Как современные технологии влияют на здоровье детей? Как детской психике справиться с этим влиянием и чем неокрепшим умам могут помочь родители? Эксперты Роскачества собрали мнения детских психологов и дают пояснения родителям по важным вопросам, которые касаются практически каждой современной семьи.
Гаджеты и дети: мнение психолога
Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.
Екатерина Кес
детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”
Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.
Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.
Гаджеты: риск аддикции?
Ирина Попова
семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт
Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.
Снижение фантазии и повышении тревоги
Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.
Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.
Вред для спины и зрения
Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.
Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.
Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?
Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.
-
С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.
-
Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.
-
Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.
-
Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.
- ИНВИТРО
- О компании
- Пресс-релизы
- Педиатр рассказала,…
Педиатр рассказала, какие нарушения развития у детей вызывают гаджеты
Назад к списку
Многие родители дают своим детям гаджеты с разными целями: для развития, образования, а иногда, чтобы занять и развлечь ребенка.
Чрезмерное и неправильное использование гаджетов может привести к проблемам у детей в будущем. Насколько вредны гаджеты для детей разных возрастов? Могут ли они быть полезными и как их правильно использовать? Об этом рассказала Алена Михайлова, врач-педиатр ООО «ИНВИТРО-Урал».
Насколько действительно вредны гаджеты для детей? К каким проблемам их использование может привести в разном возрасте?
Первые 3 года жизни очень важны для развития ребенка, особенно для развития его речи. Речевые навыки формируются в процессе эмоциональных взаимоотношений и общения ребенка с близкими взрослыми, когда ребенок пытается выразить свои потребности словами. Раннее начало пользования гаджетами тормозит процесс развития коммуникативных навыков.
В возрасте 3-7 лет у ребенка развивается важный навык ролевых игр. Дети начинают копировать поведение взрослых. В это время происходит активное развитие мозга: развиваются творческие способности, повышается интеллектуальный уровень, совершенствуются навыки общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Постоянное использование гаджетов тормозит эти процессы, т.к. не требует участия взрослого. Нарушаются родительско-детские взаимоотношения – это способствует нарушению взаимоотношений между сверстниками, отсутствию способности договариваться, идти на компромисс, делать что-то вместе.
В школьном возрасте развиваются трудности в обучении и восприятии информации. Для детей, с раннего возраста использующих гаджеты, характерно «клиповое мышление» – восприятие мира с помощью ярких коротких образов, при этом информация воспринимается разрозненно, фрагментарно, по принципу «увидел и забыл». Детям сложно удерживать в памяти предыдущие фразы при прослушивании текста, понимать смысл рассказа. Формируются проблемы с чтением: тексты сложно понимаются, чтение становится утомительным и неинтересным.
Развиваются также проблемы со зрением: снижение зрения, неправильная работа глазных мышц из-за постоянного быстрого мелькания ярких картинок.
В подростковом возрасте из-за постоянного использования гаджетов к трудностям в обучении присоединяются проблемы в социализации. У подростков формируются сложности в общении: живое общение заменяется на соцсети, дети выпадают из реальной жизни. При столкновении с проблемами такие подростки более склонны к стрессам, истерикам, депрессиям, в том числе с суицидальными мыслями.
В каком возрасте лучше вообще детей к гаджетам не подпускать?
Детям до 3-х лет не рекомендуется вообще пользоваться гаджетами. Яркие быстро мелькающие картинки нарушают формирование зрительного аппарата, дают нагрузку незрелой нервной системе. Подмена общения с родными взрослыми на просмотр гаджетов нарушает формирование эмоциональных связей и ценностных ориентиров ребенка. Ребенку в этот возрастной период важно исследовать мир вокруг себя: потрогать, понюхать, попробовать на вкус, а виртуальный мир гаджета не способствует этому развитию.
Есть ли менее вредные для детей гаджеты? Если да, то какие?
Выбирая между гаджетами, лучше отдать предпочтение компьютеру или планшету. С точки зрения меньшей нагрузки на организм ребенка, минимальная диагональ персонального компьютера должна быть не менее 39,5см, у планшета – не менее 26,6см. Организация рабочего места ребенка должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшета предполагает его размещение на столе под углом наклона 30 градусов. Продолжительность непрерывного пользования гаджетами зависит от возраста ребенка:
- для детей 3-7 лет – не более 10 минут;
- 8-11 лет – 15 минут;
- 11-13 лет – 20 минут;
- 14-17лет – 25 минут.
После работы с компьютером необходимо сделать гимнастику для глаз. Общее допустимое время использования компьютера за весь день:
- дети 3-4 лет – 30-40 мин/день;
- 5-6 лет – 1час/день;
- 7-9 лет – 1,5 часа/день;
- 10-13 лет – 2 часа/день;
- 14-17 лет – до 3-х часов/день.
С медицинской точки зрения, можно ли говорить о каком-то позитивном влиянии гаджетов на детей?
Безусловно, отрицать полезные свойства гаджетов нельзя. Если вдумчиво подойти к вопросу использования гаджетов, то можно подобрать развивающие мультфильмы, образовательные программы для детей младшего возраста. Для детей школьного возраста подойдут различные головоломки, олимпиады, обучающие циклы и т.д.
Не стоит полностью запрещать детям использовать гаджеты. Важно вовремя направить любопытство ребенка в полезное русло. Тогда гаджет станет помощником в получении знаний и достижении успехов.
Что можно сделать родителям и близким со своей стороны, чтобы снизить влияние гаджетов?
Родителям необходимо учить ребенка правильно пользоваться гаджетом. Важно проговаривать правила: в каких случаях можно, а в каких нельзя использовать гаджет, учить пользоваться качественным контентом. Тогда ребенок постепенно привыкнет и сам научится находить и анализировать полезную информацию в интернете. Важно помнить о следующем:
- нельзя использовать гаджет как средство от истерик или плохого настроения;
- родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить с семьей, а не гаджетом;
- всем детям необходимо общение с родителями, близкими людьми, нужны общие интересы и цели. Тогда у детей не будет желания убегать от одиночества в сеть;
- важно обеспечить ребенку интересный, разнообразный досуг: игрушки, спортивный инвентарь, книги, материал для творчества и самовыражения.
За какими тревожными симптомами стоит следить особенно пристально?
Стоит обратить внимание на следующие настораживающие симптомы:
- ребенок теряет чувство времени и чувство меры за игрой в гаджете;
- ребенок испытывает агрессию, ярость, у него начинается истерика при попытке забрать гаджет, ограничить время игры в гаджете;
- ребенок теряет интерес к реальной жизни, не стремится играть с друзьями, не хочет гулять, играть в настольные, подвижные игры, рисовать, лепить и т.д. Эти занятия кажутся ребенку скучными;
- у школьников падает успеваемость;
- свободное время ребенок проводит, уединившись с гаджетом;
- происходит постепенная утрата контакта с родителями: ребенок все меньше стремится к общению, замыкается в себе.
Почему у детей может формироваться зависимость от гаджетов?
Счастливый, гармонично развивающийся ребенок, скорее всего, не будет испытывать повышенную тягу к гаджетам. Чаще всего такая патологическая зависимость формируется, когда нарушено равновесие и гармония во внутреннем мире ребенка, когда есть незаполненная пустота:
- семейные проблемы, ссоры между родителями;
- неуверенность ребенка в себе, проблемы в общении со сверстниками;
- недостаток контакта с окружающим миром: родители мало общаются с ребенком (не на тему учебы, например, а просто о жизни ребенка, его интересах, волнениях, событиях и др.), играют, гуляют, мало времени проводят вместе;
- у ребенка нет интересного занятия, которое бы его вдохновляло, стимулировало к самовыражению, творчеству и др.
