МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО РАЗДЕЛАМ
«ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ» И
«СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ».
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД .09 АСТРОНОМИЯ
Составитель: Должность: Категория: | Кузнецова А.В. преподаватель высшая |
Пояснительная записка.
Контрольная работа разработана в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Астрономия».
Вид контроля: тематический.
Форма контроля: уровневая контрольная работа.
Цель контроля: проверка соответствия уровня деятельности обучающихся требованиям ФГОС.
Форма заданий: учебная задача.
Количество вариантов: 8
Количество заданий в варианте: 3
Содержание заданий:
Номер задания | Содержание задания |
1 | Характеристика объекта изучения: астрономическое событие. |
2 | Характеристика объектов изучения: физический закон; техническое устройство. |
3 | Решение астрономической задачи. |
Характеристика заданий:
Номер задания | Номер пункта плана | Критерии оценивания (демонстрируемые умения) | Номер по порядку | Показатели (базовые компетенции) |
* | * | Корректное поведение во время выполнения контрольной работы. | 1 | Эмоционально-психологические |
1 | 1 | Даёт определение астрономического события | 2 | Регулятивный |
2 | Оценивает условия наступления астрономического события | 3 | Самосовершен-ствования | |
3 | Приводит пример наблюдения за астрономическим событием | 4 | Творческие | |
2 | 1 | Даёт формулировку физического закона или определение технического устройства (в зависимости от варианта) | 5 | Регулятивные |
2 | Переводит формулировку в математическую запись или описывает устройство технического прибора (в зависимости от варианта) | 6 | Социальные | |
3 | Оценивает границы применимости физического закона или описывает принцип действия технического устройства (в зависимости от варианта) | 7 | Самосовершен-ствования | |
4 | Подбирает примеры проявления (применения) физического закона или применения технического устройства (в зависимости от варианта) | 8 | Творческие | |
3 | 1 | Переводит информацию из одной знаковой системы в другую | 9 | Социальные |
2 | Выделяет причинно-следственные связи | 10 | Аналитические | |
3 | Исследует связи и зависимости | 11 | Аналитические | |
4 | Оценивает достоверность полученного результата | 12 | Самосовершен-ствования |
*Сформированность эмоционально-психологических компетенций учащихся отслеживается по поведению во время выполнения контрольной работы и не влияет на оценку учащегося.
Матрица оценки:
Объём знаний Уровень учебной деятельности | Ориентационный | Базовый | Программный |
Аналитико- синтетический | 3 | 4 | 5 |
Алгоритмический | 3 | 3 | 4 |
Фактографический | 2 | 3 | 3 |
Текст заданий.
Вариант 1.
Дайте характеристику астрономического события: кульминация светила.
Дайте характеристику технического устройства: телескоп-рефрактор.
Определить продолжительность года на некоторой планете, если большая полуось её орбиты 2 а.е.
Вариант 2.
Дайте характеристику астрономического события: приливы (отливы).
Дайте характеристику I закона Кеплера.
Определить склонение звёзд, которые кульминируют в зените на широте 40 о.
Вариант 3.
Дайте характеристику астрономического события: солнечное затмение.
Дайте характеристику технического устройства: телескоп-рефлектор.
Противостояния некоторой планеты повторяются через 3 года. Чему равна большая полуось её орбиты?
Вариант 4.
Дайте характеристику астрономического события: лунное затмение.
Дайте характеристику II закона Кеплера.
На какой высоте в нашем городе наблюдается верхняя кульминация Веги?
Вариант 5.
Дайте характеристику астрономического события: противостояние планет.
Дайте характеристику технического устройства: радиотелескоп.
На какой географической широте в день летнего солнцестояния Солнце в полдень находится на высоте 70о над горизонтом?
Вариант 6.
Дайте характеристику астрономического события: наибольшая элонгация планет.
Дайте характеристику III закона Кеплера.
Определите склонение Солнца, если в нашем городе в полдень светило находилось на высоте 20о над горизонтом.
Вариант 7.
Дайте характеристику астрономического события: равноденствие.
Дайте характеристику технического устройства: спектрограф.
Определить горизонтальный суточный параллакс Марса, наблюдаемого с Земли в противостоянии.
Вариант 8.
Дайте характеристику астрономического события: солнцестояние.
Дайте характеристику III закона Кеплера, уточнённого Ньютоном.
Чему равен угловой диаметр Солнца, видимый с Юпитера?
Планы характеристики учебных элементов.
Задание № 1
План характеристики астрономического события.
Определение;
Условия наступления;
Пример проявления.
Задание № 2
План характеристики физического закона.
Формулировка;
Математическая запись;
Границы применимости;
Примеры проявления (применения).
План характеристики физического устройства.
Определение;
Устройство;
Принцип действия;
Область применения.
Алгоритм решения учебной задачи.
(Задание №3).
Краткая запись условия;
Подбор необходимых для решения формул (законов, уравнений);
Выполнение математических преобразований и расчётов;
Оценка достоверности полученного результата.
Оценка контрольной работы по разделам «Практические основы астрономии» и «Строение Солнечной системы».
