Контрольная работа по биологии номер 1

Контрольная работа №1 по биологии 7 класс

По темам: «Общие сведения о животных», «Строение тела животных», «Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные»

А1. Наука, изучающая внешнее и внутреннее строение организмов, называется:

А) физиология

Б) анатомия

В) систематика

Г) экология

А2. В какой среде жизни обитают дождевые черви:

А) наземно-воздушная

Б) почвенная

В) водная

Г) организменная

А3. Между волком и лисой – тип отношений:

А) конкуренция

Б) симбиоз

В) хищничество

Г) квартиранство

А4. Органоиды клетки, в которых происходит синтез белков:

А) лизосомы

Б) митохондрии

В) рибосомы

Г) аппарат Гольджи

А5. Изучением строения, развития и деятельности клеток, занимается наука:

А) этология

Б) биология

В) генетика

Г) цитология

А6. Современная классификация органического мира основана на системе:

А) Ч.Дарвина

Б) К.Линнея

В) Ж.-Б.Ламарка

Г) Аристотеля

А7. Ткань, благодаря которой происходит передвижение животных:

А) мышечная

Б) эпителиальная

В) соединительная

Г) нервная

А8. Раздражимость – это функция ткани:

А) мышечная

Б) эпителиальная

В) нервная

Г) соединительная

А9. Амёба передвигается с помощью:

А) жгутиков

Б) ресничек

В) ложноножек

Г) щетинок

А10. К фотосинтезу способна:

А)  инфузория — туфелька

Б) амёба — протей

В) эвглена зелёная

Г) лямблия кишечная

А11. Сократительная вакуоль инфузории – это органоид:

А) выделения

Б) размножения

В) пищеварения

Г)  дыхания

А12. К наиболее высокоорганизованным простейшим относятся:

А) споровики

Б) инфузории

В) жгутиковые

Г) саркодовые

А13. Дизентерийную амёбу, инфузорию-трубача и эвглену зелёную относят к простейшим животным, потому что у них:

А) общий принцип строения

Б) сходный тип питания

В) одинаковые способы размножения и образования цисты

Г) общая среда обитания

А14. Функция простейших в природе заключается в том, что они:

А) служат пищей животным

Б) поедают бактерий

В) образуют осадочные породы

Г) участвуют во всём перечисленном

А15. Инфузория – трубач относится к типу:

А) жгутиковых

Б) споровиков

В) саркодовых

Г) инфузорий

В1: Составьте правильную последовательность классификации животных от вида до типа:

Класс, тип, вид, род, отряд, семейство

Ответ: _______________________________________________________________________________

В2: Соотнесите живые организмы с выполняемыми ими функциями в природном сообществе:

1) Продуцент                                        а) Бактерии

 2) Консумент                                        б) Растение

3) Редуцент                                         г) Птица

Ответ:____________________________________

В3: Составьте пищевую цепь:

Трава, змея, паразит, коршун, мышь

Ответ:___________________________________________________________________________________

В4: Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться при взаимодействии пары организмов:

1) мышь-сова — ______________________________

2) олень-косуля  — _______________________________

3) рак-отшельник-актиния — _____________________

4)  сурок-жаба — ___________________________

C1: Объясните, при каких условиях образуется циста и в чём значение этого явления в жизни амёбы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С2: Приведите примеры косвенного воздействия человека на животных:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключ

Вариант 2

А1: б                А6: б                А11: а

А2: б                 А7: а                А12: б

А3:а                А8: а                А13: а

А4: в                А9: в                А14: г

А5: г                А10: в                А15: г

В1: вид, род, семейство, отряд, класс, тип

В2: 1Б, 2Г, 3А

В3: Трава – мышь – змея – коршун — паразит

В4: хищничество, конкуренция, симбиоз, квартиранство

С1: Образование цисты в природе происходит осенью, когда в водоёмах понижается температура, или летом, если водоёмы пересыхают. При этом тело амёбы становится округлым, а на его поверхности образуется плотная защитная оболочка.  В таком состоянии амёба переживает неблагоприятные условия.

С2: Человек влияет на животных косвенно, когда изменяет их среду обитания. Например: осушение болот, вырубка леса, распашка земель, постройка плотин, разработка полезных ископаемых и т.д.

7 класс.

Контрольная работа № 1 «Многообразие растений». Вариант 1

Часть 1. Из четырех вариантов ответа выберите один правильный

1. Наиболее крупная систематическая категория

а) вид б) отдел в) семейство г) род

2. «Морская капуста» — это бытовое название водоросли

а) хлореллы; б) кладофоры; в) фукуса; г) ламинарии.

3. Размножение мхов связано с водой, так как

а) зигота развивается в водной среде;

б) сперматозоиды, передвигаясь в воде, проникают к яйцеклетке;

в) во время размножения ризоиды поглощают из почвы много воды;

г) оплодотворенная яйцеклетка без воды не превращается в зиготу.

4. К семенным растениям относят

а) хвойные; б) папоротниковидные; в) моховидные; г) водоросли.

5. Какое растение образует семена

а) кукушкин лен; б) хвощ полевой; в) сфагнум; г) лиственница европейская.

6. Папоротниковидные растения выделяют в

а) царство; б) отдел; в) класс; г) семейство.

7. Какой признак характерен для голосеменных растений:

а) слабо развитая корневая система; б) наличие яркого околоцветника;

в) формирование семян в плодах; г) образование шишек.

8. К высшим споровым относят растения

а) голосеменные; б) покрытосеменные; в) папоротниковидные; г) водоросли

9. Назовите главный признак растений отдела покрытосеменных

а) тело состоит из одинаковых клеток б) растение имеет ризоиды

в) растение размножается спорами г) растение образует плод с семенам

10. Из указанных растений в процессе эволюции высокой организации достигли:

а) водоросли б) мхи в) голосеменные г) папоротники

Часть 2.

11. Мхи, в отличие от папоротников (Выберите три верных ответа из шести),

1) имеют ризоиды;

2) размножаются спорами;

3) содержат споры в коробочках;

4) в большинстве своем травянистые формы;

5) имеют предросток, похожий на нить водоросли;

6) образуют половые клетки.

12. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому его относят.

Признак растения

Отдел

А) образуют шишки

Б) семязачатки открыто расположены

на чешуях

В) размножение связано с водой

Г) большинство – травянистые растения

Д) заростки – тонкие зеленые пластинки

1) Папоротниковидные

2) Голосеменные

Ответ:

13. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей растений, начиная с наибольшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Однодольные

2) Пшеница твердая

3) Покрытосеменные

4) Пшеница

5) Растения

6) Злаковые

Часть 3. Ответьте на вопрос.

14. Покрытосеменные – наиболее многочисленная группа растений. Что позволило им занять господствующее положение? Приведите не менее 3-х доказательств.

7 класс.

