Практическая работа
Тема: Изучение внешнего вида отдельных костей.
Цель: Сформировать умение узнавать кости скелета по внешнему
виду (виды костей), определять отдел скелета, в котором они находятся.
Ход работы:
I. Рассмотрите рисунки костей и интересные факты в
колонках 2 и 3, найдите расположение представленных костей в скелете.
II. Заполните колонки таблицы 1, 4, 5 в тетради, по
примеру №1:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 |
№ | Иллюстрация | Интересные | Название кости | Тип кости | Отдел скелета |
1 |
| Не связана с остальными костями скелета, она | Лотатка | Плоская | Пояс верхних конечностей |
2 |
| Одна из самых сильных костей скелета. | |||
3 |
| Самая длинная кость в теле. Она составляет ¼ При наборе веса она утолщается, что | |||
4 |
| У новорожденных этих костей в позвоночнике | |||
5 |
| Самые хрупкие кости у человека. 5–8 пара не У каждого 20-го человека вырастает лишняя | |||
6 | У мужчин, как правило, чуть сильнее выражены | ||||
7 |
| Самая ломающаяся кость. По статистике ВОЗ | |||
8 |
| В начальный период жизни грудина делится на | |||
9 |
| В запястьях и ступнях находится почти | Пястная кость, фаланги пальцев | ||
10 |
| Парные кости. Каждая образована тремя | |||
11 |
| Кость — автономная. Каждая кость соединена с | |||
12 |
| У детей их нет. У ребёнка до 3 лет, вместо них Самая травмируемая костная часть человека — |
III. Вывод
Лабораторная работа № _
Тема: «Изучение внешнего вида отдельных костей»
Цель: изучить строение трубчатых костей, познакомиться с различными типами костей в зависимости от их строения и формы.
Оборудование: рисунки костей различных типов, таблицы, учебник, муляжи костей.
Ход работы
-
Рассмотрите таблицу, изучите типы костей, перепишите в конспект:
ТИПЫ КОСТЕЙ
Трубчатые | Губчатые | Плоские | ||
Длинные Плечевая Бедренная | Короткие Фаланги пальцев Кости пясти, плюсны | Длинные Рёбра Грудина | Короткие Позвонки Запястье | Лопатки Тазовые кости Кости черепа |
-
Рассмотрите строение трубчатой кости, зарисуйте и сделайте обозначения в тетради к рисунку.
-
Определите типы костей, в зависимости от их формы, запишите в тетрадь номер рисунка и название типа кости.
1 2 3
-
Ответьте на вопросы (дайте полный, развёрнутый ответ):
А) Почему после того, как выдержать кость в соляной кислоте несколько дней, она становится гибкой и упругой?
Б) Почему прокалённая кость твердая и хрупкая?
В) Почему кости пожилых людей больше подвержены переломам?
Сделайте вывод.
Авторы:
Изд-во:Просвещение
Год:2021
Вид УМК:рабочая тетрадь
Серия:Линия жизни
Смотреть правильно оформленное решениe и ответ на задание Стр. 21 по биологии 8 класс рабочая тетрадь автор(ы) Пасечник, Швецов
Страница 21 | еуроки — ответы на пятёрку
Работаем в лаборатории
№ 4.
«Изучение микроскопического строения кости»
Цель работы: изучить микроскопическое строение кости.
№ 5.
«Изучение внешнего вида костей»
Цель работы: изучить внешний вид разных костей.
Вывод:
В теле человека есть несколько видов костей: трубчатые, смешанные, плоские, губчатые и воздухоносные. Все они выполняют разные функции: опора, защита внутренних органов, обеспечение минерального обмена, источник жировой ткани, антигравитационная и локомоторная.
№ 6.
В толщину рост кости происходит со стороны надкостницы, у которой остеобласты камбиального слоя образовывают новые слои костного вещества. В длину рост костей происходит за счет размножения клеток метаэпифизарного хряща, которые откладывают промежуточное хрящевое вещество, замещаемое костной тканью.
№ 7.
Трубчатые (длинные кости) состоят из губчатого и компактного вещества, которое образует трубку с костномозговой полостью. Губчатые кости состоят преимущественно из губчатого вещества, которое покрыто тоненьким слоем компактного вещества. А плоские кости состоят из двух пластин компактного вещества, между которыми находится губчатое вещество кости.
