электронная версия издания
Книжные лавки как особый социально-культурный феномен появляются вследствие реформ Петра Первого — введения гражданского шрифта и развития книгопечатания. Вскоре они становятся средоточием неформальной литературной жизни: от Кузнецкого моста до книжной торговли А. Ф. Смирдина, М. О. Вольфа и других просветителей-коммерсантов.
Читать новый номер
Друзья ЖУВЦ
Перспективы Большого Гостиного Двора
Гостиный Двор — это не просто один из символов Петербурга. Гостиный Двор это три километра галерей, тысячи квадратных метров фасадов, кровли, десятки тысяч километров инженерии. Гостиный Двор это еще и музыка, оперное искусство, культурные и образовательные функции и традиции. Гостиный Двор — это наши покупки, наконец! И этот старожил Невского встречает весну, как обычно, закатав рукава. Здесь всегда есть проекты, планы, перспективы.
Армяне
Армянская община в Санкт-Петербурге возникла вскоре после основания города, по прямой протекции Петра Первого. Указ императора от 10 ноября 1724 года гласил: «Мы оный армянский народ в особливую нашу императорскую милость и протекцию приняли». Первое упоминание об армянах Петербурга относится к 1708 году, а в 1710-м их насчитывалось уже около 50 человек.
В апреле 1770 года Иван Лазарев (Ованес Лазарян) ходатайствовал перед Екатериной Второй о разрешении строительства армянских храмов в столицах. Уже 2мая 1770 года последовал Указ о дозволении армянам строительства «в Москве и в Санкт-Петербурге, для отправления по их вере службы, церквей». Строительство церкви Святой великомученицы Екатерины началось на Невском проспекте под руководством Юрия Фельтена. Десять лет спустя архиепископ, армянский князь Иосиф (Аргутинский- Долгорукий) освятил церковь.
Материалы в рубрике
Авторитеты
Борис Кириков
«Прожив в родном городе всю жизнь, я сменил столько адресов, что некоторые уже и не вспомнить. Мой первый и, конечно, главный дом — на Невском проспекте, № 82. Больше двадцати лет — в основном по работе — связано с Петропавловской крепостью. И ещё двенадцать с половиной лет государственной службы — с площадью Ломоносова».
Борис Кириков — историк архитектуры и знаток Санкт-Петербурга, много лет служивший ему в руководстве Музея истории города и КГИОП. Лауреат Анциферовской премии (1998) «за общий вклад в современное петербурговедение». Совместно с А. М. Гинзбургом осуществил сплошную атрибуцию исторической застройки города, сбор и систематизацию сведений о 1500 архитекторах Петербурга. В «Адресах» как авторитет — первый среди равных.
Читать материал
Инвентаризация
Без подобного раздела Журнал Учёта Вечных Ценностей смотрелся бы странно. Здесь происходит постоянный переучёт вокзалов, министерств, трампарков,
пожарных каланчей, обсерваторий и всего прочего, из чего состоит город Санкт-Петербург. В этом же разделе помещаем подробный путеводитель по садам и
паркам, а также весьма пристально рассматриваем один отдельно взятый предмет, помещённый на журнальной странице или развороте в натуральную величину.
Некоторые рубрики открываются специально для онлайн-версии, к примеру, — «Хронология».
Хронология
1964
Построен Лениздат,
где работал главред «Адресов» Ярошецкий, того же года рождения.
2004
Во время земляных работ в курдонёре Фонтанного дома было вскрыто множество захоронений.
Фасады и интерьеры
Чердаки. | Чердаком в русском языке (по В. Далю) именуется «простор от потолка или наката до кровли». Многие граждане, прожив всю жизнь, никогда не заглядывали в этот «простор». И совершенно напрасно. Там бывает очень красиво.
В натуральную величину
Переучёт
Возможно, это повелось со времён конно-железной дороги, когда на Лиговке, под № 40, было построено помещение для лошадей и отстоя вагонов. Поскольку это хозяйство находилось в непосредственной близости с «настоящим» депо Николаевской железной дороги, применить тот же термин к лошадно-вагонному отстойнику постеснялись. А потом название «парк» вошло в трамвайную петербургскую традицию.