Контрольная работа № 1 «Многообразие растений». Вариант 2

1. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности:

а) семейство – вид – род – класс – царство – отдел

б) род – семейство – вид – отдел – царство – класс

в) царство – отдел – класс – семейство – род – вид

г) вид – род – отдел – класс – царство – семейство

2. К низшим растениям относят:

а) Мхи б) Водоросли в) Мхи и водоросли г) Папоротникообразные

3. Выберите один наиболее точный и полный ответ. Водоросли – это:

а) Растения, обитающие в воде

б) Одноклеточные растения, обитающие в воде

в) Самые древние растения на Земле

г) Самые древние растения на Земле, тело которых одноклеточное или многоклеточные – слоевище

4. Ризоиды – это:

а) Название растений б) Вид корня в) Органоид клетки г) Отростки, при помощи которых водоросли прикрепляются к субстрату

5. Сфагнум, в отличие от кукушкиного льна:

а) Быстро всасывает и проводит воду б) Не имеет ризоидов

в) Размножается спорами г) Не имеет стебля и листьев

6. Выберите наиболее полный ответ. Плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям:

а) Они широко расселились по земле б) Размножаются спорами

в) Имеют корни, стебель, листья и размножаются спорами г) Размножаются семенами

7. Вайями называют:

а) Сильно рассеченные листья папоротника б) Вид папоротника

в) Корень папоротника г) Подземные побеги

8. Залежи каменного угля образовались:

а) Из отмерших древовидных папоротниковидных

б) Из отмерших частей мхов

в) Из большого скопления остатков растительности

г) Из большого скопления отмерших водорослей

9. Хвойные растения хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям:

а) Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковым веществом, поэтому растения испаряют мало воды б) Имеют стебель, корень, хвою в) Имеют шишки

г) Образуют семена, с помощью которых размножаются

10. Основными отличительными признаками класса Покрытосеменные являются:

а) строение цветка и семени б) форма листа и его жилкование

в) тип стебля г) тип корневой системы

Часть 2.

11. Размножаются спорами: (Выберите три верных ответа из шести)

1) Водоросли

2) Голосеменные

3) Мхи

4) Папоротники

5) Цветковые

12. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому оно относится.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ

ОТДЕЛ

А) образование плодов и семян

Б) двойное оплодотворение

В) половое поколение представлено заростком

Г) процесс оплодотворения зависит от наличия воды

Д) наличие цветка

Е) размножение спорами

1) Папоротниковидные

2) Покрытосеменные

Ответ:

13. Установите, в какой последовательности расположены систематические группы растений, начиная с наименьшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Одуванчик

2) Сложноцветные

3) Одуванчик лекарственный

4) Двудольные

5) Растения

6) Покрытосеменные

Часть 3. Ответьте на вопрос.

14. Напишите основные признаки, которые отличают голосеменные от папоротникообразных. Приведите не менее 3-х признаков.

Ответы:

1 вариант

2 вариант

1-Б

1-В

2-Г

2-Б

3-Б

3-Г

4-А

4-Г

5-Г

5-Б

6-Б

6-В

7-Г

7-А

8-В

8-А

9-Г

9-А

10-В

10-А

11 — 1, 3, 5

11 – 1, 3, 4,

12.

А

Б

В

Г

Д

2

2

1

1

1

12.

А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

1

1

2

1

13. 5, 3, 1, 6, 4, 2

13. 3, 1, 2, 4, 6, 5

14

возникновение цветка

-защита семян плодовыми оболочками

-двойное оплодотворение

-возникновение плода

хорошо развита проводящая ткань

опыление

сожительство корней растений с грибами (микориза)

наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен

наличие в клетках листьев хлоропластов

14

-папоротники размножаются спорами, а голосеменные – семенами.

— У папоротников листья называются   вайями, а у голосеменных —  иглы.

— Голосеменные растения сегодня являются основными лесообразующими породами на планете и основными производителями кислорода, а папоротники были самыми распространенными растениями на планете в палеозойской-мезозойской эрах.

-Голосеменные – это деревья, а папоротники могут быть как травянистыми, так и древесными формами.

-Большинство голосеменных – вечнозеленые растения, а папоротники умеренных широт в холодный период времени теряют зеленую массу

-Голосеменные – это однодомные растения, а папоротники – двудомные.

Критерии оценивания:

Шкала перевода баллов в оценки:

Оценка

% максимального количества баллов

В данной работе

«5»

100-80 %

19-16 б

«4»

80-60 %

15-12 б

«3»

60-40

11-8 б

«2»

Менее 40%

7 б и менее

В заданиях 1-10 за правильный ответ ставится 1 балл.

За полное правильное выполнение задания 11 выставляется 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными

цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; во всех остальных случаях – 0 баллов.

За ответ на задание 12 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если допущена одна ошибка; 0 баллов во всех остальных случаях.

За ответ на задание 13 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка (переставлены местами любые две цифры); 0 баллов во всех остальных случаях.

В задании 14 – 3 балла. ​​​​​​​

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ответ включает в себя 3 из названных выше элементов, не содержит

биологических ошибок

3

Ответ включает в себя 2 из названных выше элементов, которые

не содержат биологических ошибок

2

Ответ включает в себя 1 из названных выше элементов, который

не содержат биологических ошибок

1

Максимальный балл

3

Итого – 19 балл.

Овчинникова Ольга Алесандровна
                                                                                             учитель МБОУ «Елатомская СОШ»
Бугурусланского района
Предмет: биология
Класс: 9
Автор учебника: Данилов С.Б., Романова Н.И., Владимирская А.И.
Уровень обучения: базовый
Тема   урока:   Контрольная   работа   по   темам   «Многообразие   мира   живой   природы»;
«Химическая организация клетки»;  «Строение и функции клеток»
Общее количество времени, отведенное на работу: 45 мин (1 урок)
Место урока в системе уроков по теме: № урока 14
Контрольная работа по биологии за 1 четверть. 9 класс. 
Цель: Систематизации и закрепления знаний и умений выполнять учебные действия
Задачи: 1.Давать определения биологических понятий;  Описывать особенности строения клет
ки.  2.Характеризовать функции органоидов клетки. Сравнивать строение клеток прокариот и
эукариот.  3.Формулировать положения клеточной теории. Оценивать вклад учёных в развитие
представлений о клетке.
 4.Описывать процесс деления соматической клетки. Характеризовать особенности строения и
жизнедеятельности вирусов и бактериофагов как представителей неклеточной формы жизни. 
5.Работать с тестовыми заданиями
Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения
понятий,   строить   речевые   высказывания   в   устной   и   письменной   форме,   классифицировать
объекты, устанавливать причинно­следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми
заданиями.
Вариант I.
Часть1.
А). Выберите один ответ из предложенных четырех.
 1. Основное отличие эукариот от прокариот связано с наличием:
1) рибосом       2) ДНК      3) клеточного строения         4) настоящего ядра
                
2В результате мейоза количество хромосом в образовавшихся клетках:
  1) удваивается  2) остается прежним   3) уменьшается вдвое  4) утраивается
3. Разрушение природной структуры белка называется:
1) ренатурацией      2) репарацией           3) дегенерацией          4) денатурацией 
          
4. Наука о клетке называется 
1) цитология         2) анатомия            3) эмбриология            4) гистология   
          
5. Мономерами ДНК и РНК являются:
1) азотистае  основания                     2)  азотистые  основания  и  фосфатные  группы                 3)
дезоксирибоза и рибоза      4) нуклеотиды     
 
     6. Органоид клетки, в котором происходит синтез белка
 1) лизосома             2) ядро           3) рибосома         4) комплекс Гольджи    
  
7. Структурная и функциональная единица всех живых организмов – это
1) ткань    2) клетка         3) организм       4) орган 8. Определите моносахариды
1) крахмал, целлюлоза    2) лактоза, хитин      3) глюкоза, рибоза        4) клетчатка, рибоза
9. В структуре РНК отсутствует
1) цитозин                  2) урацил               3) тимин             4) аденин   
        
   10. Мономеры белка
1) моносахариды         2) нуклеотиды          3) спирты          4) аминокислоты  
         
11. Содержит в своем составе хлорофилл
1) вакуоль          2) хлоропласт            3) клеточный сок          4) лейкопласт  
      
12. Покрывает клетку снаружи
1) цитоплазма              2) пора              3) оболочка                3) ядро     
           