Топовые ГДЗ по другим предметам
Изучение тканей
организма человека.
Вопросы
-
Понятие онтогенез,
основные этапы эмбрионального развития -
Зародышевые
листки, их обособление. -
Понятие ткань
организма человека, классификация
тканей.
Рассмотреть под
микроскопом и зарисовать препараты
тканей, отметить особенности строения
в связи с выполняемыми функциями.
Эпителиальная
ткань однослойный и многослойный
эпителий
Рыхловолнистая
соединительная ткань
Плотноволокнистая
соединительная ткань
Хрящевая ткань
(волокнистый, гиалиниовый, эластический
хрящ)
Мышечная ткань
(гладкомышечная, поперечнополосатая,
сердечная)
Нервная ткань.
Подготовить ответы
на вопросы к контрольной.
-
Клетка
структурно-функциональная и информационная
единица живого. -
Мембранные
органеллы клетки (ядро, митохондрии,
ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы,
плазмолемма) -
Немембранные
компоненты клетки (рибосомы, клеточный
центр) -
Принципы
классификации соединительных тканей. -
Хрящевая ткань
ее виды. -
Эпителиальная
ткань ее виды. -
Мышечная ткань
ее виды. -
Нервная ткань.
Лабораторная работа № 2. Кость как орган
Кость как орган.
В состав кости
входят несколько тканей. Ведущей,
обеспечивающей функцию кости является
костная ткань, также в состав кости
входят хрящевая ткань, нервная ткань,
кровь и гладкомышечная ткань,
плотноволокнистая соединительная
ткань. Все внутренне пространство кости
заполнено костным мозгом, который
является неотъемлемой частью органа.
Снаружи кость покрыта надкостницей
(соединительная ткань), за счет которой
кость питается, растет в ширину и способна
к регенерации.
Рассмотрите внешнее
и внутреннее строение кости (рис.3),
расположение компактного и губчатого
вещества – зарисуйте
Классификация
костей
Рассмотрите
различные виды костей, зарисуйте, найдите
примеры.
Развитие костей
Развитие любой
кости происходит за счет остеобластов,
которые образуются их мезенхимы зародыша.
Эти клетки вырабатывают межклеточное
вещество кости. Косит могут развиваться
на почве соединительной или хрящевой
ткани и в соответствии с этим различают
виды окостенения:
Эндесмальное
Перихондральное
Периостальное
Эндохондральное
Первыми окостеневают
участки костей наибольшую основную
нагрузку, затем из благодаря добавочным
очагам окостенения остальные части
скелета. Весь процесс развития кости
происходит в тесной связи с кровеносной
системой. Также на скелеты ярко отражается
работа мышц. Длительные сокращения
мускулатуры вызывают усиление обмена
веществ кости, в результаты кость
увеличивается в размере, выраженнее
становится ее рельеф.
Ответьте на
вопросы.
-
Какие ткани входят
в состав кости. -
Химический состав
кости -
Внешнее строение
кости -
Внутреннее строение
кости -
Губчатое и
компактное вещество кости, особенности
их строения и расположения -
Костный мозг, его
виды, функции -
Возрастные
изменения кости -
развитие кости,
типы окостенения -
Классификация
костей, ее принципы. -
Влияние образа
жизни на структуру и размер костей.
Лабораторная работа № 3 Соединение костей. Артрология.
По развитию,
строению и функции все виды соединения
костей делят на 2 большие группы:
Непрерывные –
синартрозы
Прерывные
– диартрозы
И выделяют переходную
форму — попупрерывное или симфиз,
он имеет
небольшую щель, но не снабжен настоящей
суставной полостью и сумкой.
Основные типы
соединений костей и их примеры
1. Рассмотрите
различные виды швов черепа, зарисуйте
и подпишите
Отметьте зубчатый,
чашуйчатый, гармонический (гладкий
шов).
2. Рассмотрите
строение сустава, зарисуйте и подпишите
его основные элементы.
Определите принципы
классификации суставов, типы движения
и плоскости вращения в них.
Биомеханика
суставов.