Содержание
- Особенности использования гаджетов для детей
- Влияние телефона на здоровье ребенка
- Влияние телефона на психику ребенка
- Что можно, а что нельзя смотреть детям
- Телефонная зависимость у детей
- Признаки зависимости от гаджетов у детей
- Как отучить ребенка от телефонной зависимости
- Почему стоит отдать предпочтение приложению родительского контроля Unisave Kids
- Профилактика зависимости от гаджетов
Современные технологии могут не только упростить, но еще и усложнить нашу повседневную жизнь. Номофобия – заболевание 21 века, которое встречается не только у взрослых, но и у детей. Телефонная зависимость у детей и взрослых негативно влияет на поведение личности и не дает нормально жить.
Рассмотрим вопрос влияния телефона на здоровье ребенка более детально и определим наиболее эффективные методы борьбы с номофобией.
Особенности использования гаджетов для детей
Навыки использования компьютера и иных гаджетов – неотъемлемая составляющая жизни современного человека. Несмотря на большое количество исследований, доказывающих опасность использования современных мультимедийных устройств для детей, существует ряд приложений и игр, способствующих развитию логики, памяти, а также познанию окружающего мира и даже изучению иностранных языков.
Именно увлечение играми зачастую становится начальной точкой погружения в сферу IT-технологий. Важно лишь вовремя сориентировать ребенка, направив его «в правильное русло».
Не следует полностью ограждать ребенка от современных технологий и запрещать использование Интернетом. Достаточно просто уделять детям достаточное количество внимания, донося важность и значение настоящих ценностей.
Влияние телефона на здоровье ребенка
Несмотря на широкий перечень преимуществ, которые дает использование гаджетов, существует ряд недостатков, которые касаются здоровья ребенка.
Длительное использование устройств может стать причиной нарушения зрения. Бесконечное вглядывание в экран может спровоцировать близорукость, а напряжение глаз – излишнюю сухость, которая способствует воспалению и развитию инфекций.
Недостаточно развитое умение контролировать положение тела могут привести к нарушению осанки, что обусловлено длительных нахождением ребенка в одной позе при использовании телефона или планшета.
Нехватка двигательной активности зачастую провоцирует появление избыточной массы тела и нарушения работы систем организма.
Влияние телефона на психику ребенка
Важно уделить внимание и психическому аспекту.
Для полноценного развития ребенка, необходим постоянный контакт с окружающим миром. Отсутствие общения может стать причиной ограничения эмоциональных впечатлений, что негативно отражается на формирующемся темпераменте.
Влияние телефона на психику ребенка – колоссально. Длительное, бесконтрольное использование гаджетов может стать причиной повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка, сопровождающейся тревожностью и плохим поведением.
Что можно, а что нельзя смотреть детям?
Ограничения использования гаджетами напрямую связаны с возрастными особенностями ребенка. Рассмотрим, что можно смотреть, а от чего стоит ограничить формирующуюся личность в определенные возрастные периоды, чтобы снизить негативное влияние телефона на ребенка.
Дошкольный возраст
Лучшая категория контента для детей этого возраста – развивающие мультфильмы и передачи.
Допустимо разрешать ребенку играть в простейшие игры на развитие логики, внимания и памяти.
Младший школьный возраст
Продолжение просмотров развивающих передач и мультиков – не будет лишним. Ценным станет и совместный с родителями просмотр различного рода программ.
Важно помнить, что ведущий вид деятельности в этом возрасте – образовательные моменты, с сохранением игровой активности.
Средний школьный возраст
В период старше 10 лет, родителям стоит позаботиться о существовании ряда правил, которые будут соблюдаться при использовании гаджетов.
Разрешая игры, стоит ограничиться от элементов насилия.
Важно осуществлять контроль посещаемых сайтов и регламентировать время использования мультимедийных устройств.
Телефонная зависимость у детей
На сегодняшний день принято выделять три вида телефонной зависимости:
-
игровая – особое пристрастие к компьютерным играм;
-
сетевая – повышенное желание «зависать» на просторах социальных сетей;
-
серфинговая – часовой просмотр познавательных и развлекательных роликов, чтение информации различного рода, которая не используется в реальной жизни.
Признаки зависимости от гаджетов у детей
Если ребенок длительное время проводит с гаджетом – это вовсе не говорит о существовании зависимости. Существует ряд признаков, указывающих на то, что пришло время решать проблему. Среди них:
-
Потеря интереса к реальной жизни (отказ от прогулок, игр в настольные игры, рисования, чтения и пр.).
-
Отказ от разговоров и обсуждения чего-либо, не связанного с мультимедийными устройствами.
-
Постоянное беспокойство, раздражительность.
-
Вспышки агрессии, ярости и истерии у ребенка, при попытке ограничить использование смартфона.
-
Потеря чувства меры.
-
Скрытность, отказ от привычного режима дня (пробуждение в ночные часы с целью поиграть).
-
Заметное снижение успеваемости, отказ от общения со сверстниками и семьей.
Как отучить ребенка от телефонной зависимости?
Что делать, если у детей телефонная зависимость? Конечно же, общаться.
В процессе борьбы с телефонной зависимостью ребенка важно проявить психологически грамотный и при этом терпеливый подход, предполагающий:
-
доверительную беседу с ребенком;
-
распределение свободного времени;
-
личный положительный пример;
-
пояснение пользы и представление ребенку возможностей полезного использования сети и гаджетов.
Важно своевременно указать на признаки зависимости и обратить внимание ребенка на существующие трудности, устанавливая правила, среди которых могут быть:
-
ограничение использования технических средств во время приема пищи;
-
определение временных границ начала и окончания использования гаджетов;
-
определение мест, где нельзя использовать какие-либо устройства;
-
соблюдение правил этикета (не смотреть в экран во время разговора и пр.).
Отличным помощником в отслеживании соблюдения таких правил может стать приложение родительского контроля, по типу UniSafe Kids.
Почему стоит отдать предпочтение приложению родительского контроля UniSafe Kids?
Приложение родительского контроля UniSafe Kids имеет расширенный функционал, что предполагает наличие таких возможностей, как:
-
осуществление качественного контроля содержимого контролируемого устройства;
-
отключение работы ненужных приложений;
-
установление возрастных и временных ограничений на использование игр и приложений;
-
отправка уведомлений на устройство.
Используя приложение UniSafe Kids, родители получают доступ к личному кабинету, где можно свободно изучить содержимое контролируемого устройства, а также выбирать и настраивать дополнительные функции.
Профилактика зависимости от гаджетов
Лучшее решение любой проблемы – ее профилактика.
Специалисты области психологии и педагогики рекомендуют придерживаться простых советов, которые позволят предотвратить возникновение зависимости от гаджетов:
-
С самого раннего возраста приучите ребенка соблюдать установленные правила.
-
Откажитесь от гаджетов, как от средства борьбы с истериками и плохим настроением ребенка.
-
Покажите положительный пример, проводя собственное свободное время в общении с семьей, а не с гаджетами.
-
Обеспечьте интересный и при этом разнообразный досуг. Организуйте максимально оснащенную предметно-развивающую среду, где будет располагаться большое количество игрушек, материалов для творчества и спортивного инвентаря.
-
Интересуйтесь всеми увлечениями ребенка, в частности, чем он занимается в сети, во что ему нравится играть и, конечно, с кем он общается.
Не забывайте, что уважение к интересам ребенка – существенно укрепляет родительский авторитет и способствует выстраиванию доверительных отношений.
