Благодаря рекламным текстам «Столовая №100» из Астрахани прославилась в фейсбуке, однако деньги ей приносят не социальные сети. «Афиша Daily» рассказывает, как устроена экономика самой знаменитой на данный момент столовой страны.
«А вот это пять баллов. Почитайте, как пиарится астраханская «Столовая № 100». Астраханская столовая, Карл! Где пюре за 16 рублей! Потрясающе. Заберите копирайтера в Москву, это же талантище, золотое дно!», — восхищался блогер Рустем Адагамов. С его публикации началась всероссийская слава астраханского заведения, на примере которого можно изучить, как работает общепит в регионах, и помогают ли ему перепосты в фейсбуке.
Директор и копирайтер
Сергей Капустин и Алексей Серебряков
© drugoigorod.ru
— Самое дорогое блюдо в «Столовой № 100» — свиная отбивная по 130 рублей, — сообщает генеральный директор и совладелец бизнеса Алексей Серебряков.
— Москвичи умрут от таких цен, — качаю я головой.
— Ничего они не умрут. Гарнир-то 30 рублей! — возражает Серебряков.
«Генеральным» Серебряков стал с легкой руки бухгалтера столовой, записавшей так должность при формировании штатного расписания. Обычно у генерального директора должны быть заместители, но в штате заведения всего 18 человек — для замов просто нет места. Так что должность, как и многое другое, стала предметом иронии Сергея Капустина — автора текстов на сайте «Столовой № 100» и второго ее совладельца.
«Сегодня день, когда все на свете поздравляют нашего дорогого (весьма дорогого) генерального директора. Сегодня и день генерального директора, и день борьбы против бешенства. Все не в бровь, а в глаз. В «Столовой № 100» будет парад, а потом чай и всеобщее поклонение. Все, конечно, рассуждают о том, что он такое придумает, чтобы привести всех в трепет. В прошлом году прибавил к титулу «генеральный», поэтому горячие головы предрекают в этом году прибавку «всея Руси». Но нет. Хотя мысль такая была, но в последний момент из администрации президента пришло письмо со словами, в частности, «только попробуйте», — сообщается в одном из пресс-релизов заведения, традиционно заканчивающимся рекламой блюд: суп харчо 25 рублей, рис с овощами 27 рублей и куриная грудка с помидорами за 88 рублей.
Столовая за подшипник
«Столовая № 100» — на самом деле первая коммерческая столовая, появившаяся в Астрахани, утверждают ее владельцы. Сотой она стала потому, что «звучит красиво». Деревянный дом площадью 260 кв.м, в котором сейчас находится заведение, достался предпринимателям в 1997 году. Тогда они, экономист (Серебряков) и историк (Капустин) по образованию, дружившие со времен музыкальной школы, владели небольшим бизнесом по продаже подшипников и швейным цехом: шили робы для рабочих из Узбекистана. Офис, а также склад для хранения подшипников и цех располагались в этом здании. Жили тоже тут: для открытия бизнеса 26-летние предприниматели продали свои квартиры. «Хорошо жили, кстати, вот здесь моя комната была, а там Сергея», — комментирует Серебряков, указывая на углы одного из двух залов столовой. Дом бизнесмены получили по бартеру — за партию подшипников.
«Идея с общепитом занимала нас с конца 1990-х, когда оставались только столовки при заводах с отвратительной едой, — рассказывает Серебряков. — В одну такую мы тоже ходили до тех пор, пока в беляше мне не попался кусок соли размером с шарик для пинг-понга». Собственную они открыли в 2003 году, после продажи подшипникового и швейного бизнесов, — дело развивалось мучительно. Бизнесмены купили подержанное оборудование, наняли поваров, девушек на раздачу блюд и ждали небывалых результатов, но народ не шел. По улице, где располагается столовая, в то время почти не ездил транспорт: «Мы даже хотели инсценировать аварию на перекрестке, чтобы людям пришлось ее объезжать и ехать мимо нас», — признается Сергей Капустин. Впрочем, идею в жизнь не воплотили.
