Все больше российских школ вводят запрет на использование мобильных телефонов учениками.
Видео взято с канала: Новости на Первом Канале
Использование мобильных телефонов в школе. 23.09.2019
Видео взято с канала: Телерадиокомпания Гродно
КАК БЕСПАЛЕВНО СИДЕТЬ В ТЕЛЕФОНЕ НА УРОКЕ? КАК НЕЗАМЕТНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕЛЕФОН В КЛАССЕ!
Видео взято с канала: Sveta Sollar
UTV. В школах могут запретить пользоваться мобильными телефонами
Видео взято с канала: UTV. Новости Уфы и Башкирии
Зачем мобильный телефон в школе?
Видео взято с канала: Гимназия 5 Юбилейный
Почему нужно разрешить мобильные телефоны в школе
Видео взято с канала: AdMe.ru Сайт о творчестве
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ В ШКОЛЕ
Видео взято с канала: ГТРК Ивтелерадио
Нет похожих статей
Не секрет, что практически у каждого ученика есть сегодня мобильный телефон. И часто это становится проблемой на уроке.
Ситуация:
Вижу, что ученица 8 класса на уроке пользуется телефоном. Причем не прячет его, а сидит и смотрит в экран. Обычно, я говорю в таком случае: «Убери, пожалуйста, игрушку». Как правило, убирают. В этом случае, ученица начинает мне отвечать примерно следущее:
-Это не игрушка.
Отвечаю: «На уроке, игрушка. Ты прекрасно знаешь, что пользоваться им на уроке нельзя.».
-Я не пользуюсь, я просто смотрю.
Понимаю, ждет, что будет дальше. Подхожу и говорю: «Если не уберешь, то отнеси мне на стол, а после урока заберешь»
-Не имеете права (Вот уж на свою голову научила их, что частная собственность неприкосновенна)))). Я учитель обществознания и права.
Говорю: «Я не забираю у тебя телефон, поэтому о нарушении права речи быть не может, просто он тебе мешает, а мы решая эту проблему, нарушаем права твоих одноклассников. Поэтому пусть полежит у меня на столе. После урока заберешь».
«А вот на уроке, — говорит она мне, (называет имя отчество учителя), у меня она его забрала и вызвала маму в школу». Эту ситуацию я знала, знала также, что мама устроила скандал у директора по этому поводу. В конце концов ученица, конечно же телефон убрала. Но, кто вернет время от урока, потраченное на решение этой проблемы?
Уважаемые коллеги, а как вы поступаете в подобной ситуации?
#статьи
- 22 мар 2022
-
0
Смартфоны в школе: что можно, а что нельзя
Разбираемся, можно ли запретить ученикам пользоваться телефонами на уроках и почему рискованно выкладывать в соцсети видео, снятые в школе.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Юрист и редактор статей на юридическую тематику.
научный сотрудник Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
аналитик Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
аналитик Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
Нет, это совсем не очевидно. Если вы хотите, чтобы в школе действовал запрет на использование смартфонов, то лучше прямо прописать его в правилах внутреннего распорядка. Применение слишком широких и обтекаемых формулировок, вроде «соблюдения дисциплины», может стать причиной конфликта между школой и родителями учеников. Если спор дойдёт до суда, то неясно, посчитает ли он использование смартфона во время занятий нарушением дисциплины. Пока таких судебных дел не было.
Да, можно указать в правилах внутреннего распорядка школы, что пользоваться смартфонами — вообще на территории учебного заведения или только во время урока — запрещено. Но загвоздка в том, что от учеников можно ждать только добровольного соблюдения этих условий. Если ребёнок откажется убрать смартфон, сдать его перед уроком либо вообще не приносить его в школу, то нельзя будет, например, отобрать гаджет.
Существуют санитарные правила, которые запрещают пользоваться мобильными средствами связи в образовательных целях. Но эти правила касаются организации учебного процесса администрацией школы и учителями: проще говоря, нельзя давать детям такие учебные задания, выполнять которые надо на смартфонах. А вот иметь при себе личные телефоны, находясь в школе, и пользоваться ими в личных целях эти правила не запрещают.
Кроме того, запрет смартфонов в школе, скорее всего, вызовет недовольство среди родителей, которым важно иметь связь с детьми на случай экстренных ситуаций.
Смартфон, как и любые другие вещи, — это личная собственность ученика или его родителей. Распоряжаться чужой вещью нельзя, это противозаконно. Такие действия могут образовывать состав административного правонарушения — самоуправства (ст. 19.1 КоАП РФ), если родители ребёнка обратятся в полицию.
