Что делать если ребенок все время сидит телефоне
Оглавление:
- Номофобия – недуг 21 века
- Почему дети не могут отказаться от смартфона?
- Школьник зависит от телефона – что делать?
- Практические советы для родителей от детского психолога.
Планшеты, телефоны и прочие гаджеты настолько вошли в нашу жизнь, что мы уже не помним, как было раньше. А дети –просто этого не знают. Что делать, если ребенок постоянно зависает в телефоне?
Подростку не понятно, как распоряжаться временем без гаджета. Эти случаи встречаются часто.
Номофобия – недуг 21 века:
Это страх остаться без мобильного. Она всё чаще встречается среди людей.
Зависимость от телефона молодеет с огромной скоростью. У детей привыкание возникает гораздо быстрее, чем у взрослых!
Признаки номофобии:
- Человек раздражен, если у него нет доступа к гаджету, он постоянно рядом
- Проверка уведомлений сразу после оповещения
- Трансляция всех действий в соц. сетях и постоянное отслеживание реакции
- Сильное раздражение при просьбе выключить телефон и частое игнорирование такой просьбы
- Эйфория от пребывания в интернет. Всегда хочется полистать ленту в интернете
- Потеря контакта с окружающими людьми
- Ухудшение общего психического состояния, агрессивность, раздражительность
Опасность зависимости от телефона:
- Меняется работа мозга. Ухудшается память и умение концентрировать внимания.
- Мобильный вызывает высокую утомляемость и усталость.
- При удерживании внимания на экране происходит уменьшение количества морганий, и сухостью роговицы глаза. Это чревато воспалением глаз, ухудшением зрения.
- Пагубно на организм влияют электромагнитные волны. Они становятся причинами головокружений, раздражительности, тошноты, увеличения температуры тела.
- Конечно, аппараты всё лучше и лучше. Но не стоит забывать об этом. Нельзя держать смартфон рядом с грудными и маленькими детьми.
- Уход от действительности, потеря контактов, плохое развитие навыков общения.
Почему дети не могут отказаться от смартфона?
Причин может быть много. Здесь мы расскажем про наиболее частые из них.
Так привык. С детства, чтобы малыш не плакал, его руки занимали гаджетом.
Как родители. Копирование поведения мамы и папы – стандартная причина проблемы.
Боюсь или не умею общаться. А в сети – не страшно. Там общение другое, более безопасное. Так кажется детям.
Пройдите короткий тест и узнайте, умеет ли ваш ребенок общаться
Пройти тест
Не знаю, чем заняться. Время должно быть структурировано. Нечего делать – буду играть.
Школьник зависит от телефона – что делать?
Конечно, совсем запретить мобильники не выйдет, да это и не надо. Стоит работать над тем, чтобы подросток верно использовал его. И не допустить развитие зависимости. А если заметили проблему, постараться её исправить.
Плох не гаджет сам по себе, а тотальное увлечением им или чем бы то ни было. Будь даже запойное чтение книг.
Важно не запретить, а научить распоряжаться. Чтобы гаджет был на службе у ребенка, а не наоборот.
Есть строгие правила, которые необходимо соблюдать:
- Перед сном (хотя бы за 1 или 2 часа) не пользоваться гаджетом. Это поможет ребенку восстановить нервную систему и обеспечит нормальный, а также полноценный сон;
- Ограничить от гаджета за едой. Можно просто общаться. Полезно и приятно.
Эти правила полезны для детей и взрослых. Ваш пример — важен.
Практические советы для родителей от детского психолога.
Сегодня мы разберем, как помочь ребенку стать хозяином гаджета.
Этап №1. Подготовка.
Детский психолог Наталья Ломилина
- Определить, сколько времени, ребенку можно проводить со смартфоном.
- Ответьте на вопросы: Как долго? С какими устройствами? Вам важно, чем именно школьник занимается? Или играет роль только фактические часы и минуты?
- Понять, для чего вам, как родителю, нужно ограничить использование гаджета. Определить, зачем ограничение нужно ребенку? Пусть сам школьник ответит на этот вопрос. Здесь важен реальный ответ, как есть на момент начала. Даже если ребенок считает, что ему совершенно не обязательно вводить запреты и ограничения.
- Есть ли у вас группа поддержки? Ваши домашние и близкие готовы вести единую политику работы и борьбы с возникшей проблемой?
- Как вы сами регулируете для себя, сколько вы проводите с электронным устройством. Дети часто копируют поведение родителей. Если вы сами «зависаете» в смартфоне, то начать надо с себя.
- Важно. Если не использовать гаджет, появится свободное время. Чем его занять? Полезным? Приятным? Ничего неделанием?
Задача родителей организовать жизнь без смартфона досугом.
Можно узнать у ребенка, как он сам собирается это делать. То есть спросить его. Если он хочет лежать в постели и мечтать вместо игры в телефоне – ваша реакция? Порадуетесь? Будете ли желать его занять чем-то полезным? Отнесетесь с пониманием или с раздражением?
Часто бывает такая ситуация. Гаджет отняли, а потом начинаются жалобы родителей. Причина — он ничего не хочет и ничем не занимается.
Переводя внимание ребенка с электронного устройства, вы хотите:
- Сберечь его здоровье?
- Хотите, чтобы он распоряжался временем продуктивно? Вывести из виртуального пространства в реальное?
- Научить служить гаджет ему во благо, а не в разрушение?
- Или что еще…?
Этап №2. Разговор.
Возможно, это будет беседа о том, что вы тревожитесь за него. И вы приведете факты, которые вас беспокоят. Расскажите о своих чувствах и о проблемах, которые могут наступить при бесконтрольном использовании смартфона. Будете честны.
Узнайте мнение школьника по этому вопросу.
Познакомьте его с понятием «нормы». Она всё-таки существует. Не более 1 часа для детей младше 10 лет.
Школьник может не согласиться с вами. Часто дети говорят, что проблемы нет. Тогда предложите провести эксперимент. Заведите дневник гаджета.
