру, притцкеровский лауреат Ренцо Пьяно. Проект был одобрен и лично мэром Москвы Сергеем Собяниным.
Открытие Центра из-за пандемии переносят уже год, но в качестве своеобразного анонса организаторы решили установить объект паблик-арта на уже отреставрированной набережной. Им стала 12-метровая скульптура «Большая глина №4» известного швейцарского художника Урса Фишера, гипертрофированно увеличенный кусок глины, смятый в руках скульптора. Однако жителям столицы и хейтерам в соцсетях работа ужасно не понравилась.
Что не так со скульптурой «Большая глина»?
По мнению искусствоведов, скульптура воспевает сырой материал и все будущие произведения, которые могут из него получится. «Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы — знак незавершенности, преображения и становления», — рассказали представители фонда V-A-C в интервью ТАСС.
Трактовки произведений современного искусства могут быть разные, однако, многие пользователи соцсетей углядели в «глине» кучу экскрементов. «Это просто выглядит как 12-метровая стопка не очень аккуратного дерьма», — заявил еще до установки монумента в своем инстаграме юморист и телеведущий Максим Галкин. Сотни подобных комментариев появились в соцсетях после открытия объекта.
Скульптура «Большая глина №4» посвящена осмыслению акта созидания и преображения материи в руках человека
Сергей Киселев/Moskva agency
В основном недовольство выражали «обыватели», однако, негативную реакцию вызвала скульптура и у людей из мира искусства. «В Москве навалили кучу говна!» — не стала стесняться в выражениях известный фотограф и художник-модельер Екатерина Рождественская. «Автор — некий Фишер, который назвал свою какашку «Большая глина номер 4», типа, разминал глину в руках и ему тааааак понраааавилась композиция! Ну и вот результат, сами видите», — написала Рождественская у себя на фейсбуке. Правда, вживую скульптуру она не видела, потому что находилась в этот момент за рубежом.
Претензию всех недовольных иронично сформулировал у себя на фейсбуке архитектурный критик Григорий Ревзин: «Нас обос*али! Всех! Кто? По какому праву? Куда смотрит правительство?»
Ревзин также считает, что скульптура довольно банальна, но скандал — часть замысла, и с этой точки зрения, работа удалась. Он также напомнил обывателю про скандальный русский авангард. «Чуть больше века назад искусство открыло стратегию «пощечины общественному вкусу». Ну то есть оно начало специально провоцировать обывателя на отрицательные эмоции, и их сила стала критерием качества произведения».
Сергей Киселев/Moskva agency
Ажиотаж вокруг произведения, по мнению экспертов, это вообще неотъемлемая составляющая современного искусства. «Конечно, это намеренная (и весьма удачная провокация) от Урса Фишера, она уже доводит до ярости комментаторов и это говорит о точности выбора», — написал на фейсбуке искусствовед Дмитрий Пиликин. «То, что она так злит обывателя так же ее качественное слагаемое».
Почему в России не любят современное искусство
Организатор крупнейшего фестиваля лэнд-арт объектов «Архстояние» в Никола-Ленивце, Иван Полисский считает, что фонд V-A-C выбрал неправильную стратегию. «Нельзя не учитывать свой народ. Пусть он вот такой вот и ему лишь бы устроить срач, но он должен хотеть ходить в музеи, а не проповедовать антихудожественные идеологии», — написал Полисский на фейсбуке.
Работа Урса Фишера стала настоящей лакмусовой бумагой отношения к современному искусство в России. Ведь ранее скульптура стояла в Нью-Йорке, а также во Флоренции, прямо рядом с копией «Давида» Микеланджело, но местные жители не устраивали истерик.
У культурного обозревателя Анны Наринской нашелся ответ, почему именно москвичей так задела «Большая глина». Она совершенно не удивилась хейту, и по ее мнению, работа перекликается с памятником Петру I работы Зураба Церетели на той же Болотной — одному из самых ненавистных монументов москвичей. «Скульптура покойно становится в ряд и так ненавидимых предметов», — пишет она в своей статье в Новой Газете.
Сергей Киселев/Moskva agency
Полемика на тему «Большой глины» вышла за пределы комментариев в соцсетях. Общество буквально разделилось, а волна хейта заставила отреагировать даже власти.
«Все, что оскорбляет чувства жителей — москвичей и гостей [столицы], не должно быть выставлено напоказ», — сказал Глава Общественного Совета при Министерстве культуры Михаил Лермонтов в интервью ТАСС. Он также пообещал вынести вопрос на обсуждение в Общественной Палате Москвы.
Случай с глиной Фишера не единственный скандал, связанный с современным искусством за последнее время. В России, воспитанной долгими годами советским соцреализмом с предельно понятными образами, все новое и требующее трактовки и анализа вызывает, как правило, нездоровый ажиотаж. (Впрочем, как заметил Резвин критикуют в России любой крупный скульптурный проект — будь то мемориал Ржевскому солдату или памятник создателю автомата АК-47 Михаилу Калашникову).
Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты» прошла в 2016 году в Эрмитаже
Сергей Коньков/TASS
Один из самых громких скандалов последних лет — выставка в Эрмитаже бельгийского классика Яна Фабра, чьи работы выставлялись в Лувре, на Венецианской биеннале и в сотнях других престижных мест. Петербуржцев тогда оскорбило, что среди классических картин Эрмитажа появились «трупы животных» Фабра.
Франческо Бонами: «„Большая глина“ Урса Фишера — это памятник потребности человека творить»
Куратор, арт-критик Франческо Бонами.
Фото: Milestone Media/Legion Media
Еще до открытия арт-объект «Большая глина № 4» Урса Фишера у ГЭС-2 наделал много шума. Куратор, арт-критик Франческо Бонами, работавший с этим проектом во Флоренции, поделился с нами своим мнением о нем, а также о смыслах и назначении паблик-арта
16.08.2021
Пространство вокруг Дома культуры «ГЭС-2», открытие которого запланировано фондом V–A–C на осень, продолжает меняться. С Патриаршего моста видно березовую рощу, из разных точек города — устремленные ввысь синие трубы, теперь на спуске к реке у главного входа смонтировали «Большую глину № 4» швейцарского художника Урса Фишера, а в роще за зданием — «Пространство света» классика арте повера Джузеппе Пеноне.
Работа Пеноне представляет собой бронзовый полый ствол поваленной лиственницы, Фишера — отлитый в алюминии 12-метровый слепок с куска глины, который он мял в ладони. Почему были выбраны конкретно эти два произведения?
То, что Фонд V–A–C решил установить к открытию ГЭС-2 именно эти произведения, — очень сильный ход. По сути дела, и у Пеноне, и у Фишера схожая цель — запечатлеть некий простой жест, импульс, идущий от природы. А то, что они выставлены одновременно, только усиливает эту идею. Работа Пеноне ведет диалог с рощей позади него, а у Фишера — с окружающей ее архитектурой.
Процесс установки скульптуры «Большая глина №4» Урса Фишера у Дома культуры «ГЭС-2». Скульптура представляет собой отлитую из алюминия 12-метровую композицию — это копия комка глины, который автор разминал в руках.
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
«Большая глина № 4» Фишера установлена на спуске к Водоотводному каналу, у всех на виду, и потому ожидаемо стала предметом обсуждения еще до своего официального открытия. Как бы вы объяснили обычным людям, далеким от современного искусства, ее смысл, почему она должна им нравиться?
До Москвы «Большая глина № 4» временно была установлена в Нью-Йорке и во Флоренции и, конечно, вызвала много разных, в том числе и негативных оценок, как и любое произведение искусства в публичном пространстве, неизбежно создающее напряжение с уже существующими контекстом и архитектурой. Но вспомним, что очень негативная реакция была и на фонтан Бернини, когда тот появился на площади Навона в Риме, а против установки «Давида» Микеланджело на площади Синьории во Флоренции возражал сам Леонардо да Винчи. Конечно, реакция общества важна, как позитивная, так и негативная. К ней надо внимательно прислушиваться, но и относиться к ней с определенной долей скептицизма. Над выходом на корт в Уимблдоне висит знаменитая цитата из Киплинга: «И будешь тверд в удаче и в несчастье, // Которым в сущности цена одна» (перевод Самуила Маршака. — Прим. ред.). Я думаю, что и художники, и институции современного искусства, чтобы быть эффективными, тоже должны помнить об этом.
Что же касается смысла этой работы, то, если хотите, это памятник потребности человека творить, которой он наделен с самого раннего детства. Если вы дадите ребенку кусок глины, он тут же захочет превратить его во что-то другое. Почему? Разве кто-то ему это подсказал? Нет, конечно! Эта потребность творить присуща человеку с самого рождения, что и символизирует «Большая глина № 4». Простота человеческого жеста, который в итоге приведет его к культуре, искусству, религии и духовности. И это трудно отрицать. Работа Фишера, как и «Пространство света» Пеноне, символизирует первые шаги человека к творчеству, которые в конечном итоге привели к нашей культуре со всей ее сложностью и многообразием.
Дом культуры «ГЭС-2». 2021.
Фото: Глеб Леонов
В своих книгах и публичных выступлениях вы уделяете много внимания паблик-арту, современной скульптуре, критикуя ее «уродливые» образцы на площадях Италии, без оглядки на звездные имена их авторов, такие как Игорь Миторай, Фернандо Ботеро, Джулиано Ванджи. Чем они так плохи, если нравятся публике или по крайней мере не раздражают?
