Анаморфотный объектив для телефона

Цель заключается в проведении расчёта (или, выражаясь по-новому, оптического дизайна) компактной анаморфотной насадки с увеличением поля зрения по горизонтали на 33% для светосильного (F1.8) объектива основной 13-мегапиксельной камеры смартфона или аналогичной миниатюрной камеры. Особенностью работы является расчёт оптической системы и дальнейшая оптимизация насадки с использованием конструктивных параметров оптической системы (формы поверхностей, марок стёкол, воздушных промежутков) выбранного объектива камеры.

Такой подход позволяет провести реалистичное моделирование с использованием CAD программ, методов непоследовательной трассировки лучей через систему для оценки засветок, формирующих блики. Кроме того, способ позволяет избежать виньетирования и минимизировать аберрации, что часто встречается при использовании универсальных насадок, рассчитанных произвольным образом без учёта конструктивных особенностей объектива, с которым она применяется. Также способ позволяет правильно спроектировать конструкцию крепления камеры с учётом обеспечения требуемого положения насадки, при котором полностью согласованы выходные и входные зрачки оптических систем объектива и насадки.

1. Введение

Афокальной анаморфотной (или цилиндрической) насадкой называется оптическая система, составленная из цилиндрических линз, предназначенная для трансформирования изображений оптическим способом за счёт уменьшения фокусного расстояния объектива. Уменьшение фокусного расстояния связано с желаемым увеличением углового поля зрения объектива в заданном, обычно горизонтальном, направлении. Насадка преобразует квадрат в прямоугольник или прямоугольник с одним соотношением сторон в прямоугольник с другим соотношением сторон. Например, для изменения соотношения сторон кадра с 4:3 на отношение 16:9.

Анаморфотные объективы формируют сжатое изображение, которое в последствии трансформируется в изображение широкоугольного формата с помощью средств цифровой обработки изображения (de-squeezing), реализуемых во встроенных приложениях.

В первую очередь анаморфотный объектив способен расширить угловое поле.

Наряду с этим, насадка позволяет значительно преобразить и украсить съёмку, производимую с помощью камеры смартфонов, беспилотников, камер GoPro и компактных цифровых камер, создавая неповторимые спецэффекты. Cоздаётся эффект расширения пространства в кадре, изменяется перспектива, появляются специальные оптические эффекты – протяжные блики от ярких источников. Все это формирует особенную выразительность передаваемого изображения, сюрреалистичность, имитируя эффект съёмки на профессиональные дорогие и качественные объективы, часто используемые в большом кинематографе. Это происходит за счёт особой конструкции оптической системы насадки.

2. Основные оптические характеристики анаморфотной насадки

Насадка представляет компактную оптическую систему, устанавливаемую перед объективом, которая становится частью оптической системы.

Оптическая система насадки спроектирована таким образом, что в одном сечении, в котором проявляется кривизна цилиндрических поверхностей, насадка действует как обычная система сферических линз, а в другом, перпендикулярном ему, как система плоскопараллельных пластинок.

Большинство насадок состоят из двух компонентов. Для обеспечения компактности используется телескопическая цилиндрическая система, построенная в главном сечении по схеме телескопа Галилея. Она трансформирует входящие в неё параллельные пучки лучей в такие же параллельные на выходе из системы, но с различными значениями углов с оптической осью в двух взаимно перпендикулярных сечениях. По своему действию насадка приводит к изменению фокусного расстояния используемого с ней объектива только в одном направлении, а в другом работает без оптической силы и без изменения фокусного расстояния. На рисунке 1 они обозначены как L1 и L2. С целью обеспечения компактности передний мнимый фокус F1 первого
отрицательного компонента L1 совпадает с задним фокусом F’2 второго L2.

Фокусное расстояние объектива с насадкой в главном (горизонтальном) сечении определяется по формуле:

$f=f'_0(-f_1)/f_2 , $

где f0- фокусное расстояние объектива камеры, -f1 и f2 – фокусное расстояние первого отрицательного и второго положительного компонента анаморфотной насадки. В главном сечении масштаб изображения меняется в соответствии с видимым увеличением телескопической системы, а в другом сечении он остаётся неизменным. Значит, коэффициент анаморфозы A насадки равен отношению абсолютных значений фокусных расстояний компонентов насадки:

$A=f_1/f_2 $

Расстояние d между компонентами насадки равно разнице между абсолютными значениями фокусных расстояний компонентов:

$d=f_2-f_1 $

3. Основные этапы проектирования оптической системы

Разработка оптической системы устройства, например афокальной насадки, обычно состоит из следующих основных этапов:

  • Oпределение основных оптических характеристик и габаритных ограничений (составление ТЗ);
  • Габаритный и светоэнергетический расчёт;
  • Аберрационный расчёт или поиск наиболее близкого прототипа;
  • Оптимизация оптической системы с помощью оптического ПО (CodeV, Zemax Optics studio);
  • Aнализ качества, расчёт допусков на отклонения конструктивных параметров;

Далее разработка обычно проходит по следующим этапам:

  • Разработка конструкции корпуса (optomechanical design) и конструкции крепления насадки к смартфону (чехол или клипса);
  • Подготовка чертежей оптических и механических деталей и конструкторской документации для изготовления первого прототипа.
  • Изготовление и проверка прототипа, внесение изменений в оптическую систему и конструкцию. Подготовка конструкторской документации для изготовления прототипа 2.
  • Изготовление прототипа v.2. Расширенное тестирование с помощью друзей, тестировщиков и т.д. Модернизация. Минимизация затрат на производство (более дешёвые стекла, материалы и т.д.).
  • Разработка собственного софта для image processing (опционально).
  • Подготовка к массовому производству. Оптимизация.
  • Запуск массового производства.
  • Расширение номенклатуры.