Большой плюс, если и родитель будет вести свой дневник. Конечно, со взрослыми нормами.
Этап №3. Дневник гаджета.
- Заведите дневник. В него подросток будет записывать количество обращений к гаджету. А также время, которое он проводит за играми, поиском информации.
- Используйте дневник несколько дней и проанализируйте результат.
- Теперь определите желаемый результат.
- Определите награду за достижение результата и действуйте!
Пример договорённости:
- Сократить часы работы с гаджетом. Например, до одного часа в день.
- В работе глазами – чтение это, или гаджеты важно делать перерыв для глаз. Оптимально — 30 минут работы на 5 минут
Здесь задача родителя показать, что реальная жизнь интереснее виртуальной.
У ребенка появится свободное время. Его необходимо занимать. А как – он не знает. Будете не надзирателями, а поддержкой и помощниками. «Я переживаю за твоё здоровье. Я знаю, что тебе сложно, давай помогу?!» Вот что важно слышать ребенку. Только не крики в сторону дочери или сына: «Убери телефон!»
И помните – новая привычка вырабатывается за 21 день. Возможно все при методическом и систематическом подходе. Наберитесь терпения и ресурса на о, чтобы поддерживать и помогать.
Вы всегда можете задать мне вопрос или записаться на консультацию.
Удачи вам и терпения! Будете рядом со своими детьми, любите их и помогайте!
подписаться
на новости
заказать тренинг
для группы
связаться
с нами
Ваше чадо вечно сидит в смартфоне? Практические советы психолога, как отвлечь ребёнка от гаджета
Термин «смартфон» был введён компанией Ericsson в 2000 г. для обозначения своего нового телефона Ericsson R380s. И с тех пор, претерпев множество изменений и улучшений, этот гаджет для большинства из нас превратился в неотъемлемую часть жизни. С его помощью мы общаемся, ищем информацию, работаем, создаём и расслабляемся. Стоит ли удивляться, что и для детей смартфон стал главной игрушкой, от которой их очень сложно оторвать. В школах, как правило, приходится придерживаться установленных там ограничений: режим вибровызова, отключение во время уроков и т. п. Но вот ребёнок пришёл домой, мама с папой на работе, можно забыть про все запреты и погрузится в виртуальный мир. В результате уроки не сделаны, комната не убрана, посуда не вымыта. Родители недовольны и вынуждены прибегнуть к так называемой «экранной» диете.
Читательницы «Электронного Солигорска» поделились своим опытом в том, как они пытаются ограничить общение своих детей со смартфонами, а психолог Надежда Осипян прокомментировала, что родители делают верно, а что — нет. И дала рекомендации, как лучше заинтересовать ребёнка, чтобы он почаще забывал про игры в мобильном телефоне.
— Прежде всего хотелось бы отметить, что общего во всех этих историях. Приучение к смартфону или другому девайсу произошло благодаря родителям. Сами родители первый раз дают смартфон в руки ребенка для того, чтобы не мешал, посидел спокойно, не отвлекал, поел, оделся и т. д. Это то, что касается возраста от 1 года до 6 лет.
Если родителям удалось продержаться до 6 лет, то покупка смартфона зачастую происходит в первом классе для того, чтобы ребенок «был на связи» и (внимание!) чтобы был не хуже других! Ведь если у ребенка кнопочный телефон, то его могут не принять в компанию сверстников или, что еще хуже, травить.
Во всех этих историях детям меньше 15 лет. Это очень важно для дальнейшего понимания, что же делать.
И самое главное. Во всех этих историях ответственность за исправление родительских ошибок перекладывается на ребёнка: ребёнок должен следить и контролировать, сколько он играет в телефоне, должен придумать, чем себя занять и много чего ещё должен.
Теперь рассмотрим ситуации.
История 1. Галина. Дочери 12 лет. Вначале «зависание» в телефоне основывалось на доверии. Но когда дочь дома одна, это невозможно контролировать. Она может одновременно сидеть в ноутбуке и телефоне, играть и смотреть каких-то блогеров.
— Стараемся с мужем проводить разъяснительные беседы, объясняем, что не надо тратить время на просмотр чужих жизней и т. д. На выходных ходим вместе гулять в лес, по городу, зимой — на каток в Ледовый дворец, дома играем в различные совместные игры. Предлагали и такой компромисс – делать перерывы, читать что-то познавательное.
Но как только дочь остаётся одна, снова надолго «зависает» в телефоне. На данный момент мы решили провести следующий эксперимент — уходя на работу, отключаем вай-фай.
Комментарий: Родители ведут себя максимально правильно. Что еще надо сделать? Найти замену гаджету. Организовать время, когда ребенок предоставлен сам себе. Если дочь любит рисовать, то давать задания. Например, пока девочка одна дома, пусть нарисует рисунки (открытки) маме, бабушке, друзьям, потом подарит их или сделает выставку и т. д. Это значит, что любая деятельность, которую родители организовывают, должна иметь смысл и результат. Если ребенок понимает «зачем он это делает?» именно здесь и сейчас, то высока вероятность того, что он это сделает. В других вариантах результат равен нулю. Если просто попросить сделать что-то, занять себя чем-то, то ребенок и находит самый простой, а главное, приносящий максимальное удовольствие способ занять себя, — смартфон! Но эта рекомендация распространяется на тот случай, когда ребенок один дома.
История 2. Екатерина. Сыну 11 лет. Если его не контролировать, то может просидеть в телефоне несколько часов подряд и не заметить этого. Обычно играет в игры или в приложении рисует анимации. Приходится ограничивать время. Выделяем 1,5 часа в будни и 2 часа в выходные дни.
Комментарий: Ключевая фраза «Если ребенка не контролировать». В этом весь смысл, и это важно признать родителям, контроль они осуществляют всегда! Родители молодцы. Ограничение и контроль — важные составляющие. И, как и в первой истории, надо организовать свободное время так, чтобы ребенок проводил время один полезно и интересно.