Также среди возможных последствий для учителя — дисциплинарное взыскание, вплоть до увольнения, потому что такие действия можно расценить как нарушение обязанностей педагогических работников, в частности обязанности соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики (ч. 1 ст. 48 закона «Об образовании в РФ»). Но, конечно, вероятность вынесения административных взысканий сильно зависит от позиции руководства школы и поведения учителя в конкретном случае.
Даже если в правилах внутреннего распорядка школы прописать, что учитель вправе отобрать телефон, это будет незаконное условие. Дисциплину можно поддерживать только допустимыми с точки зрения закона методами.
Можно применять методы педагогического воздействия, например, вызвать родителей в школу или сделать запись в дневнике. При этом вы вправе ссылаться на:
- внутренние документы школы, где установлено, что нельзя пользоваться смартфонами на уроках;
- на санитарные правила, согласно которым в образовательных целях смартфоны не применяются (это на случай, если ребёнок будет утверждать, что на уроке использовал телефон не для развлечения, а для учёбы).
Согласно статье 43 закона «Об образовании в РФ», обучающийся обязан выполнять требования устава и правил внутреннего распорядка школы, и в случае их нарушения к нему могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. Поэтому если запрет на использование смартфонов в школе чётко установлен в правилах внутреннего распорядка, то в отношении нарушающего этот запрет ученика можно вынести замечание или выговор. Но это учитель решает уже не сам — такая мера оформляется приказом директора, с соблюдением порядка привлечения к дисциплинарной ответственности и доводится под подпись до самого ученика, его родителей. Не каждого ученика можно привлечь к такой ответственности.
Во-первых, в соответствии со статьёй 43 закона «Об образовании в РФ» никакие меры дисциплинарного взыскания нельзя применять к ученикам начальной школы и к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Во-вторых, нужно учитывать конкретные обстоятельства: почему ребёнок пользовался телефоном, как отреагировал на устное замечание учителя, первое ли это нарушение дисциплины с его стороны и так далее. По закону, при выборе меры дисциплинарного взыскания школа должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершён, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.
В-третьих, существует определённый порядок применения к обучающимся мер дисциплинарной ответственности, и школа должна его соблюсти очень чётко, как в части сроков, так и в части последовательности действий. Этот порядок утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 года №185.
Нет, отчисление из школы — это крайняя мера дисциплинарной ответственности, и за использование смартфона она представляется чрезмерной. Отчислить можно только:
- если ребёнку исполнилось 15 лет;
- с согласия комиссии по делам несовершеннолетних;
- за неоднократное совершение дисциплинарных проступков;
- если предыдущие меры не дали результата, а дальнейшее пребывание ученика в этой школе оказывает отрицательное влияние на других детей, нарушает права учителей и нормальное функционирование школы.
Объясните детям, что такие действия не только неприятны вам, но и нарушают закон, а это может повлечь ответственность.
В большинстве случаев нельзя снимать и выкладывать чьи-либо фото или видеозаписи в интернет (например, в соцсети) без согласия человека, который изображён на этом фото или видео. Такое согласие требуется на основании сразу двух законов — Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».
Изображение человека — это объект гражданских прав, нематериальное благо. Поэтому публикация, то есть обнародование и какое-то использование изображений человека, будь то фото или видео, требует его согласия на основании статьи 152.1 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, изображение человека (фото или видео) является его биометрическими персональными данными — это сведения о физиологических и биологических особенностях, по которым можно идентифицировать личность. Об этом сказано в законе «О персональных данных».
По общему правилу, обработка биометрических персональных данных человека осуществляется только с его письменного согласия. При этом под обработкой понимаются любые действия с данными, включая их сбор, запись, накопление, хранение, распространение и предоставление доступа к ним. То есть процесс фото- либо видеосъёмки человека, хранение таких фото или видеозаписей и их размещение в соцсетях или других публичных источниках с целью систематизации и долгосрочного хранения можно считать обработкой персональных данных. Хотя граница в данном контексте довольно размыта, и нельзя чётко сказать, когда правила гражданского законодательства дополняются правилами, применимыми к персональным данным.
Нужно отметить, что и закон «О персональных данных», и Гражданский кодекс РФ содержат ряд исключений, когда согласие на использование фото- и видеоизображений человека не требуется, но случаи фото- и видеосъёмки во время обычного занятия (не публичного мероприятия) в классе к таким исключениям не относятся.
Если выложенные в сеть видео или фото будут оскорбительными — например, с унизительными подписями, — то это может быть расценено как административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ). За оскорбление предусмотрен штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Кроме того, это можно расценить мелким хулиганством. За такое нарушение штраф уже гораздо больше — от 30 до 100 тысяч рублей. А если у подростка это уже не первый случай мелкого хулиганства, то штраф ещё значительнее — от 100 до 200 тысяч рублей или даже арест до 15 суток.
Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных тоже считается административным правонарушением. Нарушителю за это грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ).
Но надо понимать, что к административной ответственности могут привлечь только того, кто к моменту совершения правонарушения достиг 16 лет.
Кроме того, в случае судебного спора учитель сможет требовать компенсацию морального вреда. Правда, будем откровенны: наши суды в качестве компенсации присуждают обычно совсем не большие суммы. Хотя известен случай, когда в пользу педагога с родителей школьника суд взыскал в качестве компенсации морального вреда 100 тысяч рублей.
Если речь о детях помладше, то за подобное поведение их родителей могут привлечь к ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ). Это может сработать хоть каким-то стоп-фактором. Но ответственность за это невелика, родители могут получить предупреждение или штраф в размере от 100 до 500 рублей.
Для начала стоит поговорить с учениками и их родителями, потребовать удалить видео. Об инциденте нужно сообщить руководству школы. В случае необходимости к конфликту привлекают комиссию по делам несовершеннолетних. Если видео размещено в соцсети или видеохостинге, напишите администрации сайта с просьбой его удалить.
Если видео не удалят, то вы можете подать аналогичный иск в суд к администрации сайта (ч. 3 ст. 152.1 ГК РФ) и ещё потребовать компенсацию морального вреда. За действия ребёнка, которому не исполнилось 14 лет, ответственность несут (в том числе выплачивают компенсацию) родители. Но до суда, конечно, лучше не доводить, поскольку это долгий и дорогостоящий процесс, а гарантий, что суд удовлетворит ваше требование и присудит существенную, а не смешную сумму компенсации, нет.
Да, в таком случае действуют те же правила. Чтобы снять в классе и опубликовать в интернете, например в блоге в соцсетях, видеозапись или фото с учениками, вам действительно нужно получить согласие на это. Причём в отношении детей до 14 лет согласие нужно просить у их родителей.
Есть, правда, исключение. По общему правилу, если изображённые на коллективном снимке граждане очевидно выразили своё согласие на фотосъёмку и при этом не запретили обнародование и использование фотографии, то один из этих граждан вправе обнародовать и использовать такое изображение без получения дополнительного согласия на это от иных изображённых на фотоснимке лиц, за исключением случаев, если такое изображение содержит информацию о частной жизни указанных лиц. Это указано в постановление пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ».
Так что, если вы снимаете себя вместе с учениками, которым уже исполнилось 14, то можно исходить из того, что раз никто из них не выражает несогласия, то всё законно. Однако если это дети до 14 лет, то по закону нужно всё же заручиться согласием их родителей, прежде чем выкладывать фото или видеозапись в соцсети. Иначе в случае конфликта с кем-то из родителей, недовольных тем, что вы обнародовали изображение его ребёнка, вы будете считаться правонарушителем.
В идеале — да, желательно в виде бумажного документа с подписью, потому что в случае спора так вам проще будет доказать, что вы эти согласия получили. Но вообще, с точки зрения Гражданского кодекса согласие — это сделка, а сделки бывают не только письменными, но и устными и даже в форме так называемых конклюдентных действий — когда человек своим поведением выражает согласие. Как разъяснял Верховный суд РФ, может быть достаточно устного согласия («Можно я опубликую у себя в VK видео с вами? — Да, конечно!») или в форме конклюдентных действий. Только не забудьте, что в отношении детей до 14 лет согласие надо получить у родителей. Так что если вы хотите снять часть урока и выложить потом в своём блоге, напишите об этом, например, в родительский чат и спросите: «Вы не против?»
Даже если родители детей действительно подписали такие согласия, то согласие, которое было дано школе как учреждению, ещё не означает согласие на использование изображений детей в фото- и видеосъёмках, которые учителя устраивают как частные лица. Когда вы организуете съёмку для своего личного блога или архива, вы действуете не от лица школы, а значит, и полученные на имя школы согласия на ваш случай не распространяются.
Многое зависит от ситуации и контекста съёмки. С одной стороны, свидетели инцидента могут снять видеозапись в интересах жертвы, что может рассматриваться как защита общественного интереса. Тогда эта съёмка законна и может стать поводом к началу расследования. Кстати, в том числе в отношении учителя, если это он унизил ребёнка или если дети дерутся в школе, а педагог в это время должен был находиться рядом и не допускать драк. С другой стороны, выложенная публично запись сама по себе может быть и орудием буллинга. В этом случае её могут посчитать мелким хулиганством (ст. 20.1 КоАП РФ) или оскорблением (ст. 5.61 КоАП РФ).
