«Большую глину №4» установили 15 августа на Болотной Набережной в Москве. С тех пор обсуждение этого произведения в соцсетях и среди экспертов не прекращается. О том, почему Москве повезло с работой Урса Фишера — рассуждают культуролог Настя Четверикова и архитектурный критик Григорий Ревзин
12-метровая алюминиевая скульптура «Большая глина №4» появилась на Болотной набережной 15 августа. Произведение швейцарского художника Урса Фишера — увеличенная копия комка глины, которую он сначала размял в руках, а затем разломил на несколько кусков и выложил их один на другой. Инсталляция приурочена к открытию «ГЭС-2» — центра современного искусства, который курирует фонд Леонида Михельсона V-A-С.
Москва — не первый город, где выставляется это произведение. В 2015 году «Большая глина» стояла на Манхеттене в Нью-Йорке, а в 2017-м — в итальянской Флоренции. Как пишут СМИ, москвичи, так же, как ранее американцы и итальянцы, скульптуру не оценили. В соцсетях ее сравнивают с кучей мусора, мороженым, а Максим Галкин назвал произведение «стопкой не очень аккуратного дерьма».
Другого мнения придерживается автор и ведущая подкаста «Искусство для пацанчиков», лектор «Прямой речи», культуролог Настя Четверикова. В разговоре со «Снобом» она отмечает, что тот факт, что работу всемирно известного художника Урса Фишера привезли в Москву, — большая честь для города и «всех нас» — скульптура уже выставлялась в крупнейших центрах современного искусства. Как говорит Четверикова, глину в качестве объекта искусства Урс Фишер выбрал неслучайно: «Это мощный культурный символ, основа основ. И хотя в момент замешивания глина выглядит некрасиво — этот процесс прекрасно отражает мысль о том, что шедевр можно сделать буквально из “ничего”». Культуролог напоминает, что людям поначалу не нравились ни Эйфелева башня, ни Нотр-Дам-де-Пари: «если идти “за массой” мы никогда не будем двигаться вперед, развиваться».
Фото: Киселев Сергей /Агентство «Москва»
С Четвериковой согласен архитектурный критик Григорий Ревзин. По его словам, «Большая глина №4» появилась на Болотной набережной перед «ГЭС-2» не просто так: «<…> это центр искусств, то есть там художники. Скульптура перед фасадом репрезентирует то, чем в здании занимаются. Скульптор вот мнет глину, что-то видать слепит. Могли тюбик краски положить. <…>». «В замысле <…> это не было памятником, но здесь, в Москве, эта вещь, которая успела постоять в Нью-Йорке, а потом во Флоренции, неожиданно им стала — памятником единению в ненависти, которую мы выливаем на страницы социальных сетей», — заключает Ревзин.
В Нью-Йорке «Большая глина №4» простояла ровно полгода, во Флоренции — четыре месяца. Организаторы московской инсталляции говорят, что скульптура в столице надолго не задержится, но конкретных сроков не называют.
Фишер не первый раз эпатирует московскую публику. Выставку 2016 года в центре «Гараж» москвичи запомнили по одному экспонату — фаянсовому унитазу, заполненному фруктами: клубникой, виноградом, яблоками и грушами. В одном из арт-обзоров ту работу швейцарца назвали «радикальной интерпретацией классического натюрморта».
Подготовили Дмитрий Толстошеев, Кристина Боровикова
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале«Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Что горожане думают о скульптуре в виде кома глины на Болотной набережной?
На Болотной набережной перед готовящимся к открытию Домом культуры «ГЭС-2» появилась скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4». У горожан она вызвала неоднозначную реакцию, высказался даже пародист Максим Галкин. «Афиша Daily» собрала мнения людей, а также спросила у представителя «ГЭС-2», что они думают о критике.
Катерина Чучалина
Главный куратор V-A-C (фонда, который открывает «ГЭС-2»)
О чем эта скульптура? Есть в русском языке хорошее слово «начаток» — это начало начал. Любой предмет когда‑то был пластичной материей, который со временем обрел форму, цвет, функцию. Глина — податливый материал, который художник мнет в руках, и он может превратиться в соответствии с его замыслом во все что угодно. «Большая глина» — метафора творчества.