Демонстрируемые умения | Корректное поведение во время выполнения работы | 1 задание | 2 задание | 3 задание | Уровень выполнения | |||||||||
Даёт определение астрономического события | Оценивает условия наступления астрономического события | Приводит пример наблюдения астрономического события | Даёт формулировку физического закона или определение технического устройства | Переводит формулировку в математическую запись или описывает устройство прибора | Оценивает границы применимости физического закона или описывает принцип действия устройства | Подбирает примеры проявления (применения) физического закона или применения технического устройства | Переводит информацию из одной знаковой системы в другую | Выделяет причинно-следственные связи | Исследует связи и зависимости | Оценивает достоверность полученного результата | Объём знаний | Уровень деятельности | ||
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Базовые компе- тен- ции Оценка | Эмоцио-нально-психоло-гические | Регуля-тивные | Само-совер-шенст-вования | Творческие | Регуля-тивные | Социаль-ные | Само-совер-шенст-вования | Творческие | Социаль-ные | Анали-ти-ческие | Анали-тические | Само-совер-шенст-вования | ||
«5» | +/- | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | Програм- мный | Аналитико-синтетический |
«4» | +/- | Выполнено не менее 7 пунктов из 3-х заданий | Програм- мный | Алгоритми-ческий | ||||||||||
«4» | +/- | + | + | + | + | + | + | + | Базовый | Аналитико-синтетический | ||||
«4» | +/- | + | + | + | + | + | + | + | Базовый | Аналитико-синтетический | ||||
«4» | +/- | + | + | + | + | + | + | + | + | Базовый | Аналитико-синтетический | |||
«3» | +/- | Выполнено не менее 5 пунктов из 2-х заданий | Базовый | Алгоритми-ческий | ||||||||||
«3» | +/- | + | + | + | Ориента-ционный | Аналитико-синтетический | ||||||||
«3» | +/- | + | + | + | + | Ориента-ционный | Аналитико-синтетический | |||||||
«3» | +/- | + | + | + | + | Ориента-ционный | Аналитико-синтетический | |||||||
«3» | +/- | Выполнено не менее 3 пунктов из 3-х заданий | Програм- мный | Фактогра-фический | ||||||||||
«3» | +/- | Выполнено не менее 2 пунктов из 2-х заданий | Базовый | Фактогра-фический | ||||||||||
«3» | +/- | Выполнено не менее 2 пунктов из 1-го задания | Ориента-ционный | Алгоритми-ческий | ||||||||||
«2» | +/- | Выполнен 1 пункт из 1-го задания | Ориента-ционный | Фактогра-фический | ||||||||||
«2» | +/- | Не выполнено ни одного пункта | Не определён | Не определён |
Контрольная работа
DOC / 121 Кб
Контрольная работа по астрономии
Введение в астрономию.
Вариант 1.
1раздел -1 балл.
-
Что изучает астрономия.
-
Какие важнейшие типы небесных тел вам известны.
-
Какие вы знаете типы телескопов.
-
Что такое небесная сфера.
-
Нарисуйте небесную сферу и покажите на ней ось мира, истинный горизонт, точки севера и юга.
-
Какие наблюдения убеждают нас в суточном вращении небесной сферы.
-
Что такое верхняя кульминация светила.
-
Дайте определение восходящим и заходящим светилам.
-
Назовите экваториальные координаты.
-
Что такое эклиптика.
-
Чем замечательны дни равноденствий и солнцестояний.
-
Как приближённо определить географическую широту места из наблюдений Полярной звезды.
-
Назовите системы счёта времени.
-
Что такое солнечный календарь.
-
По какому времени и календарю мы живём.
-
В каком месте Земли в течение года можно увидеть все звёзды обоих полушарий.
-
Где на земном шаре круглый год день равен ночи. Почему.
2 раздел -5 баллов.
-
Определите широту места, для которого верхняя кульминация звезды Арктур (а Волопаса) наблюдается на высоте 530 48
-
Определите по звёздной карте экваториальные координаты звезды Ригель ( βОриона).
-
Экваториальные координаты Солнца 22 декабря а= 18 ч, δ=-23 0 27 В каком созвездии находится в этот день Солнце?
-
16 октября координаты Солнца а= 1Зч 24 мин, δ= -8 0 50 . Какая яркая звезда находится недалеко в этот день от Солнца?
-
Каково склонение звезды, проходящей в верхней кульминации через зенит города Архангельска (φ= 64 0 32′).
-
21 июня в Краснодаре (n1=2) часы показывают 9ч 25 мин. Какое среднее, поясное и летнее время в этот момент во Владивостоке (п2=9,λ2= 8 ч 47 мин).
Контрольная работа по астрономии
Введение в астрономию.
Вариант 2.
1 раздел -1 балл.
-
В чём специфика астрономии по сравнению с другими науками.
-
Какова роль наблюдений в астрономии и с помощью каких инструментов они выполняются.
-
Что такое созвездие.
-
Назовите горизонтальные координаты.
-
Что такое нижняя кульминация светила.
-
Дайте определение незаходящим светилам.
-
Нарисуйте небесную сферу и покажите ось мира, небесный экватор и точку весеннего равноденствия.
-
До какого склонения нанесены звёзды на карту.
-
Под каким углом плоскость экватора Земли наклонена к плоскости эклиптики.
-
Кульминируют ли светила на Северном полюсе Земли.
-
Что такое истинный полдень.
-
Какие календари вы знаете.
-
Вследствие чего в течение года изменяется положение восхода и захода Солнца.
-
Есть ли различие между точкой Севера и Северным полюсом.
-
Почему на звёздных картах не указаны положения планет.
-
Какое время называется всемирным.
-
Чем объясняется суточное вращение небосвода.
2 раздел — 5 баллов.
-
Каково склонение звезды, наблюдавшейся в Минске (φ= 54 0 31) в верхней кульминации на высоте 43 °?
-
Чему равна высота Альтаира (а Орла) в верхней кульминации для Архангельска ( φ= 64 0 32′).
-
На какой высоте кульминирует в Петербурге (φ= 60 °) звезда Регул (а Льва).
-
Склонение светила + 30, прямое восхождение 7ч. В каком созвездии находится светило.
-
Начальные координаты искусственного спутника Земли: а= 10ч 20мин, δ= +15 0, конечные: а= 14ч 30 мин, δ= +300. Через какие созвездия пролетел этот спутник?
-
В Омске ( n1=5) 20 мая 7ч 25мин вечера. Какое в этот момент среднее, поясное и летнее время в Новосибирске (λ2= 5ч 31 мин, n2=6).
Контрольная работа
Строение Солнечной системы
Вариант 1.
-
раздел -1 балл.
-
Почему на звёздных картах не указывают положения планет.
-
Назовите внутренние планеты.
-
Назовите конфигурации внешних планет.
-
Что такое сидерический период.
-
Запишите уравнения синодического движения.
-
Что такое гелиоцентрическая система мира.
-
За что сожгли Джордано Бруно.
-
1 закон Кеплера.
-
Что следует из 2 закона Кеплера.
-
3 закон Кеплера.
-
11.Как можно определить расстояние до небесных тел.
12.Что такое угловой размер светила.
-
раздел — 3 баллов.
-
Чему равна большая полуось Юпитера, если звёздный период обращения этой
-
планеты составляет 12 лет.