Потому что упомянутые вами художники делают прямо противоположное тому, к чему стремятся Пеноне и Фишер. Они представляют публике не универсальную идею природы и творчества, а пытаются навязать свою собственную, очень ограниченную ее интерпретацию. И речь здесь не о плохом или хорошем вкусе. Произведение в городском пространстве должно быть простым, в некотором роде безликим и абстрактным, чтобы любой из нас смог сформировать о нем свое личное мнение или эмоционально на него прореагировать. Этого не происходит с работами тех, кого вы упомянули, например того же Ботеро, которого явно преследуют чьи-то конкретные избыточные формы тела и веса. И это, если хотите, даже оскорбительно.
Биография
Франческо Бонами
Куратор и арт-критик
Родился в 1955 году. Учился в Академии художеств во Флоренции на сценографа и историка искусств. После недолгой карьеры художника в начале 1990-х переехал в Нью-Йорк, где стал корреспондентом Flash Art в Нью-Йорке.
Параллельно начал карьеру куратора. С 1999 по 2008 год — главный куратор чикагского Музея современного искусства. Из его выставок — «Экспонирование живописи» (галерея Уайтчепел, Лондон, 1999), «Универсальный эксперимент» (галерея Хейворд, Лондон, 2005), «Курсив. Итальянское искусство между традицией и революцией, 1968–2008» (Фонд Пино, палаццо Грасси, Венеция, 2008), первая персональная выставка Джеффа Кунса (Музей современного искусства, Чикаго, 2008) и другие.
В 2002 году курировал Manifesta-3 в Любляне, в 2003-м — директор и куратор основного проекта «Диктатура зрителя» 50-й Венецианской биеннале, в 2010-м — куратор биеннале в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке.
В настоящее время — художественный директор Фонда Сандретто Ре Ребауденго в Турине. Автор книг и эссе о современном искусстве, таких как «Я тоже так могу! Почему современное искусство — это искусство» (2009, переведена на русский), «Он думает, что он Пикассо. Как отличить настоящего современного художника от того, кто им не является» (2010), «Маурицио Каттелан. Неавторизованная биография», (2011), «Искусство в сортире» (2017), «Post. Произведение искусства в эпоху его социальной воспроизводимости» (2019).
Еще…
В чем причина, что в Италии предпочитают ставить на улицах городов более консервативные произведения? Ну и у нас в России тоже? Мы в этом соревновании не отстаем от итальянцев.
Я думаю, что и в Италии, и в России при всех отличиях проблема более или менее одинаковая — ни у вас, ни у нас никогда не было настоящей культуры музеев современного искусства. Были музеи и институции, которые делали отдельные проекты, но никогда не было музейной культуры работы с современным искусством. И потому оно воспринималось как нечто с другой планеты, вызывая к себе настороженное отношение. В Италии, где ситуацию я знаю намного лучше, свою печальную роль в этом сыграли мэры городов, чиновники муниципальных департаментов культуры, которые, конечно, хотят быть современными, но не понимают, что такое качественное современное искусство. Поэтому и выбирают для установки на центральных площадях проекты, которые вроде бы про современное искусство, но должны напоминать нам и о нашем классическом прошлом, как в случае Ванджи или Миторая, например. То есть выбирают то, что должно соответствовать «хорошему итальянскому вкусу».
И каким может быть выход? Как нужно работать, чтобы в городе появлялось больше качественных произведений современного искусства? Что конкретно надо делать?
Все очень просто — надо работать, не боясь реакции широкой публики. На мой взгляд, этот страх — лишь удобное оправдание и для тех художников, кто не готов делать слишком сложные вещи, изначально исключающих эту неподготовленную публику, которая, по их мнению, ничего не поймет, и для тех, кто делает то, что, как им кажется, должно ей понравиться. Я думаю, что истина, как всегда, посередине — надо делать работы, которые интересны концептуально, но будут пользоваться и большим успехом. Удачный пример тому — Джефф Кунс, так ненавидимый элитарной публикой, или, как бы у вас сказали, «интеллигенцией». Первую персональную выставку Кунса в чикагском Музее современного искусства в 2008 году, которую я имел честь курировать, посещали и коллекционеры, один из которых, очень крупный, просто влюбился в собачку Кунса из воздушных шаров, и люди с улицы, которым тоже там все страшно нравилось. Кунс понял важную вещь, которую всегда понимали художники Возрождения, когда брали свои сюжеты из обычной жизни и наделяли их божественной природой. Он догадался, что надо брать банальные вещи из нашего окружения и превращать их в искусство. Кунс вовсе не проходимец, как думают некоторые, он действительно большой художник, как и Уорхол, и в какой-то степени Дэмиен Херст и Маурицио Каттелан. То же самое можно сказать об Урсе Фишере — универсальном, «ренессансном» художнике в современном понимании, постоянно экспериментирующем с новыми материалами и технологиями, но не для того, чтобы кого-то провоцировать, а чтобы рассказать непосредственно зрителю очередную простую историю.