История 3. Татьяна. Телефоны есть у всех троих детей. Ожидалось, что их будут использовать как помощника в поиске полезной информации, в реальности — в большей степени смартфоны служат развлечением.
Старшая дочь учится в 7 классе, и у неё много дополнительных занятий. Она ходит в художественную школу, поёт в хоре, в школе учится хорошо, поэтому сидеть с телефоном разрешаю, но немного контролирую время.
Средняя дочь – пятиклассница, у неё тоже неплохая занятость. Она каждый день ходит на танцы, когда приезжает домой, ей хочется отдохнуть с телефоном, посмотреть «Тик-ток» и т. п. Объясняю, что лучше просто полежать, например, потом сделать уроки и только после этого взять в руки любимый гаджет.
Младший сын – первоклассник, и у него привязанность к телефону сильнее. Поскольку он играет в нём постоянно: и когда сёстры чем-то заняты, и после того, как они освобождаются, тоже продолжает «сидеть» в смартфоне. Поэтому, как только у меня появляется возможность, стараюсь сына отвлекать, договариваюсь с ним. Например, предлагаю отложить телефон после того, как он досмотрит мультфильм или поиграет ещё 5 минут. В школу брать телефон не разрешаю, и не забираю сына из продлёнки, чтобы он там занимался полезными делами.
Комментарий: У первых двух девочек относительно все хорошо, и мама максимально правильно себя ведёт. Девочки заняты, хорошо учатся и гаджет — это дополнение и отдых. Сложнее с ребенком-первоклассником. Уже очевидно, что формируется зависимость. А дети в этом возрасте не умеют сами себя занимать, им нужна компания для игр. Попробуйте приглашать в дом друзей, телефоны убирать подальше и предлагать играть вместе в лего, например, собирать конструкторы и т. д. Все зависит от интересов детей. Если нет друзей, то родителям необходимо самим больше времени проводить с ребёнком, играть, строить что-то, общаться. Часто приходится слышать на консультации: 2А у меня нет времени». Мой ответ всегда один: на одной чаше весов здоровье и благополучие вашего ребёнка, а на другой — ваши дела (посуда, борщи, машины, красота, и т. д.). Что вы выбираете? Ответ за вами.
И еще несколько общих рекомендаций для всех
1. Стоит начать работу над ошибками именно с того, чтобы увидеть и признать именно свою ответственность в ситуации со смартфонами, не обвиняя ребенка: «он привык; я ему говорю контролировать, а он…»; «я все делаю, а он…».
2. Надо понять, как формируется контроль над действиями и что за это отвечает. Зоны мозга, ответственные за произвольный контроль, критику, мотивацию, оценку своих действий, за возможность понять и удержать задание, созревают к 14-16 годам анатомически и больше функционально. Значит у наших героев мозг еще «созревает» и там просто нет необходимого количества нейронных связей. Надо помогать формировать его.
3. Необходимо пересмотреть взаимоотношения в семье. Как современные родители общаются с детьми? Ограничиваются вопросами про уроки и контролем над их выполнением, кормят, одевают, дают деньги на карманные расходы. Но это не общение. Это обязанность родителей накормить, обогреть и обучить.
Следует проанализировать, сколько времени родители и дети проводят вместе просто так. Надо больше общаться с ними в будние дни, перед сном (совместное чтение, например), да даже просто разговаривать на близкие ребёнку темы. Как правило в гаджеты дети уходят тогда, когда нарушено общение в семье. И эта нехватка компенсируется виртуальным миром.
4. Будьте примером. Если сами родители не выпускают из рук гаджеты (пусть даже и по работе), то и требовать от детей отложить телефон в сторону и объяснять, что это плохо, не имеет смысла. Дети учатся тому, что видят.
5. Приучайте ребёнка к ответственности и договаривайтесь с ним. Постепенно учите детей пользоваться часами и понимать время. Определите вместе, сколько времени можно провести с телефоном, и что будет, если эта договорённость нарушится. Ищите совместно с детьми способы решения создавшихся проблем.
Помните, что ваша задача научить ребенка жить без внешнего контроля, быть самостоятельным и ответственным.
Желаю здоровья вам и вашим детям.
Отдел новостей «Электронного Солигорска»
Дети
Сообщите нам, если вы нашли в тексте ошибку. Для этого выделите с помощью мыши слово или словосочетание, содержащее ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Дошкольники в истерике требуют мультики. Дети постарше смотрят YouTube часами, только волю дай. Подростки вообще не расстаются со смартфоном — ни ночью, ни за обедом. Что делать родителям, когда цифровая реальность все сильнее затягивает их детей? В марафоне «Правмира» психотерапевт Мария Триерс объясняет, как устанавливать экранное время и договариваться о нем с детьми.
Подростки живут в двух мирах
— Добрый вечер, дорогие друзья! Меня зовут Анна Данилова, я главный редактор «Правмира». Сегодня мы начинаем серию прямых эфиров, посвященную проблеме компьютерной зависимости у детей.
Дети и гаджеты. Как найти правильный баланс? Разрешать? Отбирать? Контролировать? Мы долго собирали вопросы. Понимаем, что это огромная точка родительской боли. «Правмир» получает каждый день много писем и сообщений как от родителей маленьких детей, так и подростков. Многие люди пишут, что с ужасом видят, как дети пропадают в этих гаджетах. Есть ли вообще золотая середина?
У нас в гостях замечательный психотерапевт Мария Триерс, с которой мы будем искать ответ на все эти вопросы. Мария, добрый вечер!
— Добрый вечер, Анна.
— С каким вопросом о гаджетах к вам чаще всего приходят родители? Какова самая типичная ситуация, с которой в этой области обращаются к психотерапевту?
— Обычно среднестатистический запрос, связанный с тревогой родителей по поводу гаджетов, звучит так: ребенок засел в гаджетах, пропадает там часами, иногда ночами. Что делать? Как правило, запрос связан с родительской тревогой о том, что происходит что-то, что они не могут контролировать и не понимают, насколько это норма или уже нет.