-
Через какой промежуток времени повторяются противостояния Урана, если звёздный период его обращения равен 84 года.
-
Чему рана большая полуось Венеры, если нижние соединения повторяются через 2 года.
-
Горизонтальный параллакс Солнца равен 8,8 «.На каком расстоянии от Земли
оно находится
-
Определить горизонтальный параллакс Луны, если расстояние до неё 384000
км
-
На каком расстоянии от Земли находится Юпитер, если его горизонтальный параллакс составляет 0,25″.
-
Во сколько раз линейный радиус Юпитера превышает Радиус Земли, если угловой радиус Юпитера 1,2″, а его горизонтальный параллакс 0,25″.
Оценка «3»- 9-12 баллов, «4» — 13- 18 баллов, «5» — больше 21 балла.
Контрольная работа
Строение Солнечной системы.
Вариант 2.
-
раздел -1 балл.
1. Что такое конфигурации планет.
2. Назовите внешние планеты
-
Назовите конфигурации внутренних планет.
-
Что такое синодический период.
-
Что такое геоцентрическая система мира.
-
Чем знаменит Галилео Галилей
-
7. Чем характеризуется орбита планеты.
-
8. 2 закон Кеплера.
-
9. Чему равна большая полуось Земли.
-
10.Что такое параллакс.
-
Что такое радиолокация.
12.Чьи законы составляют небесную механику.
-
раздел — 3 балла.
-
Определите синодический период обращения Плутона, если его звёздный период составляет 248 лет.
-
Какой будет звёздный период обращения планеты вокруг Солнца, если её нижние соединения будут повторяться через 0,8 лет.
-
Чему равна большая полуось орбиты Нептуна, если сидерический период его равен 165 лет.
-
Чему равна большая полуось Меркурия, если восточная элонгация повторяется через 1,5 года.
-
Сколько времени шёл луч радиоизлучения , если расстояние до Луны 384000
-
км
-
Вычислите линейный размер Венеры, если её угловой размер 3,3″, а горизонтальный параллакс составляет 1,4″.
-
Наибольший горизонтальный параллакс Сатурна 1,7″. Каково наименьшее расстояние от Земли до Сатурна.
Оценка «3»- 9-12 баллов, «4» — 13-18 баллов, «5» — больше 21 балла.
Контрольная работа
Физическая природа тел Солнечной системы.
Вариант 1.
1 раздел — 1 балл.
-
Назвать основные движения Земли.
-
Какова форма Земли?
-
Дайте характеристику Луны по размерам
-
Что такое сарос7 Чему он равен7
5. Дайте характеристику поверхности Луны
-
На какие группы делятся планеты Солнечной системы?
-
Чем Венера отличается од других планет земной группы?
-
Чем знаменит Плутон?
-
Почему Марс красный?
10. Назовите спутники Марса и их перевод.
11 Какая из планет земной группысамая маленькая?
-
Происходила бы на Земле смена времён года, если бы ось Земли была перпендикулярна к плоскости орбиты9
-
Большое красное пятно находится на планете …..
14 Есть ли магнитное поле у планет земной группы? У каких?
15. Больше всего спутников у планеты …
-
Какой из спутников обладает атмосферой? Какой планете он принадлежит?
-
Какова особенность вращения планет — гигантов вокруг своей оси.
18. Почему иногда даже в крупный телескоп не видны кольца Сатурна?
19 Чья орбита находится между орбитами Марса и Юпитера?
20. Как движутся астероиды?
21 Что такое метеоры?
22. Что означает слово «комета»?
23. Что такое облако Оорта?
24 К каким небесным телам Солнечной системы уже приближались космические аппараты?
2 раздел — 5 баллов.
]. Нарисуйте схему лунного затмения и дайте определение.
2. Что такое фазы Луны? Нарисуйте схему фаз.
3 Перечислите планеты земной группы. Дайте им общую характеристику,
-
Что представляют собой кольца планет.
-
Дайте физические характеристики астероидов (форма, масса, размеры).
-
Каков химический состав метеоритов.
-
Обоснуйте вывод о том, что нельзя считать Луну и планеты земной группы небесными телами, эволюция которых уже завершена
-
Оценка: «3» — 9-20 баллов, «4» — 21-29 баллов, «5»- 30 и больше.
Контрольная работа
Физическая природа тел Солнечной системы.
Вариант 2.
-
1раздел — 1 балл.
-
Почему на Земле происходит смена времён года?
-
Что такое Луна?
-
Дайте характеристику Луны по составу лунных пород.
-
Вспомните названия некоторых лунных кратеров, морей и гор.
-
Чем похожи Марс и Земля.
-
Назовите особенности атмосферы Венеры
-
Чем уникальна поверхность Марса?
-
Какие нужно знать характеристики планеты, чтобы определить её среднюю плотность?
-
Какая из планет Солнечной системы самая большая по размерам?
-
Какая из планет- гигантов движется «лёжа на боку»?
-
-
-
-
-
11 Чем красив Сатурн?
-
Есть ли магнитное поле у планет — гигантов? У каких.
-
Чем уникальна поверхность спутника Ио?
-
Почему Юпитер сжат с полюсов сильнее всех планет?
-
Что такое астероид?
-
Что такое метеорит.
-
Существует ли связь между астероидами и метеоритами?
-
Как движутся кометы.
-
-
-
ннарисуйте, как направлен хвост кометы при движении вокруг Солнца?
-
Что такое радиант метеорного потока?
-
Почему иногда происходят метеорные дожди?
-
22. Что происходит, когда Земля проходит через хвост кометы.
-
-
Что такое болиды?
-
К каким небесным телам Солнечной системы уже приближались космические аппараты?
-
раздел — 5 баллов.
-
1 Нарисуйте схему Солнечного затмения и дайте определение.
2. Дайте характеристику физическим условиям на Луне
3 Перечислите планеты-гиганты. Дайте им общую характеристику.
4. Зачем нужно изучать метеориты?
5. Перечислите и зарисуйте основные части кометы
-
Из чего состоит ядро кометы.
-
В своё время кратеры образовались на всех планетах земной группы и на Луне. Где и почему они лучше (хуже) всего сохранились к настоящему времени?
-
Оценка: «3» — 9-20 баллов, «4» — 21-29 баллов, «5»- 30 и больше.