13. Высшим уровнем организации жизни является:
1) биосферный             2) популяционно­видовой               3) биогеоценотический                       4)
организменный   
Часть2.  
В1). Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
Особенности строения и функции органоидов клетки.
Признаки процесса                                            Процесс
1) синтез АТФ                                                   А)клеточная мембрана
2)имеются кристы                                             Б) митохондрии
3)осуществляется фагоцитоз
4) содержит ДНК
5)способна к активному транспорту веществ
6)полупроницаема для ионов
В2. Выберите три верных ответа из шести.
Какие функции выполняет цитоплазма в растительной клетке?
1) обеспечивает связь между ядром и органоидами клетки
2) способствует поступлению веществ в клетку
3) в ней протекают процессы жизнедеятельности
4)в ней образуется клеточный со
5)участвует в осуществлении связи между клетками
6)является хранителем наследственной информации
В3Расставьте   перечисленные   события   в   правильной   хронологической
последовательности:
А)  изобретение электронного микроскопа
Б) открытие ядра в животной клетке Т.Шванна
В)  изобретение светового микроскопа
Г) появление клеточной теории  Т.Шванна и М.Шлейдена
Д) первое употребление термина  «клетка» Р.Гуком
Е) открытие яйцеклетки млекопитающих К.Бером Часть3       
С1 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых
они сделаны, объясните их.
1) Белки являются биополимерами, мономерами которых являются нуклеотиды
2) Белки выполняют функции: защитную, энергетическую, передачи наследственной
информации, каталитическую и транспортную.
3) Из белков образованы кожные покровы, мышцы, гормоны.
4) Белки синтезируются в организме в большом количестве.
5) Белки образуются на лизосомах 
Ответы на вопросы и критерии оценивания
контрольной работы ( для учителя)
за 1 четверть. 9класс
вариант 1
№отв.
1
2
3
4
1
+
2
+
3
+
4
+
5
+
7
+
6
+
8
+
9
+
13
+
11
+
12
+
10
+
За верное выполнение каждого задания части 1(А) – 1 балл. 
Максимальный балл за часть 1(А)­ 13 баллов.
Часть 2(В)
№ задания
В1
В2
В3
ответ
ББАБАА
134
ВДГАЕБ
Критерии оценивания:
Задания части 2(В) оценивается от нуля до двух баллов:
­ ответ без ошибок – 2 балла
­ ответ содержит одну ошибку – 1 балл,
­ ответ неверный или ответ, содержащий 2 и более ошибок, ­ 0 баллов.
Максимальный балл за част2(В) – 6 баллов
Часть 3(С)
Элементы ответа:
Ошибки допущены в предложениях:
1) 1 – мономером белков являются аминокислоты
2) 2 – передачу наследственной информации осуществляет молекула ДНК
3)
 5 – белки синтезируются на рибосомах
Критерии оценивания:
­  в   ответе   содержатся   все   названные   выше   элементы,   нет   биологических   ошибок   –
3балла; ­  в ответе содержатся 2 из названных выше элементов и нет биологических ошибок, или
ответ включает 3 названных элемента, но содержит негрубые биологические ошибки ­2
балла;
­ в ответе содержится 1 из названных выше элементов и не содержится биологических
ошибок,   или   ответ   включает   2   названных   элемента,   но   содержит   негрубые
биологические ошибки ­1 балл;
­ ответ неправильный – 0 баллов
Максимальный балл – 3 балла
Шкала перевода баллов в школьную отметку
Максимальный балл за работу – 22 балла
«5» ­ 19­22 балла                            «3»  15 – 13 баллов
«4» ­ 18­ 16 баллов                         «2»  менее13 баллов
Контрольная работа по биологии за 1 четверть. 9 класс. 
                                                     Вариант II.
Часть1.
А). Выберите один ответ из предложенных четырех
1. Количество хромосом в соматических клетках человека
1) 47                     2) 24               3) 23                    4) 46    
            
2. К наукам, изучающим организм на клеточном уровне его организации, относят
1) физиологию      2) генетику      3) цитологию   4) селекцию 
      
3. Ядро в клетке растений открыл
1) А Левенгук      2) Р.Гук       3)  Р.Броун         4) И.Мечников
          
4. Органоид клетки, синтезирующей энергию
1) лизосома             2) ядро           3) рибосома         4) митохондрия
5. Наука о строении и форме организма и его органов
1) санитария           2) анатомия            3) физиология            4) медицина 
             
6. «Сходство обмена веществ в клетках организмов  всех царств живой природы» ­ это
одно из положений теории:
1Хромосомной    2) клеточной           3) эволюционной          4) происхождение жизни  
  
7. Молекула ДНК выполняет функцию 
1)   синтез   белков,   жиров,   углеводов           2)   синтез   АТФ       3)     запасную       4)   носителя
наследственной информации
8. Знания о сходстве химического состава клеток, организмов разных  царств живой
природы обобщила теории:
1) хромосомная     2) клеточная         3) эволюции         4) гена  
     
9. Определите полисахариды
1) крахмал, целлюлоза   2) лактоза, хитин       3) глюкоза, рибоза            4) сахароза, рибоза 10. Неорганические вещества клетки
1) белки, жиры  2) жирные кислоты, глицерин  3) углеводы, вода       4) вода, соли
       11. Путем мейоза образуются клетки:
1) мышечные      2) эпиталиальные   3)половые
4) нервные
12. Содержит органоиды клетки
1) ядро          2) митохондрии          3) рибосома           4) цитоплазма 
        
13. Клетки каких организмов не имеют клеточной стенки? 
1) бактерий     2) грибов     3) растений4) животных    
Часть2.                      
  В1). Установите соответствие между между строением и функцией органоида и его
видом:
А) состоит из полостей с пузырьками на концах                     1) ЭПС
Б)состоит из системы связанных между собой канальцев      2)комплекс  Гольджи
В) участвует в биосинтезе белка
Г) участвует в образовании лизосом
 в образовании мужских и женских гамет
 В2. Выберите три верных ответа из шести.
Биологическое значение мейоза заключается:
1) в  уменьшении числа хромосом
2)
3) В образовании соматических клеток
4) В создании возможностей возникновения новых генных комбинаций
5) В увеличении числа клеток в организме
6) В кратном увеличении набора хромосом
В3. Установите последовательность стадий митоза:
А) анафаза    Б) профаза     В) интерфаза    Г) телофаза     Д) метафаза
Часть 3.
      Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в кото­
рых они допущены, исправьте их.
 
1. Бактерии – эукариотические организмы, выполняющие функцию редуцентов в экоси­
стемах. 2. В благоприятных условиях они образуют споры. 3. Клеточная стенка бактерий
состоит из целлюлозы. 4. Перемещаются бактерии с помощью жгутиков. 5. Большинство
бактерий редуценты или болезнетворны. 6. Некоторые из бактерий способны создавать ор­
ганические вещества из неорганических. Ответы на вопросы и критерии оценивания
контрольной работы ( для учителя)
за 1 четверть. 9класс
вариант 1
№отв.
1
2
3
4
1
+
2
+
3
+
4
+
5
+
6
+
7
+
9
+
8
+
10
11
12
13
+
+
+
+
За верное выполнение каждого задания части 1(А) – 1 балл. 
Максимальный балл за часть 1(А)­ 13 баллов.
Часть 2(В)
№ задания
В1
В2
В3
ответ
211221
124
ВБДАГ
Критерии оценивания:
Задания части 2(В) оценивается от нуля до двух баллов:
­ ответ без ошибок – 2 балла
­ ответ содержит одну ошибку – 1 балл,
­ ответ неверный или ответ, содержащий 2 и более ошибок, ­ 0 баллов.
Максимальный балл за част2(В) – 6 баллов
Часть 3(С)
Элементы ответа:
Ошибки допущены в предложениях:
Ошибки допущены в предложениях:
1) 1 – Бактерии прокариотические организмы.
2) 2 – Бактерии образуют споры в неблагоприятных условиях.
3) 3 – Клеточная стенка бактерий состоит из муреина.
Критерии оценивания:
­  в   ответе   содержатся   все   названные   выше   элементы,   нет   биологических   ошибок   –
3балла;
­  в ответе содержатся 2 из названных выше элементов и нет биологических ошибок, или
ответ включает 3 названных элемента, но содержит негрубые биологические ошибки ­2
балла;
­ в ответе содержится 1 из названных выше элементов и не содержится биологических
ошибок,   или   ответ   включает   2   названных   элемента,   но   содержит   негрубые
биологические ошибки ­1 балл;
­ ответ неправильный – 0 баллов
Максимальный балл – 3 балла
Шкала перевода баллов в школьную отметку Максимальный балл за работу – 22 балла
«5» ­ 19­22 балла                            «3»  15 – 13 баллов
«4» ­ 18­ 16 баллов                         «2»  менее13 баллов