Images designed by Freepik
В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемая часть нашей жизни. Родители всегда являются примером для ребёнка, тем более в детстве. Дети наблюдают за мамой с папой, видят у них в руках средства коммуникации и интересуются ими. В наше время невозможно оградить сына или дочь от девайсов. Но родители могут либо регулировать их присутствие в жизни детей, либо пустить ситуацию на самотёк. Однако во всём нужна золотая середина. Сейчас уже в младших классах ученикам необходимо знать компьютер, а сотовый телефон нужен первоклашкам. Так что полностью отказаться от электронных устройств у вас не получится. Но на то и нужны родители, чтобы контролировать жизнь детей. Так что пользование гаджетов должно проходить под наблюдением мамы с папой.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ
Положительное влияние современных гаджетов на детей
Во-первых, телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине. Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.
Во-вторых, в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию. Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире.
Отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребёнка
Сейчас дети чуть ли не с младенчества сидят в социальных сетях. Они так много проводят времени за компьютером, что постепенно «теряются» в «ВКонтакте» и Instagram. Ребёнок настолько увлечён виртуальным общением, что забывает о домашнем задании, прогулке во дворе, иногда даже об ужине!
Кроме этого, в Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребёнка информацию. Редко, но иногда это влияет на психику малыша. Он может начать относиться ко всему враждебно. В этом случае задача родителей оградить ребёнка от компьютера или следить за тем, что он ищет в сети.
Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника. Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов. А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.
КОГДА МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЕТЯМ ГАДЖЕТАМИ?
Чуть ли не с младенчества ребёнок начинается увлекаться окружающим миром. Малыш активно развивается и растёт. В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.
Специалисты считают, что лучше детей знакомить с различными девайсами после трех лет. В этот период у малыша формируются осознанные действия. Но необходимо сократить общение с телефоном или айпадом. Ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день, ребёнку 5-6 лет – не более двух часов в день.
ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Самое отрицательное влияние гаджетов на детей состоит в том, что они не способствуют их интеллектуальному развитию. Телефоны и ноутбуки негативно влияют на развитие ребёнка. Из-за девайсов у ребёнка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения. Как следствие – малыш ничему не учится.
Кроме этого, у ребёнка могут возникнуть проблемы с общением. Часто, особенно среди детей подросткового возраста, личное общение заменяется виртуальным, живые эмоции и мимика — смайликами и стикерами. Ребёнок не учится высказывать своё мнение, делиться переживаниями, разделять чью-то боль. Из-за гаджетов пропадают социальные навыки, которые так необходимы ребенку в будущем. К тому же общение в социальных сетях и на форумах не дает возможности увидеть подлинную реакцию собеседника. Это значит, что ребёнок забывает подумать о последствиях своих слов и действий.
ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Гаджеты также отрицательно влияют на здоровье детей. Когда ребёнок долго использует нетбук или телефон, у него портится зрение. Из-за длительного вглядывания на экран может возникнуть близорукость, а из-за напряжения глаз – их сухость. Это может привести к воспалению и инфекции.
Так как ребёнок долго находится в одной позе, у него возникают проблемы с осанкой, позвоночник может искривиться.
Из-за того, что ребёнок долго держит телефон в руках и делает при этом однообразные движения пальцами, у него могут появиться патологии кистей. Также возможно нарушится координация между сигналами мозга и движениями рук.
Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого появляется лишний вес и даже ожирение.
ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКА
Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.
А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребёнка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.
Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребёнка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.
К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Дети осваивают смартфон раньше, чем начинают ходить на горшок. Такая прыть грозит им не Нобелевской премией, а серьезными проблемами с психикой, предупреждают психологи. Глаза фаната электронных гаджетов начинают работать, как глаза лягушки, которая видит только то, что движется. Об этом и других кошмарах современных мам и способах борьбы с ними рассказал психолог Антон Лысенко.
Проверяют почту и чатятся в бесконечных переписках. Как оставаться современным, если ты не в доступе 24/7?
«Тема зависимости от гаджетов для детей – сложная, — начинает психолог. –
Еще три года назад я взрослых людей, алкоголиков и наркоманов, пересаживал в социальные сети, чтобы они росли над собой и общались,
так как зависимость от соцсетей не относится к разряду химических и якобы не требует лечения. Сегодня мы видим, что и дети, и их родители с головой погружены в виртуальный мир».
Смартфон лучше мамы
Если взрослые любители гаджетов еще могут преодолеть себя, детям это в разы сложнее. Их психика еще не окрепла, а уже рушится.
Гаджеты, смартфоны – удобные инструменты в познании мира и ими нужно уметь пользоваться и взрослым, и детям, говорит психолог Лысенко. Когда виртуальный мир становится интереснее реального, начинаются проблемы:
«Если вы без конца даете своему ребенку гаджет, чтобы только он был на виду и чем-то занят, постепенно телефон заменит ему ваше присутствие. У ребенка сформируется зависимость к неживому объекту, а навыки, которые малыш должен приобрести, бегая, прыгая, общаясь со сверстниками, останутся в зачаточном состоянии».
О кошмарах современных мам и способах борьбы с ними рассказал психолог Антон Лысенко. Фото Натальи Нашталовой.
Малыш, сидящий с модной игрушкой в руках, отвыкает от мамы.
Ребенку начинает казаться, что в реальной жизни все идет так же, как в компьютерной игре. Убил монстра – получил приз:
появляется зависимость от гормона удовольствия дофамина и постоянного поиска новых впечатлений. Психика расшатывается.
Сегодня и дети, и их родители с головой погружены в виртуальный мир. Фото Аркадия Уварова.
«На Руси самой страшной смертью считалась смерть от насильственного поедания меда, — рассказывает Антон Лысенко. Здесь есть, над чем задуматься.
— Человека привязывали к столбу и насильно вливали ему в рот 2 литра меда. Он умирал от тяжелейшего аллергического шока».
Расписание на компьютер и игры
Что делать, как противостоять зависимости от гаджетов у своего ребенка? Допустимое время пребывания за компьютером и электронными игрушками для разных возрастов обосновано научно, говорит Антон Лысенко.
До 3 лет желателен полный запрет на гаджеты и даже телевизор. Ребенок должен познавать мир, развивая мелкую моторику, пробуя все «на зуб».
От 3 до 7 лет – 30 минут смартфона в день. От 7 до 10 – не больше часа.
11-14 лет – 60-90 минут в день. Старше 14 – не более 90 минут в день.
«Вводите строгие ограничения на время игры в смартфоне или за компьютером, — говорит психолог, — и эти правила должны соблюдаться. И никаких «еще пять минуточек». Сначала ребенок будет протестовать, но потом привыкнет и смирится».
Также следует выбрать время пользования гаджетом и следить, чтобы предписания выполнялись. Например, сын или дочь получает планшет после выполнения домашнего задания. При этом мама или папа записывают время начала электронного сеанса.
Вместо гаджета предложите ребенку приятную альтернативу. Например, «заканчивай, сейчас пойдем есть пирожные и кататься с горки». Но тут есть одно правило – нельзя прерывать игру на самом интересном месте. Найдите подходящий момент и помогите сохранить ребенку результаты игры.
Правило 4 «В»
Если ваш ребенок слишком увлечен компьютером и гаджетами, родителям надо знать правило 4 «В»: включил, выбрал, выполнил, выключил.
Создавайте свободные от игры зоны, например, не используйте телефон за едой и перед сном.
Применяйте гаджеты с пользой. Есть разница, чем занят ребенок возле компьютера или планшета, или он смотрит развивающие видео, либо тестирует новую «стрелялку».
Контролируйте контент. Очень важно следит за содержанием передач, которые смотрит ваш ребенок.
«Тема зависимости от гаджетов для детей – сложная», — считает психолог. Фото Аркадия Уварова.
Подавайте хороший пример. Если сами родители все вечера проводят у телевизора или не отрывают взгляд от смартфона, они не смогут убедить ребенка в том, что это плохо.
Собака вместо смартфона?