Контрольная работа
Солнце и звёзды.
Вариант 1.
I раздел — I балл.
-
Как называется звезда нашей планетарной системы.
-
Что можно наблюдать на Солнце,
-
Каковы размеры Солнца,
-
Что такое светимость Солнца.
-
Каков химический состав Солнца.
-
6. В каком физическом состоянии находится вещество на Солнце
7. Что представляет собой фотосфера.
-
Что такое протуберанцы,
9.Чем сопровождаются вспышки,
-
Что такое солнечная активность
11. Как происходит передача энергии из недр Солнца к его поверхности.
12. Что такое модель внутреннего строения Солнца,
13 Какие метеорологические явления вызывает активность Солнца на Земле
14. Что такое годичный параллакс.
15. Сколько в 1 пк содержится св. лет
16 Чем объясняется наблюдаемое различие спектров звёзд,
-
Как связана светимость с размерами звёзд.
-
К какому виду двойных звёзд относится δ Большой Медведицы.
-
К какому виду двойных звёзд относится В Кастор.
20 Что такое переменные звёзды.
2 раздел — 5 баллов.
-
Определить светимость звезды, радиус которой в 400 раз больше Солнца, а температура 12000 К.
-
2. Найти параллакс звезды, которая на расстоянии 12 740 000а е
-
3. Найти радиус звезды, светимость которой в 200 раз больше солнечной, а температура 3000 К
-
4. Найти параллакс Капеллы, если до неё 45 световых лет.
-
5. Каково расстояние до звезды в км, если ее годичный параллакс составляет 0,95″.
-
6. Вычислить светимость Капеллы, если её видимая звёздная величина +0,2m, а расстояние до неё 45 световых лет.
-
7. Во сколько раз Ригель (+0,3m) ярче Антареса (+1,2m).
-
8. Определить абсолютную звёздную величину Полярной звезды, если её видимая величина +2,1m, а расстояние до неё 650 св. лет.
Светимость Солнца — 4*10 26Вт, радиус Солнца -0,6*109 м.
Оценка : «3»-10-20 баллов, «4»- 21-34 балла, «5»- 35 в больше.
Контрольная работа
Солнце и звёзды.
Вариант 2.
-
раздел — 1 балл,
1. как называется телескоп, с помощью которого наблюдают Солнце,
-
Как можно определить, что Солнце вращается.
-
Какова масса Солнца.
-
Что такое эффективная температура, чему она равна для Солнца,
-
Из каких слоев состоит атмосфера Солнца,
-
Что представляют собой тёмные пятна.
-
Что такое корпускулы.
-
Назовите цикл солнечной активности.
-
Равенство каких сил поддерживают равновесие Солнца как раскалённого плазменного шара,
-
Как можно определить расстояние до звезд,
-
Сколько в 1 па содержится а. е.
-
Назовите спектральные классы, их температуры и цвет звёзд.
-
Звёзды каких спектральных классов имеют наибольшие скорости вращения вокруг своих осей.
-
К какому виду двойных звезд относится а Близнецов
-
Что такое цефеиды
-
Как получаются новые, сверхновые звёзды.
-
Назовите виды двойных звёзд.
-
-
-
18 Что такое абсолютная звёздная величина.
-
Что такое солнечная постоянная.
-
20 От чего зависит вид солнечной короны.
-
раздел — 5 баллов,
-
1. Найти параллакс Ригеля, если до него 1100 световых лет,
-
Найти температуру звезды, если её светимость в 105 раз превышает светимость Солнца, а радиус в 26 раз превышает радиус Солнца,
-
Каково расстояние до звезды в а,е,, если её годичный параллакс составляет 0,76″.
-
Во сколько паз звезда больше Солнца, если её светимость в 400 раз больше Солнечной, а температура 4000 К.
-
Температура Регула 13200К, а радиус в 4 раза больше Солнца. Определить его светимость.
-
Определить светимость Веги, если её видимая звездная величина составляет +0,1m, а расстояние до неё 27 световых лет,
-
Во сколько раз Арктур (+0,2m) ярче Бетельгейзе (+0,9m).
-
Определить абсолютную звёздную величину Кастора, если его видимая величина +2,0m, а расстояние до него 45 св. лет.
Светимость Солнца — 4*1026Вт, радиус Солнца -0,6*10 9 м.
Оценка : «3»- 10-20 баллов, «4»- 21-34 балла, «5»- 35 и больше.
Контрольная работа
Строение и эволюция Вселенной
Вариант 1.
-
1раздел — 1 балл,
-
Что такое галактика.
-
Что входит в состав галактики.
3 Какие бывают звездные скопления.
-
Плеяды относятся к скоплению.
-
Какие звёзды входят в шаровые скопления
-
Назовите виды туманностей.
-
В созвездии Лиры находится туманность.
8 Назовите пример пылевой туманности.
-
Перечислите виды галактик.
-
Как можно определить расстояние до галактик.
-
Какие вы знаете спиральные галактики.
-
Что вам известно о квазарах.
-
Какова структура Вселенной.
-
Метагалактика стабильна или эволюционирует?
-
Что такое постоянная Хаббла и чему она равна.
-
Сколько примерно лет нашей Метагалактике.
-
Что будет происходить, если плотность Метагалактики будет меньше 10-26кг/м3.
-
Назовите стадии звезды.
-
Какая звезда превращается в сверхновую.
-
Как определяют возраст земной коры, лунных пород, метеоритов.
-
раздел — 5 баллов,
-
Назовите основные закономерности в Солнечной системе.
-
Во сколько раз число звезд, входящих в Галактику, больше числа звёзд, которые доступны наблюдению невооружённым глазом (3*10 3)?
-
В 1974 г. было отправлено в сторону шарового скопления в созвездии Геркулеса (расстояние 7000 пк) радиопослание нашим братьям по разуму. Когда земляне, в лучшем случае, получат ответ?
-
-
-
Оценка: «3»-10-15 баллов% «4»-16-24 балла, «5»- 25 и больше.
Контрольная работа
Строение и эволюция Вселенной
Вариант 2
-
раздел -1 балл,
-
Как называется наша Галактика.
-
Что такое звездные скопления.
