Выявленный объект культурного наследия (приказ Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской обл. от 30 декабря 1999 г. № 68)
Здание вокзала строилось одновременно с линией Санкт-Петербург – Москва. Здание 1 класса, островного типа, одноэтажное, длиной 115 м, по проекту Р.А. Желязевича при участии инженеров: Волкова, Крихнера, Штукенберга и др. Позднее зданию с 1875 по 1887 велись работы по надстройке второго этажа. Здесь располагались служебные помещения и квартиры для агентов службы эксплуатации.
Станция открыта в 1851 году. Вокзал I класса построен по типовому проекту архитектора Рудольфа Желязевича. Такие же были возведены в Малой Вишере и Твери. Построенное одноэтажное кирпичное здание вокзала длиной 115 метров было расположено между железнодорожных путей (островное), с обеих сторон к нему примыкали платформы. В 1877 году зданию вокзала был надстроен второй этаж.
Вокзал построен в русско-византийском стиле с элементами флорентийской архитектуры. Здание кирпичное, отштукатуренное, один из торцевых фасадов закруглён. Здание обведено галереей на чугунных колоннах. Здание состояло из залов ожидания для пассажиров 1-го-3-го классов, кассового, багажного и телеграфного отделений, буфета, кухни, общего зала и дамских комнат.
В западной, закруглённой части располагалось императорское отделение из 5 комнат, игравшие роль представительных учреждений в которых проходили встречи с главами города и представителями общественности, служившими также местом отдыха императорской семьи, местом торжественных церемоний по случаю приезда августейших особ.
В интерьере императорских комнат использовалась драпировка, цветные и зеркальные стёкла, дубовый паркет, мраморные камины итальянского мастера Катоцци. Стены покрывали бумажными цветочными обоями с золочёными багетами. Двери изготавливались на заказ в Петербурге. На отделку императорских комнат истратили 1400 рублей серебром, целое состояние по тем временам.
Здания 1 класса строились из кирпича. Внутри выкладывался дубовый паркет, устанавливались шведские печи. Для 8 станций линии (в т.ч. для станции Бологое) были изготовлены дубовые буфеты.
В 1893 г. был удлинен первый этаж. Таким образом расширились помещения для пассажиров 3 класса. Все работы по реконструкции здания велись без перерывов в движении составов.
Одновременно с постройкой здания вокзала возводились и здания депо, мастерских, складов и пр. Депо на станции Бологое было круглым, 64 м в диаметре с железным куполом. Депо было рассчитано на 18 стойл и поворотным кругом.
С приближением немцев к Ленинграду в 1941 г. в Бологое начали поступать пассажирские поезда с эвакуированными детьми и женщинами из Ленинграда. В июне и июле 1941 года ходил даже специальный поезд Ленинград – Бологое.
Уже осенью 1941 года на Бологовский узел и железнодорожную линию Ярославль – Сонково – Медведево – Бологое легла основная доля перевозок для четырех фронтов: Ленинградского, Волховского, Северо-Западного и Калининского. Из Бологого железнодорожные пути расходились на несколько направлений: на Ленинград, Москву, Псков, Великие Луки и Белоруссию. Работа станции не замирала ни на минуту: к передовой шли эшелоны с бойцами, снарядами, продовольствием и военной техникой, обратно – составы с ранеными и беженцами. Наркомат путей сообщения и руководство дороги приняли решение перенести управление южной частью Октябрьской магистрали в Бологое.
Осознавая важное стратегическое положение узла Бологое, немцы с 1941 по 1944 год неоднократно предпринимали попытки захватить его. Первым тяжелым по размерам разрушений был налет 22 июля 1941 года. Всего же за годы войны вражеская авиация совершила на Бологое 527 налетов. В Бологое было обезврежено 212 диверсионных групп.
Во время Великой Отечественной войны Бологовский узел играл важную роль в деле снабжения Калининского, Волховского, Ленинградского и Белорусского фронтов. Поэтому подвергался постоянным авианалетам и бомбардировкам. Сильно пострадал вокзал станции и сама станция. Жестокие бомбежки города и железнодорожного узла начались уже 22 июля 1941 года и продолжались до февраля 1944 года. Редкие сутки проходили без воя сирен и разрывов бомб. Железнодорожники Бологовского отделения мужественно несли трудовую вахту, быстро восстанавливали разрушенное хозяйство, гасили пожары, спасали воинские грузы и воинские эшелоны от бомбежек и ценою своей жизни обеспечивали жизнеспособность железнодорожного узла и отделения. Бологовский узел, расположенный по середине дороги Ленинград – Москва, на стыке пяти направлений, играл огромную роль в снабжении Калининского, Волховского, Ленинградского и Белорусского фронтов, поэтому входил в число объектов, подлежащих разрушению в первую очередь. Но Бологовский узел выстоял!
Бологое – единственный железнодорожный узел между Москвой и Ленинградом, не захваченный фашистами в годы Великой Отечественной войны, и единственная станция на территории СССР, удостоенная ордена Отечественной войны I степени за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-морского флота (4 мая 1985 года).
В 1977 году вокзал снова реконструирован. В 2012 году реконструированы платформы и мост. Отремонтированы внутренние помещения здания вокзала.