«Моя дочь ставит пароль на телефон, я даже не могу его проверить! На все вопросы «не пишет ли тебе какой-то странный дядя, она отвечает: «Я не маленькая, я все знаю», — жалуется из зала мама.
«Скажите, что беспокоитесь за нее. Если в телефоне нет ничего противозаконного, то и скрывать нечего», — советует Антон Лысенко.
«Можно ли заменить зависимость от телефона животным? Просто сын просит собаку, а у нас дома уже две крысы», — делится наболевшим мама еще одного школьника.
«Какую потребность ребенок хочет закрыть, когда просит завести собаку? Он нуждается в друге. Либо вы становитесь ему другом, либо кто-то другой», — советует Антон Лысенко.
Современным людям трудно представить свою жизнь без гаджетов. Смартфоны и планшеты прочно вошли в нашу жизнь и стали настоящими помощниками. Даже дети начинают пользоваться ими с самого раннего возраста. Ответственные родители обеспокоены тем, что экраны притягивают малышей все больше и окружающий мир становится им менее интересным. Однако и совсем без гаджетов сегодня не обойтись. В этом материале мы разберем, в чем их вред и польза, что можно и что нежелательно смотреть детям и как избежать зависимости.
По данным Института современных медиа, к 10 годам у каждого ребенка есть личный гаджет, у 25 % он появляется уже в 3-4 года; наиболее популярен у детей планшет. Медицинская школа Вашингтонского университета провела опрос 52000 человек, в число которых входили дети, подростки и взрослые. Оказалось, что 65 % взрослых, 59 % подростков и 62 % детей проводят с гаджетами в руках более 2 часов в день. А по данным Национальной медицинской библиотеки США дети проводят за экраном 7-8 часов в день.
Вред гаджетов для детей
Влияние на здоровье
- Электромагнитное излучение современных гаджетов негативно влияет на незрелую нервную систему детей.
- При чрезмерном увлечении ими у детей наблюдается проблемы с координацией действий руками, что проявляется, например, в играх с мячом.
- Мелкая моторика также не развивается. Ребенку полезно играть конструктором и мозаикой, а не пользоваться компьютерной мышкой. Дети недополучают необходимых им сенсорных ощущений.
- Пристальное всматривание в небольшие объекты на экранах телефонов и планшетов развивает близорукость.
- Вредно увлечение гаджетами и для детского позвоночника. Ребенок за компьютером долго сидит в одной позе, а его голова неестественно наклонена.
Детско-родительские отношения
Родители дают детям гаджеты с разными целями: для развития, для переключения внимания при капризах, когда нужно долго ждать или просто, чтобы выкроить себе свободное время. Но делать это с совсем маленькими детьми до 2 лет нельзя. В таком раннем возрасте у ребенка формируются особые эмоциональные взаимоотношения с близкими людьми. Замена родителей таким привлекательным устройством приводит к нарушениям этих связей.
В возрасте 2-7 лет дети осваивают ролевые игры, в которых они копируют действия взрослых. Это очень важный этап в развитии малышей, когда они таким образом перенимают систему человеческих взаимоотношений, учатся анализировать свои поступки.
Ролевые игры требуют от ребенка высокого творческого и интеллектуального уровня, умения сотрудничать и договариваться, а электронные развлечения и игры примитивны и предполагают только повтор действий до достижения результата. А так как такие игры происходят без участия и вовлеченности взрослого, они не способствуют формированию правильных детско-родительских отношений.
Нарушения развития речи
У человека с рождения органы артикуляции готовы к произношению звуков. Но для развития речи (устной, а затем и письменной) необходимо время и определенные условия. Первые три года жизни ребенка очень важны для развития связной речи. Только желание малыша узнать мир взрослых, быть услышанным и понятым, побуждает его говорить. А взрослые должны эмоционально реагировать на попытки ребенка общаться, проговаривать ему все происходящее вокруг, петь с ним песенки, заучивать стишки. Раннее знакомство с гаджетами тормозит развитие речи и усугубляет коммуникативные проблемы.
Трудности в обучении чтению и восприятии информации
Многие современные дети, использующие гаджеты с раннего возраста, имеют сложности в удержании в памяти предыдущей фразы при прослушивании текста, связывании слов в предложения, понимания смысла рассказа. Отсюда и дальнейшие проблемы с чтением. Они понимают отдельные слова и короткие предложения, но суть текста от них ускользает, поэтому читать становится скучно и неинтересно.
Частые экранные игры вызывают неправильную работу глазных мышц. Глаза привыкают следить за яркими перемещающимися объектами, а фокусировать взгляд на том, что не движется, очень трудно. Отсюда и проблемы с прослеживанием строки в направлении слева направо и возвратом на новую строчку.
Влияние на психику ребенка
В детстве закладываются основы и происходит наиболее быстрое развитие психики человека. Гаджеты способствуют интеллектуальному развитию, но негативно влияют на развитие мышления и восприятия. Яркие картинки вызывают у ребенка сильные эмоции, зрение и слух его перенасыщаются, а в тактильных и осязательных ощущениях испытывается дефицит. Воображение и фантазия ребенка также не развиваются, поскольку ему предоставляются уже готовые формы.
Современные мультфильмы и игры создаются таким образом, чтобы ребенок сразу и без усилий получал удовольствие и положительные эмоции. В реальном же мире для этого нужно приложить много труда. Понять, какая игрушка нравится, придумать, как с ней поиграть, пригласить кого-то поиграть с тобой — все это достаточно сложно. А нажав на кнопку, можно получить удовольствие сразу же. У ребенка все слабее становятся стимулы для взаимодействия с реальным миром.
У детей, предпочитающих играть в «стрелялки» искажается восприятие мира. Ребенок не в состоянии отделить игру от реальности. Поэтому все трюки компьютерных героев, их способность к восстановлению он считает правдой. А также перенимает модель поведения, в которой не несется ответственность за совершенные плохие поступки.
Кроме того, игры не учат прилагать усилия и целенаправленно трудиться для достижения результата. При столкновении с проблемами в реальной жизни дети, чрезмерно увлеченные гаджетами, склонны к стрессам, истерикам, депрессиям.
Влияние на социализацию
Как уже было сказано, ребенку для формирования навыков коммуникации нужно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, играть в ролевые игры. Проводя много времени за гаджетами, дети не имеют возможности и желания совершенствовать эти умения. Поэтому их социализация страдает.
Опасно это и для подростков, которые соцсетями заменяют живое общение и выпадают из реальной жизни. Негативную роль играет и фактор анонимности. В Интернете легко жить двойной и даже тройной жизнью. Это создает препятствия формированию личности, идентичности, пониманию себя.
Сколько времени ребенку можно пользоваться гаджетами?
Рекомендации педиатров, неврологов, психологов относительно времени, которое дети разных возрастов могут проводить за гаджетами, следующие:
- детям до 2 лет не стоит давать в руки гаджеты;
- детям 3-4 лет — 30-40 минут в день;
- детям 5-6 лет — 1 час в день;
- детям 7-9 лет — 1,5 часа в день;
- детям 10-13 лет — 2 часа в день;
- детям 14-16 лет допустимо использовать гаджеты до 3 часов в день.
Что можно и что нельзя смотреть детям?
Ограничения напрямую зависят от возраста ребенка.
Дошкольники
Для таких детей существуют интересные развивающие мультфильмы и передачи.
Можно играть и в простые игры на внимание, логику, память. Хорошо, если родители будут делать это вместе с детьми и потом обсуждать увиденное. Но основная деятельность ребенка этого возраста — игры со сверстниками, прогулки на улице, творческие занятия.