Не стоит рассматривать эту скульптуру как отдельную работу. Наша первая художественная интервенция — увертюра в трех действиях. Она состоит из двух инсталляций и публичной программы, включающей в себя телесные практики, медиаторские туры и художественное оформление территории у «ГЭС-2». Кроме того, работа Урса Фишера не случайно установлена по соседству со зданием, которое реконструировал Ренцо Пьяно. Твердая структура, четкая геометрия представляет идеальный контраст с первоначальной формой, которую олицетворяет эта скульптура.
Мы получили разрешение на временное экспонирование на этом месте работ современного искусства, так что они будут регулярно меняться.
Критика была ожидаема. Любая работа художника — объект для критики. Тем более когда она не спрятана за стенами музея или культурного пространства. Вынесенная на улицу, она обнажена и беззащитна, обречена на пристальное внимание зрителей и оценочные суждения. В этой ситуации нет ничего плохого. Что же касается шуток — меня обескураживает то, что они совершенно несмешные. Я посмотрела комментарии в социальных сетях и удивилась скудости аналогий. Это действительно печально.
Максим Галкин, юморист и ведущий
Григорий Ревзин, архитектурный критик, партнер КБ Стрелка
Соня Соколова, интернет-продюсер, соосновательница сайта «Звуки.ру»
Антон Хитров, театральный критик
Анатолий Капустин, блогер
Илья Клишин, сооснователь медиаконсалтингового агентства KFConsulting
Дмитрий Пиликин, искусствовед
Александр Пелевин, писатель
Александр Евсин, заместитель руководителя центра организации дорожного движения Правительства Москвы
Сабина Чагина, куратор проектов в области уличного искусства
Авдей Тер-Оганьян, художник
Иван Давыдов, журналист
Егор Михайлов, редактор «Афиши Daily»
Константин Коновалов, дизайнер
нет.
Безвкусица, чудовищность вставки в красивый вид Обводного канала, Кадашевской и Болотной набережных, издевательство над москвичами в чистом виде.
Старейшую электростанцию нашей столицы обрекли на страшную пытку — любоваться каждый день:
… вот этим:
Кому пришла в голову такая фантастическая идея?
Швейцарскому скульптору Урсу Фишеру пришла мысль наградить город Москву своим «шедевром».
Ну давайте скажем себе честно!!: Швейцария, конечно, маловата для такой мощи. Банк такой небольшой, швейцарский в неё ещё влезет, но вот скульптор Урс, хоть и земляк, но пусть воплотит свой талант там, где есть места побольше. И, скорее всего, нужного пейзажа в Швейцарии не нашлось.
И нашлось всё это на Обводном канале стольного града Москва Российской Федерации!!
Я вот думала показать её в чистом виде, но отогнать от этого «великолепия» желающих с куском этого. д… сфотографироваться было ещё сложнее, чем от Миронова и Папанова возле Морского вокзала Сочи. Я просто поняла, что фотосессия будет долгой и тщательной, люди встали намертво и во всех позах:
Когда я показала приличным людям и попросила дать оценку навскидку этому творению, кроме слов: «Какой ужас» или «Это вынули из унитаза?» или чего-то подобного не услышала.
Ну интересно всё-таки!! Может, это у меня сбились заводские настройки восприятия!!
Люди попались несведущие в отношении этого непонятного месива, и я уточнила, что это не только в центре Москвы стоит, но и охраняется, судя по табличке. Народ с округлившимися испуганными глазами осипшим севшим голосом спросил: … не Юнеско ли?
Смешно. Если б не было так грустно:
Вот в лучах заходящего солнца фасадная проекция. Ну что-то похожее на элементы абортивного материала:
А возле него установлены скамеечки для отдыха. Ну чтоб москвичи не только полюбовались, насладились, а и задумались!!, как возле квадрата Малевича, возле которого я лично, было время, наблюдала глубокомысленные позы, распростёртые пальцы, важно кивающие головы и крутящиеся кисти рук вот с теми растопыренными пальцами, показывающие то в один угол обыкновенного, по сути, квадрата, то в другой.
