- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Мягкий знак в словах как показатель мягкости
- Сочетания ЧК/ЧН, ЩН, СТ/СН, ЗД/ЗН
Сочетания ЧК- ЧН, ЩН
Сочетания ЧК-ЧН, ЩН пишутся без мягкого знака — показателя мягкости согласного.
Буквы ч и щ обозначают всегда мягкие звуки [ч’] и [щ’] (непарные мягкие), поэтому на письме не требуют обозначения.
Например: свечка, синичка, вечность, строчной, хищник, овощной
! Обрати внимание, что обратные сочетания — НЧ и НЩ также пишутся без мягкого знака, т.к. звук [н’] смягчается за счёт всегда мягких звуков [ч’] и [щ’] и не требует обозначения мягким знаком.
Например: гонщик, пончик
! Обрати внимание, что сочетание чн может также произноситься как [шн]: конечно [кан’эшна]
При этом пишется сочетание чк (без мягкого знака).
Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН
Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН пишутся без мягкого знака перед буквами ь, и, е, ё, ю, я! Эти буквы смягчают предшествующий согласный, за счёт чего происходит также смягчение первых букв сочетаний, поэтому дополнительный мягкий знак не нужен.
Например: ластик, стёкла, песня, снег, здесь, казнь
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Слова с чередованием согласных букв в корнях
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 112,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 113,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 129,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 55,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Страница 63,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Страница 29,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 90,
Полякова, Учебник
Упражнение 93,
Полякова, Учебник
Упражнение 156,
Полякова, Учебник
Упражнение 40,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 61,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 223,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 7,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 131,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 137,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 69,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 159,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 235,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 3,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 4,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
3 класс
Упражнение 22,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 32,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 4,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 27,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 48,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 127,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 23,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 105,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 333,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 171,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 32,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 178,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 47,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 57,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 194,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 203,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 35,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 103,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 191,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 304,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 446,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 467,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 703,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 708,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 53,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 151,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 155,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Практикум стр. 82,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 275,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 27,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 50,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 296,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 343,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 349,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 435,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 573,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 583,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение Практикум стр. 8,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 328,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение Практикум стр. 146,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 352,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 25,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 183,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 199,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 210,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 484,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 95,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 494,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 47,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 198,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 300,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 413,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 416,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 89,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 107,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 123,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение Повторение стр. 80 — 83,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 260,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Примеры слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
Приведем примеры слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ»,»щн», «рщ».
Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
Во многих словах русского языка встречаются сочетания мягких непарных согласных звуков [ч’] и [щ’] с другими согласными. При произношении cлов указанные мягкие согласные воздействуют на рядом находящиеся звуки и смягчают их. Происходит ассимиляция (уподобление) согласных звуков по признаку мягкости. Например, послушаем, как звучат следующие слова:
- бубенчик [б у б’ э н’ ч’ и к];
- банщик [б а н’ щ’ и к].
В словах с сочетаниями согласных с предшествующими [ч’] и [щ’] ясно слышится мягкость этих звуков, например:
- дочка [д о ч’ к а];
- чтец [ч’ т’ э ц];
- изящный [и з’ а щ’ н ы й’];
- точный [т о ч’ н ы й’].
Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
Несмотря на указанное мягкое звучание рассмотренных сочетаний согласных, их мягкость на письме не обозначается мягким знаком. Чтобы правильно написать такие слова руководствуемся правилом орфографии.
Правило
Между согласными в буквосочетаниях «чт», «чк»,»чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ» мягкий знак не пишется.
Примеры слов с сочетаниями согласных
- чт — мачта, мачтовый, почтальон, чтение, чтец, чтица, мечта, мечтатель, мечтательный, мечтательность, ничтожный, почти, почта, почтовый, нечто, что, кое-что, чтобы, что-то, что-нибудь, ничтожество, почтенный, почтение, учти, вычти;
- чк — свечка, почка, ночка, точка, печка, речка, тучка, ласточка, облачко, сумочка, лапочка, лавочка, мамочка, щёточка, уздечка, крылечко, крышечка;
- чн — полуночник, полуночный, кирпичный, лодочник, печник, отличник, сочность, срочный, точность, полотенечный, уборочный, столичный, печной, цветочный, сумрачный, солнечный, будничный, ячневый, бутылочный, ёлочный.