Младшие школьники
Дети по-прежнему могут смотреть развивающие передачи и мультики, играть в игры, соответствующие их возрасту, уделяя этому не более положенного времени. Также ценным остается совместный просмотр с родителями. Ведущей деятельностью ребенка этого возраста является учеба, но и за играми и прогулками он проводит много времени.
Средние школьники
Дети старше 10 лет уже хотят иметь собственный смартфон и проводить с гаджетом больше времени. Родителям нужно ввести правила. Гаджет — это вещь родителей, пользоваться которой они разрешают на своих условиях.
Нужно обязательно контролировать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени проводит в сети. Для этого существуют специальные программы родительского контроля, которые помогают в организации безопасности ребенка в интернете. Разрешая играть в игры, стоит ограничивать игры с элементами насилия — «стрелялки». Особенно это касается детей с проблемами регуляции негативных эмоций. По-прежнему остаются ценными совместные просмотры родителей и детей.
Признаки зависимости от гаджетов у детей
Психологи различают три вида компьютерной зависимости: игровая, сетевая и серфинговая.
- Игровая — это болезненная тяга к компьютерным играм.
- Сетевая — это зависимость от соцсетей, желание проводить в них много времени. Соцсети чаще привлекают детей с заниженной самооценкой, которые боятся проявить себя в обществе.
- Серфинговая — эта зависимость самая сложная: дети часами просматривают познавательные и развлекательные ролики, читают информацию, но не применяют в жизни. Кажется, что они занимаются полезными делами, развиваются, но на самом деле это не так. Ничто не может заменить личного опыта.
Но, даже если ребенок проводит много времени с гаджетами, это не всегда зависимость. Существуют модели поведения, обнаружив которые родители настораживаются. Это:
- Ребенок теряет интерес к реальной жизни. Он не хочет гулять, играть в подвижные или настольные игры, рисовать, читать. Эти занятия кажутся скучными и неинтересными в сравнении с впечатляющим виртуальным миром.
- Ребенка не интересуют разговоры и обсуждение того, что не связано с гаджетами. Он не задает многочисленные вопросы, что естественно для дошкольного и младшего школьного возраста. Оживляется только при разговорах об играх, в которые он играет на своем девайсе.
- Ребенок испытывает беспокойство, становится нервным и раздраженным, если приходится провести день без гаджета, не может себя ничем занять.
- Агрессия, ярость, истерики у ребенка при попытках забрать гаджет или ограничить время, которое он проводит в сети. Такое неконтролируемое проявление эмоций в течение продолжительного времени — прямое свидетельство проблем в эмоционально-волевой сфере.
- Ребенок теряет чувство времени и чувство меры, когда проводит время за гаджетом, не соблюдает оговоренные условия и всеми силами стремится быть в сети как можно больше.
- Ребенок скрывает то, что он играет. Встает ночью, чтобы играть, а днем в школе чувствует себя уставшим и сонным.
- У школьников падает успеваемость, они не стремятся общаться с друзьями, проводить время с семьей. Все их желания сводятся к тому, чтобы уединиться с гаджетом.
Как преодолеть зависимость?
Разумеется, просто забрать у ребенка гаджет — не вариант. Особенно, если ребенок уже школьник. Тут нужен психологически грамотный и терпеливый подход. Но родители должны быть строги и не отклоняться от выбранной стратегии.
- Поговорить с ребенком. Стоит сказать честно, что будет лучше, если у него будет еще жизнь, кроме компьютера или телефона. Вы, как родители, хотите, чтобы он получил образование, нашел дело жизни и достиг успеха. Обязательно нужно объяснить ребенку, что такое зависимость и что для преодоления ее понадобятся силы и время. А родители ему в этом помогут.
- Занятость. Каждый день ребенка должен быть строго расписан. Нужно придумать для него полезные и интересные активности — записать на кружки, которые ему понравятся. У него должно быть время на прогулки, выполнение уроков и отдых. Вот в период отдыха он сможет пользоваться гаджетом, но только строго оговоренное время.
- Личный пример. Дети всегда копируют родителей. И если взрослые проводят свободное время в сети, то ребенок поступает так же. Он не видит, как может быть по-другому. Хорошо ввести в жизнь семьи ритуалы и традиции, планировать, как будете отдыхать все вместе. Это могут быть путешествия, прогулки, посещения интересных мест, настольные игры, совместные проекты, поделки, рукоделия, кулинарное творчество. Дети будут в восторге от такого времяпрепровождения, и гаджеты отойдут на второй план.
- Польза. Мир интернета открывает огромные возможности для того, кто хочет развиваться, а не только развлекаться. Родители должны показать ребенку варианты полезного проведения времени в сети.
Профилактика зависимости от гаджетов
- Важно с самого раннего возраста приучать ребенка к соблюдению правил, которые устанавливают родители. Тогда и ограничение времени, проводимого с гаджетами, не будет восприниматься болезненно.
- Некоторые родители практикуют кормление малышей во время просмотра мультфильма. Ребенок, увлеченный мелькающими картинками, послушно открывает рот. Но это приводит к нарушениям пищевого поведения и развитию зависимости от гаджета.
- Нельзя использовать гаджеты, как средство от истерик или плохого настроения. Малыш должен учиться справляться с эмоциями самостоятельно, успокаиваться и благополучно переживать трудности.
- Родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить, общаясь с семьей, а не с гаджетом.
- Детям всех возрастов нужно общение с родителями, общие интересы и цели. Тогда у них не будет потребности убегать от одиночества в сеть.
- Важно обеспечить ребенку интересный и разнообразный досуг, достаточно игрушек, материалов для творчества, спортивного инвентаря.
- Родителям нужно интересоваться, чем дети занимаются в сети, во что играют, что смотрят, с кем общаются. Уважение к интересам ребенка укрепляет родительский авторитет.
Положительные стороны гаджетов для детей
Современному человеку умение пользоваться компьютером и ориентироваться в сети необходимо. Ведь в нашем мире все компьтеризировано. Существуют качественные игры и приложения, позволяющие детям развивать логику, память, изучать иностранные языки. Увлечение детей играми часто становится входными дверями в IT-технологии. Важно только правильно сориентировать ребенка. Сегодня онлайн образование набирает обороты. Можно заниматься с репетитором, учиться в разных школах, на курсах, посещать мастер-классы не выходя из дома. Это удобно и открывает огромные возможности.
Не нужно полностью ограждать детей от гаджетов и запрещать им пользоваться интернетом. Важно уделять внимание ребенку, доносить до него значение настоящих ценностей — семьи, дружбы, общения, развития. А гаджеты должны быть только помощниками в жизни и достижении успеха. Тогда никаких проблем с ними в семье не возникнет.
Тренажер для развития мышления
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
узнать подробнее
«Поколение несчастливых детей», «зомбированные гаджетами» — мы нещадно клеймим такими определениями подростков, которые родились в начале нулевых и стали первыми в мире людьми, не знающими жизни без Интернета. Нам — взрослым — пришлось подстраиваться под новую действительность. Они — дети — в этой действительности уже родились. Они не знают, как человечество обходилось без социальных сетей. А времена без телефонной связи и вовсе считают доисторическими.
Год назад статья американской журналистки и социолога Джин Твенге о разрушительном влиянии смартфонов на подростков взорвала Интернет. После выводов, к которым приходит автор, хочется продать на сайте бесплатных объявлений все семейные девайсы, а вырученные деньги вложить в разработку машины времени. Чтобы одним прекрасным утром махнуть лет на сорок вперед и задать один-единственный вопрос: «Ну как вы там, потомки, — все еще сидите, уткнувшись в гаджеты?»
С помощью специалистов мы попытались понять, права ли Твенге? И так ли страшны гаджеты, как их малюют?