За какие профессии в образовании хорошо платят?
Подробнее
Научитесь: Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться
Узнать больше
Как незаметно играть в телефон на уроке? Пенал или парту не предлагать. Училка видит.
Как незаметно играть в телефон на уроке? Пенал или парту не предлагать. Училка видит.
купи подставку под учебник.
АХха) интересно даже очень) на уроках надо слушать конечно, но если делать уже нечего или неинтересно я обычно чутка смещаюсь влево и кладу телефон на край стула
вообщем делай вот так: берёшь телефон и накрываешь его учебником и дневником, сверху пенал, делаешь это всё так, чтоб только чуть-чуть виднелся телефон и спокойно играешь ПРОВЕРЕНО!
теперь понятно, почему тут задают вопросы типа » как решить Х-2=5, помогите решить! » Если бы вы слушали на уроках, а не ерундой страдали, может Россия и имеша шанс выбраться из дерьма, в котором она барахтается…
Последняя парта ряда, в зависимости от положения учительского стола. Подставка под учебник это вариант конечно.
Ещё есть тема со стулом: если сосед по парте отсутствует/его нет вообще, поставь тел на соседний стул.
+ Подойдёт для фильмов.
+Можно в нужный момент вырубить мобилу, чтобы не спалиться.
-Не подходит для передних парт
З. Ы. Только истинные обладатели беспалевности способны применять данный метод близко к преподу.
— Не подойдёт для action игр (гонки, игры на время и т. п., вообще все, где нужен постоянный контакт с девайсом).
По мне так самый беспалевный способ это купить подставку под учебник
В общем ставим пенал и на пенал кладем учебник чтобы он не задавал стол пол учебник кладем телефон и играем!
Я также как Пользователь под именем Вадик ложу телефон на край стула
Но получается это только на уроке рисования
Остальные учителя палят!
Войдите, чтобы написать ответ
Жизнь многих детей сейчас почти полностью посвящена гаджетам. Если в семье появляется смартфон (или планшет, ноутбук), то будьте готовы к тому, что ребенок будет: есть, параллельно собирая в игре кристаллики; писать вам сообщения в соцсети, находясь в соседней комнате; засыпать с телефоном в руке и так далее.
Надо что-то делать? Но что? Если просто отобрать телефон — будет скандал. Мы уже писали о том, как превратить гаджеты в полезный досуг. А в этот раз мы разберемся, что такое «телефонная зависимость» и как с ней бороться. Редакция Tlum.Ru изучила этот вопрос и собрала мнения психологов и родителей на этот счет.
О ДРУГИХ ВИДАХ ДЕТСКОГО ФАНАТИЗМА
Что посоветуете?
В 2007 году Фонд развития интернета провел исследование школьников на тему воздействия интернета на подростков. И данные оказались пугающими. Результаты указывают на то, что 26% наших подростков 11−16 лет имеют признаки зависимости от сети. А это на 10% больше, чем тот же показатель по Европе.
Причины в том, что у нас детям дают технику гораздо раньше. Детям до 2 лет психологи вообще не рекомендуют взаимодействовать с телефоном, а после аккуратно и в дозированных количествах. Но эти правила мало кто может соблюдать, особенно, если срочно нужно готовить ужин, а ребенок требует игрушку.
Но отбирать телефон у ребенка тоже нельзя, будет только хуже. Во-первых, вы станете врагом номер один и потеряете контакт со своим ребенком. Во-вторых, гаджеты — это часть современной жизни, которую трудно игнорировать, и нельзя об этом забывать. Лишая ребенка телефона, вы лишаете его возможности коммуникации со сверстниками.
А ЕЩЕ ЕСТЬ ДЕТИ-ВИДЕОБЛОГЕРЫ
Что нужно делать, чтобы ребенок сидел в телефоне не сутки напролет? Вот несколько советов психологов:
— Ограничьте время использования телефона. Педиатры рекомендуют детям от 2 до 5 лет — не давать телефон больше чем на час, для школьников — время может дойти до 2 часов. И это при условии, что ваш ребенок после пользования телефоном не побежит к компьютеру.
— Договоритесь о «свободных зонах». Например, каждый может пользоваться телефоном в своей комнате, но на кухне ни один член семьи с гаджетами не сидит. Главное, соблюдайте это правило сами.
— Старайтесь все доказывать своим примером. Если ребенку нельзя сидеть в телефоне, не садитесь при нем собирать капусту в «Веселой ферме». Вы — главный пример для детей.