Зато в самой столовке кипели страсти. «Я, когда начал командовать нашей ватагой работниц, понял, что женщины — это разбойники! — жалуется Капустин. — У нас по кухне летали сковородки, ко мне периодически кто-нибудь выбегал и заявлял: «Я не могу так работать, я утоплюсь!» А потом эти негодяйки мирятся, плачут и целуются». Однажды работницы «устроили бунт»: требуя повышения заработной платы, объявили о коллективном уходе. Спустя пару часов вернулись — большинство приняли назад, зачинщицу уволили. Место бунтовщиков заняли собственники со штрейкбрехерами из числа родственников: Сергей Капустин встал за мойку, Алексей Серебряков — за плиту.
— Хорошо готовите? — интересуюсь я.
— Я всю жизнь готовил. Ну вряд ли хорошо. Я никогда рецептуру не соблюдал, — пожимает плечами Серебряков.
Однажды ему пришлось общаться с клиенткой, заявившей, что проданный ей окорочок был тухлым. «Леша в это время разделывал мясо: на нем красный фартук, в руке нож, — вспоминает Капустин. Он высовывается в таком виде из-за двери и спрашивает: «У кого здесь окорочок тухлый?» Потом оказалось, что та женщина просто общительная была».
Вместо полугода, за который бизнесмены рассчитывали набить столовую посетителями, ушло полтора. К тому времени задор прошел, Капустин с Серебряковым в 2005 году сдали половину помещения в аренду, а во второй поставили два бильярдных стола и открыли бар «Антисоветский». С ним тоже шло плохо.
Просто время было такое
По стенам «Антисоветской» бильярдной были развешаны портреты казаков и белогвардейских офицеров — единственное, что приносило удовольствие управлявшему ей Сергею Капустину. «Никто на плакаты внимания не обращал, за исключением ребят, которые, когда выпивали, говорили: «А у меня знакомый казак…» Потом они, как правило, обещали, что принесут деньги завтра», — вспоминает Капустин. «Бизнесом в этой бильярдной занимались все, кроме нас: бармены, даже уборщица, — резюмирует он. — Они нам раз в неделю отдавали всю выручку за день, чтобы мы не сдохли».
В 2011 году они продали бильярдные столы и решили снова самостоятельно заняться столовой. «Бар ничего не приносил, зато к этому времени поменялась культура питания: в 2003 году принято было обед носить на работу в баночке. Теперь это стало неприлично. Люди начали есть, и не только в ресторанах, к нам пошел народ», — вспоминает Серебряков. Вернулись они вовремя: посетителей становилось все больше, и заведение расширили на два зала.
Как приготовить столовую
В оборудование для обновленной столовой Серебряков с Капустиным вложили около 800 000 р. — деньги брали в кредит. Наняли персонал: в штат кроме директора входят два повара, администратор и 12 работников кухни. Еще есть сотрудница на удаленке: она следит по камерам за выполнением стандартов качества — как убирают столы, моют ли полы в четыре утра (с 2013 года место работает круглосуточно). Точные зарплаты бизнесмены не называют — говорят, средние по отрасли (по данным Росстата за 2014 год в Астрахани это 13 000–15 000 рублей).
Первое время часть работ выполняли сами: например, стремясь контролировать расходы, Сергей Капустин сидел на кассе.
— Я настолько к этому привык, что, однажды, гуляя по городу и встретив одного из наших клиентов, вместо приветствия сказал: «Приятного аппетита», — смеется Капустин. Потом учет компьютеризировали. С кредитом рассчитались через год. 2013-й закончили с выручкой в 4,5 млн и чистой прибылью 75 000 рублей. На следующий год выручка выросла до 9,6 млн рублей, чистая прибыль — миллион. Показатели за 2015 год снова удвоились: выручка — 21,5 млн рублей, прибыль — 3 млн рублей.
Почему она стала прибыльной?
