Группа российских ученых завершила длившееся 14 лет исследование по воздействию излучения сотовых телефонов и смартфонов на детей. Выяснилось, что у активных пользователей мобильников замедлилась реакция на световые и звуковые сигналы, заметно возросло число ошибок при письме. А также снизились показатели работоспособности, ослабли внимание и смысловая память. К доводам ученых уже прислушались в надзорных ведомствах — в августе Роспотребнадзор и Рособрнадзор выпустили рекомендации по ограничению использования гаджетов в школах. Однако ряд ученых по-прежнему отрицает доказанность их негативного воздействия на мозг и другие органы человека.
Задачка для гимназиста
Группа ученых из Института биохимической физики им. Н.М.Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения завершили многолетнее исследование влияния электромагнитного излучения мобильных телефонов на психофизиологические показатели школьников, аналогов которому в мире нет.
Для этого в Химках на базе подмосковного лицея № 10 организовали мониторинг показателей детей – пользователей мобильной связи, который с 2014 года продолжили в расширенном объеме на базе лицея № 17.
— На данный момент мы располагаем результатами уникального лонгитюдного наблюдения за детьми, которые пользуются мобильными гаджетами, — сообщила «Известиям» кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН «Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН» Наталия Хорсева. — Важно отметить, что, помимо основной группы, в которую входили дети – пользователи мобильных телефонов (1161 человек), была сформирована контрольная, участники которой обходились без этих устройств (370 человек). Именно факт наличия контрольной группы является неоспоримым преимуществом наших исследований.
В результате выяснилось, что у детей, использующих мобильные телефоны, замедлились простые слухо- и зрительно-моторные реакции по сравнению с контрольной группой. Также в 39,7% случаев у пользователей гаджетов зарегистрировали увеличение показателя утомляемости (в 30,3% он был значительным), в 50,7% — снизился показатель работоспособности. Кроме того, исследователи выяснили, что только у 8,5% детей уровень сформированности мелкой моторики руки находится в пределах возрастной нормы.
— Последние пять лет на базе лицея № 17 проводится комплекс профилактических мер, в который вовлечены все участники образовательного процесса (школьники, родители, педагогический состав и администрация). Он направлен на снижение негативного воздействия мобильных телефонов, — рассказала «Известиям» Наталия Хорсева. — И эти мероприятия уже дали результаты. Установлено, что безопасный режим пользования (наушники, громкая связь, сообщения SMS, MMS) статистически значимо улучшают все психофизиологические показатели. Так происходит потому, что источник излучения находится дальше от формирующегося детского мозга.
Глубина проникновения
Авторы исследования уверены: изменения психофизиологических показателей детей — пользователей мобильных телефонов, убедительно доказывают, что хроническое воздействие электромагнитного излучения негативно воздействует на ребенка. Дети находятся в группе риска, так как их черепная коробка тоньше, чем у взрослых людей, у них меньше масса мозга, — из-за этого большее количество жизненно важных структур могут подвергаться воздействию излучения гаджетов.
По словам ученых, вопрос о специфике распределения полей и величине энергии, поглощенной мозгом ребенка, обсуждается в последние годы практически на всех международных форумах. В 1996 году была опубликована научная работа, посвященная расчетам поглощения электромагнитного излучения структурами головного мозга, американских исследователей (Gandhi, O., Lazzi G., Furse C).
В ней говорится о том, что если для взрослых глубина проникновения излучения равна примерно 37 мм (захватывает около 15% мозговых структур), то для детей и подростков она уже намного больше. Так, для ребенка пяти лет зона охвата составляет до 80% структур головного мозга, а для подростков — до 60%. Следовательно, разговаривая по мобильному телефону, ребенок подвергает электромагнитному излучению практически весь мозг, что неизбежно влечет изменение «физиологического ответа».
— Американцы в своих научных статьях даже ввели специальный термин «тяжелый пользователь» (heavy user) — это человек, который разговаривает по телефону долго. У этих людей как раз появились опухоли, — отметил ведущий научный сотрудник лаборатории радиобиологии и гигиены неионизирующих излучений ФМБЦ им А.И. Бурназяна ФМБА России, почетный председатель Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений Юрий Григорьев. — Шведы, которые закончили свои исследования, обратились в ВОЗ, чтобы переместить электромагнитное излучение в категорию № 1 — с доказанной канцерогенностью для человека.
Также ученые обращают внимание на то, что в некоторых зарубежных странах уже введены полные или частичные ограничения на использование мобильной связи и Wi- Fi в детских садах и школах. В числе таких стран — Германия (Бавария), Франция, Греция, Италия, Великобритания, Бельгия, Бангладеш, Белоруссия, Узбекистан и Азербайджан.
Вооружен и потенциально опасен
Споры вокруг влияния электромагнитного излучения на разные органы человека и, в частности, на мозг идут давно, но в последнее время чаша весов начала склоняться в сторону признания его опасности.
В 2001 году Российский национальный комитет по защите от неионизирующих излучений, опираясь на российские и зарубежные исследования, рекомендовал не использовать мобильные телефоны детям и подросткам до 16 лет. Также это касалось беременных женщин.
В 2011 году Международное агентство по изучению рака (International Agency for Research on Cancer — входит в ВОЗ) отнесло радиочастотные электромагнитные поля, в том числе от сотовых телефонов, к «вероятно канцерогенным для человека». Специалисты агентства причислили электромагнитное излучение к группе 2B — в нее включают вещества или факторы, для которых существуют ограниченные свидетельства (или их недостаточно) в пользу опасности для человека. Следует отметить, что последние экспериментальные исследования на животных в большинстве случаев убедительно доказывают негативное воздействие электромагнитного излучения мобильных телефонов на организм.
Совсем недавно, 14 августа, свои рекомендации по использованию мобильных устройств дали Роспотребнадзор и Рособрнадзор. Документы подписали главы ведомств Анна Попова и Сергей Кравцов. В рекомендациях указано, что ранний возраст начала использования гаджетов и длительные накопленное время их эксплуатации являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка в гиперактивности, повышенной раздражительности, нарушении коммуникативных способностей, расстройстве сна, снижении долговременной памяти и умственной работоспособности. То есть ведомства прислушались к тревожным выводам российских и зарубежных специалистов.
Недоказанный вред
Однако ряд ученых не подтверждают сведения о негативном воздействии излучения мобильных телефонов.
Исследование, проведенное на сотне детей, не может считаться доказательным, так как испытания мобильных телефонов проводились на тысячах людей, считает декан факультета радиотехники и телекоммуникаций, заведующий кафедрой радиоэлектронных средств Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ (вуз участник проекта «5-100») Виктор Малышев.
— Интенсивность поля тщательно изучалась, на эти исследования потрачены миллионы долларов. Никто никогда не доказал его негативного влияния на организм человека. Другое дело, что там происходит на клеточном уровне, — вот этого никто толком не знает, — заявил эксперт. — Понятно, что при большой интенсивности поля вред будет. Но интенсивности, вызванные мобильным телефоном — низкие. Мы сами исследовали то, как проникает излучение в биоткань. Конечно, многое зависит еще и от конкретной модели телефона, но всё это укладывается в нормативы.