Люди стоят и пытаются, конечно, найти себя )):
А это — со стороны реки, не знаю как и назвать эту сторону бессмысленного сооружения:
Вот что такое увидел мужик? — долго стоит…, ну просто страшно спрашивать, после стольких волн пандемии такое можно услышать:
Я поздравляю москвичей от всей души с таким приобретением.
Не думайте, что это рассосётся. Не рассосётся, на ваши души будут грузить и вешать Дань Милохиных, глину №4, безобразные художества, я уже молчу про бездарные шоу и передачи, пока ваше ку-ку не отреагирует наконец палатой № 6:
Несуразность и корявость Петра Зураба Церетели уже и не видится в сравнении с куском экскрементов неподалёку, правда?, от которого отказались питерцы, отмахнувшись, как от чумы, в своё время.
Урс как бы усмехается:» Ну что, Зураб, не дожал ты всё-таки до полного безумия.»:
Вспомнишь Машу Шукшину с её смелой речью при вручении медали.
Одна Маша с немногочисленными интеллектуалами — это очень хорошо что есть, но очень мало. Москву превращают в безвкусный мусорник.
Я не верю, что нет талантливых скульпторов, художников, не побоюсь этого слова — певцов, недавно услышала песню Андрея Куряева «Не воюйте с русскими» — я встала, внутри сработала сильнейшая пружина, как будто исполнялся гимн!!
А вот это сколько мы ещё будем хлебать?
На Болотной набережной Москвы установили скульптуру «Большая глина № 4». Арт-объект стал предметом бурных обсуждений в интернете: жители столицы спорят о его «привлекательности». Разбираемся, почему современное искусство вызвало у горожан неоднозначную реакцию и как оценивают искусствоведы это творение.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Искусство на Болотной набережной
Необычная скульптура появилась на Болотной набережной 15 августа. Она представляет собой 12-метровый арт-объект в виде бесформенного куска глины. Автор и создатель инсталляции – швейцарский художник Урс Фишер. Идея скульптуры родилась у него, когда он разминал в руках комок глины. Теперь застывший в необычной форме и увеличенный в 50 раз комок могут наблюдать москвичи в центре города.
В фонде современного искусства V-A-C объяснили смысл арт-объекта как знак незавершенности и становления.
Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы – знак незавершенности, преображения и становления.
фонд современного искусства V-A-C
Скульптура останется на Болотной набережной не навсегда, она временная. Однако некоторые горожане уже выступают против ее нахождения в центре столицы и сравнивают внешний вид инсталляции с экскрементами.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Особо бурные обсуждения развернулись на странице в Instagram телеведущего Максима Галкина, который одним из первых негативно высказался и высмеял этот арт-объект.
Это кошмар. Но это как бы современное искусство.
К негодованию Галкина присоединилась актриса и юмористка Елена Воробей. «Мать моя! Навалил от души!» – написала она со смайлами в комментариях под фото скульптуры. «Без смысла, но, слава богу, без запаха», – подхватила подписчица Светлана.
Однако сформировался и лагерь тех, кто встал на сторону художника и смог по достоинству оценить необычные формы. «На глину тоже можно смотреть по-разному: можно как на грязь, а можно как на шедевр в процессе рождения. Кто что видит», – отмечает пользовательница Мария.
«Дело не в плохом искусстве, а в плохом взгляде», – присоединяется Артем. Защитники современного искусства рекомендуют критикам прочитать историю создания скульптуры и попытаться понять, что хотел сказать автор.
Следует отметить, что «Большая глина № 4» ранее уже выставлялась во Флоренции на площади Синьории.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Новое всегда критикуют
Бурные обсуждения вокруг современных арт-объектов в столице поднимаются не впервые. Ранее критике подверглась скульптура Романа Ермакова «Стабильная композиция», выставленная на Красной площади. Горожане сравнили ее с огромными белыми горошинами, непонятно зачем установленными в центре столицы.