В «Столовой № 100» широкая линейка блюд: 11 супов, 15 салатов, около 60 вторых блюд с гарнирами, пять наименований выпечки. Ежедневно до половины из этого списка стоит на раздаче. «Страшно уменьшать ассортимент: все идет», — утверждает Серебряков. Товарную линейку серьезно меняли лишь однажды: впитав науку на бизнес-семинарах, предприниматели разделили блюда на три категории. Те, что дают 80% оборота, маржинальности и количественных продаж, те, что дают еще 15%, и те, что только 5%. Позиции, попавшие в последнюю категорию по всем трем критериям, убрали из меню.
У «Столовой № 100» несколько собственных фишек: микроволновки в обеденных залах, тостеры на столах, ночью кофе, сахар и лимон в свободном доступе, всегда бесплатный интернет, кетчуп, майонез и хлеб. «Последнее вредит: не дорожат хлебом, набирают помногу, — признается Капустин. — А меня оторопь берет, когда вижу, что хлеб выбрасывают».
Однако избавляться от таких фишек не спешат: в радиусе километра от заведения еще девять столовых, всего в городе на 520 тысяч жителей их около семидесяти, цены и ассортимент многих конкурентов примерно совпадают. Одна из главных выгод для клиента — еженедельная скидка на несколько позиций меню. Впечатлившие всех пюре за 16 рублей — пример такого дисконта. После Нового года, когда из-за рухнувшего рубля упала и посещаемость заведения, снижение доходило до 40%. Сейчас народ вернулся и в среднем скидывают 25%. Но все блюда продаются выше себестоимости.
Как зарабатывать на пюре по 16 рублей?
«Ставка на то, что никто не будет всю неделю есть акционный товар, хотя у нас был такой субъект: всегда брал один гороховой суп и один хлеб, и всегда ему надо было сдачи 50 копеек», — вспоминает Капустин. Плюс есть напитки, продающиеся существенно выше себестоимости (например, чай по 25 рублей, лимонад — 35). Средний чек в заведении — чуть ниже 150 рублей, в хорошие времена он доходил до 170. Средняя проходимость — 300–400 человек в день. На кухне в две смены работает два повара, готовят по рецептам из покупных полуфабрикатов.
«Это в ресторан идут «на Иван Иваныча», — объясянет он. — А у нас главное — стабильность качества, как в «Макдаке»: точно знаешь, что получишь. Этого может добиться технолог, разбив процесс приготовления блюда так, чтобы его любой мартын с инструкцией мог приготовить».
Как повлиял на столовую успех в соцсетях?
Никак. Зажигательные пресс-релизы Сергей Капустин пишет уже четвертый год, однако на столовой его литературные таланты никак не отражаются. Сотрудники о том, что среди их начальства есть «бог маркетинга», даже не знают. Абсолютное большинство клиентов приходят в столовую не по следам пресс-релизов: здесь питаются таксисты, сотрудники расположенных в округе фирм и полицейские. «Читающая публика тратит деньги по-другому. Наша аудитория интернеты не смотрит, для нее надо снимать на телевизор», — говорит Капустин, хотя признает, что некоторые пользователи фейсбука из других собираются посетить столовую по мотивам перепостов.
Менять подход к позиционированию бизнесмены не собираются: «Здесь другой интерьер не нужен, это столовка: поел и пошел», — пожимает плечами Серебряков. Как монетизировать талант Капустина, совладельцы «Столовой № 100» пока не придумали. Если его копирайт принесет дополнительный заработок, то починят крышу.
Адрес
Астрахань, Брестская, 9а
Копирайтер от бога. Как астраханская столовая оказалась в центре внимания
26 марта 2016 13:31 (материал обновлен 07.11.2021)
Сайт столовой №100 в Астрахани оказался в центре внимания пользователей сети. Высокопарные высказывания о рассольнике и блинах и шутки про злого директора делают столовую всё более популярной, а пользователи соцсетей расхватывают рекламные тексты на цитаты.