Имеем в виду, что в некоторых словах согласно орфоэпической норме русского литературного языка произносится звукосочетание [шн], хотя правильно пишется только буквосочетание «чн», например:
- конечно;
- тряпочная кукла;
- тряпичник;
- яичница;
- скворечник;
- подсвечник;
- пустячный;
- скучный;
- скучноватый.
4. нч — сарафанчик, флакончик, карманчик, кулончик, балончик, фонтанчик, пончик, венчик, одуванчик, кончик, балаганчик, балкончик, солончак, клянчить, нянчить, окончить, ранчо;
5. нщ — гонщик, зачинщик, загонщик, бакенщик, мороженщик, погонщик, обманщик, барабанщик, банщица, каменщик, бетонщик;
6. щн — мощный, мощно, мощность, помощник, немощный, изящность, сущность, насущный, будущность, овощной, жилищный;
7. рщ — уборщик, сварщик, конторщик, сборщик, борщок, наборщик, заговорщик, притворщик, фонарщик, спорщик.
Знаете ещё примеры слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»? Напишите их в комментариях!
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 226
Написание слов с сочетанием чн, чт, чк, нч, нщ, щн, рщ регулируется правилами орфографии. Правописание не зависит от звукового произношения и требует изучения правил чк чн и аналогичных им.
Содержание
- 1 Согласные звуки. Сочетания букв чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
- 2 Особенности звучания согласных буквосочетаний
- 3 Правописание чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
- 4 Примеры слов с сочетанием чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
- 5 Полезное видео
Согласные звуки. Сочетания букв чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
В русском языке 36 согласных звуков. Существует два способа их категоризации:
- Деление на звонкие и глухие (первые состоят из голоса и шума, а вторые – полностью из шума);
- Деление на твёрдые и мягкие (различие производится на основе положения языка при произнесении).
Некоторые согласные образуют друг с другом пары на основе звонкости и глухости ([б] и [п], [г] и [к]) и на основе твёрдости и мягкости ([б] и [б’],[г] — [г’]).
У шипящих [ж], [ш], [ч’], [щ’], а также у [ц] и [j’] нет пар по признаку мягкости и твёрдости, поэтому [ж], [ш], [ц] – это всегда твёрдые звуки, а [ч], [щ’] и [j’] – мягкие.
В составе сочетаний «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ» присутствуют звуки [ч’] и [щ’].
Особенности звучания согласных буквосочетаний
В большинстве случаев рядом стоящие звуки влияют друг на друга. Они смягчаются, заглушаются или не произносятся совсем. Существенное отличие постоянных по твёрдости-мягкости заключается в том, что не имеет значения, какие гласные и согласные стоят до и после них. Их звучание не изменяется. Даже если после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, он всё равно будет произноситься твердо. То же самое касается и мягких шипящих. Они звучат согласно своему названию вне зависимости от характеристик находящихся рядом гласных и согласных. При этом стоящие перед ними согласные изменяются.
Во многих словах русского языка встречаются сочетания мягких непарных согласных звуков [ч’] и [щ’] с другими согласными. При произношении слов они воздействуют на рядом находящиеся звуки и смягчают их. Происходит ассимиляция (уподобление) согласных по признаку мягкости. Например, в словах «бубенчик» и «банщик» звук [н] смягчается под воздействием последующих [ч’], [щ’] и превращается в [н’]. При произношении слов, в которых присутствуют сочетания согласных с предшествующими [ч’] и [щ’], можно четко услышать их мягкость. Например, в словах «дочка», «изящный», «конечный» эта характеристика очевидна.