Контрольная работа №1 по теме: «Одноклеточные. Многоклеточные. Тип Кишечнополостные »

Задание 1.Тест (0,5 балла)

1.Наука о животных это: А) экология; Б) зоология; В) биология; Г) анатомия.

2.Выберите систематические единицы ,которые применяются при классификации животных:

А) род; Б) тип; В) отдел; Г) порядок; Д) вид.

3.Выберите ткани ,которые образуют животный организм:

А) мышечная; Б) эпителиальная; В) покровная; Г) механическая.

4.Регенерацияэто: А) восприятие раздражения; Б) защитная реакция организма;

В) восстановление утраченных частей тела.

5.Гидра имеет симметрию тела: А) лучевую; Б) двустороннюю; В) не имеет симметрии.

6.Инфузория туфелька это представитель: А) одноклеточных; Б) многоклеточных;

В) кишечнополостных.

7.Евглена зеленая по способу питания: А) автотроф; Б) гетеротроф; В) паразит.

8.Инфузориятуфелька передвигается с помощью: А) жгутиков; Б ) ресничек; В) псевдоножек.

9. Сократительная вакуоль : А) участвует в обмене веществ ; Б) переваривает пищу;

В) реагирует на раздражение..

10.Хрящэто ткань:

А)мышечная ; Б) нервная; В) соединительная.

Задание 2

А) на соответствие:

Одноклеточные Многоклеточные Кишечнополостные

Гидра, евглена зеленая, червь дождевой, инфузория туфелька, кораловый полип, окунь, амеба

обыкновенная, медуза, рак.

Б) Продолжите предложение.

Тело простейших состоит из клетки. Они живут в——— среде. Органеллами движения у

простейших являются ———. У простейших встречаются такие типы питания :———————-

Переваривание пиши происходит в ——— .Дышат они через —————. Размножаются ——-

способами.

3адание 3. Чем отличается животная клетка от растительной?

Вес каждого задания при подсчете результата:

уровень 1 – 0,5 балла, уровень 2 – 2 балла, уровень3 балла.

Максимальный первичный балл за работу – 12 баллов

Шкала оценивания:

11-12 баллов – «5»; 7-10 баллов – «4»; 4-6 баллов – «3»; 2-3 балла – «2» ;; 0-1 балл – «1»;

Контрольная работа №2 по теме: «Тип Членистоногие»

Задание 1. Тест.

1.Аскарида человеческаяэто представитель:

А) плоских червей; Б) круглых червей; В) кольчатых червей.

2.Мускулы –замыкатели есть у:

А)брюхоногих; Б)головоногих; В)двустворчатых.

3.У Ракообразных пар ног:

А) 3; Б ) 4; В) 5.

4. К регенерации способны:

А)пауки; Б) гидра; В)кольчатые черви.

5.Беззубкаэто представитель:

А) двустворчатых; Б) головоногих; В) брюхоногих.

Задание 2. На соответствие.

Черви Ракообразные Паукообразные Насекомые

Представители: аскарида, каракатица, жуколень , бычий цепень, рак, скорпион, пауккрестовик,

муравей .

Задание 3. Почему Членистоногие получили такое название. Какие классы к ним относятся. Какие

отличительные признаки классов?

Разбалловка:

уровень 1 – 1 балл, уровень 2 – 4 балла, уровень3 балла.

Максимальный первичный балл за работу – 12 баллов.

Шкала оценивания:

11-12 баллов – «5»; 7-10 баллов – «4»; 4-6 баллов – «3»; 2-3 балла – «2» ; 0-1 балл – «1»;

Контрольная работа № 3 по теме: «Земноводные и Пресмыкающиеся, Рыбы»

1 задание. Тест.

1.Кожа покрыта слизью у : а ) пресмыкающиеся; б) земноводные, в) у пресмыкающихся и земноводных.

2.Непрямое развитие у: а) рептилий , Б) амфибий, в) у пресмыкающихся и земноводных.

3.В головном мозге есть мозжечок у: а ) земноводных, Б) пресмыкающихся, в) рыб.

4.У земноводных грудная клетка : а) есть ; б) нет.

5.У пресмыкающихся отделов позвонка : а) 2 ; б) 5; в) 4.

6.Дыхание легкими и кожей у : а) земноводных; б) рыб в )пресмыкающихся.

7.Симбиоты присутствуют в кишечнике : а) пресмыкающихся; б) земноводных; в) рыб.

8.Поясничный отдел есть в позвоночнике : а) пресмыкающихся; б)рыб, в) земноводных.

9. Амфибии относятся к : а)холоднокровным; б)теплокровным.

10.К Пресмыкающимся относятся: а) гадюка; б) геккон ; в) квакша; г) червяга, д) саламандра.

2 задание : Задание на соответствие. Распределите признаки по классам:

1.Мозжечок, 2. Сухая кожа, 3.Кожа,покрытая слизью, 4. Плавательный пузырь, 5.Регенерация,

6.Поясничный отдел, 7.Непрямое развитие,8. Панцирь, 9. Боковая линия, 10.Перегородка в сердце,

11.Два круга кровообращения ,12.грудной отдел позвоночника, 13.линька,14. прямое развитие,

15.среднее ухо с барабанной перепонкой, 16.Жаберные крышки, 17. Нет кожных желез, 18.легкие,

19.дыхание кожей и легкими, 20. Резонаторы,21. Туловищные почки, 22. внутреннее оплодотворение ,

23. В желудочке сердца кровь смешивается, 24.Клоака, 25.отряд бесхвостые,26.отряд хвостатые 27. 1

позвонок шейного отдела позвоночника

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Задание 3.Сравните кровообращение рыб, земноводных и пресмыкающихся.

Разбалловка:

уровень 1 – 0,5 балла, уровень 2 – 4 балла, уровень 33 балла.

Максимальный первичный балл за работу – 12 баллов

Шкала оценивания:

1112 баллов – «5»; 7-10 баллов – «4»; 4-6 баллов – «3»; 2-3 балла – «2» ;; 0-1 балл – «1»;

Контрольная работа № 4 по теме : «Млекопитающие»

1 задание. Тест (1 балл)

1.Оплодотворение у млекопитающих: а) наружное; б) внутреннее; в) наружное в воде.

2. 12 позвонков образуют : а )шейный; б)грудной ; в)поясничный отделы.

3 Выкармливает детенышей молоком: а) пингвин б) лиса в) цапля г) крокодил

4. Сальные и потовые железы находятся в коже у:а) белки б) ящерицы в) пингвина г)

куропатки

5. Органом газообмена в дыхательной системе собаки служит: а) альвеолярные легкие б)

бронхи в) трахеи г) гортань

6. Во время развития эмбриона у зверей плацента, или детское место, формируется в

а) матке б) яичнике в) яйцеводе г) семеннике

7.Млекопитающие это животные а) холоднокровные; б) теплокровные.