В большинстве случаев речь не идет именно о зависимости — о гаджетозависимости, игровой или компьютерной. Чаще всего это такой же симптом в семейной системе, как плохое поведение ребенка или отказ учиться. Но бывает небольшой процент, когда стоит обратиться за помощью даже не к психологу, а к психиатру. Тогда речь идет о том, что страдает физиологическая норма.
Когда мы начинаем беседу с родителями, я стараюсь выяснить, как ребенок ест, спит, продолжает ли он учиться, чем-то еще интересоваться, гулять, общаться со сверстниками. Насколько соблюдается физиологическая норма, насколько в адеквате когнитивные функции. Если все, в принципе, происходит как было, тогда мы начинаем смотреть дальше — что же происходит с отношениями в семье, между ребенком и родителями, между супругами и так далее.
Мария Триерс
— Есть настоящая зависимость, когда страдают сон, еда и вообще все. В таком случае нужна помощь психиатра. А есть проблемы в отношениях — съехавшие границы нормы, нарушенные связи. И это решается тогда, скорее, с психологом. Правильно я понимаю?
— Не всегда требуется помощь психиатра. Иногда действительно психотерапия с самим подростком и семьей помогает справиться с некоторыми формами зависимости. Но если это действительно что-то очень запущенное, то я рекомендую обратиться за консультацией к психиатру.
— Классическая ситуация, которую я вижу в знакомых семьях. Ребенок приходит из школы, и что бы он ни делал — уроки, общение в семье, что-то еще — это ему не так интересно, как то, что происходит «ВКонтакте», в Facebook, в Instagram, в играх. Там для него настоящая жизнь, а все остальное — уныло, скучно. «Отвалите от меня все. Еще математику тут делать. Вообще достали!» Виден перекос. Что делать в такой ситуации с подростком?
— Это правда, что современные подростки существуют в смешанной реальности онлайн и офлайн. Так происходит сейчас и уже никуда не денется. Если мы возвращаемся к вопросу, что с этим делать, то потихонечку подтягиваться и становиться цифровыми соседями своим детям.
Не нужно понимать все тонкости какой-то игры, которой увлекается подросток, тщательно мониторить, на кого подписан или какой контент он выкладывает. Но стоит немножко разбираться в этом, знать какие-то тенденции того, что происходит, что современной молодежи интересно — это первые шаги.
Не стремитесь сделать из гаджета какой-то запретный плод. Не отмахивайтесь, что это, мол, баловство какое-то. Надо относиться к нему как к инструменту того цифрового общества, которое сейчас существует вокруг нас.
— Но ведь есть разница. Книга, безусловно, обогащает нас. Понятно, если подросток занимается каким-то образованием в интернете — проходит курсы, учится программировать, осваивает, например, Adobe Photoshop и выясняет, как сделать что-то самому, на форумах — это здорово. Но если посмотреть на общение «ВКонтакте»: «Ты чо?» — «Ничо». — «Ну, и чо?» С одной стороны, что делать, если заброшены абсолютно все остальные дела — работа, спорт, уроки и так далее. А с другой — если ты видишь, что это просто какая-то странная и довольно вредная штука с пугающими картинками (они могут быть деструктивными), с не очень понятными играми?
— Здесь вы правильно отметили, что уроки в 2020-м и частично в 2021-м ушли в дистанционное обучение посредством тех же самых гаджетов. Это то, что происходит с нашими детьми в процессе обучения.
Соглашусь с вами, что важен даже не сам факт того, сколько подросток проводит времени в соцсетях или вообще общается, взаимодействует с гаджетом, а понимание того, что за контент он потребляет. Даже то самое общение, на взгляд родителей подростков, не содержательное во «ВКонтакте», в Instagram, других соцсетях, чатах в WhatsApp — так или иначе, это часть цифровой социализации подростков, того поколения, которое сейчас подрастает. Это поколение Z, которое сейчас наиболее активно.
Поколение Y — это те, которые уже повзрослее. Поколение Z — это те самые подростки, которые вызывают сейчас много вопросов и споров по поводу того, что они делают в соцсетях с помощью своих гаджетов.
— Это примерно как мы в свое время болтали часами по телефону. Я тоже помню, приходишь из школы и: «Ты что сейчас делаешь?» — «Я ничего». Три часа сидишь и…
— Да, я думаю, такую параллель можно провести. Понятно, что родители, возможно, не видят какого-то смысла в этом. Но для их детей это часть какого-то социума, который происходит не в офлайне, а в онлайне посредством каких-то гаджетов.
Вся семья в гаджетах: родители работают, а ребенок играет
— Как правильно дозировать время, которое дети проводят в гаджетах, в интернете?
— Существуют рекомендации Всемирной организации здравоохранения — детям от 0 до года не рекомендуется пользоваться гаджетами. В идеале — от 0 до 3 лет ограничивать полностью, по мнению экспертов. Никакое экранное время в этом возрасте ребенку не нужно. В данном случае оно не несет ни смысловой нагрузки, ни пользы.
Для детей от 3 до 5 лет есть нормы — час в день, но при этом экранное время должно быть дробным. Если 15 минут мультики, потом 15 минут — развивающие занятия, если это происходит под присмотром родителей. Максимум час в день.
Дальше идет младший и средний школьный возраст — примерно 2 часа в будни и 4 часа в выходной. Но отмечу, что с учетом дистанционного обучения эти нормы уже не вписываются в рекомендации ВОЗ.
Для подростков с 12 до 17 лет нет норм как таковых. Родители спрашивают: «Что делать, сколько разрешать — час, два, три, четыре?» Основная рекомендация в этом возрасте — договариваться про то, какие правила существуют в семье, вырабатывать семейный цифровой кодекс. Но при этом быть готовыми самим его по возможности соблюдать, поддерживая и помогая, в том числе, подросткам следовать вашему примеру.
— Но родители очень много работают. Телефон для родителей — это рабочий инструмент чаще всего.
— Да.
— Мне кажется, ребенку сложно понять, что мы не играем в гаджетах. Я — мама, которая работает удаленно — читаю тексты, правлю их. Поэтому я все время с телефоном в руках.