С Виктором Малышевым согласен доцент кафедры прикладной информатики и теории вероятностей РУДН Дмитрий Кулябов.
— Электромагнитное загрязнение городов настолько сильное, что воздействие телефонов и другой бытовой техники на общем фоне незначительны. Если вы едете на трамвае или на метро, излучение будет сильнее, чем от телефона. Для того чтобы добиться негативного влияния, нужно примотать телефон к уху и ходить с ним круглосуточно. В данном случае есть вероятность нагрева тканей по тому же принципу, по которому он происходит в микроволновке. Но никто так делать не будет, — уверен эксперт.
Споры между учеными продолжаются. Решено продлить и мониторинг на базе лицея №м17. Исследователи уверены, что добудут новые доказательства негативного влияния электромагнитного излучения на мозг детей.
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Семенова Н.В.
1
Денисов А.П.
1
Денисова О.А.
1
Кун О.А.
1
Кузюкова А.В.
1
1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Данная статья посвящена вопросу влияния электромагнитного излучения от сотовых телефонов на здоровье ребенка. Было проведено измерения электромагнитного излучения (ЭМИ) от сотового. В результате анализа литературных данных за последние 10 лет было выявлено, что под воздействие ЭМИ попадают абсолютно все органы и системы организма ребенка. У детей, часто пользующихся сотовыми телефонами, нарушаются процессы запоминания и воспроизведения информации, сна. Они становятся более раздражительными и капризными. У таких детей наблюдаются задержка полового развития, они склоны к частым простудным заболеваниям. В заключение были даны рекомендации по минимизации негативного воздействия ЭМИ от сотовых телефонов на организм ребенка.
здоровье
дети
сотовые телефоны
электромагнитное излучение
1. Аполлонский С.М. Безопасность жизнедеятельности человека в электромагнитных полях. СПб.: Политехника, 2006. 266 с.
2. Беккер В.Н., Пашков А.П. Безопасность сотовых телефонов / В.Н. Беккер, А.П. Пашков // СИББЕЗОПАСНОСТЬ-СПАССИБ. – 2011. – № 1. – С. 120-123.
3. Безменова М.Д. Уровень информированности учащихся 5–11 классов МАОУ «Гимназия № 4» г. Саратова о влиянии мобильных телефонов на здоровье пользователей / М.Д. Безменова // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2014. – C. 53.
4. Бецкий О.В., Кислов В.В., и др. Миллиметровые волны и живые системы. М.: САЙНС-ПРЕСС, 2004. 272 с.
5. Васильева Т.И., Сарокваша О.Ю. Влияние электромагнитного поля сотового телефона на организм человека в зависимости от возраста. / Т.И. Васильева, О.Ю. Сарокваша // Вестник Самарского Государственного Университета. – 2012. – № 3.2. – С. 29 – 36.
6. Визиренко А.Ф. Влияние электромагнитных полей и излучений на человека в сочетании с другими факторами внешней среды / А.Ф. Визиренко // Известия Юго-западного Государственного Университета. Серия: техника и технологии. – 2013. – № .4 – С. 131-136.
7. Григорьев О.А. О санитарно-эпидемиологической оценке абонентских терминалов сотовой радиосвязи // Ежедневник Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений за 2004-2005 гг. М.: АЛЛАНА, 2006. С. 40-47.
8. Григорьев Ю.Г. Сотовая связь: радиобиологические проблемы и оценка опасности. / Ю.Г. Григорьев // Радиационная биология. Радиоэкология. – 2001. – № 5. – С. 500-513.
9. Дуликов В.З. Технологии XXI века и социально-культурная сфера (достижения и просчеты) / В.З. Дуликов // Вестник Московского Государственного Университета Культуры и Искусств. – 2010. – № 2. – С. 108-116.
10. Ейст Н.А. Измерение электромагнитного излучения от мобильных телефонов и планшетов и его влияние на здоровье человека. / Н.А. Ейст, В.Е. Мухаметсафин // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2015. – № 10-1. – С.64-68.
11. Казаковцев В.П. Показатели заболеваемости хроническими болезнями верхних дыхательных путей детского населения г. Омска / В.П. Казаковцев, В.А. Ляпин // 20 лет системе обязательного страхования Омской области: достижения и перспективы: сб. ст. – Омск, 2013. – С. 90.
12. Казаковцев В.П. Оценка влияния факторов на хроническую заболеваемость ЛОР-органов в крупном промышленном городе / В.П. Казаковцев, О.М. Куликова, В.А. Ляпин // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журн. – 2013. – № 2 (46). – Режим доступа: URL: http://www. science-education.ru/108-8792 (дата обращения: 09.04.2013).
13. Ляпин В.А. Гигиеническая оценка влияния экологических факторов на формирование хронической патологии верхних дыхательных путей населения промышленного центра / В.А. Ляпин, В.П. Казаковцев // Российская отоларингология. – 2013. – № 2. – С. 65-68.
14. Ляпин В.А. Особенности заболеваемости населения крупного промышленного города / В.А. Ляпин, В.П. Казаковцев, Н.В. Семенова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. Режим доступа URL: www.science-education.ru/116-12869 (дата обращения: 15.12.2014).
15. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей раннего возраста / Денисов А.П., Бабенко А.И., Кун О.А., Банюшевич И.А. Омск, 2015. – 172 с.
16. Семенова Н.В. Влияние образа жизни студентов ВУЗов на пищевое поведение с учетом гендерных особенностей / Н.В. Семенова, Е.Г. Блинова, В.А. Ляпин // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 2 (51). С. 54-58.
17. Сургучев П.А. Негативное воздействие сотовых телефонов. / П.А. Сургачев // Культура. Духовность. Общество. – 2014. – № 15. – С. 87-92.
18. Узденов, И.М. Влияние школы на здоровье детей и современные возможности восстановительного лечения / Узденов, И.М. / Вестник Северо-кавказского федерального университета. – 2014. – № 3(42). – С 106-111.
19. Ширинский В.А. Гигиеническая оценка формирования здоровья населения крупного административно-хозяйственного центра в условиях меняющейся социально-экономической ситуации: автореф. дис.. д-ра мед. наук / В.А. Ширинский. СПб., 2003. – 43 с.
20. Электромагнитные поля и общественное здравоохранение: мобильные телефоны. Информационный бюллетень № 193 Май 2010 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs193/ru/print.html.
21. Gandhi O.P. IEE Trans Microwave Theory Tech. / O.P. Gandhi, G. Lazzi, C.M. Furse // MTT-44. – 1996. – № 10. – P. 1884–1896.
22. Kolodnyski A. Motor and Psychological functions of school children living in the areas Scrunda radiolocation station Latvia / A. Kolodnyski, Y. Kolodniska // Sci. Total Environ. – 1996. –№ 180. – P. 87–93.