8.Ехидна, утконос относятся к а)живородящим ; б)однопроходным; в) плацентарным.

9.Семейство куньи относится к отряду а) зайцеобразные; б)хищные; в)ластоногие.

10. . В отличие от птиц в пищеварительной системе млекопитающих имеется

а) пищевод б) печень в) набор зубов г) поджелудочная железа.

Задание 2 У становите соответствие между особенностью жизнедеятельности и классом

животных, для которого она характерна.

Особенность жизнедеятельности Класс животных 1. Млекопитающие 2. Птицы

А. Акт двойного дыхания (газообмен во время вдоха и выдоха)

Б. Выкармливание детенышей молоком

В. В образовании голоса участвуют связки, расположенные в трахее

Г. Вынашивание детеныша в теле самки

Задание 3 .Как происходит оплодотворение и развитие зародыша у плацентарных животных?

Чем отличаются яйцекладущие животные от сумчатых ?

Разбалловка :

уровень 1 – 0,5 балла, уровень 2 – 4 балла, уровень 33 балла.

Максимальный первичный балл за работу – 12 баллов

Шкала оценивания:

11-12 баллов – «5»; 7-10 баллов – «4»; 4-6 баллов – «3»; 2-3 балла – «2» ; 0-1 балл – «1».

Контрольная работа №1 «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»

Часть А. Выберите 1 вариант ответа в заданиях.

1. РНК отличается от ДНК:

  1. Вместо тимина в РНК входит урацил

  2. Вместо дезоксирибозы в РНК входит рибоза

  3. Вместо двух нитей в РНК имеется одна нить

  4. Верны все ответы

2. Основной функцией белка является

  1. Запасающая

  2. Энергетическая

  3. Строительная

  4. Каталитическая

3. Каких органических соединений в клетке больше всего:

  1. жиров,

  2. нуклеиновых кислот,

  3. белков,

  4. углеводов.

4. Какая из перечисленных групп тканей не является животной:

  1. покровная,

  2. соединительная,

  3. мышечная,

  4. нервная

5. Какой из перечисленных органоидов является немембранным:

  1. ЭПС,

  2. клеточный центр

  3. лизосома,

  4. аппарат Гольджи

6. В рибосомах происходит

  1. Синтез углеводов

  2. Окисление нуклеиновых кислот

  3. Синтез белков

  4. Синтез липидов и углеводов

7. Какой органоид принимает участие в делении клетки

  1. Цитоскелет

  2. Клеточный центр

  3. Центриоль

  4. Вакуоль

8. Транскрипцией называют:

  1. Считывание информации с ДНК на и-РНК

  2. Присоединение аминокислоты к т-РНК

  3. Синтез р-РНК

  4. Синтез белковой молекулы

9. Трансляцией называют:

  1. Считывание информации с ДНК на и-РНК

  2. Присоединение аминокислоты к т-РНК

  3. Синтез р-РНК

  4. Синтез белковой молекулы

10. Комплиментарными являются основания:

  1. Аденин – гуанин

  2. Аденин – цитозин

  3. Аденин – тимин

  4. Цитозин – тимин

11. Создателями клеточной теории являются

  1. Ч.Дарвин и А. Уоллес

  2. Р. Гук и Н. Грю

  3. Г. Мендель и Т. Морган

  4. Т. Шванн и М. Шлейден

12. В световой фазе фотосинтеза идет процесс:

  1. Фотолиза и выделения кислорода

  2. Выделения углекислого газа

  3. Синтеза углеводов

  4. Синтеза белков

13. В темновой фазе фотосинтеза идет процесс

  1. Фотолиза и выделения кислорода

  2. Выделения углекислого газа

  3. Синтеза углеводов

  4. Синтеза белков

14. Мономером нуклеиновых кислот является

  1. Глицерин и жирные кислоты

  2. Аминокислота

  3. Сахарид

  4. Нуклеотид

15. Что собой представляет первичная структура белка:

  1. Глобула

  2. Последовательность соединений аминокислот

  3. Спираль

  4. Несколько глобул

16. В процессе расщепления 1 молекулы глюкозы синтезируется

  1. 22 молекулы АТФ

  2. 2 молекулы АТФ

  3. 36 молекул АТФ

  4. 38 молекул АТФ

Часть Б.

1. Установите соответствие между строением и функциями вещества и его видом

Строение и функции вещества

Вид

  1. Относится к полимерам

  2. Выполняет энергетическую функцию

  3. Играют роль катализаторов в клетке.

  4. Мономерами является глюкоза

  5. Выполняет резервную функцию

  6. Мономерами являются аминокислоты

1. Белки

2. Углеводы

А

Б

В

Г

Д

Е

2. Установите соответствие между этапами синтеза белка и биологическими процессами

Биологические процессы

Этапы синтеза

  1. происходит считывание информации с и-РНК

  2. участвуют аминокислоты

  3. идёт с участием рибосом

  4. происходит в ядре

  5. в результате образуется и-РНК

  6. в результате образуется белок

1. Транскрипция

2. Трансляция

А

Б

В

Г

Д

Е

3. Выберите все правильные ответы. В ответе запишите ряд букв

В ходе световой фазы фотосинтеза:

  1. поглощается солнечная энергия

  2. образуется вода

  3. участвует хлорофилл

  4. побочным продуктом является кислород

  5. происходит фотолиз воды

  6. поглощается углекислый газ

Часть В.

1. Какую последовательность нуклеотидов имеет молекула и-РНК, которая синтезируется на участке гена с такой последовательностью нуклеотидов?

а) ДНК ЦАГ – ТЦГ – АЦЦ – ГТА – ААГ

и-РНК ______________________________

2. Какая фаза митоза изображена на рисунке. Что происходит в эту фазу? Перечислите последовательно все фазы митоза.

3. Поясните термины:

Метаболизм ………………………………….

Строма ……………………………………….

Интерфаза ……………………………………

Ответы и критерии оценивания контрольной работы:

Часть А. За каждый верный ответ – 1 балл

1

Г

5

Б

9

Г

13

В

2

В

6

В

10

В

14

Г

3

В

7

Б

11

Г

15

Б

4

А

8

А

12

А

16

Г

ИТОГО: 16 баллов

Часть Б. За каждый верный ответ – 2 балла

1

121221

2

212112

3

АВГД

ИТОГО: 6 баллов

Часть В.

1

ДНК ЦАГ – ТЦГ – АЦЦ – ГТА – ААГ

и-РНК ГУЦ – АГЦ – УГГ – ЦАУ — УУЦ

2 балла

2

1 – анафаза

2 – Сокращение нитей веретена деления. Расхождение хромосом к разным полюсам клетки (разъединение центромер)

3 – Профаза, метафаза, анафаза, телофаза

3 балла (по 1 баллу за каждый)

3

Метаболизм – совокупность биохимических реакций, протекающих в клетке и обеспечивающих процессы ее жизнедеятельности

Строма – внутренняя среда хлоропласта

Интерфаза – подготовка клетки к делению, первый этап клеточного цикла.

3 балла (по 1 баллу за каждый)

ИТОГО: 9 баллов

ВСЕГО: 31 балл

Критерии оценивания

5

4

3

2

Баллы

29-31

23-28

15-22

Контрольная работа №1

по биологии в 10 классе за I полугодие

1 вариант

Часть А (задания с одним правильным ответом)

1) Все ферменты являются:

а) углеводами б) липидами в) аминокислотами г) белками

2) Строительная функция углеводов состоит в том, что они:

а) образуют целлюлозную клеточную стенку у растений

б) способны растворяться в воде

в) являются биополимерами

г) служат запасным веществом животной клетки

3) Основная функция жиров в клетке:

а) транспорт веществ в) входят в состав биологических мембран

б) ускорение химических реакций г) двигательная функция

4) Основной функцией углеводов в сравнении с белками является:

а) строительная б) защитная в) каталитическая г) энергетическая

5) Какой углевод входит в состав нуклеотидов РНК?