— Да, это правда, сейчас большая часть родителей работает дистанционно. Но в любом случае вы оговариваете некие правила с подростками и вместе их соблюдаете. Мы говорим про подрощенных детей, которые, скорее всего, понимают, что мама с папой работают. Например, за обедом, за ужином — это то время, которое вы можете провести без телефона. И требовать того же от ребенка.
Взрослый человек сам себе устанавливает норму <экранного времени>, при желании его контролирует. Но, по большей части, речь идет не про развлечения, а про работу, это правда.
Для подростков в гаджете есть развлечения, некое общение. Но и для них это обучение, какие-то дополнительные курсы и прочее. Так они входят во взрослую жизнь, в которой, возможно, им предстоит работать дистанционно.
Ребенка надо научить взаимодействовать с гаджетом. Так же, как мы в какой-то момент обучаем держать ложку, переходить дорогу на зеленый свет.
Рассказывать, что гаджет — это некий инструмент, и существуют правила его использования, безопасности и так далее. Объяснять их стоит не в подростковом возрасте, а чуть пораньше, начиная с младшего школьного возраста. Тогда к подростковому возрасту это войдет в норму.
— Мне кажется, что часть нашего страха связана с собственным опытом. Я знаю, как переходить дорогу на зеленый свет, как пользоваться ножом и вилкой. Но с телефоном сложнее. У меня стоит счетчик экранного времени, каждую неделю его открываю: «В смысле, сколько-сколько я была в Instagram?!» Когда это происходит? Вспоминаешь, что на вопросы по делу отвечал, работал… Но для нас самих сюрприз, как это соотносится с жизнью.
Мне очень важно то, что вы сказали про правила — есть время, когда гаджет убирают, телефон не включают. Мы с мужем порой ловим себя на том, что оба за едой сидим в телефонах и дети вокруг скучающие. Я говорю: «Слушай, через пять лет мы будем спрашивать ребенка: “Ну, как у тебя дела? Что у тебя произошло?” — “Мама, все нормально”, — и глаза в телефон. Поэтому важно сейчас закладывать, что во время еды мы не достаем телефон. И у нас есть время совместное, когда у всех телефоны убраны. А не так, что мы играем с ребенком, а при этом смотрим в гаджет.
— Да, по поводу совместного времени — очень правильная мысль. Родители тревожатся: «Его от телефона не оторвать». Я говорю: «Хорошо. Какую альтернативу вы ему можете предложить? Что есть такого, что и вам, и ребенку интересно делать вместе?»
Предложить такую альтернативу — это ваша задача, как взрослого, даже если ребенку 12–13 лет. И это совместное занятие должно быть действительно ребенку интересно, а не «потому что мама сказала». Лучше вас вашего ребенка никто не знает.
Это не значит, что нужно сидеть рядом с подростком безотрывно, это не младший школьник. Но какие-то семейные ценности, совместные занятия нужны. Выделите место и время, где все будут чем-то заняты вместе как семья, без телефонов.
Нам звонят и пишут круглые сутки. Это плохо?
— Меня поразил пост отца Константина Островского. Он сказал: «Есть время, когда я не отвечу вам на комментарии, когда мне можно не звонить и не писать в вотсап, и меня не разыскивать — я играю с детьми». Иногда мы можем быть недоступны. Когда мы находимся дома, нам без конца звонят, пишут, дергают, мы на связи 24 часа. Я, например, просыпаюсь с чувством вины, смотрю, что я не успела ответить тем, кто мне написал. Но надо в какой-то момент дать самому себе разрешение быть временно недоступным.
— Да. То, о чем вы говорите — это так называемая гиперподключенность, которую сейчас исследуют. Мы 24/7 находимся на связи, и одновременно в нашей жизни офлайн что-то делаем, и там, в онлайне — какие-то чаты, рабочие и родительские, другие проекты. Такая гиперподключенность есть не только у подростков, но и почти у каждого взрослого человека.
— Раньше были правила, — после 21:00 и до 9:00 не звонить. Сейчас тебя могут настигнуть с любой ерундой в час ночи, и ты должен быть на связи. По крайней мере, в 21, 22, 23 часа написать вообще не проблема.
Мария, удавалось ли вам разрешить какую-то сложную ситуацию с гаджетами в семьях? Мне со стороны кажется, что очень сложно здесь что-то сделать. Есть ли у вас какие-то примеры из вашей практики?
— Есть опыт с дошкольниками. Ребенок лишался очередной дозы мультиков, и начиналась истерика. Это переросло во что-то неконтролируемое. Родители, столкнувшись с таким поведением, ощущали какую-то беспомощность.
Как это решается?
В какой-то момент полезно напомнить родителям про властную заботу, про некую авторитарность, которую для детей дошкольного возраста никто не отменял.
Когда ребенку пять лет и он требует мультики сверх оговоренного лимита — это то, что вы берете достаточно твердо и жестко под свой контроль. Если это «нет», то вы отстаиваете решение без объяснения причины, без «почему», без попытки договориться.
Деятельность, которую вы предлагаете ребенку в младшем дошкольном или школьном возрасте — это то, что является вашей родительской обязанностью. Это моменты потери родительского контроля, когда мама и папа вроде бы расписываются в своей несостоятельности: «Что делать, ребенок же расстраивается, он плачет, истерит, что мы лишаем его гаджетов». Вернуть позицию родителя поможет работа с нейтральным наблюдателем, иногда — с психологом.
— У нас хорошо работал такой метод. Чувствую, что ребенок получил передоз мультиков и начинает: «Дайте мне еще и еще». Мы тогда говорим, что у нас сломался телефон или ноутбук. «Ничего сейчас нет, извини, пожалуйста». Дальше он неделю сломан, и потом мы понемногу дозируем мультики. Каждый раз я думаю, правильно ли, вообще, так говорить? Получается, врем ребенку…
— Если ребенок маленький и этот контраргумент срабатывает на некоторое время — почему бы нет. Когда он старше, сам знает, как ноутбук включается, и видит, что он работает — нужен возврат во взрослую родительскую позицию: «Нет, хватит». Это без объяснения. Почему? Потому что такие правила. «Тебе было положено 2–3 мультика, они кончились. Следующая доза мультиков будет завтра или послезавтра».