Джузеппе Пеноне. «Пространство света».
Фото: Tadzio
Что вы тогда скажете про памятник Петру I Зураба Церетели, который стоит не так далеко от ГЭС-2? Споры вокруг него не утихают со времени его установки, хотя прошла уже почти четверть века.
Это действительно выдающийся памятник, абсолютно сюрреалистический. Но он все еще на своем месте, и это хорошо, потому что тем самым поддерживается живая дискуссия на тему памятников и паблик-арта вчера и сегодня. Я бы не стал его куда-то перемещать, он должен оставаться там, где стоит, как ориентир, как точка отсчета для понимания того, что можно делать, а что нельзя. Городское пространство — это место не только для удачных решений, но и для ошибок, которые со временем становятся ориентиром для других вещей, иногда удачных, иногда неудачных. Проблема современного искусства, возможно, и в том, что мы боимся совершать ошибки и потому не делаем то, что было бы правильно сделать.
Как работа Фишера, установленная на стрелке, в самом сердце города, взаимодействует со своим историко-культурным контекстом?
Моя роль в установке «Большой глины № 4» в Москве заключалась как раз в том, чтобы поделиться своим опытом установки ее во Флоренции, на главной площади. Мне очень нравится, как эта монументальная работа перед ГЭС-2 сочетается с красотой самого здания и с пространством вокруг — уже упомянутым Петром I, то есть историей, храмом Христа Спасителя, этим собором с золоченым куполом в конце моста, то есть религией, и наконец, с самой ГЭС-2 и культурой в широком смысле. Роль «Большой глины № 4» в этом диалоге — стать символом первобытного импульса к жесту, от которого начинался путь человеческой цивилизации.
То есть объективно существуют все причины, чтобы и монументальное произведение Фишера стало московской достопримечательностью?
Во Флоренции оно простояло всего шесть месяцев. Можете не верить, но многие флорентинцы до сих пор скучают по нему, потому что оно за короткое время стало местом встреч и коллективного общения. Искусство и культура состоят из контрастов и противоречий. Если взять ту же площадь Синьории, где стояла «Большая глина № 4», то здесь и палаццо Веккьо, и Лоджия деи Ланци, и фонтан Нептуна, и куча невзрачных построек XIX века. Вам может нравиться Персей Челлини или не нравиться неуклюжая статуя Нептуна. Но они свидетельствуют о динамике общества на его пути преобразований и смены вкусов. Вот почему в конечном итоге и «Большая глина», надеюсь, станет «гением места», а еще через 100 лет, как и ГЭС-2, настолько сольется с ДНК города, что одно лишь поползновение убрать ее вызовет большой скандал. В искусстве, как и в жизни, лучше никогда не торопиться.
Что горожане думают о скульптуре в виде кома глины на Болотной набережной?
На Болотной набережной перед готовящимся к открытию Домом культуры «ГЭС-2» появилась скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4». У горожан она вызвала неоднозначную реакцию, высказался даже пародист Максим Галкин. «Афиша Daily» собрала мнения людей, а также спросила у представителя «ГЭС-2», что они думают о критике.
Катерина Чучалина
Главный куратор V-A-C (фонда, который открывает «ГЭС-2»)
О чем эта скульптура? Есть в русском языке хорошее слово «начаток» — это начало начал. Любой предмет когда‑то был пластичной материей, который со временем обрел форму, цвет, функцию. Глина — податливый материал, который художник мнет в руках, и он может превратиться в соответствии с его замыслом во все что угодно. «Большая глина» — метафора творчества.
Не стоит рассматривать эту скульптуру как отдельную работу. Наша первая художественная интервенция — увертюра в трех действиях. Она состоит из двух инсталляций и публичной программы, включающей в себя телесные практики, медиаторские туры и художественное оформление территории у «ГЭС-2». Кроме того, работа Урса Фишера не случайно установлена по соседству со зданием, которое реконструировал Ренцо Пьяно. Твердая структура, четкая геометрия представляет идеальный контраст с первоначальной формой, которую олицетворяет эта скульптура.
Мы получили разрешение на временное экспонирование на этом месте работ современного искусства, так что они будут регулярно меняться.
Критика была ожидаема. Любая работа художника — объект для критики. Тем более когда она не спрятана за стенами музея или культурного пространства. Вынесенная на улицу, она обнажена и беззащитна, обречена на пристальное внимание зрителей и оценочные суждения. В этой ситуации нет ничего плохого. Что же касается шуток — меня обескураживает то, что они совершенно несмешные. Я посмотрела комментарии в социальных сетях и удивилась скудости аналогий. Это действительно печально.