Регистрационные номерные знаки СССР — номерной знак, применявшийся для регистрации автотранспорта на территории СССР.
Содержание
- 1 История
- 1.1 1931 – 1958 года
- 1.2 1959 – 1980 года
- 1.3 1980 – 1991 года
- 1.4 Дальнейшая история
- 2 Индекс региона регистрации
- 3 Интересные факты
- 4 См. также
- 5 Ссылки
История
Фактически, история автомобильных номеров СССР ведёт своё начало с 1931 года, когда были введены первые советские номера единого стандарта. Автомобильные номера в СССР (и даже в Российской империи) существовали и до 1931 года, однако они не были едиными и разнились от города к городу.
1931 – 1958 года
В течение 1930-х годов формат номера несколько раз менялся.
Формат первого советского номера, введённого в 1931 году, был «буква – две цифры – две цифры» чёрными буквами на белом фоне. Просуществовал такой формат недолго, и в 1934 году был заменён форматом «цифра – две цифры – две цифры», под которыми словами писалось название региона приписки, называемого в то время «Дортрансом», всего таких Дортрансов было 45. К слову сказать, формат номеров был нестрогим, то есть количество цифр не обязательно должно равняться пяти, а название региона могло писаться сокращённо (что применялось, например, для выдачи номерных знаков мотоциклам). В этом же году появились номера, где вместо региона прописки стояла надпись «транзит» или «проба». Эти номера были оформлены в обычной в общегражданской цветовой гамме, но встречались «пробные» номера в инверсной гамме. В дальнейшем транзитные номера обычно совпадали по формату с квадратным типоразмером общегражданского номера с точностью до надписи «транзит».
Через 2 года, в 1936 году, формат номеров снова сменился: теперь в начале номера писался двухбуквенный индекс региона приписки, за которыми следовали две пары цифр, разделённые дефисом. Была инвертирована и цветовая гамма номера: номер стал печататься белыми буквами на чёрном фоне. Тогда же появились 2 типоразмера номеров: линейный — для установки спереди, и квадратный — для установки сзади транспортного средства; такое разделение типоразмеров просуществовало вплоть до 1994 года (см. далее).
Незадолго до войны вся военная техника получила номера формата, отличного от общегражданского: «буква — цифра — две цифры — две цифры». Никакой системы в военных номерах не было, что, видимо, было сделано для введения противника в заблуждение. Более того, существует ряд документальных подтверждений нарушения вида номеров (произвольная расстановка дефисов, пририсовывание звёзд или якорей) и даже формата (от четырёх до шести цифр, четыре цифры часто были у мотоциклов, но были и исключения). Такая «бессистемность» продолжалась вплоть до 1959 года.
Гражданские номера вышеописанного формата просуществовали до 1946, пока не сменились новыми. В новых номерах формат остался прежним, изменилась лишь цветовая гамма: теперь фон номера стал жёлто-оранжевым, а цвет букв и цифр – чёрный. Впервые появились номера для транспорта представителей дипмиссий, от общегражданских они отличались только более кратким форматом: «д цифра — две цифры». Появились и номера для грузовых прицепов (прицепы до этого не регистрировались — на них перевешивался задний знак грузовика), от заднего общегражданского номера они отличались наличием надписи «прицеп» рядом с индексом региона. Существовали в то время и номера в иной цветовой гамме — «чёрный фон, белые символы», такие номера присваивались служебному автотранспорту.
1959 – 1980 года
В 1959 году прошла очередная реформа по смене формата регистрационных знаков автомобилей в Советском Союзе. Теперь номер стал иметь формат «две цифры – две цифры три буквы», где буквами кодировался регион приписки автомобиля; цветовая гамма номера вновь была выбрана «чёрный фон, белые символы». Кроме того, были введены номера для тракторов и тракторных прицепов — до этого трактора регистрировались мотоциклетными номерами и в добровольном порядке, а тракторные прицепы не подлежали регистрации. Военные номера отличались от гражданских наличием лишь двух букв на конце номерного знака, а прицепы и трактора дополнительно имели к «военному» стандарту слово «прицеп» (автомобильный) или «пр-п» (тракторный) и «тр-р» соответственно. Изначально тракторным номерам оставили цветовую гамму номеров образца 1946 года, но позже привели её к общегражданской; цветовая гамма тракторных прицепов оставались в цветовой гамме 1946 года вплоть до введения номеров образца 1980 года.
Свой формат получили номера автотранспорта дипмиссий и иностранных корреспондентов: «буква — две цифры — три цифры», где буква «D» для сотрудников дипломатических представителей, «K» — для корреспондентов, первые две цифры — условный код страны. Цветовая гамма была инверсной по отношению к общегражданским номерам.
1980 – 1991 года
В 1980 году, в преддверие московских Олимпийских игр, была проведена очередная реформа формата номеров. Цветовая гамма снова была инвертирована – теперь номера стали писаться чёрными символами на белом фоне, появились два основных формата номеров: для частных автотранспортных средств и для государственных машин. Формат частных номеров – «буква две цифры две цифры две буквы», государственных – «две цифры две цифры три буквы». Две или три буквы в конце номера обозначали регион приписки автотранспорта, размер букв такой же, как у цифр; первая буква в частных номерах имела меньший размер и могла быть практически любой буквой русского алфавита. В качестве заднего номерного знака грузовых автомобилей, автобусов а также мотоциклов применялся квадратный вариант «государственного стандарта», номера частного стандарта имели только линейное исполнение.
Как и раньше, были оставлены особые номера для автотранспорта вооружённых сил, представителей дипмиссий, прицепов и тракторов, а также были добавлены особые номерные знаки для автотранспорта, зарегистрированного иностранными гражданами или подлежащего вывозу за пределы СССР. Формат «военных» номеров остался неизменным с 1959 года, таким образом, номера автотранспорта, принадлежащего вооружённым силам СССР, стали резко выделяться на общем фоне. Формат номеров прицепов и тракторов изменился: цветовая гамма была приведена к общегражданскому виду, форма – квадрат с обрезанными нижними (автоприцепы, трактора) или верхними (прицепы спецтехники) углами, формат – «две цифры две цифры две буквы» для обрезанных снизу и «две буквы две цифры две цифры» для обрезанных сверху. Формат номеров представителей дипломатических миссий также претерпел изменения — теперь номер рисовался белыми буквами на красном фоне в форматах «D три цифры три цифры» для сотрудников представительства, обладающих дипломатическим статусом, «Т три цифры три цифры» для административно-технического персонала диппредставительств, «три цифры CMD цифра» — для автомобилей, принадлежащих лично консулу или послу; первые три цифры – условный номер страны дипмиссии.
Номера «иностранных граждан» выполнялись чёрными символами на светло-оранжевом фоне в формате «буква три цифры три цифры», где буква означала следующее: Н — машина иностранного гражданина, К — машина иностранного корреспондента, М — машина торгового представителя, Р — машина предназначена для экспорта из СССР.
После ввода в действие номеров данного стандарта не требовалось отказываться от номеров предыдущего стандарта.
Дальнейшая история
В 1991 году Советский Союз распался на 15 (а фактически – 19) независимых государств. Каждая страна начала разрабатывать собственные форматы автомобильных номеров, однако в переходный период на территориях некоторых бывших советских республик применялись номера советского образца с «национальным колоритом». Например, на Украине в номерах начала присутствовать буква «I», а в Латышской республике и вовсе кириллические буквы были заменены латиницей.
В Российской Федерации замена номерных знаков советского образца на номерные знаки стандарта России началась с 1994 года, при этом не требовалось в обязательном порядке менять регистрационный знак СССР на новый российский номерной знак. Таким образом, на территории РФ на автомашинах по сей день можно встретить номера образца 1980 года, а иногда — и 1959 года.