По мнению искусствоведа, директора Музея имени Андрея Рублева Михаила Миндлина, проблема в восприятии современного искусства может крыться в том, что многие «воспитаны на традиционной структуре».
«Вообще доминируют вкусы XIX века. Хотя то, что устанавливалось в XIX веке, казалось тоже эпатажным. Когда в Париже была построена Эйфелева башня, выдающиеся деятели мировой культуры, такие как Виктор Гюго, считали, что это ужас и позор. А сегодня это символ Парижа во всем мире», – пояснил Миндлин в интервью Москве 24.
Это было всегда. Все новое, что предлагается широкому, неподготовленному зрителю, вызывает отторжение, совершенно невообразимые сравнения и неадекватные реакции.
Михаил Миндлин
искусствовед, директор Музея имени Андрея Рублева
Искусствовед отметил, что в России «наблюдается некая деградация общественного вкуса». Однако есть и те, кто по достоинству может оценить современное искусство, добавил он. «Есть бесконечное множество отзывов представителей новой генерации, молодого поколения, которые только приветствуют это. Им хочется жить в современном городе, а не в среде, от которой пахнет нафталином, как из бабушкиного сундука», – подчеркнул Миндлин.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Развитие визуальной культуры
Россиянам пока сложно воспринимать такие современные скульптуры из-за низкой визуальной культуры, считает галерист, член Ассоциации искусствоведов Сергей Попов. «Общество так неоднозначно воспринимает, потому что оно все еще чудовищно образованно у нас в России. Это основная причина», – отметил он в диалоге с Москвой 24.
Галерист подчеркнул, что с темой неоформленной глины, из которой лепится скульптура, лучшие художники и скульпторы работают последние несколько десятилетий.
Это большое счастье, что в Москву привезена огромная вещь художника такого уровня. Урс Фишер – это мировая звезда, с ним почитают за счастье работать все крупнейшие музеи мира.
Сергей Попов
галерист, член Ассоциации искусствоведов
По мнению Попова, «Большая глина № 4» напоминает именно пластичный, неоформленный материал – глину. «Тем людям, которым эта форма напоминает экскременты, наверное, лучше обратиться к психологу», – добавил эксперт.
Попов также отметил, что установка скульптуры в центре Москвы «показывает нашу близость к европейским столицам, в которых раньше эта вещь выставлялась». И если бы арт-объект был выставлен где-то в другом месте, парке, то это бы не было так выразительно, считает галерист.
По мнению специалиста, благодаря таким временным инсталляциям у горожан, которые никогда не интересовались подобным искусством, может появиться желание больше об этом узнать и увидеть другие эксперименты современных художников.
Москвичам рассказали, надолго ли в центре города задержится новый арт-объект
Читайте также
- «Больше чем просто горошины». Автор скульптуры на Красной площади ответил критикам
- Скульптуру «Большая глина № 4» установили на Болотной набережной в Москве
Ох и наделала Большая Глина №4 шума. Вроде бы ничего в ней особенного нет — но такие противоречивые мнения об это скульптуре, которую временно установили практически в центре Москвы. Вот и я не удержалась и посетила это знаковое место.
Итак, встречайте — Большая глина №4. Автор — Урс Фишер, швейцарский художник.
Это огромная алюминиевая скульптура высотой в 13 метров. Представляет она собой глиняную массу в 50-кратном увеличении, которую автор разминал в руках, прежде чем придать ей какую-то более осознанную форму.
То есть по сути — это непосредственно сам процесс подготовки материала, когда еще не известно, во что он превратится.
Найти скульптуру труда не составит — она находится на Болотной Набережной, рядом со зданием ГЭС-2. Мне очень понравилось пространство вокруг памятника. Набережная — прекрасное место для отдыха, где можно посидеть, отдохнуть рядом с водой.
Это — скульптура-«путешественница». До размещения в Москве она выставлялась в Манхеттене, потом во Флоренции. Следующая ее локация — Санкт-Петербург.
Вблизи Большая Глина выглядит очень необычно — на ней словно остались отпечатки пальцев художника. Сама глина имеет характерную форму — небрежные пласты, наложенные друг на друга.