23. Preece A. Studies on children and mobile phone interaction in COST 261 Wolkspop on mobile phone and children / A. Preece // Rome. – 2002. – May. – P. 20–26.
24. Lee T. Effect on human attention of exposure to the electromagnetic field by mobile phones / T. Lee, Ho S. Tsang [et. al.] // NeuroReport, 2001. – V. 12, № 4. – P. 729–731.
25. Huber K. Frequency electromagnetic field exposure in humans, Estimation on SAR. Distribution in the Brain. Effects on sleep and Heart raten / K. Huber [et. al.] // Bioelectromagnetics. – 2003. – V. 24, № 4. – P. 262–276.
26. Klicersew N. The child scramler-what a mobile caw do youngster’s brain in 2 minutes. / N. Klicersew // UK SundyVorroray Mirror December. – 2001. – P. 1349–1356.
27. Tomas J. Exposure to RF-EMF and behavioural problems in Bavaria children and addes cents / J. Tomas [et. al.] // Ent. J. Epydemiol. – 2010. – V. 25, № 2. – P. 135–141.
XXI век называют веком высоких технологий. Под словом «высокие» подразумевается использование новейших научно-технических достижений [8]. Одним из таких достижений является сотовый телефон. В настоящее время сотовые телефоны являются неотъемлемой частью жизни любого современного человека, они пронизывают буквально все сферы жизни человеческого общества и оказывают на них сильнейшее воздействие [9, 20]. Еще совсем недавно наличие сотового телефона казалось чем-то невероятным и заоблачным. Сегодня же мобильный телефон из игрушки и критерия престижа и богатства превратился в нечто обыденное, то, без чего мы не представляем своей жизни [2]. Сотовыми телефонами пользуются дети и подростки, беременные и кормящие женщины, граждане с ослабленным здоровьем [2], не понимая самого главного: нет однозначного мнения о влиянии электромагнитного излучения от сотовых телефонов на здоровье человека. С одной стороны, несмотря на многочисленные исследования, в настоящее время достоверно не установлено негативное влияние электромагнитного излучения сотового телефона на здоровье абонента [4, 7, 8]. С другой стороны, отсутствуют и доказательства безопасности воздействия ЭМИ сотового телефона. Бурная «мобильная телефонизация», захлестнувшая человечество около двадцати лет назад, продолжается и по сей день [2]. Согласно статистике операторов сотовой связи около 70 % пользователей разговаривают по телефону более 30 минут в день; 30 % людей имеют по 2 сотовых телефона и регулярно их используют; 40 % наших сограждан на ночь кладут телефон на расстояние менее 0,7 м от головы, а ведь даже в состоянии покоя сотовый телефон излучает электромагнитное излучение для связи с базовой станцией; более 25 % пользователей имеют возраст до 18 лет и дольше других категорий разговаривают по мобильному телефону; только 20 % пользователей знают, что влияние мобильного телефона на человека может быть чрезвычайно вредным [6]. В связи с ростом численности пользователей мобильными телефонами, а так же не изученностью влияния ЭМИ от сотовых телефонов на организм человека людей стал беспокоить вопрос о действии электромагнитного поля на организм человека [2].
Прежде чем говорить о влиянии электромагнитного излучения от сотовых телефонов на организм человека, стоит выяснить, каким образом происходит формирование сигнала. Итак: связь по мобильным телефонам осуществляется с помощью радиоволн, распространяемых через сеть фиксированных антенн, называемых базовыми станциями. Радиочастотные волны являются электромагнитными полями [20]. Частота, на которой осуществляется работа сотового телефона, составляет 450-2700 МГц, при этом пиковые значения мощности находятся в диапазоне от 0,1 до 2 ватт. Стоит отметить, что передача мощности сотовым телефоном осуществляется лишь в случае связи устройства с базовой станцией [20]. Связь сотового телефона с базовой станцией, а следовательно, и увеличение значений мощности устройства, происходит в момент установления сигнала между двумя мобильными телефонами по средством звонка, смс-сообщения, а так же в период активности устройства в сети Интернет. Оценка электромагнитного излучения от сотовых телефонов проводилась по трем категориям: момент покоя, дозвона и разговора. В момент покоя электромагнитное излучение от сотового телефона не значительно и в среднем составляет 0,65 мкВт/см2. Такое излучение не оказывает влияние на физиологические и биохимические показатели организма человека. В 38 раз увеличилась электромагнитная активность от сотовых телефонов в момент дозвона, по сравнению с электромагнитным излучением в состоянии покоя. В 1,4 раза, по сравнению с моментом дозвона, и в 41,8 раза, по сравнению с моментом покоя, увеличилось электромагнитное излучение в момент разговора. Таким образом, наибольшей электромагнитной активностью сотовый телефон обладает в момент разговора и, следовательно, оказывает максимальное действие на органы, находящиеся в непосредственной близости от приложенного к уху телефона [11]. Поэтому очень важно понимать, исследовать и контролировать потенциальное воздействие электромагнитного излучения от сотовых телефонов на здоровье людей. На сегодняшний день вопрос о влиянии электромагнитного излучения от сотовых телефонов на здоровье человека, а особенно ребенка, весьма актуален. Во-первых, это связано с тем, что подвержены воздействию ЭМИ фактически все органы и системы (система кроветворения, ЦНС, иммунная, половая и нейроэндокринная системы) [13]. Во-вторых, дети – это основные пользователи сотовых телефонов. По результатам исследования некоторых авторов [4] 39 % школьников 5-11 классов, обучающихся в лицеях, пользуются телефоном более 30 минут в день. В 72 % случаях телефон хранится в непосредственной близости к жизненно важным органам. У 53 % школьников мобильный телефон во время сна находится рядом с кроватью. 79 % говорят по телефону, приложив его непосредственно к уху [4]. В-третьих, растущий детский организм значительно более восприимчив и уязвим к влиянию различных негативных факторов внешней среды, в том числе электромагнитного излучения (ЭМИ) [13, 21]. В связи с меньшими размерами головы и более тонкими костями черепа ребенка, по сравнению с взрослым человеком, головной мозг детей и подростков поглощает большее количество электромагнитной энергии [12, 14]. При этом ЭМИ проникает в те области мозга, которые у взрослого человека, как правило, не облучаются [12, 14]. Под воздействием ЭМИ от сотовых телефонов происходит увеличение числа нарушений фонематического восприятия и времени реакции на звуковой сигнал практически у всех детей-пользователей младшего школьного возраста [17]. В 40,7 % случаях у детей, пользующихся сотовыми телефонами ежедневно в течение 10 минут, наблюдается снижение работоспособности [19]. В 29,6 % случаев установлено увеличение показателя утомления [19]. Зачастую, после использования сотовых телефонов детьми происходит снижение произвольного внимания и смысловой памяти [19]. В условиях кратковременного воздействия ЭМИ мобильного телефона у детей могут измениться биоэлектрическая активность головного мозга [11, 25], когнитивные способности [12, 15, 22-24]. Соответственно дети будут испытывать трудности в учебе: ребенок будут рассеянным, ему трудно будет удержать внимание, появятся трудности с запоминанием и воспроизведением информации [13, 19]. Сон становится