Индекс региона регистрации
Расшифровка буквенных индексов, применявшихся в СССР и на постсоветском пространстве, на автомобильных номерных знаках частных автомашин образца 1980 года (ГОСТ 3207-77). Буквенные индексы выделенные курсивом применялись только на номерных знаках образца 1980 года:
Индекс ГАИ | Субъект | Республика |
---|---|---|
АБ | Алтайский край, 2 серия | Российская СФСР |
АВ | серия для выезда за границу | все республики |
АГ | Азербайджанская ССР, 2 серия | Азербайджанская ССР |
АД | Армянская ССР, 2 серия | Армянская ССР |
АЕ | серия для выезда за границу | все республики |
АЖ | Азербайджанская ССР, 3 серия | Азербайджанская ССР |
АЗ | Азербайджанская ССР, 1 серия | Азербайджанская ССР |
АИ | Абхазская АССР | Грузинская ССР |
АК | Целиноградская область (Акмолинская область) | Казахская ССР |
АЛ | Алтайский край, 1 серия | Российская СФСР |
АМ | Амурская область | Российская СФСР |
АН | Андижанская область | Узбекская ССР |
АП | Алма-Атинская область | Казахская ССР |
АР | Армянская ССР, 1 серия | Армянская ССР |
АС | Астраханская область | Российская СФСР |
АТ | Алма-Ата | Казахская ССР |
АФ | Адыгея | Российская СФСР |
АХ | Архангельская область | Российская СФСР |
АШ | Ашхабадская область | Туркменская ССР |
АЮ | Актюбинская область | Казахская ССР |
БА | Башкирская АССР, 1 серия. | Российская СФСР |
ББ | Башкирская АССР, 3 серия. | Российская СФСР |
БЕ | Белгородская область | Российская СФСР |
БИ | Бишкек | Киргизская ССР |
БН | Брестская область | Белорусская ССР |
БР | Брянская область | Российская СФСР |
БУ | Бурятская АССР | Российская СФСР |
БХ | Бухарская область | Узбекская ССР |
БШ | Башкирская АССР, 2 серия. | Российская СФСР |
ВА | Восточно-Казахстанская область | Казахская ССР |
ВВ | Воронежская область, 1 серия. | Российская СФСР |
ВГ | Ворошиловградская область, 2 серия | Украинская ССР |
ВД | Волгоградская область, 2 серия | Российская СФСР |
ВЕ | серия для выезда за границу | Украинская ССР |
ВЖ | Воронежская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ВИ | Винницкая область | Украинская ССР |
ВК | Восточно-Казахстанская область | Казахская ССР |
ВЛ | Владимирская область | Российская СФСР |
ВМ | серия для выезда за границу | все республики |
ВН | Волынская область | Украинская ССР |
ВО | Вологодская область | Российская СФСР |
ВР | Воронежская область, 3 серия. | Российская СФСР |
ВС | серия для выезда за границу | все республики |
ВТ | Витебская область | Белорусская ССР |
ВХ | Волгоградская область, 3 серия. | Российская СФСР |
ГА | Грузинская ССР | Грузинская ССР |
ГБ | Горно-Бадахшанская область | Таджикская ССР |
ГВ | Горьковская область (Нижегородская область), 2 серия. | Российская СФСР |
ГГ | Грузинская ССР | Грузинская ССР |
ГК | Гродненская область | Белорусская ССР |
ГЛ | Горный Алтай, юр. лица | Российская СФСР |
ГО | Горьковская область (Нижегородская область), 1 серия. | Российская СФСР |
ГР | Грузинская ССР | Грузинская ССР |
ГС | Гомельская область | Белорусская ССР |
ГУ | Гурьевская область, 1 серия | Казахская ССР |
ГТ | Гурьевская область, 2 серия | Казахская ССР |
ГЯ | Горный Алтай, физ. лица | Российская СФСР |
ДА | Дагестанская АССР | Российская СФСР |
ДБ | Душанбинская область | Таджикская ССР |
ДД | Джизакская область | Узбекская ССР |
ДЖ | Джамбулская область | Казахская ССР |
ДК | Джезказганская область | Казахская ССР |
ДН | Днепропетровская область, 2 серия. | Украинская ССР |
ДО | Донецкая область, 2 серия. | Украинская ССР |
ДП | Днепропетровская область, 1 серия. | Украинская ССР |
ДР | Львовская область (Дрогобычская область), 1 серия. | Украинская ССР |
ЕА | Эстонская ССР, 2 серия. | Эстонская ССР |
ЕЕ | серия для выезда за границу | все республики |
ЕС | Санкт-Петербург, 3 серия. | Российская СФСР |
ЖА | Джалал-Абадская область, 1 серия | Киргизская ССР |
ЖИ | Житомирская область, 1 серия | Украинская ССР |
ЖЖ | Житомирская область, 2 серия | Украинская ССР |
ЖБ | Житомирская область, 3 серия | Украинская ССР |
ЗА | Закарпатская область | Украинская ССР |
ЗК | Западно-Казахстанская область | Казахская ССР |
ЗН | Запорожская область, 3 серия. | Украинская ССР |
ЗП | Запорожская область, 1 серия. | Украинская ССР |
ЗР | Запорожская область, 2 серия. | Украинская ССР |
ИВ | Ивановская область | Российская СФСР |
ИК | Иссык-Кульская область | Киргизская ССР |
ИР | Иркутская область, 1 серия. | Российская СФСР |
ИС | Иркутская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ИФ | Ивано-Франковская область, 2 серия. | Украинская ССР |
КА | Калининская область (Тверская область) | Российская СФСР |
КБ | Кабардино-Балкарская АССР | Российская СФСР |
КВ | Кировская область | Российская СФСР |
КГ | Карагандинская область | Казахская ССР |
КД | Кировоградская область | Украинская ССР |
КЕ | Кемеровская область, 1 серия. | Российская СФСР |
КЖ | Калужская область | Российская СФСР |
КЗ | Кзыл-Ординская область | Казахская ССР |
КИ | Киев, 1 серия. | Украинская ССР |
КК | Краснодарский край, 1 серия. | Российская СФСР |
КЛ | Калининградская область, 1 серия. | Российская СФСР |
КМ | Коми АССР | Российская СФСР |
КН | Курганская область | Российская СФСР |
КО | Костромская область | Российская СФСР |
КП | Каракалпакская АССР | Узбекская ССР |
КР | Крымская область, 1 серия. | Украинская ССР |
КС | Карельская АССР | Российская СФСР |
КТ | Кокчетавская область | Казахская ССР |
КУ | Курская область | Российская СФСР |
КФ | Кашкадарьинская область | Узбекская ССР |
КХ | Киевская область | Украинская ССР |
КЦ | Калмыцкая АССР | Российская СФСР |
КЧ | Камчатская область | Российская СФСР |
КШ | Куйбышевская область (Самарская область), 1 серия. | Российская СФСР |
КЩ | Кустанайская область, 1 серия | Казахская ССР |
КЭ | Красноярский край, 2 серия. | Российская СФСР |
КЮ | Кулябская область | Таджикская ССР |
КЯ | Красноярский край, 1 серия. | Российская СФСР |
ЛА | Латвийская ССР, 1 серия. | Латвийская ССР |
ЛБ | Ленинабадская область | Таджикская ССР |
ЛВ | Львовская область, 2 серия. | Украинская ССР |
ЛГ | Ленинградская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ЛД | Ленинград, 2 серия. | Российская СФСР |
ЛЕ | Ленинград, 1 серия. | Российская СФСР |
ЛИ | Литовская ССР, 1 серия. | Литовская ССР |
ЛК | Литовская ССР, 3 серия. | Литовская ССР |
ЛЛ | Литовская ССР, 2 серия. | Литовская ССР |
ЛО | Ленинградская область, 1 серия | Российская СФСР |
ЛП | Липецкая область | Российская СФСР |
ЛТ | Латвийская ССР, 2 серия. | Латвийская ССР |
ЛУ | Ворошиловградская область (Луганская область), 1 серия. | Украинская ССР |
МА | Магаданская область (но МАС — Москва) | Российская СФСР |
МБ | Минская область | Белорусская ССР |
МВ | Молдавская ССР, 2 серия. | Молдавская ССР |
МГ | Могилёвская область | Белорусская ССР |
МД | Молдавская ССР, 1 серия. | Молдавская ССР |
МВ | Молдавская ССР, 2 серия. | Молдавская ССР |
МЕ | Московская область, 2 серия. | Российская СФСР |
МЖ | Московская область, 1 серия. | Российская СФСР |
МЗ | Московская область, 3 серия. | Российская СФСР |
МИ | Минск | Белорусская ССР |
МК | Москва, 2 серия | Российская СФСР |
МЛ | Молодечненская область | Белорусская ССР |
МЛ | Московская область, 4 серия | Российская СФСР |
ММ | Москва, 3 серия | Российская СФСР |
МН | Москва, 4 серия | Российская СФСР |
МО | Москва, 1 серия | Российская СФСР |
МП | Приднестровье | Молдавская ССР |
МР | Мордовская АССР | Российская СФСР |
МС | Марийская АССР | Российская СФСР |
МТ | Москва, 5 серия | Российская СФСР |
МУ | Мурманская область | Российская СФСР |
МХ | Марыйская область | Туркменская ССР |
МШ | Мангышлакская область | Казахская ССР |
МЯ | Крымская область | Украинская ССР |
НА | Наманганская область | Узбекская ССР |
НБ | Новосибирская область, 2 серия. | Российская СФСР |
НВ | Навоийская область | Узбекская ССР |
НЖ | Кустанайская область, 2 серия | Казахская ССР |
НИ | Николаевская область | Украинская ССР |
НК | Нагорный Карабах | Азербайджанская ССР |
НН | Нижегородская область, 3 серия | Российская СФСР |
НО | Новгородская область | Российская СФСР |
НР | Нарынская область | Киргизская ССР |
НС | Новосибирская область, 1 серия. | Российская СФСР |
НТ | Красноводская область | Туркменская ССР |
ОА | Оренбургская область, 3 серия. | Российская СФСР |
ОБ | Оренбургская область, 1 серия. | Российская СФСР |
ОГ | Оренбургская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ОД | Одесская область, 1 серия. | Украинская ССР |
ОЕ | Одесская область, 2 серия. | Украинская ССР |
ОМ | Омская область | Российская СФСР |
ОО | серия «Совтрансавто» | все регионы |
ОР | Орловская область | Российская СФСР |
ОШ | Ошская область | Киргизская ССР |
ПА | Павлодарская область | Казахская ССР |
ПЕ | Пензенская область | Российская СФСР |
ПК | Приморский край, 2 серия. | Российская СФСР |
ПМ | Пермская область, 1 серия. | Российская СФСР |
ПО | Полтавская область | Украинская ССР |
ПР | Приморский край, 1 серия. | Российская СФСР |
ПС | Псковская область | Российская СФСР |
ПТ | Пермская область, 2 серия. | Российская СФСР |
РА | Ростовская область, 4 серия. | Российская СФСР |
РВ | Ровенская область | Украинская ССР |
РД | Ростовская область, 2 серия. | Российская СФСР |