Для оценки временных затрат жизненного цикла разработки подобного устройства в сети выложен план-график одного из стартапов, который обсуждался на кикстартере

4. Расчёт оптической системы анаморфотной насадки

Остановимся более подробно на первой части, посвящённой оптическому дизайну.

Габаритный расчёт

Важным моментом на начальном этапе оптического дизайна является наличие конструктивных параметров основного объектива, для которого рассчитывается анаморфотная насадка. Часто в качестве отправной точки можно использовать патент, найденный по названию компании.
В качестве исходной оптической системы была взята система на основе светосильного F1.8 объектива фронтальной 13-мегапиксельной камеры смартфона, оптическая схема и конструктивные параметры которой представлена ниже.

Далее исходные данные об основных геометрических праметрах и конструктивных параметрах системы были перенесены в программу Zemax Optics Studio, в результате получена система:

Отметим, что линзы объектива изготавливаются из пластика имеют сложную асферическую форму поверхности, представляющую асферику высшего порядка, описываемую уравнением деформированной асферической второго порядка с помощью коэффициентов деформации при четных степенях радиальных координат на поверхности:

Основные оптические характеристики самой камеры имеют следующие значения:

  1. Фокусное расстояние объектива камеры смартфона равно f’0 =4.1 мм.
  2. Относительное отверстие: $D: f’0=1:1. 8$.
  3. Диаметр входного зрачка равен $D=2.28 $мм.
  4. Положение входного зрачка: входной зрачок объектива совпадает с апертурной диафрагмой, установленной на оправе первой линзы объектива $S_P = 0$ мм.
  5. Поле зрения объектива камеры смартфона без насадки составляет:$2W_{text{H1}}* 2 W_{text{V1}}=59.8{}^{circ} * 46.2 {}^{circ}$
  6. Полное поле зрения по диагонали объектива равно 71.2°.
  7. Диагональ матрицы приёмника излучения Diag=5. 867mm, соотношение сторон (aspect ratio): 4:3.
  8. Количество пикселей 13MP. Размер пиксела матрицы приёмника излучения: 1.12 um.

Примем значение коэффициента анаморфозы афокальной насадки A=0.67. Коэффициент анаморфозы определяет коэффициент сжатия координат в изображении по горизонтали. Т.е. в нашем случае происходит сжатие координат по горизонтали на 33%.

Зададим следующие значения фокусных расстояний компонентов насадки f1=-13.4 мм (отрицательная линза), f2= -f1/A=13.4 мм/0.67= 20 мм (положительная линза), расстояние между компонентами насадки равно сумме фокусных расстояний компонентов: d = f2 + f1=20мм + (-13.4)мм = 6.6 мм. В результате фокусное расстояние системы [объектив] +[насадка] в одном сечении (вертикальном) не изменится и будет равно фокусному расстоянию объектива 4.1мм, а в горизонтальном сечении фокусное расстояние уменьшится и станет равным:

$f = 4.1 мм*(13.4 мм)/(20 мм) = 2.665 мм.$
Поле зрения объектива с насадкой увеличивается в горизонтальной плоскости и вычисляется по формуле:

$tg(W_{text{H2}})=tg(W_{text{H1}})/A$

,
где А – коээфициент анаморфозы объектива.
В результате:

$W_{text{H2}}=arctg(tg(59.8°/2)/0.67) = 40.62° $

Поле зрения объектива камеры смартфона с насадкой увеличивается до значений:

$2W_{text{H2}}* 2 W_{text{V2}} = 2W_{text{H2}} * 2 W_{text{V1}} = 81.24{}^{circ} * 46.2 {}^{circ} $

Далее проводится аберрационный расчёт и оптимизация оптической системы, состоящей из двух компонентов.

В результате получена оптическая система, состоящая из двух двухлинзовых склеенных цилиндрических компонентов.

Основные характеристики насадки:

  1. Угол поля зрения: $2W_{text{H2}}* 2 W_{text{V2}} = 2W_{text{H2}} * 2 W_{text{V1}} = 81.24{}^{circ} * 46.2 {}^{circ} $
  2. Угол поля зрения по диагонали: 87.53°.
  3. Соотношение сторон: 16:9.
  4. Угловое увеличение: $Γ= A =(-f_1)/f_2=0.67$.
  5. Длина системы по оптической оси: L=14мм
  6. Воздушный промежуток между компонентами: d=7 мм
  7. Размер апертуры первого компонента: 16мм x12мм
  8. Толщина первого компонента: 4 мм
  9. Толщина второго компонента: 3 мм

5. Вывод

Предложен подход к расчёту анаморфотной афокальной насадки к объективу компактной камеры. Насадка состоит из двух двухлинзовых склеенных цилиндрических компонентов. Для обеспечения компактности используется телескопическая цилиндрическая система, построенная в главном сечении по схеме телескопа Галилея. Фронтальный компонент системы — короткофокусный, имеющий отрицательную оптическую силу, а второй компонент – имеет положительную силу. При этом передний мнимый фокус первого компонента совпадает с задним фокусом второго компонента. Выходной зрачок системы расположен позади насадки и совмещён с входным зрачком объектива компактной камеры. Длина системы не превышает максимального поперечного размера первого компонента. Толщина стекла склеенных линз фронтального компонента не превышает 30% от обшей длины системы. По мнению автора, такой подход обеспечивает точное сопряжение зрачков системы и получение высокого качества изображения при уменьшении габаритов и веса насадки.

Созданные век назад из практических соображений, сегодня анаморфотные объективы — способ получить характерную картинку. Сжатое по горизонтали изображение расширяет кадр, добавляет «воздуха». Спрос на такие линзы растёт, и ведущие фотобренды даже начали выпускать анаморфотные объективы под стандартные байонеты. Разбираемся, в чем секрет популярности анаморфии и как выбрать качественную оптику

Фотография: casualphotophile.com

Что такое анаморфотный объектив

Анаморфотный (иногда можно встретить название «анаморфный») объектив имеет особое строение линз, благодаря которому получаемое изображение словно сжимает с боков, и картинка выглядит вытянутой по вертикали.