— Предлагайте альтернативу времени, проведенного с гаджетом. Телефон не дает ребенку «реального мира», предложите сыну или дочери заняться чем-то таким, чего телефон дать не может. Это может быть готовка, лепка, поход, занятие спортом. Настольные игры и конструкторы подойдут меньше — это и в интернете можно поделать.
— Не будьте к телефонам слишком строги. Есть множество полезных приложений, которыми ребенок может пользоваться для самообразования и обучения.
— И еще раз: не отбирайте у ребенка телефон. Это приведет только к агрессии. Забирать можно только на короткое время, четко проговоренное вслух. «Я забираю у тебя телефон, верну, когда закончим ужинать/помоешь руки/доделаешь уроки/погуляешь с собакой и т. д.».
Мнение родителей
Психологи, конечно, дают правильные советы. Но часто сложно выполнимые. Поэтому родители выкручиваются, как могут, выдумывая свои способы выдернуть ребенка из телефона хотя бы на время. А некоторые этого не делают, так как не считают нужным.
Давайте посмотрим, какие ситуации возникают в реальных семьях и как родители справляются (или не справляются) с зависимостью детей от гаджетов. Вот мнения родителей детей разных возрастов с тематических форумов и групп в соцсетях:
Дети 0−7
«У меня правило — телефон — это „моя игрушка“, моя дорогая, которой пользуюсь я. Игр нет в телефоне. Устанавливать нельзя. Есть вещи, которыми должны пользоваться только взрослые. Поговорить с бабушкой по телефону — не проблема. Включаю песни, когда доча хочет потанцевать. Но не играть. Вот и забирать не приходится».
«У меня трое детей. Вышли из положения, если телефон или планшет один выдаем, то строго по времени играют по очереди. Когда каждому по телефону даем, то ограничиваем время игр… обычно максимум 40 минут в день. Приучили что как только мы сказали отдать — то отдавать!!! иначе потом больше не получат. (никаких обменов и уговоров). Трехлетка иногда артачится и пытается скандал устроить… остальные уже привыкли».
«Телефон и планшет и компьютер и… — это такие вещи, которые актуальны для ребенка только в случае, если: 1) его жизнь мало насыщена другими интересностями; 2) он видит, как у важных для него людей данная вещь является приоритетной и важной. Если вы вместе играете в настольные игры, гуляете (походы до ближайшего парка хотя бы, зато с термосом и печеньками), лепите из пластилина лес с животными, а из лего делаете большой город, то совместная игра на телефоне/компьютере/планшете будет восприниматься как одна из активностей».
«Лично я предпочитаю неэлектронные развивалки, да и вообще поменьше детей к компу/телефону подпускать. С маленькой пока все получается, а вот у старших уже свои телефоны и контролировать их время за играми на телефоне становится все труднее. Разговариваю, объясняю вред здоровью, показываю наглядные примеры поведения композависимых детей в инете и по ТВ, но иногда все равно приходится по вечерам просто забирать телефоны, чтобы уснули вовремя».
«У меня вопрос… а зачем маленькому ребенку вообще нужен телефон? Я вижу много 5−6 леток с телефонами. Зачем? Ребенок постоянно со взрослыми, один никуда не выходит, нигде не бывает. Зачем ему сей гаджет? Школьник — другое дело. Из школы встретить, сообщить, что уроки раньше/позже закончились, ну и там уже у всех телефоны, сейчас это, наверное, и „непрестижно“ без телефона идти в первый класс. У моего старшего пятилетки тоже есть телефон, на ДР подарила свекровь. Деть в него собственно и не играет и с собой не таскает. Общается только с бабушками/дедушками по нему. Пару раз нас с мужем выручал, когда свои телефоны забывали где-то, а позвонить надо было. Он у нас как домашний аппарат».
Дети 7−12
«Лучше переключить внимание ребенка на какие-нибудь игры, книгу почитать, все что угодно.
у моей сестры сын пойдет в первый класс и уже сейчас зависимость от гаджетов., мама ночью кладет телефон под подушку, потому что сын ночью ищет его… уходит в гости к друзьям только чтобы поиграть, при этом на звонки уже не отвечает. (7 лет!). А в семье все способствовало для того чтобы они пришли к тому к чему пришли. бабушки и дедушки разрешают чтобы не заниматься с ребенком, лишь бы сидел тихо, сам папа играет в те же игры (пример для ребенка)
я от своего трехлетки еще не прячу телефон, но стараюсь чтоб он ему не попадался на глаза…».