Суставы играют
тройную роль:
-
сохранение
положения тела -
перемещение частей
тела друг относительно друга -
локомоция
По форме суставные
поверхности рассматриваются как отрезки
геометрических тел вращения: цилиндра
(одна ось вращения), эллипс (две оси), шар
(три оси). Различают следующие виды
движения:
-
вокруг фронтальной
оси – сгибание и разгибание -
вокруг сагиттальной
оси – отведение и приведение -
вокруг вертикальной
оси – вращение (супинация и пронация) -
с переход с одной
оси на другую – круговое движение —
циркумдукция
укрепляющей частью
сустава являются связки. Они выполняют
две функции – направляют и удерживают
работу суставов.
Классификация
суставов по форме суставных поверхностей
и функции (тип выполняемых движений)
12а и 12б одноосный
блоковидный сустав, движения разгибание
(а) и сгибание (б).
13 седловидный
двуосный сустав движения – сгибание,
разгибание и отведение, приведение
14 одноосный
цилиндрический сустав – вращение вправо
и влево
15 трехосный
шаровидный сустав.
Весь двигательный
аппарат человека делят на две части –
пассивную и активную, также можно
выделить три системы органов:
Кости
Соединения костей
Мышцы и их
вспомогательные элементы
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Лабораторная работа: Изучение строения костей и типов их соединения
Автор составитель
Новикова Татьяна Анатольевна
учитель биологии
МАОУ « СОШ №111»г. Перми
Биология 8 класс
УМК для учителя:
Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006.
Сонин Н.И. «Биология. Человек». Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2006.
Раздел «Опора и движение» (9 часов)
Урок №25 «Строение и свойства костей, типы их соединения»
Лабораторная работа №5
Тема работы: Изучение строения костей и типов их соединения;
Цель работы: Научиться распознавать все виды костей скелета и типы их соединения:
Оборудование: 3скелета (помимо учебного, мною используются два скелета, собранные детьми по инструкции в журнале из полимерных материалов, и подаренные школе), влажные препараты распилов плоских и трубчатых костей, муляжи черепов и
трубчатых костей.
Ход работы:
1.Класс, в составе 27 человек делится на 5 групп;
2.Каждая группа получает индивидуальное задание (отчёт о результатах работы каждой группы будет представлять собой единый структурированный системный ответ, который предполагает решение заявленной цели лабораторной работы);
3.Теоретическими источниками информации в процессе работы служат пособия по биологии для поступающих в ВУЗы, учебник Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек», Internet;
4.Задания для групп:
Группа №1 Оборудование: скелет, распилы костей:
Задания:1. Перечислите отделы скелета и назовите кости, их образующие.
2.Ответьте на вопрос: Чем трубчатые кости отличаются от плоских.
Группа №2 Оборудование: скелет, муляжи трубчатых костей;
Задания:1. Узнайте, предложенную вам для работы кость, зарисуйте её и
подпишите части;
2.Найдите в скелете все трубчатые кости и укажите типы их
соединения;
Группа №3 Оборудование: череп, распилы плоских костей;
Задания:1. Узнайте, предложенную вам для работы кость, зарисуйте её и
опишите её строение;
2.Найдите в скелете все плоские кости и укажите типы их
соединения;
Группа №4 Оборудование: скелет;
Задания:1.Найдите полуподвижные соединения костей, перечислите все полусуставы;
2.ответьте на вопрос: Чем данное соединение костей отличается от других соединений костей;
Группа №5 Оборудование: ноутбук, доска SMART
Задания:1.Используя Internet, найдите рисунки всех типов соединения костей с подписями, разместите их в мини презентации; определите значение для человека
2.Составьте таблицу для фиксации отчётов групп, за основу возьмите содержание цели работы;
5.В процессе отчёта групп, группа №5 заполняет таблицу, остальные участники групп фиксируют её в тетрадях;
№ п/п | Особенности строения костей | Типы соединения костей | Значение для человека |
1 | трубчатые | ||
2 | плоские | ||
3 | комбинированные |
Вывод: особенности строения и соединения костей связаны с их функциями в организме человека.
Вывод: формулируется каждым участником самостоятельно;
Тетрадь сдаётся на проверку;
Подходы к оцениванию:
1.Правильность оформления работы, согласно предъявляемым требованиям;
2.Отчёт, по результатам работы в группе;
3.Правильность заполнения таблицы, представленный теоретический материал;
4.Общий вывод по результатам проверенной работы;
Примечание: При такой форме организации деятельности на уроке у учащихся формируются не только знания предметной области, но и УУД, ведущая роль принадлежит личностным результатам.