Впервые такие объективы начали применять режиссёры в прошлом веке. Широкое распространение анаморфных объективов в киносреде было хитростью:так режиссёры старались уместить в стандартный плёночный 35мм-кадр больше, чем позволяли «обычный» объектив и размер кадра.

Изображение: wikipedia.org

Киношный формат 17х4 или 16х9 сегодня — норма, однако раньше такое вытянутое под формат кинозала изображение было сложно получить. Плёнка давала стандартный размер кадра: панораму туда не уместить даже самым широкоугольным объективом. Можно было просто кадрировать, скажете вы, но тогда изображение теряло бы в качестве.

Кроме того, анаморфотные насадки дают ряд визуальных эффектов, которые сегодня тесно ассоциируются с привлекательной «киношной картинкой».

Как работает анаморфотный объектив

Фотография: onfoto.ru

Принцип работы анаморфотных объективов заключается в особом строении группы линз. Если передние линзы стандартных объективов выпуклые, то анаморфотные наоборот. Представьте себе, что вы взяли лист бумаги и согнули его пополам, не заламывая посередине. Примерно так и выглядит изогнутая анаморфотная линза.

За счёт такого строения объектив сжимает изображение по горизонтали и охватывает больший видимый спектр картинки. Стандартные объективы охватывают примерно одинаковый видимый участок со всех четырёх сторон — анаморфотные куда больше по горизонтали, чем по вертикали.

Фотография на анаморфотный объектив без последующего растягивания. Источник: photar.ru

Фотография на анаморфотный объектив с последующим растягиванием. Источник: photar.ru

Если полученную картинку не обрабатывать, то получится изображение как в кривом зеркале: картинка стандартного формата, однако сильно сжата и растянута вверх и вниз. Раньше проекторы в кинозалах имели обратную анаморфотную линзу. Она возвращала изображению исходный угол обзора.

Фотография: ribcrackers.org

Сегодня для растягивания изображения в привычный формат уже не требуется специальная обратная линза. Вернуть картинку в «стандартное» состояние можно в любом графическом редакторе. Достаточно просто изменить число пикселей по горизонтали, умножив его на коэффициент сжатия объектива/насадки.

Коэффициент всегда указан на самом объективе. 2.0 / 1.9 / 1.6 — наиболее распространённые значения. Так, если оригинальное изображение имеет разрешение 3000х4000 пикселей, то последнее число вы умножаете на коэффициент сжатия и вписываете полученную цифру в значение по горизонтали. Не забывайте снять галочку с пропорционального изменения размера в окне программы: менять нужно только значение по горизонтали, вертикаль остаётся исходной.

Визуальные бонусы

Казалось бы, зачем столько мороки с изменением картинки, если можно просто снять на обычный широкоугольный объектив? Всё влезет, сложностей с изображением никаких, в стандартный плёночный кадр больше умещать не нужно. Однако популярность анаморфотных объектив только растёт, а большие бренды выпускают всё новые и новые объективы и насадки, в том числе для телефонов.

Анаморфотные объективы подкупают своей особой кинематографичной картинкой. За счёт такой манипуляции со сжатием изображение получает приятные визуальные бонусы. Давайте разбираться, какие именно.

Изображение: evtifeev.com

1. Малая глубина резкости.  Да, можно сделать фотографию на открытой диафрагме и получить красивое размытие заднего плана даже на привычный объектив из стандартной линейки, однако это всё равно будет отличаться от той картинки, которую даёт анаморфотная линза на выходе.

Любой крупный портрет из кино, который вы вспомните — живой тому пример. Анаморфотный объектив позволяет создать то, что сегодня неформально называют «кинематографичным эффектом». Изображение в фокусе чёткое, резкое, а задний план имеет приятное, почти картинное размытие.

Изображение: evtifeev.com

2. Боке.  Боке — привычное в фотографии дело, однако, в отличие от стандартных объективов, анаморфотные за счёт вертикального сжатия изображения дают на растягивании боке овальной формы.

Изображение: shopabunda.com

3. Линии от источников света.  Самый узнаваемый эффект, ради которого многие фотографы и видеографы делают выбор в пользу анаморфотной оптики — характерные лучи, исходящие от источника света. Присмотритесь к фильмам: в вечерних сценах от фар автомобилей/уличных фонарей/карманных фонариков будут исходить горизонтальные синие лучи.

Эффект получается за счёт того, что передняя линза объектива имеет цилиндрическое строение вовнутрь. Так, прямой луч отражается от стенок цилиндра и создает эффектную полосу света влево и вправо.

Изображение: evtifeev.com

4. Блики от источников света. Пресловутые овальные «зайцы», образующие красивый блик в кадре, всё от тех же источников света в камеру. Эффект создаётся, если источник света направлен чуть в бок. Бонусом идут радужные блики, которые также можно поймать от источника света под углом.

Изображение: onfoto.ru

5. Цветная вуаль. Подобно свету, который отражается за счёт цилиндрической формы линзы, свет, падающий на неё, также может создать своего рода вуаль на переднем плане. Это снижает контраст и создает в кадре сглаживание, даже при условиях, что остальные детали кадра остаются контрастными и в фокусе. Два в одном: ещё один «киношный» эффект, который сложно получить без использования подобного объектива.

Виды анаморфотных объективов

Изображение: siruishop.de

Современные анаморфотные объективы можно разделить на две категории: объективы и насадки, которые можно установить поверх стандартных объективов. Дальше идёт разделение в зависимости от глубины сжатия картинки. Так, наиболее часто можно встретить линзы в промежутке от 1,5 до 2-кратных, реже встречаются 1,3 и даже 2,5.