Столовая №100 в Астрахани, несмотря на очень низкие цены, сделала собственный сайт с описанием меню и акций. Тексты на нём настолько непохожи на привычные описания еды, что привлекли к себе внимание пользователей сети. Например, в Астрахани бифштекс с яйцом и рассольник продвигают с помощью Пушкина и Гитлера:
Сегодня празднуется день поэзии, праздник складный и аккуратный. Поэзия, как говорится в решении ЮНЕСКО, хорошая. И все с этим согласны. Гитлер был не согласен, но мы знаем, чем это кончилось. В древности на Руси в этот день было принято пить лафит и поздравлять поэтов. Особенно Пушкина. Только ленивый не присылал ему дурацких стихов типа „С днём поэта поздравляем, счастья-радости желаем“.
Акцию накануне Масленицы снабжают религиозными заповедями собственного сочинения:
Настал момент религиозного экстаза. Экстаз, кто там был, тот не даст соврать, — это довольно энергичная штука, тут нужны восклицательные знаки, а религия вовсе не нужна…
…Однако же, русское народное христианство имеет на сей счёт особое мнение, которое, если его наконец-то записать, будет выглядеть так: „Усмиряй масляным блином плоть свою во всякий день масленичной седмицы во утверждение веры и во обличение неверных“.
Отдельного внимания требует страница столовой №100 в Facebook, где представители столовой в шутливой и своеобразной форме общаются с потенциальными клиентами.
Пользователи фейсбука, и не только в Астрахани, в восторге от текстов столовой №100, работодатели готовы выстраиваться в очереди, чтобы пригласить автора текстов к себе на работу.
Пользователи твиттера буквально расхватали на цитаты рекламные тексты.
Празднуется день поэзии, праздник складный и аккуратный.
— Столовая №100— Татьяна Исупова (@mscardholder) 25 марта 2016 г.
«Столовая №100 одобряет такие праздники и желает и российским наркоманам брать пример, а не заниматься всякой чернухой. » — trator (@trator_twits) 25 марта 2016 г.
Нахлынувшая популярность явно радует копирайтера столовой №100, о чём он не забывает писать.
«Вот, пожалуйста, пишут, что страничка Столовой №100 становится культовой в астраханском сегменте. И очень приятно, и большое спасибо, а то директор наш уже собирался огнём и мечом созидать новый культ. Честное слово, со дня на день мы ожидали, что он влезет всё-таки в сегмент и оскандалится», — сказано в одном из постов на страничке в фейсбуке.
Статья с обзором пяти марок нижнего женского белья ручной работы, которые делают в Новосибирске прокатилась по фейсбуку и твиттеру в ноябре 2016 года. Экстремально странный текст, написанный 26-летним журналистом Кириллом Цветковым, привлёк внимание как обычных пользователей, так и редакторов крупных медиа.
- Описание
-
Столовая № 100 (рейтинг на Zoon — 3)
приглашает своих посетителей
окунуться в атмосферу любимых вкусов.В Столовой № 100 можно заказать банкет для проведения
различных торжеств.
Свадьбы, дни рождения и другие праздники — для этого нужно много пространства.
Число посадочных мест можно уточнить заранее.Всех гостей ждут по адресу: Брестская, 9а.
Для посетителей
заведение работает Круглосуточно.
Адрес
На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться
- Время работы
- Компания в сети
Часто задаваемые вопросы
о Столовой №100
-
📍 Какой адрес у Столовой №100?
Столовая №100 располагается по адресу Россия, Астрахань, Брестская, 9а.
-
☎️ Как связаться с Столовой №100?
Официальный номер
для принятия звонков: +7 (917) 083-33-00.
-
🕖 В каком графике работает
Столовая №100?
Столовая №100 ведёт работу
круглосуточно.
-
⭐ Как посетители заведения
оценивают его уровень на Zoon.ru?
В среднем компания оценивается клиентами на 3.
Вы можете оставить свои впечатления о Столовой №100!
-
✔️ Насколько достоверна информация, размещённая на данной странице?
Zoon.ru делает всё возможное, чтобы размещать максимально
точные и свежие данные о заведениях.
Если вы видите неточность и/или являетесь
владельцем этого заведения,
то можете воспользоваться формой обратной связи.
