Введение. Цель работы. Оборудование
Лабораторная работа посвящена исследованию ускорения свободного падения. На двух предыдущих уроках мы говорили о движении тела, которое называется свободным падением, и движении тела, брошенного вертикально вверх. Вооружившись этими знаниями, давайте проведем экспериментальное исследование ускорения свободного падения. Чтобы провести эту лабораторную работу, рекомендуется собрать установку для снятия показаний движения падающего тела и уже по ним произвести расчеты. Мы решили провести лабораторную работу по уже полученным данным и по ним рассчитать ускорение свободного падения.
Рис. 1. Изображение ленты
В оборудование входит лента с миллиметровыми делениями, на которой стоят отметки падающего свободно тела.
Краткая теория
По отметкам на этой ленте мы должны определить время движения тела. Второе, что мы должны сделать, – это определить пройденное телом расстояние. Зная, что движение у нас равноускоренное, с нулевой начальной скоростью, мы используем уравнение для вычисления ускорения свободного падения.
Рис. 2. Расчет ускорения свободного падения
Обратите внимание на уравнение, написанное первым: t = n . T. Т – это промежуток времени, через который ставится отметка о падении тел. n – это порядок (количество) этих промежутков. В нашем случае Т = 0,02 с. Время это достаточно небольшое, поэтому для его измерения требуется специальное оборудование.
Начальная скорость у падающего тела V0=0. Расстояние, которое проходит тело, определяется уравнением: . Из этого уравнения следует формула для вычисления ускорения свободного падения: .
Процедура выполнения работы
Рассмотрев ленту и определив отсчеты, где стоят засечки положения пройденного тела, внесем данные в таблицу.
№ | Время движения t = n . T, с | Путь S, мм | Путь S, м | Ускорение свободного падения
|
1 | n = 1 t = 0,02 с | 2 | 0,002 |
|
2 | n = 2 t = 0,04 с | 8 | 0,008 |
|
3 | n = 3 t = 0,06 с | 18 | 0,018 |
|
В первом случае засечка, которая показывает положение тела от нулевого значения, составляет по времени t = 0,02 с.
Расстояние, которое прошло при этом тело, составляет 2 мм (в метрах пройденный путь – 0,002 м), теперь, подставляя эти выражения в формулу , получаем, что ускорение свободного падения равно 10 м/с2. Аналогично рассмотрим второй и третий случаи. Значения ускорения свободного падения для них записаны в таблицу.
Погрешности и выводы
Теперь давайте обсудим вопрос погрешности измерения ускорения свободного падения. Для этого необходимо из значения, полученного нами, вычесть истинное значение (9,81 м/с2) и разделить на истинное значение ускорения свободного падения, причем результат выразить в процентах.
Если переводить в проценты, то получается, что Δg»2%. Такое отклонение вполне допустимо.
Вывод из лабораторной работы мы предлагаем вам сделать самостоятельно, обязательно отметив, какие причины обуславливают наличие погрешностей.
Авторы: , А.И. Иванов.
Издательства:
Просвещение, Дрофа 2015-2021
Тип: Учебник, Вертикаль
Подробный решебник (ГДЗ) по Физике за 8 (восьмой) класс — готовый ответ лабораторная работа — 2. Авторы учебника: Перышкин, Иванов. Издательство: Дрофа 2015-2021.
Решебник №2 к учебнику 2015 / лабораторная работа / 2
Решебник к учебнику 2021 (Просвещение) / лабораторная работа / 2
Решебник к учебнику 2010 (синий учебник) / лабораторная работа / 2
Оцените решебник:
4.4/5
974
(Параграфы с 1 по 22) Законы взаимодействия и движения тел.
§1. Материальная точка. Система отсчёта
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
§2. Перемещение
Упражнение:
1
2
3
4
5
§3. Определение координаты движущегося тела
Вопросы:
1
2
3
§4. Перемещение при прямолинейном равномерном движении
Упражнение:
1
2
1
2
3
§5. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
Вопросы:
1
2
3
§6. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График
скорости
Упражнение:
1
2
§7. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
Вопросы:
1
2
3
4
§8. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без
начальной скорости
Упражнение:
1
2
§9. Относительность движения
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
§10. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона
Упражнение:
1
2
3
§11. Второй закон Ньютона
Вопросы:
1
2
3
§12. Третий закон Ньютона
Упражнение:
1
2
3
4
5
§13. Свободное падение тел
Вопросы:
1
2
§14. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость
Упражнение:
1
2
3
§15. Закон всемирного тяготения
Вопросы:
1
2
3
4
5
§16. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
Упражнение:
1
2
3
§17. Прямолинейное и криволинейное движение
Вопросы:
1
2
3
§18. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью
Упражнение:
1
2
3
4
5
§19. Искусственные спутники Земли
Вопросы:
1
2
3
4
5
§20. Импульс тела. Закон сохранения импульса
Упражнение:
1
§21. Реактивное движение. Ракеты
Вопросы:
1
2
3
4
5
§22. Вывод закона сохранения механической энергии
Упражнение:
1
2
3
4
5
6
Вопросы:
1
2
3
4
5
Упражнение:
1
2
3
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
Упражнение:
1
2
3
Вопросы:
1
2
3
4
5
Упражнение:
1
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
Упражнение:
1
2
3
4
5
Вопросы:
1
2
3
4
5
Упражнение:
1
2
3
4
5
6
Вопросы:
1
2
3
Упражнение:
1
2
3
Вопросы:
1
2
3
4
Упражнение:
1
2
3
4
5
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
Упражнение:
1
2
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
Упражнение:
1
2
3
4
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
Упражнение:
1
2
3
4
Вопросы:
1
2
3
Упражнение:
1
2
3
Задание:
1
Проверь себя:
1
2
4
5
(Параграфы с 23 по 33) Механические колебания и волны. Звук.