Сады и парки
Парк Санс-Эннуи
Не спешите открывать географические карты Западной Европы — там вы найдёте только похожее название: дворец и парк Фридриха Великого Сан-Суси
(«Без забот») в Потсдаме. Интереснейший петербургский аналог «Нескучное» — Sans Ennui (не путать с подмосковным!) — располагается на юго-западной окраине нашего города, в 45 км от центра. Здесь застыло напоминание о далёком XVIII веке и о забытых развлечениях императорской фамилии…
Инвентаризация
Строения
Неправильно думать, что Журнал Учёта Вечных Ценностей посвящён только петербургской архитектуре. Это не совсем так. Нас интересуют самые разные предметы, а особенно — люди и явления, которые имеют для Санкт-Петербурга непреходящее значение. Целый раздел с названием «Строения» выделен в журнале потому, что очень многие из них в нашем городе представляют собой произведения искусства и должны быть учтены как вечные ценности.
Училище Барона Штиглица
Невозможно говорить о здании, не упоминая Школы, которая в нем находится и, собственно, для которой оно и было возведено. На протяжении более чем 125 лет своего существования Школа сменила несколько названий – от Центрального училища технического
рисования барона Штиглица и Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной (ЛВХПУ) до Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии (СПбГХПА). Однако в народе прижилось ласковое имя «Муха»,
да и академией ее пока называют редко. Скорее, училище, а не академия. Но это ничуть не умаляет ни серьезности Школы, ни уровня полученного в ее стенах образования. Собственно, о стенах и речь.
Жители
Раздел, посвящённый обитателям города. Героями публикаций в нём могут стать, во-первых, люди, создающие вечные ценности — инженеры, архитекторы, изобретатели, художники и проч. Во-вторых, коллективы людей, обслуживающих вечные ценности: бригады лоцманов, реставраторов, строителей самолетов, трамвайных ремонтников, метростроителей и проч. В-третьих, люди и животные, которые сами являются петербургскими ценностями.
У вас на примете есть персона, которая достойна чтобы о ней рассказали на страницах нашего издания?
Петербуржцы
Максим
Иванов
Писатель и краевед Максим Иванов приглашает
в путешествие по Московскому району, который можно смело назвать малой родиной Виктора Цоя — здесь он прожил двадцать из 28 лет жизни.
Ремесло
Скользящий дзен — так иносказательно называют
японское боевое искусство иайдо, одно из древнейших в Японии. В Петербурге ему обучают в маленькой семейной школе, укрывшейся в сердце Елагина острова. Руководит школой Вадим Епишин, единственный за пределами Японии шидоши — человек, который имеет право обучать других традициям школы Эншин Рю Иай Суемоногири Кенпо. Редакция поговорила с Вадимом о пути…
Петербуржцы
Елена
Скородумова
Об уникальном петербургском Писательском
доме и его необыкновенных жителях рассказывает старший научный сотрудник Государственного литературного музея «XX век» Мария Инге-Вечтомова.
Животное
Елена
Денисенко
Нет, не о ярых библиофилах пойдёт сейчас
речь, а о книжных червях в их биологической ипостаси. Но сначала определимся в терминах. Это важно, потому что в быту любое существо более или менее червеобразной формы нарекается червём. Так пошло испокон веку, и сейчас мы, не задумываясь, говорим: «червивые грибы», «червивые яблоки», «червоточина».
Жители
Слова
Владимира
Дервенёва
записала
Полина
Ершова
Сказать, что Владимир Дервенёв человек
разносторонний — значит не сказать ничего. Поскольку бывших десантников не бывает, наш герой и теперь прыгает с парашютом. Скачет на лошади. Много путешествует. Действительный член Русского географического общества и Всемирного клуба петербуржцев.
Искусственники
Алексей
Колесниченко
Санкт-Петербургский международный книжный
салон, «Книжные аллеи», юбилейный логотип города, множество других городских проектов — это всё она, Анна Колесниченко — графический дизайнер, художник-иллюстратор и просто красавица, с которой мы говорим об идеях, выборе профессии и книгах.