а) рибоза б) глюкоза в) урацил г) дезоксирибоза

6) К полимерам относятся:

а) крахмал, белок, целлюлоза в) целлюлоза, сахароза, крахмал

б) белок, гликоген, жир г) глюкоза, аминокислота, нуклеотид.

7) Какую функцию выполняют рибосомы ?

а) фотосинтез б) синтез белков в) синтез жиров г) синтез АТФ

8) Генетическая информация бактериальной клетки содержится в :

а) белке б) цитоплазме в) нуклеотиде г)ядре

9). Хлоропласты есть в клетках:

а) корня дуба б) печени орла в) плодового тела трутовика г) листа садовой земляники

10). Зрелые эритроциты человека живут ограниченный срок в связи с отсутствием :

а )митохондрий б) цитоплазмы в) ядра; г) рибосом

11). Какие органеллы цитоплазмы имеют двухмембранное строение?

а) ЭПС б) митохондрии в) рибосомы г) комплекс Гольджи

12) Главные отличия клеток прокариот от эукариот:

а) наличие ядерной оболочки б) отсутствие ядерной оболочки, в) наличие яд­рышка г) способ питания

13) Углеводы при фотосинтезе синтезируются из:

а) О2 и Н2О; б) СО2 Н2; в) СО2 и Н2О; г) СО2 и Н2СО3.

14). Разрушение природной структуры белка называется:

а) ренатурацией; б) репарацией; в) дегенерацией; г) денатурацией.

15). Исключите лишнее понятие:

а) радикал; б) аминогруппа; в)карбоксильная группа; г) глюкоза

Часть В

1.Задание с выбором нескольких правильных ответов

В состав молекулы ДНК входит

А) фосфорная кислота Б) аденин В) рибоза Г) дезоксирибоза Д) урацил Е) катион железа

2. Установите соответствие между функцией соединения и биополимером, для которого она характерна. В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.

ФУНКЦИЯ БИОПОЛИМЕР

1) образование клеточных стенок А) полисахарид

2) транспортировка аминокислот Б) нуклеиновая кислота

3) хранение наследственной информации

4) служит запасным питательным веществом

5) обеспечивает клетку энергией

Часть С

  1. В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий?

Ответы к контрольной работе. 10 класс 1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1 в

г

а

в

г

а

а

б

б

г

в

б

б

в

г

г

В1: а,б,г В2: А: 1,4,5 Б: 2,3

1.В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий?

Ответ: 1) двумембранные органоиды; 2) содержат собственную ДНК; 3)имеют рибосомы

Задания контрольной работы

1 вариант

А1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

  1. Клеточный

  2. Популяционно-видовой

  3. Биогеоценотический

  4. биосферный

А2.  Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых, сформулировали

1) закон зародышевого сходства

2) хромосомную теорию наследственности

3) клеточную теорию

4) закон гомологических рядов

А3. Мономерами белка являются

1) аминокислоты

2) моносахариды

3) жирные кислоты

4) нуклеотиды

А4. Фаза деления клетки, в которой хроматиды расходятся к полюсам

1) метафаза

2) профаза

3) анафаза

4) телофаза

А5. Организмы, клетки которых не имеют обособленного ядра, — это

  1. вирусы

  2. прокариоты

  3. эукариоты

  4. бактерии

А6. У растений, полученных путем вегетативного размножения,

  1. повышается адаптация к новым условиям

  2. набор генов идентичен родительскому

  3. проявляется комбинативная изменчивость

  4. появляется много новых признаков

А7 Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи четвертого поколения обезьян, если у самца в этих клетках 48 хромосом:

  1. 44

  2. 96

  3. 48

  4. 24

А8. Носителями наследственной информации в клетке являются

1)хлоропласты

2) хромосомы

3) митохондрии

4)рибосомы

А9. Заражение вирусом СПИДа может происходить при:

1) использовании одежды больного

2) нахождении с больным в одном помещении

3) использовании шприца, которым пользовался больной

4) использовании плохо вымытой посуды, которой пользовался больной

А10. Конъюгация и кроссинговер в клетках животных происходит:

  • В процессе митоза

  • При партеногенезе

  • При почковании

  • При гаметогенезе

А11. Грибы отличаются от растений, тем, что они

1) растут в течении всей жизни

2) не имеют митохондрий в клетках

3) по способу питания гетеротрофные организмы

4) участвуют в круговороте веществ в природе.

А12. Укажите признак, характерный только для царства растений

  1. имеют клеточное строение

  2. дышат, питаются, растут, размножаются

  3. имеют фотосинтезирующую ткань

  4. питаются готовыми органическими веществами

А13. Основная функция митохондрий:

    1. редупликация ДНК,

    2. биосинтез белка,

    3. синтез АТФ,

    4. синтез углеводов.

А14. В процессе энергетического обмена в клетке идет

1) образование органических веществ

2) расходование АТФ

3) синтез неорганических веществ

4) расщепление органических веществ

А15. Хлоропласты в растительной клетке

1) выполняют защитную функцию

2) осуществляют связь между частями клетки

3) обеспечивают накопление воды

4) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

А16. В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип?

  • Синтеза молекул АТФ

  • Сборки молекул белка из аминокислот

  • Синтеза глюкозы из углекислого газа и воды

  • Образования липидов

А17. В основе бесполого размножения животных лежит процесс

1) мейоза

2) митоза

3) гаметогенеза

4) оплодотворения

А18. Первый закон Г. Менделя называется законом

1) расщепления

2) единообразия

3) сцепленного наследования

4) независимого наследования

А19. Индивидуальное развитие организмов начинается при половом размножении с:

1) отделения части клеток организма, их дальнейшего роста и развития

2) момента образования почки на теле родительского организма

3) момента образования споры и её прорастания

4)момента образования зиготы и до смерти

А20. Теплокровным животным является

1) африканский слон

2) майский жук

3) прыткая ящерица

4) обыкновенный тритон

В задании В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

В1. Какие структуры характерны только растительной клетке?

1) клеточная стенка из хитина

2) клеточная стенка из целлюлозы

3) эндоплазматическая сеть

4) вакуоли с клеточным соком

5) митохондрии

6) лейкопласты и хлоропласты

В2 Какие общие свойства характерны для митохондрий и пластид?

      1. не делятся в течение жизни клетки

      2. имеют собственный генетический материал

      3. являются одномембранными

      4. содержат ферменты

      5. имеют двойную мембрану

      6. участвуют в синтезе АТФ

В3. Установите соответствие между особенностями и видами размножения

ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ

ВИДЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) У потомства один родитель

Б) Потомство генетически уникально

В) Репродуктивные клетки образуются в результате мейоза

Г) Потомство развивается из соматических клеток

Д) Потомство может развиваться из неоплодотворенных гамет

Е) Основной механизм деления клетки — мейоз

1) Бесполое размножение

2) Половое размножение

В4. Постройте последовательность реакций трансляции

А) Присоединение кислоты к тРНК

Б) Окончание синтеза белка

В) Соединение кодона с антикодоном

Г) Начало синтеза полипептидной цепи на рибосоме

Д) Удлинение полипептидной цепи

Е) Присоединение иРНК к рибосоме

С1.Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.

              1. Все присутствующие в организме белки – ферменты.

              2. Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.

              3. Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.

              4. Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других факторов.

С3. Приведите не менее трех наиболее распространенных отрицательных воздействий никотина на организм человека.