РО | Ростовская область, 1 серия. | Российская СФСР |
РП | Ростовская область, 3 серия. | Российская СФСР |
РР | серия «Совтрансавто» | все регионы |
РТ | серия «Совтрансавто» | все регионы |
РЯ | Рязанская область | Российская СФСР |
СА | Саратовская область, 1 серия. | Российская СФСР |
СБ | Сталинабадская область (Душанбинская) | Таджикская ССР |
СБ | Самарская область, 3 серия. | Российская СФСР |
СВ | Свердловская область, 1 серия. | Российская СФСР |
СГ | Волгоградская область (Сталинградская область), 1 серия. | Российская СФСР |
СД | Сурхандарьинская область | Узбекская ССР |
СЕ | Северо-Осетинская АССР | Российская СФСР |
СЖ | Саратовская область, 2 серия. | Российская СФСР |
СИ | Сырдарьинская область | Узбекская ССР |
СК | Северо-Казахстанская область | Казахская ССР |
СЛ | Донецкая область (Сталинская область), 1 серия. | Украинская ССР |
СМ | Смоленская область | Российская СФСР |
СН | Самаркандская область | Узбекская ССР |
СО | Сочи | Российская СФСР |
СП | Семипалатинская область | Казахская ССР |
СР | серия «Совтрансавто» | все регионы |
СР | Санкт-Петербург | Российская СФСР |
СС | Ставропольский край, 2 серия. | Российская СФСР |
СТ | Ставропольский край, 1 серия. | Российская СФСР |
СУ | Сумская область | Украинская ССР |
СФ | Свердловская область, 2 серия. | Российская СФСР |
СХ | Сахалинская область | Российская СФСР |
СЯ | Ивано-Франковская область (Станиславская область), 1 серия. | Украинская ССР |
ТА | Тамбовская область | Российская СФСР |
ТБ | Татарская АССР, 2 серия. | Российская СФСР |
ТВ | Тувинская АССР | Российская СФСР |
ТГ | Тургайская область | Казахская ССР |
ТД | Курган-Тюбинская область | Таджикская ССР |
ТЕ | Тернопольская область | Украинская ССР |
ТЗ | Ташаузская область | Туркменская ССР |
ТК | Талды-Курганская область | Казахская ССР |
ТЛ | Тульская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ТМ | Тюменская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ТН | Ташкент, 1 серия. | Узбекская ССР |
ТО | Томская область | Российская СФСР |
ТР | Туркменская ССР | Туркменская ССР |
ТТ | Татарская АССР, 1 серия. | Российская СФСР |
ТУ | Тульская область, 1 серия. | Российская СФСР |
ТФ | Таласская область | Киргизская ССР |
ТШ | Ташкентская область | Узбекская ССР |
ТЮ | Тюменская область, 1 серия. | Российская СФСР |
ТЯ | Тянь-Шаньская область | Киргизская ССР |
УД | Удмуртская АССР | Российская СФСР |
УК | Куйбышевская область (Самарская область), 2 серия. | Российская СФСР |
УЛ | Ульяновская область | Российская СФСР |
УT | Уральская область | Казахская ССР |
ФЕ | Ферганская область | Узбекская ССР |
ФИ | Фрунзенская область | Киргизская ССР |
ХА | Харьковская область, 1 серия. | Украинская ССР |
ХБ | Хабаровский край | Российская СФСР |
ХГ | Хакасия | Российская СФСР |
ХЗ | Хорезмская область | Узбекская ССР |
ХК | Харьковская область, 2 серия. | Украинская ССР |
ХМ | Хмельницкая область | Украинская ССР |
ХО | Херсонская область | Украинская ССР |
ХТ | Киев, 2 серия. | Украинская ССР |
ЦВ | Краснодарский край, 3 серия. | Российская СФСР |
ЦЛ | Целиноградская область | Казахская ССР |
ЦП | Краснодарский край, 2 серия. | Российская СФСР |
ЦС | Крымская область, 2 серия. | Украинская ССР |
ЦХ | Кемеровская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ЧА | Чукотский АО | Российская СФСР |
ЧБ | Челябинская область, 2 серия. | Российская СФСР |
ЧВ | Черновицкая область | Украинская ССР |
ЧД | Челябинская область, 3 серия. | Российская СФСР |
ЧЕ | Челябинская область, 1 серия. | Российская СФСР |
ЧИ | Чечено-Ингушская АССР | Российская СФСР |
ЧК | Черкасская область | Украинская ССР |
ЧМ | Чимкентская область | Казахская ССР |
ЧН | Черниговская область | Украинская ССР |
ЧП | Карачаево-Черкесия | Российская СФСР |
ЧР | Чарджоуская область | Туркменская ССР |
ЧС | Чуйская область | Киргизская ССР |
ЧТ | Читинская область | Российская СФСР |
ЧУ | Чувашская АССР | Российская СФСР |
ША | Гурьевская область, 1 серия | Казахская ССР |
ЭС | Эстонская ССР, 1 серия. | Эстонская ССР |
ЮА | Московская область | Российская СФСР |
ЮБ | Московская область | Российская СФСР |
ЮВ | Московская область | Российская СФСР |
ЮГ | Московская область | Российская СФСР |
ЮК | Южно-Казахстанская область (Чимкентская область) | Казахская ССР |
ЮМ | Московская область | Российская СФСР |
ЮО | Южная Осетия | Грузинская ССР |
ЯК | Якутская АССР | Российская СФСР |
ЯР | Ярославская область | Российская СФСР |
Интересные факты
- Единственным субъектом краевого подчинения СССР, имевшим свои собственные номера, был город Сочи Краснодарского края.
- С 1991 года в странах СНГ (кроме России) выдавались номерные знаки стандарта 1981 года с буквами латинского алфавита. Такие номера выдавались до введения собственного стандарта номеров стран СНГ. пример: 89 65 КIА ( город Киев, Украинская ССР), 98 64 LAA ( Латвийская ССР) и.т.д
- Серия ЕС изначально предназначалась для Эстонской ССР. Но после распада СССР была передана Санкт-Петербургу.
См. также
- Индекс ведомственных тракторных номеров СССР
Ссылки
- Автомобильные номера СССР всех стандартов, большой архив качественных фотографий
- Галерея автомотостарины. Номерные знаки (только до 1982)
- Коллекция чёрных номерных знаков СССР (1959—1981)
Индексы автомобильных номеров Европы | |
---|---|
Австрия | Азербайджан | Албания | Андорра | Армения | Беларусь | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан | Кипр | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония | |
Зависимые территории: | Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен |
Непризнанные и частично признанные государства: | Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия |
Бывшие государства: | ГДР | СССР | Чехословакия | Югославия |
Страны Азии: Индексы автомобильных номеров Азии |
---|
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
Зависимые территории |
Непризнанные и частично признанные государства |
Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
Currently issued Belarus plate for passenger cars
Currently issued Belarus plate for passenger cars, trailers and semitrailers (small rear plate version)
Currently issued Belarus plate for trailers (rear)
Currently issued Belarus plate for trucks and buses
Currently issued Belarus plate for trucks and buses (small rear plate version)
Currently issued Belarus plate for Motorcycles, Mopeds, Scooters, sidecars.
Currently issued Belarus plate for Tractors, Tractor Trailers and Semitrailers.
Front and rear plates for cars and buses diplomatic missions, representatives of international organizations
Front and rear plates for cars and buses consular offices
Ministry Of Defense of Belarus
For vehicles of the State Committee of Border Troops of Belarus
Belarusian vehicle registration plates are currently composed of four digits, two letters and another digit (e.g. 1234 AB-5). The first of the letters and the final digit indicate the region of Belarus in which the car was registered.
Vehicles owned by foreign companies use black-on-yellow plates, and the numbers and letters appear in a different order (e.g. M 1223).
The diplomatic series uses white letters on a red background, also in a different order from standard plates (e.g. CD 1234-5).
History[edit]
Soviet-era registration plates for Belarus carried a pair of two-digit numbers followed by letters in Cyrillic (e.g. 12 34 MББ). Following independence in 1992, the format of Belarusian registration plates became red characters — four digits and two letters on a white background — with the national crest in the centre, separating the digits from the letters
TX used on registered vehicles driven in foreign countries.
Suffix | Region |
---|---|
БН | Brest |
BT | Vitebsk |
ГК | Grodno |
ГС | Gomel |
МБ | Minsk (region) |
МГ | Mogilev |
МИ | Minsk (city) |
Car registration[edit]
The letters used on Belarusian registration plates today are confined to those appearing in both the Cyrillic and Latin alphabets.
On current Belarusian registration plates, the first letter, as well as the final digit*, indicates where the car was registered:
- 1 — Brest Region
- 2 — Vitebsk Region
- 3 — Gomel Region
- 4 — Grodno Region
- 5 — Minsk Region
- 6 — Mogilev Region
- 7 — Minsk (city)
In the case of the letters, it is the first letter that indicates the region in which the car was registered, the second being taken from the series A, B, C, E, I, K, M, H, P, O, T, X:
- A Brest
- B Vitebsk
- C Grodno
- E Gomel
- HA, HB, HC, HE, HH, HI, HM, HO, HP, HT, HX Gomel
- HK Minsk
- IA, IB, IC, IE, IH, II Brest
- IK, IM, IO, IT, IX Vitebsk
- IP Minsk (city)
- K, M Minsk (city)
- O, P Minsk (region)
- T Mogilev
- XA, XB, XC, XE, XH, XI Grodno
- XK Minsk (city)
- XM, XO, XP, XT, XX Mogilev
Special plates[edit]
- D1 2345 — Diplomatic or consular corps
- K — Foreign correspondents
- M — Vehicle belonging to embassies, consulates, international organizations, banks and companies, foreign persons without citizenship. (Note that these kind of registration plates have black characters on a yellow background)
- Motorcycles and tractors typically have smaller registration plates.