Историческая личность
Отрывки
из
исторических
документов
и
литературных
источников
Н. К. Крупская упрекает крокодила за то,
что он мещанин. Но кому нужно, чтобы он был пролетарием? Вообще же я думаю, что советская власть вовсе не требует, чтобы все детские книги, все до одной, непременно были агитками. Иначе Госиздат не печатал бы в нынешнем году таких буржуазных шедевров, как «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекельберри Финна» и много других. Вся практика Госиздата…
Литератор
Валентин
Сидорин
и
Надежда
Сергеева
В знаменитой Императорской публичной
библиотеке на Невском проспекте, которая именуется теперь Российской национальной библиотекой (РНБ), в XIX столетии сдавались в аренду книжные лавки. Участвовал в этом деле и знаменитый баснописец Иван Крылов. На вырученные деньги он покупал или получал — за возможность стать поставщиками главной библиотеки страны — для неё издания от купцов.
Ремесло
Наталья
Романова
Конечно, Пушкин не мог, получая пять тысяч
жалованья в год, не торговать своими стихами. Из этой суммы только за съём квартиры на Мойке приходилось отдавать четыре триста.
Животное
Елена
Денисенко
Изменения в видовом составе птичьего населения
Петербурга происходят постоянно. Подчас неочевидные, постепенные, как это было с кряквой. Сейчас подкормка крякв у многих семей превратилась в ритуал: родители с детьми ходят «кормить уточек» практически на всех акваториях города. И трудно им представить — да они и не задумываются, — что полвека назад эта утка в черте города была редкой гостьей.
Гость
Алексей Костромин
Александр Малич
Александр Малич — самый «культурный»
теле- и радиоведущий Петербурга. Он успел поработать на всех главных каналах города, снять несколько документальных фильмов и провести, пожалуй, все знаковые мероприятия. Сегодня в послужной список Малича добавилась новая регалия — автор и ведущий YouTube-канала «Хот Культур», где «журналист культурный» беседует с видными петербуржцами о, правильно, культуре. «Адреса» поговорили с Александром о хорошем и плохом искусстве, его инициации в классической музыке, энергии творцов, журналистике, блокадном Петербурге и «5 точках входа в культуру от Малича».
Билли Новик
Петербургский джазмен Билли Новик скрывает
в себе множество интригующих личностей: один из основателей Billy’s band, контрабасист, барабанщик, сонграйтер, соучредитель нескольких баров и ежегодного международного фестиваля «Большой Джем», врач-патологоанатом, бруталоромант… но называет себя обычным человеком — таким, как все, и которому «работы многовато». Редакция «Адресов» поговорила с многогранным музыкантом, «сердце которого слишком сильно бьётся», о работе, его наборе псевдонимов, драках джазменов, петербургских адресах, книгах, любви и зле.
Татьяна Котегова
Александр Петросян
Разное
Раздел «Разное» традиционно завершает журнал. Но публикации в нём выходят весьма важные: известно, что запоминается лучше всего
первое и последнее. Здесь наши авторы рассказывают о своих коллекциях, о выставках, в которых принимают участие, о вышедших книгах
по истории и культуре Санкт-Петербурга, об обстановке петербургских квартир и дворцов, о происшедших в городе изменениях — только что
и столетия назад, о затеях, предпринятых нашей редакцией и многом другом, к чему имеем самое непосредственное отношение и что просто нравится.
Коллекция
Выставки
Затея
Обстановка
Книги
Улица
Изменения
Репортаж
Места
Работа над ошибками
Представление
История
Друзья ЖУВЦ
Дата
По заслугам
Цитата
Подписка
Здесь Вы можете подписаться на печатное или электронное издание «Адресов» или на его авторов или на какую-либо конкретную рубрику издания.
Оставьте e-mail, выберите интересующий контент и нажмите «Оформить подписку». Следуйте инструкциям на экране.