Эксперты сошлись в одном: ответственность за покалеченную психику детей лежит не на смартфонах, а на родителях, которые позволили гаджету занять позицию главы семьи. С другой стороны, нашим детям выпала честь (или несчастье?) стать экспериментальным поколением, по которому потом будут судить о цифровом влиянии на жителей планеты.
Виртуальный рай или добровольное рабство?
Российская действительность все же отличается от американской. Отечественные ученые, безусловно, не одобряют одержимость гаджетами, но делают более оптимистичные прогнозы. Принято считать, что поколение сменяется другим в течение 20–25 лет. Жители планеты, родившиеся после 1998 года, получили название «постмиллениалы». Если говорить о России, среда, в которой выросли эти дети, является полной противоположностью той, которая царила в стране в 80-е и 90-е. Люди той эпохи руководствовались принципами, направленными прежде всего на комфорт других. Помните поговорку «Я — последняя буква алфавита»? Родители и бабушки вдалбливали нам, что нельзя повышать голос в общественном месте, что надо делиться, даже если не хочется, вести себя так, чтобы за тебя не было «неудобно перед людьми». В общем, потребности окружающих ставились выше, чем свои собственные.
Буква «i» в продукции Apple в первую очередь означает Internet. Но также она внесла в нашу жизнь и важный переносный смысл. I-поколение — это поколение «Я». Не в плане эгоизма, а в плане самоанализа, внимания к своему внутреннему миру, попыток разобраться, кто я. Современное «я» — это про любовь и принятие себя без навязанных рамок. Отсюда такая бешеная популярность соцсетей: мы моделируем слепок нашей личности в виртуальном пространстве, можем приоткрыть завесу души человека, не вступая с ним в диалог. Сейчас, в 2018-м, это внимание к себе порой настолько гипертрофировано, что впору требовать переименовать Iphone в Wephone. Тем не менее постмиллениалы гораздо лучше разбираются в себе — и тратят на это слишком много времени.
Современные подростки отличаются от предыдущего поколения тем, что практически у каждого из них есть друг, с которым никогда не скучно. И да, этот друг — смартфон. Американские исследования показывают, что их школьники перестали тусоваться на баскетбольных площадках и катках, а свободное время проводят в своих комнатах в обнимку с гаджетами. В России среди детей тоже отмечается тенденция к домоседству. Они стали реже бесцельно шататься по улицам. Казалось бы, постоянное нахождение дома должно укрепить внутрисемейные отношения. Однако практикующие психологи говорят, что это не так.
— Подростки сейчас действительно не рвутся на улицы: многие сидят дома при условии, что у них есть телефон с выходом в Интернет, — рассказывает семейный психолог Наталья Панфилова. — Увы, несмотря на то, что дети под боком у родителей, нельзя сказать, что они стали ближе друг другу. Ведь физическая близость ничего не дает в голове. Ребенку по мере развития нужно живое общение. Особенно если речь идет о хорошо развитых и требовательных в плане общения детях. Если родитель амебный, измученный работой, и разговор с ребенком для него не разрядка, а дополнительная нагрузка, — дети это элементарно чувствуют. Даже без лишних слов. Если вечером мама или папа в полуобморочном состоянии лежат на диване, что остается делать ребенку? Конечно, он предпочтет потусить в Интернете, чем тормошить этого полуживого родителя. Ребенок отлично знает: начнешь приставать — еще и ушат негатива получишь на свою голову. Вот он и думает: «А мне это нужно? Спасибо, не хочу». И все, тема закрывается.
Потребность детей сбежать из мира взрослых в свой собственный мир никуда не исчезла. Только раньше это были гаражи и детские площадки, а теперь их заменило виртуальное пространство. В редких случаях это может стать патологией. Практикующие врачи рассказывают о молодых пациентах, которые справляют нужду в пластиковые бутылки: они настолько погружаются в Сеть, что не могут себя заставить подняться со стула и сходить в туалет.
«Не выпускают из рук смартфоны в течение дня»
Российские социологи называют детей, которые родились в цифровую эпоху, «комфортным» поколением. Людьми, которые «сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть». Они родились в эпоху финансовой стабильности: да, не всем из них родители могут купить последнюю модель айфона, но они могут позволить себе носить модную одежду и иметь гаджет с выходом Сеть.
Доступность благ снизила уровень тревожности за свое будущее, которое было у предыдущего поколения. Дети не замотивированы на получение хорошего образования, со школьной скамьи знают, что хоть куда-нибудь, да поступят. Если не получится на бюджет, родители напрягутся и пристроят их в вуз на платной основе.
В прошлом году студентка Тульского педагогического университета Екатерина Кудинова изучала влияние гаджетов на учеников выпускного класса одной из областных школ. Исследование показало удивительные результаты: 78% школьников признались, что вообще не выпускают из рук смартфоны в течение дня. В опросе также приняли участие преподаватели. Они подтвердили, что чрезмерное употребление гаджетов влечет за собой катастрофическую деформацию учебной деятельности. Учителя отметили у старшеклассников:
— дефицит внимания и концентрации — подростки гиперактивны и крайне рассеянны;
— дефицит слухового аспекта — они плохо воспринимают информацию на слух, не могут повторить то, что сказали ученики до них;
— дефицит активной искры и снижение фантазии — им совершенно не интересно рассуждать, они не в состоянии написать сочинение, создать новый образ.
В российских школах нет категорического запрета на гаджеты. Часто телефоны запрещают доставать в классе, но старшеклассники прячут их под тетрадями, в пеналах — и постоянно мониторят ленты соцсетей. По сути, подростки присутствуют в кабинете лишь физически.
Кстати, во Франции недавно приняли закон, запрещающий пользоваться телефонами в начальной и средней школе. Причем это распространяется не только на учеников, но и на преподавателей. Инициативу поддержали далеко не все французы.
«Раздражительность и легкая паника»
Специалисты говорят, что повальное увлечение гаджетами не только снижает качество учебы, но и оказывает негативное влияние на настроение и психический фон подростков. Подобные исследования периодически проводятся в школах России. Результаты практически везде одинаковы: оставшись без смартфона, школьники тоскуют, испытывают растерянность и совершенно не знают, чем себя занять.
В 2016 году в школе №43 в Братске среди учеников был проведен эксперимент, инициаторами которого стала группа девятиклассников. Они отобрали 108 учеников с 7-го по 11-й класс и предложили им принять участие в эксперименте. Исследователи предположили, что у школьников, чрезмерно увлекающихся гаджетами, может возникнуть абстинентный синдром («ломка»). Это состояние обычно возникает при внезапном прекращении приема вредных веществ и характеризуется психологическими, неврологическими и вегетативно-соматическими расстройствами. Зависимость от гаджетов носит такой же характер, как наркотики и алкоголизм, а значит, внезапный отказ от них будет сопровождаться похожими симптомами. Это в первую очередь чувство потерянности, грусть, паника.
Сначала школьники ответили на 20 вопросов. На вопрос «Вы берете с собой телефон повсюду (в туалет, ванную, постель)?» 70 процентов ответили положительно. «Если вы забыли телефон дома, вы испытываете дискомфорт?» — 77 процентов ответили положительно. «Сколько времени занимает у вас работа с гаджетом?» — 44,5 процента выбрали вариант «весь день», 35 процентов — «более 3–4 часов». «Есть ли вы в социальных сетях?» — 98 процентов ответили «Да». «Почему именно этот телефон вы выбрали?» — ответ «Наличие Интернета» выбрали 88 процентов.