- The order of characters for truck registrations is: one letter, four digits, a second letter, and a final digit (e.g. A 1234A-5).
External links[edit]
- Media related to License plates of Belarus at Wikimedia Commons
- Olavsplates.com
- Demon.co.uk Where in Belarus does that vehicle come from?
- Pl8s.com Current Belarusian licence plates
- PlatesMania.com A gallery of Belarusian license plates
Currently issued Belarus plate for passenger cars
Currently issued Belarus plate for passenger cars, trailers and semitrailers (small rear plate version)
Currently issued Belarus plate for trailers (rear)
Currently issued Belarus plate for trucks and buses
Currently issued Belarus plate for trucks and buses (small rear plate version)
Currently issued Belarus plate for Motorcycles, Mopeds, Scooters, sidecars.
Currently issued Belarus plate for Tractors, Tractor Trailers and Semitrailers.
Front and rear plates for cars and buses diplomatic missions, representatives of international organizations
Front and rear plates for cars and buses consular offices
Ministry Of Defense of Belarus
For vehicles of the State Committee of Border Troops of Belarus
Belarusian vehicle registration plates are currently composed of four digits, two letters and another digit (e.g. 1234 AB-5). The first of the letters and the final digit indicate the region of Belarus in which the car was registered.
Vehicles owned by foreign companies use black-on-yellow plates, and the numbers and letters appear in a different order (e.g. M 1223).
The diplomatic series uses white letters on a red background, also in a different order from standard plates (e.g. CD 1234-5).
History[edit]
Soviet-era registration plates for Belarus carried a pair of two-digit numbers followed by letters in Cyrillic (e.g. 12 34 MББ). Following independence in 1992, the format of Belarusian registration plates became red characters — four digits and two letters on a white background — with the national crest in the centre, separating the digits from the letters
TX used on registered vehicles driven in foreign countries.
Suffix | Region |
---|---|
БН | Brest |
BT | Vitebsk |
ГК | Grodno |
ГС | Gomel |
МБ | Minsk (region) |
МГ | Mogilev |
МИ | Minsk (city) |
Car registration[edit]
The letters used on Belarusian registration plates today are confined to those appearing in both the Cyrillic and Latin alphabets.
On current Belarusian registration plates, the first letter, as well as the final digit*, indicates where the car was registered:
- 1 — Brest Region
- 2 — Vitebsk Region
- 3 — Gomel Region
- 4 — Grodno Region
- 5 — Minsk Region
- 6 — Mogilev Region
- 7 — Minsk (city)
In the case of the letters, it is the first letter that indicates the region in which the car was registered, the second being taken from the series A, B, C, E, I, K, M, H, P, O, T, X:
- A Brest
- B Vitebsk
- C Grodno
- E Gomel
- HA, HB, HC, HE, HH, HI, HM, HO, HP, HT, HX Gomel
- HK Minsk
- IA, IB, IC, IE, IH, II Brest
- IK, IM, IO, IT, IX Vitebsk
- IP Minsk (city)
- K, M Minsk (city)
- O, P Minsk (region)
- T Mogilev
- XA, XB, XC, XE, XH, XI Grodno
- XK Minsk (city)
- XM, XO, XP, XT, XX Mogilev
Special plates[edit]
- D1 2345 — Diplomatic or consular corps
- K — Foreign correspondents
- M — Vehicle belonging to embassies, consulates, international organizations, banks and companies, foreign persons without citizenship. (Note that these kind of registration plates have black characters on a yellow background)
- Motorcycles and tractors typically have smaller registration plates.
- The order of characters for truck registrations is: one letter, four digits, a second letter, and a final digit (e.g. A 1234A-5).
External links[edit]
- Media related to License plates of Belarus at Wikimedia Commons
- Olavsplates.com
- Demon.co.uk Where in Belarus does that vehicle come from?
- Pl8s.com Current Belarusian licence plates
- PlatesMania.com A gallery of Belarusian license plates
Автомобильные номера Республики Беларусь — номерной знак, применяющийся для регистрации автомобилей, мотоциклов, прицепной и спецтехники на территории Республики Беларусь.
История автомобильных номеров[править]
Автомобильные номера на территории нынешней Белоруссии появились ещё во времена Российской империи. В то время не было единого стандарта на номерные знаки, и каждая губерния выдавала номера своего образца.
С 1931 года, когда Белоруссия уже являлась частью СССР, на её территории начали выдаваться номерные знаки советского образца, выделенные для Белорусской ССР. До 1946 года были только общереспубликанские серии, с 1946 года серии выделялись с учётом областного деления БССР.
В 1941—1944 годах территория Белоруссии была оккупирована немецкими войсками, её территория входила в состав трёх разных рейхскомиссариатов: Остланд (Западная Белоруссия), Украина (южные области) и Московия (восточные области). В этот период на территории Белоруссии выдавались номера, принятые в соответствующем рейхскомиссариате.
С 1944 по 1992 год в Белоруссии снова выдавались советские номерные знаки.
Регистрационные знаки независимой Республики Беларусь впервые начали выдаваться в 1992 году. Знаки состояли из четырёх цифр и двух букв красного цвета на белом фоне, между которыми располагалась круглая эмблема красного цвета, содержащая герб «Погоня», бывший в то время государственным.
В 1996 г., после изменения государственной символики, была также изменена эмблема, на которой разместились национальный орнамент и надпись BELARUS.
В 2000 г. количество букв в регистрационном знаке легковых автомобилей было увеличено до трёх, коснулись изменения и автономеров иностранных граждан.
С 2004 г. начали выдаваться регистрационные знаки действующего в настоящий момент образца.
В Белоруссии типы, вид, размеры регистрационных знаков автомобильного транспорта установлены в 2004 г. стандартом СТБ 914-99 «Знаки регистрационные и знак отличительный транспортных средств. Типы и основные размеры, технические требования, методы испытаний»[1]. При этом продолжают также использоваться регистрационные знаки прежних образцов.
Структура регистрационных знаков[править]
Знак представляет собой сочетание букв белорусского алфавита и арабских цифр. Разрешается использовать только 12 букв, общих для белорусского и латинского алфавитов (А, В, Е, І, К, М, Н, О, Р, С, Т, Х). На всех типах номеров, за исключением 1а, отдельно стоящая цифра в конце либо начале знака означает код региона. На регистрационных знаках транспортных средств физических и юридических лиц Республики Беларусь также размещается изображение государственного флага Республики Беларусь и отличительный знак BY.
Типы регистрационных знаков[править]
Номера образца 2004 г. | |
---|---|
Для транспортных средств юридических и физических лиц Республики Беларусь | |
1. Передний и задний знаки для легковых автомобилей | |
2. Передний и задний знаки для грузовых автомобилей и автобусов | |
3. Задний знак для грузовых автомобилей и автобусов | |
4. Задний знак для легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов | |
5. Задний знак для автомобильных прицепов и полуприцепов | |
6. Задний знак для мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов и т. п., а также для прицепов и полуприцепов к мотоциклам и мотороллерам | |
7. Задний знак для тракторов, тракторных прицепов и полуприцепов | |
Для транспортных средств дипломатических и консульских учреждений в Республике Беларусь и лиц с дипломатическим статусом | |
8. Передний и задний знаки для автомобилей и автобусов дипломатических представительств, представительств международных организаций и их органов[1] Первые две цифры обозначают страну представительства. | |
9. Передний и задний знаки для автомобилей и автобусов консульских учреждений | |
10. Задний знак для автомобильных прицепов | |
11. Задний знак для мотоциклов, мотороллеров и т. п. | |
Для транспортных средств, временно допущенных к участию в движении (т. н. «транзитные номера» на автомобилях, не поставленных на учет в ГАИ по месту проживания владельца) | |
| 12. Передний и задний знаки. Нижний — нового образца, с середины 2010 года. |
12а. Временные знаки для новых автомобилей, следующих к месту регистрации. Передний и задний знаки. Введены в 2016 году. | |
Для транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров (такси, в том числе маршрутные) | |
13. Передний и задний знаки | |
Другие номера | |
Регистрационные знаки для транспортных средств МВД РБ MH — г. Минск БН — Брестская область ВТ — Витебская область ГС — Гомельская область ГК — Гродненская область МО — Минская область МГ — Могилёвская область | |
Транзитные регистрационные знаки для транспортных средств, сошедших с конвейера МАЗа. | |
Номера автомобиля Президента РБ | |
Передний номер Задний номер | |
Номера образца 2000 г. | |
Для транспортных средств юридических и физических лиц Республики Беларусь | |
CD nnnn — для транспортных средств дипломатических сотрудников CC nnnn — для транспортных средств консульских сотрудников T nnnn — для транспортных средств технических работников дипломатических представительств | |
M nnnnn — для транспортных средств представительств иностранных банков, фирм, СП K nnnnn — для транспортных средств иностранных СМИ P nnnnn — для транспортных средств иностранных граждан и лиц без гражданства. Для прицепов применялся двухрядный номерной знак: в верхнем ряду располагались 4 цифры, в нижнем — буква Р. | |
Номера образца 1992 г. | |
Для транспортных средств юридических и физических лиц Республики Беларусь | |
Для транспортных средств юридических и физических лиц Республики Беларусь (c 1996 года) | |
Для грузовых автомобилей и автобусов, однорядный | |
Для грузовых автомобилей и автобусов, двухрядный | |
Для автомобильных прицепов, однорядный | |
Для автомобильных прицепов (большой, двухрядный), мотоциклов, тракторов и тракторных прицепов (уменьшенный) | |
| Транзитные номерные знаки: ранний вариант (сверху) и более поздняя модификация (снизу) |
Для транспортных средств иностранных граждан и компаний | |
Для транспортных средств Министерства обороны РБ | |
Для транспортных средств Госкомитета пограничных войск РБ |
Коды регионов на регистрационных знаках[править]
Коды на гражданских номерах[править]
Регион | 2004 г. | 2000 г. | 1992 г. | до 1992 г. |
---|---|---|---|---|
Брестская область | 1 | Axx | Ax IA, IB, IC, IE, IH, II | БНx |
Витебская область | 2 | Bxx | Bx IK, IM, IO, IT, IX | ВТx |
Гомельская область | 3 | Exx | Ex Hx | ГСx |
Гродненская область | 4 | Cxx | Cx XA, XB, XC, XE, XH, XI | ГКx |
Минская область | 5 | Oxx | Ox Px | МБx |
Могилёвская область | 6 | Txx | Tx XM, XO, XP, XT, XX | МГx |
г. Минск | 7 | Mxx AAX, EAK | Mx Kx HK, IP, РI, PH, XK | МИx |
C 2007 г. используется также код региона 0[2], обозначающий принадлежность транспортного средства Министерству обороны РБ, Государственному пограничному комитету РБ или внутренним войскам МВД РБ.