Журнал «Адреса Петербурга» №75/89 посвящен архитектуре.
Журнал Учета Вечных Ценностей «Адреса Петербурга» – уникальное краеведческое и художественное издание, рассчитанное на узкий круг читателей с широким кругозором. У журнала вовсе нет «среднего» читателя.
Читательская аудитория состоит из весьма состоятельных господ и непрактичных романтически настроенных интеллигентов, уставших от глянца, гламура и привычных изысков постмодернизма. Редакция принимает к учёту только те объекты, которые вызывают у сотрудников редакции искреннее неподдельное восхищение. Объекты же, восхищения не вызывающие, в журнале никак не отображаются.
Креативная команда журнала охотно и увлечённо разрабатывает оригинальные рекламные идеи и модули для коммерческих партнёров издания. ЖУВЦ «Адреса» выходит с 2003 года в Санкт-Петербурге. За время выхода на берегах Невы журнал получил множество престижных профессиональных наград.
Теги:
Адреса Петербурга
Прочитали книгу? Поделитесь своим мнением с другими читателями.
Наши рекомендации
3815
АДРЕСА ПЕТЕРБУРГА
АДРЕСА ПЕТЕРБУРГА : журнал учета вечных ценностей / ООО «Маркет-Пресс», ООО «Журнал Учета Вечных Ценностей «Адреса Петербурга» ; главный редактор С. С. Ярошецкий. — Санкт-Петербург., 2003– . — Изд. орг.: ООО «Маркет-Пресс» (до 2004 г.), ООО «Журнал Учета Вечных Ценностей «Адреса Петербурга». — С 2007 г. издается совместно с журналом «Адреса Москвы» и имеет с ним общую валовую нумерацию.
2003, №1–10; 2004, № 11–16; 2005, № 17–21; 2006, № 22–24, 2007, №25–26; 2008, № 27–32; 2009, № 33–35; 2010, № 36–38; 2011, № 39–41; 2012, № 42–44; 2013, № 46–49; 2014, № 50–52; 2015, № 53–54, 56; 2016, № 55, 58–59; 2017, № 60–63; 2018, 64–68; 2019, № 70, 71; 2020, № 73, 74.
Тираж: 1000–20000.
Аннотация:
В 2002 г. шеф-редактор Издательского дома «Коммерсантъ» Андрей Васильев попросил Сергея Ярошецкого, работавшего тогда в «Коммерсанте», проконсультировать издателя журнала «Квадратный метр вашего дома» Кирилла Игнатьева по концепции издания, которое терпело убытки и не было сколько-нибудь заметно на рынке. Спустя год Игнатьев предложил Ярошецкому стать главным редактором журнала и самостоятельно осуществить предложенные изменения. В результате в 2003 г. интерьерный журнал прекратил свое существование, а появился новый — краеведческий. В 2004 г. Игнатьев, сосредоточив свои усилия в основном бизнесе, связанном с недвижимостью, передал права издателя главному редактору. С этого времени журнал ведет полностью самостоятельное существование. Журнал является краеведческим изданием с оригинальной концепцией, в основе которой лежат принципы непрерывности и абсолютного отказа от актуальности. Задуманный как полномасштабная энциклопедия Санкт-Петербурга, которая выходит отдельными тематическими книжками, журнал препарирует разные темы в соответствии с единым раз навсегда утвержденным рубрикатором, благодаря чему любая статья и иллюстрация ставится в общий ряд и может быть легко найдена и использована для ссылок в последующих публикациях. В журнале присутствует серьезная художественная и культурологическая составляющая; технологически журнал выпускается профессиональными журналистами и издателями, однако в качестве авторов публикаций приглашаются ученые-краеведы, историки архитектуры, искусствоведы, дизайнеры, другие специалисты. В рамках проекта проводится выставочная деятельность, на базе журнала реализуются иные творческие идеи, идут образовательные программы петербургских вузов; создается социальная реклама; в проекте в разные годы участвовали и тесно с ним сотрудничали комитет по культуре, комитет по печати и взаимодействию со СМИ, комитет по внешним связям, КГИОП администрации Санкт-Петербурга, администрация Ленинградской области, многочисленные культурно-ориентированные негосударственные структуры, известные учреждения культуры: Государственный Эрмитаж, Театр