Почему эта скульптура вызвала столько шума? Многие в ней увидели кучу, простите, фекалий. И очень многие москвичи были возмущены появлением такой странной скульптуры в центре Москвы.
Но в этом и есть феномен художника Урса Фишера:
Ключевая черта произведений Фишера — постоянное разрушение стереотипов и условностей, привычных перспектив восприятия.
Мне кажется, итоговая цель создателя этой скульптуры полностью достигнута — как минимум о ней говорят, и большинство относится к ней очень неоднозначно.
Мне очень понравилась фраза одного из критиков, который сказал о Большой Глине №:
По выражению арт-критика журнала New Yorker Кельвина Томкинса, «искусство Фишера, как и его самого, легко запомнить, но трудно определить»
Лично мне скульптура показалась достаточно интересной. Она точно привлекает внимание — огромная, необычная. Вызывает интерес — ее хочется разглядеть поближе, отойти и посмотреть на нее издалека. Она вроде бы и небрежная, но прослеживается динамика.
Может она и похожа чем-то на Большую Кучу. Я предпочитаю этого в ней не выделять — мне нравится основная задумка художника. Что это — подготовка бесформенного материала, который, возможно, станет будущим шедевром. А может и не станет — но мы об этом уже не узнаем.
Да, современное искусство очень неоднозначное. Но, как говорится, не нравится — проходишь мимо. Не могу сказать, что мне ОЧЕНЬ понравилась и я в полном восторге, но Большая Глина №4 как минимум вызывает интерес. Она провоцирует людей на дискуссию, размышления — и это ведь здорово. Она достаточно смелая и уж точно — неординарная. Ее запомнишь надолго.
Мне кажется, что нужно было бы рядом со скульптурой разместить не только охранников, но и табличку, которая бы подробно раскрывала замысел художника. Может тогда скульптура вызывала бы меньше вопросов к своей неоднозначной форме?
Установлена Большая Глина №4 в Москве не навсегда — поэтому советую посмотреть на нее вблизи, чтобы понять, что лично вам она напоминает.
✔️ Остров Мечты, Русский Диснейленд — настоящая сказка в Москве, незабываемые впечатления.
✔️ Царицыно — невероятное место на Юге Москвы. Чистота и аккуратность, архитектурные памятники.
✔️ Борисовские пруды в Москве — невероятно красивое место, к которому такое отвратительное отношение.
✔️ Самый большой океанариум в Европе — Москвариум на ВДНХ доставил невероятные эмоции. Подробный ВИДЕО и ФОТО отчет.
✔️ А что ты хотела от цветов? Не понял муж моего разочарования. К цветам как раз претензий нет, но сам ботанический сад «Аптекарский огород» по душе не пришелся
✔️ Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург с максимальным комфортом на поезде Красная Стрела
✔️ Жуковской, МАКС-2021 — мои впечатления и фото. Очень масштабно и зрелищно.
Только ленивый не критиковал этой странной скульптуры у арт-центра ГЭС-2, вот и мне придется наконец это свершить!) Однако речь пойдет скорее не о провокационной швейцарской скульптуре, а о новом арт-центре «Дом Культуры «ГЭС-2», который вот уже несколько лет пытались привести в удобоваримое состояние и вписать в арт-пространство Болотной набережной и окрестности «Красного Октября». Внешне центр уже отстроен и отделан. Мы немного узнаем его историю, осмотрим с разных ракурсов, сложим своё объективное впечатление, ну и немного «коснемся» «Большой глины №4»)
ГЭС-2 была построена в 1905-1907 годах и первоначально носила название «Трамвайная электростанция», поскольку предназначалась для питания контактной сети городского трамвая. Первая трамвайная линия в Москве появилась в 1899 году, придя на замену конно-железной городской дороге. Ввод всего станционного оборудования в эксплуатацию был привязан к планам расширения трамвайной сети и продолжался до 1910 года.