С 2010—2011 года на транзитных номерах стал использоваться код региона 8. Этот код используется только в Минске и в основной своей массе — на автотранспорте, выпущенном Минским автозаводом. До этого МАЗ имел эксклюзивное право выдавать транзитные номерные знаки собственного образца.
Коды на дипломатических номерах[править]
На дипломатических номерных знаках, а также на выдаваемых до 2004 года «жёлтых» номерных знаках иностранных корреспондентов (К) и иностранных компаний (М), первые две цифры обозначают страну представительства. Расшифровка номеров приведена в таблице ниже.
Коды на номерах иностранных граждан[править]
На выдаваемых до 2004 года «жёлтых» номерных знаках иностранных граждан (Р) первая цифра обозначала регион регистрации гражданина. Цифра не совпадает ни с советской областной, ни с современной нумерацией регионов.
0,1,2 | Минск |
---|---|
3 | Брестская область |
4 | Витебская область |
5 | Гомельская область |
6,7 | Гродненская область |
8 | Минская область |
9 | Могилёвская область |
Примечания[править]
Ссылки[править]
- А в конце дороги той – «ауди» с «топорами»…,»красивые» автомобильные номера//РЭСПУБЛIКА — Новости Беларуси | Белорусские новости — № 149 (4328) — Суббота, 18 августа 2007
- Новые транзитные номера введены в Беларуси//ИНТЕРФАКС, 27 июля 2010
- Фотографии автомобильных номеров Белоруссии
- Форум об автомобильных номерах в Республике Беларусь
Чтобы сделать дубликат белорусских номерных знаков, не требуется получение каких-то документов или несколько дней искать подходящую компанию, ведь если вы читаете этот текст, то вы ее уже нашли. Мы занимаемся производством автомобильных номеров высшего качества, мы сделаем такие же госномера, которые у вас украли, нам нужно лишь фото. Если у вас не оказалось фотографии автомобиля с украденными гос номерами для восстановления, просто продиктуйте нам их, подходит и такой вариант.
Типы белорусских номеров:
с 2004г, для легковых автомобилей
с 2004г, грузовые и автобусы
с 2004г, легковые автомобили и прицепы
с 2004г, мотоциклы, мотороллеры, мопеды
с 2000 по 2004г, для юр.лиц и физ.лиц
с 1996 по 2000г, для юр.лиц и физ.лиц
Изготовление номеров Белоруссии — качество на высоте
Мы делаем белорусские номера по ГОСТу Белоруссии, качество соответствует всем требованиям. Сегодня в России есть много иностранных граждан, которые приехали в страну по работе или с целью туризма на собственном автомобиле. С ними нередко случаются ситуации, когда регистрационные номера таинственно пропадают. Все дело в том, что некоторые люди уверены — из приезжих удастся вытянуть определенную сумму за госномера. Обратившись при утере номерных знаков в нашу компанию, вы разочаруете грабителей, потому что тут вы получите точную копию ваших номеров Белоруссии за минимальную плату. Потеря авто номеров перестанет быть для вас проблемой после ознакомления с этой информацией. Если вы находитесь в Москве, приходите к нам в офис, заказывайте дубликат и спустя минут 10 забирайте его. Также у нас действует курьерская доставка по Москве. Для белорусов мы готовы сделать доставку автономеров по почте, это обойдется вам недорого, однако получите качественный продукт.
Вам известно, какой штраф можно заплатить за езду без государственных номеров? Это весьма крупная сумма, которая для вас точно не будет лишней. Нет смысла чего-то ждать, если можно уже сейчас оформить заказ на доставку дубликата номеров Белоруссии в ваш город. У нас самые низкие и доступные расценки на изготовление номерных знаков во всей РФ.
Белорусские номера: качественное изготовление с доставкой
В процессе работы используем только качественные, прочные материалы, благодаря чему наша продукция отличается длительностью срока службы. Дубликаты белорусских номеров делаем согласно стандартам Белоруссии, они ничем не будут отличаться от оригинала.
Сколько же нужно оформить бумаг на машину, если вы захотите обратиться в другую компанию по производству дубликатов. Даже не лицензированные предприятия нередко требуют у клиентов документы, чтобы сделать вид серьезной фирмы. С нашими сотрудниками проблем не возникнет, слаженная работа команда гарантирует быстрое и качественное изготовление продукции, сразу же после создания ваши белорусские номера отправятся в нужный город. Теперь вы их не утеряете, ведь номера будут прочными и надежными. У каждого есть возможность купить дубликат по приятной стоимости.
Коды регионов Беларуси (BY) на автомобильных номерах
На сегодняшний день на территории Республики Беларусь существует 15 типов номерных знаков для различных типов транспортных средств, в том числе временные номерные знаки для новых автомобилей следующих к месту регистрации и транзитные регистрационные знаки для автомобилей сошедших с конвейера МАЗ. На всех регистрационных знаках транспортных средств выдаваемых с 2004 года указан регион регистрации код — цифра — за исключением транспортных средств МВД РБ.
* — используется с 2007 года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Идентификационные номера | Добавил: avtocar | Автор: Тихон Беларуский | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Теги: цыфры на номерах, регистрационные номера, коды регионов, коды регионов Белоруссии |
Белорусские номера машин — описание по регионам и как ездить в России
На дорогах России все чаще встречаются автомобили с белорусскими номерами. Поэтому интересно узнать, какую информацию могут представить белорусские номера машин.
Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам?
Типы
Все номера делятся на следующие категории:
Общие:
- для легкового транспорта;
- для грузового транспорта;
- индивидуальный знак;
- для прицепов и полуприцепов;
- для сельхозтехники;
- для мотоциклов;
- двухрядный номерной знак для легковых и прицепов;
- двухрядный номерной знак для грузовиков и автобусов.
Специальные:
- дипломатический знак;
- консульский знак;
- транзитный номерной знак;
- для пассажирского транспорта;
- для автомобилей МВД;
- номерной знак Президента.
Специальные знаки рассматривать не будем, остановимся на общих. Все знаки делятся на однорядные и двухрядные. Они совершенно равноправны, просто двухрядные номера делают для машин американского и советского производства для удобства монтажа.
Индивидуальные знаки стало возможным заказывать за деньги. Они состоят из 8 или менее цифр и латинских букв в любой последовательности, например, SIDORUCK.
Преимуществ в движении это знак не дает, а служит лишь для удовлетворения эстетических запросов и тщеславия владельца.
Рассмотрим обычный номерной знак.
Слева вверху расположен флаг Беларуси, внизу буквы BY, обозначающие код страны. Далее идут четыре цифры номера и две буквы серии, например, 4567 AZ, и затем через дефис число, обозначающее номер региона, например, 4567 AZ -3.
По этой последней цифре можно определить номер региона:
1. Брестская область.
2. Витебская.
3. Гомельская.
4. Гродненская.
5. Минская область (кроме самого Минска).
6. Могилёвская область.
7. Вот это уже сам Минск.
0. Минобороны, Государственный пограничный комитет, войска МВД.
Езда в РФ с государственными номерами Беларуси
Россия и Беларусь — участники Таможенного союза, поэтому автомобили, растаможенные в Беларуси, россиянам разрешено покупать свободно и дополнительной растаможки не требуется. Однако каждый год меняется законодательство и поговаривают, что скоро машины старых экологических классов привозить из-за границы станет невыгодно. Гражданин Беларуси может на своей машине совершенно свободно приезжать в Россию и ездить 12 месяцев, а далее обязан убыть на родину.
При себе необходимо постоянно иметь таможенные документы о пересечении границы.
Гражданин России также свободно может пользоваться личной машиной с белорусскими знаками, однако необходимо следующее:
- иметь доверенность, заверенную белорусским нотариусом;
- ездить в РФ таким образом законно разрешается не более шести месяцев. При себе всегда должны быть документы о пересечении границы;
- техосмотр надо проходить именно в Беларуси;
- ОСАГО также оформляется в Беларуси. Для поездки в России дополнительно нужна Грин карта.
Особенности въезда и выезда
Законодательство о въезде и выезде постоянно меняется. На данный момент для посещения Республики Беларусь нужен только общегражданский российский паспорт. Въехать в Россию на машинах с белорусскими номерами можно лишь на срок в 1 год.
Часто задаваемые вопросы
Правда ли, что на автомобили с белорусскими номерами не приходят штрафы за превышение скорости?
Да, это правда! Система рассылает штрафы пока что только российским владельцам. Но вот стоит ли злоупотреблять этим — решайте сами, так или иначе информация может сохраниться…
Правда ли, что если поставить машину под запрещающий знак, то штраф не придет?
Да, за нарушение правил парковки штрафы, выписанные с помощью фотофиксации, белорусским владельцам не приходят.
Правда ли, что не нужно ОСАГО?
Неправда. В любом случае придется покупать белорусский полис ОСАГО и Грин карту. Минимальный срок, на который оформляют Грин карту, — 15 дней, максимальный — 1 год.
Выводы
Специально покупать машину с белорусскими номерами, чтобы сэкономить деньги на налогах, штрафах и страховках, бессмысленно, экономически неэффективно. Все лазейки в законодательстве постепенно фиксируются, и эксперты полагают, что в ближайшее время будет международная база нарушений Правил дорожного движения.
С другой стороны, граждане Беларуси могут свободно въезжать в нашу страну на своем автомобиле и ездить целый год.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Индекс автомобильных номеров Белоруссии — это… Что такое Индекс автомобильных номеров Белоруссии?
В Белоруссии типы, вид, размеры регистрационных знаков автомобильного транспорта установлены в 2004 г. стандартом СТБ 914-99 «Знаки регистрационные и знак отличительный транспортных средств. Типы и основные размеры, технические требования, методы испытаний»[1]. При этом продолжают также использоваться регистрационные знаки прежних образцов.
История автомобильных номеров в Республике Беларусь
Регистрационные знаки Республики Беларусь впервые начали выдаваться в 1992 г. Знаки состояли из четырёх цифр и двух букв красного цвета на белом фоне, между которыми располагалась круглая эмблема красного цвета, содержащая герб «Погоня», бывший в то время государственным. В 1996 г., после изменения государственной символики, была также изменена эмблема, на которой разместились национальный орнамент и надпись BELARUS. В 2000 г. количество букв в регистрационном знаке было увеличено до трёх. С 2004 г. начали выдаваться регистрационные знаки действующего в настоящий момент образца.
Структура регистрационных знаков
Эмблема 1992 г. Эмблема 1996 г.
Знак представляет собой сочетание букв белорусского алфавита и арабских цифр. Разрешается использовать только 12 букв, общих для белорусского и латинского алфавитов (А, В, Е, І, К, М, Н, О, Р, С, Т, Х). На всех типах номеров, за исключением 1а, отдельно стоящая цифра в конце либо начале знака означает код региона. На регистрационных знаках транспортных средств физических и юридических лиц Республики Беларусь также размещается изображение государственного флага Республики Беларусь и отличительный знак BY.
Коды областей на регистрационных знаках
Регион 2004 г. 2000 г. 1992 г. до 1992 г.
Брестская область | 1 | Axx | Ax IA, IB, IC, IE, IH, II | БНx |
Витебская область | 2 | Bxx | Bx IK, IM, IO, IT, IX | ВТx |
Гомельская область | 3 | Exx | Ex Hx | ГСx |
Гродненская область | 4 | Cxx | Cx XA, XB, XC, XE, XH, XI | ГКx |
Минская область | 5 | Oxx | Ox Px | МБx |
Могилёвская область | 6 | Txx | Tx XM, XO, XP, XT, XX | МГx |
г. Минск | 7 | Mxx AAX, EAK | Mx Kx HK, IP, РI, PH, XK | МИx |
C 2007 г. используется также код региона 0[1], обозначающий принадлежность транспортного средства Министерству обороны РБ, Государственному пограничному комитету РБ или внутренним войскам МВД РБ.
Типы регистрационных знаков
Номера образца 2004 г. Номера образца 2000 г. Номера образца 1992 г.
Для транспортных средств юридических и физических лиц Республики Беларусь | |
1. Передний и задний знаки для легковых автомобилей | |
2. Передний и задний знаки для грузовых автомобилей и автобусов | |
3. Задний знак для грузовых автомобилей и автобусов | |
4. Задний знак для легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов | |
5. Задний знак для автомобильных прицепов и полуприцепов | |
6. Задний знак для мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов и т. п., а также для прицепов и полуприцепов к мотоциклам и мотороллерам | |
7. Задний знак для тракторов, тракторных прицепов и полуприцепов | |
Для транспортных средств дипломатических и консульских учреждений в Республике Беларусь и лиц с дипломатическим статусом | |
8. Передний и задний знаки для автомобилей и автобусов дипломатических представительств, представительств международных организаций и их органов[2] | |
9. Передний и задний знаки для автомобилей и автобусов консульских учреждений | |
10. Задний знак для автомобильных прицепов | |
11. Задний знак для мотоциклов, мотороллеров и т. п. | |
Для транспортных средств, временно допущенных к участию в движении (т. н. «транзитные номера» на автомобилях, не поставленных на учет в ГАИ по месту проживания владельца) | |
12. Передний и задний знаки | |
Для транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров (такси, в том числе маршрутные) | |
13. Передний и задний знаки | |
Другие номера | |
Регистрационные знаки для транспортных средств МВД РБ MH — г. Минск БН — Брестская область ВТ — Витебская область ГС — Гомельская область ГК — Гродненская область МО — Минская область МГ — Могилёвская область | |
Для транспортных средств юридических и физических лиц Республики Беларусь | |
CD nnnn — для транспортных средств дипломатических сотрудников CC nnnn — для транспортных средств консульских сотрудников T nnnn — для транспортных средств технических работников дипломатических представительств M nnnn — для транспортных средств представительств иностранных банков, фирм, СП K nnnn — для транспортных средств иностранных СМИ P nnnnn — для транспортных средств иностранных граждан и лиц без гражданства | |
Для транспортных средств юридических и физических лиц Республики Беларусь | |
Для транспортных средств юридических и физических лиц Республики Беларусь (c 1996 г.) | |
Для грузовых автомобилей и автобусов | |
Для транспортных средств Министерства обороны РБ | |
Для транспортных средств Госкомитета пограничных войск РБ |
Примечания
В Москве заметили Skoda с номерами 9-го региона. Поддельные или реальные?
В сети появился снимок, сделанный, по словам автора, возле португальского посольства в Москве. Skoda ничем не примечательна, за исключением номеров госрегистрации. В качестве кода указана цифра 9. У очевидца возник вопрос: «А давно ли начали номера с таким регионом выдавать?» Мы обратились за комментарием в МРЭО ГАИ и на предприятие по производству знаков.
Известно, что с 1999 года существует восемь кодов регионов — от 1 до 7 (выдавались административно-территориальным единицам по алфавиту: Брест и Брестская область — единица, Витебск и Витебская область — двойка и так далее, Минск получил семерку), ноль присвоен служебному транспорту Министерства обороны и внутренних войск МВД (с 2007 года). Была небольшая спецсерия транзитных регистрационных знаков с 8-м регионом, которые устанавливались на автомобили МАЗ.
«Про 8-й регион мы еще слышали, такие номера существуют, ими пользуются военные, — прокомментировали Onliner.by в МРО ГАИ. — Девятого региона ни разу не видели и даже не слышали про них. Уверены, их существование невозможно. На фото — шутка либо подделка».
Чтобы окончательно увериться в нелегальности знака, мы решили уточнить информацию в Полиграфическом центре МВД — предприятии, где производят и ремонтируют номерные знаки. «У нас делают номера для всех существующих регионов, — подчеркнули там. — И их на сегодня 7, „восьмеркой“ в лимитированном количестве пользуются погранвойска. О том, что номеров 9-го региона не существует, говорит и то, что на производстве нет такой матрицы, чтобы была возможность их изготовить. Очевидно, это подделка».