-
Шаровое скопление находится в созвездии
-
Какие звезды входят в рассеянные скопления.
-
Крабовидная туманность относится к туманностям.
-
Что такое космические лучи.
-
Каков диаметр нашей Галактики в св. годах и пк..
-
К какому Виду галактик относится каша Галактика.
-
Где расположено Солнце в Галактике.
-
Какие объекты открыты за пределами нашей Галактики.
-
Что такое Метагалактика.
-
12. В чём заключается закон Хаббла.
-
13. В чём заключается особенность нашей Метагалактики.
-
14. Какова плотность Метагалактики, к чему это приводит.
-
15. Из чего возникают звёзды.
-
16. От чего зависит заключительный этап жизни звезды.
-
17. Какая звезда превращается в белый карлик.
-
18. Какая звезда может превратиться в чёрную дыру или нейтронную звезду.
-
19. Какие силы способствуют стабильности звезды,
-
20. Каково строение нашей галактики.
-
-
-
-
2 раздел — 5 баллов,
-
Как, согласно современным представлениям, образовались Земля и другие планеты.
-
Считая, что население земного шара составляет 5,5*10 9 человек, определите, сколько звёзд Галактики «приходится» на каждого жителя нашей планеты,
-
Сколько времени будут лететь до ближайших звёзд АМС, которые в конце XX в. Покинули Солнечную систему, имея скорость 20 км/с?
Оценка: «3»-10-15 баллов; «4»- 16-24 балла, «5»- 25 и больше.
Оценка : 9-17 баллов-«3», 18-25баллов- «4», 26 и больше- «5».
1 вариант
1.Что такое созвездие?
А.Группа звезд, физически связанных между собой
Б.Группа ярких звезд, расположенных в пространстве близко друг к другу
В.Это область неба в пределах некоторых установленных границ
2.Что такое небесная сфера?
А.Набор звездных карт смежных участков неба
Б.Воображаемая сфера произвольного радиуса, в центре которой находится глаз наблюдателя
В.Участок звездного неба с характерной наблюдаемой группировкой звезд
3.Назовите точки пересечения небесной сферы и отвесной линии
А.зенит, надир
Б.север, юг
В.точки весеннего и осеннего равноденствия
4.Назовите точки пересечения небесной сферы с полуденной линией
А.зенит, надир
Б.север, юг
В.запад, восток
5.Как располагается ось мира относительно земной оси?
А.параллельно
Б.перпендикулярно
В.под углом
6.Что называется склонением?
А.угол между горизонтом и светилом
Б.угловое расстояние светила от небесного экватора
В.угловое расстояние светила от точки зенита
2 вариант
1.Какие из перечисленных созвездий видны в средних широтах Северного полушария?
А.Большая Медведица
Б.Кассиопея
В.Орел
Г.Южный Крест
2.На какое число созвездий условно разделена небесная сфера?
А.55
Б.88
В.100
Г.1000
3.Назовите точки пересечения истинного горизонта и небесного экватора
А.зенит, надир
Б.север, юг
В.запад, восток
Г.северный и южный полюсы
4.Назовите точки пересечения небесной сферы с осью мира
А.зенит, надир
Б.север, юг
В.запад, восток
Г.северный и южный полюсы
5.Что такое прямая, проходящая через центр небесной сферы параллельно оси вращения Земли?
А.эклиптика
Б.ось мира
В.отвесная линия
Г.полуденная линия
6.Что называется прямым восхождением?
А.угол между плоскостью небесного меридиана и линией горизонта
Б.угол между полуденной линией и осью мира
В.угловое расстояние между точкой весеннего равноденствия и точкой пересечения круга склонения светила и горизонтом
Г.угловое расстояние светила от небесного экватора
7.Какие координаты относятся к экваториальной системе координат?
А.азимут
Б.высота
В.склонение
Г.прямое восхождение
8.Что такое круг склонения?
А.Большой круг небесной сферы, проходящий через северный и южный полюсы мира
Б.Большой круг небесной сферы, проходящий через зенит и надир
В.Круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна оси мира
Г.Годовой путь Солнца среди звезд
9.Можно ли в вашей местности наблюдать созвездие Возничего 3 января в 10 часов вечера?
А.да
Б.нет
10.Найдите на звездной карте и назовите объект, имеющий координаты:
α =5ч12м, δ=-90.
А. β Ориона
Б. α Ориона
В. α Большого Пса
11.Метеор появился в точке с координатами α=10ч20м, δ =+150, а исчез в точке с координатами α=14ч30м, δ =+300. Через какие созвездия пролетел метеор?
7.Укажите координаты, используемые в горизонтальной системе координат
А.азимут
Б.высота
В.склонение
Г.прямое восхождение
8.Какой из небесных кругов светила пересекают дважды в сутки?
А.круг склонения
Б.эклиптика
В.круг высоты
Г.небесный меридиан
9.Видно ли созвездие Орла 15 мая в 2 часа ночи в вашей местности?
А.да
Б.нет
10.Найдите на звездной карте и назовите объект, имеющий координаты: α=7ч33м, δ=+31о57’
А. α Близнецов
Б. β Близнецов
В. α Малого Пса
11.Метеор вспыхнул в точке с координатами α=12ч00м, δ =+45о, а погас в точке с координатами α =10ч30м, δ =00. Через какие созвездия пролетел метеор?
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/327027-kontrolnaja-rabota-1-po-teme-osnovy-praktiche
Подборка по базе: Теория организации — практическая работа.docx, Статистика — практическая работа.docx, Практическая работа 2.docx, 1607407020_Контрольная работа Протоколы и интерфейсы.pdf, самостоятельная работа 3(3) (1).docx, Контрольная работа.doc, Горбунова А.А. Итоговая работа фрагм. ур..docx, курсовая работа Иманмурзаев Б.К..docx, 1 Всеобщая история Практическая работа.docx, практическая работа.docx
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ АСТРОНОМИЯ
Задание № 1
Системы координат. Видимое движение Солнца
Цель: Практическое закрепление теории астрономических координат.
Содержание:
- Нарисовать основные точки, круги и линии небесной сферы. Изобразить небесную сферу в проекциях на плоскости небесного горизонта, небесного экватора и небесного меридиана.