«ВЫ — ТО, ЧТО ВЫ ЧИТАЕТЕ»
31 марта 2016, 16:07 9 913
.
,
О текстах с сайта астраханской Столовой № 100, внезапно прославившейся в минувшие выходные, уже раструбили даже по BBC. ДГ любит столовые и любит волжан. А талантливых волжан любит особенно. Поэтому мы не могли пройти мимо мировой славы провинциальной столовой и попросили поговорить с её первыми лицами астраханскую журналистку Галину Савичеву.
В стране кризис, людей, ни разу в жизни не посещавших столовые, с каждым днём становится всё меньше. Поэтому можно особо не изощряться, чтобы читатель во всей полноте звуков и запахов представил себе обычный общепит. Но Столовая № 100 в Астрахани привлекла внимание тысяч людей не благодаря тайному рецепту горохового супа.
Под одним из постов в «Фейсбуке» образовалась небольшая переписка читателей. Румыния, Грузия, Финляндия, Израиль, Сицилия, Канада, Турция, Украина, Латвия, Литва, Белоруссия, Эстония, Германия, Дания, США, Испания, Япония, Голландия – вот неполный список стран, жители которых пополнили число поклонников Столовой. И больше половины из них страстно хотят посетить Астрахань только ради личного знакомства с автором потрясающих текстов, ну и ассортиментом еды заодно. А это – по всем критериям – три мишленовских звезды, никак не меньше. Народная версия, так сказать.
Я решила не углубляться в оливье, а перейти сразу к горячему, ну, по меньшей мере, очень теплому общению с виновниками встречи: директором столовой Алексеем Серебряковым и его другом и напарником (и автором текстов) Сергеем Капустиным.
Огонь, вода и медные трубы
— Судя по тому, что перед встречей никто не попросил у меня список вопросов на согласование, в роль медиаперсон вы ещё до конца не вжились?
Алексей: — Нет, мы не такие. А зачем это делать?
— Чтобы подготовить ответы.
Сергей: — А это мысль. Вот один французский писатель говорил про лестничную мудрость, когда умные мысли приходят уже после разговора.
Алексей: — Так они всё равно после и придут, готовься, не готовься…
— Кстати, про писателей. Вас сравнивают с Хармсом, с Ильфом и Петровым. Чьё же это влияние всё-таки?
Сергей: — За моими плечами все стоят: и Гоголь, и Щедрин, и Аверченко, и Зощенко, и Ильф и Петров, и Хармс, конечно же. Как говорят, «вы – то, что вы едите», можно сказать и «вы — то, что вы читаете».
— Сейчас что читаете?
Сергей: — Англичанина одного. Альфред Нокс.
— А любимые авторы какие? Кроме Пушкина, конечно.
Сергей: — Гоголя, например, могу читать в любое время и когда угодно. «Мёртвые души» — любимое.
— Мечтали связать себя с литературой?
Сергей: — Я всегда думал, что мне нечего сказать. У нас ведь отношение к писателям какое? От писателя требуют идею, быть пророком, быть морализатором, нравственным учителем. Поэтому я никогда не считал, что я литератор.
Алексей: — У нас писатель должен сразу с «Войны и мира» начать, тогда это писатель, а так…
— Алексей, а откуда вообще появилась идея сделать аккаунт для столовой?
Алексей: — Рекламироваться как-то надо, а хочется ещё и на халяву. Поэтому социальные сети. Тем более есть друг, который может писать. Он, кстати, развлекал нас рассказами ещё до появления компьютера, на бумажках. Но это всё куда-то потерялось. Я обратил внимание, что контент сейчас всем даётся тяжело. Тексты больше похожи на полицейский протокол. Ну и пришла мысль, что мы будем просто каждый понедельник размещать текст, будет повод для разговора.
Сергей: — Я как раз только что прочитал, что это называется формированием лояльности.
Алексей: — Сейчас же в основном везде одни перепосты.