С4. Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность А-А-Г-Т-Г-А-Ц. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями. Объясните полученные результаты.

Ответы на задания контрольной работы:

1 вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

1

3

1

3

2

2

3

2

3

4

3

3

3

4

4

2

2

2

4

1

В1 —

2

4

6

В2. —

2

5

6

В3. Установите соответствие между особенностями и видами размножения

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

2

1

2

2

В4. ЕАВГДБ

С1 Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните.

ОТВЕТ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

баллы

Элементы ответа:

  1. Испарение, обеспечивающее передвижение воды и растворенных веществ и защиту от перегрева

  2. Фотосинтез, в процессе которого образуются органические вещества;

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С2 Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4.

1 – не все белки ферменты;

2 – ферменты специфичны;

4 – активность ферментов зависит от этих и других факторов.

С3. Приведите не менее трех наиболее распространенных отрицательных воздействий никотина на организм человека.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. Это ядовитое вещество может способствовать возникновению раковых клеток;

  2. Оказывает вредное влияние на органы дыхательной системы;

  3. Способствует сужению кровеносных сосудов, нарушает ритм сердечных сокращений.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С4. Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность А-А-Г-Т-Г-А-Ц. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями. Объясните полученные результаты.

ОТВЕТ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

баллы

Элементы ответа:

  1. А комплементарен Т, а Г – Ц, следовательно, последовательность нуклеотидов во 2-от цепи ДНК будет: Т-Т-Ц-А-Ц-Т-Г;

  2. Между нуклеотидами А и Т образуются 2 водородные связи, всего водородных связей 2х4=8;

  3. Между нуклеотидами Г и Ц три водородные связи, всего связей 3х3=9, общее число связей между цепями 8+9=17

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Контрольная работа за год 10 класс.

1 вариант.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

  1. Какие химические элементы называются макроэлементами?

А. кислород                В. азот

Б. водород                Г. все ответы верны

  1. Какое из представленных веществ относится к моносахаридам?

А. крахмал                        В. хитин

Б. глюкоза                         Г. сахароза

  1. Какая функция НЕ относится к функциям углеводов?

А. запасающая                        В. защитная

Б. строительная                        Г. регуляторная

  1. Что собой представляет третичная структура белка?

А. полипептидная цепь                                        В. глобула

Б. спирально закрученная цепь                                Г. комплекс глобул

  1. Какое строение имеет нуклеотид молекулы РНК:

А. глюкоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Б. рибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

В. дезоксирибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Г.   рибоза, азотистое основание.

  1. Какое азотистое основание не входит в состав молекулы ДНК:

А. аденин                        В. цитозин

Б. гуанин                        Г. урацил

  1. Процесс поглощения растворенных веществ клеточной стенкой называется:

А. фотосинтез                        В. фагоцитоз

Б. пиноцитоз                         Г. хемосинтез

  1. Какая часть клетки осуществляет транспорт веществ по клетке:

А. комплекс Гольджи                        В. рибосомы

Б. ЭПС                                        Г. митохондрии

  1. Как называются клетки, не имеющие оформленного ядра?

А. прокариоты                В. анаэробы

Б. эукариоты                Г. аэробы

  1. Какой участок одной из цепочек ДНК будет комплементарен другой цепочке ДНК – ТАТЦЦГТАГГТ:

А. ТТАГГТТЦЦАТ                        В. АТТГГТАТЦЦА

Б. АТАГГЦАТЦЦА                        Г. ЦТАГГЦАТЦЦА

  1. Как называется молекула РНК, которая отвечает за транскрипцию информации с молекулы ДНК:

А. Т-РНК                        В. Р-РНК

Б. И-РНК

  1. Чем отличаются клетки грибов от клеток растений?

А. толстая клеточная стенка                В. наличие вакуолей

Б. запасает гликоген                        Г. наличие ядра

  1. Какой вид размножения характерен для размножения дрожжей:

А. вегетативное                        В. почкование

Б. половое                        Г. спорообразование

  1. Какой вид оплодотворения характерен для растений?

А. наружное                        В. двойное

Б. внутреннее

  1. На каком этапе энергетического обмена образуется молочная кислота?

А. подготовительный                        В. спиртовое брожение

Б. гликолиз                                Г. клеточное дыхание

  1. Каким способом питаются растения:

А. гетеротрофы                        В. паразиты

Б. автотрофы                        Г. сапрофиты

  1. При какой фазе митоза хромосомы расходятся к полюсам клетки?

А. интерфаза                В. метафаза

Б. анафаза                Г. телофаза

  1. В результате дробления зиготы:

а. увеличивается размер зародыша                в. происходит дифференциация клеток

б. увеличивается числа клеток                        г. происходит перемещение клеток

  1. Наружный слой клеток гаструлы называется

а. эктодерма                        в. мезодерма

б. энтодерма                        г. бластула

  1. Наружное оплодотворение характерно для:

а. прыткой ящерицы                        в. прудовой лягушки

б. белой куропатки                        г. обыкновенного ежа

Часть В.

  1. Выберите три правильных ответа из шести. В процессе овогенеза:

а. образуются яйцеклетки

б. образуются четыре зрелые половые клетки из одной

в. образуются сперматозоиды

г. образуется одна зрелая гамета

д. число хромосом уменьшается вдвое

е. образуются клетки с диплоидным набором хромосом

  1. Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.

Закон

Характеристика

1.

I закон Менделя

А.

Скрещивание гомозигот

2.

II закон Менделя

Б.

Скрещивание гетерозигот

В.

Родительские формы – чистые линии

Г.

Родительские формы взяты из F1

Д.

В F100% гетерозигот

Е.

Расщепление по фенотипу 3:1

Часть С.

  1. Какие преимущества дало животным появление в ходе эволюции внутреннего оплодотворения? Приведите примеры.

  2. Какие типы постэмбрионального развития существуют? Какие преимущества имеет каждый из них?

3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

  1. Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода.

  2. Различают три основных класса углеводов – моносахариды, дисахариды и полисахариды.

  3. Наиболее распространенные моносахариды – сахароза и лактоза

  4. Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом

  5. При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.

Контрольная работа за год 10 класс.

2 вариант.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

  1. Какой из перечисленных элементов относится к микроэлементам?

А. кислород                В. азот

Б. водород                Г. цинк

  1. Какие из представленных веществ является гидрофобным?

А. сахар                        В. жир

Б. спирт                        Г. аминокислоты

  1. Какие из веществ относятся к олигосахаридам?

А. крахмал                        В. фруктоза

Б. глюкоза                        Г. сахароза

  1. Какие функции выполняют в организме липиды?

А. энергетическая                В. защитная

Б. запасающая                        Г. все ответы верны

  1. Какое строение имеет первичная структура белка?

А. полипептидная цепь                                        В. глобула

Б. спирально закрученная цепь                                Г. комплекс глобул

  1. Какое строение имеет нуклеотид молекулы ДНК:

А. глюкоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Б. рибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

В. дезоксирибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Г.   рибоза, азотистое основание, урацил

  1. Какое азотистое основание не входит в состав молекулы РНК:

А. аденин                        В. цитозин

Б. гуанин                        Г. тимин

  1. Какие из витаминов относятся к жирорастворимым?

А. витамины А и В                        В. витамины А и Д

Б. витамины А и С                        Г. витамины В и С

  1. Какое заболевание вызывается вирусами:

А. дизентерия                                В. грипп

Б. ангина                                        Г. туберкулез

  1. Какая часть клетки обеспечивает её энергией:

А. ядро                                В. митохондрии

Б. комплекс Гольджи                Г. рибосомы

  1. Процесс поглощения твердых  веществ клеточной стенкой называется:

А. фотосинтез                        В. фагоцитоз

Б. пиноцитоз                         Г. хемосинтез

  1. Дан фрагмент молекулы ДНК А-Т-Г-Г-Ц-Ц-Т-А-Т-А. Используя принцип комплементарности, определите  вторую цепочку ДНК.