Очки виртуальной реальности в каталоге Onliner.by
Автомобильные коды регионов
БЕЛАРУСЬБрестская область — 1
Витебская область — 2
Гомельская область — 3Гродненская область — 4Минская область — 5Могилевская область — 6г. Минск — 7
РОССИЯ
1 Республика Адыгея 2 Республика Башкортостан 3 Республика Бурятия 4 Республика Алтай 5 Республика Дагестан 6 Ингушская Республика 7 Кабардино-Балкария 8 Республика Калмыкия 9 Карачаево-Черкессия 10 Республика Карелия 11 Республика Коми 12 Республика Марий Эл 13 Республика Мордовия
14 Республика Саха (Якутия)
15 Северная Осетия 16 Татарстан 17 Республика Тува 18 Удмуртская Республика 19 Хакасия 20 Чеченская Республика 21 Чувашская Республика 22 Алтайский край 23 Краснодарский край24 Красноярский край25 Приморский край 26 Ставропольский край 27 Хабаровский край 28 Амурская область 29 Архангельская область 30 Астраханская область 31 Белгородская область 32 Брянская область 33 Владимирская область 34 Волгоградская область 35 Вологодская область 36 Воронежская область 37 Ивановская область 38 Иркутская область 39 Калининградская область 40 Калужская область 41 Камчатская область 42 Кемеровская область 43 Кировская область 44 Костромская область 45 Курганская область 46 Курская область 47 Ленинградская область 48 Липецкая область 49 Магаданская область 50 Московская область 51 Мурманская область 52 Нижегородская область 53 Новгородская область 54 Новосибирская область 55 Омская область 56 Оренбургская область 57 Орловская область 58 Пензенская область 59 Пермская область 60 Псковская область 61 Ростовская область 62 Рязанская область 63 Самарская область 64 Саратовская область 65 Сахалинская область 66 Свердловская область 67 Смоленская область 68 Тамбовская область 69 Тверская область 70 Томская область 71 Тульская область 72 Тюменская область 73 Ульяновская область 74 Челябинская область 75 Читинская область 76 Ярославская область 77 Москва 78 Санкт-Петербург 79 Еврейская автономная область 80 Агинский Бурятский автономный округ 81 Коми-Пермяцкий автономный округ 82 Корякский автономный округ 83 Ненецкий автономный округ 84 Таймырский автономный округ 85 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 86 Ханты-Мансийский автономный округ 87 Чукотский автономный округ 88 Эвенкийский автономный округ 89 Ямало-Ненецкий автономный округ 90-99 Резерв МВД России
УКРАИНА
Республика Крым — АК 01Николаевская область — ВЕ 15Винницкая область — АВ 02Одесская область — ВН 16Волынская область — АС 03Полтавская область — BI 17Днепропетровская обл. — АЕ 04Ровенская область — ВК 18Донецкая область — АН 05Сумская область — ВМ 19Житомирская область — АМ 06Тернопольская область — ВО 20Закарпатская область — АО 07Харьковская область — АХ 21Запорожская область — АР 08Херсонская область — ВТ 22Ивано-Франковская обл. — АТ 09Хмельницкая область — ВХ 23Киевская область — AI 10Черкасская область — СА 24г. Киев — АА 11Черниговская область — СВ 25Кировоградская область — ВА 12Черновицкая область — СЕ 26Луганская область — ВВ13г. Севастополь — СН27
Львовская область — ВС14
Все об автономерах Беларуси
Государственные номерные знаки – это первое, что учитывается сотрудниками ГИБДД при виде любого транспортного средства. Это особо важно для тех автовладельцев, которые путешествуют на своей машине. Для каждого государства работают свои законы в отношении регистрационных номеров, и портал VERcity готов дать информацию в этом вопросе.
Белорусские номерные знаки и их история
Автономера Беларуси имеют стандартизированные коды, используемые при регистрации транспорта любого типа, пребывающего на территории страны. Учету подлежат легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, пассажирская и специальная техника.
Первые номера автомобилей в Беларуси появились еще в годы Российской Империи. С 1930 года государство пребывало в составе Советского Союза, так что подчинялась общим законам касаемо знаков, но с 1946 года получила номера, отражающие принадлежность к конкретной стране.
В период пребывания Белоруссии под контролем Рейхстага, страну разделяли 3 ключевых комиссариата – Московия, Западная Беларусь и Украина. В те годы отдельными рейхскомиссариатами использовались автономера, регламентированные постановлениями той или иной территории.
С 1944 года белорусский транспорт вновь получил знаки СССР, чья выдача длилась до 1993 года, ознаменованная для автолюбителей вводом обновленных номеров регионов Беларуссии на автомобилях. Это произошло в результате получения государством независимости. Новые коды включали себя 4 цифры, 2 буквы и флаг страны между ними.
Позднее номерные знаки государства были несколько раз скорректированы. К примеру. В 1996 году была изменена символика Беларуси, что не могло не отразиться на внешнем облике номеров. Герб государства получил орнамента, а посредине красовалась надпись BELARUS. На стыке веков произошло изменение знаков, предназначенных резидентам прочих стран. Также в кодах, используемых для регистрации легковых машин, увеличилось количество буквенных знаков.
Уже через четыре года произошел выпуск госстандарта, имеющего отношение и к автономерам. Согласно нормам новых положений, все типы и размерные сетки, технические характеристики обрели современный вид, используемый по сегодняшний день. Впрочем, на территории областей Беларуси можно встретить транспортные средства и с более старым вариантом автознака.
Таблица регионов в номерах автомобилей в Белоруссии имеет следующий вид:
Основываясь на законодательстве государства, все транспортные средства обязаны пройти регистрацию, основываясь на регионе прописки автовладельца. Если человек временно покинул территорию страны, возможно проведение регистрационных мероприятия в отношении супруга, супруги или родственника. Для данной процедуры требуется письменное разрешение упомянутого лица.
Чтобы произвести регистрацию транспортного средства, необходимо располагать следующими документами:
- Удостоверение личности и бумага, подтверждающая место прописки;
- Документация от завода-производителя, которая подтверждает тот факт, что автомобиль не был в эксплуатации;
- Бланки и квитанции о покупке машины, а также документы, подтверждающие уплату всех взносов автовладельцем;
- В случае необходимости, ведомство может затребовать ксерокопию свидетельства согласования комплектации и конструкции автомобиля;
- Если машины была в использовании ранее, а также имела ту или иную регистрацию, потребуется наличие старых автономеров;
- Для компаний и частных предпринимателей требуется наличие бумаг, подтверждающих регистрацию предприятия или юрлица.
На нашем портале VERcity вы можете более подробно ознакомиться с нюансами оформления госзнаков Беларуси, сведения о соответствии кодов номеров тем или иным областям страны.
Автомобильные номера Белоруссии стандарта 2004 года | |
---|---|
Республика Беларусь | |
Автомобильный номер для физических лиц Республики Беларусь стандарта 2004 года | |
Страна: | Белоруссия |
Стандарт: | СТБ 914-99[1] |
Дата ввода стандарта: | 2004 |
IVR код: | BY |
Ширина: | 520 мм |
Высота: | 113 ± 2 мм[2] |
Ширина двухстрочной пластины: | 280 мм |
Высота двухстрочной пластины: | 200 мм |
Размеры других типов: | для типов 6 и 7 (номера для мотоциклов и спецтехники): 240×130 мм |
Цвет фона: | белый, жёлтый |
Цвет шрифта: | чёрный, зелёный |
Предыдущий стандарт: | Стандарт 2000 года |
Автомобильные номера Белоруссии — металлическая пластина, устанавливаемая на транспортное средство при его регистрации. Используется для учёта автомобилей, мотоциклов, прицепной и спецтехники на территории Республики Беларусь. Стандарт 2004 года — это третий стандарт номеров в независимой республике.
Список регионов на номерах Белоруссии
На сегодняшний день в Белоруссии используется 9 цифровых регионов
Выдача
С 2020 года на территории Белоруссии начали выдачу номеров с зелёным шрифтом на белом фоне. Отличается и формат: вместо первой цифры используется буква E. Эти пластины предназначены для электрического транспорта.
Примечания
Город Минск — столица БССР, образован в 1067г. Минск является отдельной административной единицей в составе БССР и имеет свои серии номерных знаков, отличные от областных.
Автомобили:
МИА, МИБ, МИВ, МИГ, МИД, МИЕ, МИЖ, МИЗ, МИИ, МИК, МИЛ, МИМ, МИН, МИО, МИП, МИР, МИС, МИТ, МИУ, МИФ, МИХ, МИЦ, МИЧ, МИШ, МИЩ
Прицепы:
МЖ, ТМ, МИ
Мотоциклы:
МИА, МИБ, МИГ, МИД, МИЕ, МИК
Мопеды:
МИА
Государственные легковые автомобили:
МИА, МИБ, МИД, МИК, МИО, МИС
ОЛМ
Спецсерия:
МИС
Милицейская серия:
МИМ*
Правительственные серии:
МИН, МИП, МИР
Государственные грузовые автомобили:
МИА, МИЛ, МИМ, МИН, МИО, МИТ
Выездная серия для грузовых автомобилей:
ОТР
Автомобили индивидуальных владельцев:
аМИ, бМИ, вМИ, гМИ, дМИ, еМИ, жМИ, зМИ, иМИ, кМИ, лМИ, пМИ, рМИ
Выездные серии для автомобилей индивидуальных владельцев:
оРТ, рОТ
Прицепы:
МИ, МЖ, ЖМ, ЖН, ЖВ, ЖГ
Выездные серии для прицепов:
0001-5000 ТМ, 0001-5000 НТ, 0201-0400 ОО
Мотоциклы:
МИА, МИБ, МИВ, МИЯ
Милицейская мотоциклетная серия:
МИМ
Дополнительно:
Серия для прицепов образца 1958г ТМ выдавалась после МЖ, была выдана не вся, после чего стала обычной прицепной серией Томской области.