На строительство и оборудование Трамвайной станции городская казна потратила 2,1 миллиона рублей. На станции были установлены паровые котлы «Финцер и Гампер», турбины «Браун-Бовери», трансформаторы «Вестингауз Электрик». Котлы работали на нефти, по трубопроводу поставлявшейся из хранилища у Симонова монастыря. В 1910-1912 и 1917 годах на станции было установлено дополнительное оборудование, увеличившее её мощность более чем в 2 раза. Трамвайная станция питала Лубянскую, Краснопрудную, Миусскую и Сокольническую подстанции.
В 1925 году Раушская электростанция была переименована в «ГЭС-1 Мосэнерго», а Трамвайная — в «ГЭС-2 Мосэнерго». К этому времени станция утратила значение «трамвайной», поскольку большая часть энергии направлялась в общую сеть МОГЭС. В 1925 году котлы ГЭС-2 были переоборудованы на антрацит для экономии нефти, в конце 1920-х — начале 1930-х годов станция прошла реконструкцию и модернизацию в соответствии с планом первой пятилетки. С началом поставок природного газа по газопроводу Саратов — Москва, начался перевод котельных ГЭС-1 и ГЭС-2 на природный газ с возможностью использования мазута в качестве резервного топлива.
В 2009 году здание ГЭС-2 получило статус объекта культурного наследия регионального значения, а в 2014 году глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков предложил выкупить постройку предпринимателю и меценату Леониду Михельсону, искавшему здание для московской выставочной площадки фонда современного искусства V-A-C. В 2014-2015 годах дочернее предприятие принадлежащей Михельсону и его бизнес-партнёру Леониду Симановскому группы компаний «Новатэк» приобрело здание ГЭС-2 (и очевидно землю) за 1,7 миллиарда рублей.
Проект реконструкции предполагал восстановление первоначального исторического облика Трамвайной электростанции и переосмысление его внутреннего пространства. Он предполагал обращение к принципам энергоэффективной и устойчивой архитектуры — использование солнечных батарей, забор чистого воздуха через надстроенные до 70 метров «голубые» трубы и сбор дождевой воды, а крышу машинного зала планировалось сделать стеклянной, чтобы обеспечить естественное освещение в светлое время суток.
Демонтаж оборудования электростанции начался в первой половине 2016 года. По его завершению в феврале 2017 года фонд V-A-C провёл в очищенном здании проект «Геометрия настоящего» — серию музыкальных перформансов и инсталляций, лекций и открытых мастерских по саунд-арту, раскрывающих историю развития электронной музыки в России.
17 августа 2021 года в V-A-C объявили о вводе территории «Дома культуры» в эксплуатацию. Была открыта для публичного доступа отремонтированная набережная и спуск к Водоотводному каналу, на открытой территории ГЭС-2 стали проводится занятия йогой и экскурсии об истории места, открылась пекарня.
Архитектура. Здание имеет простую композицию, ритм которой задают широкие окна, а его декор выполнен в неорусском стиле, характерный для прошлых работ архитектора Василия Башкирова — фасада Третьяковской галереи по эскизам Виктора Васнецова и особняка-галереи Ивана Цветкова на Пречистенской набережной. К машинному залу примыкало здание котельной, имевшее сходство с базиликой, торцовый фасад которой подчёркнут просторной аркой. Её крышу первоначально венчала часовая башенка с шатровым верхом наподобие Спасской башни Московского кремля (на фото ниже), демонтированная в 1930-х годах, чтобы не загораживать фон кинотеатра «Ударник».
Ещё один утерянный архитектурный элемент — узорчатые 62-метровые трубы котельной, которые наряду с колокольней церкви Софии в Средних Садовниках были высочайшими сооружениями Якиманки своего времени и были разобраны в 1941 году из-за опасений, что немецкая авиация может использовать их в качестве ориентира при налётах. Впоследствии на их месте были установлены металлические трубы, но память об оригинальных сохранилась в литературе
Как мы видим, «спасскую башенку» восстановили…
Арт-пространство начало заполняться первыми объектами искусства: перед входным комплексом ГЭС-2 установили скульптуру Урса Фишера «Большая глина № 4», которая вызвала неоднозначную оценку и волну критики, а на арт-аллее — работу «Пространство света» итальянца Джузеппе Пеноне (за зданием ГЭС-2 в «березовой роще»).