§23. Колебательное движение. Свободные колебания
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
§24. Величины, характеризующие колебательное движение
Упражнение:
1
2
3
§25. Гармонические колебания
Вопросы:
1
2
3
4
5
§26. Затухающие колебания. Вынужденные колебания
Упражнение:
1
2
3
4
5
6
§27. Резонанс
Задание:
1
§28. Распространение колебаний в среде. Волны
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
§29. Длина волны. Скорость распространения волн
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
§30. Источники звука. Звуковые колебания
Упражнение:
1
2
3
4
§31. Высота, тембр и громкость звука
Вопросы:
1
2
3
4
5
§32. Распространение звука. Звуковые волны
Упражнение:
1
2
3
§33. Отражение звука. Звуковой резонанс
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
Вопросы:
1
2
3
4
Упражнение:
1
2
3
Вопросы:
1
2
3
4
5
Упражнение:
1
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
Упражнение:
1
2
3
Вопросы:
1
2
3
4
5
Упражнение:
1
2
3
4
5
6
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
Задание:
1
Проверь себя:
1
2
3
4
Электромагнитное поле. (Параграфы с 34 по 51)
§34. Магнитное поле
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
8
§35. Направление тока и направление линий его магнитного поля
Упражнение:
1
2
3
§36. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило
левой руки
Вопросы:
1
2
3
4
5
§37. Индукция магнитного поля
Упражнение:
1
2
3
4
§38. Магнитный поток
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
§39. Явление электромагнитной индукции
Упражнение:
1
2
3
4
5
§40. Направление индукционного тока. Правило Ленца
Вопросы:
1
2
3
4
5
§41. Явление самоиндукции
Упражнение:
1
2
§42. Получение и передача переменного электрического тока.
Трансформатор
Вопросы:
1
2
3
4
§43. Электромагнитное поле
Упражнение:
1
§44. Электромагнитные волны
Вопросы:
1
2
3
4
§45. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний
Упражнение:
1
2
§46. Принципы радиосвязи и телевидения
Вопросы:
1
2
3
4
5
§47. Электромагнитная природа света
Упражнение:
1
2
§48. Преломление света. Физический смысл показателя преломления
Вопросы:
1
2
3
4
5
§49. Дисперсия света. Цвета тел
Упражнение:
1
§50. Типы оптических спектров
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
8
§51. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых
спектров
Упражнение:
1
2
Вопросы:
1
2
3
4
Упражнение:
1
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
Упражнение:
1
2
4
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
Упражнение:
1
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
Упражнение:
1
Вопросы:
1
2
3
4
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
Упражнение:
1
2
3
4
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
Упражнение:
1
2
3
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
Вопросы:
1
2
3
4
Задание:
1
Проверьте себя:
1
2
3
4
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (Параграфы с 52 по 62)
§52. Радиоактивность. Модели атомов
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
§53. Радиоактивные превращения атомных ядер
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
§54. Экспериментальные методы исследования частиц
Упражнение:
1
2
3
4
5
§55. ПОткрытие протона и нейтрона
Вопросы:
1
2
3
4
5
§56. Состав атомного ядра. Ядерные силы
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
§57. Энергия связи. Дефект массы
Упражнение:
1
§58. Деление ядер урана. Цепная реакция
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
§59. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в
электрическую энергию
Упражнение:
1
2
3
4
5
6
§60. Атомная энергетика
Вопросы:
1
2
3
§61. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
§62. Термоядерная реакция
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
Вопросы:
1
2
3
4
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
7
Проверьте себя:
1
2
3
4
(Параграфы с 63 по 67) Строение и эволюция вселенной.
§63. Состав, строение и происхождение Солнечной системы
Вопросы:
1
2
3
4
§64. Большие планеты Солнечной системы
Вопросы:
1
2
3
4
5
§65. Малые тела Солнечной системы
Упражнение:
1
2
§66. Строение, излучения и эволюция Солнца и звёзд
Вопросы:
1
2
3
4
§67. Строение и эволюция Вселенной
Вопросы:
1
2
3
4
5
6
Вопросы:
1
2
3
Задание:
1
2
Проверьте себя:
1
2
3
4
Лабораторные работы. (с 1 по 9)
Лабораторная работа №1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
Лабораторная работа №2. Измерение ускорения свободного падения
Лабораторная работа №3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины
Лабораторная работа №4. Изучение явления электромагнитной индукции
Лабораторная работа №5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания
Лабораторная работа №6. Измерение естественного радиоационного фона дозиметром
Лабораторная работа №7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков
Лабораторная работа №8. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона
Лабораторная работа №9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям