Иоганнес брамс симфония номер 3

Symphony No. 3 (F-dur), Op. 90

Композитор

Год создания

1883

Дата премьеры

02.12.1883

Жанр

Страна

Германия

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, струнные.

История создания

Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

Третья симфония была написана очень быстро, летом 1883 года в Висбадене, хотя некоторые исследователи высказывают предположение, что Брамс использовал, скорее всего в первой части, эскизы ранних лет. Композитор как будто намекает на это в письме к издателю и другу Ф. Зимроку от 15 сентября 1882 года: «Если я еще раз найду нотные листки из времен моей молодости, я их опять вам пошлю».

В начале 80-х годов Брамс находится на вершине славы. Он — первый симфонист Австрии и Германии, у него много верных поклонников среди профессиональных музыкантов и просвещенных любителей, которые в немалой степени способствуют широкому распространению его музыки. И первый — известный дирижер и пианист Ганс фон Бюлов. Для него композитор — третье великое «Б» в истории немецкой музыки: Бах — Бетховен — Брамс. «Я… завоюю ему часть нации, которая о нем еще знать не знает, несмотря на то, что ему уже 48 лет и он уже успел подарить миру столько высокого, мастерского, бессмертного». В письме к Брамсу он уверяет: «Превращать огонь, затаенный в твоих произведениях, из скрытого в видимый — это любимое занятие… всецело преданной тебе дирижерской палочки». В посвящении Третьей симфонии запечатлены взаимоотношения композитора и дирижера: «Моему сердечно любимому Гансу фон Бюлову от верного друга. Иоганнес Брамс».

Первые исполнения Третьей симфонии вызвали бурную реакцию, совершенно непохожую на прием, оказанный двум предшествующим: сдержанное одобрение Первой, постепенно завоевывавшей признание, триумфальный успех Второй, сразу вошедшей в репертуар европейских оркестров. Премьера Третьей состоялась 2 декабря 1883 года в Вене под управлением Ганса Рихтера, сравнившего ее с Героической симфонией Бетховена. В январе следующего года она три раза подряд прозвучала в Берлине под руководством друга молодости Брамса, знаменитого скрипача Йожефа Иоахима; а в Мейнингене Ганс фон Бюлов повторил ее дважды в один вечер. 17 февраля 1885 года сам Брамс исполнял ее с прославленным оркестром Гевандхауза в Лейпциге. Даже из Франции, где музыка Брамса еще не получила распространения, композитор получил приглашение продирижировать Третьей симфонией.

Однако далеко не везде успех был безоговорочным. Так, на первом исполнении в Вене публика резко разделилась: одни бурно аплодировали, другие шикали и свистели. В прессе появились резко критические отзывы. Это — свидетельство давно идущей борьбы между сторонниками Брамса и его величайшего современника Вагнера, — борьбы, особенно обострившейся сразу после смерти Вагнера 13 января 1883 года. Сам Брамс хранил благородное молчание. Зато его друзья, как и друзья Вагнера, изощрялись в критике. Особенно преуспели в этом влиятельнейший критик Эдуард Ганслик, создавший в Вене настоящий культ Брамса, и молодой композитор и критик Гуго Вольф. С юности влюбленный в музыку Вагнера, он отвергал все, что могло умалить славу его кумира, и не стеснялся в выражениях по адресу Брамса: его симфонии — «омерзительная, безвкусная, до тошноты лживая и дурацкая стряпня». «В одном-единственном ударе тарелок в любом произведении Листа больше души и чувства, чем во всех трех симфониях Брамса и в его серенадах впридачу» (Лист назван для примера, как друг и соратник Вагнера, отец его жены Козимы).

В Третьей симфонии Брамс дает еще одно, новое решение жанра. Она не похожа ни на Первую, ни на Вторую, хотя воплощает те же основные принципы его стиля, сочетая классические бетховенские и романтические шубертовские традиции. Уникальна ее драматургия: от патетической, тревожной, но все же достаточно светлой, мажорной первой части к драматическому, насыщенному борьбой минорному финалу. Таким образом, направленность цикла Третьей прямо противоположна Первой — от скорби к утверждению радости. Обратный путь — от мажора к минору вообще чрезвычайно редок в симфониях XIX века и уж во всяком случае не содержит такого эмоционального омрачения. Средние части образуют типичное для Брамса, но совершенно не характерное для других композиторов его времени отстраняющее интермеццо — отсутствует оживленное скерцо. Правда, по сравнению с первыми симфониями, средние части Третьей поменялись местами в отношении эмоциональной глубины и насыщенности: анданте теперь наивно-простодушно, а аллегретто — полный затаенной скорби романс.

Музыка

Первая часть открывается важнейшим мотивом из трех нот, который будет пронизывать многие темы симфонии. Он имеет конкретный смысл, зашифрованный в буквенных обозначениях нот (f— as—f): это юношеский девиз композитора «свободен, но весел» (frei aber froh). Мотив предстает в торжественных аккордах духовых с любимой Брамсом — вслед за Шубертом — гармонической светотенью: сопоставлением мажора и одноименного минора. Затем он ложится в основу главной партии, красиво распетой скрипками, и контрапунктически сопровождает ее. Пламенная, патетическая, эмоционально неустойчивая главная колеблется между мажором и минором, ни на миг не останавливаясь в развитии. Контрастна побочная, порученная кларнету и фаготу: мечтательная, грациозная, отдаленно напоминающая вальс, но с гибким, изменчивым ритмическим рисунком. Ее мелодия окутана выдержанным в народном духе сопровождением и постоянно варьируется. В одной из вариаций она подвергается полифоническому преобразованию (тема в обращении). Но безмятежный покой недолог. Вновь звучит вступительный мотив, и к концу экспозиции нарастает тревога. Она преображает побочную, которой открывается краткая разработка. Кажется, ничто не связывает эту страстную, мелодически изломанную минорную тему со светлым вальсом, трансформацией которого она является. В конце разработки у солирующей валторны таинственно звучит вступительный мотив, подготавливая репризу, в которой композитор еще в большей степени, чем во Второй симфонии, нарушает тональные закономерности — побочная партия проводится не в главной, а в красочно сопоставленной с ней отдаленной тональности. Кода, играющая роль второй разработки, завершается просветлением: в последний раз, перекидывая арку к началу части, мотив вступления сопоставляется с главной темой, на этот раз уверенно утверждающей мажор.

Две средние части принадлежат к самым очаровательным интермеццо Брамса. Камерное анданте прелестно своей бесхитростной простотой и тонким изяществом. Напевную тему в духе колыбельной играют кларнеты и фаготы, а затем варьируют другие инструменты. Вариации прерывает появление новой темы, также у кларнета и фагота, но более экспрессивной, завершаемой загадочными аккордами. При повторении первой темы на нее словно падает тень. Она дробится, разрабатывается. Только в новых вариациях в репризе возвращается первоначальное ни­ чем не омраченное настроение. Но кода вновь полна страстных томлений и затаенных предчувствий.

Третья часть впервые в этой мажорной симфонии утверждает минор. Задушевный романс с красивейшей темой, быть может, лучшей у Брамса, рожден бытовым чувствительным жанром. Но он тонко, поэтично, одухотворенно преображен композитором, который, по меткому замечанию немецкого исследователя, обладает свойством снимать характер повседневности с обыденных явлений и заглядывать в глубины души человеческой. Перебои хореических и ямбических размеров, неустойчивые гармонии лишают тему банальности, придают ей скрытую на­ пряженность, тревогу. Песенность, как у Шуберта, подчеркнута вокальным типом изложения: виолончели, скрипки, валторны повторяют три строфы темы. Еще три строфы, в другой инструментовке, прозвучат в репризе. А средняя часть этой трехчастной формы окрашена типично брамсовским настроением «улыбки сквозь слезы». Весьма краткая, она построена на чередовании двух тем, различных по жанровым истокам и оркестровке: с оттенком танцевальности — у духовых, затаенно лирическая — у струнных. Их отголосок еще раз возникает в коде, завершаемой мучительно страстным вздохом.

Финал образует драматическую кульминацию симфонии: именно здесь разражается давно готовившаяся буря. Свободно трактованная сонатная форма поражает обилием тем, которые трансформируются в процессе развития. Первую тему главной партии отличает суровый балладный тон, подчеркнутый октавным изложением, приглушенной звучностью, свое­ образными ладовыми оборотами. Вторая тема, доносящаяся словно из­ далека — аккордово-хорального склада, с упорно вдалбливаемыми ритмическими и мелодическими оборотами, — еще более мрачна, подобна теме рока. Так трансформируется затаенная тема среднего раздела анданте. Открытым драматизмом отмечена связующая — вариант первой темы главной партии, с неистовыми возгласами, широкими скачками. Внезапно наступает успокоение: звучит побочная тема, мажорная, распевная, окрашенная благородным тембром валторны и виолончелей. Но покой краток, экспозиция завершается трагической кульминацией, в заключительной партии вновь утверждается минор. Следующая волна стихийной силы вздымается в разработке, основанной на темах главной партии. Особенно грозно звучит вторая: в канонических перекличках духовых она приобретает роковой характер, сближаясь с мотивом судьбы из Пятой симфонии Бетховена. Начало репризы знаменует появление на кульминации драматических возгласов связующей партии. Главная партия возникает здесь последней. Внезапно она замедляет свой неистовый бег и торжественно звучит в мажоре: утверждая победу света и гармонии, наступает кода. В ней собираются важнейшие темы цикла: трезвучный начальный мотив первой части; преображенный, в мажоре, мотив судьбы. Наконец, «подобно радуге после грозовой бури», по выражению одного из исследователей, у флейты появляется мотив фа—ля-бемоль—фа, обрамляя симфонию великолепной аркой. Ему отвечает главная тема первой части в ясном фа мажоре.

А. Кенигсберг


В Третьей симфонии F-dur ор. 90 (1883) композитор возвращается к образам драматической борьбы. Торжественным возгласом духовых — вызовом судьбе открывается первая часть:

Этот лейтмотив пронизывает музыку всей симфонии и предстает в различных мелодико-ритмических и гармонических вариантах, преимущественно в мажоро-минорном ладу. Вдохновенная, бурно низвергающаяся тема главной партии рождается из обращения этого мотива. Более того, в басу неизменно повторяется, наподобие удержанного противосложения, начальный лейтмотив. Приводимая схема поясняет сказанное:

Драматизм первой части выявлен с предельным лаконизмом (что отчасти напоминает аналогичную часть Пятой симфонии Бетховена). Она заканчивается умиротворяющими тонами. Тем органичнее переход к следующей части — Andante, музыка которой имеет величаво спокойный характер. Правда, в середине части безмятежный тон сметен патетическим порывом — это как бы предчувствие будущих ожесточенных схваток.

Третья часть может служить образцом в выражении столь обычного для Брамса светло-печального настроения. Это настроение замечательно выражено в главной теме с ее прихотливой сменой ямбических и хореических ударений (Эта тема сродни мелодии романса Четвертой симфонии d-moll Шумана. Но если у последнего — простой, бытового склада напев, то Брамс наделяет свою мелодию многозначным содержанием.):

Мучительно страстный вздох в конце третьей части драматургически обосновывает конфликтную сущность финала.

Именно в финал перенесена развязка неистовой схватки с судьбой (ему отведено более трети страниц всей партитуры). Вновь встречается большое количество различных тем-образов. Их столкновение и борьба рождают своеобразную трактовку закономерностей сонатного allegro (в репризе опущено проведение главной партии). Музыка проникается зловещими шорохами, горестными стенаниями, но одновременно и отважными призывами. Благодаря своему энергичному характеру особенно выделяется заключительная партия:

Однако в самый острый момент катастрофы гроза внезапно утихает. Как и в первой части, Брамс не показывает завершения борьбы, окончательного итога битвы: буря страстей отгремела, мягко струится свет, просветленно звучит мужественно-героическая тема, с которой начиналась симфония.

М. Друскин

  • Симфоническое творчество Брамса →

реклама

вам может быть интересно

Symphony in F major
No. 3
by Johannes Brahms
Brahms Johannes 1887.jpg

The composer c. 1887

Opus 90
Composed 1883
Duration ~35 minutes
Movements four
Scoring Orchestra
Premiere
Date 2 December 1883
Location Vienna Musikverein
Conductor Hans Richter
Performers Vienna Philharmonic

Symphony No. 3 in F major, Op. 90, is a symphony by Johannes Brahms. The work was written in the summer of 1883 at Wiesbaden, nearly six years after he completed his Symphony No. 2. In the interim Brahms had written some of his greatest works, including the Violin Concerto, two overtures (Tragic Overture and Academic Festival Overture), and Piano Concerto No. 2.

The premiere performance was given on 2 December 1883 by the Vienna Philharmonic Orchestra, under the direction of Hans Richter. It is the shortest of Brahms’ four symphonies; a typical performance lasts between 35 and 40 minutes.

After each performance, Brahms polished his score further, until it was published in May 1884.

History[edit]

Composition[edit]

By 1877, Johannes Brahms had completed his first two symphonies: The First Symphony in C Minor (Op. 68) was the product of a famously long gestation; its initial drafts dated to as early as 1862. The D Major Second Symphony followed barely 12 months after the First, and the next few years saw Brahms’ creative peak, during which he created «a series of large-scale masterpieces with fluency and ease.»[1]

Among these masterpieces were Brahms’ Violin Concerto (1878/79) and Second (B major) Piano Concerto (1881), the two symphonic overtures, two large collections of songs (lieder) and duets, several major piano pieces including the third and fourth sets of Hungarian Dances (1879), and three important chamber works, including the ‘lyrical’ and highly popular G major Violin Sonata (1879).[2]

By 1883, Brahms’ attention had returned to the symphony, and he spent the summer of that year at Wiesbaden composing a new F major symphony. In October, he played the first and last movements (on piano) for Antonín Dvořák, who remarked to Nikolaus Simrock: “I say without exaggerating that this work surpasses his first two symphonies; if not, perhaps, in grandeur and powerful conception—then certainly in—beauty.”[3]

«Frei aber froh»[edit]

The first movement begins with a statement (F-A-F) which is broadly assumed to represent Brahms’ personal motto, frei aber froh (free but happy). Brahms had first developed this motto many years earlier after befriending Hungarian violinist Joseph Joachim, who himself had already adopted a personal motto F-A-E, frei aber einsam (free but lonely).

Given Brahms’ reticent nature, there is academic disagreement as to his intent in presenting this motto as a personal musical statement; Brahms himself said nothing on the subject.[3] On the other hand, he often reminded friends that «I speak through my music.»[4]

Associations with the Schumanns and the Rhine[edit]

The first movement’s opening F-A-F motto is followed immediately by a passionato theme; a descending sequence which bears a strong resemblance to a phrase from Robert Schumann’s Third Symphony, the ‘Rhenish’. Brahms’ stay in Wiesbaden (on the Rhine) during the composition of his Third Symphony may also have brought back memories of his early days in Düsseldorf in the home of Robert and [Clara Schumann].[3] It was there in 1853 where the young Brahms and Robert Schumann had experimented with ‘musical cyphers’ for Joachim’s amusement.[5]

These associations have led some to refer to the passionato theme as the ‘Rhine’ theme, but the transition to the second subject includes a chord progression which includes an allusion to the ‘Siren’s Chorus’ from Richard Wagner’s Tannhäuser. Whether this reference was a tribute to his recently deceased rival is unknown, although Brahms’ admiration of Wagner’s music was no secret; he had even possessed the original Tannhäuser manuscript for a time.[3]

Instrumentation[edit]

The symphony is scored for two flutes, two oboes, two clarinets in B and A, two bassoons, a contrabassoon, two horns in C, two horns in F, two trumpets in F, three trombones, timpani, and strings.

Although Brahms commonly specified «natural» (valveless) horn tunings in his compositions (e.g., Horn in F), performances are typically delivered on modern valved French horns.

Form[edit]

The symphony consists of four movements, marked as follows:

  1. Allegro con brio (F major, in sonata form)
  2. Andante (C major, in a modified sonata form)
  3. Poco allegretto (C minor, in ternary form A–B–A′)
  4. Allegro — Un poco sostenuto (F minor → F major, in a modified sonata form)

I. Allegro con brio[edit]

The first movement is in sonata form in 6
4
time.

Orchesterwerke Romantik Themen.pdf

II. Andante[edit]

The second movement in C major is in modified short sonata form in 4
4
time.

Orchesterwerke Romantik Themen.pdf

III. Poco allegretto[edit]

The third movement in C minor is a waltz-like ternary movement in 3
8
time.

Orchesterwerke Romantik Themen.pdf

IV. Allegro — Un poco sostenuto[edit]

The fourth movement is in F minor (ending in F major) and features a modified sonata form in 2
2
time.

Orchesterwerke Romantik Themen.pdf

Reception[edit]

Hans Richter, who conducted the premiere of the symphony, proclaimed it to be Brahms’ Eroica.[6] The symphony was well received, more so than his Second Symphony. Although Richard Wagner had died earlier that year, the public feud between Brahms and Wagner had not yet subsided. Wagner enthusiasts tried to interfere with the symphony’s premiere, and the conflict between the two factions nearly brought about a duel.[7]

His friend the influential music critic Eduard Hanslick said, «Many music lovers will prefer the titanic force of the First Symphony; others, the untroubled charm of the Second, but the Third strikes me as being artistically the most nearly perfect.»[7]

Musical elements[edit]

A musical motto consisting of three notes, F–A–F, was significant to Brahms. In 1853 his friend Joseph Joachim had taken as his motto «Free, but lonely» (in German Frei aber einsam), and from the notes represented by the first letters of these words, F–A–E, Schumann, Brahms and Dietrich had jointly composed a violin sonata dedicated to Joachim. At the time of the Third Symphony, Brahms was a fifty-year-old bachelor who declared himself to be Frei aber froh, «Free but happy». His F–A–F motto, and some altered variations of it, can be heard throughout the symphony.[7]

At the beginning of the symphony the motto is the melody of the first three measures, and it is the bass line underlying the main theme in the next three. The motto persists, either boldly or disguised, as the melody or accompaniment throughout the movement. For the third movement, instead of the rapid scherzo standard in 19th-century symphony, Brahms created a unique kind of movement that is moderate in tempo (poco allegretto) and intensely lyrical in character.[8] The finale is a lyrical, passionate movement, rich in melody that is intensely exploited, altered, and developed. The movement ends with reference to the motto heard in the first movement – one which quotes a motif heard in Schumann’s Symphony No. 3, «Rhenish» in the first movement just before the second theme enters in the recapitulation – then fades away to a quiet ending.

See also[edit]

  • Brahms’s Third Symphony in popular culture

Notes[edit]

  1. ^ MacDonald 1990, p. 291.
  2. ^ MacDonald 1990, p. 245-291.
  3. ^ a b c d Dotsey 2018.
  4. ^ MacDonald 1990, p. 140.
  5. ^ MacDonald 1990, p. 304.
  6. ^ MacDonald 1990, p. 302.
  7. ^ a b c Leonard Burkat; liner notes for the 1998 recording (William Steinberg, conductor; Pittsburgh Symphony Orchestra; MCA Classics)
  8. ^ Kamien, R. (2006). Johannes Brahms. In Music: An appreciation (9th ed., p. 352). McGraw-Hill Humanities.

References[edit]

  • Dotsey, Calvin (30 April 2018). «Secrets of the Rhine: Brahms’ Symphony No. 3». Houston Symphony. Retrieved 6 April 2021.
  • MacDonald, Malcolm (1990). Brahms (1st ed.). Schirmer. ISBN 0-02-871393-1.
  • Frisch, Walter (2003). Brahms: The Four Symphonies. New Haven: Yale University Press. pp. 91–114. ISBN 978-0-300-09965-2.

External links[edit]

  • Symphony No. 3: Scores at the International Music Score Library Project
  • Detailed Listening Guide using the recording by Claudio Abbado
  • European archive Copyright-free LP recording of Brahms 3rd symphony by George Szell (conductor) and the Amsterdam Concertgebouw Orchestra (for non-American viewers only) at the European Archive.
Symphony in F major
No. 3
by Johannes Brahms
Brahms Johannes 1887.jpg

The composer c. 1887

Opus 90
Composed 1883
Duration ~35 minutes
Movements four
Scoring Orchestra
Premiere
Date 2 December 1883
Location Vienna Musikverein
Conductor Hans Richter
Performers Vienna Philharmonic

Symphony No. 3 in F major, Op. 90, is a symphony by Johannes Brahms. The work was written in the summer of 1883 at Wiesbaden, nearly six years after he completed his Symphony No. 2. In the interim Brahms had written some of his greatest works, including the Violin Concerto, two overtures (Tragic Overture and Academic Festival Overture), and Piano Concerto No. 2.

The premiere performance was given on 2 December 1883 by the Vienna Philharmonic Orchestra, under the direction of Hans Richter. It is the shortest of Brahms’ four symphonies; a typical performance lasts between 35 and 40 minutes.

After each performance, Brahms polished his score further, until it was published in May 1884.

History[edit]

Composition[edit]

By 1877, Johannes Brahms had completed his first two symphonies: The First Symphony in C Minor (Op. 68) was the product of a famously long gestation; its initial drafts dated to as early as 1862. The D Major Second Symphony followed barely 12 months after the First, and the next few years saw Brahms’ creative peak, during which he created «a series of large-scale masterpieces with fluency and ease.»[1]

Among these masterpieces were Brahms’ Violin Concerto (1878/79) and Second (B major) Piano Concerto (1881), the two symphonic overtures, two large collections of songs (lieder) and duets, several major piano pieces including the third and fourth sets of Hungarian Dances (1879), and three important chamber works, including the ‘lyrical’ and highly popular G major Violin Sonata (1879).[2]

By 1883, Brahms’ attention had returned to the symphony, and he spent the summer of that year at Wiesbaden composing a new F major symphony. In October, he played the first and last movements (on piano) for Antonín Dvořák, who remarked to Nikolaus Simrock: “I say without exaggerating that this work surpasses his first two symphonies; if not, perhaps, in grandeur and powerful conception—then certainly in—beauty.”[3]

«Frei aber froh»[edit]

The first movement begins with a statement (F-A-F) which is broadly assumed to represent Brahms’ personal motto, frei aber froh (free but happy). Brahms had first developed this motto many years earlier after befriending Hungarian violinist Joseph Joachim, who himself had already adopted a personal motto F-A-E, frei aber einsam (free but lonely).

Given Brahms’ reticent nature, there is academic disagreement as to his intent in presenting this motto as a personal musical statement; Brahms himself said nothing on the subject.[3] On the other hand, he often reminded friends that «I speak through my music.»[4]

Associations with the Schumanns and the Rhine[edit]

The first movement’s opening F-A-F motto is followed immediately by a passionato theme; a descending sequence which bears a strong resemblance to a phrase from Robert Schumann’s Third Symphony, the ‘Rhenish’. Brahms’ stay in Wiesbaden (on the Rhine) during the composition of his Third Symphony may also have brought back memories of his early days in Düsseldorf in the home of Robert and [Clara Schumann].[3] It was there in 1853 where the young Brahms and Robert Schumann had experimented with ‘musical cyphers’ for Joachim’s amusement.[5]

These associations have led some to refer to the passionato theme as the ‘Rhine’ theme, but the transition to the second subject includes a chord progression which includes an allusion to the ‘Siren’s Chorus’ from Richard Wagner’s Tannhäuser. Whether this reference was a tribute to his recently deceased rival is unknown, although Brahms’ admiration of Wagner’s music was no secret; he had even possessed the original Tannhäuser manuscript for a time.[3]

Instrumentation[edit]

The symphony is scored for two flutes, two oboes, two clarinets in B and A, two bassoons, a contrabassoon, two horns in C, two horns in F, two trumpets in F, three trombones, timpani, and strings.

Although Brahms commonly specified «natural» (valveless) horn tunings in his compositions (e.g., Horn in F), performances are typically delivered on modern valved French horns.

Form[edit]

The symphony consists of four movements, marked as follows:

  1. Allegro con brio (F major, in sonata form)
  2. Andante (C major, in a modified sonata form)
  3. Poco allegretto (C minor, in ternary form A–B–A′)
  4. Allegro — Un poco sostenuto (F minor → F major, in a modified sonata form)

I. Allegro con brio[edit]

The first movement is in sonata form in 6
4
time.

Orchesterwerke Romantik Themen.pdf

II. Andante[edit]

The second movement in C major is in modified short sonata form in 4
4
time.

Orchesterwerke Romantik Themen.pdf

III. Poco allegretto[edit]

The third movement in C minor is a waltz-like ternary movement in 3
8
time.

Orchesterwerke Romantik Themen.pdf

IV. Allegro — Un poco sostenuto[edit]

The fourth movement is in F minor (ending in F major) and features a modified sonata form in 2
2
time.

Orchesterwerke Romantik Themen.pdf

Reception[edit]

Hans Richter, who conducted the premiere of the symphony, proclaimed it to be Brahms’ Eroica.[6] The symphony was well received, more so than his Second Symphony. Although Richard Wagner had died earlier that year, the public feud between Brahms and Wagner had not yet subsided. Wagner enthusiasts tried to interfere with the symphony’s premiere, and the conflict between the two factions nearly brought about a duel.[7]

His friend the influential music critic Eduard Hanslick said, «Many music lovers will prefer the titanic force of the First Symphony; others, the untroubled charm of the Second, but the Third strikes me as being artistically the most nearly perfect.»[7]

Musical elements[edit]

A musical motto consisting of three notes, F–A–F, was significant to Brahms. In 1853 his friend Joseph Joachim had taken as his motto «Free, but lonely» (in German Frei aber einsam), and from the notes represented by the first letters of these words, F–A–E, Schumann, Brahms and Dietrich had jointly composed a violin sonata dedicated to Joachim. At the time of the Third Symphony, Brahms was a fifty-year-old bachelor who declared himself to be Frei aber froh, «Free but happy». His F–A–F motto, and some altered variations of it, can be heard throughout the symphony.[7]

At the beginning of the symphony the motto is the melody of the first three measures, and it is the bass line underlying the main theme in the next three. The motto persists, either boldly or disguised, as the melody or accompaniment throughout the movement. For the third movement, instead of the rapid scherzo standard in 19th-century symphony, Brahms created a unique kind of movement that is moderate in tempo (poco allegretto) and intensely lyrical in character.[8] The finale is a lyrical, passionate movement, rich in melody that is intensely exploited, altered, and developed. The movement ends with reference to the motto heard in the first movement – one which quotes a motif heard in Schumann’s Symphony No. 3, «Rhenish» in the first movement just before the second theme enters in the recapitulation – then fades away to a quiet ending.

See also[edit]

  • Brahms’s Third Symphony in popular culture

Notes[edit]

  1. ^ MacDonald 1990, p. 291.
  2. ^ MacDonald 1990, p. 245-291.
  3. ^ a b c d Dotsey 2018.
  4. ^ MacDonald 1990, p. 140.
  5. ^ MacDonald 1990, p. 304.
  6. ^ MacDonald 1990, p. 302.
  7. ^ a b c Leonard Burkat; liner notes for the 1998 recording (William Steinberg, conductor; Pittsburgh Symphony Orchestra; MCA Classics)
  8. ^ Kamien, R. (2006). Johannes Brahms. In Music: An appreciation (9th ed., p. 352). McGraw-Hill Humanities.

References[edit]

  • Dotsey, Calvin (30 April 2018). «Secrets of the Rhine: Brahms’ Symphony No. 3». Houston Symphony. Retrieved 6 April 2021.
  • MacDonald, Malcolm (1990). Brahms (1st ed.). Schirmer. ISBN 0-02-871393-1.
  • Frisch, Walter (2003). Brahms: The Four Symphonies. New Haven: Yale University Press. pp. 91–114. ISBN 978-0-300-09965-2.

External links[edit]

  • Symphony No. 3: Scores at the International Music Score Library Project
  • Detailed Listening Guide using the recording by Claudio Abbado
  • European archive Copyright-free LP recording of Brahms 3rd symphony by George Szell (conductor) and the Amsterdam Concertgebouw Orchestra (for non-American viewers only) at the European Archive.

Брамс Симфония 3, фа мажор, соч. 90 (1883)

I. Allegro con brio. II. Andante. III. Poco allegretto. IV. Allegro.

Первое исполнение – 2 декабря 1883 года в Вене под управлением Г. Рихтера.

Брамс Симфония 3Ганс Рихтер, выдающий дирижер и горячий поклонник Брамса, назвал Третью симфонию «героической». Но героика здесь особого склада. В ней нет всечеловеческой бетховенской грандиозности. Брамс повествует о борьбе человека, не похожего на монолитного героя музыки Бетховена. Он мужественен, но душевно более тонок и сложен. Ему свойственны сомнения, мятежные романтические порывы.

Брамс Симфония 3. Часть I

Начало I части впечатляет именно душевной цельностью, ощущением торжественной силы. Мощно вздымающиеся 3 первых аккорда звучат как девиз, вызов, как провозглашение воли к жизни. Им вдохновенно отвечает главная тема. Она величава, но внутренне конфликтна: быстро чередуются гигантские падения и подъемы, господствующая мажорная звучность часто и беспокойно осложняется минором.

Побочная тема мгновенно переносит слушателей в иной мир. Прихотливый изящный вальс очаровывает уютом, лаской. Но безмятежная музыка постепенно мрачнеет. Нарастает грозное возбуждение. Может быть, близок страшный трагический взрыв? Нет, где — то на грани катастрофы музыка внезапно проясняется. Тихо, умиротворяющее поет валторна, предваряя триумфальное возвращение главной темы. В конце части воцаряется блаженный покой.

Брамс Симфония 3. Часть II

Музыка II части закрепляет и усугубляет достигнутое душевное равновесие. Проникнутая благородным спокойствием, она течет широко и плавно. Но иногда являются грусть, жалоба, прорывается волнение.

Брамс Симфония 3. Часть III

Элегические настроения находят «выход» в изумительной III части. Здесь – тихая печаль, улыбка сквозь слезы, затаенные вздохи. Это одна из самых прекрасных и трепетных страниц мировой музыки. Но есть в ней какая-то скрытность, невысказанность. С тем большим интересом ожидается последняя часть.

Брамс Симфония 3. Финал

Зловеще холодный шепот главной темы финала предвещает драматическое событие. И вот они наступают. Разгорается неистовая схватка с судьбой. Слышатся горестные стенания, отважные призывы, героические возгласы. Но в самый острый момент борьбы, как это было в I части, буря утихает. Музыка озаряется благодатным, просветленным звучанием главной темы I части.

Третья симфония Брамса. Слушать онлайн:

Симфонию № 3 фа мажор Иоганнес Брамс написал в Висбадене в 1883 г. Некоторые исследователи полагают, что композитор использовал в этом произведении наброски, относящиеся к раннему периоду его творчества. Брамс в то время был уже прославленным композитором – его считали лучшим композитором-симфонистом в Германии и Австрии, он имел немало поклонников и среди музыкантов, и среди искушенных любителей музыкального искусства, но были и недоброжелатели. Много лет музыка Брамса противопоставлялась музыке Рихарда Вагнера, а после смерти Вагнера в 1883 г. возникает другое противопоставление – Брамс и Антон Брукнер, который всегда был горячим последователем Вагнера. Более того, теперь противопоставление становится еще более острым. Пафос отрицания, который так раздражал Брамса, в большей степени демонстрировал даже не сам Вагнер, а его поклонники: отправляясь в 1882 г. в Байрёйт, чтобы послушать оперу «Парсифаль», композитор высказывал опасение, что вагнерианцы могут «отравить радость от лучшего Вагнера», и даже выражал надежду, что борода, которую он отпустил незадолго до того, поможет ему остаться неузнанным.