После первого анкетирования было проведено второе исследование, которое заключалось в том, что ученики проведут один учебный день без своего электронного устройства. В нем приняли участие 66 человек из 9–11-х классов. Продержаться весь день без телефона смогли только… 5 человек! Буквально через час после начала 11 подростков воспользовались смартфоном. Через 2 часа в телефон уткнулись еще 6 человек, через 3 часа — 8, через 4 часа — 12, через 5 часов — 11, через 6 часов — 13. Все принявшие участие в проекте отметили ощущения, которые испытывали, оставшись без гаджета. Во время эксперимента у большинства обучающихся наблюдались:
1. Раздражительность.
2. Скука.
3. Потеря во времени.
4. Легкая паника.
5. Ощущение потери.
6. Дискомфорт.
7. Чувство ненужности.
Эти симптомы сразу же исчезли при возобновлении пользованием сотовым телефоном.
Что же это означает? Медленно, но верно электронные устройства снижают качество жизни подрастающих детей. Причем совершенно незаметно для них самих.
Смартфоны-убийцы: от чего умирают подростки
Гаджеты все чаще становятся причиной подростковой смертности. В 80-е и 90-е родители боялись, что дети упадут в открытый люк с кипятком, провалятся в прорубь, разобьются, лазая по заброшенным стройкам. Современным подросткам не нужно далеко ходить за смертью. По всей стране дети гибнут в собственных ваннах — и не от того, что тонут. Криминальная хроника «МК» пестрит заголовками, за которыми скрывается одна и та же трагедия. «Подмосковную школьницу убило током, когда она принимала ванну с мобильником». «Принимавшая ванну красноярская школьница уронила телефон и погибла». «Смартфоны убивают детей: трагедия в ванной на севере Москвы». У всех этих (и других подобных) случаев есть один общий момент — телефон в это время находился на подзарядке и в какой-то момент оказался в воде. Все дети погибли от мощнейшего удара током.
Элементарная техника безопасности, которую нужно вбивать в голову с того момента, когда ребенок впервые взял в руки телефон: если устройство подключено к розетке — держись подальше от воды. Одно неосторожное движение — и вместо живого человека мы получаем труп.
— Принимать ванну с телефоном на зарядке нельзя категорически, и современные дети должны об этом помнить всегда, — говорит учитель ОБЖ высшей квалификационной категории Валерий Николаевич Комаров. — В воде ток воздействует на тело со всех сторон, сердце останавливается почти мгновенно. В школьной программе не прописаны основы безопасности работы со смартфонами, но мы с учениками их разбираем. Как правило, сначала эта тема вызывает у них смех. Но по мере углубления в материал они проникаются. Я предлагаю им найти дома инструкцию от гаджета и внимательно ее прочесть: многие очень удивляются почерпнутой оттуда информации.
В топ-3 причин, по которым подростки 15–18 лет получают травмы, входит селфимания или маниакальное желание запечатлеть себя в момент экстремального поступка. Друзья забрались на мост и решили снять эффектный кадр с проезжающим поездом. Девочка сорвалась. Парень решил выпендриться перед одноклассниками и по мосту перебраться на другую сторону железной дороги. Происходящее снималось на камеру. Погода была сырая, его ударило током, отбросило на рельсы…
Медики говорят, что поколение, воспитанное на гаджетах, вообще отличается хрупкостью костей.
— Сегодня с самого раннего детства формируется сидячий образ жизни, — констатирует детский врач-травматолог Георгий Афанасьевич Чоговадзе. — Раньше дети были более крепкие физически, ведь мы носились по двору до позднего вечера. Сейчас оглядитесь — все сидят в телефонах. Недавно в школы внедрили сдачу норм ГТО, и результаты весьма грустные: современные дети не способны выполнить эти нормы.
Благодаря виртуальной жизни наши дети подвергаются и другой опасности. Они слишком доверяются миру Интернета, не подозревая, что собеседник может оказаться плохим человеком. С 17-летней дочерью моей коллеги произошла очень неприятная история. Девушка поступила в престижный вуз, стала изучать японский язык. В социальной сети с ней познакомился юноша, представился гостем из Южной Кореи и пригласил на свидание. Во время рандеву парень всячески пытался произвести на спутницу впечатление, только странным образом: пренебрежительно отзывался о ее одежде и сумочке, хвастался своим дорогим прикидом, обещал подарить ей модные дорогие вещи. В ходе разговора выяснилось, что парень и не кореец вовсе, а выходец одной из бывших республик СССР. Первокурсница довольно быстро поняла, что им не по пути, и мечтала как можно скорее отделаться от кавалера. Но по дороге домой парень внезапно заблокировал двери машины и сказал, что свидание ей придется продолжить у него дома. Чудом девочке удалось уболтать его, давя на жалость и умоляя отложить все до следующего раза. Псевдокореец отключил блокировку дверей и отпустил студентку восвояси. Естественно, больше она на связь не выходила.
«Нет ни малейших оснований сказать, что мы победили это проблему»
Врачи говорят, что зависимость от гаджетов начинается тогда, когда родители и не подозревают о западне, которую сами готовят своему ребенку. Сегодня дети знакомятся с электронными устройствами еще в младенчестве.
— Родители дают ребенку телефон или планшет по разным мотивам — чаще всего, чтобы занять его, чтобы развивать, — рассказывает заведующая Детским наркологическим центром ГБУЗ «МНПЦ Наркологии ДЗМ» Вероника Готлиб. — С одной стороны, я поддерживаю это. Но любая нагрузка в детском возрасте должна быть дозирована. И если режим сна, бодрствования, приема пищи, игр родители стараются соблюдать, то с дозированием гаджетов у нас проблема. Надо есть ребенку — он ест под мультики, надо маме заняться какими-то рабочими моментами — ему снова дают планшет. И набегает достаточно большой объем времени. Планшет становится палочкой-выручалочкой.
Вручая младенцу планшет, мы даем ему сильный световой и звуковой раздражитель. Яркий свет, мерцание, звуки — все это воздействует на нервную систему и нарушает привычное восприятие мира. Когда мама разговаривает с ребенком, когда читает ему книгу, она делает это спокойным размеренным голосом, на приятной частоте. И ребенок реагирует на именно такой уровень звуков. Длительное «общение» со смартфоном, откуда доносится громкая музыка, звонкие голоса, вспышки света, формирует высокий порог раздражителя. Чем больше ребенок проводит время с такой «развивашкой», тем хуже он будет реагировать на привычную спокойную речь. Поэтому специалисты советуют изначально ставить границы по времени использования гаджета.
Первые дети, которых нужно было лечить от компьютерной зависимости, появились около десяти лет назад. Что любопытно, за это время количество обращающихся за помощью к психиатрам не выросло. В стационаре Детского наркологического центра ежегодно лечится всего около пяти человек. Но если у ребенка нет тяжелой зависимости, это вовсе не значит, что его настроение и психологическое состояние остаются в норме.
— Количество обращений к нам не растет еще и потому, что многие родители даже не видят в этом проблемы, — объясняет Вероника Яковлевна. — К примеру, они считают, что ребенок вырастет и будет программистом. Может, так и случится. Но будет ли он социально адаптированным — большой вопрос. Родители часто не замечают опасности, ведь они тоже пользуются Интернетом. Например, если мы говорим о наркотиках, то взрослые знают, что это беда, надо срочно что-то делать. А в случае с гаджетами папа и мама часто считают так: ребенок дома, под боком, чем-то занят — ну и отлично. Нигде не шляется, с плохими компаниями не связывается — просто мечта! А ребенок в это время превращается в настоящего маргинала.
Эксперты отмечают, что не только в России, а во всем мире появился тренд интровентированности. Люди сидят за одним столом, но общаются не друг с другом, а с невидимыми собеседниками в телефоне. К чему это приведет, пока неясно. Но если родители не замечают того, что ребенок пропадает в телефоне, это может иметь дурные последствия: эмоциональные, психологические и даже психические нарушения.