Вокзал Бологое видел многих известных людей. Он видел писателей, поэтов, политиков, деятелей культуры и ученых: братьев Чеховых, И. Тургенева, Н. Некрасова, И. Левитана, И. Панаева, И. Пущина, Ф. Матюшкина. Н. Рериха, А. Александрова, Б. Александрова, А. Фадеева, В. Козлова, И. Успенского, В. Шишкова, Б. Полевого, В. Бианки, Э. Казакевич, В. Кулагина, Р. Погодина, Н. Хрущева, В. Жириновского, В. Золотухина, М. Пуговкина, Н. Ургант, В. Ободзинского, М. Кристалинскую, Е. Петросяна, И. Кобзона, Е. Шифрина и многих других.
Бологое упоминается в рассказе А. П. Чехова «Счастливчик», а также в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Именно на станции Бологое Алексей Вронский признался в любви Анне. Станция Бологое упоминается в детском стихотворении С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный».
Железнодорожный вокзал
Железнодорожный вокзал работает по адресу Россия, Тверская область в Бологом. Основной вид деятельности — это «Железнодорожный вокзал». График работы: ежедневно, круглосуточно. Рабочий телефон для связи: 8 (800) 775-00-00.
- Контакты
- На карте
- Режим работы
- Отзывы
- Похожие места
На карте
Режим работы
ежедневно, круглосуточно
Рекомендуем позвонить по номеру 8 (800) 775-00-00, чтобы уточнить график работы и как доехать до адреса: Россия, Тверская область.
Отзывы
Вы посещали это место? Пожалуйста, оставьте отзыв об этой организации, помогите другим людям сделать правильный выбор! Спасибо!
Похожие места в Бологом
О станции
- Адрес: 171080, Тверская область, город Бологое, улица Привокзальная, дом 5.
- Телефон: Единая справочная 8 (800) 775-00-00, Центр содействия мобильности: 8 (800) 775-00-00 доб. 1
Услуги и удобства
Приём и выдача малых пассажирских отправлений
Доставка отправлений до 10 кг. и документов в 123 города РФ
Москва от 550 руб. Санкт-Петербург от 350 руб.
Обращаться к Дежурному по вокзалу (1-й этаж вокзала)
Общественное питание
Кафе
Первый этаж здания вокзала, вход со 2-й платформы
Информационно-справочные услуги
Дежурный по вокзалу, первый этаж, вход с платформы №2
Объявление информации по громкой связи
Дежурный по вокзалу, первый этаж, вход с платформы №2
70 руб/объявление
Услуги по хранению ручной клади и багажа
Дежурный по вокзалу, первый этаж, вход с платформы №2
70 руб/час
150 руб/сутки
Офисные услуги
Дежурный по вокзалу, первый этаж, вход с платформы №2
копирование, ламинирование, сканирование, распечатка, факс, эл/почта
Банкоматы
ВТБ
Кассовый зал
Выдача справки о приобретенном ранее или утерянном билете
Дежурный по вокзалу, первый этаж, вход с платформы №2
Бронирование мест в комнатах отдыха
Бронирование по телефону 8-48-238-5-27-24
8(920) 183-80-51
Магазины
киоск Товары в дорогу первый этаж здания вокзала
Медпункт
Круглосуточно
Первый этаж, центральный вход с платформы №2
Wi-Fi
Комнаты отдыха, кассовые залы, залы ожидания
Заказ такси
Первый этаж Окно дежурный по вокзалу
Оформление проездных документов на поезда дальнего следования
1-й этаж здания вокзала
Полный комплекс гостиничных услуг. Проживание в номерах от эконом класса до класса люкс
3-й этаж здания вокзала, центральный вход со 2-й платформы
от 500 до 2000 руб/сут
возможна почасовая оплата
Услуги оказания помощи и сопровождения маломобильным пассажирам
Дежурный по вокзалу, первый этаж, вход с платформы №2
Вендинговые аппараты
Кофе-автомат
Зал ожидания
Туалет (санитарные комнаты)
Первый этаж, отдельный вход с торца здания.
Профиль станции
Название
Вокзал Бологое
Адрес
171080, Тверская область, город Бологое, улица Привокзальная, дом 5. Время работы: Круглосуточно
Время работы
круглосуточно
Сервисы
Доставка отправлений до 10 кг. и документов в 123 города РФ
Москва, Санкт-Петербург от 400 руб.
Обращаться к Дежурному по вокзалу (1-й этаж вокзала)
Единая справочная
8 (800) 775-00-00
Центр содействия мобильности
8 (800) 775-00-00 доб. 1
Координаты станции
57.885915,34.061695
Железнодорожный вокзал
г. Бологое
(Бологое и район)
1
5-24-31
Контакты
г. Бологое
справочное бюро5-24-31
начальник вокзала5-43-93
касса дальнего следования5-21-27
5-25-77
дежурный по пассажирскому парку5-41-03
- Рубрики:
- Железнодорожные вокзалы и станции
Обновлено: 12.03.2021 09:12
Послать мне на почту
Cообщить об ошибке
Поделиться:
Обратите внимание
Комментарии
Комментариев пока нет.
Написать комментарий
Отзывы
Отзывов пока нет.
Напишите свой, он будет полезен постителям сайта.
Написать отзыв
Популярные организации в рубрике «Железнодорожные вокзалы и станции»
Железнодорожная станция Бологое-Московское
г. Бологое
5-42-48
Работают просто замечательные люди …
1