тревожным, с неприятными сновидениями, нарушатся процессы засыпания и пробуждения, часто перед сном у ребенка возникает чрезмерное возбуждение, которое сменяется слезами и страхом [12, 13, 25]. Эпидемиологические исследования немецких ученых, проведенные на основе данных опроса 3022 детей и подростков – пользователей мобильных телефонов, свидетельствуют об отставании их общего развития и психических способностей [12, 27]. В условиях повторяющихся воздействий ЭМИ от сотовых телефонов возможно появление таких нарушений, как ослабление памяти, развитие различных видов неврозов, неврастенических состояний, учащение головных болей, в основе которых лежат дистрофические проявления со стороны нервных клеток [2]. Основными проявлениями неврозов и неврастенических состояний у детей младшего возраста является каприз; у детей старшего возраста – неустойчивость настроения и эмоциональная не сдержанность [13]. Со стороны сердечно-сосудистой системы у детей наблюдается увеличение частоты пульса на 10 %, уровня систолического давления на 8 % [5]. Изменение частоты пульса является универсальной оперативной нейро-гуморальной реакцией целостного организма на любые воздействия со стороны внешней и внутренней среды. Частота пульса может увеличиваться при стрессе, нервном возбуждении, повышенных эмоциональных и физических нагрузках, повышении температуры, различных сердечных заболеваниях [1, 5]. Увеличение частоты пульса лишь в младшей возрастной группе говорит о наибольшей уязвимости сердечно-сосудистой системы детей по отношении к ЭМИ мобильной связи [5]. Иммунная система играет очень важную роль в поддержании нормального «функционирования» человека. Но иммунная система ребенка еще находится в стадии формирования и не может в полной мере обеспечить защиту организма. А под воздействием ЭМИ от сотового телефона, который дети не выпускают из рук, иммунные процессы, и так функционирующие с недостаточной силой, нарушаются: с одной стороны, повышается восприимчивость организма к инфекционным (вирусным, бактериальным, грибковым, глистным, протозойным) заболеваниям, с другой стороны – возрастает активность аутоиммунных процессов [13]. Ситуацию ухудшает изменение состава периферической крови, которые происходит под влиянием ЭМИ. В результате развивается панцитопения [13]. Все это приводит к частым инфекционным болезням ребенка. Сотовые телефоны оказывают отрицательное воздействие на органы чувств, в частности на зрение ребенка. Зачастую воздействие сотового телефона имеет комплексное воздействие на органы зрения ребенка [16, 18]. Это воздействие связано, во-первых, с повышенным напряжением зрения при написании смс-сообщений и во время игры в мобильные приложения [13], а так же в результате воздействия ЭМИ. Все это приводит к развитию миопии, которая является самой частой патологией зрения в детском возрасте [16, 18]. Исследования, проводимые в Израиле, показали, что длительные разговоры по мобильному телефону могут привести к ухудшению зрения [13]. Было выявлено, что люди, которые часто и продолжительно разговаривают по мобильному телефону, подвергают себя большому риску развития катаракты [13]. ЭМИ приводят к нарушению половой функции – задержке полового развития (инфантилизму). Воздействие ЭМИ на половую систему осуществляется через гипофиз, приводя к снижению или полному прекращению выработки регулирующих гормонов [13]. Стоит отметить, что ЭМИ от сотовых телефонов может оказывать влияние на ребенка в период внутриутробного развития, если беременная женщина не выпускает мобильный телефон из рук. Такое воздействие может проявиться в виде пороков и уродств у ребенка [13]. ЭМИ от сотовых телефонов так же оказывают негативное влияние на мочеполовую систему, в частности на почки. Под действием ЭМИ эритроциты изменяют свою форму и электрический заряд, в результате чего красные кровяные тельца способны проходить через почечный фильтр, закупоривать его с развитием почечной недостаточности [13]. Излучение от сотовых телефонов оказывают влияние на формирование костно-мышечной системы ребенка. Под воздействием ЭМИ остеобласты замедляют свою деятельность, в результате чего замедляется рост ребенка. Стоит отметить, что дети, особенно в период переходного возраста, зависимы от мнения окружающих их людей. А поскольку телефон – это один из способов завоевать уважение среди сверстников, то выбор школьников падает на те модели мобильных телефонов, которые превосходят аналоги у одноклассников, как по функциональности, так и по стоимости [17]. При этом школьники не всегда выбирают более безопасные модели. Но даже отсутствие сотового телефона рядом с нами косвенным образом сказывается на поведении и оказывает влияние на ребенка. В случае отсутствия сотового телефона под рукой люди, в том числе и дети, испытывают огромное беспокойство. Забыв телефон дома человек ощущает одиночество, депрессию и волнение, которое в отдельных случаях может перерасти в панику, а как следствие приступы гипертонии, аритмии и т.д. [17].
Заключение
Таким образом, влияние электромагнитного излучения от сотовых телефонов на организм ребенка является весьма актуальной темой. При проведении измерений электромагнитной активности от сотового телефона, было установлено, что в момент разговора, когда телефон находится в непосредственной близости от головного мозга, ЭМИ максимально. Под воздействие ЭМИ попадают абсолютно все органы и системы организма ребенка. У детей, часто пользующихся сотовыми телефонами, нарушаются процессы запоминания и воспроизведения информации, сна. Они становятся более раздражительными и капризными. У таких детей наблюдаются задержка полового развития, они склоны к частым простудным заболеваниям. В заключение хотелось бы дать несколько советов о том, как же обезопасить себя и своего ребенка от воздействия ЭМИ от сотовых телефонов. Во-первых, все мобильные телефоны должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным нормам, принятым в РФ (Санитарные нормы иправила «Гигиенические требования по размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03). Решив поменять себе телефон, выбирайте модель с наименьшей мощностью[10]. Во-вторых, для минимизации влияния ЭМИ от мобильного телефона стоит носить его в сумке, а не в кармане одежды [10]. Поскольку при увеличении громкости автоматически увеличивается мощность излучения, стоит разговаривать тише [10]. Телефонный разговор должен занимать как можно меньше времени. Между телефонными разговорами должен быть перерыв не менее 15 минут. По возможности стоит заменить разговор на смс-сообщение [10]. Поскольку в момент разговора электромагнитная активность от сотового телефона максимальна, стоит держать его на расстоянии 3-5 сантиметров от кожи головы (использование громкой связи) [10]. Лучше отказаться от использования наушников, таккак они являются продолжением антенны – передатчика, в сторону которого идётмаксимальное излучение[10]. Стоит ограничить использование мобильных телефонов в метро, трамваях,троллейбусах и вблизи высоковольтных линий электропередач, т.е. там, где природноеэлектромагнитное поле ослаблено. Ну и конечно, необходимо выключать телефон и планшет перед сном [10].Соблюдая эти простые правила можно свисти к минимуму влияние ЭМИ от сотовых телефонов на свой организм.