Остановимся на «Большой глине №4» (англ. Big Clay #4) — скульптуре швейцарского художника Урса Фишера, презентующей «акт творения, созидания, преображения». Создана она в 2013-2014 гг. Скульптура выставлялась в Нью-Йорке (2015 г.) и Флоренции (2017 г.). В августе 2021 г. к открытию центра современного искусства «Дом культуры ГЭС-2» была установлена перед его входным комплексом, на Болотной набережной Москвы.
Скульптура представляет собой 13-метровую алюминиевую копию положенных друг на друга кусков глины, которые когда-то «разминал в руках автор». Изображения кусков глины увеличены по сравнению с оригиналом примерно в 50 раз.
Сбор скульптуры производился по частям, в установке участвовали порядка 20 рабочих с использованием крана. Скульптура была полностью смонтирована 15 августа (по другим данным, 16 августа).
Приурочена установка скульптуры была именно к запуску в эксплуатацию нового образовательно и арт-кластера столицы – «Дома культуры ГЭС-2». Выбор скульптуры Фишера в качестве первого, «пускового», арт-объекта «ГЭС-2» не был случайным: «… она олицетворяет то, что будет проходить в стенах «ГЭС-2». Все-таки открывается не музей, а дом культуры. В нем будут всевозможные студии, куда будут приходить те же дети и лепить из пластилина и глины свои произведения искусства»…)
Скульптура вызвала откровенную негативную реакцию у москвичей, которые в отзывах в соцсетях нередко сравнивали её с фекалиями. Известный юморист и телеведущий Максим Галкин сравнил скульптуру с «12-метровой стопкой не очень аккуратного дерьма».
В свою очередь, ещё во время экспонирования скульптуры на Манхеттене в 2015 году критик Джереми Сиглер назвал её «самым дорогим говном в художественном казино» (англ. the most expensive turd in the art casino). Так что нечего «эстетам-ценителям» пенять на москвичей и обвинять именно их в отсталом восприятии современного искусства)
Сам Урс Фишер в ответ на эти обвинения заявил, что «Искусство — это то, что вы из него делаете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма». Но, это явно не цветок!)
По мнению искусствоведа, куратора выставок Кирилла Светлякова, скульптура Фишера «сразу создает ситуацию конфронтации, и зритель реагирует на неё однозначно», однако при этом «само пространство выиграло (вот именно). Без этой скульптуры оно было виртуальное, сухое, стерильное. «Большая глина № 4» придало ему динамики, энергии, фактуры, которой там не было»)
Ну, что сказать; несмотря на полярные мнения, — цель новых хозяев «Дома Культуры» достигнута — потому как организаторы этой инсталляции явно изначально просчитали реакцию москвичей, но осознанно пошли на конфронтацию с общественным мнением, справедливо понимая, что подобное социальное арт-отторжение сыграет только на руку новому «Дому Культуры» как черный пиар собственно)
Надо сказать, что по некоторым сведениям, скульптура эта установлена не навсегда и, к началу зимы ее должны убрать)
P.S. Добавлю одну мысль. Поскольку открытие арт-пространства «Дом Культуры ГЭС-2» анонсировано в начале декабря, исходя из этого возникает уже любопытный вопрос, уберут скульптуру №4 к открытию (а обещали это сделать «через три месяца») или отсчитывать их уже от момента открытия!? Если второе, то москвичам и гостям столицы придется еще три месяца терпеть Это до весны)
Источники:
Автор скульптуры «Большая глина № 4 удивился реакции москвичей на его работу. ТАСС.
Андреев Г.Л. Трамвайная электростанция. Музей истории Мосэнерго.
Леонид Михельсон доволен «Большой глиной»: зачем нужна провокация на Болотной. Forbes.ru.
Светлана Волкова. Музей искусства в бывшей ГЭС в центре Москвы: Гигантская статуя, итальянская пьяцца и берёзовая роща. Комсомольская правда.
Светлана Янкина. Фонд V-A-C представит своё выставочное пространство в Москве паблик-арт проектом. ТАСС.
© Vladimir d’Ar, 2021