Внимание! Слова с «чн» могут отличаться в произношении:
- произносят как [ч’н] (точный ответ, срочное дело);
- произносят как [шн] (нарочно, скворечник);
- допускают произношение и как [шн], и как [ч’н] (скучно, булочная, прачечная).
Справка! В русском языке существует тенденция к смене произношения с [шн] на [ч’н], и количество слов, в которых «чн» звучит как [шн], значительно уменьшилось. Это можно понять по словам, которые изменили своё звучание, например, кори[шн]евый и сливо[шн]ый. Подобное произношение вышло из употребления и не является верным. Новые слова с «чн», появляющиеся в русском языке, произносятся только с [ч’н].
Буквосочетание «чт» произносится в соответствии с написанием – [ч’т]. Правило не распространяется на слово «что» и производные от него (чтобы, что-нибудь, ничто и другие), в них «чт» произносится [шт]. Исключением является слово «нечто», в котором четко звучит [ч’т].
Правописание чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
Буквосочетания «чт», «чк», «чн», «щн» пишутся без разделяющего их мягкого знака, так как [ч’] и [щ’] всегда мягкие, поэтому обозначение мягкости на письме не требуется. Буквосочетания «нч», «нщ» и «рщ» также не нуждаются в дополнительном смягчении, так как они ассимилируются и смягчаются за счёт следующих за ними шипящими [ч’] и [щ’].
Внимание! Сочетания согласных с [ч’] и [щ’] всегда пишутся без мягкого знака.
Исключением являются «льч» и «льщ», а также слова «маньчжурский» и «Маньчжурия».
Примеры слов с сочетанием чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
Для лучшего запоминания рекомендуется изучить правило на примерах:
- Слова с сочетанием чт — чтение, чтец, почтальон, мечта, мечтательный, ничтожество, почти, почтенный, почтовый, нечто, что-то, чтобы, что-то, что-нибудь;
- Слова с чк — свечка, бочка, почка, корочка, точка, печка, мочка, ласточка, кочка, ручка, сумочка, лавочка, сыночка, саночки, верёвочка, уздечка, крылечко, дочка;
- Слова с чн — конечный, полуночный, млечный, столичный, двоичный, лодочник, обычный, отличник, сочный, срочность, привычный, точный, строчной, цветочный, облачный, солнечный, гречневый, ёлочный;
- Слова с нч — флакончик, кулончик, баллончик, пончо, пончик, птенчик, утонченный, венчик, одуванчик, солончак, клянчить, нянчить, закончить, ранчо;
- Слова с нщ — гонщик, зачинщик, оконщик, сменщик, мороженщик, обманщик, барабанщица, банщик, каменщик;
- Слова с щн — жилищный, хищник, мощный, помощник, изящный, сущность, сообщник, пращник, насущный, будущность, овощной;
- Слова с рщ — уборщик, сварщик, сборщик, борщ, наборщик, заговорщик, морщить, притворщик, спорщик.
Полезное видео
В освоении правил помогает и видеоматериал:
В данной статье мы рассмотрим правило, почему слова с частицами ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака, а также приведем примеры.
Основной принцип грамотного письма – обязательное знание и применение правил грамматики и орфографии в русском языке. Только с их помощью можно добиться идеально написанных текстов и предложений. Но порой банальные слова заставляют задуматься о правильности написания. Например, словосочетание ЧК и ЧН пишется без мягкого знака. А почему же мягкий знак не нужен, вспомним правило и примеры для ясности.
Почему в сочетаниях ЧК и ЧН не пишется мягкий знак: вспоминаем правило и находим примеры
Вообще, это азы русского языка, что идут параллельно с основой «жи» и «ши», которые пишем только через «и». Или вспомним слово «шучу». Кстати, обратите внимание, что «ч» не используется в сочетании с буквой «ю». Это и будет небольшой подсказкой, почему ЧК и ЧН идут без мягкого знака.