- Сделать чертежи горизонтальной и экваториальных систем координат. Нанести на них астрономический объект по заданным координатам своего варианта.
- Нанести на чертеже небесной сферы точки, где находится Солнце в дни солнцестояний и равноденствий, а также примерное расположение Солнца на дату варианта.
Исходные данные для выполнения задания № 1.
А0 | h 0 | h | 0 | th | 0 | дата | |
2 | 330 | -30 | 6 | 45 | 6 | 45 | 1.02 |
выполнения задания 1
Контрольные вопросы.
- Что такое Зодиак? Перечислите названия двенадцати зодиакальных созвездий.
Зодиак — 12 созвездий, расположенных вдоль эклиптики, видимого годового пути Солнца среди звёзд. Названия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Змееносец, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.
- Где наблюдется Полярная звезда, если набдюдатель находится : на экваторе; на Северном полюсе; на широте города Новосибирска?
Для наблюдателя, находящегося на северном полюсе, Полярная звезда окажется точно у него над головой — в зените.
Чем южнее будет находится наблюдатель, тем ближе к горизонту будет для него Полярная звезда. На экваторе Полярная звезда будет видна ровно на линии математического горизонта.
Высота Полярной звезды над горизонтом, выраженная в градусах, сообщит нам широту нашего местонахождения. Поэтому на широте города Новосибирска Полярная звезда будет на высоте, равной географической широте места наблюдения (550 )
- Почему в разное время года на небе появляются разные созвездия? Перечислить созвездия летнего, зимнего, весеннего и осеннего неба (в северном полушарии на средних широтах).
Из-за годового движения Солнца по небу, вид ночного звёздного неба меняется (особенно в южной стороне), в разные сезоны года видны различные созвездия
Семь созвездий, которые можно наблюдать в Северном полушарии в зимнего сезона:
Canis Major
Кит
Эридан
Близнецы
Орион
Персей
Телец
Шесть созвездий, видимых из Северного полушария весной, включают в себя следующие:
Волопас
Рак
Кратер
Гидра
Лео
Дева
Семь созвездий, которые составляют линейку Северного полушария летнем сезоне:
Аквила
Лебедь
Геркулес
Лира
Змееносец
Стрелец
Скорпион
Созвездия, которые видны осенью:
Андромеда
Водолей
Козерог
Пегас
Рыбы
- Что такое нижняя и верхняя кульминация светила? Дайте определения восходящим и заходящим светилам, незаходящим, невосходящим.
Нижняя и верхняя кульминация в астрономии — это соответственно максимально нижнее и максимально верхнее положение небесного тела (например, Солнца) относительно горизонта. В течение суток происходит две кульминации — верхняя и нижняя. В момент кульминации Солнце пересекает небесный меридиан — круг, проходящий через ось мира и отвесную линию. Верхнюю кульминацию называют астрономический полдень, а нижнюю — астрономическая полночь
Восходящие светила — те, которые заходят и восходят, то есть верхняя кульминация их происходит над горизонтом, а нижняя — под горизонтом.
Заходящие светила – те, у которых нмжняя кульминация происходит над горизонтом, а верхняя – под горизонтом
Незаходящими считаются те светила, у которых обе кульминации происходят над горизонтом
Невосходящими называют те светила, у которых даже верхние кульминации не удается наблюдать на данной широте
- Чем замечательны дни равноденствий и солнцестояний?
20–21 марта: день весеннего равноденствия. Солнце пересекает экватор в точке, переходя из южной полусферы в северную. Долгота дня равна долготе ночи на всем земном шаре;
21–22 июня: день летнего солнцестояния.. Солнце находится на максимальном удалении от небесного экватора и проходит в полдень через зенит на широте φ = 23,5º с. ш. (тропик Рака). В Северном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь, в Южном полушарии – наоборот.
22–23 сентября: день осеннего равноденствия. Солнце пересекает экватор, переходя из северной полусферы в южную, и находится в зените в полдень на экваторе. Долгота дня равна долготе ночи на всем земном шаре;
21–22 декабря: день зимнего солнцестояния.. Солнце находится на максимальном удалении от небесного экватора и проходит через зенит на широте φ = 23,5º ю. ш. (тропик Козерога). В Южном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь, в Северном полушарии – наоборот.
Задание № 2
Системы измерения времени в астрономии.
.
Цель: Знакомство с различными системами измерения времени, приобретение навыков решения задач.
Содержание:
Задача 1. Определить Всемирное время UT, поясное время и декретное время , соответствующие моменту местного среднего солнечного времени m на дату d в пункте с долготой .
Задача 2. Определить местное среднее солнечное временя m, соответствующее декретному времени на дату d в пункте с долготой .
Исходные данные для выполнения задания № 2.
№ | m | d | ||
2 | 8 34 21,549 | 14 декабря | 2 24 36,23 | 5 32 21,32 |
выполнения задания 2.
Контрольные вопросы.
- Что является причиной разницы между звездными и солнечными сутками?
Причиной четырехминутной разницы между звездными и солнечными сутками является Обращение Земли вокруг Солнца.
- Неравномерность вращения Земли.
В результате многочисленных исследований было установлено, что угловая скорость вращения Земли непостоянна, т.е. вращение Земли неравномерно.
Изменения скорости вращения Земли делятся на три типа:
Вековые, вызванные тормозящим действием лунных и солнечных приливов. В результате вековых изменений продолжительность одного оборота Земли увеличивалась за последние 2 000 лет в среднем на 0,0023s в столетие.
Нерегулярные (или скачкообразные) могут увеличивать или уменьшать продолжительность суток на тысячные доли секунды за время в несколько месяцев. Природа нерегулярных изменений пока достоверно не установлена (землетрясения и активизация вулканов?).
Сезонные (или периодические) изменения вызываются, по-видимому, сезонными перераспределениями воздушных и водных масс на поверхности Земли. В результате сезонных изменений скорости вращения Земли продолжительность суток в течение года может отличаться от средней за год на ±0,001s. Самые короткие сутки приходятся на июль-август, а самые длинные – на март.
- Перечислите процессы, положенные в основу единиц измерения времени.
звездные сутки – промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия на меридиане места наблюдения
Промежуток времени между двумя последовательными нижними кульминациями центра истинного Солнца на меридиане места наблюдения называется истинными солнечными сутками.