«А смысл запрещать, запретный плод всегда сладок, когда-то ваш ребенок станет взрослым человеком, и вы не сможете его контролировать. Я считаю, что разрешать играть можно, но все должно быть в меру и кроме этого ребенку нужно прививать интерес к другим занятиям».
«Вот на какой форум не приду — везде и у всех одна проблема — как отучить ребенка от смартфона. Сразу возникает вопрос, а зачем вы его покупали? Ребенку нужен телефон для безопасности, то есть чтобы он звонить мог. Всегда и везде, а не как современные телефоны, которые в подъезде ловить перестают».
«У моей дома лежит айфон, но выдаю я его ТОЛЬКО на каникулы! А как только начинается учеба, я его меняю на нокиу за 1 тыс. рублей))) ни у кого нет никаких обид и претензий, кстати))».
«Я в этом плане мать-вредина. 22:00 айфон и айпад на стол, доча спать. Если получит плохую оценку лишаю этих гаджетов на неделю, включая и гулянки с подругами на улице. Этот метод практикую второй год и скажу, что это очень действенно».
Дети 12+
«Никогда не забирала у старшего телефон. он в нем живет. ни учебе, ни чему это не мешает. считаю, что современного подростка можно и до самоубийства довести такими вот действиями».
«Забирать смарт на совсем, как многие тут советуют, я считаю не совсем правильным. В 15 лет телефон — это не средство связи, а это определенный критерий оценки и самооценки тоже. Ограничивать время интернета — да, это надо. Но делать это не жестким способом выдирания проводов, а попытался договорится с дочерью и определить временные рамки».
«Я бы забрала телефон, когда ребенок спит или просто не видит (т.е. драться бы не стала:))) Но и телефон в школу не дала бы однозначно, раз слова не понимаются. Я у своей 16-летней дылды интернет отключаю, когда она уж очень злоупотребляет, уношу провод на работу и забываю:))) Позлится, позлится, но выводы сделала уже:))».
«Пройдет со временем. Я тоже лет в 14 телефон из рук не выпускала, тогда все в аське сидели, а дома от компа не отлипала — там дневники всякие были… У мамы просто истерики из-за всего этого были, но у нас с ней не очень хорошие отношения были, она это, видимо, понимала. Да и компании друзей особой в школе у меня не было. Потом в универ поступила, на первый план вышла жизнь реальная…».
«Мой где-то год назад все время был с телефоном. Когда я его отбирала по какой-то причине, то реакция у него была приблизительно такая же, как когда у алкаша отбирают бутылку — ее просто все бесило. Сейчас стало гораздо лучше, он меньше смс-ит, но ему уже 15. Когда ему было 12−13 он постоянно сидел в он-лайн играх, потом просто перестал в один день. Поэтому я и к телефону спокойно отношусь — пройдет».
Интересное по теме:
7 способов наказания для ребенка
Нужно ли дарить детям дорогие подарки
Действительно, цифровые технологии занимают значительное место в нашей жизни. Но если взрослые люди часто используют различные приложения и электронные ресурсы в образовательных целях, то детей чаще всего интересует лишь развлекательные возможности того или иного гаджета. Более того, не получая из интернета новой информации, не обучаясь чему-либо новому, принесённый на урок телефон не позволяет и во время занятия впитывать знания от преподавателя.
С такой распространённой проблемой в разных странах, городах и отдельных школах справляются по-разному. Например, французские школьники больше не могут пользоваться смартфонами не только во время занятий, но даже и во время отдыха между уроками — такое решение принял Парламент Франции дабы исключить любую возможность отвлечься на посторонний предмет во время занятий.
В некоторых школах время использования смартфонов на территории школы чётко регламентируется. Передовая школа
Hellerup School в Дании успешно практикует подобный подход, несмотря на то, что в учебном процессе интернет используется весьма активно — доступ к сети свободен, многие виды работы нацелены на использование компьютеров.
Наряду с частичным ограничением использования телефонов в школе встречаются и случаи, когда учителя по собственной инициативе забирают у учеников их гаджеты. Но, стоит заметить, что, выполняя такие действия, преподаватель может оказаться в непростой для себя ситуации.
Однако существуют и преподаватели, полагающие, что не стоит бояться технического процесса — им нужно пользоваться, но с умом! Так, директор института неформального образования INO Дмитрий Зицер в своём интервью каналу «360» поделился мнением: «Смартфон — это часть жизни. Сейчас надо говорить о том, как научиться учителям использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Учителям необходимо делать уроки нескучными, интересными, можно подключать телефоны».
Но каким же образом использовать телефон во время урока, чтобы гаджет наконец начал приносить пользу во время занятия?! Российские преподаватели, сумевшие ответить на этот вопрос, поделились с нами своими советами и «лайфхаками».