Как сами объективы, так и насадки имеют достоинства и недостатки. Например, если вы хотите получить максимум узнаваемых визуальных эффектов от афокальной оптической системы, то ваш выбор — объектив, который изначально собран по этому принципу и заточен под получение подобных изображений. С другой стороны, с анаморфотной насадкой проще работать в фотографии, если у вас нет собственного продакшна, она легче и стоит в разы дешевле.

Правильного ответа нет, выбор всегда субъективный.

Присмотритесь к стёклам от Carl Zeiss, Sirui и Schnieder Krueznach. В нише анаморфотных объективов эти производители сегодня наиболее известны.

Плюсы и минусы анаморфного объектива

Кинематографичность объективно скрасит любую фотосессию, однако съёмка на анаморфотный объектив имеет как свои плюсы, так и минусы. Подойдёт ли конкретно вам такой инструмент, вопрос открытый.

Изображение: shope.off75.tk

Изображение: shope.off75.tk

Изображение: shope.off75.tk

Изображение: shope.off75.tk

Плюсы анаморфотного объектива:

  • подойдёт и фото, и для видео;
  • универсальность;
  • красивые артефакты в виде боке, лучей, вуалирования и бликов.

Минусы анаморфотного объектива:

  • цена;
  • преображение картинки в исходный формат занимает время;
  • преимущественно мануальная фокусировка (может быть как плюсом, так и минусом в зависимости от ваших предпочтений);
  • вес. Анаморфные объективы достаточно увесистые и громоздкие;
  • аберрации и дисторсия. Это может быть как искомым стилистическим приёмом, так и минусом, исходя из вашего запроса.

Исходя из таких данных — решать вам, подходит ли вам такой инструмент или нет. Аноморфотные объективы — не массовая история под ежедневные съёмки. Однако, бесспорно, такой объектив добавит в кадр той самой «особенной атмосферы» и пресловутой кинематографичности.

анаморфотный объектив

Не многие знают, что такое анаморфотный объектив и как им пользоваться. Эта оптика используется в съёмке широкоформатного кино.

Использование анаморфотной линзы на DSLR

Давным-давно режиссёрам захотелось, чтобы в кадр умещалось как можно больше пространства. На стандартную 35мм плёнку вмещалась только та область, которую захватывали в поле зрения обычные объективы. Даже сферические линзы не давали нужного охвата. Тогда нашёлся интересный выход из сложившейся ситуации.

Было решено сжимать кадр по горизонтали при помощи специальной линзы. На плёнку записывалось сжатое изображение, которое в последствии через проектор выводилось на экран и через такой же анаморфотный объектив разворачивалось до очень большой ширины. Таким образом удалось сохранить фокусное расстояние оригинального объектива, но вместить в кадр очень широкое изображение.

Вот так выглядит изображение в видоискателе камеры с объективом Sigma 85mm F/1.4 и анаморфотной линзой-насадкой 1.9x.

анаморфотный объектив

В графическом редакторе или видеоедакторе, если вы снимаете видео, нужно вернуть пропорции путём растягивания изображения. В итоге получается красивый кинематографический эффект.

анаморфотный объектив

Всё, что нужно сделать, для того, чтобы работать с анаморфотнымным объективом – это закрепить его перед объективом вашей камеры. В продаже можно найти анаморфотные линзы с различным коэффициентом сжатия. Диапазон сжатия может составлять 1,3 или 1,5 раза. Часто встречается 1,9 раза. Есть даже 2 и более раз.

Однако, не сразу может быть понятна концепция анаморфотной съёмки, поэтому лучше один раз показать, чем расписывать теорию на десятки страниц.

Вот портрет с нормальным фокусным расстоянием 85mm и диафрагмой F/1.4:

анаморфотный объектив

А вот фото с анаморфотным объективом перед 85мм оптикой. Единственное, что изменилось – это перед камерой был установлен анаморфотный объектив.

анаморфотный объектив

Это то же самое изображение, но его пропорции приведены к естественным путём растягивания.

анаморфотный объектив

Следующий снимок демонстрирует попытку получить то же поле зрения благодаря перемещению камеры назад. Используются те же настройки объектива 85мм F/1.4 без анаморфотной линзы.

анаморфотный объектив

Сразу видно, что из-за удаления от объекта съёмки боке стало менее выраженным. Также проблематично получить такую же ширину кадра.

В продаже проще всего найти оптику производства времён СССР. Это объективы для проекторов ЛОМО 35-НАП, Meopta anagon 2x и Rectimascop. Цены очень сильно варьируются в зависимости от качества оптики, её состояния и жадности продавца. Все эти объективы очень массивные, поэтому их нужно крепить на специальные шасси перед объективом.

Также существуют готовые решения, наподобие SLR Magic. Это компактная насадка для объектива со специальным креплением. Но их стоимость не сравнима высока с кустарными решениями, однако и качество работы совместно с удобством использования значительно превышают аналоги из прошлого.

Фокусировка

Работа с таким объективом отнимает много времени и сил. Работать придётся в ручном режиме. Нужно сфокуировать свой объектив, настроить диафрагму, а потом выставить перед объективом анаморфотную насадку на таком расстоянии, чтобы нужный объект оказался в фокусе. При этом нужно постоянно работать фокусом камеры и расстоянием до второго объектива.

Также часто фотографы разбирают оптику и отдельно крепят блоки линз на рельсах. Это позволяет более гибко настраивать фокусировку.

анаморфотный объектив

анаморфотный объектив

Другие преимущества анаморфотной оптики

Также анаморфотные объективы изменяют вид боке, делая его овальным и преобразуют блики в уникальный вид.