Это те правила, которые вы как родители устанавливаете и следите за их выполнением, как со своей стороны, так и со стороны ребенка, особенно пока он маленький. В какой-то момент слукавить и сказать малышу, что всё, телевизор выключен и больше сегодня не включается. Почему нет? Но можно не бояться говорить ребенку правду — вы берете на себя эту ответственность: «Нет, потому что я так решила. Я взрослая, я устанавливаю правила».
В каком возрасте покупать ребенку смартфон
— С какого возраста ребенку можно давать смартфон? С одной стороны, хочется дать кнопочный, а с другой — у всего класса айфоны, и он себя чувствует белой вороной.
— Я не готова сказать, что есть какие-то правила. Если они и существуют где-то, то не узаконены. Возможны только рекомендации. По моим наблюдениям, смартфон появляется у детей в 8–9 лет, это самый ранний возраст.
Что важно?
Если вы принимаете такое решение — предоставить ребенку смартфон, то помните: в 8–9 лет это не его собственность, а ваш подарок.
Перед тем, как вручить этот телефон ребенку, нужно подключить родительский контроль и другие программы. Это сейчас несложно сделать. Большинство программ бесплатны, вы скачиваете их и устанавливаете.
Вы должны понимать, что имеете доступ к телефону ребенка, к его аккаунтам. Вы можете ограничивать либо контролировать контент, который он может увидеть. Уместно ограничивать с помощью различных программ то время, которое дети проводят в соцсетях, играх — это сейчас возможно, и не так сложно, как кажется.
Это важная часть родительской ответственности. Да, вы предоставляете ребенку смартфон, но вы полностью понимаете, что там происходит, и имеете к нему доступ с установленным родительским контролем.
— Что делать, если мы видим через родительский контроль — ребенок явно злоупотребляет своим смартфоном? Например, мы разрешили ему 15 минут в день что-нибудь смотреть. Наутро приходит статистика — вчера он провел с гаджетом 5 часов тайно от нас под одеялом. Как наказывать? Отобрать телефон?
— Здесь все зависит от возраста ребенка, во-первых.
15 минут в день — это хорошо. Чем меньше времени ребенок контактирует с экраном, тем лучше, несмотря на рекомендации ВОЗ. Но все мы понимаем, что 15 минут в день — это нереальная цифра даже для 8-летнего ребенка. Поэтому нужно оговорить правила, чтобы он знал, сколько ему действительно можно пользоваться гаджетом — час, полтора, два часа. Это время, которое он проводит в телефоне на свое усмотрение. И важно, что это не связано с обучением. И вы имеете к этому какой-то доступ и контроль.
Если ребенок не выполняет или бойкотирует правила, возвращаемся в свою родительскую роль. И пробуем договориться, если это подросток. Ведем диалог примерно так: «Я тебе доверяю, и хочу и дальше тебе доверять, но я беспокоюсь…» Далее озвучиваете то, о чем вы беспокоитесь: «Ты проводишь много времени в смартфоне и не спишь. Меня тревожит информация, которую ты потребляешь». Понятно, что сейчас этот диалог у меня немножко искусственно звучит.
Просто взять и отобрать — это возможно как радикальная мера с младшими детьми, когда все выходит из-под контроля и речь идет о безопасности жизни. Но если мы говорим про подростков, отобрать телефон — эта мера не сработает, а наоборот, поспособствует тому, что ребенок найдет другую возможность пользоваться гаджетом. Поэтому пробуйте договариваться, призывать к диалогу, пытаться доверять и объяснять, почему важно соблюдать правила.
Если речь про младших детей, вам же удается с ними договориться — например, по поводу уроков или домашних дел. Действуйте примерно по той же схеме, но только здесь речь идет про гаджет и время, проводимое в нем.
Можно ли наиграться в компьютер так, чтобы надоело
— Встречалось ли вам успешное решение, когда родители вообще не контролируют экранное время подростка? Установка ограничений на экранное время вроде бы решает эту проблему. Но при этом тебя ограничили, и это запретный плод, он сладок. Чем больше тебя ограничивают, тем больше тебе хочется.
Тутта Ларсен проводила эксперимент со своим старшим сыном — во время самоизоляции не ограничивала его экранное время. Надеялась, что в какой-то момент он наиграется и это перестанет быть интересным для него. Но осенью к ограничениям пришлось вернуться.
Может быть, все-таки стоит попробовать? Мол, играй, сколько влезет. По принципу, если два дня есть шоколад, то на третий день ты на него не сможешь смотреть. С гаджетами так не срабатывает?
— Я придерживаюсь позиции, что ограничения нужны. Если мы говорим про младший возраст, то экранное время нельзя не контролировать.
Со старшими детьми слово «ограничение» я бы заменила на «правила». Можно в какой-то момент обсуждать постепенную автономию. Ваш ребенок растет, и завтра-послезавтра он станет самостоятельной совершеннолетней личностью. Постепенная автономия, начиная лет с 14-15, нужна. Но это происходит плавно. Не так, что подарили на день рождения смартфон, и «ок, делай с ним, что хочешь».
Поэкспериментировать в какой-то момент можно с подростками, обсудив заранее какие-то правила: «Я тебе доверяю. Столько-то часов в день и в неделю ты можешь пользоваться смартфоном, я не контролирую твое экранное время. Но если мне покажется, что ты не справляешься, если у меня возникает тревога, я в любом случае подключусь к этому».
— Читатель пишет: «Устанавливать безлимитный интернет по тарифу 5 Гб на месяц, а ребенок пусть сам распределяет время».
— Да, вполне. Гигабайты заканчиваются, на следующий месяц опять какая-то норма. Это одно из правил, которые можно использовать в общении с цифровым поколением.