- Понятие о летоисчислении (юлианский и григорианский календари).
Юлиа́нский календа́рь (старый стиль) — календарь, в основе которого лежат вычисления древних египетских астрономов длины года как равного 365 суткам и 6 часам, принятой за основу летосчисления при Юлии Цезаре. Юлианский календарь был введен римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова. Автор календаря – Созиген – оценивал продолжительность года в 365,25 суток. В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год привела к тому, что Рождество Христово справляется 7 января (8 января с 2100 г.).
В основу современного календаря положен тропический год продолжительностью 365,242 2 солнечных суток. В большинстве стран принят григорианский календарь (новый стиль). Здесь количество суток в году округлено до 365,242 5, и расчет системы високосных лет выполнялся по следующей схеме:
365,242 5 = 365 + 0,25 – 0,01 + 0,0025 .
Рассмотрим слагаемые в этой формуле: 365 – количество суток в обычном году; 30 +0,25 суток в году – добавляются 1 сутки раз в четыре года; –0,01 суток в году – минус одни сутки за сто лет; +0,0025 суток в году – плюс 1 сутки за 400 лет. Таким образом, можно сформулировать основы григорианского календаря (нового стиля). Обычный год содержит 365 суток, високосный – 366 (29 февраля); високосными являются годы, кратные 4 и 400; исключение из високосных лет – годы, кратные 100 (не делящиеся на 400). Погрешность календаря составляет примерно трое суток за 10 000 лет.
Задание №3
Движение планет. Законы Кеплера. Параллакс.
Цель: Освоить методику решения задач, используя законы движения планет.
Содержание:
1. Как часто повторяются противостояния планеты, сидерический период которой известен?
2. Вычислить массу планеты, зная сидерический период обращения ее спутника и расстояние спутника от планеты.
3. За какое время планета совершает полный оборот вокруг Солнца, если известно ее расстояние от него?
4. Определить расстояние до небесного тела, если известен его горизонтальный параллакс.
Исходные данные для выполнения задания 3.
ЗАДАЧА 1 | ЗАДАЧА 2 | ЗАДАЧА 3 | ЗАДАЧА 4 | |||
Планета | Т, г. | Планета | Спутник | Планета | Л | |
2 | Венера | 0.61 | Марс | 1. Фобос | Венера | 54 09.8 |
Необходимые справочные сведения о планетах и их спутниках выбираются из практикума Астрономия или с использованием ресурсов Интернет
выполнения работы.
Задание № 4
Земля
Цель: Освоить методику решения задач по определению параметров Земли.
Содержание:
- Задана точность угловых измерений. Какой максимальной ошибке в километрах вдоль меридиана это соответствует?
- Чему равна масса Земли, если угловая скорость Луны 13,°2 в сутки, а среднее расстояние до нее 384 400 км? Орбиту Луны считать круговой.
- Определить период обращения искусственного спутника Земли, если наивысшая точка его орбиты над Землей 5000+Nкм, а наинизшая -300+Nкм.
Сравните движение спутника с обращением Луны ( период обращения и среднее расстояние для Луны приведены в приложении 3).
- Определить длину дуги меридиана между пунктами А и В, если в пункте А полуденное Солнце находится в зените 21 марта и 23 сентября, а в пункте В — 22 июня, считая Землю шаром. R=6 371 км
решения задач.
Контрольные вопросы.
- Доказательства вращения Земли вокруг своей оси.
ыДоказательствами вращения Земли вокруг оси являются: поворот плоскости качания свободного маятника (опыт Фуко), отклонение падающих тел к западу, кориолисово ускорение (в Северном полушарии левые берега рек более пологие, чем правые, а в Южном – наоборот), суточный параллакс и суточная аберрация.
- Доказательства движения Земли вокруг Солнца.
Доказательства движения Земли вокруг Солнца: годичный параллакс, годичная аберрация и смещение в спектрах звезд, наблюдаемых рядом с эклиптикой. Смена времен года является следствием обращения Земли вокруг Солнца и наклона оси вращения Земли к плоскости эклиптики на 66,5º. При обращении Земли вокруг Солнца ось ее остается параллельна самой себе.
- Прецессия и нутация земной орбиты.
прецессия – долгопериодическое колебание оси мира с периодом около 26 000 лет
нутация – короткопериодические колебания с периодами от 18,666 года и менее.
Прецессия и нутация оси вращения Земли вызваны действием сил тяготения Луны, Солнца и планет на вращающуюся эллипсоидальную Землю.
- Годичная и суточная аберрация.
аберрация — видимое угловое смещение небесного тела относительно его истинного положения, вызванное движением наблюдателя и тела; причиной аберрации является конечность скорости света.
годичная — составляющая звездной аберрации, обусловленная движением Земли относительно Солнца.
суточная — составляющая звездной аберрация, обусловленная суточным движением наблюдателя относительно центра Земли, т.е. вращением Земли.
- Понятие геоида.
Истинная фигура Земли отличается от эллипсоида вращения и представляет собой геоид – уровенную поверхность поля силы тяжести, проходящую через начало отсчета высот
- Понятие о летоисчислении (юлианский и григорианский календари).
Юлиа́нский календа́рь (старый стиль) — календарь, в основе которого лежат вычисления древних египетских астрономов длины года как равного 365 суткам и 6 часам, принятой за основу летосчисления при Юлии Цезаре. Юлианский календарь был введен римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова. Автор календаря – Созиген – оценивал продолжительность года в 365,25 суток. В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год привела к тому, что Рождество Христово справляется 7 января (8 января с 2100 г.).
В основу современного календаря положен тропический год продолжительностью 365,242 2 солнечных суток. В большинстве стран принят григорианский календарь (новый стиль). Здесь количество суток в году округлено до 365,242 5, и расчет системы високосных лет выполнялся по следующей схеме:
365,242 5 = 365 + 0,25 – 0,01 + 0,0025 .