Библиографическая ссылка
Семенова Н.В., Денисов А.П., Денисова О.А., Кун О.А., Кузюкова А.В. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ ОТ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-4.
– С. 701-705;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9679 (дата обращения: 15.01.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
- ИНВИТРО
- О компании
- Пресс-релизы
- Педиатр рассказала,…
Педиатр рассказала, какие нарушения развития у детей вызывают гаджеты
Назад к списку
Многие родители дают своим детям гаджеты с разными целями: для развития, образования, а иногда, чтобы занять и развлечь ребенка.
Чрезмерное и неправильное использование гаджетов может привести к проблемам у детей в будущем. Насколько вредны гаджеты для детей разных возрастов? Могут ли они быть полезными и как их правильно использовать? Об этом рассказала Алена Михайлова, врач-педиатр ООО «ИНВИТРО-Урал».
Насколько действительно вредны гаджеты для детей? К каким проблемам их использование может привести в разном возрасте?
Первые 3 года жизни очень важны для развития ребенка, особенно для развития его речи. Речевые навыки формируются в процессе эмоциональных взаимоотношений и общения ребенка с близкими взрослыми, когда ребенок пытается выразить свои потребности словами. Раннее начало пользования гаджетами тормозит процесс развития коммуникативных навыков.
В возрасте 3-7 лет у ребенка развивается важный навык ролевых игр. Дети начинают копировать поведение взрослых. В это время происходит активное развитие мозга: развиваются творческие способности, повышается интеллектуальный уровень, совершенствуются навыки общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Постоянное использование гаджетов тормозит эти процессы, т.к. не требует участия взрослого. Нарушаются родительско-детские взаимоотношения – это способствует нарушению взаимоотношений между сверстниками, отсутствию способности договариваться, идти на компромисс, делать что-то вместе.
В школьном возрасте развиваются трудности в обучении и восприятии информации. Для детей, с раннего возраста использующих гаджеты, характерно «клиповое мышление» – восприятие мира с помощью ярких коротких образов, при этом информация воспринимается разрозненно, фрагментарно, по принципу «увидел и забыл». Детям сложно удерживать в памяти предыдущие фразы при прослушивании текста, понимать смысл рассказа. Формируются проблемы с чтением: тексты сложно понимаются, чтение становится утомительным и неинтересным.
Развиваются также проблемы со зрением: снижение зрения, неправильная работа глазных мышц из-за постоянного быстрого мелькания ярких картинок.
В подростковом возрасте из-за постоянного использования гаджетов к трудностям в обучении присоединяются проблемы в социализации. У подростков формируются сложности в общении: живое общение заменяется на соцсети, дети выпадают из реальной жизни. При столкновении с проблемами такие подростки более склонны к стрессам, истерикам, депрессиям, в том числе с суицидальными мыслями.
В каком возрасте лучше вообще детей к гаджетам не подпускать?
Детям до 3-х лет не рекомендуется вообще пользоваться гаджетами. Яркие быстро мелькающие картинки нарушают формирование зрительного аппарата, дают нагрузку незрелой нервной системе. Подмена общения с родными взрослыми на просмотр гаджетов нарушает формирование эмоциональных связей и ценностных ориентиров ребенка. Ребенку в этот возрастной период важно исследовать мир вокруг себя: потрогать, понюхать, попробовать на вкус, а виртуальный мир гаджета не способствует этому развитию.
Есть ли менее вредные для детей гаджеты? Если да, то какие?
Выбирая между гаджетами, лучше отдать предпочтение компьютеру или планшету. С точки зрения меньшей нагрузки на организм ребенка, минимальная диагональ персонального компьютера должна быть не менее 39,5см, у планшета – не менее 26,6см. Организация рабочего места ребенка должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшета предполагает его размещение на столе под углом наклона 30 градусов. Продолжительность непрерывного пользования гаджетами зависит от возраста ребенка:
- для детей 3-7 лет – не более 10 минут;
- 8-11 лет – 15 минут;
- 11-13 лет – 20 минут;
- 14-17лет – 25 минут.
После работы с компьютером необходимо сделать гимнастику для глаз. Общее допустимое время использования компьютера за весь день:
- дети 3-4 лет – 30-40 мин/день;
- 5-6 лет – 1час/день;
- 7-9 лет – 1,5 часа/день;
- 10-13 лет – 2 часа/день;
- 14-17 лет – до 3-х часов/день.
С медицинской точки зрения, можно ли говорить о каком-то позитивном влиянии гаджетов на детей?
Безусловно, отрицать полезные свойства гаджетов нельзя. Если вдумчиво подойти к вопросу использования гаджетов, то можно подобрать развивающие мультфильмы, образовательные программы для детей младшего возраста. Для детей школьного возраста подойдут различные головоломки, олимпиады, обучающие циклы и т.д.
Не стоит полностью запрещать детям использовать гаджеты. Важно вовремя направить любопытство ребенка в полезное русло. Тогда гаджет станет помощником в получении знаний и достижении успехов.
Что можно сделать родителям и близким со своей стороны, чтобы снизить влияние гаджетов?
Родителям необходимо учить ребенка правильно пользоваться гаджетом. Важно проговаривать правила: в каких случаях можно, а в каких нельзя использовать гаджет, учить пользоваться качественным контентом. Тогда ребенок постепенно привыкнет и сам научится находить и анализировать полезную информацию в интернете. Важно помнить о следующем:
- нельзя использовать гаджет как средство от истерик или плохого настроения;
- родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить с семьей, а не гаджетом;
- всем детям необходимо общение с родителями, близкими людьми, нужны общие интересы и цели. Тогда у детей не будет желания убегать от одиночества в сеть;
- важно обеспечить ребенку интересный, разнообразный досуг: игрушки, спортивный инвентарь, книги, материал для творчества и самовыражения.
За какими тревожными симптомами стоит следить особенно пристально?
Стоит обратить внимание на следующие настораживающие симптомы:
- ребенок теряет чувство времени и чувство меры за игрой в гаджете;
- ребенок испытывает агрессию, ярость, у него начинается истерика при попытке забрать гаджет, ограничить время игры в гаджете;
- ребенок теряет интерес к реальной жизни, не стремится играть с друзьями, не хочет гулять, играть в настольные, подвижные игры, рисовать, лепить и т.д. Эти занятия кажутся ребенку скучными;
- у школьников падает успеваемость;
- свободное время ребенок проводит, уединившись с гаджетом;
- происходит постепенная утрата контакта с родителями: ребенок все меньше стремится к общению, замыкается в себе.
Почему у детей может формироваться зависимость от гаджетов?