Давайте также вспомним для ясности, что согласные буквы имеют парность по мягкости-твердости. Например, лоб – боль, рота – пить. То есть, буквы могут произноситься с и без смягчения.
Запомните: Буква «Ч» не имеет пары по твердости! То есть, она всегда мягкая. Поэтому на письме нет необходимости дополнительно акцентировать внимание на ее мягкости с помощью мягкого знака.
При этом рядом стоящие буквы также смягчатся. То же самое касается и буквы «Щ», которая также всегда выступает мягкой.
Примеры использования слов с ЧК:
- Дочка с внучкой жили, словно две подруги.
- Ночка выдалась темной.
- Свечка догорала медленно.
- Строчка на машинке была неровной и постоянно рвалась.
- Елочка горела всю новогоднюю ночь.
Примеры смягчения слов с ЧН без мягкого знака:
- Сказочный герой победил зло.
- Елочные игрушки ярко сияли от огоньков.
- Сочный арбуз ела вся детвора.
- Скучный урок подходил к концу.
Не забывайте: Обратные сочетания букв НЧ и КЧ также пишутся без мягкого знака, за счет смягчающей согласной Ч.
Примеры:
- Кочка появилась на дороге неожиданно.
- Пончиков не хватило на всех.
То же самое и со словосочетанием НЩ: гонщик мчит очень быстро.
Внимание: Сочетание букв ЧН также может произноситься, как звук «шн». К примеру: конечно, скучно, булочная, прачечная. Последние три слова могут иметь два произношения и с «шн», и с «чн».
Видео: Почему пишутся слова с частицами ЧН и ЧК без мягкого знака?
Примеры слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
Приведем примеры слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ»,»щн», «рщ».
Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
Во многих словах русского языка встречаются сочетания мягких непарных согласных звуков [ч’] и [щ’] с другими согласными. При произношении cлов указанные мягкие согласные воздействуют на рядом находящиеся звуки и смягчают их. Происходит ассимиляция (уподобление) согласных звуков по признаку мягкости. Например, послушаем, как звучат следующие слова:
- бубе нч ик [б у б’ э н’ ч’ и к];
- ба нщ ик [б а н’ щ’ и к].
В словах с сочетаниями согласных с предшествующими [ч’] и [щ’] ясно слышится мягкость этих звуков, например:
- до чк а [д о ч’ к а];
- чт ец [ч’ т’ э ц];
- изя щн ый [и з’ а щ’ н ы й’];
- то чн ый [т о ч’ н ы й’].
Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
Несмотря на указанное мягкое звучание рассмотренных сочетаний согласных, их мягкость на письме не обозначается мягким знаком. Чтобы правильно написать такие слова руководствуемся правилом орфографии.
Примеры слов с сочетаниями согласных
- чт — почтальон, чтение, чтица, мечта, мечтательный, мечтательность, ничтожный, почти, почта, почтовый, нечто, что, кое-что, чтобы, что-то, что-нибудь, ничтожество, почтенный, почтение;
- чк — свечка, почка, ночка, точка, печка, речка, тучка, ласточка, облачко, сумочка, лапочка, лавочка, мамочка, щёточка, уздечка, крылечко, крышечка;
- чн — полуночник, полуночный, кирпичный, лодочник, печник, отличник, сочность, срочный, точность, полотенечный, уборочный, столичный, печной, цветочный, сумрачный, солнечный, будничный, ячневый, бутылочный, ёлочный.
Имеем в виду, что в некоторых словах согласно орфоэпической норме русского литературного языка произносится звукосочетание [шн], хотя правильно пишется только буквосочетание «чн», например:
4. нч — сарафанчик, флакончик, карманчик, кулончик, балончик, фонтанчик, пончик, венчик, одуванчик, кончик, балаганчик, балкончик, солончак, клянчить, нянчить, окончить, ранчо;
5. нщ — гонщик, зачинщик, загонщик, бакенщик, мороженщик, погонщик, обманщик, барабанщик, банщица, каменщик, бетонщик;
6. щн — мощный, мощно, мощность, помощник, немощный, изящность, сущность, насущный, будущность, овощной, жилищный;
7. рщ — уборщик, сварщик, конторщик, сборщик, борщок, наборщик, заговорщик, притворщик, фонарщик, спорщик.