анаморфотный объектив

Оригинальные и сплющенные изображения:

анаморфотный объектив

И на таком же расстоянии без анаморфотнго объектива:

анаморфотный объектив

Особенно хорошо блики выглядят в видеороликах во время движения автомобилей или движения камеры относительно источника света.

Почему до сих пор анаморфотные линзы не популярны в фотографии? Вероятно из-за того, что такой формат трудно печатать. Также, из нескольких кадров легко сделать панорамный снимок. Кроме того, панорама из нескольких стандартных снимков будет качественнее на пиксельном уровне, чем растянутый анаморфот. Видео с таким широким полем зрения невозможно снять без специалного объектива, а с фото всё проще. Тем более есть короткофокусные широкоугольные объективы, которые покрывают большие пространства. Снимки, полученные с их помощью можно обрезать в нужных пропорциях и получать практически то же самое, что и в случае с анаморфотом. Но всё же есть преимущества старой широкоформатной технологии. Это сохранение фокусного расстояния и размытия при использовании оптики с фокусным расстоянием 58мм, 81мм и т.д. Невозможно одним кадром получить на «Рыбий глаз» такую же картинку, как и на портретник, а портретник не захватит такую ширину кадра. Поэтому выход очевиден. Использование анаморфотных линз.

Так как многие видеооператоры переходят на использование компактных камер, а байонеты унифицируются, то в ближайшее время возможно засилие рынка анаморфотной оптикой. Так компания Veydra уже анонсировала разработку анаморфотной оптики для камер с датчиком 4/3.

Имитация анаморфотной линзы

Существует способ имитации эффекта овального боке и растянутых бликов от света при помощи специального фильтра. Его легко можно сделать самостоятельно. Всё что нужно, это вырезать из картона плотно вставляющийся перед передней линзой круг и прорезать в его середине овальное отверстие. Это поможет получать овальное боке на открытой диафрагме.

Имитация анаморфотной объектива

Преобразовать блики поможет вертикально натянутая леска, проходящая через центр объектива. Закрепить её можно на самой картонной насадке или просто обернуть вокруг объектива и зафиксировать резинкой.

Вывод:

Теперь вы понимаете, что создавая снимки на простой объектив невозможно воссоздать анаморфотный эффект без склейки нескольких изображений, а в случае с видео вовсе не добиться такого эффекта без специальной насадки.

anamorphic-example-still-portrait

anamorphic-portrait-of-groom

portrait-of-a-bride-anamoprhic

tutorial-on-shooting-with-anamorphic-lenses

Особенности, разновидности и применение анаморфотных объективов

Содержание

  1. Что это такое?
  2. Виды
  3. Популярные модели
  4. Как применять?

Профессиональные операторы знакомы с разными видами техники. Анаморфотная оптика применяется в съемках широкоформатного кино. Такой объектив предлагается в разных вариантах, обладает многими преимуществами. Есть несколько секретов, благодаря которым можно узнать, как правильно снимать на такую линзу, чтобы получить хорошие кадры.

Что это такое?

Режиссеры давно стали задумываться над тем, чтобы уместить больше пространства в кадр. Стандартная 35-миллиметровая пленка захватывала область, которая находилась только в поле зрения. У сферических линз также не было нужной способности, поэтому решением стал анаморфотный объектив. С помощью специальной оптики кадр сжимался горизонтально, это записывалось на пленку, затем выводилось через проектор на экран. После этого в ход шел анаморфотный объектив, благодаря которому кадр разворачивался до большой ширины.

Отличительной чертой такой линзы является ее способность сплющивать изображения для захвата более широкого угла. Благодаря этому оснащению можно снимать широкоэкранные фильмы при помощи цифровых зеркальных камер, не боясь дисторсии.

Угол обзора линзы дает формат 2.39: 1, сжимая видео горизонтально.

Существует мнение, что анаморфотный объектив способен обеспечить меньшую глубину резкости. Эффект от этой оптики использовался во многих культовых фильмах и продолжает применяться профессиональными видеографами и кинооператорами.

Знаменитые режиссеры любят объектив благодаря спецэффектам, которые с его помощью можно получить. Однако следует отметить, что анаморфотную оптику можно использовать и в фотографии. К основным преимуществам можно отнести возможность делать широкоэкранные фильмы, используя стандартное оборудование и недорогие насадки на объектив. Во время съемок уменьшается зернистость кадра, повышается вертикальная устойчивость.

Виды

Объектив типа 2х способен удвоить количество горизонтальных линий. Линзы с такой маркировкой зачастую используются вместе с матрицей, соотношение сторон которой 4: 3. Кадры, которые снимаются в подобном режиме, получают стандартные пропорции широкоэкранного изображения. Но если использовать такой объектив на HD матрице (соотношение 16: 9), в результате получится ультраширокий кадр, что не всегда приемлемо.

Чтобы избежать такого эффекта, лучше выбирать анаморфотные объективы, обозначающиеся маркировкой 1.33х. После обработки кадры получаются красивыми, но качество картинки несколько снижается.

На снимке могут появиться блики, поэтому профессиональные кинематографисты пользуются камерами с матрицей 4: 3.

Популярные модели

Чтобы получить кинематографический эффект, можно использовать анаморфотную насадку SLR Magic Anamorphot-50 1.33x. Она крепится непосредственно к передней части объектива, тем самым сжимая изображение по горизонтали в 1,33 раза. Охват увеличивается на 25%, все детали видны четко. С такой оптикой можно сделать потрясающие снимки с бликами в форме эллипса. Фокус настраивается на расстоянии с двух метров, регулировать можно с помощью кольца, а также выбрать один из представленных режимов.

LOMO Anamorphic считается винтажным объективом, который выпускался в 80-е годы прошлого века. У этих линз отличные характеристики – хорошая засветка и боке. Анаморфотный элемент расположен между сферическим механизмом, фокусом управляет сферический элемент. Благодаря дизайну обеспечивается минимальное дыхание фокуса во время настройки.