Счастливый, гармонично развивающийся ребенок, скорее всего, не будет испытывать повышенную тягу к гаджетам. Чаще всего такая патологическая зависимость формируется, когда нарушено равновесие и гармония во внутреннем мире ребенка, когда есть незаполненная пустота:
- семейные проблемы, ссоры между родителями;
- неуверенность ребенка в себе, проблемы в общении со сверстниками;
- недостаток контакта с окружающим миром: родители мало общаются с ребенком (не на тему учебы, например, а просто о жизни ребенка, его интересах, волнениях, событиях и др.), играют, гуляют, мало времени проводят вместе;
- у ребенка нет интересного занятия, которое бы его вдохновляло, стимулировало к самовыражению, творчеству и др.
Как современные технологии влияют на здоровье детей? Как детской психике справиться с этим влиянием и чем неокрепшим умам могут помочь родители? Эксперты Роскачества собрали мнения детских психологов и дают пояснения родителям по важным вопросам, которые касаются практически каждой современной семьи.
Гаджеты и дети: мнение психолога
Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.
Екатерина Кес
детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”
Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.
Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.
Гаджеты: риск аддикции?
Ирина Попова
семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт
Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.
Снижение фантазии и повышении тревоги
Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.
Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.
Вред для спины и зрения
Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.
Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.
Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?
Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.
-
С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.
-
Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.
-
Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.
-
Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.
В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемая часть нашей жизни. Родители всегда являются примером для ребёнка, тем более в детстве. Дети наблюдают за мамой с папой, видят у них в руках средства коммуникации и интересуются ими. В наше время невозможно оградить сына или дочь от девайсов. Но родители могут либо регулировать их присутствие в жизни детей, либо пустить ситуацию на самотёк. Однако во всём нужна золотая середина. Сейчас уже в младших классах ученикам необходимо знать компьютер, а сотовый телефон нужен первоклашкам. Так что полностью отказаться от электронных устройств у вас не получится. Но на то и нужны родители, чтобы контролировать жизнь детей. Так что пользование гаджетов должно проходить под наблюдением мамы с папой.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ
Положительное влияние современных гаджетов на детей
Во-первых, телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине. Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.
Во-вторых, в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию. Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире.
Отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребёнка
Сейчас дети чуть ли не с младенчества сидят в социальных сетях. Они так много проводят времени за компьютером, что постепенно «теряются» в «ВКонтакте» и Instagram. Ребёнок настолько увлечён виртуальным общением, что забывает о домашнем задании, прогулке во дворе, иногда даже об ужине!
Кроме этого, в Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребёнка информацию. Редко, но иногда это влияет на психику малыша. Он может начать относиться ко всему враждебно. В этом случае задача родителей оградить ребёнка от компьютера или следить за тем, что он ищет в сети.
Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника. Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов. А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.
КОГДА МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЕТЯМ ГАДЖЕТАМИ?
Чуть ли не с младенчества ребёнок начинается увлекаться окружающим миром. Малыш активно развивается и растёт. В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.
Специалисты считают, что лучше детей знакомить с различными девайсами после трех лет. В этот период у малыша формируются осознанные действия. Но необходимо сократить общение с телефоном или айпадом. Ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день, ребёнку 5-6 лет – не более двух часов в день.
ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Самое отрицательное влияние гаджетов на детей состоит в том, что они не способствуют их интеллектуальному развитию. Телефоны и ноутбуки негативно влияют на развитие ребёнка. Из-за девайсов у ребёнка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения. Как следствие – малыш ничему не учится.
Кроме этого, у ребёнка могут возникнуть проблемы с общением. Часто, особенно среди детей подросткового возраста, личное общение заменяется виртуальным, живые эмоции и мимика — смайликами и стикерами. Ребёнок не учится высказывать своё мнение, делиться переживаниями, разделять чью-то боль. Из-за гаджетов пропадают социальные навыки, которые так необходимы ребенку в будущем. К тому же общение в социальных сетях и на форумах не дает возможности увидеть подлинную реакцию собеседника. Это значит, что ребёнок забывает подумать о последствиях своих слов и действий.
ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Гаджеты также отрицательно влияют на здоровье детей. Когда ребёнок долго использует нетбук или телефон, у него портится зрение. Из-за длительного вглядывания на экран может возникнуть близорукость, а из-за напряжения глаз – их сухость. Это может привести к воспалению и инфекции.
Так как ребёнок долго находится в одной позе, у него возникают проблемы с осанкой, позвоночник может искривиться.
Из-за того, что ребёнок долго держит телефон в руках и делает при этом однообразные движения пальцами, у него могут появиться патологии кистей. Также возможно нарушится координация между сигналами мозга и движениями рук.
Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого появляется лишний вес и даже ожирение.
ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКА
Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.
А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребёнка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.
Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребёнка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.
К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Опубликовано:
03 июля 2021, 10:00
Разбираемся, как выстраивать отношения наследников с гаджетами и реален ли вред смартфонов для детей.
О вреде смартфонов, компьютеров, телевизоров и планшетов на неокрепший организм ребенка в своем Instagram-блоге рассказывает детский нейропсихолог Лейсан Усачева.
«Нейропсихологу нужно быть консервативным, ведь мозг в своем развитии достаточно консервативен. Пока еще никто не смог его уговорить полностью подстроиться под век прогресса технологий и начать развиваться по другим законам», — говорит эксперт (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены — прим.ред.)
Вот некоторые законы развития мозга, которые смартфоны и телевизоры нарушают:
Развитие в движении
Дошкольник должен познавать мир всем телом. И только к школе должна появиться продолжительная статичность (что, кстати говоря, мозгу тоже не нравится), но в движении остаются голова и руки.
Ребенок, поглощенный смартфоном, компьютером или планшетом двигаться перестает совсем.
Целостная работа мозга
При работе с гаджетом мозг посылает колоссальный объем сигналов к мышцам: беги от монстра, прыгай с ребятами на экране, полетай с драконом и т.д.
Ребенок всем мозгом участвует во всем, что происходит на экране. А тело все так же обездвижено. Нарушается целостная гармоничная связь мозга с телом.
Появляются мышечные напряжения (а они очень сильно нарушают здоровое функционирование мозга).
Перегружается нервная система
Не секрет, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм.
Дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.
В жизни кадры перед глазами не сменяют друг друга так быстро, мозг имеет возможность перезагружаться. Детская нервная система не готова к поглощению такого потока информации без возможности отдохнуть.
Нарушение слуха
Плоский звук нарушает процесс переработки аудиальной информации. Не формируется фонематический слух.
Ослабевают глазодвигательные мышцы
Так как в норме ребенок, для получения визуальной информации, прослеживает глазами горизонтальные и вертикальные линии.
А глазодвигательные мышцы активизируют зоны мозга, отвечающие за концентрацию внимания и энергию мозга.
Что происходит с ребенком в психологическом плане?
- Ребенок приобретает форму пассивного отношения к миру. Чтобы получить информацию, развлечение, чувство наслаждения не нужно делать ничего.
- Нарушается здоровая коммуникация. По ту стороны экрана много слов, много букв. А ребенок молчит. Ну, только если он не смотрит «Дашу-путешественницу».
- Истерики вследствие перегруза нервной системы — обычное дело при такой зависимости.
- Эмоциональное напряжение. Мышечные зажимы обязательно переходят в эмоциональное напряжение. Отсюда агрессивное поведение, чрезмерная замкнутость, неврозы.