— Важно, чтобы ребенок не начал искать источники трафика у других людей. Наш старший ребенок сразу пишет слезно в вотсап: «Бабушка, положи денег на телефон. Дедушка, положи денег на телефон». Оказывается, что это тоже не контролируется.
Вот что пугает. Мы пытаемся договариваться в отношении гаджетов, смартфонов и компьютерных игр. Мы такие классные, мирные родители с белым флагом. Но против нас работает огромная индустрия. В компьютерные игры и социальные сети вкладываются огромные деньги, это один из самых прибыльных мировых бизнесов, в котором сосредоточено столько ресурсов, сколько ни в одной другой области. На одной стороне — маленький ребенок и его демократичные родители, которые пробуют договариваться. А на другой — кит, который жаждет нас поглотить, которому нужно как можно больше людей. Это не равные условия.
— Да, это правда, и это относится не только к детям. Если мы возьмем чуть шире, мы все — добыча того самого монстра, который находится по ту сторону экрана. Действительно, это крупные бизнесы, которые заинтересованы в том, чтобы не только дети, но и взрослые проводили как можно больше времени со смартфонами. Экранное время увеличивается, чтобы продать как можно больше каких-то услуг, товаров. Безусловно, здесь вы правы — это то, как сейчас работает реальность.
Нужно понимать — да, есть монстр по ту сторону экрана. Но есть вы и ваш ребенок.
Направьте ваше внимание в ту доступную зону, которую вы можете контролировать. Отрубить интернет, отобрать телефон — это очень краткосрочная мера. Поэтому надо договариваться. Правила и ограничения.
Контролировать то, что вам под силу — это способ адаптироваться к новой реальности, которую никто не в силах изменить. Вы не сможете полностью отключить от этого мира своего ребенка. Здесь его будущее. Это образование, которое возможно в дистанционном формате, какие-то профессии, удаленная работа. Все то, с чем нужно научить ребенка обходиться. Важно объяснить ему правила его безопасности у экрана, по ту сторону которого находится тот самый монстр.
Почему с подростками запреты не работают
— Несколько моих знакомых программистов категорически запретили своим детям любые компьютерные игры. Они сказали: «Нам неважно, что у других они есть. У них есть сигареты за школой в 13 лет, а у нас — нет. Другим можно выпить пива в 12 лет, у нас, извини, нет. Пиво, наркотики, алкоголь и компьютерные игры у нас под запретом. 18 лет тебе будет — делай, что захочешь, а пока извини». В этих семьях доступны все технологии онлайн-образования, любые курсы, репетиторы и так далее. Но компьютерные игры запрещены.
Мне очень импонирует как родителю эта технология. Там дети уже взрослые, они мне напоминают тех моих ровесников, которые выросли в семьях без телевизора. Есть ли в этом опасность — в пути полного ограничения? Что надо понимать родителям, которые на такой путь становятся? Или вам кажется, что это совсем рискованный шаг?
— Если это то, что предусмотрено правилами вашей семьи, вы так решили, то я с большим уважением отношусь к этому. И вообще к родителям, которые способны выработать свои правила, придерживаться их и стараться объяснять детям, а где-то — контролировать и ограничивать их.
Но компьютерные игры — это песчинка в цифровом море. Если в целом подросток имеет доступ к интернету, к соцсетям, если у него есть возможность общаться в каких-то чатах со своими сверстниками, но при этом у вас правило, что в компьютерные игры он не играет, и это такая договоренность, ваше требование — почему бы нет. Вполне рабочий метод, если это то, что поддерживают родители.
— Только мы тут не можем говорить про слово «договоренность», потому что ребенка обязали выполнять правило.
— Если ребенку очень хочется, а ему запрещают, он все равно найдет способ добиться своего — это же как запретный плод. Поиграет в компьютерную игру, пусть не со своего телефона или ноутбука. Есть друзья, есть еще кто-то.
Поэтому если родители хотят ограничить определенные игры, соцсети, контент — это то, что нужно доносить как правила. А не как лишение ребенка сладкого — «отобрали эту конфетку». Безусловно, многие компьютерные игры — это правда риск зависимости. Это такая технология. Кто-то на нее подсаживается, кто-то нет, это правда.
— Один ребенок вырастет и станет крутым программистом тех же самых игр, будет получать огромную зарплату и иметь интересную жизнь, а второй будет бесконечно играть и отходить от ноутбука только поесть и в туалет. У нас очень много писем от родителей: «Ему 20 лет, он лежит на диване и ничего не делает. Уходит в свою комнату, чтобы играть в стрелялки». Это, конечно, очень пугает.
Как быть, если у родителей отношений с подростком нет? Он ушел в школу в 7:30, а мы — на работу. Потом все вернулись, и дальше общение: «Как там уроки?» — «Нормально все». — «Почему по алгебре два получил?» — «Не знаю, что-то учитель не в настроении была». Дальше он в своем гаджете, мы — в своем. Все общение либо формальное, либо конфликтное, когда мы выясняем, какие у него оценки. Ему говоришь: «Давай посидим, поговорим, что-нибудь с тобой обсудим». А он: «Ну, мам, что мы с тобой будем обсуждать? Всё, поговорила со мной, иди. У меня все хорошо, мама». Отвали.
— Да, очень жизненно. Важно понимать, что подростковый возраст — это этап развития личности, который очень часто проходит по тому сценарию, который вы рассказали. Начинать резко налаживать отношения и устанавливать духовную близость с подростком родителям, правда, смысла нет. Это честно. Потому что в этот период его жизни родительский авторитет задвигается, и на передний план выходит социум. Он пробует отделить себя от родителей и понять: какой я отдельный без вас, мама с папой.
Договариваться и устанавливать общение важно до того, как наступил этот подростковый период. Родителям подростков стоит интересоваться эмоциональной сферой, но не устраивать из этого допрос. Если вы видите, что с вашим ребенком что-то не так, попробуйте задать простые вопросы. Как ты? Как настроение? Как дела?