Рассмотрим слагаемые в этой формуле: 365 – количество суток в обычном году; 30 +0,25 суток в году – добавляются 1 сутки раз в четыре года; –0,01 суток в году – минус одни сутки за сто лет; +0,0025 суток в году – плюс 1 сутки за 400 лет. Таким образом, можно сформулировать основы григорианского календаря (нового стиля). Обычный год содержит 365 суток, високосный – 366 (29 февраля); високосными являются годы, кратные 4 и 400; исключение из високосных лет – годы, кратные 100 (не делящиеся на 400). Погрешность календаря составляет примерно трое суток за 10 000 лет.
Задание № 5
Звезды и галактики.
Цель: Освоить методику определения основных характеристик звезды и расстояний до удаленных космических объектов.
Содержание:
- Используя значения видимой и абсолютной звездных величин для своего варианта, определить расстояние до звезды в парсеках. Выразить это расстояние в световых годах и астрономических единицах. Найти параллакс звезды.
- Известны период обращения двойной звезды, большая полуось видимой орбиты и параллакс. Определить сумму масс и массы звезд в отдельности.
- Определить расстояние до галактики и ее диаметр. Исходными данными являются : скорость удаления галактики и видимый угловой диаметр.
Исходные данные для выполнения задания 5.
№ | Название | m | M | Sp | Т г. | а | | m | v км/с | d | |
2 | Канопус | -0.9 | -4.6 | F0 | 61.2 | 0.3 | 0.018 | 1/5 | 15 | 8 000 | 120 |
Пояснения к данным:
m — видимая звездная величина;
M — абсолютная звездная величина;
Sp — спектральный класс;
Т — период обращения;
а — большая полуось орбиты, выраженная в секундах дуги;
— параллакс;
v — скорость удаления галактики;
d — видимый диаметр галактики, выраженный в секундах дуги.
Контрольные вопросы.
- Какаие единицы применяются при измерении расстояния до звезд? Каково соотношение между этими единицами?
при измерении расстояния до звезд применяются следующие единицы измерения: парсек, световой год, астрономические единицы
Соотношение между единицами измерения расстояний:
1 пк = 3,26 св. г. = 206 265 а. е. = 30,86 1013 км;
1 св. г. = 9,46 1012 км = 63 240 а. е. = 0,3 пк;
- Какие методы определения расстояний до звезд и галактик вы знаете?
Расстояния до ближайших звезд измеряются методом годичного параллакса. Годичный параллакс – угол, под которым со звезды был бы виден средний радиус земной орбиты а, расположенный перпендикулярно направлению на звезду
- Перечислите типы двойных звезд.
- Какие способы классификации звезд вам известны?
По светимости звезды распределяются на несколько основных классов. I. Сверхгиганты. II. Яркие гиганты. III. Гиганты. IV. Субгиганты. V. Карлики главной последовательности. VI. Субкарлики. VII. Белые карлики
Так же существует деление звезд на спектральные классы
- Что входит в состав галактики?
Большинство звезд в Галактике – двойные, или кратные (две и более), обращающиеся относительно центра масс. Кроме того, в Галактике есть шаровые и рассеянные звездные скопления. Шаровые скопления располагаются в сферической составляющей Галактики, а рассеянные – в спиральных рукавах. Пример рассеянного скопления – Плеяды в созвездии Тельца, а шарового – в созвездии Геркулеса. Кроме звезд, большие пространства в Галактике занимают диффузные газопылевые туманности неправильной формы, а также планетарные туманности – сброшенные оболочки звезд в процессе их эволюции.
- Каково строение галактики?
Галактика – это система звёздных скоплений, планет, пыли, межзвёздных газов, тёмной материи, звёзд, связанных между собой силами гравитации. Всё в ней движется относительно общего центра масс – ядра.
несколько компонентов галактики:
Ядро.
Центром галактики считается ядро (сосредоточение массы). Оно является точкой гравитационного притяжения остальных её объектов. Это небольшая частичка звездообразования и звёздного скопления. Ядром может быть чёрная дыра или скопление пыли, групп звёзд, нескольких чёрных дыр или других обитателей галактического центра. Ядром Млечного Пути является массивная чёрная дыра.
Диск.
Следующим компонентом является диск. Это тонкий, плоский галактический слой, где находится большинство космических объектов. Диск занимает большую часть площади галактической системы, разделяется он на звёздную и газопылевую составляющие. В этом слое расположены галактические рукава – неплотные спиральные ответвления с большим количеством новообразованных звёзд..
Сфероидальный компонент.
Часть газа и звёзд, находящаяся за пределами диска, образуют сфероидальный компонент. Он размещается по сфере притяжения вокруг центра. Внешний сфероидальный компонент называется гало.
Спиральный рукав.
Это спиралевидное уплотнение из молодых звёзд и межзвёздных газов.
Балдж.
Объёмная сферическая оболочка галактического ядра называется балдж (в переводе с английского «выпуклость»). Состоит она из звёздных скоплений, старых светил, звёздных гигантов. Балдж является самой яркой и концентрированной частью галактик. Около него располагается перемычка или бар, представляющая собой плотное образование из межзвёздного газа и звёзд прямой и вытянутой формы.
- Классификацмя галактик по Хабблу
Существуют три основных типа галактик: эллиптические, спиральные, и нерегулярные (неправильные). Два, из этих трех типов, делятся и подразделяются на системы. Более подробное деление:
- E0—E7 — эллиптические галактики, имеют относительно равномерное распределение звёзд без явного ядра. Цифра показывает эксцентриситет: галактики E0 практически шарообразны, с увеличением номера развивается уплощение. Число показывает форму проекции на плоскость наблюдения, а не реальную форму галактики, которую может быть трудно установить.
- S0 — линзообразные галактики дискообразной формы с явно выраженным центральным балджем (выпуклостью), но без наблюдаемых рукавов.
- Sa, Sb, Sc, Sd — спиральные галактики, состоящие из балджа и внешнего диска, содержащего рукава. Буква показывает, насколько плотно расположены рукава.
- SBa, SBb, SBc, SBd — спиральные галактики с перемычкой, в которых центральный балдж пересекает яркий бар (перемычка), от которого отходят рукава.
- Irr — неправильные, или иррегулярные галактики, которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных классов. Галактики типа IrrI содержат остатки спиральной структуры, а IrrII имеют совершенно неправильную форму.
Дидактический. Контрольные работыСР, 11/17/2010 — 08:31 — mav
|