Разделение серий на частные и государственные до конца 70-х в стандарте номеров 1959г. было только в г. Минске. Уже перед началом выдачи номеров нового стандарта разделение также пришло в Витебскую и Гомельскую области.
* Из всей белой серии МИМ за Минском были закреплены только 0х-хх МИМ
На стыке 1992/93 в Минске часто возникала неразбериха с выдачей номеров. Выдавали и областные, и б/у государственные на частные машины, и даже иногородние.
Благодарности улетают PNEUMANT»у, благодаря со вкусом сделанным фотографиям которого мы имеем весьма неплохую минскую коллекцию! Ждём от него редких эксклюзивных кадров, ведь в Белоруссии всё ещё есть что половить
Автомоби́льные номера́ Белору́ссии — номерной знак, применяющийся для регистрации автомобилей, мотоциклов, прицепной и спецтехники на территории Белоруссии.
История автомобильных номеров
Автомобильные номера на территории нынешней Белоруссии появились ещё во времена Российской империи. В то время не было единого стандарта на номерные знаки, и каждая губерния выдавала номера своего образца.
С 1931 года, когда Белоруссия уже являлась частью СССР, на её территории начали выдаваться номерные знаки советского образца, выделенные для Белорусской ССР. До 1946 года были только общереспубликанские серии, с 1946 года серии выделялись с учётом областного деления БССР.
В 1941—1944 годах территория Белоруссии была оккупирована немецкими войсками, её территория входила в состав трёх разных рейхскомиссариатов: Остланд (Западная Белоруссия), Украина (южные области) и Московия (восточные области). В этот период на территории Белоруссии выдавались номера, принятые в соответствующем рейхскомиссариате.
С 1944 по 1992 год в Белоруссии снова выдавались советские номерные знаки.
Регистрационные знаки независимой Республики Беларусь впервые начали выдаваться в 1992 году. Знаки состояли из четырёх цифр и двух букв красного цвета на белом фоне, между которыми располагалась круглая эмблема красного цвета, содержащая герб «Погоня», бывший в то время государственным.
В 1996 году, после изменения государственной символики, была также изменена эмблема, на которой разместились национальный орнамент и надпись BELARUS.
В 2000 году количество букв в регистрационном знаке легковых автомобилей было увеличено до трёх, коснулись изменения и автономеров иностранных граждан.
С 2004 года начали выдаваться регистрационные знаки действующего в настоящий момент образца.
С 1 июля 2020 года началась выдача особых регистрационных знаков для электромобилей. Они отличаются форматом (вместо первой цифры — буква «Е») и зеленым цветом символов и окантовки[1]. Тогда же цвет символов кода страны (BY) был изменён с чёрного на зелёный[2].
В Белоруссии типы, вид, размеры регистрационных знаков автомобильного транспорта установлены в 2004 году стандартом СТБ 914-99 «Знаки регистрационные и знак отличительный транспортных средств. Типы и основные размеры, технические требования, методы испытаний»[1]. При этом продолжают также использоваться регистрационные знаки прежних образцов.
Структура регистрационных знаков
Знак представляет собой сочетание букв белорусского алфавита и арабских цифр. Разрешается использовать только 12 букв, общих для белорусского и латинского алфавитов (А, В, Е, І, К, М, Н, О, Р, С, Т, Х). На всех типах номеров, за исключением 1а, отдельно стоящая цифра в конце либо начале знака означает код региона. На регистрационных знаках транспортных средств физических и юридических лиц Республики Беларусь также размещается изображение государственного флага Республики Беларусь и отличительный знак BY (до 1 июля 2020 года — чёрного цвета, после — зелёного).
Типы регистрационных знаков
Номера образца 2004 г. | |
---|---|
Для транспортных средств юридических и физических лиц Республики Беларусь | |
1. Передний и задний знаки для легковых автомобилей | |
2. Передний и задний знаки для грузовых автомобилей и автобусов | |
3. Задний знак для грузовых автомобилей и автобусов | |
4. Задний знак для легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов | |
5. Задний знак для автомобильных прицепов и полуприцепов | |
6. Задний знак для мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов и т. п., а также для прицепов и полуприцепов к мотоциклам и мотороллерам | |
7. Задний знак для тракторов, тракторных прицепов и полуприцепов | |
Для транспортных средств дипломатических и консульских учреждений в Республике Беларусь и лиц с дипломатическим статусом | |
8. Передний и задний знаки для автомобилей и автобусов дипломатических представительств, представительств международных организаций и их органов[3] Первые две цифры обозначают страну представительства. | |
9. Передний и задний знаки для автомобилей и автобусов консульских учреждений | |
10. Задний знак для автомобильных прицепов | |
11. Задний знак для мотоциклов, мотороллеров и т. п. | |
Для транспортных средств, временно допущенных к участию в движении (т. н. «транзитные номера» на автомобилях, не поставленных на учёт в ГАИ по месту проживания владельца) | |
12. Передний и задний знаки. Нижний — нового образца, с середины 2010 года. | |
12а. Временные знаки для новых автомобилей, следующих к месту регистрации. Передний и задний знаки. Введены в 2016 году. | |
Для транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров (такси, в том числе маршрутные) | |
13. Передний и задний знаки | |
Другие номера | |
Регистрационные знаки для транспортных средств МВД РБ MH — г. Минск БН — Брестская область ВТ — Витебская область ГС — Гомельская область ГК — Гродненская область МО — Минская область МГ — Могилёвская область | |
Транзитные регистрационные знаки для транспортных средств, сошедших с конвейера МАЗа. | |
Номера автомобиля Президента РБ | |
Передний номер Задний номер | |
Номера образца 2000 г. | |
Для транспортных средств юридических и физических лиц Республики Беларусь | |
CD nnnn — для транспортных средств дипломатических сотрудников CC nnnn — для транспортных средств консульских сотрудников T nnnn — для транспортных средств технических работников дипломатических представительств | |
M nnnnn — для транспортных средств представительств иностранных банков, фирм, СП K nnnnn — для транспортных средств иностранных СМИ P nnnnn — для транспортных средств иностранных граждан и лиц без гражданства. Для прицепов применялся двухрядный номерной знак: в верхнем ряду располагались 4 цифры, в нижнем — буква Р. | |
Номера образца 1992 г. | |
Для транспортных средств юридических и физических лиц Республики Беларусь | |
Для транспортных средств юридических и физических лиц Республики Беларусь (c 1996 года) | |
Для грузовых автомобилей и автобусов, однорядный | |
Для грузовых автомобилей и автобусов, двухрядный | |
Для автомобильных прицепов, однорядный | |
Для автомобильных прицепов (большой, двухрядный), мотоциклов, тракторов и тракторных прицепов (уменьшенный) | |
Транзитные номерные знаки: ранний вариант (сверху) и более поздняя модификация (снизу) | |
Для транспортных средств иностранных граждан и компаний | |
Для транспортных средств Министерства обороны РБ | |
Для транспортных средств Госкомитета пограничных войск РБ |
Коды регионов на регистрационных знаках
Коды на гражданских номерах
Регион | 2004 г. | 2000 г. | 1992 г. | до 1992 г. |
---|---|---|---|---|
Брестская область | 1 | Axx | Ax IA, IB, IC, IE, IH, II | БНx |
Витебская область | 2 | Bxx | Bx IK, IM, IO, IT, IX | ВТx |
Гомельская область | 3 | Exx | Ex Hx | ГСx |
Гродненская область | 4 | Cxx | Cx XA, XB, XC, XE, XH, XI | ГКx |
Минская область | 5 | Oxx | Ox Px | МБx |
Могилёвская область | 6 | Txx | Tx XM, XO, XP, XT, XX | МГx |
г. Минск | 7 | Mxx AAX, EAK | Mx Kx HK, IP, РI, PH, XK | МИx |
C 2007 г. используется также код региона 0[4], обозначающий принадлежность транспортного средства Министерству обороны РБ, Государственному пограничному комитету РБ или внутренним войскам МВД РБ.
С 2010—2011 года на транзитных номерах стал использоваться код региона 8. Этот код используется только в Минске и в основной своей массе — на автотранспорте, выпущенном Минским автозаводом. До этого МАЗ имел эксклюзивное право выдавать транзитные номерные знаки собственного образца.
Коды на дипломатических номерах
На дипломатических номерных знаках, а также на выдаваемых до 2004 года «жёлтых» номерных знаках иностранных корреспондентов (К) и иностранных компаний (М), первые две цифры обозначают страну представительства. Расшифровка номеров приведена в таблице ниже.
Коды на номерах иностранных граждан
На выдаваемых до 2004 года «жёлтых» номерных знаках иностранных граждан (Р) первая цифра обозначала регион регистрации гражданина. Цифра не совпадает ни с советской областной, ни с современной нумерацией регионов.
0,1,2 | Минск |
---|---|
3 | Брестская область |
4 | Витебская область |
5 | Гомельская область |
6,7 | Гродненская область |
8 | Минская область |
9 | Могилёвская область |
Примечания
Ссылки
- А в конце дороги той — «ауди» с «топорами»…,»красивые» автомобильные номера//РЭСПУБЛІКА — Новости Беларуси | Белорусские новости — № 149 (4328) — Суббота, 18 августа 2007
- Новые транзитные номера введены в Беларуси//ИНТЕРФАКС, 27 июля 2010
- Фотографии автомобильных номеров Белоруссии
- Форум об автомобильных номерах в Республике Беларусь