Важную роль в обострении «борьбы партий» играло и то обстоятельство, что Вагнер все-таки был оперным композитором, Брукнер же – подобно Брамсу – создавал симфонии. В этом жанре – как и в других – Брамс воспринимался многими современниками как традиционалист, эпигон, «плетущийся в хвосте Роберта Шумана», как говорил о нем Вагнер. Он не стремился ни к тому, чтобы очередная симфония стала сенсацией, ни к грандиозности масштабов, он тяготел к предельной выверенности и лаконичности формы. Очередным итогом творческих исканий в этом направлении становится Третья симфония.

Это творение Брамса по-разному воспринималось и в первые годы после ее создания, и впоследствии. Многие современники воспринимали ее как героическую и даже усматривали в ней идею единства Германии. Советский музыковед Иван Иванович Соллертинский именовал ее «патетической одой». Борис Владимирович Асафьев усматривал в ней «сочные контрасты и нервные вспышки», одновременно отмечая «успокоение и лирическое завершение» к концу каждой из четырех частей.

В Третьей симфонии, как и в двух предыдущих, проявляется важная черта стиля композитора – соединение романтических и классических тенденций, тем не менее, она отличается от предшествующих сочинений композитора в этом жанре. В части первой – Allegro con brio – более явственно противопоставляются героическая главная партия и лирическая побочная, хотя этот контраст и не становится основой музыкальной драматургии произведения. Мотив, открывающий симфонию – фа – ля-бемоль – фа – воспроизводит девиз Брамса «Frei uber froh» («Свободен, но весел»), он становится главным «действующим лицом» в последующем музыкальном развитии. В первой части он появляется неоднократно, то сдерживая развитие, то стимулируя его, то изменяя его характер. Из этого мотива вырастает главная партия – и в то же время он сопровождает ее контрапунктически. Побочная партия, напоминает вальс, однако ритм ее очень гибок. В экспозиции она подвергается варьированию, в том числе и полифоническому. Разработка открывается преображенной побочной. Лирические интонации приобретают в разработке экспрессивное звучание. Эпизод, тема которого вырастает из лейтмотива, близок вокальной лирике Брамса. Перед репризой лейтмотив звучит в изложении валторны. В последний раз он возникает в коде, которая фактически является второй разработкой.

Лирическая сфера, в полной мере представленная в первой части, получает развитие в двух последующих. Первая тема второй части – Andante – звучит как простой напев в духе колыбельной, но в ней есть оттенок романтического томления. Излагаясь первоначально кларнетами и фаготами, она подвергается варьированию, которое прерывается новой темой – более экспрессивной. Первоначальное умиротворенное настроение возвращается в репризе.

Тема третьей части – Poco Allegretto – по интонационному складу напоминает городской бытовой романс, поднятый на новый уровень композиторским гением. В среднем разделе сопоставляются две темы: одна – танцевальная с оттенком юмора, во второй эмоциональный порыв сменяется ощущением усталости и безнадежности.

Финал – Allegro – становится драматической кульминацией Третьей симфонии. Суровость балладного духа главной партии подчеркивается изложением в октаву, до-мажорная побочная партия с ее хоральными аккордами звучит гимнически, а связующая имеет оттенок драматизма. В разработке главную роль играют интонации главной партии, приобретающие грозное звучание. Реприза начинается со связующей партии, главная появляется позже. В коде собраны темы всех частей, главную роль среди них выполняет лейтмотив.

Симфония № 3 впервые прозвучала в декабре 1883 г. в Вене. Половина публики освистала симфонию, другая половина встретила ее восторженными аплодисментами. Композитор Хуго Вольф – ярый вагнерианец – назвал ее «кротовой норой», противопоставив величию творений Антона Брукнера, а дирижер Ганс Рихтер сравнивал ее с Героической симфонией Людвига ван Бетховена. Вскоре симфония с успехом была исполнена в Мейнингене, Берлине и Лейпциге.

Все права защищены. Копирование запрещено

  • Иншот видеоредактор на телефон
  • Иншот видеоредактор как пользоваться на телефоне
  • Инчкейп рендж ровер на магистральной телефон
  • Инчкейп на магистральной хендай телефон
  • Инчкейп на магистральной вольво сервис телефон