Сергей: — К примеру, в ЖЖ у меня есть одна знакомая, недавно захожу к ней, у неё фотография: чашка кофе, какие-то мелочи, журнальчик. И она начинает пост: утро принесло чашку ароматного кофе, новый номер журнала про «Тойоту»… Я думаю, ёлки зелёные, ну зачем это, это же настолько на поверхности… Вот такая сейчас реклама.
«Я не раб, я крепостной»
— О чём чаще всего спрашивают журналисты?
Сергей: — Всех в основном интересует политика. А о политике начнёшь говорить, сразу кого-то начнёшь обижать. А у меня такие политические пристрастия, что я вообще всех обижу. Лёша-то хотя бы половину (смеются).
— Сергей, вам поступило много предложений по работе. Вы их рассматриваете?
Сергей: — Я же не раб, я классический крепостной, меня если забирать, то только с землей, со скарбом, со всеми делами. Да и я страсть какой ленивый. Если бы Лёши не было, я бы лежал и не вставал.
Алексей: — Люди думают, что он работает здесь и ещё где-то, пишут: «Чем получать эти копейки, давай лучше к нам, у нас платят хорошо».
Сергей: — А я непрофессионал, с непрофессионалами работать очень сложно.
Алексей: — Уже пытались, ещё до этой шумихи.
Сергей: — Да, одна девушка предлагала мне работу где-то год назад. Говорит: «Мне нужно, чтобы вы были свободны, писали, как для себя». Окей, получил тему, написал, отправил. «Ну вот здесь убрать, а вот это лучше не писать, а вот это могут не понять». Окей, переделал, отправил другой текст. «Вот здесь стоит подправить, вот здесь и вот тут, а в остальном вы свободны!» И я переделал ещё раз… Ну она меня кастрировала просто, понимаете? И она поняла, что со мной каши не сваришь, и я заскучал…
Я всегда думал, что мне нечего сказать. У нас ведь отношение к писателям какое? От писателя требуют идею, быть пророком, быть морализатором, нравственным учителем.
И в воздух лифчики бросали…
— Как родные реагируют на ваш новый фан-клуб? Женская аудитория, кстати, интересуется семейным положением.
Сергей: — Он женат, причём капитально. Очень семейный человек, двое детей. Я не женат, у меня сын, 25 лет. Это такой чувак, весь в татуировках, длинный, мне приходится на табуретку вставать, чтобы подзатыльник дать. Играет в астраханской группе «Все праздники мои», они популярны.
Алексей: — Мы даже на концерт к ним ходили.
— Не хотите их прорекламировать на своей странице?
Сергей: — Да раньше им вообще-то стрёмно было. Недавно они делали свою афишу, располагали значки спонсоров, оставалось свободное место. Я говорю: «Вы всё это делаете за моим компьютером, так вставляйте мой логотип!». Они что-то замялись, потом вроде как ладно, хорошо, я говорю: «Да нет, я пошутил».
— А теперь локти кусают?
Сергей: — Да, я говорю: «Я теперь вас сам могу пропиарить. Но уже за деньги!» Вообще-то их музыку я плохо понимаю. Ну громко, конечно, играют, хорошо. Девчонки танцуют, прыгают. Лифчики, правда, не бросали, ну, видимо, потому что была зима, до лифчика надо было добраться ещё…
Графомания и антисанитария
— Помимо любви и обожания на вас обрушилась и волна критики за непрофессионализм, непопадание в целевую аудиторию, неумение работать в smm…
Сергей: — …графоманию и антисанитарию. Что касается текстов, я согласен с профессионалами. Если они говорят графоман – значит, графоман. Как европеец я, конечно, за профессионалов. А как человек русский – я с большинством (смеются).
Алексей: — Если бы мы сделали это своей профессией, 50 лет положили бы на это, а потом нам бы говорили, что мы неправильно что-то делаем, мы бы, может, и взвились.
Сергей: — Я бы, скорее, повесился. Здесь не было никакого профессионализма, более того, я считал, что эта идея совершенно дурацкая. Но Лёша все-таки настоял.