А. А-Т-Ц-Ц-А-Т-А-Т-Т-Т                        В. Т-А-Ц-Г-Ц-Г-А-Т-А-Т

Б. Т-А-Ц-Ц-Г-Г-А-Т-А-Т                        Г. Г-А-Ц-Ц-Г-Г-А-Т-А-Т

  1. Чем отличается клетка прокариот от клетки эукариот?

А. наличием ядра                        В. отсутствие ядра

Б. клеточная стенка                        Г. рибосомы

  1. На какой стадии энергетического обмена происходит образование воды, углекислого газа и 36 молекул АТФ?

А. подготовительный                        В. спиртовое брожение

Б. гликолиз                                Г. клеточное дыхание

  1. Каким способом питаются грибы:

А. гетеротрофы                        В. голозои

Б. автотрофы                        Г. сапрофиты

  1. При какой фазе митоза происходит удвоение молекул ДНК?

А. интерфаза                В. метафаза

Б. анафаза                Г. телофаза

17. Индивидуальное развитие организма – это:

а. филогенез                        в. онтогенез

б. гаметогенез                        г. овогенез

18. Формирование гаструлы связано с:

а. активным ростом клеток                в. впячиванием зародыша

б. дроблением                                г. образованием тканей и органов

19. Кроссинговер – это:

а. обмен участками гомологичных хромосом                в. независимое расхождение хромосом

б. слипание гомологичных хромосом                        г. разновидность митоза

20. При благоприятных условиях  бесполое размножение происходит у:

а. прыткой ящерицы                в. пресноводной гидры

б. кукушки                        г. прудовой лягушки

Часть В.

  1. Выберите три правильных ответа из шести. В отличие от митоза при мейозе:

а. происходит кроссинговер

б. удваивается ДНК

в. образуется гаплоидные клетки

г. получаются клетки идентичные материнской

д. из одной материнской клетки образуются четыре дочерних

е. происходит разрушение ядерной оболочки в профазе

  1. Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.

Закон

Характеристика

1.

II закон Менделя

А.

Моногибридное скрещивание

2.

III закон Менделя

Б.

Дигибридное скрещивание

В.

Закон расщепления признаков

Г.

Расщепление по фенотипу 9:3:3:1

Д.

Расщепление по фенотипу 3:1

Е.

Закон независимого распределения признаков

Часть С.

  1. Сравните митоз и мейоз. Назовите черты сходства и различия в этих процессах.

  2. Перечислите основные причины разнообразия потомства при половом размножении.

3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1. Нуклеиновые кислоты, как и белки, являются биополимерами.

2. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и АТФ.

3. Мономерами нуклеиновых кислот служат аминокислоты.

4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, лизин, тимин, цитозин.

5. ДНК  обеспечивает хранение наследственной информации и её передачу от материнской клетки к дочерней.

6. В середине двадцатого столетия было установлено, что молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей.

Ответы на контрольную работу.

1 вариант.

Часть А. Выбор ответа из 4 предложенных ответов. Количество баллов 20.

1

2

3

4

5

Г

Б

Г

В

Б

6

7

8

9

10

Г

Б

Б

А

Б

11

12

13

14

15

Б

Б

В

В

Б

16

17

18

19

20

Б

В

Б

А

В

Часть В.

  1. Выбор 3 ответов из 6 предложенных. 3 балла.

А

Г

Д

  1. Установите соответствие. Количество баллов 0,5 за правильный ответ. Всего 3 балла.

1

А

В

Д

2

Б

Г

Е

Часть С.

  1. Внутреннее оплодотворение более молодой способ оплодотворения появившийся эволюционно на Земле. Прогрессивность внутреннего оплодотворения заключает в том, что оплодотворенная зигота развивается внутри специализированных половых органов (матка, клоака и дт.). при этом образуется яйцо, которое защищено от неблагоприятных внешних условий оболочками, или развивается плод похожий на родительскую форму. Таким образом данный способ оплодотворения позволяет увеличить способность живых организмов приспособится к различным внешним условиям среды. 5 баллов.

  2. Различают два способа развития в постэмбриональный период: прямое и непрямое (с превращением). Прямое – личинка похожа на взрослую особь, но не половозрелое. С превращением – личинка не похожа на взрослую особь. Примеры животных с прямым развитием – пресмыкающиеся, млекопитающие, прямокрылые насекомые и дт. Примеры животных с не прямым превращением – земноводные (лягушка), чешуекрылые, жесткокрылые, моллюски.

При прямом виде развития появляется более приспособленная особь к окружающей среде, время ее роста и развития значительно меньше после появления яйца или плода, чем при непрямом развитии. Непрямое развитие позволяет появиться личинке, не похожей на взрослое животное, которое может быть более подвижно, чем родительская форма, что позволяет этому виду занимать новые территории. Или способ питания отличается от взрослого животного, что позволяет занимать разные пищевые ниши и повышает их выживаемость в среде обитания. 5 баллов.

  1. Предложения с ошибками:

  1. Углеводы представляют собой соединения углерода и воды.

3. Наиболее распространенные моносахариды – глюкоза и фруктоза.

5. При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 17, 6 кДж энергии. – 3 балла

2 вариант.

Часть А. Выбор ответа из 4 предложенных ответов. Количество баллов 20.

1

2

3

4

5

Г

В

Г

Г

А

6

7

8

9

10

В

Г

В

В

В

11

12

13

14

15

В

Б

В

Г

Г

16

17

18

19

20

А

В

В

А

В

Часть В.

  1. Выбор 3 ответов из 6 предложенных. 3 балла.

А

В

Д

  1. Установите соответствие. Количество баллов 0,5 за правильный ответ. Всего 3 балла.

1

А

В

Д

2

Б

Г

Е

Часть С.

  1. Сравнительная характеристика митоза и мейоза

Митоз

Мейоз

Сходство

  1. Процессы являются способами деления клетки

  2. Одинаковость процессов интерфазы, метафазы, анафазы

Различия

1. Идет в 1 цикл

1. в профазу идет процесс кроссинговера, что приводит к изменчивости генетического материала

2. Образуются дочерние клетки идентичные материнской с диплоидным набором хромосом

2. идет в 2 цикла: 1 деление, 2 деление

3. Образуются соматические клетки

3. Образуются 4 дочерних клетки с гаплоидным набором хромосом – гаметы.

5 баллов.

2. Причина появления потомства с изменяемыми признаками изменение генетического аппарата в результате полового размножения, так как при таком способе размножения при появлении гамет идет процесс кроссинговера ил конъюгации, при которых идет изменение генетического материала хромосом, при половом размножение при оплодотворении идет независимое слияние разных гамет, что и приводит к изменчивости потомства. Кроме того идет процесс ненаследственной изменчивости в пределах нормы реакции, что зависит от условий существования данного организма. 5 баллов.

3. Ошибочные высказывания:

2. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и РНК.

3. Мономерами нуклеиновых кислот служат нуклеотиды.

4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, гуанин, тимин, цитозин. 3 балла.

Всего по работе 39 баллов.

Критерии оценивания:

39 баллов – 35 балл (90%) – 5

34 баллов — 27 баллов (70%) — 4

26 баллов – 19 баллов (50%) – 3

18 и менее баллов — 2

  • Контрольная работа по астрономии номер 1
  • Контрольная работа по английскому номер 1
  • Контрольная работа по алгебре номер два
  • Контур экстерн волгоград телефон
  • Контрольная работа номер один тепловые явления