В линейке можно найти круглые и квадратные линзы в зависимости от личных запросов.

Легким и компактным объективом можно назвать Optimo Anamorphic 56-152mm 2S с переменным фокусным расстоянием. Для современных цифровых кинокамер этот вариант подходит отлично. Среди главных преимуществ – отличное разрешение и точная передача цветов. «Дыхание» во время фокусировки отсутствует.

Еще одним представителем анаморфотных объективов стали Cooke Optics, которые используются в теле- и кинопроизводстве. Оптическая технология позволяет снимать крупным планом, увеличивая картинку в 4 раза. Цветопередача, как и глубина резкости, не будет нарушена. Модели с фокусным расстоянием от 35 до 140 мм имеют овальную форму бликов, вне зависимости от значения диафрагмы.

Такая оптика активно используется на съемочной площадке культовой «Игры престолов», «Фарго» и других популярных телесериалов.

Как применять?

Работать с таким объективом не всегда просто, особенно если нет опыта. Понадобится вложить много сил и времени, чтобы получить именно ту картинку, на которую вы рассчитываете. Рекомендуется делать все в ручном режиме. Если используется насадка, ее необходимо закрепить непосредственно перед объективом. Дальше нужно сфокусировать оптику, настроив диафрагму. Расположение объекта должно быть на таком расстоянии, чтобы кадр получился четким. Некоторые фотографы разбирают линзы, чтобы отдельно крепить их на рельсах, благодаря чему фокусировка настраивается более гибко.

Во время съемки осуществляется непрерывная наводка на резкость с помощью вращения не только насадки, но и оправы самого объектива. Здесь понадобится помощь ассистента. Анаморфотную оптику необходимо выбирать с учетом формата камеры производителя и фокусного расстояния. Элемент с резьбой для фильтра у объектива не должен вращаться, это обязательное правило. Чтобы достичь положительного результата, необходимо убедиться, что расстояние между насадкой и передней частью линзы будет минимальным.

Чтобы вывести окончательную версию кинофильма, необходимо ставить коэффициенты для растяжки кадра по горизонтали, и тогда дисторсии не будет.

Для увеличения угла обзора по вертикали насадку необходимо провернуть на 90 градусов, и тогда сжатие будет вертикальным. В таком случае форма кадра получится квадратной.

Чтобы подобрать качественную анаморфотную оптику, необходимо осознавать, что это профессиональное оснащение, которое не так просто найти, к тому же придется вложить немалые деньги. Но тот результат, который она дарит в процессе съемок, превышает любые ожидания. Если есть желание создавать собственные широкоформатные фильмы, без такого оборудования не обойтись.

Обзор модели SIRUI 50mm f в видео ниже.

Съемная оптика прокачает ваши навыки и поднимет качество фотографий до уровня профессионалов. Мы подскажем, какие линзы лучше всего купить для вашего смартфона.

Мобильная фотография – это серьезно. В борьбе за качество снимков в ход идут объективы-перископы, программные алгоритмы, дополнительные датчики, сенсоры с рекордным в мобильной среде разрешением. Тот факт, что камерафоны практически выгнали с рынка цифровые мыльницы, говорит о многом. Но есть одна неразрешимая проблема: тонкие корпуса смартфонов не позволяют инженерам в полной мере экспериментировать с объективами и размерами матриц.

Это значит, что для расширенных возможностей (более широкого угла обзора, увеличенного зума, макросъемки и пр.) смартфону нужна дополнительная оптика.

В зависимости от того, какого эффекта вы хотите добиться, понадобится определенный тип линзы:

  • Макро для экстремально приближенных планов (съемка растений, насекомых, мелких деталей).
  • Широкоугольная для панорам (пейзажи, кадры с большим количеством людей).
  • Телефото для красивого размытия на заднем фоне (портретная и предметная съемка).
  • Fisheye или рыбий глаз для художественной выпуклости в центральной области кадра (уместен при любом сценарии).

Перечисленные типы объективов являются наиболее распространенными, и они присутствуют почти в каждом из наборов оптики.

Почти все съемные объективы универсальны. Их можно крепить на любой смартфон или планшет хоть спереди, хоть сзади. Некоторые изделия рассчитаны на конкретные модели: они учитывают толщину смартфона, расположение нативного объектива, высоту выступа и пр. Крепление спроектировано таким образом, что дополнительная линза находится точно над линзой телефона. Сдвиги и люфты практически исключены.

Что касается цен, объективы от разных производителей стоят по-разному. Лидерами в этой области рынка считаются Olloclip и Moment, их продукция относится к премиальному уровню. Разумеется, исполнение линзы, качество эффекта и объем комплекта тоже влияют на конечную стоимость. Дорогие изделия от упомянутых брендов вряд ли разочаруют, а их дешевые аналоги от китайских мастеров почти наверняка оставят осадок разочарования.

Мы специально включили в нашу подборку съемные объективы из разных ценовых категорий. Ведь прежде чем приобретать дорогой аксессуар, многие люди предпочитают попрактиковаться с дешевым, чтобы понять принцип его действия и выбрать наиболее интересное направление мобильной съемки.

Содержание

  • 1 Olloclip Multi-Device 3 в 1: компактные качественные линзы для премиальных смартфонов
  • 2 Moment Lens: набор, требующий специального чехла
  • 3 DreamGrip Visio Pro: набор оптики 3 в 1 для любого телефона и планшета
  • 4 Momax X-Lens Superior Lens Set: набор из 3 линз + 1 фильтр
  • 5 Sirui: качественная оптика без искажений
  • 6 Apexel 10 в 1: универсальный набор для профессионалов и любителей
  • 7 Aukey 3 в 1: набор светофильтров
  • 8 Universal Clip Lens 3 в 1: простой набор по привлекательной цене
  • 9 ShiftCam RevolCam: сет, который всегда готов к работе
  • 10 Olloclip Mobile Photography Box Set: профессиональный набор для iPhone X

Olloclip Multi-Device 3 в 1: компактные качественные линзы для премиальных смартфонов

https://medgadgets.ru/shop/media/catalog/product/m/e/medgadgets74223764.jpg

Цена: 7 990 рублей

Olloclip – один из лидеров рынка съемных объективов для смартфона, поэтому набор Multi-Device 3 в 1 стоит дороже многих опций из этого списка.