Дети помладше сильно нуждаются в вас. И пока ваш родительский авторитет почти на максимуме, эти отношения и близость нужно устанавливать. Тогда даже в подростковом возрасте, даже когда ребенок скажет: «Мама, закрой дверь с той стороны», — у вас будет контакт. Да, это подросток, он сейчас так себя ведет, но у вас есть контакт и некое спокойствие, что если ему понадобится помощь или будет какой-то трудный для него вопрос, он обратится к вам. И у вас будет понимание, что вы его слышите, видите, чувствуете. Сейчас он не готов с вами обниматься и сидеть рядом на диване, потому что это нормально, он подросток и ему важно пройти этот этап.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Возраст ребёнка: 10 лет
Дочь ничем не увлекается, плохо учится, лишь сидит сутками в телефоне.
Добрый день, я мама 10 летней дочери. Дочь растет в полной семье, муж работает дома специально, чтобы забирать ее со школы и делать уроки. Я работаю допоздна, но все свое свободное время посвящаю дочери. Ребенок посещает парки, выставки, детские аттракционы. У нее много игрушек, дорогой мобильный телефон. В чем проблема, почему я обращаюсь к Вам: 1) В школе с девочками постоянные конфликты (у нее есть 2 подруги, вот периодически они против моей дочери «ополчаются» и перестают дружить,через время опять дружат и так очень часто повторяется. 2) Дочь ничем не увлекается, ее не интересуют ни выставки, ни музеи, ни домашние хобби, она сидит в телефоне сутками и ничего больше не хочет. Я стараюсь ее заинтересовывать роликами, прогулками, она идет, гуляет, бегает, может хоть весь день бегать на улице, только бы не учиться. 3) Она не хочет учиться совсем. Не любит читать, не любит писать, не любит делать уроки, делает все тяп-ляп, только бы побыстрее закончить и сесть с телефоном. Учиться плохо, нет любимых предметов. Врет, что учитель к ней предвзято относиться. Я хожу в школу и с учителем на связи, наш учитель говорит, что ни мы, ни она для нее не авторитеты,что оч. много ей позволяем, очень мало наказываем. Дочь еще и врет, почему она получила плохую оценку (то быстро диктовали, то учитель не предупредила о контрольной). Что мы упустили в ее воспитании? Как мне исправить ситуацию? Ругать? Наказывать? Я пыталась ей объяснить, что учеба — это важно, что ей потом жить и работать, но бесполезно. Почему ребенок ничем не увлекается? Что ее тоже силой заставлять? И еще она очень много участвует в наших с мужем взрослых разговорах, она все слышит, о чем мы говорим, дает советы. Ее как-то так много в нашей жизни, что я не понимаю насколько это правильно???
Людмила
Здравствуйте, Людмила!
В вашем письме звучит сразу несколько проблем, но на самом деле все они являются единым комплексом. Ваша дочь стоит на пороге подросткового возраста, а это тот возрастной период, когда общение со сверстниками становится важнее и вытесняет учебную деятельность на второй план. Поэтому, возможно, все то, что вы описываете, является началом кризисного подросткового возраста.
Вы пишете, что у девочки возникают конфликты в школе с подругами. Но что в этом особенного? Конфликты – естественная составляющая нашего общения, без них невозможно обойтись, и нередко именно конфликты выступают как ресурс для дальнейшего развития. В подростковом возрасте интимно-личностное общение со сверстниками является ведущей деятельностью, в этом возрасте ссоры и конфликты будут возникать еще чаще, ведь именно так подростки учатся коммуникации, общению – они ссорятся, мирятся, влюбляются, экспериментируют, проверяют на прочность границы допустимого. Общение вашей дочери – ее зона ответственности, вам не нужно влезать туда, давать советы, участвовать в этой части ее жизни. Конечно, это не отменяет того, что сейчас важно сохранить теплые доверительные отношения между вами и дочкой, но лучше, если вы будете сторонним наблюдателем, который всегда готов прийти на помощь, поддержать, помочь, посочувствовать или порадоваться, возможно, рассказать о себе в этом возрасте и о подобных ситуациях, возникавших с вами.
Как мне показалось, пункт 2 и 3 в вашем письме говорит об одном и том же: об отсутствии мотивации к обучению. Такая ситуация могла сложиться в случае, если вы активно занимались ранним развитием ребенка, обучали его чтению и письму, водили на подготовительные занятия, «развивашки», а ребенок к этому времени не достиг 7 лет. До наступления этого возраста учебная деятельность не является ведущей, она вообще мало интересует ребенка, и обучение до школы способно просто перебить естественно возникающий интерес, к школе такой ребенок уже устал от учебы и парт, его познавательный интерес не сформирован, как следствие, мотивация к обучению отсутствует. Также возможно, что ваша дочь психологически уже находиться на ступени развития подросткового возраста, а значит, что учебная деятельность уже отходит на второй план. Это естественное течение развития ребенка, это нормально. Более того, если девочку до сих пор контролирует папа и делает вместе с ней уроки, нежелание учиться может быть протестом против родительских требований, причем вполне оправданным протестом. Обучение в школе, как и общение со сверстниками, является зоной ответственности девочки, поэтому необходимо предоставить ей в этом бОльшую свободу.
Крайне важно, чтобы в любой ситуации, произошедшей в школе, вы были на стороне ребенка. Почему вы больше доверяете педагогу, чем собственной дочери? Почему вы не допускаете возможность того, что действительно учитель быстро диктовал и не предупреждал о контрольной работе? Педагог не может и не должен давать вам советы о том, как и когда наказывать ребенка, а тем более не должен влезать в ваши семейные отношения и рассуждать о вашем авторитете. Такие разговоры свидетельствуют о непрофессиональном поведении педагога. Вам необходимо понять, что ваша цель – сохранить доверительные отношения с дочкой и помочь ей в ее развитии. Если девочка будет видеть, что вы ей доверяете и верите, что вы уверены в ней и готовы предоставить ей ее зону ответственности, то и вести она себя будет совершенно по-другому.
Екатерина Сафонова,
психолог сайта «Я — родитель»