Прежде чем начать использовать смартфоны во благо урока, следует определить время и место телефонов во время занятий.
«Я — лидер нового поколения». Учебное пособие
Как стать лидером в собственной жизни и создать гармоничные отношения с собой и окружающим тебя миром? Ребята научатся управлять собой: своим состоянием, эмоциями, выбором, ответственностью, временем, желаниями, отношениями. Узнают, как правильно ставить цели и достигать их, как создавать успешные команды и раскрывать всё лучшее в себе и других людях. Учителю данное пособие будет полезно при организации внеурочной деятельности, а родителям книга поможет лучше понять своих детей.
Купить
1. «Перевёрнутое» обучение
Начнём с того, что использовать цифровые технологии возможно настолько глобально, что изменится весь формат учебного занятия.
Вместо того, чтобы читать весь урок лекцию, преподаватель может записать лекцию самостоятельно, вне класса, тем самым освободив урочное время на практические занятия. Записанная учителем лекция размещается на доступном для учащихся электронном ресурсе. В удобное для себя время школьники заходят в интернет, смотрят обучающие видео от своего учителя, могут задать вопросы в специально для этого созданном чате, закрепляют новую тему лёгким тестом. На уроке в стенах школы преподаватель уделяет основное внимание практике, а также разбору основных вопросов по самостоятельно изученной теме. Такой подход имеет успех у большого количества молодых преподавателей (особенно в Европе) и называется «перевёрнутым обучением» (flipped learning).
2. Пойти на мировую
Если коренные изменения формата урока невозможны, то следует научиться использовать возможности гаджетов в свою пользу во время занятий в школе. Прежде всего следует провести беседу с учениками. Во время беседы стоит обсудить плюсы и минусы наличия телефонов на уроках. Преподавателю необходимо донести до учащихся, как телефоны отвлекают ребят от усвоения новой темы, чем это грозит (не наказание со стороны учителя, а невозможность усвоить новую тему, неуспеваемость и т.д.). В то же время следует принять и мнение учеников, что телефон на парте — это не обязательно отвлекающий предмет, ведь, например, посредством него родители могут связаться со своим ребёнком в экстренной ситуации.
Неплохой идеей после обсуждения острой темы станет заключение с учениками своеобразного соглашения. Это может быть стенгазета или плакат, размещённый на стене, а могут быть и бланки, похожие на настоящие документы. В таком соглашении должны быть чётко оговорены время и длительность использования гаджета. Возможны перечисления дисциплин, на который от использования телефонов лучше вообще воздержаться — например, на уроках физкультуры во избежание поломки аппарата.
Далее, указав в соглашении всё необходимое, можно подписать «документ» сообща (в случае со стенгазетой) или индивидуально. Периодически к такому документу можно обращаться, а также находить ответы на возникающие по данной теме вопросы. Таким образом, преподаватель не в ультимативной форме приказывает детям отложить телефоны (потому что это не работает), а обсуждает с ними проблему, находит выход из ситуации и вместе с детьми «разрабатывает» настоящий проект, в котором «и волки сыты, и овцы целы».
3. «Следи за смайликом!»
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет — предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
С. Михалков
Интересной идеей может стать регулирование времени использования телефона или вообще присутствия гаджета на парте с помощью цветных стикеров. Такие наклейки или стикеры со смайлами (рожицей) своим цветом или изображением будут сигнализировать о «доступности» телефона во время занятия.
Например, красная карточка или наклейка с грустным смайликом, размещённая сверху школьной доски, будет сообщать всему классу, что на данном уроке следует убрать смартфон с парты и пользоваться во время занятия им нельзя. Зелёный цвет или радостный смайл станет сигналом достать смартфоны из рюкзаков, так как на этом уроке технологии будут активно использоваться. И, наконец, жёлтый цвет или смайлик с подмигиванием возвестит о том, что смартфоны можно не убирать с парты, но они должны лежать экраном вниз.
Такой цветовой метод хорош тем, что правила пользования телефонами на уроках будут оглашены заранее, дети без лишних слов способны понять, нужен ли им на уроке сегодня гаджет, и, естественно, станут с нетерпением ожидать зелёного разрешающего цвета.
Если у учителя появится желание разнообразить карточную гамму, то можно взять цвет карточки за основу (красный — жёлтый — зелёный), а изображение на карточке менять. Например, на фоне запрещающего красного цвета могут оказаться злобный смайлик, грустный, со слезами, рука в знаке «стоп», перечёркнутый телефон, изображение полицейского и т.д. На зелёном разрешающем цвете можно разместить улыбающийся смайл, телефон, котёнка, единорога, солнышко и т.д. Такое разнообразие даже при запрещении телефона на занятии поднимет настроение учащимся, они обязательно станут обращать внимание на стикер уже в начале урока, будут относиться более лояльно к такой «политике» преподавателя.