Задание 1. Изучите строение различных видов костей в ходе лабораторной работы.
Пользуясь текстом параграфа 15 учебника, объясните, где находится губчатое вещество, а где компактное.
Наружный слой кости представлен толстой (в диафизах трубчатых костей) или тонкой (в эпифизах трубчатых костей, в губчатых и плоских костях) пластинкой компактного вещества. Под компактным веществом располагается губчатое (трабекулярное) вещество, пористое, построенное из костных балок с ячейками между ними, по виду напоминающие губку.
Назовите особенности строения плоских костей.
Плоские кости образованы двумя пластинами компактного костного вещества, между которыми располагается губчатое вещество. Служит защитой организма. Примеры: тазовые кости, свод черепа, ребра, лопатка, грудина.
Сделайте вывод о взаимосвязи строения и функций костей.
Различают 4 вида костей:
Трубчатые — выглядят в форме трубки, внутри которых заполнены красным и желтым костным веществом. Необходима большая амплитуда движений (рычаги тела)
Губчатые кости участвуют в образовании стенок полостей, содержащих внутренние органы. Внутри губчатых костей располагается губчатое вещество кости, состоящее из костных перекладин.
Плоские кости образованы двумя пластинами компактного костного вещества, между которыми располагается губчатое вещество. Служит защитой организма.
Смешанные кости имеют сложную форму, так как состоят из нескольких частей, которые имеют разные очертания и различное строение. Такие особенности обусловлены различием функции частей этих костей.
Задание 2. Проверьте себя. Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика различных видов костей
Составьте самостоятельно памятку для домашней аптечки, пользуясь текстом параграфа.
Первая помощь при повреждениях опорно-двигательного аппарата
Слайд 1
Лабораторная работа «Строение скелета человека» Дектерева Наталья Витальевна
Слайд 2
Цель работы Изучить общий план строения скелета человека, типы костей и их строение
Слайд 3
Оборудование и материалы Макет скелета человека Кости скелета человека разных типов Рисунки
Слайд 4
Ход работы Скелет человека (др.-греч. «высушенный») — совокупность костей человеческого организма, пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Скелет взрослого человека состоит из около 206-208 костей, а ребенка – примерно из 300 Функции : Опорная : является опорой всего тела Двигательная: система рычагов с подвижными соединениями, приводимых в движение мышцами Защитная: образует полости для жизненно важных органов Минеральный обмен: кости являются депо для минеральных солей: фосфора, кальция, железа, меди Кроветворная: из стволовых гемопоэтических клеток костного мозга образуются клетки крови и иммунной системы
Слайд 6
Череп человека (вид сбоку): 1 – венечный шов; 2 – лобная кость; 3 – большое крыло основной кости; 4 – надглазничное отверстие; 5 – глазница; 6 – носовые кости; 7 – слёзная кость; 8 – скуловая кость; 9 – подглазничное отверстие; 10 – верхнечелюстная кость; 11 – нижняя челюсть; 12 – шиловидный отросток височной кости; 13 – наружное слуховое отверстие; 14 – сосцевидный отросток височной кости; 15 – височная кость; 16 – затылочная кость; 17 – ламбдовидный шов ; 18 – чешуйчатый шов; 19 – теменная кость.
Слайд 7
Бедреная кость Фаланга пальца Ребро Кости предплюсны и плюсны Лопатка Кости таза Позвонок Крестец
Слайд 8
рост в толщину рост в длину
Слайд 9
Химическое строение костей Неорганические вещества Органические вещества 70% 30% Соли Ca (99% всего организма), P , Mg и др. Вода (10%) Твёрдость Упругость ПРОЧНОСТЬ + Белки – коллаген, оссеин Углеводы Лимонная кислота Ферменты
Слайд 10
Вопросы для закрепления Каковы функции скелета человека? Почему в скелете ребенка насчитывается больше костей, чем в скелете взрослого человека? Почему предпочтительнее начинать профессионально заниматься различными видами спорта с раннего детства? Какие особенности строения скелета человека связаны с прямохождением?