балета Бориса Эйфмана и мн. др. В развитие проекта в 2007 г. стал выходить ежегодный альманах «Адреса Москвы», ставший органической частью краеведческой энциклопедии, которой становится ежеквартальный журнал «Адреса Петербурга». Участвующие в проекте московские краеведы приняли заложенные в Санкт-Петербурге принципы исследования и изложения материала. «Адреса Петербурга» — это журнал, построенный на строгих изначально заложенных принципах. Среди них, в частности, позитивное отношение к окружающей действительности: журнал пишет только о том, что соответствует эстетическим и этическим взглядам автора и редакции, избегая негативных оценок. Другой важнейший принцип — редакция стремится приглашать к сотрудничеству авторов, наилучшим образом знающих предмет. Это историки, краеведы, архитекторы, искусствоведы, другие ученые люди — знатоки Петербурга. В «Адресах» сложился уникальный авторский коллектив. Постоянными участниками проекта являются заместитель директора Государственного Эрмитажа Владимир Матвеев, лауреат «Знака соответствия» Всемирного клуба петербуржцев Борис Кириков, доктор архитектуры, правнучка основателя Училища технического рисования Маргарита Штиглиц, художник и архитектор Валерий Исаченко, антрополог Маша Вадейша, фотограф Государственного Эрмитажа Юрий Молодковец, председатель Центризбиркома России, писатель и публицист, возглавляющий общественный редакционный совет «Адресов» Владимир Чуров, писатель-краевед Владимир Богданов, лауреат Анциферовской премии Юрий Пирютко и многие другие. Этим людям в 2009 г. был посвящён специальный выпуск журнала «Авторитеты». В 2008 г. началось тесное сотрудничество «Адресов Петербурга» с городским Комитетом по культуре в сфере пропаганды деятельности самого комитета и подведомственных учреждений культуры. Теперь в журнале на некоммерческой основе публикуется «Черно-белая афиша ручной работы», выходящая под слоганом «Комитет по культуре рекомендует». Совместным проектом журнала и комитета по культуре является «Стенная газета комитета по культуре», которая выходит с 2009 г.
Основные разделы (рубрики): Галерея основателей (очерк об исторической личности); Диаспора (подчеркивает уникальную роль каждой национальной диаспоры в строительстве и развитии города, рассказывает о знаменитых личностях, о национальных объединениях, о взаимопроникновении культур); Изменения (происшедшие некогда в истории Петербурга или происходящие сегодня существенные, «вечные» изменения городской среды, в том числе — культурной среды); Тема (главная, задающая общий тон публикация выпуска); Учреждение; Исторический анекдот; Здание; Фасады и интерьеры; За забором (статья о здании или учреждении, вход в которое закрыт или ограничен, но само здание или учреждение представляет собой вечную непреходящую ценность для Санкт-Петербурга); Историческая личность (рубрика, согласно правилам которой автор публикации должен являться прямым потомком или иным родственником ее героя); Искусственники (короткий очерк о художнике, скульпторе или декораторе с публикацией фоторепродукций его произведений); Жители (очерк о представителе творческой профессии с акцентом на его жизни в петербургской городской среде); Часть города (краеведческое описание части Санкт-Петербурга — улицы, площади, квартала, района, — выбранной в соответствии с темой выпуска); Сады и парки; Животное; В натуральную величину; Предместье; Усадьба; Населенный пункт; Улица; Обстановка; Книги и выставки.
Электронная копия/версия:
Электронные версии журналов доступны в архиве на сайте «Адреса Петербурга»:
http://adresaspb.com/
Читать в РНБ (шифр):
П32/484
Заказать электронную доставку
Заказать по межбиблиотечному абонементу
Контактная информация:
chief@adresaspb.ru ; adresaspb-info@mail.ru (Ярошецкий Сергей Семенович, главный редактор).
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