О покупке данного сета вы вряд ли пожалеете. Линзы и крепление изготовлены из высококачественных материалов. Клипса учитывает конструкцию смартфонов от ведущих брендов. Некоторые покупатели жалуются на то, что она закрывает часть экрана, но вряд ли это серьезно помешает в процессе съемки.

Комплект поставки включает самые распространенные типы линз, которым найдется применение в любых условиях и сценариях.

Особенности набора:

  • Совместимость: смартфоны Apple, Google и Samsung
  • Количество объективов: 3
  • Типы объективов: рыбий глаз, широкоугольный, макро

Moment Lens: набор, требующий специального чехла

https://chipgifts.ru/image/cache/Moment/-Moment-Lens-1-500x500.jpg

Цена: от 12 999 рублей

Moment предлагает покупателям самостоятельно сформировать арсенал мобильного фотографа.

Обновленная серия состоит из пяти линз. Суперширокоугольная 18 мм обещает захват в два раза большего пространства, чем родной объектив смартфона. Кроме нее доступы телефото с фокусным расстоянием 58 мм, superfish с углом охвата 170 градусов, макро для съемки сильно приближенных объектов с сохранением пропорций и анаморфная. Последняя представляет собой аналог широкоугольного объектива, но с кинематографическим эффектом. Она пригодится для создания видеороликов.

Единственное, чего не хватает в наборе – это крышки для задней части объективов. Из-за этого аксессуары требуют очень аккуратного обращения, их необходимо переносить в мягком чехле и ни в коем случае не бросать просто так в карман.

Для крепления объективов на смартфоне необходим специальный чехол Moment. Он продается отдельно от набора и выпускается только для некоторых моделей iPhone, Samsung, OnePlus и Google Pixel. К счастью, крепление универсально, на один чехол можно фиксировать любой тип линзы.

Объективы Moment получили высокую оценку от обозревателей Wall Street Journal, Gear Patrol и Wirecutter, поводов сомневаться в их качестве нет.

Особенности набора:

  • Совместимость: Samsung Galaxy, iPhone, Google Pixel, OnePlus
  • Количество объективов: на усмотрение покупателя
  • Тип объективов: широкоугольный, теле, superfish, макро, анаморфный

Купить

DreamGrip Visio Pro: набор оптики 3 в 1 для любого телефона и планшета

https://picture.gosso.ru/r/MmGB95KUrl0/fit/600/600/ce/1/plain/images/products/1/7937/176987905/184296_1.jpg

Цена: 8 990 рублей

Набор из трех объективов DreamGrip Visio Pro – это все необходимое для профессионального качества фото и видео.

В набор входят широкоугольный объектив с коэффициентом увеличения х0,6, телефото с увеличением х2, а также макро х10. Первый обеспечивает на 40% увеличенный угол обзора для панорамных снимков с фокусировкой на бесконечность. Его можно использовать и в закрытых помещениях, например, в коридорах чтобы поместить на фотографии больше объектов.

Телелинза обладает глубиной резкости 65 мм и идеально подходит для портретных изображений.

Макрообъектив с коэффициентом увеличения х10 зуммирует объект съемки в 10 раз относительно его реального размера. При таком сильном приближении можно захватить мельчайшие детали – царапины на монетах, нити ткани, структуру листьев и мелких представителей животного мира.

В качестве крепежа можно использовать любой мобильный чехол с резьбовым разъемом 17 мм либо комплектную прищепку. Все линзы Visio имеют сложную оптическую структуру. На поверхность каждого объектива нанесено многослойное антибликовое покрытие. Как и предыдущие два варианта, это один из наиболее качественных наборов.

Особенности набора:

  • Совместимость: все смартфоны
  • Количество объективов: 3
  • Типы объективов: широкоугольный, телефото, макро

Momax X-Lens Superior Lens Set: набор из 3 линз + 1 фильтр

Набор линз Momax X-Lens 4 in 1 Superior Lens Set

Цена: 2 390 рублей

К стандартному сету: широкоугольник + макро + Fisheye недорогая серия X-Lens добавляет поляризационный фильтр CPL. Он устраняет блики от блестящих поверхностей (воды, стекла и т.п.), а также повышает четкость и насыщенность изображения. Помимо объективов и крепежа-прищепки в набор также включены кейс, ремешок с карабином и тряпочка для протирки.

В более продвинутую серию Momax X-Lens Pro входят те же самые виды объективов, но с улучшенными характеристиками и переработанной системой фиксации.

Особенности набора:

  • Совместимость: все смартфоны
  • Количество объективов: 4
  • Типы объективов: широкоугольный, макро, рыбий глаз + поляризационный фильтр

Sirui: качественная оптика без искажений

Набор Sirui 3 объектива (18мм wideangle v.2, 60мм portrait, Fisheye)

Цена: 10 590 рублей

Структура объективов Sirui копирует строение профессиональных фотолинз, поэтому данный набор можно смело рекомендовать тем, кто рассчитывает получить максимально четкие изображения без артефактов.

Обладатели данного набора отмечают отсутствие искажений по краям кадра при съемке плоских объектов. Фокусное расстояние портретной линзы равняется 60 мм, она обеспечивает качественное размытие заднего фона.