- Нарушенные детско-родительские отношения. Чаще всего ребенок получает гаджет, когда родитель хочет, чтобы ребенок не мешался.
- В тот момент альтернативами могли бы быть: общение с ним, привлечение его к помощи в домашних делах, совместная игра и так далее.
При этом эксперт не отрицает, что иной раз прибегнуть к гаджетам и тем самым отвлечь ребенка — единственный возможный выход.
Мама в полнейшем «нересурсе»
«Здесь уже речь идет о психическом и физическом здоровье мамы. Конечно, выбирая меньшее из двух зол, посадить детей за мультики вполне себе оправдано», — делится Лейсан Усачева.
Жизненно необходимо, чтобы ребенок не мешал
«К примеру, как-то так вышло, что вы пришли с ребенком в суд, а там громкое поведение, мягко говоря, не приветствуется. Тоже оправдано», — говорит нейропсихолог.
Ребенок активен и самостоятелен
«Ребенку уже больше 4-5 лет, он умеет самостоятельно играть, у него не нарушена социализация, он много двигается в течении дня. Полчаса мультиков на английском ему не повредят». — подытожила эксперт.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1920685-opasnaya-svyaz-neyropsiholog-rasskazala-o-vrede-gadzhetov-dlya-detskogo-organizma/
Табурца Виталий Андреевич,подполковник полиции, преподаватель кафедры специальной тактики факультета профессионального обучения Краснодарского университета МВД Россииt.andrei2007@yandex.ru
Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий
Аннотация.Статья посвящена раскрытию особенностей и причиннегативного влияния гаджетов на психическое развитие ребенка. Автором проанализированы факторы, детерминирующие течение личностной деструктивности в развитии ребенка.Ключевые слова:гаджеты, интернетзависимость, деформации личностного развития ребенка.
В век информационных технологий современные гаджеты настолько широко вошли в
нашу жизнь, что нам уже трудно представить мир без них. Сегодня гаджет для человека является и средством общения, и средством получения информации, и показателем социального статуса, в результате чего каждый день он оставляет след на личности каждого и влияет на нас в течение всей жизни. Что же происходит с человеком под воздействием этого влияния, как это отражается на его психике? Особенно этот вопрос беспокоит родителей, ведь современные дети уже с малых лет приобщаются ко всем благам технического прогресса, сейчас никого не удивит ребенок 3х лет с сотовым телефоном, планшетом или другим гаджетом, что же говорить о подростках. А ведь именно в детстве происходит закладка и наиболее быстрое развитие психики ребенка.Разумеется, все эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в интеллектуальное развитие, ускоряя его, но также являются и средствами формирования представления о мире. И, казалось бы, что все это должно приносить только пользу для развития наших детей, но неокрепшая психика растущего ребенка словно губка впитывает в себя все хорошее и плохое, что несут в себе электронные устройства. Психика детей подстраивается под технические приспособления, в результате меняются мышление и восприятие ребенка. Яркие зрительные образы вызывают сильные эмоции, но оставляют равнодушным мышление ребенка, в результате главными каналами восприятия у него становятся зрение и слух. Мозг ребенка насыщается зрительными и слуховыми впечатлениями, но испытывает дефицит в тактильных, обонятельных и осязательных ощущениях. Нельзя утверждать однозначно, однако в основном такое многообразие влияет отрицательно. Ребенок автоматически ©освобождаетсяª от потребности активизировать свое воображение, ему уже предлагают стереотипизированную форму и яркий стимул, что может привести к тому, что ребенок будет фантазировать в одной плоскости миров, которые ему предлагает современная индустрия виртуального мира. Такие увлечения не имеют ничего общего с личностным развитием, ведь не стимулируют ни фантазию, ни воображение, ни творческое мышление. Кроме того вытеснение из жизни ребенка реального взаимодействия с окружающим миром может привести к развитию замкнутости, необщительности и неготовности ребенка к жизни в социуме. Также ребенок не может справиться с переизбытком информации получаемой с помощью современных технических устройств, что приводит к нарушениям эмоциональноволевой сфере, дети становятся эмоционально неуравновешенными, неспособны контролировать свои действия, также у них может появляться ощущение плохого самочувствия, подверженность стрессам.В подростковом возрасте гаджеты несут в себе опасность появления интернетзависимости. Интернетзависимость —это расстройство психического характера, при котором человек очень навязчиво желает войти в глобальную сеть, социальные сети и неспособен выйти из нее вовремя. Большую роль в развитии этой зависимостииграет фактор анонимности. Дети получаютвозможность житьв Интернетедвойной или тройной жизнью. В результатепроисходит расщепление личности, размывание представлений о самом себе. Особенно отрицательно это может сказатьсяна психике подростка, когда у негоначинает формироваться идентичность —устойчивое представлениео себе. Если вы
замечаете у ребенка потерю интереса к живому общению, постоянное желание выйти в Интернет, утрату чувства времени в сети, частая проверка электронной почты и аккаунтов в социальных сетях и проведение в них большого количества времени, раздражительность, снижение двигательной активности: вместо того, чтобы встать и выглянуть в окно и узнать идет ли на улице дождь, человек в большинстве случаев предпочтет воспользоваться интернетом для этой цели, снижение интереса к своему внешнему виду и попытки оправдать эти симптомы, то стоит начать беспокоиться.Таким образом,
можно говорить о том, что неправильное, неразумное использование современных технических устройств, гаджетов, с детства приводит ктому, что мозг привыкает к потоку информации извне, развитие психических процессов становится односторонни, обедняя весь спектр чувств, перестает работать воображение, человек не способен занять себя сам, в развитии эмоциональноволевой сферы, проявляетсянеспособность ребенка регулировать свое поведение, и эмоциональная несдержанность, низкая стрессоустойчивость, в становлении личности, нарушается процесс формирования идентичности и взаимодействия с реальным миром.Это не значит, что нужно запретить детямиграть в компьютерные игры и пользоваться гаджетами, ведь проблема заключается нев обладании вещью, а в том, как она используется. В любом случае, ребенок стремится к налаживанию отношений с окружающим миром, установлению эмоционального контакта с окружающими, поэтому стоит уделить основное внимание деятельности, которая развивает и активизирует психику, таким как традиционное чтение, рисование, занятия музыкой, спортом, живом общении со сверстниками и родителями, и, конечно же, учить детей с самого маленького возраста адекватному и безопасному пользованию компьютерами и другими устройствами, которые сами по себе безвредны.Сегодня практически в любой семье есть и компьютер (планшет, ноутбук), а на нем –коллекция ©игрушекª. Для многих родителей компьютерные игры –©палочкавыручалочкаª: включил –и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. Любой ребенок в семье, где есть телефоны, планшеты, смартфоны и компьютеры, довольно рано начинает ими интересоваться.Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп детей показал, что если они регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта. Российские санитарные нормы не рекомендуют детям использовать гаджеты с высокочастотным электромагнитным излучением: телефоны, смартфоны, планшеты.Помимо вреда от непосредственного излучения существуют и дополнительные факторы вреда здоровью от активного применения планшетов и других подобных устройств.Вопервых, у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый туннельный синдром –однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов.От компьютера ребенок не получит нужных сенсорных ощущений. К тому же мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой.Вовторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.Втретьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется. Если ребенок играет за компьютером: наверняка подолгу сидит в одной позе, с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая, негативные последствия не заставят себя долго ждать.И, вчетвертых, постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению. Впятых, у детей, много и часто играющих в ©стрелялкиª, искажается мировосприятие:1.ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его ©убилиª, можно начать игру заново –чувство самосохранения притупляется, ивот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какойнибудь головокружительный трюк;2. ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия –это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;3. за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности –эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника –и тебе ничего за это не будет! И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь, или погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя. Уже известны случаи, когда компьютерная игра приводила в итоге к детскому суициду.При этом не стоит думать, что девочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, ©Веселой фермойª или ©Салоном красотыª, в полной психологической безопасности. Еще одинаспект негативного влияния компьютерных игр на детей –игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему –и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь –отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда чтото не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось. Последнее, такие игры вызывают зависимость у ребёнка.Выявление зависимости у ребёнкаэто сложный полифункциональный процесс.Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, понаблюдав за поведением ребенка и ответив на такие вопросы:•Сколько по времени ребенок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день –стоит задуматься.•Может ли ребенок занять себя игрой без компьютера или планшета?•Насколько легко можно отвлечь ребенка от компьютера, позвав его кушать, играть или спать?•Любит ли ребенок рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение либо же всему этому предпочитает компьютер?•Может ли ребенок провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?Исходя из честных ответов на эти вопросы, каждый родитель может понять, насколько влияние компьютерных игр на детей сильно в их случае.Однозначно стоит обратить внимание на такие признаки: если сын или дочка, регулярно играющие в компьютерные игры, стали раздражительными, нервными,плохо управляемыми, появились истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам, энурез…Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в ©стрелялкуª, неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.Психологические симптомы:хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;невозможность остановиться;увеличение количества времени, проводимого за компьютером;пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;ложь членам семьи о своей деятельности.Физические симптомы:синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);сухость в глазах; головные боли по типу мигрени;боли в спине;нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;пренебрежение личной гигиеной;расстройства сна, изменение режима сна.Причины возникновения зависимости от гаджетовмогут быть следующими.Многие родители, беспокоясь о том, что сильное влияние компьютерных игр может пагубно отразиться на ребенке, забывают, что зачастую сами провоцируют появление зависимости. Поэтому важно понимать, почему дети начинают активно интересоваться компьютером или планшетом и забывают о других играх.Основные причины возникновения повышенного интереса к гаджетам можно выделить следующие:•Часто мамы прибегают к помощи планшета, когда нужно накормить или усадить на горшок неусидчивого малыша либо же облегчить время, проведенное в транспорте, очереди и т.д. Для редких случаев это единственный выход (например, долгая поездка), однако ежедневное злоупотребление формирует стойкую привычку.•Во многих семьях поощряется повышенный интерес ребенка ко всяческим кнопочкам. Малыш очень быстро понимает, как включить/выключить устройство, и родители ложно воспринимают это как признак раннего развития, все больше и больше давая ребенку играть с гаджетом. При этом взрослые лишь тешат свои амбиции, не думая о развития ребенка.•Опасаясь жестоких игр, родители перенаправляют интерес ребенка на более спокойные и развивающие игрушки. При этом папы и мамы забывают регулировать время, проведенное за такими развлечениями. Влияние компьютерных игр на психику ребенка несколько снижается, однако зависимость от гаджета все равно формируется. Гораздо полезней было бы заменить обучение на компьютере рисованием или прогулкой.•Нередко компьютер используется в качестве поощрения за хорошее поведение или проделанную работу, что также может сформировать зависимость. Ребенок воспринимает компьютерную игру как свое неотъемлемое право и отказывается замещать ее чемлибо или сокращать время, проводимое за ПК.•Помимо всего вышесказанного вред от планшетов и смартфонов еще и носит социальный и психологический характер, так как они затягивают ребенка своими играми и мультимедийными приложениями, что мешает полноценному общению, а впоследствииделает несовершеннолетнего человека раздражительным и погруженным в виртуальный мир фантазий.•Дети, с раннего возраста привыкшие к телефону, потом уже не смогут переключиться на более важные занятия: книги, игры на свежем воздухе и так далее. К сожалению, нынешние дети уже не проводят большинство свободного от школы времени на улице, в парках, на детских площадках за увлекательными играми как это было во времена их родителей и бабушек с дедушками. А ведь активный образ жизни –это залог здорового развития ребенка. Сейчас дети привыкли к просматриванию фильмов, видеороликов, игр на мобильных телефонах и планшетах, а также ноутбуках и айфонах. Но в этом ведь не вина детей. За развитием ребенка и их правильным воспитанием должны следить родители. Если родители не разрешают проводить время за ноутбуком или, уткнувшись в телефон или телевизор, то ребенок занимается чемто другим, например чтением или играми на свежем воздухе.Необходимо, в первую очередь, закрепитьв сознании ребенка, что пользоваться всей техникой нужно только с разрешения родителей, будь то телевизор, компьютер или планшет.В любом возрасте ребенок должен четко знать, какое количество времени в день ему можно проводить за компьютером или с планшетом. Это должно стать правилом, которое не обсуждается. Лучше всего купить ребенку специальный детский планшет или ноутбук, в котором установлены необходимые игры повозрасту и нет ничего лишнего. Для альтернативы гаджету у ребенка должно быть необходимое количество других игрушек, книг, наборов длятворчества и для активных игр. Если ребенок мало интересуется чемто, кроме компьютера, не переставайте предлагать ему новые и новые совместные игры и развлечения. Рано или поздно вы подберете ему игру по вкусу.Общеизвестный факт, что дети во всем берут пример с родителей, поэтому, чтобы заинтересовать ребенка полезной игрой, нужно играть в нее вместе с ним. Кроме того, не стоит на глазах у малыша играть в игры, увлечение которыми не принесет ему никакой пользы.Что же можем сделать мы, родители, чтобы свестик минимуму отрицательное влияние компьютерных игр на своего ребенка? Ничего нового тут не придумать –интересуйтесь своим ребенком больше, проводите с ним время, показывайте ему, что есть другие формы досуга –спорт, книги, настольные игры, хобби.
Ссылкина источники1.Война мобильникам: новости о детях //Здоровье.2012.№4.С.78.2.Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов, 2010, Современныйлитератор.3.Влияние мобильных телефонов на детей. http://medakademia.ru/publ/lekcii/normalnaja_fiziologija/vlijanie_mobilnykh_telefonov_na_detej/8210441[Дата обращения17.03.2016]4.Федоров А. Оглохнуть от мобильника?/ / Здоровье.
2013.
№2. С.84.