4. Перерыв на отдых
Если преподаватель разрешает учащимся оставлять телефоны на партах, вполне логично предположить, что во время урока дети будут ими пользоваться. Ведь смартфон так и манит своими возможностями! Если подход со стикерами, сигнализирующими о доступности гаджета на уроке — не ваш вариант, то следует выбрать иной подход.
Так, во многих образовательных школах Америки успешно практикуется система «Stop, Breathe & Think» («прервись, дыши и думай») — это подборка приложений, помогающих детям снять напряжение во время уроков, требующих высокой концентрации. В установленное время школьники берут в руки телефоны, открывают приложение и выполняют предложенные упражнения, помогающие ненадолго расслабиться.
Другим вариантом таких перерывов может стать просмотр интересного видео на тему урока или даже научных шуток. Учащиеся с удовольствием воспользуются своими гаджетами и сделают перерыв от лекции, но образовательная функция всё равно будет выполнена. Пара минут медитации или просмотра захватывающего ролика помогает сменить фокус, отдохнуть и вернуться к теме урока более сконцентрированными.
Когда преподаватель установил на занятиях порядок присутствия гаджета на партах, настал момент вовлечения смартфона в активную работу на благо обучения.
Дополнение к учебному процессу
Преподаватели Denver Public Schools разработали собственную методику использования телефонов с пользой. Различные приложения, сайты, электронные библиотеки — это всё призвано дополнить учебный процесс. Например, на уроке геометрии в экранах мобильных телефонов можно рассмотреть объёмные модели различных сложных фигур (додекаэдр, тессеракт, икосаэдр и т.п.), реальные модели которых, как правило, отсутствуют в учебных классах.
Также ученикам даются и индивидуальные задания, причём это могут быть и простые презентации, и разработка серьёзных сайтов.
Преподаватели обязательно контролируют работу на гаджетах и проверяют успехи учеников.
Вне отрыва от реальности
Кроме абстрактных упражнений или прохождения тестов в специальных приложениях, заданием может стать и реальный проект. Такие задачи часто становятся практической частью для выпускников университета, но и для школьников можно подобрать похожие задания.
Суть проекта, не оторванного от действительности, в том, что требуется провести некоторые вычисления, используя реальные данные. Найти их можно на различных официальных сайтах, в электронных библиотеках и т.д.
Подобный подход успешно практикуется в школе Miramonte Elementary. Учащиеся средней школы получают в качестве задания разработать бизнес-идею и рассчитать её бизнес-план. В расчетах должны использоваться все нужные данные, как в реальном проекте. Таким образом, школьники в полной мере используют свои гаджеты, много общаются, ищут, анализируют, считают — и используют всю свою активность без отрыва от действительности.
Итак, правила пользования телефонами на уроках оглашены, возможности «приобщать» смартфоны к образовательному процессу найдены, но школьники всё равно отвлекаются на гаджеты во время урока. Что же делать, если полный запрет вводить не хочется, но и бороться с детской зависимостью тоже нужно?!
Политика «День без смартфона»
Отличным вариантом станет практика отказа от телефона на один день. Многие компании, где работники должны соблюдать строгий дресс-код, вводят в расписание день недели, когда можно носить одежду на свой выбор. С телефонами можно поступить практически так же — выбрать и закрепить за конкретным днём недели формат «День без смартфона».
Конечно, учащиеся вряд ли одобрят такой подход, однако день без телефона гораздо лучше, чем неделя без оного. Проведите со школьниками беседу, донесите до учеников, как много реального времени тратится на виртуальный мир. Помочь с этим могут настройки телефона или специальные приложения, которые отслеживают время, проведённое в той или иной социальной сети или за игрой в приложение. Возможно даже попросить каждого из учеников составить собственный график «погружения в телефон» с указанием часов, проведённых за играми и просмотрами роликов. Дети увидят, сколько настоящего времени занимают их подчас бессмысленные блуждания в просторах сети. После таких расчётов стоит объяснить школьникам, как такая трата времени пагубно сказывается на их жизни и обучении в том числе. После таких объяснений переход ко дню отказа от телефонов в школе будет вполне естественен. Логичность и обоснованность требования, отсутствие полного запрета положительно скажутся на общем настроении учеников и обеспечат выполнение такого «неполного запрета».