Клипса длинная, надежно сидит практически на любом iPhone или Android. Для хранения линз в наборе предусмотрен жесткий кейс с мягким покрытием внутри и отсеками для каждого объектива.

Особенности набора:

  • Совместимость: все смартфоны
  • Число объективов: 3
  • Типы объективов: широкоугольный, телефото, рыбий глаз

Apexel 10 в 1: универсальный набор для профессионалов и любителей

Картинки по запросу Apexel 10 в 1

Цена: 1 499 рублей

Недорогой набор объективов и фильтров от Apexel рассчитан на фотографов с разным уровнем подготовки. Невысокая цена привлечет внимание новичков, а огромное количество инструментов наверняка захотят опробовать и профессионалы.

Уникальные элементы – это две калейдоскоп-линзы, которые создают эффект многогранного преломления света.

Каждый из четырех фильтров несет разную функцию. CPL удаляет блики с блестящих поверхностей и повышает насыщенность, Star добавляет эффект сияния, Radial отвечает за круговое размытие, а Flow добавляет динамический эффект при съемке движущегося объекта.

Этот поистине шикарный набор производитель снабдил кейсом на молнии, тряпочкой из микрофибры, Bluetooth-кнопкой и руководством, которое поможет разобраться с нюансами съемки.

Сет Apexel можно было бы назвать идеальным вариантом и по комплектации, и по цене, вот только четверть покупателей жалеют о его приобретении. Многие сталкиваются с тем, что часть линз не дает нужного эффекта, стекло быстро царапается, а прищепка разваливается через месяц. Что это – случайный брак или типично китайский продукт? Неизвестно. Но за такую цену чего-то премиального ждать точно не стоит.

Особенности набора:

  • Совместимость: все смартфоны
  • Количество объективов: 10
  • Типы объективов: два калейдоскопа с делением 3 и 6, широкоугольный, макро, телефото с 2-кратным увеличением, рыбий глаз + фильтры CPL, Star, Radial, Flow

Aukey 3 в 1: набор светофильтров

https://medgadgets.ru/shop/media/catalog/product/m/e/medgadgets-707211232.jpg

Цена: 1 290 рублей

Этот сет не расширит угол зрения нативной камеры и никак не скажется на степени увеличения. Но он выручит в тех случаях, когда нужно исправить цветопередачу.

Серый фильтр удалит яркие солнечные лучи. Оранжевый и синий обеспечат кадр нужной температурой, причем оранжевый пригодится в утреннее и вечернее время в так называемые золотые часы: он убирает излишние красные оттенки.

Данный набор можно порекомендовать тем, кто рассчитывает получить естественную цветопередачу прямо в момент съемки, не тратя время на возню в редакторах.

Особенности набора:

  • Совместимость: все смартфоны
  • Количество объективов: 3
  • Типы объективов: серый, оранжевый и синий фильтры

Universal Clip Lens 3 в 1: простой набор по привлекательной цене

https://i3.stat01.com/2/797/107967180/afacdb/universalnyj-objektiv-universal-clip-lens.jpg

Цена: 450 рублей

Это самый простенький и недорогой сет из нашей подборки. Он представляет собой стандартный набор объективов без каких-либо излишеств.

Разумеется, цена предполагает, что исполнение линз далеко не профессиональное. И все же набор продуманный. Прищепка длинная, с широким диапазоном раскрытия, совместима со смартфонами и планшетами от любого производителя. Ее можно крепить прямо поверх чехла. На внутренней стороне находится прокладка из мягкого материала, который предотвратит появление царапин на корпусе.

Особенности набора:

  • Совместимость: все смартфоны
  • Количество объективов: 3
  • Типы объективов: широкоугольный, макро, рыбий глаз

ShiftCam RevolCam: сет, который всегда готов к работе

https://opt-398945.ssl.1c-bitrix-cdn.ru/upload/iblock/e46/e464cd7af0cc67c208ee9d59a81e4950.jpg?153009058332057

Цена: 3 990 рублей

Набор съемной оптики ShiftCam RevolCam – это в первую очередь удобство и возможность быстрого переключения объективов.

Все линзы уже находятся на клипсе. Их смена осуществляется простым перещелкиванием площадки по кругу. Такое решение удобно тем, что в процессе съемки все инструменты будут под рукой, и вам не придется тратить время на их фиксацию.

Над линзами находится дополнительное светодиодное освещение с 230 уровнями яркости. Оно питается от встроенного аккумулятора, который заряжается через USB кабель. Если в подсветке нет необходимости, лампу можно отстегнуть и убрать в кейс.

Особенности набора:

  • Совместимость: все смартфоны
  • Количество объективов: 3
  • Типы объективов: широкоугольный, рыбий глаз, макро

Olloclip Mobile Photography Box Set: профессиональный набор для iPhone X

Olloclip Набор объективов + подставка Mobile photography box set OC-0000257 для iPhone X – фотография 1

Цена: 8 990 рублей

Смартфонам с хорошей родной оптикой дополнительная не повредит.

Специально для владельцев iPhone X, Olloclip разработала сет из трех сменных объективов с особой системой фиксации. Раздвижной зажим надевается без усилий, не царапает защитные пленки. Отверстия для крепления линз предусмотрены с обеих сторон: используя заднюю и фронтальную камеру одновременно, можно получить 360-градусную картинку как на панорамной камере.

Сет комплектуется раскладным держателем, который может послужить в качестве низкого устойчивого штатива.

Особенности набора:

  • Совместимость: iPhone X
  • Количество объективов: 3
  • Типы объективов: рыбий глаз, суперширокоугольный, макро

  • Амбулатория индустриальный лида телефон
  • Анаморфный объектив на телефон
  • Амбулатория именины кобрин телефон
  • Анаморфный объектив для телефона
  • Амбулатория зеленоградский пушкинский телефон