— Нет ни малейших оснований сказать, что мы победили эту проблему, но мы ее изучаем, — говорит Готлиб. — Важно помнить, что природа зависимости от наркотиков и от Интернета — одна и та же. Однако если у подростка есть смартфон, вовсе не обязательно, что он столкнется с зависимостью.
Авторитет родителей упал еще ниже
Родители 14-летнего Ивана обратились к психологу с вполне распространенной проблемой: сын полностью ушел в виртуальный мир. Достучаться до него нереально, подросток просто не реагирует на внешние раздражители. Спрашивают, что будет на ужин, — Иван даже не поднимает головы. Мама повторяет вопрос еще два раза, повысив голос. Сын нехотя отрывается от экрана: взгляд стеклянный, он не может сразу переключиться и дать ответ, который от него ждут.
— Я всячески призываю родителей, чтобы они как можно больше сами общались со своими детьми, брали их куда-нибудь, креативили, — говорит психолог Наталья Панфилова. — Худшее, что можно сделать в такой ситуации, — стоять над душой и как попугай талдычить «вылези из Интернета». Это не сработает. У многих родителей работа связана с Интернетом, часто это переносится в дом. Рабочий день закончен, а мама с папой по инерции что-то роют в ноутбуке. Дети это видят и считают нормой. Это как раз должно рождать понимание. Отвратительно, когда родители сами не вылезают из соцсети или переписываются с кем-то, а ребенку запрещают. Такие двойные стандарты дети очень хорошо запоминают и потом «тюкают» ими родителей со страшной силой. Эффект этих увещеваний сводится к нулю. Если нельзя ребенку — то и родителям нельзя. Это то же самое, как курящие родители запрещают курить ребенку. Это вызывает улыбку. «Да, я курю, я взрослый, а ты даже не думай». Это что такое?
Специалисты призывают бросить взгляд в прошлое. 50 лет назад родители паниковали из-за того, что ребенка невозможно оттащить от телевизора. Конечно, влияние ТВ не настолько воздействует на психику, как гаджеты. А самое главное, что с появлением в жизни подростка смартфона родитель становится абсолютно ему не конкурентным. И это становится реальной проблемой. Даже если дети идут куда-то со взрослыми, они все равно увлечены смартфонами.
— Это как раз должно подстегивать родителя быть конкурентноспособным телефону, — считает Панфилова. — Почему родитель такой скучный для своего ребенка? Почему ему интересней в телефоне, чем со своей семьей? Задайте этот вопрос СЕБЕ. Да, это будет не самый удобный вопрос. Но ответить на него необходимо.
Причем недостаточно просто куда-то выбраться, нужно продумать, чтобы младшим членам семьи это было действительно интересно. Подросток, конечно, пойдет и в цирк, и в зоопарк. Но важно, как будет строиться это совместное время. Если родитель сам воспринимает прогулку как наказание или вынужденную вылазку, ничего хорошего не выйдет.
— Даже в самом классном и интересном месте можно испортить ребенку настроение. Вы, наверное, и сами часто видели ситуацию, когда взрослые постоянно дергают детей: мороженое нельзя, близко не подходи, зачем ты прямо на землю сел?! Ребенок в стрессе, он думает: «Да лучше бы я мультики дома сидел смотрел!» И в следующий раз, когда ему говорят «а пойдем?…» он ответит «Ээ, я дома у телека останусь». Так было и 20, и 40 лет назад. А сейчас все повторяется, но с Интернетом.
И все же, по мнению специалистов, опасность гаджетомании преувеличена. Не надо так сильно бояться жизни, есть смысл дать ребенку поэкспериментировать. Просто надо приглядывать за ним, разговаривать, а главное — не паниковать. Подростковый протест опасен тем, что чем больше родитель истерит и запрещает, тем хитроумнее план подростка по сопротивлению. Прежде чем запретить, надо предложить альтернативу. Вам кажется, что семейный вечер в театре — прекрасная идея, от которой ваш сын или дочь будут прыгать от радости и забросят свой смартфон? Не факт. Ваш ребенок может так не считать. Влезьте в его шкуру, подумайте о том, чем он увлекается. При этом нет смысла запрещать ему пользоваться Интернетом и соцсетями. Пусть будет одна страничка, зато настоящая, о существовании которой вы будете знать.
Психиатры же считают, что сейчас самое время задуматься о введении уроков, посвященных дозированному общению с гаджетами. Причем начинать массовое воспитание необходимо с детского сада. Никто из подрастающего поколения не сумеет избежать сетей Всемирной паутины. А значит, надо учиться с этим взаимодействовать.
Моей старшей дочери недавно исполнилось 7 лет. В сентябре она пошла в первый класс, мы отдали ей старый простенький смартфон, по которому она звонит, когда хочет пообщаться. У многих ее одноклассников такая же история. При том, что у учительницы есть дежурный телефон, по которому тоже можно звонить, и родителям, и детям удобнее иметь прямой канал связи друг с другом. Алиса и большинство ее сверстников еще не успели слиться воедино с телефоном. Однако уже в этом юном возрасте мы наблюдаем, как легко и быстро можно стать заложником виртуальной реальности.
Теплый осенний день, мы с подругой и тремя детьми идем гулять в парк. За 15 минут дороги дети три раза просят разрешить достать телефон. Сначала мы отказываем. Потом, устав от напора, предлагаем компромисс: сначала час гуляем на площадке, потом можно чуть-чуть поиграть в игру в телефоне. Дети радостно уносятся на площадку. Но при этом каждые 10 минут подбегают к нам и уточняют: не подошло ли время для телефона? Когда этот момент наконец наступает, они плюхаются на лавочку и с головой погружаются в игру. Следующие полчаса они даже не поднимают головы. На улице успевает стемнеть, мы успеваем допить кофе, а дети даже не двигаются с места… Мы говорим, что пора идти домой. Они выныривают из смартфона и удивленно оглядываются по сторонам: «Уже что, вечер?!» В 2018-м сказка о потерянном времени начиналась бы именно так.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
В 2010–2013 гг. специалисты Казанской государственной медицинской академии провели анкетирование 130 семей, имеющих детей от 1 до 5 лет. Все дети были разделены на 2 группы. В первой группе были дети без речевых нарушений, во второй группе у детей диагностированы проявления общего недоразвития речи в сочетании с аутистикоподобными нарушениями.
74% опрошенных семей регулярно использовали гаджеты для раннего развития ребенка, для отвлечения и утешения ребенка, при нарушениях поведения, для приобретения личного времени. Достоверно чаще электронные устройства использовались во второй группе — 84%.
В 86 (66,2%) семьях родители проводят большую часть свободного времени с компьютером или другим электронным устройством. В 59 (45,3%) семьях за игрой родителей наблюдают дети.
В семьях, где дети и взрослые слишком часто пользуются гаджетами, выявлены следующие факторы риска нарушения коммуникации:
1) в 60% семей — речевая депривация (родители, приходя
после работы, включают телевизор и немногословно, с единичными комментариями, всей семьей его смотрят);
2) в 56,9% — постоянное фоновое воздействие на слуховой
анализатор (радио или телевизор работают в качестве сопровождения игры ребенка или еды);
в 51,5% — речевое общение делегировано техногенным средствам, не требующим выстраивания диалоговой коммуникации (включают мультфильмы в надежде, что он освоит фразовую речь («речевые клише»), услышав ее от любимых персонажей);
в 45,4% семей — предлагают игровую деятельность, для которой речь не требуется (гаджеты).
Выводы:
Если ребенок бесконтрольно «зависает» с планшетом и компьютер становится лучшим другом, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в семейную систему, если время, проведенное с гаджетом, имеет большую ценность, чем совместное общение с родителями, сверстниками, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества.
Фото: Иван Скрипалев