Сочетания ЧК/ЧН, ЩН, СТ/СН, ЗД/ЗН
Сочетания ЧК- ЧН, ЩН
Сочетания ЧК-ЧН, ЩН пишутся без мягкого знака — показателя мягкости согласного.
Буквы ч и щ обозначают всегда мягкие звуки [ч’] и [щ’] (непарные мягкие), поэтому на письме не требуют обозначения.
! Обрати внимание, что обратные сочетания — НЧ и НЩ также пишутся без мягкого знака, т.к. звук [н’] смягчается за счёт всегда мягких звуков [ч’] и [щ’] и не требует обозначения мягким знаком.
! Обрати внимание, что сочетание чн может также произноситься как [шн]: конечно [кан’эшна]
При этом пишется сочетание чк (без мягкого знака).
Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН
Сочетания СТ-СН, ЗД-ЗН пишутся без мягкого знака перед буквами ь, и, е, ё, ю, я! Эти буквы смягчают предшествующий согласный, за счёт чего происходит также смягчение первых букв сочетаний, поэтому дополнительный мягкий знак не нужен.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Правописание сочетаний -чк-, -чн-, -нч-, -щн-, -рщ-
Основные цели:
- Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
- Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
- Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.
Демонстрационный материал:
- Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
- Слайд 1. Одуванчик.
- Слайд 2. Хищники.
- Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
- Слайд 4. Каменщик.
- Слайд 5. Сварщик.
- Слайд 6. -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.
- Карточка. -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.
- Слайд 7 со словами:
мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.
- Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
– Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Часы чашка туча чулки
– Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч.)
– Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)
– Подчеркните эти сочетания в словах.
3. Выявление места и причины затруднения
Орфографическая зарядка (с.13 №5)
№5. Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.
– Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.
Самостоятельная работа детей. Проверка
(.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.)
– Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк-.)
– Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк-, -чн-.)
– А как они пишутся? (Ответы детей.)
– Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк-, -чн-. А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь, а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:
1. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-
2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные) щн Слайд 2
3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение) чт Слайд 3
4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4
5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
Подчеркните эти сочетания.
– Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь? А почему пишутся без ь, сейчас докажем.
– Произнесите шипящие звуки в этих словах.
– Произнесите звук [ч’]. Какой это звук? (Согласный мягкий.)
– Есть ли у [ч’] парный согласный по твёрдости?
– Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий.)
– Как написаны сочетания -чк-, -чн- в словах на доске?
– Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк-, -чн-, -чт-, -рщ-, -чн-, -щн- пишутся без мягкого знака.)
– Прочитаем правило в учебнике.
– Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь)
– Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.
Физкультминутка
Упражнения на внимание
“Винт”, “Мяч и насос”
5. Реализация построенного проекта
1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
– Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк-, -чн-. Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.
– Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку.)
– Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку.)
– Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку.)
– Подчеркните сочетания -чк-, -чн-. Как они пишутся? (Пишутся без ь.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Игра:
Кто больше запомнит слов.
– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.
Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.
– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.
– Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– А теперь напишем выборочный диктант.
– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.
Слайд 3 (синичка)
– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.
(Один ученик работает у доски.)
Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки.
– А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?
– Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)
– У кого возникли трудности? С чем это связано?
У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.
8. Включение в систему знаний и повторение
– Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.
Дети произносят вместе с учителем.
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!
– Какие слова встретились с сочетаниями -чн-? Запомните их произношение и правописание.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь.)
– Удалось вам достичь поставленной цели?
– Вы довольны своей работой на уроке?
– Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк-, -чн-, чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.
10. Домашнее задание
– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.
источники:
http://budu5.com/manual/chapter/1110
http://urok.1sept.ru/articles/605585