Алексей: — Я сам вообще-то начал писать. Корявенько. Показал ему, говорю: «Вот видишь, что получается?» — «Ну вижу». — «Так давай, делай сам»…
Морской язык под майонезом
Сергей: — Потом я два-три поста сделал, мне надоело. Но Лёша уже сел на шею и начал понукать.
Алексей: — Мы пришли к выводу, что если не пишется, то лучше не писать, тем более мы никому ничем не обязаны.
Сергей: — Да, надо всё время это помнить. Этот всплеск популярности меня вогнал в депрессию. Как сказал Леша — текст про Большой театр, как будто писал другой автор. Потому что я писал как под дулом автомата. Потом немножко валерьянки выпил, расслабился.
— Писать стало тяжелее?
Алексей: — Он порывается уже писать больше.
Сергей: — Да, я обнаглел. Но людям же нравится, пусть читают.
Алексей: — А зачем транжирить? Надо по чуть-чуть.
Сергей: — Вот сейчас я закончил на понедельник публикацию, он вроде хмыкал там сидел, хохотнул один раз, сказал, всё нормально, до сих пор мы только ему и доверяли в этом.
Алексей: — Что будет пользоваться популярностью, вообще непредсказуемо, иногда мы хохочем над каким-то рассказом, а он проходит незаметно. А другой набирает кучу «лайков» и комментариев.
Сергей: — А при этом он писался на коленке и толком не вычитывался. Не предугадаешь. Вот лично мне больше всего нравится рассказик про Наполеона, который заехал в Москву и кашлял всё время. А замечен он меньше всего.
Алексей: — Раньше у нас были перерывы – и три недели ничего не писали, и чуть ли не месяц.
— И сейчас хотите оставить всё так же?
Алексей: — Да, идея основная осталась: о нас должны помнить. Помнить, естественно, должны астраханцы. Потому что восхищения за тысячу километров нам ничего не дают.
Сергей: — Нет, они о-о-о-очень приятны… И ещё сегодня один клиент попросил банкет организовать. А узнал про нас от друзей-москвичей, которые позвонили и сказали: «У вас есть столовая номер сто, иди туда, она модная и популярная».
Что касается текстов, я согласен с профессионалами. Если они говорят графоман — значит, графоман. Как европеец я, конечно, за профессионалов. А как человек русский – я с большинством.
— Скоро станете местом сбора астраханского «бомонда»?
Сергей: — Нет. У нас другая аудитория. У нас знаете, какое самое популярное блюдо? Морской язык под майонезом! Потому что приходят брутальные дядьки, у которых вообще нет времени для чтива, им нужно быстренько закинуться калориями, чтобы они следующие пять часов не проголодались. Если он проголодается, он больше к нам ходить не будет. А для человека умственного труда это вообще немыслимо. Он если увидит, как это кто-то ест, в обморок упадет.
— А какое у вас любимое блюдо, вы сами-то тут питаетесь?
Сергей: — Он питается.
Алексей: — А он из тех людей, которые больше читают, чем едят. А я всеяден.
Сергей: — Я просто в своё время располнел до 90 кг и стал следить за собой. Паровое, запечённое я здесь ем. Вообще я очень привередлив в общепите, меня можно отпугнуть чем угодно, я как трепетная лань. Но здесь меня всё устраивает.
Алексей: — А я люблю грудинку. Это просто бомба. Скоро будем делать рульку. По крайней мере, я всё пробую, прежде чем оно в меню появляется. Ну а чем еще руководствоваться, если не своим вкусом?
— Как же вы планируете извлекать пользу из внезапной популярности?
Сергей: — Если наша популярность вырастет настолько, что нас увидят инвесторы, тогда подумаем.
Алексей: — Цех собираемся открывать заготовочный, менять оборудование. Наверное, будем открывать ещё точки, но не факт, что это будет столовая. Всё дело в деньгах. Какую-то помощь как предпринимателям нам государство оказывает. Может, и есть какие-то еще возможности помочь, но мы на них не ставим.
Сергей: — Я больше хочу медаль, я уже писал.
Алексей: — Да, кредит пройдёт, а медаль останется (смеются).